Что включает в себя бизнес план
Что включает в себя бизнес план
11 МИН
Бизнес-план в помощь. Как составить рабочую инструкцию для бизнеса
Бизнес-план — это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Такой документ нужен не только чтобы впечатлить инвесторов, но и придумать стратегии развития, предусмотреть рыночные риски и лучше понять собственный бизнес. Единая структура бизнес-плана позволит обнаружить недоработки в планировании, которые по отдельности легко упустить. Предлагаем инструкцию, как составить документ самостоятельно, и с его помощью закрепиться на рынке.
Бизнес-план состоит из разделов, посвящённых разным аспектам планирования. В готовом варианте в начале документа будут титульный лист, содержание и резюме. Однако пишут и оформляют их всегда последними.
О компании
В этом разделе распишите:
Если бизнес-план составляет владелец нового бизнеса, финансовые показатели будут отражать текущие и предстоящие затраты. Если речь идёт об уже существующем бизнесе, в этот пункт бизнес-плана нужно включить информацию о выручке за последние 2-3 года (или меньший период, если бизнесу меньше лет), валовой и чистой прибыли, эксплуатационных расходах, бухгалтерском балансе.
Важно
Перечисляя владельцев бизнеса, описывайте вклад любого характера: идеи, разработка программного обеспечения, знание секретной технологии производства. Но неденежные активы обязательно оцените в денежном эквиваленте. Пусть оценка будет не самой точной, но трезвой.
Рассказывая о расположении предприятия, дайте характеристику району, где находится каждый из объектов (склад, офис, магазин, бюро и т.п.): кто живёт в этом районе, насколько далеко он от центра города, какая здесь инфраструктура. Сообщите, насколько помещения оснащены всем необходимым, и спланируйте, что улучшите в будущем.
Анализ отрасли и рынка
Сложно стать успешным на рынке, не зная, как он устроен. Перед составлением бизнес-плана проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы.
В этом разделе опишите:
Для анализа рынка и ниши, в которой открыли бизнес, примените те же методы анализа, только сузив масштабы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются, а потом зафиксируйте результаты в бизнес-плане.
В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Продукт и бизнес-модель
Продукт — сердце бизнес-идеи, и написание этого раздела поможет её усовершенствовать. Сообщите читателю бизнес-плана следующее:
Сформулируйте ценность вашего предложения для клиента и сравните бизнес с конкурентами. Опишите, какой цикл проходит продукт, прежде чем «найти» потребителя, и чем отличаются пути для разных сегментов аудитории. Спрогнозируйте, как на жизненный цикл продукта может повлиять развитие технологий, и придумайте новое предложение на будущее.
Производственный план
Этот раздел отвечает на вопрос, что нужно, чтобы продукт вышел на рынок. В производственном плане стоит отразить всё, что касается мощностей предприятия, расценок на сырьё и материалы, необходимых трудовых ресурсов, а именно:
Особенно важен прогноз цен на ресурсы, потому что от них напрямую зависит себестоимость товаров и косвенно — объёмы производства.
Организационное устройство предприятия
Даже если вы работаете в одиночку, этот раздел всё равно нужен: по мере роста предприятия в структуре бизнес-модели появятся подрядчики, логистические службы, партнёры. Все человеческие ресурсы, которых потребует развитие бизнеса, должны быть зафиксированы в плане организационного устройства. Опишите здесь:
Эти данные лучше представить в виде схемы или диаграммы, чтобы были понятны функции должностных лиц и состав управленческой команды. Охарактеризуйте потенциал управленцев и обозначьте точки профессионального роста каждого. Не забудьте, что невозможность делегировать задачу квалифицированному специалисту — тоже слабая сторона команды. Укажите, сколько сотрудников работает на каждой должности, и спланируйте расходы на заработную плату с учётом повышения оклада и увеличения численности персонала.
Маркетинговая стратегия
Маркетинг отвечает за привлечение клиентов. Устанавливая маркетинговые задачи, отталкивайтесь от целей бизнеса. Допустим, общая цель — увеличить прибыль на 15%. Подумайте, как маркетинг поможет в этом.
Что должно быть прописано в разделе:
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Например, можно рекламировать дерматологические услуги через Instagram с использованием фотографий «до» и «после», но привлечёт ли это клиента — вопрос.
От теории переходите к практике: спланируйте конкретные действия и заложите эту статью расходов в бюджет.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12% (кстати, его тоже нужно знать). Здесь зафиксируйте:
Количество клиентов в сегменте поможет определить физически возможный максимум продаж. Тактики продаж подбирайте в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
Как и в случае маркетинговой стратегии, спланируйте конкретные действия и заложите необходимые затраты в бюджет.
Финансовый план
Именно финансовый план определяет жизнеспособность бизнес-идеи в экономическом смысле. Заглянув в этот раздел, инвестор решит, готов ли вложиться в проект, а начинающий предприниматель — стоит ли открывать этот бизнес. Что нужно описать в финансовом плане:
Включите в этот раздел все расходы: постоянные — например, на аренду помещения, и переменные — на сырьё и т.п. Спрогнозируйте выручку, чистую прибыль и валовую маржу – процентную разницу между выручкой и общей стоимостью продаж. Приведите в виде графика данные помесячного анализа денежных потоков: сколько придётся заплатить поставщикам и за аренду, сколько продукции получится продать, сколько потребуется отдать за сырьё, сколько уйдёт на зарплату. Учитывайте, что денежные потоки отражают приток и отток реальных денег в обороте, они не взаимосвязаны напрямую с прибылью — вполне вероятно, что первые месяцы вы будете терпеть убытки.
Оценка рисков
Учёт негативных сценариев — тоже важная часть планирования. В этом разделе перечислите типичные факторы риска, а также сильные и слабые стороны самой компании, и выработайте стратегии на случаи нежелательного развития событий. Опишите:
Риски нестабильны, поэтому, когда ситуация на рынке меняется, их необходимо пересматривать заново. Определите конкретные зоны риска (с точки зрения каналов продаж, партнёров, потребителей и т.п.). Потом установите индикаторы риска — показатели, которые сообщат, что ситуация выходит из-под контроля.
Например, задержка поставок сырья на 2 дня не критична. В этом случае начало 3-его дня задержки будет маркером, что пора принимать меры. Продумайте действия, которые осуществите, как только «загорится» каждый из индикаторов риска. Желательно, чтобы в команде был человек, ответственный за мониторинг рисков и ревизию принятых мер.
Содержание
Содержание позволит читателю ориентироваться в структуре бизнес-плана. Включите в него названия всех разделов с указанием соответствующих страниц.
Резюме
Резюме — это выжимка из всех разделов бизнес-плана. Если показываете резюме инвестору, включите в этот раздел финансовые показатели, графики и другую визуальную информацию, которая укажет на финансовые перспективы бизнеса и суть бизнес-идеи. Вот что должно содержать резюме:
У нового бизнеса не будет бизнес-показателей, вместо них нужно указать предстоящие затраты, объём собственных и кредитных средств и срок окупаемости. Уже существующему бизнесу стоит отразить в резюме размер выручки и чистой прибыли за последние 2-3 года, а также другие показатели, иллюстрирующие финансовую стабильность. Или нестабильность, если цель бизнес-плана — улучшить положение компании.
Включите сюда график прогноза продаж и анализа денежных потоков, несколько выводов из анализа рынка и отрасли, антирисковые стратегии. Цели обязательно выразите в цифрах или других измеримых показателях. Например: годовой доход — 15 млн рублей. А миссию компании сформулируйте лаконично. Она должна выражать причину существования бизнеса и характер взаимодействия с потребителями и обществом.
Титульный лист
Титульный лист — «лицо» бизнес-плана, первое, что увидит инвестор. Работа над титульным листом может стать поводом для разработки логотипа и общего графического стиля, а также слогана и более запоминающегося названия.
Идеальный титульный лист бизнес-плана содержит:
Обязательно укажите также название документа: «Бизнес-план». Если бизнес новый, то это может быть «бизнес-план создания и организации деятельности», а если бизнес уже существует, просто «организации деятельности». Обычно на титульном листе делают пометку: «Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если вас не заинтересовал проект» и ставят дату создания документа.
Как превратить бизнес-план из формальности в инструкцию
Используйте графики
Как только вы преобразуете данные в визуальную форму, выводы о динамике и закономерностях бизнес-процессов начнут напрашиваться сами.
Приводите цифры
Любые показатели, текущие или будущие, должны быть измеримы. Если не сильны в математике, доверьте анализ специалисту — это стоит того.
