Что включает культурная среда как фактор семьи

Культурно-образовательная среда как фактор воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «культурно-образовательная среда»

В отечественной науке понятие среды тесно связывается с понятием личности. Процесс ее становления разъясняется через генетические стадии становления, сенситивные периоды, когда постепенно возрастает чувствительность к внешним воздействиям.

В педагогике термин «культурно-образовательная среда» в наше время применяется для осмысления множества образовательных категорий. Е. П. Белозерцевым он трактуется как «совокупность всевозможных критериев, в которых люди живут, обучаются и работают, человек развивается. Среда – это воздух, в котором дышит, живет и развивается человек». В соответствии с его пониманием культурно-образовательная среда – это и сосредоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, общественных критериев, в которых проходит жизнь и работа сельского и городского населения». В изыскании Д. А. Пряхина культурно-образовательная среда – это исторически образовавшиеся, функционирующие в диалектическом единстве образовательно-обучающая (семья, учебные заведения) и культурно-воспитывающая (учреждения культуры, мировоззренческие установки) сферы жизни.

В общенаучном смысле культурно-образовательную среду следует рассматривать как определенный элемент бытия, доступный для восприятия, в котором субъекты в ходе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять потребности в образовании, расширять методы познания мира, развивать личные качества.

Педагогическая сущность культурно-образовательной среды по отношению к личности заключается в том, посредством чего происходит формирование личности в течение жизни.

Содержание культурно-образовательной среды

В целом это развивающаяся структура, отдельные элементы которой употребляются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. В связи с этим модель культурно-образовательной среды включает в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

В культурно-образовательной среде действует принцип функционирования и трансляции культуры, включающий систему образования, различные культурно-просветительские учреждения, книги, культурно-информационную систему как средство распространения познаний.

Культурно-образовательную среду нужно рассматривать, во-первых, контексте ее духовного содержания, которое представлено уровнем культурного развития людей, их духовными потребностями и интересами, общечеловеческими и национальными ценностями, а также наличием священных мест, реликвий, храмовых комплексов. Во-вторых, следует учитывать общественные и материальные условия общества. При данном подходе вполне возможно расценивать качество среды через представляемые возможности, главнейшей из которых считается возможность образования.

Содержание культурно-образовательной среды в каждый отдельный период – это и сумма культурных ценностей в все времена, и итог культурно-исторического становления человеческого общества. Каждый блок накопленной информации для последующих поколений дает возможность культуре постоянно развиваться как единый организм. В культурно-образовательной среде работает множество разнообразных носителей информации, среди которых выделяют вещественные и личностные. Вещественные представлены прежде всего перечнем материальных предметов, используемых людьми в процессе жизнедеятельности. Личностные же носители – это сами люди, передающие друг другу знания, ценности, опыт.

Так, эти базовые элементы культурно-образовательной среды и ее субъекты в целом составляют единую многофункциональную систему, входящую в конкретную часть общественной жизни. Главным системообразующим принципом при этом выступает средовая жизнедеятельность, представляемая как отношение субъекта среды к его культурному окружению, в следствии которого устанавливается связь между основополагающими аспектами культурно-образовательной среды.

Культурно-образовательная среда в воспитательном процессе

В последнее время в образовательной практике и педагогической науке особо возрос интерес к изысканию роли среды в жизни человека и ее воздействия на становление личности ребенка. В общей педагогике парадокс среды глубоко проанализирован как правило применительно к социуму; значительно меньше научных работ посвящено вопросам функционирования школьной среды. Сегодня педагоги и психологи рассматривают различные аспекты функционирования воспитательной и образовательной среды школы. Инновационной проблемой становится изучение специфики культурно-образовательной среды школы.

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Культурная среда образовательного учреждения во многом находится в зависимости от образовавшейся культурной среды района или населенного пункта, на территории которого оно расположено. Окружающая атмосфера может как содействовать образовательно-воспитательным процессам, так и мешать им. Так, например, провозглашение гуманистических идей, и ценностей как базисных в жизнедеятельности школы без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогических обществ приводит к развитию атмосферы притворства, усилению недоверия, столкновениям между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов воспитания.

Источник

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть фото Что включает культурная среда как фактор семьи. Смотреть картинку Что включает культурная среда как фактор семьи. Картинка про Что включает культурная среда как фактор семьи. Фото Что включает культурная среда как фактор семьи

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Семья характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение, сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей и т.д.

Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:

— успешно справляться с возложенными на неё задачами;

— иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

— создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности.

Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н.Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я.Титаренко и др.

Семья- это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется сложной системой взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса приводит к дисфункции других сфер в системе целом.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

Современная семья претерпевает серьезные изменения. Современный брак имеет иную природу, чем 70-80 лет назад. Если раньше экономический лидер, чаще отец, был и психологическим лидером, то в современной семье могут быть и два лидера, а чаще наблюдается перемещение роли главы в сторону женщины. Современный брак основывается на взаимных чувствах, желании жить вместе, взаимопонимании.

Рассматривая проблемы современной семьи, исследователи дают социально-психологическую оценку семьи. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. В семье как в социальной системе различают несколько видов отношений (Н. Соловьев). Социально-биологические отношения в семье охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства, эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности. Хозяйственно-экономические отношения охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр. Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми. Нравственные отношения включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового воспитания. Психологические отношения охватывают сферу различных психологических особенностей личности, преодоления противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата. Эстетические отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус человека.

Как отмечалось выше, исследователи все чаще подчеркивают эмоционально-терапевтическую функцию семьи, значение сферы психотерапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.).

Одной из важнейших является воспитательная функция. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. На личность ребенка оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни, ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная система межличностных отношений в семье в первую очередь зависит от супружеских взаимоотношений.

Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую определенную историческую организацию.

Существует четыре признака семьи:

— брачные или кровнородственные связи между её членами;

— совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет;

— эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу.

Семья выполняет определенные функции: генеративную, функцию первичной социализации или воспитательную, экономическую и хозяйственно-бытовую, гедонистическую, рекреационную, коммуникативную, регулятивную.

1. Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.

В последнее десятилетие наблюдается снижение темпов роста численности населения, рост смертности, сокращение продолжительности жизни.

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние и качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

2. Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившиеся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе».

А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное; значение в овладении человекомсоциальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.

3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.

Раньше в понятие «экономическая функция» вкладывалось обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящий момент произошло ее экономическое обособление, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования создало предпосылки для возникновения в каждой семье самостоятельного экономического оазиса.

Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, выполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются вилы в семейной обстановке, в общении с близкими людьми, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в учреждения отдыха недоступна для очень многих.

5. Регулятивная функция. Здесь подразумевается статус семейного человека. Статус семейного человека выше, чем статус человека, не состоящего в браке. Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, дает отчет своим действиям, более консервативен

Литература:

Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 2005.

6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. М., 2008.

Источник

Социокультурная среда семьи

Тема 9. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности).

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социокультурная среда семьи;

2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Социокультурная среда семьи

Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:

•репродуктивная — продолжение рода;

•социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

•рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;

•коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:

состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);

кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);

жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;

морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:

собственный опыт семейного воспитания;

•педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;

готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;

уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;

авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;

родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;

отношение родителей к воспитанию ребенка.

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:

•уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;

преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);

умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;

управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д., и т.п.;

создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;

воспитание избирательности в отношении к среде, людям;

динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;

приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;

умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания

ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;

типичные ошибки семейного воспитания.

«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания:

своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);

особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью какихлибо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие:

—гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;

светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;

элитарное воспитание (от фр. elite — элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения — царских особ, князей и пр.);

маргинальное воспитание (от лат. marginalis — находящийся на краю) — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.

б) социального назначения:

—национальное воспитание — воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;

религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;

интегральное воспитание — воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;

классовое воспитание — воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;

партийное воспитание — воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.

в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств:

авторитарное воспитание (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;

либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;

гуманистическое воспитание (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;

демократическое воспитание (от греч. demos — народ и kr’tos — власть) — воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;

инфернальное воспитание (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;

плюралистическое воспитание (плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам;

прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника

иего личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом являетсячеловек-прагматик—практико-ориентированный,деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;

творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.

г) по направленности содержанияумственное, нравственное

ит.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.

На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения—субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

•диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;

•опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений;

она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;

•мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны, расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;

•сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;

авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;

авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;

авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;

авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;

авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;

авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании

жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *