чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой

«Июль», анализ стихотворения Б.Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идеязаключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Источник

Чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой

Борис Пастернак в поэтическом творчестве пошёл своей дорогой, что лишний раз подчеркнуло индивидуальность поэта и его нежелание идти проторенными тропинками. Если большинство авторов в расцвете карьеры пытается усложнить стихи, наполнить до полна пространство между строками, то Пастернак наоборот упрощает подачу материала читателям. Пример тому стихотворение «Июль», написанное в 1956 году на фоне впечатлений от проведённого в Переделкино лета.

Июль в лице привидения

Ранний символизм в стихотворении не виден, зато автор заменил его небольшой интригой, когда в первых строках «замаскировал» летний месяц под приведение. Анализ работы несложен, но позволяет почувствовать единение человека и природы в лице июля.

По дому бродит привиденье,
Весь день шаги над головой.

Пастернак облачил июль в халат, как доброго друга или квартиранта, который любит немного пошалить в чужом доме. Он буквально наполнил собой жилище, друг-квартирант присутствует везде:

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела.

Вместе с тем, претензий к гостю нет, отношение к нему снисходительное, как будто, он является тем, от кого просто нельзя избавиться. Да и нужно ли?

Гость снимает маски

Интрига длится недолго, уже в середине стихотворения поэт задаёт вопрос, ответ на который ставит всё на законные места – по дому бродит приезжий жилец под именем «июль». Он стал дорогим гостем на месяц и это надо принимать, как должное, как неизбежное. Иногда жилец спокоен и шалит только с занавесками, танцуя с ними, как настоящий танцор, взвиваясь в экстазе танца до потолка. Иногда к жильцу приходят гости в лице грозы, прохлады и дождя. Тогда дом темнеет, но тьма длится недолго, замещаясь ярким солнцем и жарой.

У жильца в гостях много друзей – это не только громкоголосая гроза, которая временно нарушает покой, но и молчаливый пух одуванчиков, лопухи и другие атрибуты летнего месяца.

Единение с природой

В этом стихотворении Пастернак показывает насколько человек должен быть един с природой. Кому-то нравится май за цветущие сады, кто-то входит в душевный экстаз от золотой осени, но есть своя прелесть и в июле. Этот месяц символизирует расцвет лета, когда природа расцвела на 100 и год вышел на пик благоденствия.

1956 год был одним из годов расцвета Пастернака. Поэт уже достиг всего, о чём можно мечтать, разве что немного горчинки принёс отказ от Нобелевской премии и нежелание властей печатать автора в должном объёме. Уже нет необходимости искать что-то новое, остаётся описывать текущие эмоции без погружения в философские дерби.

В этот момент единение с природой выглядит вполне уместным, так как это дарит спокойствие и возможность подвести итог над прошедшими годами. В 1956 году Пастернак похож на июль, далее 4 года идёт закат и жизнь заканчивается под аплодисменты читателей и поклонников.

Метафоры, эпитеты и сравнения

В стихотворении «Июль» Борис Пастернак использует метафоры:

Все эти метафорические сравнения относятся к июлю – это он является приезжим жильцом, снимает комнаты в доме и бегает по нему в вихре сквозняка. С их помощью автор показывает свойства июля, сравнивая их с другими предметами и явлениями, в переносном смысле.

Эпитеты в стихотворении:

Есть и чистое сравнение:

В нем показан танец июлю, где в роли танцовщицы выступает комнатная занавеска.

Текст

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Слушаем «Июль»

Напоследок блог Stihirus24 предлагает послушать стихотворение, что поможет понять его строки и быстрее запомнить наизусть.

Источник

Анализ стихотворения «Июль» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.07.2020 · Обновлено 17.07.2020

Пастернак Борис Леонидович является одним из крупнейших русских поэтов 20 века. Одной из выдающихся черт лирики автора является любовь к природе. Он пишет о природе как о едином целом, не разделённом на живое и неживое, он пишет философские стихи, где природа является отражением внутреннего мира человека. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с одним из «природных» стихотворений Пастернака, со стихотворением «Июль». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном тексте.

