Что включает развивающий уход

Карта технологии

В Красноярском крае, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, в течение 2017 года признаны инвалидами 7 407 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Основными причинами инвалидности детского населения края в истекшем году явились психические нарушения и расстройства поведения 2 354 (31,8% от количества признанных инвалидами), болезни нервной системы – 1 475 (19,9%), врожденные аномалии – 1 334 (18%).

Из общего количества детей-инвалидов 50% имеют сложные (комплексные) ограничения жизнедеятельности: ограничения или невозможность самообслуживания, самостоятельного передвижения, нарушения способности к ориентации, общению, обучению, контролю над своим поведением.

В связи с этим реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. И дома, и в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление сопровождения такого ребенка требует значительных ресурсов и специальных знаний.

Данная технология разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов», Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», на основе подтвердивших свою эффективность современных методик и практик осуществления ухода и развития детей с выраженными нарушениями психофизического развития

Развитие возможностей и способностей ребенка, коммуникативных способностей, навыков самообслуживания с целью последующего сокращения помощи со стороны родственников, персонала учреждения, а также повышения качества жизни несовершеннолетнего

Получатели социальных услуг с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР)

Лица, осуществляющие уход (медицинский персонал, воспитатели), дефектолог, логопед, нейропсихолог, игровой терапевт, психолог, физический терапевт, волонтеры

Развивающий уход – метод ухода за детьми, имеющими ТМНР, в процессе которого, помимо задачи осуществления непосредственного ухода, перед лицом, осуществляющим уход,

стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно развития собственной активности несовершеннолетнего, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания

Механизм реализации (формы и методы)

Создание оптимальной среды для жизни и развития получателя социальных услуг с ТМНР: моделируя комфортную или развивающую среду для ребенка с ТМНР, необходимо учитывать перечисленные ниже составляющие.

Установление коммуникации: основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР:

Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации:

Повседневная двигательная активность: базовая физическая нагрузка, необходимая для поддержания здоровья и психического развития таких детей, должна включать следующее:

ЛФК: для детей с ТМНР, требующих большего количества поддержки и высокой степени организованности, составляется программа физического сопровождения, которая представляет собой организованный во времени план мероприятий, направленных, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимальную двигательную активность ребенка.

Кормление и самостоятельная еда: во время кормления необходимо соблюдать следующие условия:

Уход за ребенком должен содержать такие элементы, как переодевание, купание, умывание и чистка зубов, причесывание, пользование туалетом и т.д.

Формы: индивидуальные и групповые занятия.

Методы: наблюдение, тестирование, сбор информации о детях, психологические методики на расслабление мышечной мускулатуры, релаксацию, гармонизацию психоэмоциональной сферы

Результативность (критерии и показатели)

Освоение новых навыков, увеличение собственной и познавательной активности получателя социальных услуг, снижение дезадаптивного поведения

Повышение адаптивных возможностей получателя социальных услуг, уменьшение воздействия депривации

Источник

Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Что включает развивающий уход. Смотреть фото Что включает развивающий уход. Смотреть картинку Что включает развивающий уход. Картинка про Что включает развивающий уход. Фото Что включает развивающий уход

В пособии представлены инновационные эффективные технологии, практики и методы работы по развивающему уходу за детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, начиная с раннего возраста. Большая практическая часть содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности детей, в том числе позиционирования с использованием технических средств реабилитации и подручных средств; коммуникации с ребенком; гигиенических процедур; кормления; одевания и раздевания ребенка; занятости, в том числе в игре. Пособие включает в себя словарь понятий и терминов по указанной тематике. Книга предназначена работникам организаций, оказывающих помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов – авторов сборника – будут полезны родителям и другим членам семей, воспитывающим ребенка с ТМНР.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Настоящий информационно-методический сборник по развивающему уходу разработан в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов», Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», на основе подтвердивших свою эффективность современных методик и практик осуществления ухода и развития детей с выраженными нарушениями психофизического развития.

Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми.

Реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР) напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. И дома, и в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), осуществление сопровождения такого ребенка требует значительных ресурсов и специальных знаний.

Целью данных рекомендаций является формирование единой методической основы для организации работы с детьми с ТМНР, в том числе посредством внесения изменений в должностные инструкции работников организаций для детей-сирот и другие локальные акты учреждений.

Описание целевой группы

Тяжелые и множественные нарушения развития — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т. д.

Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:

• Интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.

• Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.

• Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.

• Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР. Части детей удается подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.

• Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.

• Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение. [1]

• Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка.

Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.

Особенности формирования привязанности у детей с ТМНР

Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир.

У детей с ТМНР часто встречаются нарушения привязанности. Это может быть связано со следующими факторами:

• длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии без родителей;

• большой объем медицинского и реабилитационного вмешательства, связанного с болевыми ощущениями и чувством страха, отсутствие поддержки ребенка в этих ситуациях;

• нехватка личного внимания. Нередко случается так, что рядом с ребенком не находится тот взрослый, который мог бы быстро среагировать на плач и другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему;

• глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Детям с ТМНР нередко свойственен очень медленный темп реагирования, их ответы могут быть очень слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается к ребенку, то возникает ситуация, когда ответная реакция ребенка не замечается и не поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого или не успевать связать их с последующими событиями. В таком случае происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его;

• отсутствие постоянного близкого взрослого. Бывает, что при воспитании ребенка с ТМНР проблемы формирования привязанности усугубляются невозможностью наличия рядом постоянного близкого взрослого. Частая смена людей, ухаживающих за ребенком, приводит к тому, что он ни с кем не может выстроить доверительные отношения.

• постоянно сниженный фон настроения, вялость, апатичность, настороженность или плаксивость;

• устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими людьми. Ребенок избегает взгляда в глаза, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает прикосновений, хотя может незаметно наблюдать за взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;

• повышенный уровень агрессии и аутоагрессии;

• стремление обратить на себя внимание плохим поведением и демонстративное нарушение правил, выходящее за рамки свойственного возрасту;

• постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;

• отсутствие дистанции в общении со взрослым. Излишняя навязчивость в общении со взрослым или же чрезмерная фамильярность. Демонстрация проявлений привязанности любому малознакомому взрослому;

• задержка моторного, психического и речевого развития;

— нарушения пищевого поведения;

— частый крик и плач;

— нарушения сна и др.

Привязанность является одним из основных условий психического и личностного развития человека. Поведение близкого взрослого оказывает ключевое влияние на формирование привязанности у ребенка. Нередко нарушение привязанности остается с ребенком на всю жизнь. Тем не менее, очень важно помнить, что отношения привязанности развиваются и видоизменяются в течение всей жизни человека. В ходе индивидуальной работы с ребенком можно существенно скорректировать нарушения привязанности и установить надежные отношения.

Депривация у детей сТМНР и ее последствия

Все дети с ТМНР подвержены риску развития депривации. Помимо эмоциональной депривации вследствие выраженного нарушения привязанности детям с ТМНР могут быть свойственны и другие виды депривации.

Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Обедненная среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации, даже если первичные нарушения не затронули сенсорную сферу.

Двигательная депривация у детей с ТМНР может возникнуть как из-за моторных нарушений, так и вследствие других нарушений развития, приводящих к снижению подвижности (интеллектуальные нарушения, нарушения зрения). Развитию двигательной депривации способствует и неправильно организованная среда, ограничивающая свободное перемещение ребенка (отсутствие возможности играть на полу, ползать, лазать и т. д.). Снижение двигательной активности у маленьких детей часто влечет заметное снижение количества сенсорных стимулов, которые они получают.

У детей с ТМНР часто бывает мало опыта взаимодействия с предметами. Кроме того, им может быть сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Этим детям необходима специальная помощь для формирования адекватной модели окружающего мира. В случаях когда такой помощи у ребенка нет, окружающая среда остается непонятной и непредсказуемой, т. е. формируется когнитивная депривация.

С социальной депривацией могут столкнуться дети, не имеющие возможности выходить за пределы квартиры, посещать образовательные и культурно-досуговые учреждения, участвовать в жизни общества.

Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосанием пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головой, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др. Многие реакции могут проявляться в генерализованном виде и сопровождаться вегетативной симптоматикой: учащенным пульсом, потливостью, рвотой, запорами, головными болями, тревогой, беспокойством, кожной сыпью и даже судорогами (подробнее о влиянии депривации см.: Ланг-мейер, К, Матейчек, 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: АВИЦЕНУМ, 1984).

Из сказанного следует, что хорошего медицинского ухода недостаточно для развития ребенка с ТМНР. Развивающий уход позволяет уменьшить воздействие депривации и помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире.

Принципы развивающего ухода

Принцип уважения личности ребенка

Основа этого принципа — принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности. При взаимодействии с ребенком с ТМНР необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.

Принцип индивидуального подхода

Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.

Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций

Целью психолого-педагогической помощи ребенку с ТМНР является появление навыков, которые применимы в повседневной жизни, а также предпосылок элементарной трудовой деятельности. При этом важно, чтобы у воспитанника формировалось на доступном для него уровне понимание значения и смысла происходящего. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях. Показателем успешности работы являются изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.

Принцип развития собственной активности ребенка

Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности. Повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в развитии.

Принцип социальной интеграции

Для успешного развития дети с ТМНР должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам — посещение детского сада, обучение в школе, занятия адаптированной физкультурой и спортом, прогулки на детских площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т. д.

Принцип комплексного воздействия

Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны быть согласованны. Для этого необходимо формировать команду специалистов с учетом актуальных потребностей ребенка, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи.

Источник

Уход за ребенком до года: что нужно маме?

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом.

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Что включает развивающий уход. Смотреть фото Что включает развивающий уход. Смотреть картинку Что включает развивающий уход. Картинка про Что включает развивающий уход. Фото Что включает развивающий уход

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Что включает развивающий уход. Смотреть фото Что включает развивающий уход. Смотреть картинку Что включает развивающий уход. Картинка про Что включает развивающий уход. Фото Что включает развивающий уход

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

Что включает развивающий уход. Смотреть фото Что включает развивающий уход. Смотреть картинку Что включает развивающий уход. Картинка про Что включает развивающий уход. Фото Что включает развивающий уход

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

К концу одного года – колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Мы поздравляем Вас с рождением долгожданного малыша!

В этой брошюре, мы хотим дать Вам несколько полезных советов по уходу за ребенком первого года жизни.

Что должно быть готово к рождению малыша

▪ Пластмассовая ванночка (лучше анатомическая) или дополнительная горка в ванночку

▪ Детский шампунь, средство для купания (мыло не используется для грудных детей), небольшой ковшик для обливания малыша, губка (а для начала мягкая салфетка)

▪ Два мягких махровых полотенца

▪ Расчёски (щётка из щетины и расчёска-гребешок)

▪ Влажные салфетки для детей

▪ Присыпка или крем под подгузники

▪ Маникюрные ножницы с закругленными кончиками или щипчики

▪ Маленькая мягкая спринцовка № 1

▪ Аспиратор для носа (обязательно с резиновым/силиконовым наконечником)

▪ Вата, ватные диски и ватные палочки с ограничителем

▪ Термометры для воды, тела, воздуха

▪ Одноразовые впитывающие пеленки

▪ Зелёнка, спиртовой раствор хлорофиллипта

▪ Стерильные марлевые салфетки

▪ 3% раствор перекиси водорода

▪ Пелёнки тонкие — 10 штук

▪ Пелёнки байковые — 5 штук

▪ Чепчики (шапочки) хлопчатобумажные и трикотажные — по 2 штук

▪ Одеяла: – байковое — 1 штука – утепленное — 1 штука

▪ Пододеяльники — по 2 штуки

▪ Конверты (зимний или весенний) — по 1 штуке

▪ Распашонки разные (с короткими рукавами, с зашитыми — тонкие и утепленные) — по 5 штук

▪ Рукавички («антицарапки»), носочки

▪ Штанишки маленькие: – утепленные — 2 штуки – хлопчатобумажные — 5 штук

▪ Ползунки на лямочках (или боди) — 3-5 штук

▪ 1-2 ярких погремушки

▪ Бутылочки (сначала маленькие на 100-150 г) — 1-2 штуки, ершики для мытья посуды

▪ Стерилизатор, увлажнитель воздуха (желательно)

▪ Подушка для кормления

▪ Развивающий коврик – коврик для выкладывания ребенка с аппликациями из различных по своей текстуре материалов и игрушек (желательно)

▪ Автокресло (можно использовать как переноску)

▪ Кроватка с несколькими уровнями, с откидывающимся или опускающимся бортиком, с ящиками для белья (по возможности)

▪ Плотный матрас (например, с наполнителем из кокосовой стружки)

▪ Пеленальный стол (можно использовать пеленальную доску) с мягкой основой

▪ Коляска (индивидуально) На что стоит обратить внимание: – колёса с широкими надувными шинами, металлическими спицами. Это обеспечит повышенную проходимость и устойчивость – с мягкими амортизаторами, чтобы качалась во все стороны. Это обеспечивает мягкий ход – с регулируемой ручкой – с прогулочной коляской

▪ Весы для ребёнка (можно взять напрокат)

▪ Детский стиральный порошок и кондиционер

Что покупать не стоит, особенно в первое время

▪ Мягкие игрушки: при недостаточной обработке они могут служить разносчиками бактерий

▪ Комод и шкаф: достаточно выделить в шкафу отдельную полку или складывать вещи в ящик под детской кроваткой

▪ Балдахин на детскую кровать: он пропускает мало воздуха и собирает много пыли. Стирать его придётся очень часто

▪ Большое количество детских вещей: дети до года быстро растут

Купать ребёнка нужно ежедневно. Температура помещения должна быть +18-22°C, воды +37°C. При купании грудного ребёнка не используется мыло (в т. ч. детское), т. к. оно сушит кожу. Рекомендуется применять специальные детские пенки (не чаще 2 раз в неделю)

Подмывать ребёнка надо после каждого отхождения стула. Девочек так, чтобы вода лилась спереди назад (положите малышку спиной себе на предплечье одной руки, а другой рукой мойте). Мальчиков можно уложить животом себе на руку.

Голову ребёнку надо мыть 1 раз в неделю детским шампунем.

Просушивание влажной кожи ребёнка после водных процедур (купания, влажного обтирания, подмываний) осуществляйте осторожными движениями полотенца (не вытирайте, а промакивайте!).

Обрабатывайте складки кожи малыша как минимум два раза в сутки (во время утреннего туалета и после вечернего купания). На чистую и сухую кожу ягодиц и паховых складок нанесите защитное средство для ухода, равномерно распределив его тонким слоем по всей области, требующей предохранения от излишней влаги и раздражающего воздействия естественных выделений.

Каждый глаз малыша следует протирать отдельным ватным (стерильной марлевой салфеткой) тампоном, смоченным в тёплой кипячёной воде, мягкими движениями по направлению к носу.

Ногти ребёнку надо подстригать по мере их отрастания. Удобнее это делать во время сна, когда его ручки и ножки расслаблены.

Для удобства мамы и малыша рекомендуется пользоваться одноразовыми подгузниками, которые подбираются индивидуально. Важно при этом не использовать подгузник больше того времени, на которое он рассчитан. После дефекации подгузник необходимо менять сразу! Между сменой подгузников коже малыша надо давать подышать (минимум 15-20 минут).

Во время утреннего туалета обязательно проведите влажную обработку естественных складок кожи ватным тампоном, смоченным тёплой водой или специальным лосьоном, или протрите детскими гигиеническими салфетками, затем высушите и нанесите средство для ухода.

Когда малыш подрастет и сможет самостоятельно передвигаться – стоит обезопасить дом. Обязательно ограничьте передвижение ребенка только заведомо безопасной зоной (например, барьером), уберите мелкие, легкодоступные предметы, которые ребенок может проглотить или засунуть в нос или ухо. Закрепите ненадежную мебель, установите на двери стопоры, препятствующие захлопыванию. Розетки закройте специальными блокираторами. Обязательно проверьте, чтобы у ребенка не было доступа к острым и бьющимся предметам, горячим поверхностям (духовка, плита, батарея отопления, обогреватель) и средствам бытовой химии.

Уход за пупочной ранкой

Обязательно отслеживайте все изменения, которые происходят с пупочной ранкой, и при появлении покраснения, отделяемого из ранки, стоит немедленно обратиться к врачу.

При рождении ребенка пуповину фиксируют зажимом и крепко перевязывают вблизи будущего пупка. Далее пуповина отсекается: разрез врач производит между зажимом и местом перевязывания. В результате остается небольшой участок пуповины, который в дальнейшем иссыхает и самостоятельно отпадает. В месте отделения пуповинного остатка и появляется так называемая пупочная ранка.

Смену распашонок и пеленок (ползунков) обязательно производите 2 раза в день, даже если вы пользуетесь подгузниками и одежда малыша сухая. При этом нужно стараться, чтобы подгузники и одежда не травмировали пупочную ранку.

Все белье ребенка после стирки и высыхания проглаживают утюгом. При благополучном течении заживления и соблюдении правил гигиены, пупочная ранка заживает не позднее чем 14 дней от рождения.

Наилучшим питанием для Вашего малыша является грудное молоко! Вот несколько плюсов:

▪ Это питание не нужно подогревать и создавать специальные условия для хранения

▪ Вам не нужно считать, сколько раз и когда кормить ребенка. В первые месяцы ребенок может прикладываться к груди и 10-15 раз.

Простые правила, чтобы обеспечить ребенка необходимым питанием:

Мамина «диета» После установления лактации количество воды должно составлять не менее 1,5-2 литров в сутки (не считая жидкости, поступающей с другими продуктами). Только не переусердствуйте: большой прилив молока может вызвать лактостаз (застой молока в груди). Необходимо помимо 3 основных приемов пищи устраивать перекусы в течение дня. Не экспериментируйте с «новыми» продуктами, которые сами по себе не несут никакой пользы (например, шоколад). А вот здоровое питание (злаки, мясо, рыба, овощи и фрукты, молочные и кисломолочные продукты и т.д.) пойдут на пользу вам и вашему малышу.

Как кормить? Что делать, если молока не хватает?

Сначала нужно определить, точно ли не хватает молока и ребенок не наедается. Это происходит, если ваш малыш:

▪ Мочит пеленки меньше 6-8 раз в сутки

▪ Долго висит на груди и всё равно плачет

▪ Мало прибавляет в весе

▪ Требует многократного ночного кормления.

Как поступить в этих случаях? В первую очередь не паниковать: спокойная мама – спокойный малыш. Постарайтесь высыпаться и не нервничать. Пересмотрите свою диету – добавьте в рацион продукты и напитки, повышающие лактацию, и обязательно посоветуйтесь с вашим участковым врачом-педиатром или специалистом по грудному вскармливанию.

Молока все-таки не хватает? Не беда – современные технологии придут на помощь. Выручат искусственные смеси, максимально приближенные по составу к материнскому молоку (но полноценно заменить они его не смогут). Рассчитать необходимый объем и подобрать смесь вам поможет ваш врач-педиатр. Такой вид питания называется докорм.

Частые сцеживания, ношение тесной одежды, долгое «неэффективное» кормление (мама долго находится в одной позе и некоторые доли молочной железы пережимаются) могут вызвать проблему с нормальным оттоком молока, и тогда возникнет застой молока в груди – лактостаз.

▪ Местное набухание молочной железы, уплотнение, часто болезненное

▪ Покраснение кожи в месте уплотнения

▪ Повышение температуры (общей и местной)

▪ Не бросать кормить! Напротив – предлагать для кормления именно «проблемную» грудь. Лучше ребенка справиться с застоем не поможет никто!

▪ По возможности стараться расцедить грудь (главное, не переусердствовать: чем больше расцеживать – тем больше молока «придет»).

Малыш растет, и пора ввести прикорм. При вводе прикорма достаточно соблюдать несколько простых правил:

▪ Новые продукты вводятся по одному для контроля за реакцией ребенка

▪ Ввод начинается с небольших количеств (крупинки, капли,1/2 чайной ложки) и постепенно доводится до расчетного значения

▪ Очередность введения прикорма зависит от состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. В этом Вам поможет врач-педиатр

▪ После каждого ввода продуктов оценивается состояние ребенка (аллергическая сыпь, состояние пищеварения и т.д.)

Примерный график ввода прикормов для ребенка детям первого года жизни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название технологииРазвивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Характеристика технологии