чем был награжден пушкин
Медаль Пушкина (Госнаграда РФ)
9- мая 1999 г., в преддверии 200-летнего юбилея великого русского поэта, была основана новая государственная награда — медаль Пушкина. Ее учреждение произошло на основании президентского Указа № 574.
Основания для вручения
Обладателями медали Пушкина вправе стать как российские, так и зарубежные граждане, отличившиеся в сфере культуры, искусства, литературы, просвещения. Она вручается людям, имеющим заметные достижения в исследовании и сбережении культурного наследия, некоторые иные заслуги.
Получить медаль Пушкина может лишь человек, который минимум 20 лет занимался общественно-гуманитарной работой.
Надевать медаль Пушкина следует слева. Ее место — после медали Нестерова (при наличии).
Как выглядит медаль
Медаль Пушкина серебряная, круглая, поперечником 3,2 сантиметра. На аверсе и реверсе есть бурт. Центральная деталь лицевой стороны — профиль Пушкина. Это копия автопортрета великого поэта. На обороте — копия пушкинской подписи. Ниже — символ «№_________». Это место, где гравируется номер награды.
Колодочка, обладающая 5-угольной формой, покрыта светло-бирюзовой ленточкой. На расстоянии 5 мм от правого края находится золотистая 2,5-миллиметровая полоса. Размер миниатюрной копии — 1,6 сантиметра.
Как появилась награда
Утверждение самой медали Пушкина, Положения и описания к ней произошло 09.05.1999 г. В Положении было сказано, что носить ее требуется после медали «В память 850-летия Москвы».
В 2010 г. очередным президентским Указом Положение и описание стали иметь настоящий вид. Еще через год появилось дополнение, вводящие миниатюрную копию знака.
Медали с аналогичным назначением
В российской наградной системе есть еще несколько медалей, носящих имена великих людей, среди них:
Награжденные
Всего награды было удостоено приблизительно 900 человек. Одна женщина — Н.Я. Бородина, получила медаль дважды. Медаль была вручена 90 странам и 12 лидерам государств.
Д. Ольбрыхский
Будущий знаменитый польский актер появился на свет в 1945 г., в городе Лович. После окончания школы поступил в театральное училище. Свою первую роль в кино сыграл в 64-м, учась на 1-м курсе. Это был фильм «Раненый». Через год сыграл в картине А. Вайды «Пепел». Роль была сложной и запоминающейся. Картина имела огромный успех, а карьера молодого артиста стала стремительно развиваться.
Сыграв в нескольких фильмах Вайды, Ольбрыхский превратился в его любимого актера. Известный режиссер снимал его практических во всех своих знаменитых лентах. Даниэля с удовольствием снимали и другие известные польские режиссеры, в частности, Занусси. Вскоре его заметили и самые лучшие европейские мастера кино. Ольбрыхский был украшением фильмов К. Лелуша, М. фон Тротта, Ф. Шлендорфа и до.
Даниэль имеет активную гражданскую позицию. Он несколько раз выступал в защиту О. Сенцова. Этот украинский режиссер был арестован в Крыму по обвинению в терроризме. Ольбрыхский в числе некоторых других видных деятелей кино подписался под обращением Европейской киноакадемии.
Даниэль — обладатель нескольких призов на кинофестивалях. Медаль Пушкина он получил за заметный личный вклад в распространение русского языка.
В. Норейка
Будущий знаменитый певец, народный артист СССР, появился на свет в 1935 г., в Литве. Параллельно с учебой в школе, учился в музыкальном училище Вильнюса. В 58-м году стал выпускником Литовской консерватории. Еще до окончания учебного заведения стал солистом Литовского театра оперы и балета.
В 60-х годах проходил стажировку в лучшем итальянском театре — миланском «Ла Скала». В 70-м ему было присвоено звание «Народный артист СССР». В 76-м стал художественным руководителем Литовского оперного театра. Оставался на этой должности до 91-го года.
Часто давал концерты с произведениями лучших русских и мировых композиторов. Постоянно ездил на гастроли. В том числе и за рубеж, в лучшие оперные театры мира. С 64-го принимал участие в постановках Большого театра (свыше 50 раз). Последний раз выступал в Большом осенью 2009 г.
С 76-го — преподаватель Литовской консерватории. В 90-е годы преподавал вокал в столице Венесуэлы, позже работал в Таллине. Сейчас он возглавляет оперную студию театра Литвы и преподает там. Возглавляет Театральное общество Литвы.
В 1971 г. вступил в компартию, в 91-м вышел из нее. Медаль Пушкина была ему вручена за достижения в укреплении дружбы и сотрудничества с нашей страной.
Б. Покровский
Родился Борис Александрович в 1912 г. С 10-летнего возраста обучался музыке у Е. Гнесиной. После окончания школы стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. В начале 30-х годов работал на заводе. В 33-м стал студентом режиссерского отделения Техникума театрального искусства. Его сокурсниками были Г. Товстоногов и Ю. Завадский.
После окончания института стал работать в оперном театре города Горький. Его дипломным спектаклем стала «Кармен». В 40-м году получил должность главного режиссера театра. Через 3 года перевелся в Большой театр. Работал там много лет, долгие годы находился на посту главного режиссера главного театра страны. Там он поставил 41 спектакль. В общей сложности поставил свыше 180 спектаклей.
В 49-м начал работать преподавателем в ГИТИСе. Через 10 лет он возглавил там кафедру музыкального театра. В 72-м создал в Москве камерный музыкальный театр. Спустя четверть века театр получил звание «Академического». В этом театре осуществил 75 постановок. Бориса Александровича часто приглашали зарубежные театры.
Умер летом 2009г. Его могила на Новодевичьем кладбище.
М.Б. Пиотровский
На свет Михаил Борисович появился в 1944 г., в Ереване, в семье директора Эрмитажа, академика Б. Пиотровского. После завершения ВОВ семья вернулась в Ленинград. В 67-м окончил восточное отделение Ленинградского университета. После этого год стажировался в университете Каира. Работал преподавателем, переводчиком в Йемене.
После кончины его отца Михаила Борисовича пригласили в Эрмитаж и предложили ему пост замдиректора музея по научной работе. Летом следующего года вышло правительственное постановление о назначении его директором Эрмитажа. Эту должность он занимает по сей день.
В 2003-м стал зав. кафедры музейного дела университета Петербурга. Через 8 лет в этом же учебном заведении также возглавил кафедру Древнего Востока. Параллельно с этим Пиотровский — декан восточного факультета. Состоит в Президиуме РАН. Действительный член РАХ.
Член партии «Единая Россия». В 2012 г. выступал в качестве доверенного лица Путина. Вел телепрограмму «Мой Эрмитаж». Занимается преимущественно историей Ближнего Востока, ранней историей ислама. Участник археологических раскопок на Кавказе, в нескольких странах.
Пиотровским опубликовано свыше 250 научных работ.
А.А. Пушкин
Александр Александрович, один из потомков великого поэта, появился на свет в 1942 г., в бельгийской столице Брюсселе. Последний прямой потомок Пушкина по мужской линии. Окончил ВУЗ по специальности «инженер-электронщик». Долгое время работал по специальности в фирме «Алкатель».
Пока существовал Советский Союз, воздерживался от визитов в нашу страну. Находится на антикоммунистических позициях. В первый раз приехал в Россию в 94-м. Возглавляет Союза русских дворян Бельгии. С 99-го является сопредседатель пушкинского благотворительного фонда. Фонд также находится в Бельгии.
Осенью 2005 г. ему было предоставлено российское гражданство. Александр Александрович активно занимается благотворительной деятельностью. Он и его жена постоянный участники акций в поддержку больных детей и инвалидов в нашей стране. Опекает петербургский детский онкологический Центр. Регулярно собирает деньги на покупку медицинского оборудования и препаратов для медицинских учреждений. В первую очередь — для НИИ онкологии им. Петрова.
Естественно, занимается популяризацией творчества своего великого предка. Он занимается организацией спектаклей по пушкинским произведениям, принимает участие в конференциях о творчестве Пушкина.
Биография Александра Сергеевича Пушкина
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст.ст.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала ‑ «арапа Петра Великого».
Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка Мария Алексеевна, а также няня Арина Родионовна, передавшая своему воспитаннику любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования будущий поэт постигал под руководством домашних учителей.
Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
В 1811 году Александр Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей ‑ привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Во время обучения Пушкин и другие лицеисты первого выпуска слушали лекции известных профессоров, на полугодовых испытаниях в лицее обычно присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора Санкт‑Петербургского педагогического института.
В лицее Пушкин написал свои первые стихи. Он сотрудничал в рукописных лицейских журналах и был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.
После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Александр Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел (Санкт‑Петербург). Но на службе он скорее числился, чем служил. Пушкин принимал участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в которое вступил еще в лицейские годы. В 1819 году он вступил в члены литературно‑театрального сообщества «Зеленая лампа», которым руководил «Союз благоденствия». Дома он много читал и писал политические эпиграммы и стихи. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817‑1820), которые, хоть и не публиковались, были широко известны. Еще до окончания лицея, в 1817 году, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года.
В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Формально ссыльным он не считался. По предписанию императора, Александр Пушкин был отправлен в Екатеринослав служить в канцелярии начальника иностранных колонистов на юге России генерала Ивана Инзова. В Екатеринославле Пушкин прожил полторы недели и заболел. Получив разрешение, он для поправки здоровья поехал с семьей Раевских на Кавказ, а оттуда ‑ в Крым. В сентябре Пушкин приехал в Кишинев к месту новой службы. Сюда был временно переведен Инзов наместником Бессарабской области.
В Кишиневе Александр Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) ‑ образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения; начат роман в стихах «Евгений Онегин».
Узнав о восстании декабристов 14 декабря 1825 года и аресте многих своих друзей, Александр Пушкин уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».
Имя Пушкина не значилось в списках заговорщиков и он начал хлопотать о своем возвращении, сперва частным образом, потом официально. В июле 1826 года Пушкин послал через губернатора письмо государю с выражением раскаяния и твердого намерения не противоречить своими мнениями общепринятому порядку. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826 года, когда Пушкин получил с фельдъегерем приказ нового императора Николая I немедленно прибыть к нему в Москву. 8 сентября он был представлен государю, после чего получил позволение жить где угодно, но в Петербург доступ ему был открыт только в мае 1827 года, причем император вызвался быть его цензором. Цензорство императора обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные государем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие»).
В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время он сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ в 1829 году. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…». Возвратившись в Петербург, Пушкин получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее явно враждебное отношение Николая I к поэту.
В апреле 1830 года Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, был закончен «Евгений Онегин».
18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Он пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра» (подготовительный текст, 1835).
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер‑юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей ‑ Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы им были написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.
В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.
Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем императора, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Гибель поэта стала национальной трагедией. «Солнце русской Поэзии закатилось», ‑ написал в некрологе Владимир Одоевский.
Вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен. Он не только поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога, но и явился основателем нового классического искусства, сравнимого с лучшими образцами мировой эстетики. Язык Александра Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка.
Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт‑Петербурге.
Произведения Александра Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, многократно экранизированы, поставлены на сценах различных театров мира. Многие композиторы (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. По произведениям Пушкина написаны оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно‑инструментальные произведения, романсы, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам.
Во многих местах, связанных с именем Пушкина, созданы музеи поэта. В разных городах мира установлены памятники Пушкину.
В мае 1997 года вышел указ президента РФ, в соответствии с которым установлен Пушкинский день России, который отмечается ежегодно 6 июня — в день рождения поэта.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Факты о Пушкине, о которых литературоведы предпочитают не распространяться
Илья Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
В детстве Пушкин был неловким и пухлым, сам тоже считал себя некрасивым. Как-то в дом родителей будущего поэта наведался писатель Иван Дмитриев. Поразившись необычной внешностью мальчика, он сказал: «Какой арабчик!» В ответ на это 10-летний Саша выпалил: «Да зато не рябчик!» Все присутствующие были дико смущены, ведь лицо у Ивана Ивановича было действительно рябым.
Можно сказать, что в Царскосельский лицей Александр Сергеевич поступил по блату. Это учебное заведение было основано Сперанским, а дядя поэта Василий Львович Пушкин был с ним хорошо знаком. Он и похлопотал за племянника, который попал в число 30 поступивших счастливчиков. По успеваемости будущий поэт занимал одно из последних мест из всего класса. В лицейских ведомостях можно найти такие аттестации в отношении этого ученика: «слабого прилежания», «не прилежен», в арифметике — «ленив», в рисовании — «медленные успехи» (по итогам осени 1811 — весны 1812 года).
Известен такой случай, когда юный камер-юнкер Пушкин явился в кабинет высокопоставленного чиновника. Тот встретил своего гостя, лениво развалившись на диване. Поэт решил все свои вопросы и уже собирался уходить, однако чиновник приказал сказать ему что-нибудь экспромтом. Саша сказал: «Дети на полу — умный на диване». Господин ничего не понял, начал повторять фразу вслух и понял, что она с неоднозначным смыслом: «Детина полуумный на диване». Разъярившись, он выгнал остроумного наглеца.
Не всегда Александр Сергеевич был обладателем пышной шевелюры. В 19 лет он тяжело заболел, его вынужденно обрили наголо, поэтому некоторое время он носил парик. Однажды, будучи в Большом театре, во время спектакля он снял его и начал обмахиваться им. У одних эта сцена вызвала возмущение, у других — смех. Сам же спектакль чуть было не сорвался.
© С. Чириков / Александр Пушкин / wikimedia
Дуэли занимали одно из важных мест в жизни поэта. Так, по подсчетам историков, он участвовал в них порядка 27 раз, по его инициативе было проведено 26 дуэлей.
Его противником даже был друг Вильгельм Кюхельбекер. Поводом для поединка стала обидная для Кюхельбекера шутка. Вильгельм Карлович частенько навещал Василия Жуковского, донимая декламированием своих стихов. Как-то Жуковский не явился на товарищеский ужин, позже признался, что у него расстроился желудок, «к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин сразу же придумал эпиграмму:
Кюхельбекер взбесился и вызвал друга на дуэль. Поединок состоялся, но вместо патронов была клюква, так что дело завершилось миром.
Однажды в Кишиневе у Пушкина была дуэль с неким офицером. Пока тот целился в поэта, Александр Сергеевич невозмутимо ел черешню, которую принес с собой. Офицер промахнулся, его соперник тут же спросил: «Довольны ли вы?» Тот бросился в объятия к поэту, но он оттолкнул его со словами «Это лишнее» и удалился.
Трость Пушкина, с которой он ходил практически всю свою жизнь, весила несколько килограммов. Таким образом поэт упражнял правую руку, чтобы добиться большей меткости при стрельбе на дуэлях. Он также активно занимался боксом и стал первым в России, кто начал выписывать книги по этому виду спорта из Англии.
© Иван Вепхвадзе / Пушкин в Тифлисе / artlib
Известно, что Пушкин был довольно любвеобилен. Широко известен его так называемый «Донжуанский список», в котором он перечислил всех женщин, которыми когда-либо увлекался.
Как-то на одном вечере Пушкин долго разговаривал с некой дамой. Друзья поинтересовались у него, как он ее находит, умна ли она? Поэт лениво ответил:
— Не знаю, ведь я с ней говорил по-французски.
В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Гончаровой он частенько говорил своим друзьям: «Я пленен, я очарован, словом — я огончарован!»
Николай Ульянов «Пушкин с женой на балу». © Fine Art Images / Image State / East News
Всю жизнь недолюбливал свою тещу. Дело все в том, что, когда спустя 4 месяца после знакомства он сделал предложение Гончаровой, мать девушки посчитала, что дочь еще слишком мала для брака. Тогда ей было 16 лет.
В письме к Вере Вяземской (1830 г.) он писал: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».
В 32 года Александр Сергеевич женился на 19-летней Наталье Гончаровой. В те времена ее считали одной из красивейших женщин России. Пушкин же не мог похвастаться привлекательной внешностью, он даже был на 10 см ниже своей избранницы (его рост — 166 см). Поэтому на балах предпочитал держаться от нее поодаль, чтобы не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте. Кстати, Пушкин отдавал предпочтение шляпам-цилиндрам именно из-за того, что казался в них выше ростом.
Николай Ульянов «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом». East News
Одним из основных мотивов к писательству были его крупные карточные долги. Для того чтобы расплатиться с ними, он закладывал имущество и занимал деньги под высокие процентные ставки.
Перечеркнутый черновик он тщательно переписывал в беловик, но и его перерабатывал. Беловик становился черновиком, который Пушкин вновь переписывал набело. Мог отложить написанное на несколько дней, месяцев и даже лет. Так, исследователи находили листки с, казалось бы, безупречными стихотворениями, но поэт не отдавал их в печать, так как не считал законченными.
© Петр Кончаловский / Пушкин в Михайловском / wikiart
Пушкин переписывался с Николаем I. Особенность их переписки состояла в том, что император писал ему на русском языке, а поэт исключительно на французском. Согласно этикету того времени, в посланиях к императору на родном языке автор должен был восхищаться правителем. Пушкин же не хотел этого делать.
Однажды Пушкина пригласили в недружественно настроенный к нему литературный кружок. Один из членов начал читать Пушкину памфлет: «Дарю поэта я ослиной головою», поэт продолжил: «А сам останется с какою?» Растерявшийся насмешник ответил: «А я останусь со своею», Александр Сергеевич парировал: «Да вы сейчас дарили ею!» В зале воцарился нескончаемый хохот.
© Николай Ге / А.С. Пушкин в селе Михайловском
Смертельно ранивший на дуэли Пушкина Жорж Дантес был его дальним родственником. Он был женат на Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Гончаровой.
На дуэлях Александр Сергеевич предпочитал делать выстрел в воздух и сам никогда не начинал поединок первым. Дантес же стал первым противником, которому он действительно причинил вред (хотя рана была и не опасной для жизни, но Дантес все же упал). Кстати, в этом поединке дуэлянты использовали пистолеты, изготовленные в Париже. А для того, чтобы заплатить за них, Пушкин даже заложил часть столового серебра.
Талисманом поэта был перстень с изумрудом, который он носил практически не снимая. Однако в день рокового поединка он надел другое кольцо с сердоликом, который ему подарила княгиня Елизавета Воронцова. Перстень зафиксирован на картине Тропинина. Там камень повернут в другую сторону, поэтому его и не видно.
© Vasily Tropinin / Portrait of Alexander Pushkin / Wikimedia
Какой факт из жизни Александра Пушкина стал для вас настоящим открытием?