чем в настоящее время в рф заменяется система гостов

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 1 дополнить словами «, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации»;

а) пункт 2 дополнить словами «, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов»;

б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

в) в пункте 3 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;

г) в пункте 5 слова «по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации» заменить словами «в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации»;

д) в пункте 8 слова «разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;

е) в пункте 9 слова «разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;

ж) в пункте 10 слова «по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации» заменить словами «в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации»;

з) дополнить пунктом 10 1 следующего содержания:

и) в пункте 11 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и» исключить;

к) в пункте 12 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и» исключить;

л) дополнить пунктом 14 1 следующего содержания:

3) в пункте 1 части 2 статьи 3 слово «внедрение» заменить словами «разработка и внедрение», после слова «технологий,» дополнить словами «в том числе информационных технологий,»;

4) пункт 9 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«9) непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в них дублирующих положений;»;

5) в части 3 статьи 5 слова «региональных стандартов и» заменить словами «региональных стандартов, межгосударственных стандартов,»;

6) статью 7 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

7) статью 8 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

«16) устанавливает порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации.»;

а) пункт 3 после слова «разрабатывает» дополнить словом «(формирует)»;

б) пункт 14 после слов «стандартизации, своды правил,» дополнить словами «технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия,»;

в) в пункте 22 слова «межгосударственных стандартов, региональных стандартов» заменить словами «региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил», дополнить словами «и сводов правил иностранных государств»;

г) дополнить пунктами 24 1 и 24 2 следующего содержания:

«24 1 ) определяет порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов;

24 2 ) определяет порядок разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов);»;

д) дополнить пунктом 30 1 следующего содержания:

«30 1 ) осуществляет создание, модернизацию и обеспечение эксплуатации информационной системы в сфере стандартизации;»;

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Под техническим комитетом по стандартизации понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.»;

б) в части 14 слова «об объектах стандартизации» заменить словами «закрепленных объектах стандартизации и областях деятельности»;

в) дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. Технические комитеты по стандартизации разрабатывают и утверждают технические спецификации (отчеты) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.»;

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Под проектным техническим комитетом по стандартизации понимается форма временного (на срок не более трех лет) сотрудничества лиц, указанных в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, для разработки документов национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности и их экспертизы, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.»;

«3. Создание проектных технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с принципами, указанными в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. Заявка на создание проектного технического комитета по стандартизации может быть подана в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации органами и (или) лицами, указанными в части 2 настоящей статьи.

5. Уведомление о приеме заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение срока, указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации, направляют заявки на участие в проектном техническом комитете по стандартизации в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Срок приема заявок устанавливается в уведомлении, указанном в части 5 настоящей статьи, и не может быть менее чем десять дней и более чем тридцать дней со дня размещения данного уведомления.

7. Заявка на участие в проектном техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена проектного технического комитета по стандартизации.

8. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня окончания срока приема заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации принимает решение о создании проектного технического комитета по стандартизации и назначении председателя проектного технического комитета по стандартизации в соответствии с частью 14 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также размещает такое решение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

9. Проектные технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов по закрепленным за ними объектам стандартизации или областям деятельности.

10. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня окончания срока, на который был сформирован проектный технический комитет по стандартизации, принимает решение о ликвидации проектного технического комитета по стандартизации либо о создании на его основе технического комитета по стандартизации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

11) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«2. К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц.»;

12) статью 14 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) технические спецификации (отчеты).»;

а) часть 1 после слова «обеспечения» дополнить словом «соответствующих»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Стандарты организаций и технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия.»;

14) дополнить статьей 21 1 следующего содержания:

1. Технические спецификации (отчеты) разрабатываются техническими комитетами по стандартизации в целях ускоренного внедрения инноваций.

2. Технические спецификации (отчеты) разрабатываются с учетом документов национальной системы стандартизации.

3. Технические спецификации (отчеты) могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе технических комитетов по стандартизации, утвердивших данные технические спецификации (отчеты).»;

15) статью 22 изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Своды правил

1. Своды правил разрабатываются, утверждаются, изменяются и отменяются федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

2. Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

16) статью 23 дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Разработка (формирование) и реализация программы национальной стандартизации осуществляются с использованием информационной системы в сфере стандартизации.»;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

б) дополнить частью 23 следующего содержания:

«23. Порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.»;

18) в части 3 статьи 27 слова «даты регистрации» заменить словами «даты введения в действие»;

19) часть 1 статьи 28 дополнить словами «, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации»;

а) часть 3 после слов «общероссийские классификаторы,» дополнить словами «технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, технические условия,»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует учет зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов действующих технических спецификаций (отчетов), стандартов организаций и технических условий и предоставление информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам.»;

21) статью 30 дополнить частью 5 1 следующего содержания:

22) статью 32 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок передачи иностранным государствам документов по стандартизации, определенных порядками, предусмотренными статьей 6 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Чем в настоящее время в рф заменяется система гостов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction and cancellation

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2020 с ГОСТ Р 1.2-2016 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2020-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 «Методология стандартизации»

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты«, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты«. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты«. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1.2 Правила, установленные в разделах 6-8, распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1].

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты.

1 Правила разработки, утверждения и отмены предварительных национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.16.

2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, внесения в них изменений, порядок их утверждения и отмены установлен в соответствующем нормативном правовом акте Минпромторга России [2].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за регистрацией

ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].

4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

— организация разработки национального стандарта (см. 5.1);

— разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);

— публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);

— подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);

— подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1-5.4.4);

— регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);

— опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).

Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.

4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.

4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

— противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— дублировать нормы законодательства Российской Федерации;

— изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;

— дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации*, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;

* Для исключения дублирования применяют ссылки на стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 4.3; подпункты 4.3.1, 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).

— содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.

4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:

— быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);

— в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;

— в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации «Росатом» [4];

— проверяться объективными методами;

— быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.

При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.

При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.

4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:

— требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;

— результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

— информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;

— предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.

Источник

Всё ли по ГОСТу? Какие стандарты гарантируют качество

Содержание

Как появился ГОСТ Р

Во времена СССР все стандарты были обязательны для применения, и обозначались аббревиатурой «ГОСТ». Утверждением таких стандартов занимался Госстандарт. С распадом СССР в России стали разрабатывать национальные стандарты с аббревиатурой «ГОСТ Р», которые действуют только в рамках РФ.

Сегодня один из главных принципов стандартизации – добровольное применение стандартов.

Стандарты ГОСТ – с аббревиатурой советских времен – сейчас разрабатываются в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и действуют на территории тех стран СНГ, которые к нему присоединились. Когда ГОСТ принят в рамках МГС СНГ, в России его вводят в действие приказом Росстандарта.

Стандарты ГОСТ Р утверждает также Росстандарт. «В настоящее время национальные стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов (ТК), – рассказал заместитель директора департамента Стандартинформ Александр Григорьев. – Их создает и формирует Росстандарт, фактически они представляют собой объединение заинтересованных организаций определенной отрасли, в том числе органов исполнительной власти, научных организаций, предприятий-изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей и др.».

Технические комитеты участвуют в подготовке предложений и планировании работ в сфере стандартизации, а также ведут основную работу по разработке стандартов. После разработки первой редакции проекта стандарта наступает этап публичного обсуждения, когда любой желающий (не только член ТК!) может направить разработчику стандарта свои замечания и предложения. Разработчик может принять их либо отклонить, но только мотивировав свой отказ.

«Затем окончательная редакция проекта стандарта поступает на рассмотрение в ТК, – продолжил Александр. – Стандарт принимают при условии достижения консенсуса, то есть если никто из членов комитета не высказался против, а затем утверждается Росстандартом».

Стандарты ГОСТ и ГОСТ Р применяются добровольно, если в законах нет указания об обратном. Многие из них ориентированы на качество продукции.

«Изготовитель сам принимает решение о применении конкретного стандарта при производстве своей продукции, – подтвердил Григорьев. – Однако если в договоре на поставку указано, что продукция изготовлена в соответствии со стандартом, то все его требования становятся обязательными. Также обязательными для применения являются стандарты, обеспечивающие действие технических регламентов (ТР)».

Что такое ТУ и СТО?

Если вы видите на упаковке «ТУ» или «СТО» с последующим числовым обозначением, это значит, что продукт изготовлен по техническим условиям, разработанным и утвержденным на предприятии. Предприятия могут приглашать квалифицированные в области разработки стандартов организации. Но для потребителя суть от этого не меняется: технические условия не подлежат обязательной экспертизе и согласованию с госорганами. Регистрация ТУ – добровольная. Так что, по каким именно требованиям произведена продукция, для потребителя может остаться загадкой.

По ТУ производится более 80% всей продукции. Отчасти это объясняется тем, что на большой ассортимент товаров сегодня просто нет стандартов. Если производитель решил изготавливать товар «с изюминкой», то ему необязательно ждать целый год, пока Росстандарт утвердит соответствующий ГОСТ Р, – он может разработать собственные ТУ. «Представьте себе, производитель решил добавить в йогурт чернику, но по ГОСТу она не предусмотрена, – приводит пример Александр Григорьев. – В таком случае, конечно, он разработает собственные ТУ и сможет выпустить свою продукцию на рынок». Над национальным стандартом, как правило, начинают работать, если этот новый товар становится востребованным для массового потребления.

В соответствии с Федеральным законом 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» 2015 года, технические условия – это разновидность стандарта организации.

«Закон о стандартизации гласит, что технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной стандартизации, – рассказал Александр Григорьев. – В РФ действуют стандарты, которые определяют содержание технических условий. К примеру, на ТУ для пищевой продукции – это ГОСТ Р 51740-2016 “Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению”. По ГОСТ 2.114-2016 “Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия” разрабатываются ТУ изделия машиностроения и приборостроения. К остальной продукции, в том числе материалам, веществам, обуви, одежде, текстильной продукции и т. п., применяется ГОСТ Р 1.3-2018 “Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению”».

Многие считают, что товары, произведенные по ТУ, менее качественные, чем те, что соответствуют ГОСТам. Однако технические условия были введены как раз для того, чтобы производители могли изготавливать продукцию повышенного качества или же необычные изделия с авторской рецептурой, но качеством не ниже ГОСТа.

«На самом деле, качество продукции в большей степени зависит от добросовестности производителя, – прокомментировал Александр. – Во многих случаях требования ТУ превышают соответствующие положениям ГОСТ, в том числе за счет использования современных материалов, сырья и комплектующих. Поэтому утверждать, что продукция по ГОСТу заведомо лучше, чем по ТУ, неправильно».

СТО, по сути, то же самое, что технические условия. Это стандарт организации – документ по стандартизации, который может разрабатываться на применяемые в организации продукцию и процессы, на оказываемые в ней услуги и на продукцию, которую создает организация.

Как регулируется безопасность товаров?

Технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) – это нормативно-правовые акты (по сути, законы), которые устанавливают минимальные требования безопасности. ТР ЕАЭС (ТС) принимаются в рамках Евразийского экономического союза и устанавливают требования, обязательные для исполнения на территории всего ЕАЭС. Все технические регламенты обязательны для исполнения.

Технический регламент (ТР ЕАЭС) – это не стандарт, по силе он приравнивается к закону.

Декларированию по ТР подлежит вся пищевая продукция. Она должна соответствовать требованиям сразу двух технических регламентов: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Кроме того, на некоторые виды пищевой продукции есть так называемые «вертикальные» регламенты, которые применяются помимо 021- и 022-го.

Молочная продукция подчиняется трем техническим регламентам: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

Мясные продукты, помимо ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, должны соответствовать ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».

Подтверждению соответствия техническим регламентам подлежат детские игрушки (ТР ЕАЭС 008/2011 «О безопасности игрушек»), продукция для детей и подростков (ТР ЕАЭС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»), одежда и обувь (ТР ЕАЭС 017/2011) и др.
Подтвердить соответствие требованиям технического регламента производитель может с помощью декларирования или сертификации, в зависимости от того, какая форма подтверждения прописана в самом ТР. То есть на полках мы можем найти как товары с декларацией, так и с сертификатом соответствия. К примеру, продукты питания подлежат декларированию, а детские игрушки – обязательной сертификации.

«Сертификат и декларация имеют одинаковый статус, – рассказала начальник отдела стандартизации Роскачества Майя Будажапова. – Но, как правило, продукция, которая имеет больший потенциальный риск, подлежит сертификации – это более жесткая форма. При декларировании производитель или продавец на основе собственных доказательств либо с помощью органов по сертификации и испытательных лабораторий подтверждает соответствие товара. Он зачастую волен в выборе исполнителя. Чтобы пройти процедуру сертификации, компания обязана обратиться в орган сертификации, который подтверждает соответствие продукции обязательным требованиям на основании протокола испытаний. Протокол выдает аккредитованная лаборатория, входящая в Единый реестр органов по сертификации и лабораторий и в орган по сертификации».

«Если продукция не подлежит подтверждению соответствия по техническому регламенту, значит, она имеет небольшой потенциальный риск для здоровья, – рассказал эксперт по сертификации продукции легкой промышленности в системе ГОСТ Р и Таможенного союза Александр Давыдов. – Такая продукция может пройти добровольную сертификацию по желанию продавца».

При этом кроме технических регламентов существуют еще нормативно-правовые документы, в которых перечислены виды товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию. Это, например:

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 07.03.2019) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме».

Все товары, которые подлежат обязательной оценке соответствия (по любому из этих нормативных документов), должны маркироваться знаком обращения. В случае если товар подпадает под действие технического регламента, то это знак ЕАС.

Пример 1: сегодня среди утвержденных обязательных технических регламентов нет моющих средств, стиральных порошков. Но этот вид товаров включен в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. Кроме того, моющие средства есть в перечне Решения № 620. По этим нормативным документам стиральные порошки подлежат обязательному декларированию. Это значит, что производитель сам выбирает перечень из Постановления № 982 или Решения № 620 и декларирует в данном случае на основании собственных доказательств.

«Под Постановлению № 982 Росстандарт на своем сайте публикует информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов или их пунктов, которым должна соответствовать продукция, –рассказала Майя Будажапова. – В основном это стандарты, поэтому фактически они становятся обязательными для исполнения. С юридической точки зрения обязательными для применения по Закону о стандартизации (от 29.06.2015 № 162-ФЗ) являются только стандарты в областях оборонной продукции и безопасности дорожного движения. А также, согласно статье 26 Закона о стандартизации, в соответствии с принципом добровольности применения стандартов, они становятся обязательны для производителя в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке (ГОСТ), в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (РСТ). Также стандарт становится обязательным для исполнения, если он входит в перечень стандартов, ссылки на которые есть в нормативно-правовых актах».

Пример 2: алкогольная продукция. По Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам, может стать основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.

Покупателю на заметку

Мы привыкли видеть в маркировке «ГОСТ» привыкли доверять ей, и это, в общем, оправданно. Потому что если ТР ЕАЭС (ТС) – это минимальные требования безопасности, то ГОСТ – это нормы качества.

Каждый производитель всех товаров, подпадающих под обязательное подтверждение соответствия, должен предоставить продавцу сертификат или декларацию о соответствии. Соблюдение минимальных требований безопасности контролируют не только надзорные органы, но и сами торговые сети.

«Мы проводим лабораторные испытания в аккредитованных лабораториях, – рассказал Тьерри Жоффруа, директор по качеству “АШАН Ритейл Россия”. – Кроме того, в ходе проведения плановых аудитов на производствах поставщиков контролируются нормативно-техническая документация, условия производства от сырья до готовой продукции, в том числе закладка рецептурных компонентов, количественный и качественный контроль, соблюдение температурных режимов, санитарно-гигиенических норм и другое».

Нормы технических регламентов – это минимальные нормы безопасности для продукции, которая может при определенных условиях представлять угрозу для здоровья потребителя и окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. ТР ЕАЭС не является стандартом, это нормативно-правовой акт. На некоторую продукцию, не подпадающую под обязательное подтверждение соответствия по техническому регламенту, распространяются федеральные законы, обязывающие производителя выпускать в оборот товар, соответствующий определенным нормам.

Это стандарты, в которых в основном прописаны показатели качества. ГОСТы утверждает Росстандарт, а разрабатывают их в рамках технических комитетов (ТК) при Росстандарте. Сертификация по ГОСТ добровольная. Но есть нюансы в виде нормативных актов, которые на практике могут сделать стандарт обязательным для исполнения.

Маркировка «ТУ» означает, что продукт изготовлен по техническим условиям, разработанным и утвержденным на предприятии. Производитель не обязан раскрывать информацию о ТУ. Показатели качества в технических условиях могут быть как выше, так и ниже показателей в ГОСТе, так как это закрытая информация и проверить ее нельзя. ТУ и СТО – это фактически одно и то же.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *