Что включает в себя компонент отрефлексированного знания ученика знаю что
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
Н — не абсолютное зло
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Рефлексия как важнейший этап современного урока
Разделы: Математика
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед».
Евгений Доманский
Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответына вопросы, которые сам себе задаёт.
Поскольку основным видом математической деятельности школьников является решение задач, то именно задачный подход мы рассматриваем в качестве основного средства формирования соответствующей мотивации.
Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной деятельности. Задачный подход существенно обогащает рефлексивный компонент математической деятельности: осознание учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.
Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления. Но насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных. Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы, является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы.
Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно. Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.
Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия – это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт. Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось сделать.
Классифицировать рефлексию можно:
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
По цели выделяются следующие классификации рефлексии:
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Возможные приёмы и методы рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Рефлексия содержания учебного материала
Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но главное заключается в том что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Создание здоровьесберегающей среды в развитии личностных качеств
Мотивация учебной деятельности школьников включает организацию их внимания и управление им, разъяснение смысла деятельности на уроке, по возможности совместную с учащимися постановку целей урока, обеспечение ситуации успеха в достижении сформулированной цели, поддержание у учащихся положительных эмоций и состояния уверенности в своих действиях.
Для обучения русскому языку существенны внутренние положительные мотивы ребенка (интересны изучаемый предмет, используемые методы обучения, учитель; стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса) и внешние положительные мотивы (стремление получить высокий балл, одобрение одноклассников, учителя, родителей).
В качестве мотивации учебной деятельности школьников словесники привлекают занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности имеющихся знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие высказывания, игровые ситуации, дидактические рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового материала, — словом, всё, что может вызвать интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность.
Организуя деятельность школьников при проверке домашнего задания, учитель устанавливает правильность, полноту и осознанность его выполнения, выявляя и устраняя пробелы в знаниях учащихся и способах деятельности, создавая условия для установления связи между проверяемым материалом и тем, который подлежит усвоению на уроке.
Используемые на данном этапе методы зависят от вида домашнего задания: было оно устным или письменным, репродуктивным или творческим. Для проверки письменного репродуктивного домашнего задания используются: тесты, фронтальная проверка; выполнение учащимися самостоятельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу, диктант по материалу домашней работы и др. При проверке теоретического материала — фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос.
Если домашним заданием предыдущего урока был предусмотрен материал для повторения к данному уроку, с проверкой домашнего задания нередко совмещается актуализация опорных знаний — восстановление в памяти учащихся сведений о языковых явлениях и способов деятельности, которые необходимы, чтобы успешно был усвоен новый материал. Для актуализации опорных знаний привлекаются: постановка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; анализ языкового явления; индивидуальный опрос, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему.
Введение нового материала начинается с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познавательной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную активность учащихся. В результате проведенных под руководством учителя или самостоятельно мыслительных операций вычленения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся накапливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.
Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные методы: объяснение учителя, активизирующего познавательную деятельность школьников, лекция, эвристическая поисковая беседа, анализ учебного текста, самостоятельная работа школьников по учебнику.
Для осмысления нового материала учащиеся составляют схемы, модели, таблицы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).
Процессом запоминания нового материала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мнемотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.
Далее устанавливается степень осознанности учащимися нового материала, выявляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная проверка понимания нового материала).
С целью первичного закрепления знаний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного материала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученного для обеспечения индивидуальных способов умственных действий учащихся.
При сообщении нового материала на современном уроке русского языка используются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную деятельность учащихся: проблемные ситуации и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютерные программы, «мозговой штурм», лекция с обратной связью, конференция, семинар, деловые игры и т.д.
Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.
Учебно-языковые умения (анализ фактов языка; их классификация и дифференциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схемами) опираются на знания системы языка; речевые умения (умения пользоваться средствами языка для решения коммуникативных задач) — на знания о речи; правописные умения — на знание орфографических и пунктуационных правил.
Последовательность обучения умениям такова: показ образца применения теории на практике (составление или анализ алгоритма, образца рассуждения), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по алгоритму, по аналогии; в измененных и новых ситуациях).
Закрепление знаний и развитие умений и навыков — следующий этап усвоения школьниками учебного материала.
Закрепление знаний строится таким образом, чтобы обеспечить более высокий уровень их осмысления учащимися. Предполагается неоднократное воспроизведение полученных знаний с целью установления существенных признаков языковых явлений и их связей с признаками других явлений, привлечение заданий, выявляющих уровень понимания учащимися закрепляемого материала. Закреплению знаний способствуют: «озвучивание» опорного конспекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лингвистическую тему, «вопросно-ответное общение» в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирование.
Для развития умений и навыков применяется более сложный, чем при первичном закреплении, языковой материал; операционные умения отрабатываются с привлечением системы заданий, в основе которой лежат действия на применение закрепляемых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, в измененной и новой ситуации. Темп, объем, уровень сложности развиваемых умений и навыков при закреплении материала регулируются привлечением разноуровневых самостоятельных работ, учитывающих индивидуальные психофизиологические особенности школьников.
Обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков — это структурирование в сознании школьников целостной системы взаимосвязанных знаний, применяемых для решения более сложных дидактических задач.
«Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета».
Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осуществляется в процессе активной и продуктивной деятельности учащихся, направленной на включение полученных и закрепленных знаний в систему ранее изученного. В результате устанавливаются внутрипредметные связи между лингвистическими понятиями, грамматическими категориями, орфографическими и пунктуационными правилами.
Целостность системы знаний достигается при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характера, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.
Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированного применения обобщенных знаний в новых условиях, в процесс творческой деятельности учащихся.
Информация о домашнем задании— важный этап урока, который включает: запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся, мотивацию индивидуальной работы и инструктаж по ее выполнению. От характера домашнего задания (какие способы деятельности оно предусматривает, интересно ли для учащихся), от его объема, от степени готовности к его выполнению зависит эффективность усвоения знаний школьниками.
Известны такие виды домашних заданий:
— устные и письменные;
— связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и развитием и совершенствованием умений и навыков;
— репродуктивные, конструктивные, творческие;
— общие, дифференцированные, индивидуальные;
— регламентированные по срокам исполнения и нерегламентированные
В определении домашнего задания необходимо избегать перегрузки учащихся (на его выполнение ученик не должен тратить более получаса); создавать условия для возможности выбора ими задания; учитывать учебные возможности школьников и их предпочтения: два-три небольших упражнения они предпочитают одному большому; предусматривать материал для повторения как основу актуализации знаний на следующем уроке.
На выходные и праздничные дни домашнее задание не дается.
Подведение итогов и рефлексия— заключительный этап усвоения новых знаний.
Подведение итогов урокарусского языка предполагает не только качественную оценку учителем работы класса и отдельных учащихся на уроке, но и упорядочение полученных ими знаний и сформированных умений, для чего используются:
— восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений;
— восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущность языкового понятия;
— продолжение формулировки определения языкового явления;
— вставка пропущенных в определении понятия слов;
— формулирование условий, при которых действует та или иная норма;
— указание нормы, которая действует при соблюдении названных условий;
— составление схем пунктуационных правил;
— письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой и т.д.
Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад) в обучении — это осмысление учеником конечного уровня знаний и представлений, полученных при изучении нового материала (его закреплении, обобщении и систематизации), и сформированных на их основе умений в сопоставлении с начальным уровнем знаний, представлений, умений.
«Отрефлексированное знание как личностное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов:
+«знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания);
+«знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
+«знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
+«знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов достижения поставленных целей».
Школьники, подготовленные к самооценке собственных результатов, ведут тетради самоконтроля, в которых отмечаются: тема урока, что нужно знать, что знает ученик, какие затруднения испытывает; что нужно уметь, что умеет ученик, какие затруднения испытывает.
Мотивация учебной деятельноститребует, чтобысоздание здоровьесберегающей средыв развитии личностных качеств учащихся соблюдалось постоянно..
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 12639