Заручитесь поддержкой
С экспертизой готового бизнес-плана или оценкой проектной идеи могут помочь профессионалы, например, аналитики Сбербанка.
Планируйте поэтапно
Если бизнес-план охватывает период в несколько лет, для первого года делайте помесячный прогноз, для второго – ежеквартальный, для последующих — годовой.
Ставьте достижимые цели
Пусть развитие будет более медленным, но уверенным.
Как составить бизнес-план: готовые примеры
Грамотное планирование – обязательное условие успешного ведения бизнеса. Оно базируется на четком формулировании задач, стоящих перед предприятием, понимании способов их достижения и эффективном расходовании имеющихся ресурсов, а в случае необходимости – привлечении сторонних.
Одним из самых удобных и широко применяемых инструментов работы в этом направлении заслуженно считается бизнес-план. Рассмотрим определение документа, цели и правила составления, а также существующие стандарты бизнес-планирования.
Определение
Бизнес-план представляет собой документ, в котором содержится программа действий по развитию бизнеса. К числу его обязательных атрибутов относятся не только итоговые цели, сформулированные в количественном выражении, но и срок, который отводится для их достижения.
Бизнес-план одного предприятия существенно отличается от аналогичного документа другого. Это вполне логично, так как в процессе его разработки принимаются во внимание множество факторов – от специфики и масштабов конкретного бизнеса до его текущей эффективности и ресурсов, имеющихся в распоряжении. Поэтому не стоит удивляться тому, что бизнес-план крупной и успешной корпорации совсем не похож на бизнес-план стартапа.
Зачем нужно составление бизнес-плана
Разработка и последующая реализация бизнес-плана направлены на решение главной задачи – достижения целей, поставленных перед бизнесом. Рассмотрим их подробнее.
Цели бизнес-плана
Цели формулируются руководством или собственником и выражаются в разной форме. Чаще всего в подобном качестве выступают такие:
Задачи бизнес-плана
В зависимости от поставленных целей бизнес-план ориентируется либо на внутреннюю аудиторию (собственники, руководство, персонала), либо на внешнюю (партнеры, банки, финансовые организации). Для каждого из вариантов характерны свои особенности.
Сравниваемый параметр
Направленность бизнес-плана
Внутрь
Вовне
Кому адресован?
Владельцы, руководитель, персонал
Банки, финансовые организации, государственные органы, партнеры, кредиторы
Цель составления
Формулирование задач, распределение ресурсов, донесение до каждого сотрудника его роли в реализации плана
Обоснование эффективности инвестирования в бизнес. Подтверждение успешности предприятия и социальной важности его хозяйственной деятельности.
Ключевая информация
Исходные данные и целевые показатели.
Перечень реализуемых мероприятий.
Перечень имеющихся ресурсов.
Финансовые результаты работы.
Основной акцент на расчетах, которые обосновывают величину инвестиций и демонстрируют выгодность вложений в виде следующих показателей: доход, прибыль, рентабельность и окупаемость
Правила оформления
Устанавливаются внутренним распорядком. Обычно жестко не регламентируются
Зависят от основного адресата бизнес-плана. Например, банки требуют одного формата документа, органы власти – другого. В большинстве случаев используются общепринятые стандарты, описанные ниже.
Желательный результат
Понять реальность поставленных задач и определить пути достижения целевых показателей.
Получить инвестиции, кредиты, государственную помощь или найти другие источники стороннего финансирования.
Для большей наглядности можно привести примеры каждого из вариантов бизнес плана:
Принципы планирования бизнеса
Виды бизнес-планов
Особенности самых распространенных разновидностей бизнес-планов обобщены в таблице.
Вид бизнес-плана
Описание и основные особенности
Для внутреннего использования
Управленческий
Носит стратегический характер. Содержит цели предприятия в целом, каждого из подразделений, порядок взаимодействия последних. Оптимальный вариантом считается, если аналогичные задачи роли расписаны в отношении каждого сотрудника. Для крупных предприятий они указываются в бизнес-планах на уровне подразделений.
Проектный
Составляется с целью определить размер необходимых вложений, их эффективность, срок окупаемости и переход к получению чистой прибыли от реализации конкретного проекта. Обычно речь идет об отдельных направлениях работы предприятия, например, запуске товара или приобретении новой технологической линии.
Целевой
Разовый бизнес-план, дополняющий основной управленческий. Направлен на достижение одной цели, которая выражается по-разному – например, в количестве магазинов, объеме реализации или других подобных показателях.
Направленный вовне
Инвесторам
Основной акцент при разработке документа делается на обосновании выгодности инвестирования в бизнес. Ключевые показатели – величина вложений, срок окупаемости, рентабельность инвестиций и перечень потенциальных рисков.
Получение кредита
В целом напоминает бизнес-план для инвесторов. Основным отличием становится проработка вопросов обеспечения взятых на себя финансовых обязательств по возврату кредита. В остальном банк принимает решение об одобрении сделка на основании тех же ключевых показателей, включая срок окупаемости и рентабельность бизнеса.
Продажа бизнеса
Целью составления бизнес-плана выступает подтверждение успешности бизнеса и объективности запрашиваемой владельцем стоимости. Главное, что интересует потенциального покупателя – время возврата вложенных средств, а также рыночная ценность актива.
Стандарты планирования бизнеса
Сегодня в России применяются пять основных стандартов бизнес-планирования. В указанное число входят:
Проще и нагляднее всего показать разницу между ними через перечисление основных разделов. Такой формат сравнения представлен в таблице.
UNIDO
ЕБРР
BFM Group
KPMG
TACIS
Резюме и идея
Анализ сегмента рынка
Правила конфиден- циальности
Описание услуги или товара
Общая стратегия бизнеса
Описание услуги или товара
Анализ сегмента рынка
Маркетинг
Общее описание компании
Общее описание компании и проекта
Производственный план
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Финансовый план
Оценка и факторы риска
Расчет эффективности
Факторы риска
Пояснительная записка, расчеты, графики и
другие визуальные материалы, приложения и обеспечение проекта
Можно ли использовать готовые бизнес-планы
Да, такой вариант вполне возможен. При выполнении одного обязательного условия – привязка типового документа к потребностям и специфике конкретного предприятия. Без этого планирование окажется неэффективным, а успешная реализация бизнес-плана будет поставлена под вопрос.
Самостоятельная разработка или обращение к профессионалам
Самой трудоемкой и сложной для проведения частью бизнес-планирования выступают маркетинговые исследования. Если сегмент рынка относительно хорошо изучен, вполне реально разработка документ самостоятельно. В противном случае целесообразно прибегнуть к помощи специализированной компании, способной решить задачу быстро, профессионально и по разумной цене.
Инструменты для составления бизнес-плана
Сегодня в рамках бизнес-планирования используются разные вспомогательные инструменты, количество которых постоянно растет. К числу наиболее популярных следует отнести такие:
Приведенный список далеко не полон. Каждый из включенных в него ресурсов, как и любые дополнительные, требует более детального изучения. Здесь же нужно отметить, что эффективность их практического использования определяется квалификацией специалистов, которые занимаются на предприятии бизнес-планированием.
Правила составления схемы бизнес-плана
Примерная схема бизнес-плана приведена в описании разных стандартов документа. Не следует воспринимать ее как догму. Намного правильнее скорректировать перечень разделов с учетом специфики конкретного предприятия, выпускаемого им товара или оказываемой услуги. Также необходимо учитывать цель составления бизнес-плана и его направленность – внутрь или вовне компании.
Как превратить бизнес-план из формальности в инструкцию
Фактически, бизнес-план должен стать четкой и понятной пошаговой инструкцией по достижению поставленных целей. Для этого рекомендуется воспользоваться несколькими советами:
Распространенные ошибки разработчиков бизнес-плана
Составление бизнес-плана – непростая задача. Ее решение нередко сопровождается ошибками, которые условно делятся на три типа:
Примерами самых частых ошибок выступают:
Образцы готовых бизнес-планов
В настоящее время в интернете можно найти множество готовых бизнес-планов. Но для эффективной привязки к специфике предприятия требуется подобрать максимально близкий по содержанию документ. Примеры подобных планов, составленных на высоком уровне:
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план представляет собой документ, который содержит четкую и обоснованную расчетами программу действий по достижению стоящих перед предприятием целей.
Каковы цели составления бизнес-плана?
Основной задачей разработчиков становится формулирование задач, определение ресурсов и перечня мероприятий, необходимых для их успешного решения.
Какие виды бизнес-планов особенно распространены?
Условно бизнес-планы делятся на две категории. Первая ориентирована на внутреннюю аудиторию – собственников, руководство, персонал – и решает общую задачу стратегического планирования. Вторая направлена вовне предприятия – на инвесторов, банки, партнеров или потенциальных покупателей – и используется для привлечения финансирования или продажи бизнеса.
Что входит в состав бизнес-плана?
Содержательная часть документа зависит от цели разработки и специфики бизнеса. Обычно ориентируются на существующие стандарты, в которых указаны типовые разделы.
Можно ли составить бизнес-план самостоятельно?
Да, при наличии грамотных и опытных специалистов.
В каких случаях имеет смысл обращаться к профессионалам?
Самой сложной для исполнения частью планирования выступают маркетинговые исследования рынка. Именно для их проведения обычно приглашают специализированные компании. Еще одной причиной обращения к профессионалам становится нежелание руководства отвлекать собственных сотрудников от исполнения прямых должностных обязанностей.
Как составить бизнес-план с нуля: полное руководство с примерами
Привет, дорогие читатели!
Стоимость бизнес-плана у специалистов – 50 000 рублей. Где взять столько денег, если вы студент, пенсионер или мама в декрете? Вы не разбираетесь в экономике и никогда не видели этот документ вживую. Вы можете сэкономить деньги, прочитав эту статью. Вы узнаете, как составить бизнес-план с нуля. А стойких читателей в конце ждет бонус – образцы для скачивания.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план – это детальное описание проекта. Сколько денег нужно для начала, когда дело окупится, возможные риски. Он дает понять, стоит ли идея выделки или ее место в мусорном баке.
Подготовка начинается с подробных ответов на 3 вопроса:
Домохозяйкам, женщинам в декрете тяжелее всего пробиться. Но это только кажется. Есть 5 идей бизнеса на дому для женщин с вложениями до 50 000 рублей.
Зачем и кому он нужен
Кто потребует от вас бизнес-план:
Делать один бизнес-план для всех – гиблое дело. При составлении нужно отталкиваться, для кого вы пишете. Здесь всего 2 варианта:
Занимаемся SWOT-анализом
Пора озвучить возможности вслух. Что сделаете сами, без чего можете обойтись, сколько денег нужно.
Анализ можно подготовить за полчаса. Но лучше не спешить и расписать каждый пункт детально.
SWOT-анализ на примере салона оптики:
Когда закончите со SWOT-анализом, можно переходить к составлению бизнес-плана.
Как составить план: структура с примерами
Одного универсального шаблона под все виды бизнес-проектов нет. Но есть структура и образцы, от которых можно отталкиваться. Я дам пример реального бизнес-плана, чтобы вы поняли, как это работает. Он подойдет для индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ, кооперативов, холдингов.
Рекомендации
Чтобы бизнес-план работал, нужно придерживаться следующих требований:
Титульная страница
Титульный лист – это то, с чего стоит начать. От его оформления и содержания зависит, захотят ли люди сотрудничать, давать деньги.
Меморандум конфиденциальности
Документ, запрещающий копировать, использовать, давать другим бизнес-план без разрешения автора. Он защищает вашу идею от кражи, поэтому обязательно добавьте его.
Резюме
Краткое описание проекта. По этим первым двум страницам инвесторы решают, вкладывать средства или нет.
Много думать не придется, если уже делали SWOT-анализ со мной.
На примере кадрового агентства:
Опирайтесь на факты и цифры. Уложитесь в 1-2 страницы. При прочтении оно должно заражать вашей идеей, рисовать перспективы в голове.
Если сложно ломать барьер в голове “Бизнес – это не для меня. Где я возьму денег?!”, советую попробовать бизнес-идеи с минимальными вложениями.
В этом разделе мы будем писать о том, ради чего вообще захотели стать бизнесменами. Деньги – да. Но за воздух их же не получишь. Поэтому целью мы делаем товары/услуги или деятельность. В описании не забудьте про следующие детали:
Этот раздел на примере выращивания зелени в теплицах:
Анализ отрасли
Узнайте, кто чем дышит в вашей отрасли – сделайте анализ конкурентов. Для этого не нужно отправлять шпиона. Хватит официальных источников. Сильно вдаваться в маркетинговые дебри не буду. На это уйдет часа 2, и вы заскучаете. Расскажу о важных моментах и о том, что должно быть в разделе.
Какие показатели необходимо включить:
Рассмотрим на примере выращивания лука, огурцов, помидоров.
Возможности предприятия в рамках отрасли
Показывает, что может ваша компания и чего добьется.
В этот раздел входят следующие пункты:
Для частного семейного предприятия по выращиванию свиней этот раздел выглядит так:
Информация о товаре или услуге
Описываем товар во всех подробностях. Желательно добавить фото.
Как стоит написать:
Маркетинговый план
Чтобы самостоятельно правильно сделать маркетинговый план, необходимо рассчитать аппетиты потребителей. Подумайте, как подогреть желание у них акциями, колебанием цен, повышением качества.
Типовой маркетинговый план включает в себя:
Объедините в своем плане 3 вещи: цену, рентабельность и качество.
Описание производства
Пишем про этапы, способы и особенности производства. В плане необходимо ответить на вопросы:
Организационный план
Содержание зависит от формы управления: кооператив, частная фирма, государственное предприятие, холдинг и т. д. Для муниципальных образований расписывают систему управления, рамки вмешательства начальства в рабочий процесс.
В случае с акционерным обществом нужно указать размер долей акционеров.
Финансы
Раздел резюмирует предыдущие в деньгах. Цифры берем не с потолка, а считаем затраты, возможную прибыль с каждой страницы. Ошибка на одной странице приведет к эффекту снежного кома и разрушит все.
Для начинающих подойдет программа Microsoft Works. В ней легко все подсчитывать. Продвинутые финансисты могут пользоваться Lotus 1-2-3, Excel, Quattro Pro.
Что содержит финансовый план:
Дарю шаблон финансового плана. Скачивайте на здоровье.
Вот так строят график безубыточности.
Возможные риски
Мы подобрались к той части, где честно сознаемся в слабостях нашего дела. Откуда брать эти самые риски? Методика проста – мозговой штурм и анализ рынка, опыта других компаний.
Описываем риски. Маша шьет дизайнерскую одежду для детей. Если поставщики загнут цену на ткани и фурнитуру, то она уйдет в минус. Конкуренты снизят стоимость, и часть покупателей уйдет к ним.
Профилактика и решение проблем. С поставщиком заключаем контракт на 5 лет. Главное условие – качество материала и фиксированная цена. Опережаем конкурентов качеством, акциями и фишками.
Приложение
Чем-то похоже на список литературы для рефератов. Здесь мы подкрепляем вышеперечисленное доказательствами:
Да, немножечко нагрузила я вас. Столько разделов. Необязательно следовать всем рекомендациям. Где-то вы можете сократить или добавить. Отталкивайтесь от типа товара/услуг и вашего стартапа.
Приложения
Грамотно создавать с нуля бизнес-план – как делать курсовую. Вроде бы и надо, но как представишь, сколько писать и вставлять, то откладываешь на потом. Я хочу упростить задачу и сэкономить время. В этих программах уже есть структура и необходимые схемы для бизнес-плана:
Вводите изначальные цифры. Остальное программа сама посчитает.
Ошибки, которые совершают все новички
Хочу уберечь и предостеречь вас. Построить бизнес с нуля и без образования можно, но нужно избежать следующих ошибок:
Перед тем как закончить бизнес-план, проверьте его на эти ошибки.
Готовые примеры
Дарю вам образцы бизнес-планов с расчетами:
Советую подстроить эти примеры под себя. Отредактировать цифры и показатели.
Заключение
Без бизнес-плана невозможно начать свое дело. Он нужен для того, чтобы вы и другие люди поверили в проект и дали деньги. На составление этого документа может уйти целая неделя. Не спешите. Обдумайте все и произведите расчеты.
А вы будете писать бизнес-план в одиночку или с кем-то? Если где-то запнетесь, смело просите помощи в комментариях. Разберемся.
С вами бывало такое, что нашли интересную статью, сайт кажется кладезем полезной информации, но потом кто-то отвлек, телефон сел, заботы, дела – и вы уже не помните, где читали это? Так вот, чтобы мы не потеряли друг друга, подпишитесь. И еженедельно получайте идеи для прокачки бизнеса и своей жизни.