История создания

Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда. В уютном доме, находящемся в лесу, автором написано множество произведений, в том числе и роман «Доктор Живаго».

Поздний период творчества поэта характеризуется одухотворённостью изображенной им природы, простотой в изложении, глубокими образами в лирике, наполненными символическим значением. Данный период тесно связан с ранней лирикой поэта. «Ранние» темы вновь укрепляются в творчестве автора в 40-50-х годах.

Жанр, направление, размер

Произведение «Июль» относится к пейзажной лирике автора. Борис Леонидович очень часто обращается к данному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое, неразлучное, отражающее друг друга.

Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.

Размер стихотворения «Июль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка стихотворения перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.

«Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?»

«Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Образы и символы

Повествование ведётся от лица жильца дома, в котором происходят мистические действа. Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы.

Прочитав стихотворение «Июль», подсознание рисует очень объёмный, яркий образ таинственного поселенца. Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой».

Далее образ становится более чётким, но недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает». Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер. Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.

Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!

«Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.

В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество – вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.

Основная идея

Главная мысль произведения «Июль» — это единство человека и природы.

Лето в стихотворении — «дачник-отпускник», поселившийся в доме лирического героя. Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю легче понять смысл произведения «Июль», которая заключается в том, что природа такой же «полноправный гражданин планеты», как и человек (а, может быть, и более полноправный), что природу нужно уважать, как и человека, что природой можно и нужно восхищаться, вдохновляться.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:

Источник

«Июль» анализ стихотворения Пастернак по плану кратко – средства выразительности, история создания, разбор, рифма

Б. Пастернак видел не только оболочку природы, но и ее характер. Благодаря этому умению в его творчестве появились оригинальные метафоричные образы. Доказательством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Июль» по плану.

чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Смотреть фото чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Смотреть картинку чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Картинка про чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Фото чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано летом 1956 года, когда поэт пребывал в подмосковной даче.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог лирического героя, в котором постепенно создается неординарный образ июля. Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Эпитеты«начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых».

Сравнения – занавеска, «как танцовщица».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой», как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Композиция

Разбор будет неполным без характеристики композиции. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу. Каждая строфа раскрывает какую-то деталь образа летнего месяца. Стихотворение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр произведения – элегия, так как в описаниях июля чувствуется грусть лирического героя за уходящим летом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для создания образа июля средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков». Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых». Сравнение в тексте одно: занавеска, «как танцовщица». Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа».

Источник

Стихотворение и анализ «Июль»

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Краткое содержание

чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Смотреть фото чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Смотреть картинку чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Картинка про чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой. Фото чем в стихотворении июль пропах июльский воздух луговой

В. Маковский. Приезд на дачу. 1899

Пастернак вводит в повествование элемент игры с самых первых строк. Возникает ощущение, что лирический герой (автор) возвращается в свой неизведанный воображаемый мир, в котором проживают необыкновенные существа. Неожиданно в доме лирического героя заявляет о себе во весь голос новый «житель». Правда, никто его ни разу не видел, зато всюду слышатся его шустрые «шаги над головой». Читатели воспринимают намёк лирического героя правильно: в доме поселился домовой!

Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.

Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.

История создания

История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом. Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.

Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.

Жанр, направление, размер

Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.

В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.

Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.

Образы и символы

Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:

Темы и настроение

Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей темы:

Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до читателей автор, заключается в следующем утверждении: в единстве человека и природы заключён смысл мироздания. Люди обязаны уважать и беречь окружающую природу, ведь она способна исцелять, восхищать и вдохновлять на создание великих шедевров. Месяц июль, как дачник-отпускник, поселяется в доме лирического героя. Автор наделяет его чертами человека, ведь июль точно такой же «полноправный гражданин планеты», как и читатели.

Средства выразительности

Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *