Что вкладывают в понятие обществоведы вкладывают в понятие
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:
— «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжи-тельности многие считают главным критерием общественного прогресса»;
— «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич¬ности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
Что вкладывают в понятие обществоведы вкладывают в понятие
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
Истина − это верное отражение действительности в сознании человека. Абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, которой не может быть опровергнуто. Путь к абсолютной истине лежит через истины относительные, которые могут опровергаться, например благодаря научно-техническому прогрессу, появлению новых данных.
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
Что вкладывают в понятие обществоведы вкладывают в понятие
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о науке.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Смысл понятия, например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:
– «В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».
– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и
свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима)
Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) два предложения с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:
− «Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;
− «По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и
свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественной формации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественная формация — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма существования общества»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например:
— «Общественная формация может пониматься как структура общества, присущая данной стадии его развития»;
— «Первичным для общества и общественной формации является понимание производственных отношений, отношений собственности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественной формации.
Задание не соответствует кодификатору ЕГЭ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
− «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
− «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
− «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
− «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социализация личности — это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о социализации личности, например:
— «Институтом первичной социализации выступает семья»;
— «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.
Устаревший тип задания, не используется в современном ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о нормативных правовых актах.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Смысл понятия, например:
2) Два предложения с информацией о «нормативно правовых актах»
Нормативно-правовой акт самый распространенный источник (форма) права почти во всех странах мира.
Нормативно правовые акты подразделяют по юридической силе: высшей юридической силой обладает Конституция.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об нормативно-правовых актах.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
− «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
− «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме
Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностная совместимость»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностной совместимости.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
(Может быть дано другое, близкое по значению определение.)
2. Два предложения с информацией о межличностной совместимости, опирающейся на знания курса, например:
— особое значение межличностная совместимость приобретает в сложных экстремальных условиях: космическом полёте, экспедиции, так как достижение общей цели происходит при дефиците необходимых средств, времени, пространства, количества участников;
— различают структурную и функционально-ролевую межличностную совместимость.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о межличностной совместимости.
Не соответствует кодификатору ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о средствах массовой информации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Смысл понятия, например:
«Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2. Два предложения с информацией о СМИ, опирающейся на знания курса, например:
— «Средства массовой информации формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателя».
— «Независимость средств массовой информации выступает важной гарантией сохранения демократических порядков».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о СМИ.
Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более дисциплинарных взысканиях в Трудовом кодексе РФ.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Что вкладывают в понятие обществоведы вкладывают в понятие
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например:
— «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»;
—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ.
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;