чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Компоновка установок газоохлаждения на линейных и дожимных компрессорных станциях

Определение температурных режимов охлаждения газа на линейных и дожимных компрессорных станциях (КС) связано с оптимизацией работы соответствующих технологических участков (ТУ), оптимальная работа которых в том числе зависит от компоновки оборудования.

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Совершенство преобразования энергии, рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов для самого широкого спектра теплотехнических систем и установок в значительной степени определяются эффективностью режимов их функционирования 3.

Повышение эффективности установок воздушного охлаждения газа (УВОГ) на линейных компрессорных станциях магистральных газопроводов (МГ) развивается в двух направлениях.

С одной стороны, в плане конструктивного совершенствования разработаны новые аппараты воздушного охлаждения (АВО) с увеличенным количеством вентиляторов, для которых понижена мощность приводного двигателя [3, 5].

С другой стороны, в плане совершенствования систем автоматического управления (САУ) непосредственно тепловым режимом с целью достижения оптимальной температуры охлаждения газа после УВОГ используются различные способы регулирования: дискретное аппаратное; дискретное порядное; частотное; комбинированное дискретно-частотное 6.

Соответственно для дожимных компрессорных станций (ДКС) можно выделить дополнительно еще два направления. При переходе работы ДКС на две и более ступени сжатия предполагается использование новой компоновки, как имеющихся газоперекачивающих агрегатов (ГПА), так и АВО. Перекомпоновка при этом может быть проведена на соответствующих площадках, что позволит более эффективно использовать имеющиеся аппараты и снизить необходимое их число [9, 10].

В свою очередь в условиях постепенного снижения объемов добычи газа (объемов компримирования) в течение многолетней эксплуатации определение оптимального числа включенных в процесс охлаждения АВО, общего числа работающих вентиляторов, или доли загрузки всех вентиляторов при частотном регулировании также зависит от компоновки оборудования [10].

Таким образом, повышение эффективности температурных режимов охлаждения газа на линейных и дожимных компрессорных станциях (КС) связано с оптимизацией работы соответствующих технологических участков (ТУ), состав и особенности оптимальной работы которых зависят от целого ряда перечисленных выше факторов, в том числе от компоновки оборудования.

Объектом исследования в общем случае является технологический участок, включающий две компрессорные станции, соединенные линейным участком (ЛУ). Одна из них может быть дожимной, состоящей из двух и более ступеней сжатия (компрессорных цехов ДКС), после каждого из которых расположены установки воздушного охлаждения газа, состоящие из различного числа АВО. В свою очередь линейная КС объединяет установку очистки газа (УОГ), газоперекачивающий агрегат (ГПА) и УВОГ. Состав и особенности оптимальной работы ТУ зависят от ряда факторов, среди которых можно выделить: назначение КС (дожимная, линейная, концевая); период эксплуатации (круглогодичный, сезонный); компоновка оборудования (общецеховая, модульная); тип аппаратов воздушного охлаждения газа (двух и шестивентиляторные); способ регулирования охлаждения (дискретный, частотный, комбинированный).

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Рис. 1. Общецеховая (a), и модульная (b) компоновка оборудования компрессорной станции 1 – площадка для УОГ, 2 – площадка для ГПА, 3 – площадка для общецеховой УВОГ, 4 – площадка для модульной УВОГ

Традиционная общецеховая схема компоновки компрессорного цеха (КЦ) станции (рис. 1а) предполагает объединение технологических агрегатов по функциональному признаку и установку их на отдельных площадках. Таким образом, выделяется установка очистки газа, площадка ГПА, установка воздушного охлаждения газа, а также вспомогательные установки (подготовка топливного и импульсного газа, емкость сбора продуктов очистки газа и др.).

При этом для выравнивания производительности по элементам установок и снижения возможных пульсаций давления в основном применяется кольцевая схема обвязки технологических установок. На каждой установке необходимо наличие резервного агрегата, подключенного параллельно рабочим, для поддержания необходимого режима работы КС в случае остановки одного из рабочих агрегатов для планового осмотра или ремонта.

Для снижения затрат на строительство и увеличения эффективности в последнее время применяются компрессорные станции с модульной компоновкой КЦ (рис. 1б). Данное техническое решение подразумевает объединение аппарата очистки (пылеуловитель – ПУ), ГПА и аппарата воздушного охлаждения (АВО) в единый технологический модуль (ТМ), который является самостоятельной составляющей КЦ.

В более узком смысле понятие «модульный КЦ» и «модульный ГПА» обозначают агрегатный принцип формирования оборудования и систем, т.е. ГПА включает в себя УВОГ, пылеуловитель и вспомогательные системы.

Преимущества модульной компоновки по сравнению с классической общецеховой заключаются в основном в легко наращиваемой мощности КЦ КС, снижении газодинамических потерь в трубопроводах, в повышении эффективности использования энергетического оборудования, снижении стоимости и сроков строительства КС, снижении площади КЦ и эксплуатационных затрат.

Однако, есть у варианта модульной компоновки и недостатки, к числу которых относится значительное повышение количества требуемых аппаратов охлаждения газа.

В ряде случаев, например, при малой производительности одного отдельного ГПА, возможно применение комбинированного варианта компоновки установок воздушного охлаждения газа (рис. 2) линейной КС, при котором два (и более) газоперекачивающих агрегата могут быть объединены в группу и в один модуль с общей для них установкой воздушного охлаждения газа.

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Рис. 2. Комбинированная общая (а) и раздельная (b) компоновка оборудования компрессорной станции 1 – площадка для группы ГПА, 2 – площадка для комбинированной УВОГ

Большая часть запасов природного газа России характеризуется низкими значениями пластовых давлений и температур, что диктует необходимость использования дожимных компрессорных станций. В свою очередь, снижение пластового давления и объемов добычи газа на месторождениях в целях энергосбережения и поддержания необходимых транспортных параметров газа обусловливает применение двух и более ступеней сжатия (компрессорных цехов), сменных проточных частей газовых компрессоров, обеспечивающих увеличение отношения давлений по мере падения пластового давления; поддержание проектной производительности; снижение мощности газоперекачивающих агрегатов [10].

Рис. 3. Этапы реконструкции ДКС Западно-Таркосалинского газового месторождения

При переходе на трехступенчатую схему сжатия (2015 г.) к компрессорным цехам КЦ-2.1 и КЦ-1 добавляется компрессорный цех КЦ-2.2, включающий только один ГПА. При этом проводится перекомпоновка ГПА с образованием трех ступеней сжатия: первая ступень включает один ГПА из КЦ-2.2 и два ГПА из КЦ-2.1 (два ГПА работающих, один в резерве); вторая ступень сжатия включает два ГПА из КЦ-2.1 и один ГПА из КЦ-1; третья ступень сжатия включает три ГПА из КЦ-1 (FIG. 3).

Аналогично путем увеличения числа и перекомпоновки могут быть проведены изменения и для АВО на площадках АВО 1.1, АВО 2.1 и АВО 2.2. Перекомпоновка позволит более эффективно использовать имеющиеся аппараты и снизить их число.

Оптимизация работы технологического участка предполагает определение оптимальных температурных режимов охлаждения газа на компрессорных станциях, в том числе ДКС, причем доминирующим параметром при их формировании (а также при реализации регулирования) является температура охлаждения газа (после УВОГ) tохл opt. В частности, уровень tохл opt обеспечивается при дискретном регулировании – количеством включенных вентиляторов АВО, а при частотном регулировании путем изменения их производительности. Определение рекомендуемых температур охлаждения газа в АВО, и предпочтительной компоновки оборудования К может быть проведено на этапе энергетической оптимизации для заданной части технологического участка.

