Что включает в себя древнегреческое понятие закона
закон
1 νόμος
См. также в других словарях:
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия
ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля
Закон — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… … Википедия
ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова
Закон ТВ — телевизионный канал «Закон ТВ» Страна … Википедия
Закон — нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… … Элементарные начала общей теории права
Закон — 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей … Политология. Словарь.
закон — ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… … Большой Энциклопедический словарь
ЗАКОН — ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… … Толковый словарь Ожегова
Происхождение права в государствах Древней Греции
Право Древней Греции не оказало существенного влияния на развитие правовой системы мира. Это связано с тем, что оно не было разработано так тщательно, как, например, право Древнего Рима. Древнегреческая юридическая система не получила раздробленности, она не стала системой норм, пригодной для повторения в других странах.
Западные юристы мало что переняли у древних греков, так как у них практически не было законодательства. Так, в Спарте вообще не было никаких писаных законов, а афинские не дошли до нашего времени в подлинном виде. Греческие законы не были кодифицированы и структурированы. Не осталось и каких-либо правовых записей — предположительно, в древнегреческом праве их не было вовсе.
Вся информация о праве Древней Греции получена из следующих источников:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сочинения ораторов, в особенности, речь Демосфена. В ней записаны сведения о праве и его история. Сочинения Исея дают важную информацию о наследственном праве. Платон и Аристотель дают положительную характеристику Древнегреческому праву как системе, которая повлияла на их философские взгляды в отношении законодательства.
Философов поддержали и поэты — Гомер, Евпирид, а также историки — Геродот, Ксенофонт, Полибий. До нас дошло не так много сведений. Недостаток этой информации в том, что они представляют собой не достоверные данные, а, скорее, пересказ с субъективным мнением.
Материал, содержащийся в надписях, изложен более сухо и объективно. По ним можно изучить греческое право. Также был найден Гортинский закон, который раскрывает новые страницы греческой юриспруденции. Но большая часть документов — частные записи о совершенных сделках, что не может дать полное представление о древнегреческой правовой системе.
Особенности источников и их общая характеристика
По трудам античных историков, философов и мыслителей Древней Греции сегодня можно составить представление о законодательстве государства. Благодаря этим источникам, складывается полноценная картина о правовой системе.
Для Древней Греции было характерным полисное устройство, то есть каждый город представлял собой автономное государство со своим законодательством. В те времена главным источником права выступали обычаи, которые никак не закреплялись в письменном виде.
В классический период письменные нормы были только в Афинах, в то время как во всем остальном государстве право было закреплено устно.
Так, лишь в 621 г. до н.э. появились Законы Драконта — первое фиксированное в письменном виде право. Они были приняты в Древних Афинах.
В афинском праве собственности было разделение имущества на:
Из вещных прав выделяли:
Личная собственность признавалась производной от государственной собственности. Но в Древней Греции так и не был обозначен круг прав собственника.
Источником отношений обязательственного характера был письменный договор и устное соглашение, а также деликт.
Афинское право предусматривало договора:
Такие договоры, как правило, заключались письменно.
Деликтные обязательства возникали вследствие причинения имущественного вреда. В качестве обеспечения исполнения договора был предусмотрен залог, задаток или поручительство.
Брак по древнеафинскому закону означал договор, который заключали главы двух семей. Брак являлся обязательным. С другой стороны, его отсутствие не было наказуемо. Право на развод принадлежало только мужу, так как жена находилась в подчиненном положении. Также долгое время власть отца в семье была неограниченной.
В Афинах было предусмотрено право на наследство по завещанию и по закону. Наследниками первой очереди по закону были сыновья. В случае их отсутствия на имущество могли претендовать дочери. Если не было наследников прямой очереди, то наследство полагалось родственникам со стороны. Внебрачные дети отца не признавались его наследниками.
Завещатель должен был находиться в здравом уме, не подвергаться давлению извне и физическому насилию, а также не иметь детей мужского пола на законных основаниях. Женщины, несовершеннолетние лица, усыновленные дети не могли претендовать на наследство по завещанию.
Афинское уголовное законодательство предусматривало следующие преступления:
В вопросе назначения наказаний применялись традиции родового строя, в некоторых случаях была и кровная месть. К преступлениям против государства относились:
К тяжким преступлениям относили и убийство в храме. Также назначали штраф за ложные доносы, за клевету и шантаж. Лишение гражданских и политических прав было самым тяжким наказанием для преступников.
При осуждении на смертную казнь человек мог сам исполнить наказание через:
Телесные наказания не были предусмотрены в Афинах, а лишения свободы там не было вообще.
По закону могли наказать животное и неодушевленный предмет, если он «убил» человека:
Преступления делились на умышленные и неосторожные. Когда назначалось наказание, то учитывался этот факт, а также роль участника преступления — подстрекатель или исполнитель.
Примечательно, что законодательство Афин включало в себя понятие самообороны.
Цель наказания заключалась в причинении преступнику страданий и лишений. Были предусмотрены его следующие виды:
Когда должностное лицо получало жалобу, начинался судебный процесс. Такой документ могли подать только граждане Афин, обладающие всеми правами. Жалоба женщины или несовершеннолетнего лица предоставлялась главой семьи, а прошение раба — господином.
После получения жалобы начинался процесс предварительного расследования. Затем суд переходил к рассмотрению дела, если не было никаких возражений от участвующих сторон. Доказательства предоставляли ответчик и истец самолично.
На стадии судебного заседания принималось решение на тайном голосовании. Обжалование приговоров было возможно через гелиэю — афинский народный суд.
Основные черты древнегреческого права в разные периоды
Историю культуры Древней Греции делят на несколько важных этапов.
Крито-микенский период
Крито-микенский период — III–II тыс. до н.э.
Остров Крит располагался в благоприятном месте: территория была защищена морем, имела большие площади земли, находилась на пересечении морских путей.
Благодаря такому расположению родовой строй быстро перешел к классовому обществу. Появлялись первые металлургические центры.
В начале III тыс. до н.э. у минойцев произошел распад родовой общины. Оттуда выделились автономные семейства, которые обладали частной собственностью. Все богатства оказались в руках родоплеменной знати. Вожди племени стали басилевсами. Ранее их власть ограничивала племенная демократия.
Среди городов острова Крит особенно выделялся Кносс. Он стал столицей Кносского государства в первой половине XVI века до н.э.
Минойская цивилизация не имела централизованного государства. В 1700 году до н.э. на острове произошло землетрясение. Положение державы пошатнулось и усугубилось вторжением на Крит греков-ахейцев с Балкан. Впоследствии они ассимилировались с местными жителями и навязали свои порядки и культуру. Крит стал провинцией ахейской Греции.
В XVI в. до н.э. самой сильной державой было Микенское царство, особенно в период царя Агамемнона. Также процветало Пилосское царство на юго-западе Пелопонесса, Арголида (северо-восток), Аттика со столицей в Афинах (Средняя Греция).
Эти государства назывались раннеклассовыми, так как они образовались на основе родового строя и сохранили многие его традиции и порядки. Было очевидно влияние Древневосточной культуры.
Это были государства, имевшие монархическую форму правления с государственно-храмовым хозяйством и земельной общиной, что роднило их с восточными монархиями. Крито-микепские порядки отразились на дальнейшем пути развития государства греко-ахейцев. Там был общинный уклад, власть царя с функциями верховного организатора.
Власть басилевса основывалась больше на авторитете лидера, чем на безоговорочном подчинении, как это было у восточных монархов.
Гомеровский период
Гомеровский период охватывает конец XIII –IX в. до н.э.
Это было время возвращения к племенному типу государственности и военной демократии из-за вторжения дорийцев в конце XIII века до н.э. — греческих племен с севера. Им удалось покорить Микенское и Пилосское царства.
Дорийские племена были на этапе первобытно-общинных отношений. Хотя в области металлургии наблюдался некоторый прогресс: например, они уже использовали железо, а не медь как ахейцы.
После падения микенской цивилизации настали так называемые «темные века». Дорийцы разорили царские хозяйства и земли, в результате чего действующая экономика рухнула. Была уничтожена власть ахейских царей. Города пришли в запущение. Так, возникли предпосылки для образования государства нового типа, лишенное признаков монархии.
Появились протополисы как новые формы государственных образований. Они опирались на институты племенной демократии и общинные порядки, на класс свободных собственников, образовавшийся после раздачи царских земель общинникам.
Следующий этап — формирование полисов в города-государства. Для таких образований было характерна переходная форма — от родового общества к классовому.
Военная демократия представляла собой протогосударство, которое включало в себя соседские общины и было объединено вокруг городского населения — центра. В основном города населяли земледельцы, скотоводы, торговцы и небольшая часть ремесленников.
Общество стало подразделяться на разные слои. Так, у родовой знати оказывались во владении огромные участки земель, намного больше, чем у общинников.
Власть басилевса в тот период не была избирательной. При этом его деятельность ограничивалась советом старейшин и народным собранием, состоявшим из взрослых мужчин. Дорийцы после раздачи царских земель общинникам в качестве частной собственности приблизили процесс социального расслоения для последующего перехода к образованию городов-государств.
Архаический период
Для архаического периода характерно разложение родоплеменного строя и возникновение раннерабовладельческого общества. Появляются полисы — государства-города с сельскохозяйственной округой.
Полис представлял собой собрание граждан такого города, городских поселений, а также земель (пахотных и садовых), рудников и рабов. Все это составляло собственность определенного полиса.
Самые крупные древнегреческие полисы тех времен — Афины и Спарта. Они демонстрировали два разных способа организации жизнедеятельности полиса. Именно два этих государства предопределили развитие правовой системы в Древней Греции. Способы организации жизни и общества в Афинах и Спарте был различным.
Для Афин было характерным наличие демократической республики, опора на частную собственность и сообщество ее владельцев. Там признавали свободу личности, которая участвует в управлении полисом.
В Спарте же была аристократическая республика военного типа. Право принятия важных государственных решений возлагалось на общину спартиатов, состоящую из меньшинства. Члены общины подвергали эксплуатации население и старались сдерживать развитие классового неравенства.
Классический и эллинистический периоды
Классический период — V–IV вв. до н.э. В это время происходил подъем полисного устройства и борьба Афин и Спарты.
Эллинистический период — вторая половина IV – середина I в. до н.э. Полисный строй пришел в упадок. Была создана империя Александра Македонского и образованы новые эллинистические государства. Они являлись синтезом двух моделей и культур: античной и восточной.
Общественный уклад эллинистических царств основывался на заимствованиях греческой философии, правоведения, экономики полиса. Олимпийские игры — еще одно изобретение эллинов
Влияние востока на Грецию проявлялось в том, что укреплялось единовластие и культивировалась фигура правителя.
В 146 году до н.э. Грецию покорил Рим после ее ослабления в результате борьбы за гегемонию между Спартой и Грецией.
Понятие закона и проблемы его изменения в Античной Греции
Становление и развитие древнегреческого права. Представление о законе как о некой неизменной данности свыше. Юридический анализ и систематизация норм Античной Греции. Ревизия корпуса афинских законодательных установлений, концепция «власти закона».
Рубрика | Государство и право |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.10.2018 |
Размер файла | 16,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Волгоградский государственный университет
Понятие закона и проблемы его изменения в Античной Греции
Смирнов Вадим Владимирович
Античная Греция по праву считается родиной европейской цивилизации, а значит и европейского права. Древнегреческое право оказало существенное влияние на становление и развитие римского права, что признавали и сами римские авторы. Так, в частности, Марк Туллий Цицерон упоминает тот факт, что ряд предписаний Законов Двенадцати таблиц были повторением древнегреческих законов Солона. Такого же мнения придерживается и римский юрист Помпоний: «Были испрошены законы из греческих государств, и (римское) государство было основано на законах; эти законы были записаны на досках из слоновой кости, помещенных на трибуне на форуме, чтобы эти законы были более доступны для восприятия» [2, с. 245].
Древнегреческое право, как и римское, было тесно связано с религиозными догмами. Как отмечает Фюстель де Куланж: «Древние законы были собранием ритуалов, предписаний, молитв и законодательных постановлений, законы о собственности, законы о наследовании были перемешаны с правилами, касающимися совершения жертвоприношений, погребений и культа мертвых» [3, с. 56]. Именно божественной волей определяется необходимость стабильности законов, данная идея находит свое воплощение в греческой философии.
Похожие характеристики закона предлагал Демосфен: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога» [10]. Аналогично Демосфену Платон утверждал, что «…всем единогласно и вполне единодушно следует согласиться с тем, что в законах все хорошо, ибо они установлены богами; иные же утверждения вовсе не следует допускать» [9, с. 461]. В системе греческого права все постановления имели священный статус, а значит не могли быть отменены, так, например, законы Солона не отменяли более древних греческих законов Драконта, что естественно приводило к значительным противоречиям.
Своеобразным выходом из этой ситуации явилось возникновение в Античных Афинах концепции «власти закона», в соответствии с которой высшая государственная власть должна воплощаться в единых и стабильных законах. Следствием реализации данной концепции явилось то, что началась ревизия корпуса афинских законодательных установлений, складывавшегося в течение веков, начиная со времен Драконта и Солона. Эта ревизия продолжалась на протяжении всего последнего десятилетия V в. до н.э. и привела к тому, что законотворческая процедура была существенно усложнена. древнегреческий право закон юридический
Именно идея высшей справедливости должна являться основополагающей для написания государственных законов, но Платон осознает, что человеческие законы не могут полностью соответствовать понятию высшего блага, так как всякая власть устанавливает законы в свою пользу [8].
Единственный возможный способ изменения законов и приближения их к идеалу Платон видит в соединении абсолютной государственной власти («легче и скорее изменить законы под руководством властителя») с «разумением и рассудительностью», что само по себе приведет к возникновению «наилучшего государственного строя и наилучших законов», которые будут неизменны. В обратном же случае в законы будут постоянно вноситься бесполезные изменения и поправки [Там же, с. 465].
Учение Платона о законах в идеальном государстве подверглось критике уже со стороны его ученика Аристотеля. В частности, Аристотель в «Политике» утверждает: «Все рассуждения Сократа [Платона] остроумны, отличаются тонкостью, новшествами, заставляют задумываться, но, пожалуй, трудно было бы признать, что все в них совершенно правильно» [1, с. 62].
Аристотель остерегает от принятия законов, способных изменить государственный строй ради идеи «общественного блага», утверждая, что это может повлечь за собой ликвидацию законодательства и всего государственного устройства: «…дело в том, что некоторые колеблются, вредно или полезно для государства изменять отеческие законы, даже в том случае, если какой-нибудь новый закон оказывается лучше существующего.
Потому нелегко сразу согласиться с указанным выше предложением, раз вообще не полезно изменять существующий строй; может оказаться, что кто-нибудь, будто бы ради общего блага, внесет предложение об отмене законов или государственного устройства если исправление закона является незначительным улучшением, а приобретаемая таким путем привычка с легким сердцем изменять закон дурна, то ясно, что лучше простить те или иные погрешности как законодателей, так и должностных лиц: не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку» [Там же, с. 87]. Изменение законодательства, как считает Аристотель, возможно лишь в двух случаях:
1) несоответствия законов современности. В качестве примера Аристотель приводит древние греческие законы, давно утратившие свою силу и значение, в частности законы о всеобщем вооружении греков и покупки жен друг у друга;
2) неточности письменных законов. В государственном устроении, считает Аристотель, невозможно изложить письменно все со всей точностью, так, законы неизбежно приходится излагать в общей форме, «человеческие же действия единичны» [Там же, с. 83].
Итак, древнегреческое право и философия выработали представление о законе как о некой неизменной данности свыше, вероятно именно такое представление было причиной того, что законы не становились предметом глубокого юридического анализа и систематизации, следствием этого явилось то, что в Греции не сложилось профессиональное сословие юристов, которые могли бы обосновать и представить соответствующие правовые доказательства необходимости изменения законов.
1. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1983. 458 с.
2. Дигесты Юстиниана. М.: Статут, 2008. 622 с.
ЗАКОН
Монотеистический взгляд таков: Бог из ничего сотворил мир и подчинил явления природы и общества незримым объективным законам. Эти законы регулируют природные процессы по аналогии с заветом, заключенным между Богом и людьми. Бог чудесным образом порой вмешивается в мир и общество, меняет характер действия в нем естественных законов. Смысл Книги Природы вычитывается через познание физических законов. В споре с монотеистами деисты настаивали на том, что Бог не вмешивается в мир и общественную жизнь, чудес не бывает, объективные законы природы и общества вечны и неизменны. Атеизм отказался от идеи сотворения Богом мировых законов, но в остальном наследовал представления деистов о вечности, неизменности, необходимом и сверхчувственном характере объективного закона.
Декарт первым из философов Нового времени применил понятие закона природы как причины того или иного движения. Ньютон отличил методологические правила ученых от объективных законов. Ставшее нормативным для естествознания требование выражать закон математической функцией способствовало быстрому накоплению «количественных законов» (эмпирических и теоретических), раскрытию качественной специфики изучаемых предметных областей и успешному практическому приложению познанных законов. В то же время скептицизм, агностицизм и субъективный идеализм фальсифицируют тезис о существовании объективных законов.
Закономерности функционирования и развития общества исследовались Аристотелем, Боденом, Вико, Монтескье, Кондор- се, Гердером, Гельвецием, Руссо, Тьерри, Минье, Гизо, Гегелем, Сен-Симоном, Кон- том, неокантианцами и многими другими мыслителями. Марксизм представил историческое развитие общества как результат
действия объективных экономических законов, имеющих характер тенденций. Эти законы менее долговечны, чем законы природы. Они реализуются через деятельность людей, ставящих перед собой осознанные цели, но считаются независимыми от общественного и индивидуального сознания (экономический детерминизм).
Объективные законы классифицируют по разным основаниям. Можно подразделять их по формам движения материи: физические, химические, биологические и социальные. По степеням общности выделяют специфические, общие и всеобщие законы и закономерности. Общие законы скорее действуют не автономно, а проявляются через сотни специфических существенных отношений. Наука постоянно стремится отыскать единый и универсальный закон природы, из которого бы логически вытекала вся иерархия общих и частных законов. Но мало верится, что такая цель вообще достижима наукой. Современная материалистическая наука уже не считает «законы природы» уставом небес, поэтому применяемое ею понятие мирового закона вводит в заблуждение.
Динамическими законами (напр., законами классической механики) однозначно объясняют функционирование индивидуальных объектов.
Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы.
Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной культурой.
Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.
И наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм характерен и для других сфер классической греческой культуры.
Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая культура, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Заслуживает внимания тот факт, что широкими политическими и иными правами при относительном равенстве располагали свободные граждане, весьма политически организованные и сплоченные. Именно это и обеспечивало необходимую прочность полиса, его способность противостоять численно превосходящим рабам. Так, в пору расцвета население Афин насчитывало 20 тыс. полноправных граждан, 10 тыс. свободных, но без политических прав, и 370 тыс. рабов. Афинское государство вело по отношению к рабам весьма деятельную политику. Его органы не только осуществляли постоянный надзор и охрану рабовладельцев от каких бы то ни было посягательств со стороны рабов, но и сами широко применяли рабский труд, пользовались их услугами, практиковали не только меры наказания и принуждения, но и меры поощрения. Каждый раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны в интересах и государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает восстаний рабов либо их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.
Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить закон, способы и методы поддержания правопорядка. Это была демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность правопорядка.
Структура органов государственной власти и управления, условия и порядок несения государственных и общественных обязанностей, включая службу в армии, права граждан, порядок их защиты, а также порядок отправления правосудия, как правило, были законодательно оформлены. При этом законотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений «за» и «против» при принятии новых законов способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан.
3. Боги греческого Олимпа. От религии к философии — Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ, феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства. Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.
Существенную, интегральную часть древнегреческой религии составляли мифы, сыгравшие исключительную роль в античной культуре. Эллинам в принципе было чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных священных книгах. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос, трагедия и в значительной мере лирика. Представление богов и героев, иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.
В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.
Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также содержать аллюзии общественной и политической жизни. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.
Особым, весьма существенным фактором, влияющим на формирование греческих мифов, были внешние культурные влияния. Многочисленные уже с микенских времен контакты греков с народами Египта, Малой Азии и других стран древнего Ближнего Востока не могли не сказаться на мифотворческой деятельности. Это такие божества и герои, как Дионис, Данай и Кадм. Орфический миф о разодранном Загрее напоминает древнеегипетскую повесть о смерти Осириса. Распространенная тема битвы героя с чудовищами и дикими животными имеет многочисленные аналоги в культурах Востока. Несомненно, восточное происхождение у таких фантастических существ, как сфинкс и гриф.
В классическую эпоху (480—300 гг. до н.э.) творчески развиваются старые мотивы и вводится много новых. Жившие тогда знаменитые скульпторы — Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью, преобразили пластическое видение богов древней Эллады. В V в. до н.э. внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку, жители Олимпа приобрели многие человеческие черты. Отличительными чертами древнегреческой реди-гии являются обожествление природы и антропоморфизм. Как говорил Гиппократ, все божественно и все человечно. Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит).
Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии, рациональной по своему характеру. Этот переход от религии к философии связан с интерактивной техникой, которая способствовала новому, рациональному видению мира. В античной Греции человек живет как Ьог в двух мирах — мире культа и мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксимандра, Парме-нида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслителей. Античная мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии, рационального философского мышления.
У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него не было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К числу крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в странствиях, 30 лет из них — в Египте, где познавал таинства и премудрости жречества. На родину он вернулся в зрелом возрасте и стал верховным жрецом храма Аполлона в Дельфах — главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и пифии, гадатели и предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.
В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции, но и дуализм культуры греков, выражающийся в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор — одновременно один из реформаторов орфического, мистического культа Греции и один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. По свидетельству его учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Природа, сущая в космосе, гармонически сложена из беспредельных и определяющих начал: так устроен и весь космос, и все, что в нем, — таковы исходные начала пифагорейской доктрины.
Гераклиту, натурфилософу из Эфеса (VI—V вв. до н.э.), основоположнику диалектики принадлежит знаменитое изречение: «Нельзя дважды войти в ту же воду». Создатель развернутого понятия «логос», соотношения логоса и космоса, выражающего диалектически проявляющиеся закономерности природы и разумную необходимость сущего, Гераклит придавал ему самое широкое значение. Логос у него — закон Всеобщего бытия, бытия социального, политического; отсюда и непререкаемость и властная авторитетность закона.
Демокрит — греческий натурфилософ, атомист. Нет надобности излагать его материалистическое (атомистическое) учение, оно достаточно широко известно. Что касается человеческих отношений, нравственной и добродетельной жизни, Демокрит исповедует лучшие идеалы эллинской культуры, сам следует им и других призывает следовать им же. Сохранились следующие стихи Лаберия о нем: «Физик-философ Демокрит из Абдер поставил щит против взошедшего солнца, чтобы выколоть себе глаза воздушным блеском. Так солнечными лучами он выколол себе зоркие глаза для того, чтобы не видеть, как хорошо живется дурным гражданам». Демокрит был последним из древнегреческих натурфилософов, у которого энциклопедические научные знания сочетались с социально-политическими разработками и моральной проповедью.
Следует обратить внимание и на просветительскую деятельность софистов, которая была значительным явлением в социальной жизни греков. Их заслуга в том, что знание стало политической и социальной силой в тогдашнем афинском обществе. Деятельность софистов была тесно связана с укреплением греческой демократии и своей созидательной стороной содействовала доступу к политической власти рядовых людей. Наиболее видным софистом, по свидетельству Платона и Аристотеля, был Протагор, друг Перикла. Этот мудрец нажил своей мудростью столько золота, сколько не заработал великий скульптор Фидий. Вот один из анекдотов-загадок о нем: «Эвакл обучался у Протагора софистике, и было условлено, что плату он внесет после первого же выигранного процесса. Однако долгое время он вообще не вел процессов, и, чтобы получить деньги, Протагор подал на него в суд. «Я не буду платить в любом случае, — заметил перед судом Эвакл. — Если я проиграю процесс, то не буду платить согласно нашему условию, а если выиграю — согласно решению суда!» «Наоборот! — усмехнулся Протагор. — Если ты выиграешь процесс, то заплатишь деньги согласно нашему условию, а если проиграешь — согласно решению суда. »
Софисты восставали против многих существовавших в их время учреждений, против всяких нравственных основ и обычаев, проповедовали крайний индивидуализм. Авторитеты ими низвергались, и в народное сознание вносился элемент неверия и разложения. Нельзя сказать, что в греческом обществе не велась борьба против спекулятивного скепсиса и разрушительной критики софистов. Известны процессы, в которых против софистов выдвигалось обвинение в непочтении к богам и развращении молодежи. Такой процесс был возбужден и против Протагора, правда, тот бежал из Афин, избежав тем самым суда и наказания, но погиб по дороге, утонув во время шторма.
Против разрушающего нравственность и правосознание влияния софистов выступил Сократ. Именно он заложил прочную основу нравственней философии, создал ту школу в философии, этике, политике и праве, которая избавила древнегреческое политическое сознание от крайностей индивидуализма с его релятивизмом и скепсисом. Жизнь Сократа согласуется с его учением.
Необходимо учитывать также и тот момент, что свой вклад в расцвет классической культуры Греции внесли носители высокой культуры Микен, которые нашли убежище от дорийцев в Афинах; сохраненные ими элементы блестящей прошлой культуры повлияли на возникновение «греческого чуда», ярко проявившегося в Золотом веке Перикла. Феномен «греческого чуда» состоит в необычном расцвете в кругу древневосточных сакральных цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры. Некоторые зарубежные ученые рассматривают феномен «греческого чуда» как пример шизоидного развития всего человечества, дающего то всплески гениальности (эллинский мир), то парадоксы умственного безумия, длившегося многие века (эпоха европейского средневековья) (А. Кёстлер. Решение этой загадки, в числе прочих, недавно получено ростовским математиком В.О. Ваганяном благодаря введению в математические выражения формализованной функции времени). Дескать, это и объясняет наличие «славной плеяды» мыслителей и ученых из Элеи, Милета и Самоса. Именно милетцы, пифагорейцы, элеаты противопоставили теоретические знания эмпирическому опыту. Согласно современной методологии, исходным моментом исследования этого феномена является способ жизнедеятельности античного общества. Именно в древнегреческом обществе произошли определенные сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства, характерной для древневосточных цивилизаций, и возникновение науки. В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии, расцвет искусства.
Исследования феномена «греческого чуда» показывают, что истоки понятийного аппарата научного, теоретического знания следует искать в гражданско-правовой сфере, что теоретическое знание продуцируется представителями правящей элиты, не занимающимися обычным трудом, что получение истинного знания направлено на формирование этического идеала, необходимого для регуляции поведения граждан полиса. Не случайно для Золотого века Перикла характерно убеждение, что красота включает нравственность, что человек должен быть доблестным и прекрасным. В целостной, гармоничной культуре Эллады наука, этика и искусство образуют нерасторжимое единство.
Античная культура Эллады пронизана искусством, на что указывал еще Винкельман. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, как убедительно показал крупный советский ученый А.Ф. Лосев, не может быть понята. Греческая математика, философия, физика, астрономия, религия — «скульптурны и осязаемы», греческая поэзия — «пластична». Пластичность и созерцаемость—основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всею телесно. Зрение — основа древнегреческого познания. Поэтому зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии: «идея» и «эйдос» (картина) происходят в греческом языке от глагола «видеть». Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Это равноправные члены космоса, хотя и не равноценные природе. Отсюда и онтологичность основных категорий греческой эстетики: хорошая пластика прекрасна. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, этом кристалле греческого классического искусства. Акрополь был также населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.
В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврицида, Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции, хотя этот вопрос для них был второстепенным. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной). Общеизвестен также рассказ о прекрасной куртизанке Фрине, красота которой спасла ее от судебного приговора.
Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Эта идентификация прекрасного и добра, взаимопереплетение эстетических и этических критериев было тем важным фактором, благодаря которому прекрасное заняло исключительное место среди других критериев ценности человека. Представление о красоте человека прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша — символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. В целом же можно сказать, что великолепнейшим произведением древне-греческого искусства был человек, что самоуверенная, красота и законченность форм, которым мы не можем не удивляться, — это уже проявления чисто эллинского понимания прекрасного.
Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав