Что включает в себя икт
Информационно-коммуникативные технологии
Нестерова И.А. Информационно-коммуникативные технологии // Энциклопедия Нестеровых
Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.
Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.
Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием «Стратегии развития информационного общества» [3]. Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.
Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.
Отдельно следует выделить трактовку термина «информационно-коммуникативные технологии». В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:
Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе. [1]
Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.
Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:
Структура ИКТ
Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.
ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.
Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:
Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий
В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:
Функции ИКТ
Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ
Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.
Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:
Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)
Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средства ИКТ
Описание средства ИКТ
Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.
Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.
Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.
Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.
Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)
Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Носитель информации (флешка, SSD)
Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.
Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении [2].
Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.
План конспект урока с использованием ИКТ
План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.
В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.
Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.
Задачи:
Планируемые результаты:
Оборудование:Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.
Структура урока:
Ход урока:
До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.
Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме
«Ломаная линия. Звено ломаной». Почему вы не заняли свои места?
Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.
Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.
От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.
Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты «своего» цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.
Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.
Почему вы не заняли свои места?
Учитель: Почему не хватило ленты?
Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?
Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?
Учитель: Давайте так и сделаем.
Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.
Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.
Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?
Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.
Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.
Учитель: Посмотрите на слайд 3.
Учитель: Как называется
Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.
Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?
Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?
Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?
Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.
У вас на столе лежат длинные сухие макароны. ( На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.
— Испуг, возглас, огорчение.
-Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её «ломаной».
-Итак, тема нашего урока: «Ломаная линия и её особенности».
Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.
Учащиеся: Она короткая.
Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.
Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.
Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.
Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.
Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.
Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.
Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.
Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.
Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.
Работа по теме урока.
Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.
Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:
1 группа: номера прямых линий;
2 группа: номера ломаных линий;
3 группа: номера не линий.
Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?
Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?
Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?
Учитель: Посмотрите на слайд 6.
Учитель: К какому выводу пришли?
Учащиеся выполняют задание.
Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.
Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.
Учащиеся советуются в группах.
Нет. В середине ограничены.
Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.
А теперь небольшая разминка:
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Учитель: Как идёт девочка?
Учитель: Прочитайте текст под рисунком.
Учитель: Что вы узнали?
Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?
Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.
Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?
Учитель: Самое большое количество звеньев?
Учитель: Как вы расставили числа?
Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.
Учитель: Как называется такой порядок?
Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?
Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.
Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.
Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.
Учащиеся: На наборных полотнах:
Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.
Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3
Учащиеся: Треугольники ( 3 угла, 3 стороны), четырёхугольники ( 4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.
Закрепление изученного материала
Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?
( с. 38 учебника, внизу)
Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.
Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?
Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)
Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.
Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?
Где пригодятся ваши знания?
Как вы работали на уроке?
Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.
Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.
Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.
Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе .
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержан ие у у ченика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. в функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
средство диагностики и контроля.
2 . в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока , но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Преимущества использования ИКТ
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7. Не хватает компьютерного времени на всех.
8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Использование средств сети Интернет и электронной почты.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийких и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей эвристические олимпиады, является Центр дистанционного образования.
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процесс обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.
В данной статье были описаны лишь основные направления использования ИКТ при обучении иностранным. Учителя-предметники могут свободно варьировать предложенные варианты, создавать свои подходы к использованию ИКТ, варьировать и сочетать различные направления, выстраивать собственные типы уроков в зависимости от их уровня владения информационно-вычислительной техникой и желания использовать ИКТ в своей работе.
В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества.
Изучив состояние проблемы использования ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеем методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.
Использование средств ИКТ при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:
повышению качества обучения по английскому языку;
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;
повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
5. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.