В рамках используемой методики задача определения оптимальных температурных режимов охлаждения газа и компоновки оборудования К на КС позволяет определить годовые эксплуатационные расходы на привод вентиляторов, используя график загрузки станции (объем компримируемого газа Qк m), последовательно для каждого m-го месяца, среднюю температуру атмосферного воздуха m-го месяца tа m, среднюю температуру компримированного газа, поступающего в УВОГ из соответствующей ступени сжатия tк m, давление компримированного газа, поступающего в УВОГ из соответствующей ступени сжатия pк m.

В качестве локальных критериев эффективности УВОГ при этом можно принять потребление электроэнергии Nэл, ее стоимость Cохл, а также срок окупаемости τокуп [8]. Тогда при сезонной эксплуатации в течение 12-ти месяцев задачу оптимизации температурного режима можно сформулировать следующим образом:

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

В рамках практики проектирования линейных компрессорных станций оптимальные значения tохл opt m для каждого m-го месяца могут быть получены на этапе энергетической оптимизации для технологического участка, включающего КС1, линейный участок, КС2. При этом, согласно нормам технологического проектирования магистральных газопроводов (МГ), полученные значения должны удовлетворять правилу: среднегодовая температура охлажденного газа должна приниматься на 10-15°С выше расчетной среднегодовой температуры атмосферного воздуха.

Для дожимных компрессорных станций, с учетом специфики технологического участка и общей схемы газового промысла (наличие трех ступеней сжатия, УВОГ после каждой ступени, блока осушки, располагаемых после концевой ступени сжатия дополнительной УВОГ, станции охлаждения газа) требования к температуре охлажденного газа после ступеней сжатия согласно нормам технологического проектирования объектов газодобывающих предприятий могут быть сформулированы в следующем виде: для промежуточных ступеней сжатия температура охлажденного в УВОГ газа (tохл ДКС1,2) в зимний период должна быть не более 15 °С, а в летний период не более 30 °С; для концевой ступени сжатия температура охлажденного в УВОГ газа (tохл ДКС3) в зимний период должна быть не более 30 °С, а в летний период не более 40 °С. На рис. 4 отражены рекомендуемые температурные графики для района города Тарко-Сале (Ямало-ненецкий автономный округ) для линейной и дожимной КС с тремя ступенями сжатия.

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Рис. 4. Рекомендуемые температуры атмосферного воздуха и охлажденного газа для района города Тарко-Сале

Для повышения эффективности многоступенчатой УВОГ на ДКС с тремя ступенями сжатия исследуемого ТУ, в условиях постепенного снижения объемов добычи газа (объемов компримирования) в течение многолетней эксплуатации необходимо определить: оптимальное число включенных в процесс охлаждения АВО для каждой s-й ступени, каждого g-го года эксплуатации NTA sg; общее число работающих вентиляторов NB sg для включенных в процесс охлаждения АВО, или долю загрузки всех вентиляторов включенных в процесс охлаждения АВО при частотном регулировании, а также предпочтительную компоновку оборудования К. Тогда при сезонной эксплуатации задачу оптимизации многоступенчатой УВОГ ДКС можно сформулировать следующим образом:

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

В табл. 1 отражены расчетные значения объемов компримируемого газа до 2025 года

Таблица 1. Годовые объемы компримируемого газа ДКС до 2025 года

Источник

Установка охлаждения газа (УОГ)

Установка охлаждения газа (УОГ) предназначена для охлаждения газа.

Установка охлаждения газа (УОГ) предназначена для охлаждения газа.

В процессе компримирования газ нагревается, вызывая температурный перепад на участке газопровода между компрессорными станциями (КС).

Для избежания возникновения продольных температурных напряжений и деформаций МГП газ охлаждают в специальных установках воздушного охлаждения (УОГ).

Установка охлаждения газа (УОГ) состоит из определенного количества аппаратов воздушного охлаждения (АВО) с электроприводными вентиляторами.

АВО являются исполнительными элементами в системе поддержания заданной температуры газа на выходе КС.

Задача поддержания рекомендуемой температуры газа решается включением необходимого количества вентиляторов.

Наибольшее распространение получили УОГ с нагнетательной тягой типа 2АВГ-75, в которых вентиляторы находятся под теплопередающей поверхностью теплообменника.

Приводом вентиляторов являются многополюсные асинхронные двигатели (АД), которые имеют низкий коэффициент мощности даже в номинальном режиме.

Каждый из аппаратов оснащен 2 мя вентиляторами с диаметром рабочего колеса 5 м, которые приводятся в движение электродвигателями типа ВАСО мощностью 37 кВт.

Общее количество электродвигателей УОГ составляет от 20 до 48 единиц.

УОГ эксплуатируются в составе технологического комплекса компрессорной станции (КС) и линейной части магистральных газопроводов (МГП).

На предприятиях транспорта газа эксплуатируются более 6000 АВО газа различных типов и производителей.

Источник

Установка охлаждения газа

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Система охлаждения технологического газа

Назначение, устройство и состав системы

Охлаждение газа после сжатия его в нагнетателях проводят для увеличения пропускной способности газопровода, а так же для предотвращения размягчения и разрушения противокоррозионной изоляции газопровода ( температура размягчения битумных мастик 35°С, температура плавления изоляционных лент 40..130 °С), поддержания в определенных пределах среднегодовой температуры грунта для сохранения его структуры в зоне многолетней мерзлоты, предотвращения постепенного повышения температуры газа от станции к станции из-за плохих условий теплопередачи при подземной укладке труб большого диаметра.

Для охлаждения компримированного газа применяют аппараты воздушного охлаждения (АВО) горизонтальные (АВГ) и зигзагообразные (АВЗ). Независимо от назначения и конструктивного исполнения АВО включают узлы: теплообменные трубчатые секции, осевые вентиляторы с электроприводом, аэродинамические элементы (диффузор и т.п.), несущие конструкции и узлы регулирования. Компоновка АВЗ показана на рис. 2.5.1.

Принцип работы

Принцип работы аппарата следующий: компримированный газ после нагнетателей подается в трубчатые теплообменные секции АВО, зигзагообразно расположенные относительно друг друга (трубы в секциях располагаются горизонтально). Зигзагообразная горизонтальная компоновка теплообменных секций сочетает в себе такие достоинства: компактность, вертикальная ось вращения вентилятора без промежуточного вала, снижение зависимости тепловой эффективности АВЗ от направления и скорости ветра. Охлаждающий воздух поступает в аппарат снизу, проходит входную конфузорную воронку (где поток разгоняется и выравнивается поле скоростей) и рабочим колесом осевого вентилятора подается через диффузор (где повышается статическое давление, выравнивается поле скоростей закрученного потока) к теплообменным секциям. Пройдя секции, нагретый воздух уходит в атмосферу. Естественное движение нагреваемого воздуха снизу вверх позволяет использовать эту самотягу для снижения мощности электропривода вентилятора. Количество подаваемого воздуха регулируется углом постановки лопастей вентилятора. Чем круче поставлены лопасти, тем выше производительность, но одновременно возрастает и мощность, потребляемая электродвигателем вентилятора. Нижнее горизонтальное расположение вентилятора создает удобство обслуживания, простоту совмещения его с приводом, кроме того вентилятор работает в среде ненагретого воздуха, что обеспечивает и энергетические преимущества при эксплуатации АВО.

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

Рис. 2.5.1 Аппарат воздушного охлаждения газа (АВО газа).

· Основные технические данные

Технические данные АВЗ-64-Б1-ВТЗ и АВЗ-9-64-Б1-ВТЗ

2. Поверхность теплообмена аппарата, м 2 :

3. Аппарат изготовлен:

а) с несущей металлоконструкцией,б) без узла управления,в) без змеевика подогрева воздуха.

4. Секции (пределы применения секций АВЗ в зависимости от рабочей температуры и рабочего давления приведены в Приложении 1):

чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Смотреть картинку чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Картинка про чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции. Фото чем возможно охлаждение газа на компрессорной станции

4.1. Количество секций в аппарате6 шт.4.2. Условное давление64 кгс/см24.3. Максимальная рабочая температура среды300 °С4.4. Шифр материального исполненияБ14.5. Количество рядов труб84.6. Количество ходов по трубам14.7. Площадь сечения одного хода0,0652 м24.8. Поверхность теплообмена секции, м 2 :а) наружная (по оребрению)884б) внутренняя735.1. Количество приводов в аппарате1 шт.5.2. Шифр типа приводаВЗТ5.3. Номинальная мощность электродвигателя90 кВт5.4. Тип электродвигателяВАСО16-34-245.5. Скорость вращения ротора электродвигателя250 об/мин

6. Вентилятор (аэродинамическая характеристика вентиляторов АВЗ приводится в Приложении 2 паспортов АВЗ):

6.1. Количество вентиляторов в аппарате (с ручной регулировкой угла установки каждой лопасти при остановке вентилятора ).1 шт.6.2. Тип колеса осевого вентилятораУК-2М6.3. Диаметр колеса вентилятора5000 мм6.4. Количество лопастей4 шт.6.5. Скорость вращения вентилятора250 об/мин6.6. Максимальный угол установки лопастей24 (25) градуса.

7. Лопасти вентилятора типа УК-2М изготовлены из алюминия марки АМцМ ГОСТ-21631-76 и сварены в среде аргона.

8. Габаритные размеры, мм:

8.1. Длина65258.2. Ширина65508.3. Высота57359. Масса аппарата, кг39290

10. Уровень звука Ld A

Эксплуатация

В соответствии с инструкцией по эксплуатации (см.Приложение 4 «Инструкция по эксплуатации АВО газа») АВО проверяются машинистом один раз в смену путем внешнего осмотра.

Осмотр АВО проводится при приеме смены, а также после каждого переключения этих аппаратов.

Прием смены в части АВО включает:

– осмотр щита управления и ознакомление с записями в журнале;

– непосредственный осмотр аппаратов.

– При осмотре щита управления машинисту необходимо:

– по сигнальным лампам установить количество работающих вентиляторов АВО и находящихся в ремонте (проверка световой сигнализации)

– проверить правильность оформления вывода в ремонт не работающих АВО газа на пульте управления: наличие предупредительных табличек на кнопках пуска/останова вентиляторов, отключение вводного автомата и табличку на нем, снятие предохранителя с цепи управления автомата пуска;

– по приборам на щите управления определить перепад температуры технологического газа на АВО (перед замерными устройствами температура газа не должна превышать 42 °С), а также перепад давления газа (не должен превышать 0,05 кПа);

– ознакомиться с записями в журнале.

Осмотр АВО начинается снизу (с промплощадки). При этом машинист обязан:

– убедиться в отсутствии посторонних предметов на фундаментах, без опасности и удобстве подходов к оборудованию (отсутствие масла, льда и грязи), особое внимание следует обратить на появление наледи и сосулек на аэродинамических элементах АВО (диффузор, входная воронка, рабочие лопасти) не находящихся в работе, т.к. при пуске это может повредить аппарат; обо всех нарушениях машинист должен доложить сменному инженеру и сделать запись в журнале;

– по внешним ощущаемым признакам определить состояние работающих АВО: у вентилятора ровный шум, без чирканья лопастей о корпус, нет стуков и скрежета в подшипниках электродвигателя, нет дыма и запаха горящей изоляции электропроводки, нет свиста утекающего газа, отсутствие обледенения запорной арматуры и труб (обледенение один из признаков утечки газа); при незначительных нарушениях машинист должен доложить сменному инженеру и сделать запись в журнале, после чего по распоряжению сменного инженера приступает к ремонту; при прогрессирующих нарушениях, грозящих поломкой аппарата, машинист немедленно со щита останавливает вентилятор самостоятельно, о чем докладывает сменному инженеру и делает запись в журнале;

– с помощью термометра, установив его на входе/выходе аппарата, машинист проверяет действительный перепад температур технологического газа на АВО и значение температуры перед замерными струнами необходимо сверить действительные данные с показаниями приборов на щите и в случае несоответствия сообщить сменному инженеру и дежурному прибористу.

Примечание

В случае роста температуры после АВО машинисту необходимо провести анализ причин повышения температуры.

Нормальное (естественное) повышение температуры газа может происходить, например, при снижении расхода газа через нагнетатели (проверить по показанию приборов на щите управления), когда повышается степень сжатия и, соответственно растет температура компримированного газа, либо при значительных колебаниях суточной температуры атмосферного воздуха, угла установки лопастей, загрязнения внутритрубного пространства и т.п.

Ненормальное повышение температуры (или снижение температурного перепада) за АВО обычно является следствием заноса пылью межреберного пространства труб теплообменника, что ухудшает теплообмен и снижает расход охлаждающего воздуха, подаваемого вентилятором.

О результатах наблюдений и анализа машинист докладывает сменному инженеру.

– по манометру, устанавливаемому в специальный карман на газопроводе перед замерными устройствами, машинист определяет действительный перепад давления компримированного газа и сверяет его с данными на щите управления, в случае разницы этих данных машинист должен сообщить сменному инженеру и дежурному службы КИП.

После этого машинист поднимается наверх на эксплуатационную площадку (площадку обслуживания).

Находясь на площадке обслуживания, машинист прослушивает аппарат на предмет утечек газа. Если в случае нарушения герметичности вальцовки теплообменных труб, либо их разрыва утечка газа сопровождается сильным шумом или свистом (слышимым издалека), то мелкие свищи через прокладки под крышками секций или во фланцах слышны с более близкого расстояния. При несильных утечках газа место свища разрешается определять рукой.

Обо всех нарушениях герметичности АВО машинист обязан сразу доложить сменному инженеру и сделать отметку в журнале. В случае значительного нарушения герметичности машинист самостоятельно немедленно отключает аппарат по газу, перекрывая входные и выходные краны.

Внимание!

– Машинисту, проверяющему АВО необходимо также сверить количество работающих вентиляторов (в действительности) с данными со щита управления (т.к. возможны случаи не запуска вентилятора, хотя сигнальная лампа на щите горит).

– Попутно, при осмотре машинист проверяет правильность оформления ремонтных площадок на неработающих АВО.

Обо всех нарушениях машинист сообщает сменному инженеру и делает отметки в журнале.

Эксплуатация АВО газа предусматривает их пуски и остановы.

· Проверка предпусковых условий:

– проверить затяжку гаек крепления крышек секций;

– по отметкам на обечайке рабочего колеса проверить, чтобы лопасти были установлены на один угол;

– внимательно осмотреть крышки теплообменных секций, лопасти вентилятора и т.п. в целях выявления возможных трещин металла;

– удалить масло, грязь и лед, мешающие запуску и обслуживанию АВО;

– проверить исправность электропроводки и заземления аппарата совместно с дежурным службы КИП;

– проверить в ручную рабочее колесо вентилятора.

· Пуск АВО:

– со щита управления включить вентилятор (необходимо убедиться в его работе);

– подъем давления производить постепенно, с тем, чтобы давление пуска не превышало 25% от рабочего давления, пока температура в аппарате не будет выше минимальной рабочей температуры;

– подъем давления осуществлять постепенно, с 15-минутными остановками на давлениях 0.25, 0.5 и 0.75 от рабочего давления.

– В процессе пуска машинист проводит осмотр аппарата и в случае нарушений докладывает сменному инженеру.

· При остановке АВО машинист должен:

– отсечь аппарат АВО по технологическому газу, для чего открывает кран «на свечу» и закрывает краны на входе и выходе из аппарата;

– после этого со щита останавливает вентилятор (на промплощадке необходимо убедиться в том, что вентилятор остановлен);

– в случае вывода аппарата в ремонт машинист должен оформить пульт управления и промплощадку; на пульте управления вывешивается предупредительная табличка «Не включать, работают люди!» на кнопках пуск/остановка и на отключенном вводном автомате, снимается предохранитель с цепи управления автоматом пуска (исключает самопроизвольное включение вентилятора). На промплощадке вывешиваются таблички-ограждения;

– сделать соответствующую запись в журнале.

Внимание!

Машинистам категорически запрещается выполнять ремонтные работы, обслуживание и т.п. на электродвигателе привода. Обо всех замеченных неисправностях он обязан доложить сменному инженеру и дежурному электрику.

В случае останова всей группы АВО, необходимо открыть обводные краны. Затем аппараты сообщаются с атмосферой (открыть «свечи») и отсекаются по технологическому газу.

Согласно инструкции по эксплуатации и «Правилам ТЭ магистральных газопроводов» в работе должны находиться все исправные АВО.

Неисправная работа АВО (отсутствие температурного перепада по газу, утечки газа и т.п.) снижает устойчивость изоляции, уменьшает пропускную способность газопровода, может привести к пожару или взрыву.

Признаками неисправной работы АВО являются (внешние признаки):

– скрежет, повышенная шумность и др., вызванные поломками в электродвигателе;

– запах горящей изоляции или дым и т.п.

Кроме этого выявляются и скрытые признаки неисправной работы:

– отсутствие перепада температур технологического газа при нормальной работе вентилятора, неизменном режиме работы не свидетельствует о значительном загрязнении пылью теплообменных секций;

– повышение сопротивления по давлению в аппаратах АВО свидетельствует о закупоривании теплообменных труб.

В случае обнаружения неисправностей машинист докладывает сменному инженеру и делает соответствующую запись в журнале, в последствии выполняет распоряжения сменного инженера.

В случае обнаружения прогрессирующих неисправностей, грозящих серьезными поломками или опасными ситуациями, как то:

– неисправность рабочего колеса вентилятора;

– возгорание электродвигателя или разрушение его подшипников.

– машинист обязан немедленно остановить вентилятор АВО и снять давление с теплообменных секций. После этого машинист обязан доложить сменному инженеру, не приступая самостоятельно к ликвидации аварии.

Установка охлаждения газа

Пуск компрессорной станции в эксплуатацию без ввода в работу установки охлаждения газа не допускается. Температура газа на выходе АВО должна поддерживаться персоналом в заданных пределах.

Пределы изменения температуры газа на выходе АВО должны устанавливаться ЦДС ПО с учетом обеспечения продольной устойчивости магистрального газопровода оптимального режима работы; сохранности изоляции; предотвращения гидратообразования; температуры наружного воздуха.

Техническое обслуживание установки охлаждения газа должно включать:

– внешний осмотр оборудования и коммуникаций, обнаружение утечек газа;

– контроль и регистрацию температуры газа на выходе установки;

– контроль перепада давлений газа.

Периодичность выполнения указанных операций определяется техническим состоянием, степенью автоматизации, но не реже 1 раза в сутки.

В работу должны быть включены все исправные аппараты воздушного охлаждения. Число включенных в работу вентиляторов охлаждения выбирается диспетчером или автоматически с учетом атмосферных условий и заданного режима. При отклонении температуры газа от установленных пределов на выходе установки и отсутствии при этом технических средств для ее изменения по согласованию с ЦДС ПО должен быть изменен режим работы КС.

В случае возрастания перепада давлений газа на установке выше установленного должен быть открыт запорный кран на обводном газопроводе установки и приняты меры по поочередной остановке и очистке загрязненных аппаратов.

Не реже 1 раза в год должны производиться наружный осмотр аппаратов воздушного охлаждения с целью определения работоспособности трубных пучков, вентиляторов и очистка от загрязнений.

В соответствии со специальной инструкцией необходим ежегодный контроль неразрушающими методами толщен стенок выходных и входных трубопроводов в эрозионно-опасных местах (тройники, отводы и другие соединительные детали). Результаты контроля должны фиксироваться в актах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *