чем был знаменит верроккьо
Андреа Верроккьо. Жизнь и творчество.
Андреа Верроккьо
Синопсис
Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо да Винчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо и другие мастера. В эпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам в классическом стиле — как в жанре живописи, так и в создании скульптур. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Статуя Бартоломео Коллеони
Ранние годы
Верроккьо появился на свет во Флоренции и, как считается, был назван в честь успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо. Доподлинно не известно, кто был наставником будущего мастера. Вероятно, первые уроки он получил от тезки-ювелира или Донателло. Со временем Верроккьо стал главной опорой для своей семьи, помогая не только родителям, но и братьям, сестрам, племянникам.
Живопись
Только одна картина, дошедшая до наших дней, может быть с абсолютной точностью приписана руке Верроккьо. Знаменитое полотно «Крещение Христа» было заказано руководством церкви Сан-Сальви во Флоренции, где она оставалась до 1530 года. На композиции, слева от Христа, расположен светлый ангел, в котором узнаваем молодой да Винчи, который работал в студии Варроккио в начале 1470-х. Некоторые критики и аналитики идентифицируют второго ангела на картине как Сандро Боттичелли.
Крещение Христа (1472–1475, Уффици, Флоренция)
Единственной подписанной картиной художника является Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатусом (Собор Святого Зенона, 1475–1483). Хотя известно, что это работа учеников Верроккьо. Сам учитель, вероятно, занимался проектированием и созданием сложной композиции.
Скульптура
Самая ранняя скульптура мастера — бронзовая статуя Давида (1473–1475). Статую, которая была заказана семьей Медичи, часто сравнивают с более известной версией Донателло. Хотя «Давид» Донателло более чувственный, эмоциональный и элегантный, чем в скульптуре Верроккьо, невозможно отрицать ценность и изысканность последней.
Также важной работой из бронзы является «Путто с Дельфином» (1479) — восхитительная скульптура, изображающая балансирующего на одной ноге Амура. Вероятно, первоначально она была установлена на фонтан, где поворачивалась под давлением струй воды.
После 1475 года Верроккьо акцентировал внимание на скульптуре, что характеризовалось художественным ростом, начавшимся в то время, когда мастер начал работать на семью Медичи. В конце 1470-х он создал весьма реалистичный терракотовый бюст Лоренцо де Медичи. За ним последовал мраморный бюст, известный как «Леди с первоцветом». Благодаря последним произведениям Верроккьо формирует новый стиль классицизма эпохи Возрождения, работы мастера начинают напоминать древние римские скульптуры.
Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.
Наследие
Признание Верроккьо мастером в ювелирном деле и в скульптуре неуклонно росло даже после его смерти. Многие известные художники итальянского Возрождения занимались изучением его картин и статуй, что повлияло и на их творчество.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Мастера Возрождения:Андреа Верроккьо
Сегодня я расскажу об итальянском мастере Андреа Верроккьо, который стал знаменитым в эпоху Раннего Возрождения не только благодаря своим классическим работам в живописи, но и скульптурам.
В эпоху кватроченто (итальянское искусство XV века) художники писали в основном на заказ, а потому большую роль для них играли меценаты. Художественные мастерские исполняли любой каприз – от росписи глиняного кувшина до серьезного архитектурного проекта. Интересно, что открыть свою мастерскую мог лишь художник, который получал знания у мастера на протяжении 6 лет.
Верроккьо славился непревзойденными декораторскими способностями. Среди основных заказчиков в его мастерской была высокопоставленная знать. В течение свой творческой жизни он воспитал таких великих мастеров Возрождения, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.
Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция
Крипт Базилики Сан-Лоренцо
Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.
Verrocchio, monumento forteguerri
Юный Давид. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.
Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.
Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.
Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
молодой человек 1480
Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики.
Altare di San Giovanni Battista
Andrea del verrocchio, giovane dormiente, firenze, 1475-1480
Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.
Museo del Bargello ( Florence ). Marble relief ( 15th century ) by Andrea del Verrocchio: Women present the deadborn baby to its father Giovanni Tornabuoni.
Сегодня Андреа дель Верроккьо ставят в один ряд с Донателло и Микеланджело.
Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он редко упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь «Крещение Христа» во Флорентийской Академии.
Крещение Христа. Вероккио и Леонардо да Винчи.1473-1478. Темпера и масло, дерево.
Многие эксперты предполагают, что в виде маленьких ангелов в левой части картины Верроккьо изобразил своих талантливых учеников Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли в молодости…
Детали картины. Леонардо
Однако есть и другие предположения: этих самых ангелов дорисовывал сам да Винчи, поскольку учитель уделял большую часть времени скульптурам, а живописные заказы выполнял с достаточно большими перерывами.
Несостыковки очевидны даже неискушенному зрителю
Кроме того, некоторыми критиками замечены также разные техники рисования: центральная фигура Христа и ангел справа написаны в суховатой, линеарной, типичной для Андреа манере, а вот ангелы слева написаны с мягкой передачей света и тени, образы окутаны легкой дымкой за счет использования в большей степени масляных красок, а не темперы.
Голова женщины, эскиз для нимфы Венеры. 1475, Британский музей
И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.
Из остальных картин, Андреа Верроккьо, в действительности подписанных мастером является только «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом». Но по манере мазка,деталям они атрибутируются как работы Андреа. Хотя, некоторые историки утверждают, что это произведение, как и все остальные, было написано его учениками. Возможно, сам учитель лишь руководил процессами и/или помогал создавать сложные композиции? Об можно только догадываться…
Его мадонны
Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом, 1478 г.
Мадонна с младенцем, 1470 г.
Andrea del Verrocchio (workshop) Madonna and Child 1475
1475 Verrocchio Madonna mit Kind anagoria
Verrocchio and Leonardo da Vinci (attrib) The Detroit Adoration
Virgin and Child by Verrocchio
Andrea del Verrocchio and assistant ( Lorenzo di Credi).
опять знакомые лица ангелов
А эта Мадонна выполнена учениками школы Андреа Верроккьо
Богоматерь, обращенная к ребенку Христу, Мадонна Раскина
Товия и ангел, 1480 г.
. Один праведный человек по имени страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сон со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но не ожиданно «рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег». Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: «…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен». Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца,а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.
Заметьте, на костюмах персонажей художника преобладает большое количество вышитых золотом узоров и роскошных драгоценностей… Этим Андреа наверняка напоминал о своем первоначальном ремесле.
поражает многоплановость тематики мастера. насколько талантлив человек
и вот такие алтарные образы
Как видите не так много живописи и немало,чтобы сохранится в веках
Помимо достаточно известной и статуи Давида, остались барельефы и другие скульптуры,выполненные мастером в разные периоды творчества.
Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.
Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Бюст Джулиано Медичи. 1475—1478, Национальная галерея, Вашингтон
Уверение Фомы. 1467—1483, церковь Орсанмикеле, Флоренция
В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу «Уверение Фомы» (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.
Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.
Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс «Господь мой и Бог мой!»
Церковь Орсанмикеле во Флоренции.
Конная статуя Бартоломео Коллеони 1479—1496, Площадь Сан-Джованни-э-Паоло, Венеция
В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс.
В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ «могучего воина».
Получив заказ, он начал работу в своей мастерской над моделью из воска, а в 1486 году приехал в Венецию, чтобы следить за отливкой статуи из бронзы. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488 года. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди — однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, — который и завершил работу в 1496 году.
Кампо Сан-Заниполо на ведуте
Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк
Man of Sorrows by Andrea del Verrocchio at the Szépművészeti Múzeum Budapest
Seguace del verrocchio, madonna col bambino e san giovannino
Virgin and Child by Andrea del Verrocchio.
National gallery in washington d.c., bottega del verrocchio, alessandro il grande
Джорджо Вазари, «Жизнь Андреа Верроккьо», «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (III часть)
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега, 2008. — (Художественные эпохи)
Ingrid Münch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997
Рубрики: | история/Средневековье искусство/Скульптура Галопом по Европам/Италия живопись, графика, акварель/Религиозная живопись живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках |
Метки: Мастера Возрождения Андреа Верроккьо
Процитировано 18 раз
Понравилось: 24 пользователям