чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

Чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

Изучение всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и что конкретно является предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ. В этом плане известное изречение: отыщи всему начало и многое поймешь, – имеет глубокий смысл. Вот почему изучение курса педагогики также следует начать хотя бы с краткого исторического обзора ее возникновения и развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.

Однако, рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения.

Первое. Какими бы извилистыми и окутанными туманом времени ни были пути развития той или иной науки, каждая из них так или иначе формировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции.

Второе. Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний.

Как же обстоит в этом отношении дело с педагогикой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний?

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Источник

Становление педагогики как науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки появления педагогической науки

Педагогика – это наука, занимающаяся исследованием теоретических аспектов воспитания и обучения и разработкой практических рекомендаций реализации данных процессов.

Педагогика зародилась вместе с появлением воспитания и обучения в Древнем мире. Она существовала, как фундамент учебно-воспитательной деятельности в разные эпохи. Однако, она не являлась самостоятельной наукой. Ее выделению в отдельную научную область способствовали некоторые факторы, ставшие предпосылками появления педагогической науки. К ним относятся:

Таким образом, выделение педагогики в отдельную науку происходит в XVII столетии, когда капитализм охватывает общество и обуславливает новые задачи образовательной деятельности.

В этот период появляются труды ученых и философов, в которых педагогика становится отдельным учением, наукой, исследующей разные аспекты образовательной деятельности.

В частности, Ф. Бекон в 1623 году издал учение, в котором предлагал новую классификацию наук, выделяя, новое научное знание – педагогику. Он не отводил ей весомой роли в образовательном процессе, а придавал, лишь, узкую специализацию – способ осуществления процесса обучения чтению. Однако, его исследования стали серьезным шагом на пути развития педагогической науки. Обособление педагогики в качестве научного знания, ее выделение в самостоятельную науку связано с именем Я.А. Коменского, признанного ее основоположником. Им были разработаны принципы и методы воспитания, разработана система организации учебно-воспитательного процесса и выделены ее научные основы, ставшие фундаментом педагогической науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Научная педагогическая система Я. А. Коменского

Я. А. Коменский посвятил свою жизнь и деятельность обширным педагогическим исследованиям. Благодаря нему, педагогика обрела научную основу и стала учением об обучении и воспитании, в основе которого лежали тенденции развития современного общества.

Коменским была разработана новая педагогическая система, содержание которой базировалось на современных тенденциях научного развития и практических аспектах функционирования образовательной системы, удовлетворяющей потребности общества на данном этапе его развития.

Заслуги Коменского в создании научной педагогической системы можно отразить следующими положениями:

Рисунок 1. Научный этап становления педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многозначность понятия «педагогика»

Выделившись в качестве самостоятельной науки, педагогика получила несколько трактовок. С одной стороны, педагогика рассматривается в качестве научного знания, а с другой стороны выступает искусством, т.е. областью практической деятельности. Педагогика является уникальной научной теорией, в которой практика и теория тесно связаны и взаимообусловлены. Педагогика является системой деятельности в области обучения и воспитания, которая утверждается в научной педагогической литературе, методических пособиях, рекомендациях.

Понятие «педагогика», как самостоятельная наука имеет несколько трактовок, которые возникали и развивались по мере ее научного становления и развития. К ним относятся:

Став самостоятельной наукой, педагогика не перестала быть искусством и учебной дисциплиной, мастерством и областью практической деятельности. Педагогика изучает аспекты воспитания и обучения и разрабатывает практические основы реализации этих процессов.

Источник

Чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V–IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогос» (греч. paidagogos – pais (paidos) дитя + agо – веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика.

Несмотря на то что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов – Фалеса из Милета (ок. 625– 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530–470 гг. до н. э.), Демокрита (460– 370 гг. до н. э.), Сократа (469–399 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и др.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители – Тит Лукреций Кар (ок. 99– 55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) и др.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами – Квинтом Тертуллианом (ок. 160–220 гг.), Аврелием Августином (354–430 гг.), Фомой Аквинским (1225–1274 гг.) и др. В те времена все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными канонами. Человек рассматривался как творение Божье, и только. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки».

В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу – Витторио де Фельтре (1378–1446 гг.), Хуан Вивес (1442–1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), Франсуа Рабле (1494–1553 гг.), Мишель Монтень (1533–1592 гг.) и др.

Отмеченный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки иных педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561–1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592–1670 гг.).

Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, ее понимание сводилось им лишь к «руководству чтением». Но сам факт выделения педагогики не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

Особое место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки именно с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».

Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики сложились в первой половине XVII в.

В развитии педагогики можно выделить ряд этапов. Рассмотрим их содержание.

Источник

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного ос­мысления тех общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без ус­воения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в высших учебных заведениях сложились даже специ­альные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Они так и называются: «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение» и т.д. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин – «Введение в педагоги­ку». Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики, как это, например, принято в университетах и структуре данного учебника. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факто­ры развития педагогической науки, ее предмет и методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разраба­тываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к реали­зации этого сложнейшего процесса. Именно эти вопросы и освеща­ются в данном разделе.

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории

Изуче­ние всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопро­сов: как возникла и развивалась эта наука и что конкретно является предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или обще­ственных явлений, изучением которых она занимается и знание ко­торых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ. В этом плане известное изречение: отыщи всему начало и многое поймешь, – имеет глубокий смысл. Вот почему изучение курса педагогики также следует начать хотя бы с краткого истори­ческого обзора ее возникновения и развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.

Однако, рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения.

Первое. Какими бы извилистыми и окутанными туманом вре­мени ни были пути развития той или иной науки, каждая из них так или иначе формировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции.

Второе. Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкрети­зировался специфический, только ей присущий предмет исследова­ния. В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой от­дельной наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний.

Как же обстоит в этом отношении дело с педагогикой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний?

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить вни­мание на одну существенную деталь. Педагогические знания отно­сятся к той специфической сфере человеческой деятельности, ко­торая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. самом деле, когда говорят о педагогике, то обыч­но этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формирова­нием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрас­тающих поколений к жизни возникло вместе с появлением челове­ческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлени­ем орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились пере­давать этот опыт последующим поколениям. Общественный про­гресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, со­циальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, переда­ча накопленного производственного, социального и духовного опыта после­дующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существова­ния и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития чело­веческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникно­вения. В этом смысле иной раз воспитание считают «общей и веч­ной категорией», подчеркивая положение о том, что как общест­венное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в общест­ве на всех этапах его развития.

чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

Но как и всякое общественное явление, воспитательная деятель­ность и ее характер не стояли на месте и под влиянием тех же обще­ственных условий постоянно развивались и совершенствовались. Долгое время, например, дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и по­вседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда сам этот опыт был еще сравнительно простым. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было ни специальных воспитатель­ных учреждений, ни лиц, которые специально занимались бы педа­гогической деятельностью и профессией которых было бы воспита­ние. Такое положение долгое время сохранялось также в рабовла­дельческую эпоху. Известно, например, что «первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с полови­ной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников начаткам арифметики и геомет­рии»[5]. Как видим, в этой школе детей обучали не специальные про­фессионалы-воспитатели, а жрецы, для которых подобная работа была отнюдь не главной, а осуществлялась попутно с исполнением основных обязанностей. Во многих же случаях детей обучали роди­тели, другие члены семьи или старики. Об этом, в частности, свиде­тельствуют древние сказания и литературные памятники. Вот как, например, начинается известная арабская сказка «Аладдин и вол­шебная лампа»:

В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец его сказал:

– Пусть мой сын будет портным, как я, – и начал учить Аладдина своему ремеслу[6].

В знаменитых поэмах древнегреческого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» показывается, например, как Хирон учил Ахилла сред­ствам залечивать раны, как Феникс, который в некоторой степени заменял ему отца, обучал его красноречию. Характерно, что, как отмечал Пауль Барт, в гомеровскую эпоху не было еще сословия воспитателей. У Гомера даже не было слова, обозначавшего воспи­тание[7].

Но в дальнейшем положение стало существенным образом изме­няться. Развивалось и усложнялось сельскохозяйственное и ремес­ленное производство. Знания людей об окружающем мире положи­ли начало развитию науки. В этих условиях овладение производственным опытом и научными знаниями требовало уже специальной и довольно продолжительной выучки. Становилось все более оче­видным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определенной отрасли труда и был приспособлен к выполнению соответствующих функций в сфере материального или духовного производства.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем боль­ше накапливалось научных знаний, тем более важное значение при­обретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально ор­ганизованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческо­го строя, когда производство и наука достигли значительного разви­тия, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возни­кают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профес­сией которых становится обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведе­ния о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближне­го Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные дея­тели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.), полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о сво­бодных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области Труда. В этих же законах подчеркивалось, что сын мог не кормить отца в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Древнегреческий философ Платон писал о том, что если дур­ным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обя­занности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым ари­стократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Впо­следствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия, (от греч. gymnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, а впослед­ствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в тру­дах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагоги­ческие идеи, например, высказывали Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания, а также Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96 гг.), изложивший в своих книгах «О вос­питании оратора» идеи о воспитании детей и подростков и реко­мендовавший следить за их речью, использовать воспитательные игры. В обучении он выделал три ступени: подражание, наставление И упражнение и требовал сочетания заучивания с размышлением.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались филосо­фами-богословами, педагогические идеи которых имели религиоз­ную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного обще­ства. Виднейшие деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердам­ский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и дру­гие выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личнос­ти от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Источник

I. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

Лекция 1. Предмет и задачи педагогики

1.Чем была обусловлена необходимость развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?

Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставиться требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.

Первое: Любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает общественная потребность в ней и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.

Второе: Всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.

Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании.

В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется с понятием «воспитание». Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодого поколения к жизни, тем острее становилась необходимость в его специально организованном воспитании. Таким образом, воспитание превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают общей и вечной категорией, подчеркивая то, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающего поколения к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

Однако в дородовом и родовом обществе воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию. В поэмах древнегреческого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово «воспитание».

Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения для детей и появляются лица, профессией которых было их обучение и воспитание. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции, Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: «Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.

4. Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?

Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными, научными дисциплинами, он назвал и педагогику под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.

Немало важным стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах рождаются кафедры педагогики.

Весьма существен вопрос о том, что является предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания то, следовательно, и предметом ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает идеи и закономерности воспитания, эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Они обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.

В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели – Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.

Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.Об этом еще в 1959 г. писал профессор А.Ф.Протопопов. Он отмечал: «Предметом… педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».

чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Смотреть картинку чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Картинка про чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку. Фото чем было обусловлено выделение педагогики в отдельную науку

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

· изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;

· определение целей воспитания;

· разработка содержания воспитания;

· исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Основные категории педагогики

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

5. Что называется обучением?

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания – это, отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической’ деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая – обучаем.

Обучение – это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

6. Что такое образование?

Образование – это результат обучения. В буквальном смысле оно означает, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя общие причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических и т.д., а также целенаправленного воспитания и собственной активности человека.

Развитиеэто процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

7. Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками?

Эти связи имеют два основных аспекта. Первый – использование идей других наук для разработки воспитательной теории, второй – заимствование отдельных методов и методик исследования.

Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Большое значение для уяснения сущности воспитания имеют, например, философские идеи о деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др.

Логика и психология широко используются при разработке принципов организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Психология изучает закономерности развития психики человека. Психологию в основном интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физиологическая теория условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы формирования у воспитуемых практических умений, навыков и привычек поведения, а также развития способностей и творческих задатков.

Положения этики используются при раскрытии процесса нравственного воспитания, эстетики – при освещении вопросов художественно-эстетического развития растущей личности и т.д. В то же время педагогика развивается благодаря творческому использованию методов исследования других наук. В частности, расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способствовали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др. Математика обогащает педагогику методами статистической обработки опытно-экспериментального материала.

Таким образом, идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и закономерности его личностного развития. Указывая на это положение, К.Д.Ушинский в предисловии к первому тому своего труда «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

В этом плане не менее важную мысль высказал и известный российский психолог Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что, будучи связанной с другими науками, только педагогика может и должна интегрировать поток крайне разнородной, информации этих наук о человеке в приложении к воспитанию и сделать содержащиеся в них идеи органической частью воспитательной теории.

Нельзя не указать также на то, что педагогика в свою очередь обогащает другие науки. Например, разработанные в ней теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Мaкаренко) восприняты в философии, социологии, психологии и других науках. Более того, хотя другие науки и накопили немало полезного материала, относящегося к развитию личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает закономерностей воспитания. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Вот почему предметом особой гордости каждого педагога должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он, владея педагогической теорией и соответствующими методиками или, как иногда говорят, технологиями, в состоянии действенно воспитывать и формировать личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность и нравственно-эстетическую культуру.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географиейи антропологией, медициной и экологией, экономикойи археологией.

8. Какие дисциплины входят в систему педагогических наук?

B систему педагогических наук входят:

Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

· дидактику (теория обучения);

Преддошкольная, дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.

Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.

Олигофренопедагогика– умственно отсталых.

Также это: школоведение; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного воспитания; педагогика детских и юношеских организаций; военная педагогика; педагогика профтехобразования; этнопедагогика; педагогическая инноватика и др.

2. Как произошло название науки о воспитании – педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?

В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стала разрабатываться и теория воспитания. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании – педагогика. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) первоначально обозначало раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием, детей. Из Древней Греции пришли к нам и многие другие педагогические термины, например, школа (shole – досуг, игра), гимназия (gymnasion – гимнасий) – школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа и т.д.

Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека. Афинский правитель Солон (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Платон (428 или 427–348 или 347 до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если воспитатель будет плохо выполнять свои обязанности, в обществе появится целое поколение невежественных людей.

О воспитании размышляли древнегреческие философы Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 547 до н.э.), Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.), Демокрит (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.), Эпикур (341 – 270 до н.э.) и др.

Поучительные педагогические идеи выдвигали древнеримские философы и ораторы. Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н.э.) написал философскую поэму «O природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания. Марк Фабий Квинтилиан (oк. 35 – ок. 96) создал десять книг «О воспитании оратора» в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию их речи, по воспитательным играм.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых были пронизаны религиозной догматикой, проповедью аскетизма, беспрекословного повиновения и весьма слабо обогащали педагогическую теорию.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (ХIV–VI вв.) в трудах таких известных деятелей, как итальянский гуманист Витторино дa Фельтре (1378–1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492–1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553), французский философ Мишель Монтень (l533–1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых. Но статус науки педагогика обрела благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание.

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktiros — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

Таким образом, слово «Педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «Вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

· современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

· во многих странах создана система непрерывного образования человека;

· она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Как развивалась педагогическая мысль на Руси?

Как и в других странах, вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательно-развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,

Поперек толстонушки. А в роток говорок,

А в ножки ходонушки. А в головку разумок.

Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать. История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов «Пчела»», «Послание» Климента Смолятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси Х-Х1П веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

3. Какое влияние оказывали и оказывают идеология и политика на развитие педагогики?

Развиваясь под влиянием объективных потребностей, общества в воспитании подрастающего поколения, педагогика также не могла не испытывать влияния и факторов субъективных, которые оказывали и оказывают воздействие на разработку воспитательной теории. Такими субъективными факторами были и остаются идеология и политика. Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. С другой стороны, с древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает. Римский историк, Тацит (ок.58 – ок. 117) писал: «Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям». Именно поэтому идеология и политика правящих слоев общества всегда влияли и влияют как, на организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории.

Указанное положение подтверждается многими примерами и фактами. Еще Аристотель в своем труде «Политика», писал: «Вряд ли кто будет сомневаться, что законодатель должен отнестись с исключительным пониманием, к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб».

Отметим, что политика и идеология влияют на разработку таких педагогических проблем, как цели воспитания, его содержание, определение методов воспитательной работы и т.д. Например, древнегреческий историк Плутарх (oк.45–oк. 127), указывая на то, что подготовка молодежи в Спарте была направлена, на защиту государства и правящей элиты, писал: «Воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать».

В средние века в качестве такой цели выступало формирование у человека послушания и религиозного аскетизма, хотя указанная цель по-разному осуществлялась по отношению к духовным и светским феодалам, а также к феодальному крестьянству.

Начиная с эпохи Возрождения, стали провозглашаться гуманистические цели воспитания и всестороннего развития личности. Существенные изменения происходили и в разработке методов воспитания. Если в предшествующие эпохи они были ориентированы на подавление личности ребенка путем применения угроз, различных наказаний и физических воздействий, то с гуманизацией общественных отношений стали использоваться более гуманные воспитательные методы: увещевание детей, уважение их достоинства, опора на их положительные качества и т.д.

Кто бы, что ни говорил, но с научной точки зрения и современная педагогика развивается под влиянием общественной и. политической идеологии и призвана способствовать ее утверждению и защите. Недаром французский император Наполеон в свое время говорил: «Моей главной целью при учреждении учительской корпорации служит желание управлять мыслями».

О зависимости воспитания от социально-правового и имущественного положения тех или иных классов общества весьма выразительно писал Н.Г. Чернышевский: «Политическая власть, материальное благосостояние и образованность – все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества».

Но поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои взгляды и подходы к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального и современного общества. Речь в данном случае идет об официальной педагогике, формировавшейся и формирующейся под влиянием официальных правящих кругов общества, господствующей идеологии и политики. Это приводило к тому, что с давних времен в обществе существовали и формировались различные идеологические и политические течения, отражавшие интересы различных имущественных и религиозных слоев населения в области воспитания. Так, широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспитания. Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т.Мop и Р.Оуэн в Англии, Т.Кампанелла в Италии, К.Сен-Симон, Ш.Фурье, во Франции, К.,Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).

Все это показывает, что в педагогике прошлого нужно различать то, что служило тормозом развития прогрессивных воспитательных теорий и изжило себя, став лишь достоянием истории, и то, что содержало в себе положительные элементы и способствовало разработке подлинно научных воспитательных теорий, носило и носит общечеловеческий характер.

Наконец, по уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным освещением теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.

Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины – этнопедагогики (этнос – народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.

9. Можно ли считать педагогику наукой и искусством?

Иногда даже в научной литературе педагогику неправомерно рассматривают и как науку, и как искусство. Здесь допускается смешение двух аспектов воспитания как педагогического явления – теоретического и практического, которые отнюдь не тождественны.

Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, составляет области особой науки. Но, будучи совокупностью идей, по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть, только практическая воспитательная деятельность, если она достигает высокой степени совершенства. Разумеется, между этими аспектами воспитания. Существует органическая взаимосвязь. Чтобы хорошо воспитывать, можно обстоятельно знать педагогическую теорию. С другой стороны, творческий подход к воспитанию способствует развитию и обогащению его теоретических основ.

Весьма убедительно показывал разницу между педагогикой как наукой и воспитательной деятельностью как искусством преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Ободовский (1795-1852). В изданном им в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, Т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле, воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *