чем vice city лучше
Разница между GTA 3, GTA Vice City и GTA San Andreas
Многие из нас помнят споры из середины двухтысячных о том, какая часть GTA лучше. Кто-то кричал: «Вайс Сити моя первая игра и всегда останется лучшей!», кто-то: «Сан Андреас — игра с большой картой и кучей возможностей». Ну а некоторым больше всего запомнилась третья часть, потому что она стала тем самым переходом от вселенной 2D в 3D. Почти у каждого есть любимая часть GTA из вселенной 3D, о которой я и поговорю в этой статье. Сразу оговорюсь, речь будет идти о PC-версиях и только об основных частях, не затрагивая серию Stories.
И вот однажды, увидев кучу материала по сравнению GTA 4 и GTA 5, я решил так же объективно сравнить игры из вселенной 3D и удивился, насколько они различаются. Я разобрал не только визуальные отличия, но также технические стороны и геймдизайнерские решения. Некоторые примеры покажутся скучными, общеизвестными и даже абсурдными, но я поставил цель досконально изучить составляющие этих игр и показать различия.
Начнём с самых важных и заметных элементов.
Неотъемлемую часть игрового открытого мира, в частности, городов, играют NPC. Следующие несколько пунктов будут посвящены именно им.
В GTA 3 и Vice City в массовке часто встречаются NPC с различными предметами: пакеты, книги, подносы с едой. Это придаёт городу реализм, словно каждый человек реально чем-то занят — походами в магазин, чтением книг, продажей еды. В GTA SA таких NPC, к сожалению и в ущерб реализму, нет. Максимум, кого можно увидеть не с пустыми руками, так это членов разных банд с бутылками алкоголя или с косяками, забитые травкой, остальные NPC просто гуляют по городу.
Также следует упомянуть, что только в GTA 3 есть NPC в наушниках, из которых реально издаётся музыка. Я не смогу передать этого через изображение (как и некоторые другие вещи, которые будут ниже в статье), но думаю, вы мне поверите наслово.
Следующее, что можно отметить, так это походку NPC. В GTA 3 и в GTA VC в этом плане больше разнообразия. Покалеченные бездомные хромают, толстяки идут размашистой-неуклюжей походкой. San Andreas опять же отличилась не в лучшую сторону — разновидностей походок NPC стало меньше: толстяки, бездомные и практически все остальные гражданские ходят одинаково.
Ещё один минус в копилку GTA SA это NPC, не реагирующие на столкновение с главным героем. В GTA 3 и VC при столкновении с NPC, они могут пошатнуться и даже упасть.
«Всё было так хорошо, пока не появилась GTA SA» — скажете вы, но дальше я перечислю плюсы, связанные с NPC в San Andreas и минусы предыдущих частей. Первое, о чём следует упомянуть, это кривой спавн NPC в третьей части и в Vice City. В GTA 3 прохожие будто бы переходят дорогу там, где разработчики забыли нарисовать зебру.
В GTA Vice City они вообще зачастую спавнятся прямо на дорогах, из-за чего попадают под машину. Кстати, дорогу они переходят абсолютно ВЕЗДЕ, опять же провоцируя ДТП или затор.
В GTA SA такого не встречается, во всяком случае, не бросается в глаза, и за долгое время езды по городам такие глупые NPC мне не встретились. Это несомненный плюс в сторону GTA San Andreas.
Большой минус в копилку GTA 3 и GTA VC, это отсутствие так называемого «поиска пути» у NPC. Они то и дело застревают в узких проёмах, в зданиях, в друг друге (да-да). Ещё один пример — перестрелка с полицейскими или с бандами. Увидев перед собой толпу врагов, вы можете скрыться за ближайшим зданием или стеной. В GTA 3 и Vice City враги вас не найдут, они будут просто бежать и упираться в стену, а в GTA SA они найдут обходной путь.
Также в GTA SA прохожие стали реагировать на наведённый на них прицел, они поднимают руки вверх, ругаются, в общем стали более «живыми».
Говоря о плюсах GTA SA, стоит сказать про новую систему урона по NPC. Отныне, при каждом пулевом попадании они пошатнутся в зависимости от того, куда попала пуля и ненадолго остановят стрельбу.
Ещё в GTA SA появилась возможность разговаривать с NPC, также они научились открывать рты во время речи.
Хочу рассказать об одной из самых крутых мелочей в GTA SA! Ни один из NPC не сидит в автомобиле статично: они облокачиваются через открытое окно; курят; качают головой под музыку; открывают рты, будто подпевают песни, играющие по радио.
Ну и конечно же, стоит рассказать про расчленёнку. В GTA 3 людям можно отстрелить любую часть тела, в игре нет такой цензуры, как в следующих частях, в которых отстреливается только голова. Однако в GTA SA есть зерноуборочный комбайн, который можно использовать не по назначению, а именно — как мясокомбинат.
На этом различия только по пункту «NPC» закончены. Думаю вы увидели, как по-разному их реализовали в каждой игре, особенно заметен скачок между GTA 3/GTA VC и GTA SA, несмотря на появившиеся минусы в последней.
Поговорим о дорожном трафике. В GTA 3 действия происходят в вымышленном городе Либерти сити, взявший образ с реального Нью-Йорка, а как мы знаем, в огромном городе — много машин. В игре достаточно оживлённые дороги, в кадре может находиться достаточно большое количество транспорта (около 15), ездить не скучно и иногда даже можно попасть в мини-пробку.
В GTA VC в этом плане всё куда скуднее. Возможно, на это повлияло место и время действия, но на улицах стало меньше машин, в кадре редко встретишь больше 6-8 автомобилей. Город по-прежнему не выглядит пустым, но по сравнению с предыдущей частью стало как-то… просторней.
В GTA SA транспорта на дорогах снова стало много, особенно на шоссе между городами. В каждом городе ездят машины, которые редко встречаются в других городах, или же их вовсе там нет. Например, в Лас-Вентурасе (аналог Лас-Вегаса) очень много дорогих, роскошных автомобилей, в то время как в Лос-Сантосе почти все машины — среднего класса.
Самый оживлённый перекрёсток в Vice City
Не уходя от темы, стоит сказать о дальности прорисовки и появления/исчезновения дорожного трафика. Так как измерительных приборов у меня нет, а статья требует, мерить мне пришлось на глаз. Скажу просто — самая маленькая прорисовка мне показалась в GTA VC, после неё идёт GTA 3 (хотя, скорее всего, прорисовка там на одном уровне), ну и самая высокая дальность появления/исчезновения машин в GTA SA.
Но к существенным плюсам GTA 3 и Vice City я отнесу тот факт, что машины, оставленные главным героем на улице, надолго остаются и не исчезают, даже если уехать на пол часа на другую часть карты, а затем вернуться. В GTA SA автомобиль исчезает, если отбежать на 150-200 метров и отвернуться.
Также стоит коротко рассказать про общественный транспорт, и как он реализован в этих играх.
В GTA 3 есть надземное метро на первом острове, включающая в себя 3 станции, а также подземное метро, охватывающее три острова и имеющее 4 станции.
В GTA VC изначально также должен был присутствовать метрополитен, но в ходе разработки было решено не включать его в игру. Скорее всего, виноваты опять же короткие сроки разработки Vice City. Но в этой части серии появилось такси, которое, в случае провала миссии из-за смерти или арестом полицией, встречало главного героя у больницы или полицейского участка и доставляло к маркеру проваленного задания. Очень удобная штука.
В GTA SA данную механику такси почему-то убрали, но без общественного транспорта игроков не оставили. В игре можно путешествовать на пассажирском поезде в уютных вагонах, по ветке, охватывающую весь штат San Andreas и включающую в себя 6 станций. Перемещаться можно и с помощью пассажирского авиалайнера, который осуществляет перелёт между тремя главными аэропортами штата.
На этом рассказ о транспорте можно закончить. Опять же, многие механики, связанные с ним, в каждой игре реализованы по-разному, где-то лучше, где-то хуже.
Небольшие факты.
Приятным плюсом в GTA SA является то, что у каждая машина в штате имеет свой номер, в отличии от предыдущих частей, где вместо автомобильно номера была пиксельная мазня.
Так как в GTA 3 вертолёт является неиграбельным транспортом, и единственные кто летает на нём, это полиция, разработчики решили не заморачиваться и сделали лопасти спрайтовой (плоской) текстурой, так как приземлённым мы его всё равно не видим. Интересное решение.
В GTA Vice City вертолёты под управлением NPC реализованы таким же образом, только немного красивее. А вот те вертолёты, в которые может сесть непосредственно главный герой, имеют реальные лопасти.
В GTA SA это реализовано гораздо лучше, и даже вертолёты под управлением NPC имеют настоящие лопасти а не спрайтовые.
GTA 3
GTA Vice City
GTA San Andreas
В GTA Vice City полиция использует дорожные ежи, чтобы проколоть колёса вашего автомобиля.
Ну и ещё тройку небольших фактов. В GTA 3 многие (около 30-40%) припаркованные машины оснащены сигнализацией, что немного затрудняет угон, если рядом будет полиция.
Только в GTA 3 нельзя выпрыгнуть из машины на скорости.
В GTA 3 и Vice City есть возможность отпрыгнуть от едущей на главного героя машины(!).
Ещё одна мелочь в окружении, добавляющая чуток жизни игровому миру, это подвижные башенные краны, будто ими кто-то управляет. С GTA SA, к сожалению, все краны статичные, зато ими может управлять сам главный герой. На скриншотах этого не видно, а посему вам придётся поверить мне наслово.
Коротко напишу несколько пунктов о том, как можно взаимодействовать с окружением.
В GTA SA главный герой научился плавать и даже погружаться под воду, отныне он не умирает, когда захочет немного искупаться.
В GTA 3 главный герой не может присаживаться и эффективно использовать укрытия, в отличии от NPC. В GTA VC такая возможность появилась, что сделало перестрелки более интересными. В GTA SA эту механику полностью довели до ума, герой может передвигаться в полуприседе и перекатываться, то же самое научились делать и NPC.
Также главный герой GTA SA умеет перелазить через препятствия, благодаря чему, передвигаться на своих двоих стало намного удобнее.
И снова про GTA SA. В игре появился какой-никакой стелс. С ним связано несколько сюжетных миссий, а также мини-задание по обчистке домов, которое можно выполнять каждую ночь. Механика стелса достаточна проста — стоя в тёмном месте маркер игрока на мини-карте окрашивается в синий цвет и теперь враги вас не видят. То же самое было и в другой игре Rockstar — Manhunt, только реализовано менее казуально.
Найдите Си-Джея на скриншоте Небольшие факты.
В GTA 3 и VC, несмотря на более маленькую площадь карты по сравнению с GTA SA, между островами появляется загрузка. На современных компьютерах она практически незаметна (менее секунды), но раньше приходилось ждать по 5-10 секунд.
Арт во время загрузки в GTA 3
Арт во время загрузки в GTA VC В меню паузы в GTA 3 нельзя открыть карту города, из-за чего первое время трудно в нём ориентироваться.
В GTA 3 и GTA Vice City трупы NPC обводят мелом, а кто обводит — неизвестно. Мне больше нравится вариант из GTA SA.
Интересная особенность в GTA 3. В игре есть эхо в местах, где оно должно быть: в туннелях, в метро и прочих местах. Даже сейчас во многих играх такого нет, а также не понятно, почему это убрали в следующих частях серии GTA.
В GTA 3 на улице возле некоторых зданий играет музыка: кафе, рестораны и другие здания. В GTA VC музыка играет в нескольких помещениях: отель, торговый центр. В GTA SA музыку так же можно услышать в некоторых интерьерах: магазины, пиццерии, спортзалы и другие.
Снова про GTA 3. У большинства зданий нет текстуры крыши, также нет коллизии (осязаемой модели), потому что главный герой передвигается только по земле, исключением является полёт на DODO (самолёт с укороченными крыльями) и то, если получиться поднять его в воздух.
В GTA 3 и GTA Vice City при столкновении главного героя об металлический объект (столб, забор и др.) издаётся характерный металлический звук. В GTA SA, почему-то, от такой приятной мелочи отказались.
Зато в GTA SA огонь может распространяться. Это выглядит реалистично, когда возгорание происходит на траве или деревянной поверхности, но когда горит бетон, асфальт, или песок, это выглядит очень странно. Ну и в конце небольших фактов упомяну, что только в GTA Vice City можно грабить магазины и получать за это куш.
Про окружение, вроде, всё рассказал. И снова мы увидели большие отличия в реализации этого пункта.
Ну и наконец ещё несколько небольших фактов.
В GTA 3 главный герой всегда молчит.
В GTA Vice City во время дождя, купания, резни бензопилой, на объективе камеры остаются капли.
В этой же части можно бегать с замахом руки.
В GTA San Andreas появилась возможность вращать камеру вокруг героя/машины, что очень удобно и чего, лично мне, сильно не хватает в GTA 3 И GTA VC.
И ещё в этой игре главный герой может ходить пешком, а не только бегать.
Вот и подошёл к концу разбор этих трёх замечательных игр, в которые так приятно вернуться и по сей день. За время написания статьи я по-другому взглянул на каждую часть, нашёл то, чего раньше даже и не замечал.
Подводя итоги данной статьи, скажу, что моей целью не было унизить ту или иную часть серии. Я хотел наглядно показать, как они различаются. Какая-то из игр лучше другой в одном аспекте, но хуже в другом, в каждой из них есть сильные и слабые стороны. Однако ничего им не помешало стать культовыми играми и задать планку играм с открытым миром.
Grand Theft Auto: Vice City
 Самый разгар лета: шальной ветер поднимает с опостылевших тротуаров родного города удушливую пыль, тысячи машин изрыгают бензиновую гарь в пространство, а беспощадное солнце плавит остатки мозгов. Сомнений нет — пора в отпуск. Но куда?
 В деревню к бабушке? С палатками в лес? Авиарейсом на Бермуды?
 Скучно. Старо. Дорого.
 Стоп! А как насчет отпуска на солнечном побережье Vice City? Кристально чистая вода, лучшие ночные бары и стриптиз-клубы, стильные спортивные тачки, байки, вертолеты. и непередаваемая атмосфера 80-х: шикарные женщины, большие деньги, бешеный драйв погонь и перестрелок — плюс музыка на любой вкус все двадцать четыре часа в сутки.
 Все, что требуется от вас — это купить двухдисковый «билет» GTA: Vice City и, открыв бутылку холодного пива, приготовиться к незабываемому приключению.
 Кто сказал «wow»?
 Самая первая часть GTA в визуальном плане, честно говоря, выглядела не очень. На тот момент уже вовсю выпускались игры с вполне достойной графикой. Но это не помешало ей завоевать огромную армию поклонников. И причина популярности кроется не только в ураганном геймплее, но и в великолепном звуковом и — особенно — музыкальном сопровождении.
 Дальнейшие серии продолжали последовательно развивать эту приятную традицию. В Vice City, âèäèìî, îíà äîñòèãëà àïîãåÿ: десяток FM-радиостанций и девять часов превосходной музыки всех музыкальных направлений, популярных в 80-е: от попсы и хард-н-хэви до растаманских напевов и забойного трэша. Причем в треках без труда угадываются реальные группы, послужившие прототипами для создания плейлиста игровых радиостанций: Metallica, Judas Priest, Napalm Death.
 На этом сюрпризы не заканчиваются: в эфире Vice City периодически звучат реальные хиты 80-х. Некоторые названия за давностью лет уже и не вспомнить (я достоверно опознал лишь Майкла Джексона с песней Fever), но слуховая извилина безошибочно отфильтровывает некогда знакомую музыку. Ностальгия, радость узнавания и полная иллюзия путешествия не только в пространстве, но и во времени. В GTA 3 я разбавил игровой плейлист своей любимой музыкой уже на второй день игры. В Vice City необходимость в дополнительной музыке вряд ли возникнет — здесь уже есть все, что нужно.
 Звук также хорош: EAX используется на полную катушку. Про озвучку персонажей игры, в том числе — главного героя, я скромно умолчу. Это лингвистическое великолепие надо слышать собственными ушами.
 Графический движок также был оптимизирован и оснащен дополнительными возможностями: в игру щедро добавлены отражающие поверхности, и теперь при желании можно рассмотреть свое отражение на отполированном до блеска капоте дорогого лимузина. Вода переделана с нуля и выглядит. впрочем, посмотрите лучше на скриншоты (на нашем компакте) — они скажут гораздо больше любых слов. Но, пожалуй, наибольшая работа была проделана по улучшению динамического освещения, перерисовке текстур и доработке спецэффектов — благодаря этому виртуальный мир GTA заиграл новыми красками и выглядит просто потрясающе. Попробуйте-ка встретить рассвет, стоя на крыше небоскреба, или на полной скорости промчаться по главной улице ночного города — и вы поймете, о чем я.
 Однако не все так гладко.
|
Модели людей по-прежнему страдают от недостатка полигонов, а спрайтовая растительность вблизи выглядит страшновато. С другой стороны, размер виртуального мира накладывает определенные ограничения, с которыми приходится мириться: совершенно очевидно, что более сложные модели пешеходов и нормально реализованную растительность не потянет даже трехгигагерцовый Pentium 4 ñ гигабайтом памяти и самой быстрой видеокартой. Остается только восхищаться мастерством программистов Rockstar, которые сумели создать движок, бодренько отрисовывающий картинку даже на не самых мощных машинах, — и с нетерпением ждать снижения цен на GeForce FX.
 
  * * *
 Rockstar Games в очередной раз сделали практически невозможное. Буквально из ничего создали самый настоящий хит с непередаваемой игровой атмосферой и разнообразным, захватывающим геймплеем. Все достоинства предыдущей части в полном составе перекочевали в Vice City, были «подсмотрены» и внедрены лучшие находки «Мафии», плюс — целый набор свежих идей собственного приготовления.
 Планка для GTA-подобных проектов (пора бы уже придумать отдельное название для этого специфического жанра) теперь поднята еще выше. Теперь нам только остается ждать ответного удара в лице Mafia 2.
  P.S. Внимательный читатель может удивиться: как же так — на весь обзор практически ни одного упоминания о жестокости, мясе, сотнях расстрелянных и поджаренных в автомобильных пробках. Не переживайте — все это никуда не исчезло. Но при здешних красотах, честное слово, как-то не до этого. Встанешь, бывало, еще до зари, прогреешь двигатели личного вертолета, взлетишь на крышу самого высокого небоскреба, дашь пару предупредительных очередей вниз — в скопление крошечных машин и маленьких людишек-муравьев. И давай — направо и налево из гранатомета улицы и тротуары обрабатывать! Солнце встает, птички поют, ветер ласково треплет волосы на голове, где-то вдалеке завывают полицейские сирены. И как-то сразу тепло и радостно на сердце становится. Одно слово — романтика!
  Геймплей: 10
  Графика: 9
  Звук и музыка: 10
  Интерфейс и управление: 8
  Новизна: 8
  Рейтинг «Мании»: 9,5
  Дождались? Vice City — превосходный способ весело и разнообразно «отдохнуть» в шикарном курортном городе, не выходя из собственной квартиры. Настоящий хит знойного лета!
  Оправданность ожиданий: 100%