Что включает функциональная грамотность

Лаборатория функциональной грамотности

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Естественно-научная грамотность

3. Математическая грамотность

Читательская грамотность

Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.

Эксперимент № 1

В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.

Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2

Опыт читательской грамотности

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.

Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Опыт креативного мышления

Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!

Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________

Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.

Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет

Измените сценарий каким-либо образом:

Опыт глобальных компетенций

В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.

Опыт функциональной грамотности на уроке

Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.

Посмотреть запись вебинара можно здесь.

Источник

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотностьЧто включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотностьЧто включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотностьЧто включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотностьЧто включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Источник

Статьи

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность?

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].

Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2]

Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Что включает функциональная грамотность. Смотреть фото Что включает функциональная грамотность. Смотреть картинку Что включает функциональная грамотность. Картинка про Что включает функциональная грамотность. Фото Что включает функциональная грамотность

Кстати, исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment) – в 2019 г. выявила, что за период с 2009 по 2018 гг. по читательской грамотности (важной части функциональной грамотности) сократилось различие в результатах юношей и девушек почти во всех странах. В шести из 64-х стран, в число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты и юношей, и девушек повысились по сравнению с 2009 годом. При этом сократилось различие в результатах юношей и девушек на 20 баллов. Эта позитивная тенденция проявилась в улучшении уровня читательской грамотности юношей на 25 баллов. [3]

Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России, к.пед.н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

Источник

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Источник

Что включает функциональная грамотность

Как преподают и оценивают функциональную грамотность в школе? Откуда возникло это понятие? Зачем функциональная грамотность нужна учащимся? На эти и другие вопросы отвечает ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева.

– Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»?

– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

– Почему в таком случае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновь заговорили о функциональной грамотности?

– Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

– А в каком возрасте лучше начать заниматься ею? И соответствует ли это школьной программе?

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).

Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль.

Мы живём в обществе потребления, где каждый день производятся миллиарды единиц товарной продукции. А нужно ли нам это в повседневности? Можем ли мы избежать процессов загрязнения среды посредством отказа от производства ненужных вещей, если даже простая канцелярская скрепка может быть использована нами не менее чем в двадцати полезных функциях? Можем ли мы индивидуально научиться экономить запасы энергии, сделать свой дом «умным»?

Можем. Только нужно уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту. А что может быть для человека важнее, интересней и значимее, чем реальная жизнь с множеством поставленных ею же задач?

– Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку?

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

– Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета?

Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.

Изменившиеся требования реальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания.

– А какие выводы относительно уровня сформированности читательской грамотности можно сделать на основе диагностических работ, которые проводятся Московским центром качества образования?

– Московский центр качества образования проводит большую работу, направленную на проверку уровня сформированности функциональной грамотности учащихся. Это многомерный комплексный процесс, который содержит важные составляющие.

Во-первых, по результатам создания диагностических работ сформирована очень интересная ресурсная база: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажёры, образцы для составления подобных заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО (https://demo.mcko.ru). Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, специалисты, отвечающие за подготовку по направлению «Функциональная грамотность».

Во-вторых, результаты диагностики – это серьёзная аналитическая база, дающая представление не только о сильных сторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться. Как показывает опыт диагностических исследований по функциональной грамотности, проводимых в 2021 году, наши ученики неплохо выявляют факты, достаточно активно их интерпретируют, но вот навыки анализа фактического материала требуют существенной доработки. И эти аналитические выводы абсолютно коррелируются с выводами, сделанными по результатам Международного исследования PISA-2018. А значит, нам есть над чем работать, есть важные задачи и понимание того, как их следует решать.

В-третьих, диагностика позволяет каждому ученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свой результат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированию собственных навыков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *