чем был болен павка корчагин
Болезнь Павки Корчагина
Болезнь Бехтерева начинает давать о себе знать в 20-30 лет, иногда и в подростковый период. К сожалению, причина болезни науке неизвестна, но большую роль в ее развитии играет наследственность.
Точных данных о распространенности спондилоартрита в нашей стране нет. По разным данным, он охватывает от 0,5 до 2,5% взрослого населения, то есть сотни тысяч больных. Причем больных трудоспособного репродуктивного возраста.
КАК НЕ СПУТАТЬ С ХОНДРОЗОМ?
На болезнь Бехтерева указывают довольно яркие симптомы, благодаря которым ее можно отличить от остеохондроза.
«Запущенная патология приводит к поражению многих внутренних органов: почек, кишечника, легких, сосудов сердца. Часто страдает зрение, вплоть до слепоты. С течением времени болезнь неуклонно прогрессирует. Около 50% больных становятся инвалидами уже через семь лет от начала заболевания.
ЦЕНА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
К несчастью, до сих пор многие врачи районных поликлиник, к которым впервые обращаются пациенты с жалобами на боли в спине, не могут распознать болезнь Бехтерева. В итоге на стадии первичной медицинской помощи до 70% диагнозов ставятся неверно.
А если дело касается женщины, то ей не повезет в 90% случаев, ведь многие и по сей день почему-то считают это заболевание мужским.
В итоге Алексею уже не помогают обычные нестероидные противовоспалительные препараты типа диклофенака. Его пришлось перевести на очень дорогие инновационные биоинженерные лекарства. Многие из них сегодня включены в список жизненно важных и необходимых, однако бесплатно их выдают лишь при наличии статуса инвалида. А как только пациенту становится лучше, инвалидность снимают и болезнь без эффективного лечения развивается по новому кругу.
ЦЕЛЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
Пациенты, впервые услышав свой диагноз, впадают в ступор и депрессию. Первое, что они спрашивают у врачей: «Доктор, я скоро умру?»
Интернет полон мрачных прогнозов и иллюстраций того, к чему приводит заболевание на финальных стадиях, и, мягко говоря, оптимизма не вызывают: человек скрючивается так, что не может двигаться, становится инвалидом, который не в состоянии обойтись без посторонней помощи. То есть болезнь сковывает в буквальном смысле слова.
Однако врачи-ревматологи успокаивают: если болезнь не запущена, то такой финал маловероятен. И не меньше лекарств здесь важна лечебная гимнастика. Положительных примеров сколько угодно.
Так, в Казани уже четверть века для всех пациентов Городского ревматологического центра проводят лечебную физкультуру. Это способ разработать позвоночник и не допустить прогрессирования болезни. Ни одно лекарство, даже самое инновационное, не окажет эффекта, если пациент не будет выполнять комплекс упражнений по лечебной физкультуре.
И, несмотря на это, пациенты нередко отмахиваются от этой важной рекомендации врачей. Как рассказывает Алексей Ситало, некоторые «Павки Корчагины» ничего не предпринимают, пока не появятся стойкие боли, а до тех пор наивно полагают справиться собственными силами.
Болезнь Павки Корчагина
Именно ею страдал как герой, так и сам автор повести «Как закалялась сталь» Николай Островский.
Болезнь Бехтерева начинает давать о себе знать в 20-30 лет, иногда и в подростковый период. К сожалению, причина болезни науке неизвестна, но большую роль в ее развитии играет наследственность.
Точных данных о распространенности спондилоартрита в нашей стране нет. По разным данным, он охватывает от 0,5 до 2,5% взрослого населения, то есть сотни тысяч больных. Причем больных трудоспособного репродуктивного возраста.
КАК НЕ СПУТАТЬ С ХОНДРОЗОМ?
На болезнь Бехтерева указывают довольно яркие симптомы, благодаря которым ее можно отличить от остеохондроза.
«Запущенная патология приводит к поражению многих внутренних органов: почек, кишечника, легких, сосудов сердца. Часто страдает зрение, вплоть до слепоты. С течением времени болезнь неуклонно прогрессирует. Около 50% больных становятся инвалидами уже через семь лет от начала заболевания.
ЦЕНА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
К несчастью, до сих пор многие врачи районных поликлиник, к которым впервые обращаются пациенты с жалобами на боли в спине, не могут распознать болезнь Бехтерева. В итоге на стадии первичной медицинской помощи до 70% диагнозов ставятся неверно.
А если дело касается женщины, то ей не повезет в 90% случаев, ведь многие и по сей день почему-то считают это заболевание мужским.
В итоге Алексею уже не помогают обычные нестероидные противовоспалительные препараты типа диклофенака. Его пришлось перевести на очень дорогие инновационные биоинженерные лекарства. Многие из них сегодня включены в список жизненно важных и необходимых, однако бесплатно их выдают лишь при наличии статуса инвалида. А как только пациенту становится лучше, инвалидность снимают и болезнь без эффективного лечения развивается по новому кругу.
ЦЕЛЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
Пациенты, впервые услышав свой диагноз, впадают в ступор и депрессию. Первое, что они спрашивают у врачей: «Доктор, я скоро умру?»
Интернет полон мрачных прогнозов и иллюстраций того, к чему приводит заболевание на финальных стадиях, и, мягко говоря, оптимизма не вызывают: человек скрючивается так, что не может двигаться, становится инвалидом, который не в состоянии обойтись без посторонней помощи. То есть болезнь сковывает в буквальном смысле слова.
Однако врачи-ревматологи успокаивают: если болезнь не запущена, то такой финал маловероятен. И не меньше лекарств здесь важна лечебная гимнастика. Положительных примеров сколько угодно.
Так, в Казани уже четверть века для всех пациентов Городского ревматологического центра проводят лечебную физкультуру. Это способ разработать позвоночник и не допустить прогрессирования болезни. Ни одно лекарство, даже самое инновационное, не окажет эффекта, если пациент не будет выполнять комплекс упражнений по лечебной физкультуре.
И, несмотря на это, пациенты нередко отмахиваются от этой важной рекомендации врачей. Как рассказывает Алексей Ситало, некоторые «Павки Корчагины» ничего не предпринимают, пока не появятся стойкие боли, а до тех пор наивно полагают справиться собственными силами.
Павел Корчагин
История персонажа
Автобиографичный роман «Как закалялась сталь», который написал Николай Островский, повествует о жизни комсомольцев в 1920-ые годы. Главный герой, Павел Корчагин, напоминает автора, который всегда с азартом брался за партийные задачи, будь то организация революции, война, спасение леса, уносимого ледяным течением, или строительство узкоколейки под гнетом атакующего тифа. Писатель ослеп в 24 года и оказался прикованным к кровати из-за паралича, но продолжал активную деятельность в качестве литератора.
Писатель Николай Островский
Книга о первом поколении комсомольцев показывает, как закалялись молодые люди, клавшие жизнь на алтарь борьбы за благополучие Родины.
История создания
Роман был завершен в 1932 году, но первая публикация появилась лишь в 1934 году на страницах журнала «Молодая гвардия». Самостоятельная книга была выпущена в том же году и разошлась тиражом в 36 миллионов экземпляров. Литературоведы определяют жанр произведения как социалистический реализм.
Сюжетом для романа послужили события, очевидцем которых был сам Островский. Он описал Гражданскую войну и послевоенный период, когда вся страна трудилась ради восстановления быта. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений.
Книга Островского «Как закалялась сталь»
Поначалу Островский самостоятельно вручную писал текст романа, но болезнь не ослабевала и брала верх над его организмом, поэтому с каждым днем писать становилось все сложнее. Поняв, что разбирать его строчки невозможно, писатель стал пользоваться транспортером. Когда руки отказали, он прибегнул к диктовке, и благодаря добровольным секретарям книга увидела свет. Работать было непросто, так как писатель говорил медленно и прерывисто. В записи романа участвовало 19 человек.
Произведение разделено на две части по 9 глав в каждой. В них описываются детство, отрочество и юность главного героя, его зрелые годы и болезнь.
Сюжет и подвиги
После прихода Петлюры он своими глазами наблюдал грабеж, погромы и убийства евреев. Парень возмущался тем, что происходит, и пытался по мере сил помогать пострадавшим. Поэтому он пришел на выручку матросу Жухраю, приятелю брата. Жухрай открыл Павлу глаза на происходящее, так как видел в нем стойкого бойца и верил, что руками таких юнцов, как Павка, творится будущее.
Кадр из фильма «Как закалялась сталь»
Корчагин спас Жухрая, отбив его у конвоя, за что сам угодил к петлюровцам. У героя не было ничего за душой, и этим оправдывается его отвага. Крепкий, мускулистый парень не испытывал страха, принимая решения, но, когда конвоир предложил расстрелять его, струхнул. Ему чудом удалось спастись и спрятаться у приятельницы, Тони. Дочь лесничего, девушка из другого общества, которая всегда нравилась ему, смогла выручить героя в трудную минуту.
После Гражданской войны Корчагин вернулся в родной город и вступил в комсомольскую организацию. Его возлюбленная Тоня не была принята местным обществом. Слишком вычурной казалась она на фоне местных девушек. Павел разочаровался в ней. Герой стал членом ЧК, но на новом месте чувствовал себя лишним. Сказывались военные травмы. Спустя некоторое время он уехал в Киев, где стал членом Особого отдела. На этом заканчивается первая часть романа.
Рита Устинович
Роман продолжается поездкой Корчагина на губернскую конференцию в компании с Ритой Устинович в качестве помощника. Девушка учила его политической грамоте. Сближение произошло само собой, но Корчагин был уверен, что личная жизнь не может занимать первое место, когда встает вопрос о строительстве социализма. Он предпочитает оставить девушку другом и забыть о том, что она привлекательна.
Работая в четыре смены, комсомольцы строят узкоколейку без отдыха и перерывов. Постоянные бандитские налеты затрудняют процесс. Работая без еды и одежды, Павел заболевает тифом. Его близкие думают, что парень погиб.
Выздоровев, герой вновь пускается в работу: приходит трудящимся в мастерские, где заставляет комсомольцев навести порядок, на заседаниях выступает защитником товарищей, а на улицах – заступником девушек. Главная мысль романа, переданная устами Корчагина, заключается в том, что жизнь нужно прожить так, «чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Этому девизу он следует на протяжении всей жизни, ценя ее и стремясь принести как можно больше пользы партии.
Павел Корчагин
Экранизации
Роман «Как закалялась сталь» неоднократно экранизировали в Советском Союзе. Первый фильм по известному сюжету вышел на экраны в 1942 году и оказался своевременным для поднятия боевого духа людей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Подвиги главного героя вдохновляли на героические свершения, а его образ служил примером для тысяч советских граждан. В роли Корчагина выступил актер Виктор Перест-Петренко. По завершении съемок артист отправился на фронт, где погиб во вражеской перестрелке.
Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина
В 1956-57 годах был снят фильм «Павел Корчагин». Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов пригласили на роль главного героя Василия Ланового.
Позднее, в 1973 году, образ комсомольца на экране воплотил Владимир Конкин, снявшийся в сериале по мотивам романа.
Владимир Конкин в фильме «Как закалялась сталь»
В 1975 году зрители увидели киноверсию ленты с одноименным названием.
В 2000 году вдохновившиеся произведением китайские постановщики организовали съемки фильма на Украине. В роли Корчагина в этом проекте выступил Андрей Саминин.
Болезнь Павла Корчагина (Болезнь Бехтерева)
Болезнь Бехтерева, или анкилозирующий спондилоартрит, грозное заболевание, грозящее неподвижностью. Однако 30-летняя практика убедила ортопеда-травматолога кандидата медицинских наук И.В.Аксеновича в том, что этому недугу можно противостоять
– Игорь Васильевич, давно ли известно это заболевание? В чем его причина?
– Спондилоартрит впервые в прошлом веке описал отечественный невропатолог В.М.Бехтерев, назвав его «одеревенелость позвоночника с искривлением» При спондилоартрите воспаляются межпозвонковые суставы, что приводит к их анкилозу (сращению ). В результате позвоночник оказывается как бы в жестком футляре, ограничивающем движения. Болезнь Бехтерева относят к аутоиммунным заболеваниям, то есть к недугам, связанным с неправильной работой иммунной системы.
– Слышал, что главная проблема людей, страдающих болезнью Бехтерева, – постановка правильного диагноза на ранней стадии.
– Это действительно так. Чем позже уточняется диагноз и чем дольше запаздывает лечение, тем прочнее сращиваются позвонки и тем меньше остается шансов сохранить подвижность позвоночника. Однозначного биохимического анализа на это воспалительное заболевание пока, увы, нет. А вот рентгеновское обследование таких пациентов уже на ранней стадии заболевания обнаруживает так называемый симптом Скотти (сращивание крестцовых и подвздошных костей, являющихся нижней опорой позвоночного столба), который сейчас и считается самым точным показателем раннего спондилоартрита. Для диагностики также используется магнитно-резонансная томография (МРТ).
– Обычно бывает трудно отличить спондилоартрит от радикулита, во многом «копирующего» болезнь Бехтерева.
– Всех больных с этой патологией беспокоят боли в спине и пояснице. Важно знать, что боли при спондилоартрите более сильные, чем при радикулите, они охватывают весь позвоночник, из-за них затрудняется дыхание. Если при спондилоартрите боль может исчезать и снова появляться, а скованность позвоночника только нарастает, то при радикулите, как только стихнет боль, сразу восстанавливается подвижность позвоночника.
«Бехтеревские» боли в состоянии покоя набирают силу, а от движений притупляются. И приходят, как правило, во второй половине ночи. Радикулитные же начинают мучить в разгар физической нагрузки и проходят в состоянии покоя.
— Как и прочие аутоиммунные болезни, спондилоартрит обрушивается на человека как гром среди ясного неба по непонятным науке причинам?
– Как раз нет. Почти все мои пациенты заболели после того, как полежали на холодной земле, прогулялись в холодную ветреную погоду в футболке или другими способами приняли на спину «холодовой удар». Поэтому главный способ уберечься от этого недуга – держать спину в тепле. Если же спондилоартрит начался, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом на открытом воздухе.
– Появились ли за последние годы новые лекарства против спондилоартрита?
– Нестероидные противовоспалительные средства (диклофенак, ибупрофен, индометацин, кетопрофен, напроксен, пироксикам) и глюкокортикоидные гормоны (преднизолон, кортикостерон) уже несколько десятилетий остаются единственными лекарствами против спондилоартрита. И, на мой взгляд, весьма коварными. Они уменьшают боли, создавая у пациента ложное впечатление, будто недуг отступает. Только вот превращение позвоночника в «бамбуковую палку» продолжается как ни в чем не бывало…
После многих лет наблюдений больных спондилоартритом я точно знаю, что произойдет с теми, кто безрассудно доверяется таблеткам и уколам, пренебрегая немедикаментозными способами лечения болезни Бехтерева, которые помогают куда лучше лекарств!
Сначала я вижу таких больных в «позе просителя» с наклоненной головой, сутулой спиной, согнутыми в коленях ногами и в локтевых суставах рукам. Их позвоночник окостенел еще не до конца, ходьба еще возможна. А затем… затем в точности так, как в своем автобиографическом романе Николай Островский, сам страдавший спондилоартритом, написал о Павле Корчагине: «Этого молодого человека ожидает трагедия неподвижности, и мы бессильны ее предотвратить».
Хотел бы подчеркнуть, что болезнь Бехтерева примерно в 2 раза чаще, чем женщин, поражает мужчин, и что начинается она в большинстве случаев в возрасте 30-40 лет. Но столь злокачественное, быстрое течение, как случилось с Островским, наблюдается редко. Обычно заболевание прогрессирует многие годы, и наиболее тяжелые симптомы проявляются уже в пожилом возрасте. И все те советы, которые я хотел бы предложить, эффективны на любой стадии заболевания.
– Нетрудно догадаться, что главнейшим способом борьбы со спондилоартритом вы назовете движения?
– Безусловно. Ежедневно перед завтраком и ужином надо делать гимнастику для растяжения позвонков.
1. Стоя, сцепить руки за головой, спину выпрямить, лопатки свести, локти развести и, напрягая диафрагму 10-15 секунд, поджимать живот так, будто пытаетесь достать брюшной стенкой до позвонков.
2. Висеть на перекладине головой вверх. Начинать с 1-2 минут и постепенно довести до 7-10 минут. Также висеть и головой вниз от 1-2 до 4-5 минут, но только если, во-первых, вы не страдаете гипертонией и склерозом мозговых или сердечных сосудов, а во-вторых, если кто-то поддержит вас за щиколотки! И не пытайтесь стоять на голове или сооружать «подвесные механизмы» – это закончится травмой.
3. Стоя, сцепить руки за головой, локти соединить перед переносицей, выдохнуть, и не сгибая спины, тянуться подбородком к груди.
4. Стоя, наклоняться вниз. Не сгибая ног, тянуться пальцами рук к полу.
5. Сидя, вытянуть ноги. Не сгибая их, нагибаться вперед, пытаясь достать пальцами рук до ступней.
6. Стоя, расставить ноги, совершать круговые движения туловищем при неподвижном тазе, а затем – круговые движения головой при неподвижной груди.
Каждое из этих упражнений нужно делать по 6-7 раз, а «зависания» по 1 разу. После гимнастики очень полезно 5-7 минут погладить спину массажером, между ручками которого натянуты тросики с деревянными колесиками. Затем принять контрастный душ. Спать надо только на жестком. Лучше всего использовать доски, на которые надо положить фанеру, обитую войлоком.
– А стоит ли просить не специалиста, допустим родственника, сделать более сложный массаж, чем массажером с колесиками?
— Конечно, стоит! Любящие руки близкого человека порой способны сделать куда больше, чем умелые, но равнодушные пальцы специалиста. А ведь массаж околопозвоночных и межреберных мышц при болезни Бехтерева незаменим, являясь лучшим способом восстановить капиллярное кровообращение в межпозвоночных суставах, нарушенное воспалением.
Массаж спины пациента, лежащего на животе, надо делать 7-10 минут. Большие, указательные и безымянные пальцы рук массажист плавно двигает вниз от лопаток до ягодиц и вверх от ягодиц до лопаток на расстоянии примерно 3-4 см от остистых отростков позвонков, параллельно позвоночнику. Пальцы при этом совершают такие движения, словно руки упруго отталкиваются от спины.
И второй прием: массажист совершает руками опоясывающие движения от живота пациента сначала вверх, вдавливая кончики пальцев в кожу над межреберными щелями, затем приближаясь обеими руками к средней линии позвоночника.
– От болезни Бехтерева советуют множество народных средств. Какие применяете вы, Игорь Васильевич?
– Считаю самым результативным медовый массаж. Он не только улучшает капиллярный кровоток, но и «умиротворяет» иммунную систему, которая при болезни Бехтерева вовсю сокрушает клетки собственного организма.
Массажист-новичок должен начинать делать эту процедуру лишь подушечками пальцев, чтобы не причинять боли. Затем ему надо научиться работать всеми пальцами. И лишь после этого можно пустить в ход ладони целиком. Медовый массаж нельзя делать каждый день! Оптимальный курс – двухнедельный, всего шесть сеансов по три в неделю. Далее необходимо сделать перерыв не менее месяца.
Длительность массажа – не более 1 часа, однако «медовыми» должны быть лишь последние 30 минут. Первые 30 минут проводится разогревающий массаж. Его делают плавными разглаживающими движениями ладоней, проходя вверх-вниз по спине лежащего на животе пациента. Предварительно кожу больного смазывают кремом или пихтовым маслом.
Мед нужен жидкий, лучше липовый или цветочный. Массируемое место намазывают не очень толстым, но достаточным слоем меда. И начинают, в зависимости от приобретенного опыта, подушечками пальцев, пальцами либо ладонями попеременно надавливать на кожу пациента и затем отрывать от кожи. При этом руки должны присасываться к коже так, словно ставятся банки. Через некоторое время на ней появится вязкая серая масса. Сосуды при этом расширяются, кожа краснеет, разогревается, мед всасывается в нее, неся организму исцеление. Массажисту следует постоянно вытирать руки полотенцем, чтобы снять прилипшую массу. Постепенно вся она перейдет на полотенце. Это сигнал для окончания массажа.
Массажисту нельзя работать долго на одном месте спины, иначе появятся кровоподтеки. После сеанса надо намочить махровое полотенце горячей водой, приложить его к спине пациента примерно на 1 минуту, эту процедуру повторить 2-3 раза. Затем в область спины следует втереть 15-20 мл пихтового масла, а сверху прикрыть сухим полотенцем и дать пациенту полежать 10 минут.
– Итак, ваша методика – ежедневная гимнастика, ручной массаж, контрастный душ и примерно 8 раз в год медовый массаж. А надо ли продолжать принимать лекарства?
– Среди более чем 300 пациентов, которых я вел, есть 25, которые не просто старательно лечатся, а уже много лет ведут поистине героический бой с этим недугом. В их случаях удалось замедлить развитие болезни настолько, что часть из них продолжают активно трудиться, а другие, пенсионеры, не только обслуживают себя, но даже занимаются спортом и путешествуют. Уже через 2-3 года после начала лечения по этой методике пациенты сами постепенно отказывались от лекарств при любой стадии заболевания. А сильнейшие боли, скованность позвоночника и прочие симптомы «болезни Павла Корчагина» затем не возвращались!
И хотел бы подчеркнуть одну общую психологическую особенность всех этих 25 пациентов. Им удалось превратиться в настоящих бойцов, бесстрашных, упорных, стойких к болям, которые обязательно должен преодолевать пациент, совершая «гимнастики-растяжки», а самое главное – хранящих в душе неугасимую искру надежды.
Вот из-за чего они победили болезнь!
Александр РЫЛОВ Журнал «60 лет – не возраст»
Новости Челябинск
13.04.2017
Новости , Кратко , Популярное , Анонсы , Спецпроекты
Архив
Знаменитая и ужасная или триумф типичного неудачника: как и зачем закалялась сталь
В 2017-м «по-тихому» отмечают юбилеи два культовых во времена СССР романа: «Овод», написанный в 1902-м году 18-летней девушкой «с идеями» и законченная к 1932-му году «Как закалялась сталь» – про 18-летнего «идейного» комсомольца.
РИА «Новый День», полагая, что в наше время актуально поговорить о когда- то культовых, но ныне позабытых главных героях (теперь, когда акты насилия других одержимых уносят жизни людей едва ли не каждый день, об идейности этих литературных фанатиков мы можем судить под другим углом, точнее – углами), публикует мнения тех, кто читал произведения или смотрел фильмы, снятые по ним. Кто-то – из-под идеологической палки советской школьной программы, другие – в силу профессиональных обязанностей, третьи – по зову души. Но, так или иначе, персоны эти (поколение 35+) – носители не распространяемых ныне знаний…
Об « Оводе», впрочем, собеседники ресурса лишь упоминают, ибо так уж получилось, что к произведению Этель Лилиан Войнич все они относятся с пиететом, а в случае с Николаем Островским – спикеры, максимум, соблюдают нейтралитет. Собственно, всем участникам был задан всего один вопрос – как теперь относиться к этим книгам, и могут ли они взволновать умы современной молодежи? Вопрос «нужны ли современной Италии «Оводы», а нынешней России Корчагины?» ресурс счел некорректным ввиду явно недопустимого в социуме «селекционного» подхода.
Юлия Линц, 63 года, художник
«Овод» – книга сильная, а фильмы – с Олегом Стриженовым, потом – Андреем Харитоновым в заглавной роли вообще завладели нашими наивными мозгами и сердцами… Их воспринимали как «Зорро» с Делоном… Да и колорит итальянский – мы же все читали «Спартака», восхищались Гарибальди, – околдовывал. Колорит, конечно, своеобразный, но о другой Италии в мое время рассказывали куда меньше.
«Овод» очень хорошо экранизировали. Безусловно, постановки из разряда «наши играют заморскую жизнь», зато какие «наши» и какая яркая жизнь!
А Павка Корчагин… В школьные годы посмеивались мы друг над другом, когда бревна на субботниках таскали: то про дедушку Ленина острили, а если под дождем – Корчагина вспоминали. Какие бревна в 1960-е? Бабушкам подшефным, блокадницам, поленицы складывали. В Ленобласти народ и до сих пор живет бедненько, а тогда это вообще было нормой.
А теперь Павку Корчагина я вспоминаю всякий день. У меня в позвоночнике два импланта. И колено «суррогатное»… Если «хулиганит» сооружение в шейном отделе – руку поднимаю только до уровня груди. Если в пояснице – ноги не ходят. Боли – мои постоянные спутники. Я так и рассказываю близким: «Левую ногу страшно тянуло, но я взяла себя в руки, вспомнила Павку Корчагина, натянула штаны, взяла скандинавские палки и – мысленно с Павкой – пошла «строить узкоколейку»– наматывать свои личные дежурные километры».
Я всего лишь читатель – не критик, не историк литературы, но думаю, если бы книжка про этого аскета- комсомольца была бы совсем уж плохой, то не всколыхнула бы она такое количество читателей. Сегодня, наверное, это в основном чтение для инвалидов, людей с ограниченными способностями, для тяжко больных, потому что подобные герои и подобное чтение позволяют преодолеть физиологические трудности. Про боль всё сказано верно: помните, когда Павка брата в поезде встречает и рассказывает, как ему больно, и что он хочет с жизнью покончить. Но поддержка брата и рассвет помогают выстоять. Все точно – солнце всходит, муж что-нибудь ободряющее шепнет и …легче.
Да вообще, мне кажется, для любого человека в сложных обстоятельствах, такие книги, как «Повесть о настоящем человеке» или «Как закалялась сталь» нужны. Иногда, конечно, и «Четвертый позвонок» с полки возьмешь, и «Записки» Довлатова, но в бассейн и на прогулки с Павкой хожу… Сознание-то бытие определяет, пока сознательным путем бытие в лучшую сторону у нас что-то не определяют…
Про этот образ мне, в силу профессиональных пристрастий, проще говорить относительно киношных версий. Но это, наверное, уже другая, не «романная история».
Дмитрий Редин, 35 лет, преподаватель
«Как закалялась сталь» роман – феномен, из разряда знаменитых «нечиталок». Но есть великие нечитаемые авторы и произведения – Джойс, Пруст, Некрасов. А есть ужасные. В локальном русско-литературном пространстве в первую десятку «ужасных» как раз и входит «Как закалялась сталь». Все слышали, никто не читал. А я даже фильма знаменитого, да и менее знаменитого – и то не видел (но роман таки прочитал, правда, не в школьном возрасте).
Нет, понятно, что поколение 35+ читало поголовно, в приказном порядке. Потом писало сочинения, сдавало экзамены и т.п., но на долю моих ровесников досталось лишь «Сердце матери», мы просто до комсомола и «Стали» не доросли.
Я бы на полочку, что «идеологически» формировал, как вспомнила Юлия Линц, Корчагин, к этому роману подставил « Гидроцентраль» Шагинян, «Цемент» Гладкова, кучу творчества Леонова, «Поднятую целину», в принципе, доставил бы и «Молодую гвардию»… Про язык и стиль «Стали» довольно точно подметил в своей интермедии Макс Галкин (все-таки лингвист!) – в пассаже о существовании т.н. «наивно- украинского» языка.
Факт, что художественные достоинства «Как закалялась сталь» минимальны, собственно, никто и не оспаривает. Уже в 1930-50-е годы никто роман выдающимся литературным шедевром не объявлял. Даже по самым официозным понятиям «великими» писателями были Фадеев и Шолохов, но уж никак не Николай Островский. И вопрос о его хрестоматийности при явной нелитературности, в принципе, давно ясен. Его внедряли не в качестве литературного, а в качестве жизненного идеала.
«Как закалялась сталь» – и в этом, и в иных смыслах – характерный продукт для литературы своего времени (определенной, разумеется, направленности). Характерный до догматизма. Эстетический «нуль» романа вызван стремлением Островского соответствовать «правде жизни». Трудно фальсифицировать факты, если точно знаешь, что твои читатели – пока еще живые свидетели (до 37-го без малого пять лет) революций и Гражданской войны. Конечно, и он прибегал к неким умолчаниям и странноватым не только по сегодняшним меркам (но и по меркам 60-х, и 70-х с 80-ми годов), понятиям или объяснением мотивации поступков изображенных в романе лиц. Юлия Линц (и не она одна) удивляется, почему для реанимации отечественного патриотизма этот роман в школы не запускают. На этот вопрос у меня есть ответ, расскажу ниже (хотя частично уже объяснил – фальсификации нет). Ибо куда интереснее, почему роман не пропагандируют на фоне безобразных русско-украинских отношений этого десятилетия. Ведь почти вся первая часть «Как закалялась сталь» посвящена, выражаясь языком советских учебников по истории, «предпосылкам, причинам и ходу установления советской власти на Украине». Официальная линия выдержана почти безукоризненно: немцы и гетманщина, петлюровцы-бандиты с еврейскими погромами, пролетариат, понимающий силу большевиков и идущий за ними. Почему почти? Потому что, и Павка Корчагин, и его окружение в этой части – еще не апокрифичный герой советской революционной мифологии. Его «революционная деятельность» начинается с того, что поп Василий наказал Корчагина и выгнал из школы, заподозрив, что Павка насыпал ему махорки в тесто. Но ребята, Корчагин именно это и сделал. Бьюсь об заклад: в аналогичном сюжете конца 40-х – в 50-е подобный персонаж пострадал бы безвинно. Кроме того, в книге, написанной даже десять лет спустя, никогда бы не было стольких «положительных» портретов товарищей-евреев и, что важно, евреек, которых у Островского полно.
Движемся по синопсису далее: Павку «обидели» в посудомойне при станционном буфете. Но «обидели», опять-таки, за дело: он в и самом деле уснул на работе и по его вине на станции случился потоп.
А вот уже Павка крадет револьвер у немецкого офицера, определенного на постой к соседям Лещинским. Крадет у врага, у классового, в том числе, но все же крадет. И даже без особой причины – просто приглянулся «трофей».
Разумеется, вся эта «несознанка» происходит до того, как герой становится «сознательным», т.е. вливается « в классовую борьбу». А уж после этого у Островского начинается практически средневековый роман: если углубиться, легко найти у «Стали» тематические, сюжетные, стилистические и даже характерологические аналогии с этим жанром. Есть в его произведении и сходство с пьесами эпохи классицизма, т.н. говорящие фамилии, особенно для лиц малоприятных: Чужанин, Туфта… Но это так, ремарка. По типу же, это роман о революции и Гражданской войне восходит именно к рыцарским средневековым: реноме героя у Островского определяется исключительно происхождением и ослиной верностью этому происхождению, как средневековый рыцарь должен быть верен чести рода. Правда с существенной, так сказать пролеткультовской, разницей: «благородным» считается происхождение пролетарское. И эта культурно-идеологическая «узкоколейка» проложена в романе жестко.
Первая любовь, Тоня Туманова. Милая девушка, дочка лесничего – не буржуйка, вполне прогрессивная интеллигентка. Но! Прогрессивная лишь для своего «класса», а потому Павки недостойная. И «история» это жирненько так подтверждает. Позднее Корчагин встречает Тоню, когда героически прокладывает с другими комсомольцами узкоколейку для подвозки дров городу: в качестве дополнительной рабочей силы он снимает с поезда пассажиров, в числе которых оказывается Тоня с ее мужем, разумеется, тоже интеллигентом. Но эти «в очках и шляпе», «шубке и муфточке» не желают добровольно разделить трудовой энтузиазм, и тогда Корчагин им… угрожает. Островский этот прием использует не раз и не два. Поп Василий с дочерьми оказывается одним из организаторов польского мятежа в городке… Нелли Лещинская, дочь соседа-адвоката (в ее дипвагон Корчагин приходит налаживать электроосвещение) – надменная кокаинистка и т.д., и т. п. Логично, что при таком остром классовом чутье Павка теряет не только «буржуйку» Тоню, но и «надежного товарища» Риту Устинович.
Вообще по общечеловеческим меркам Корчагин – типичный неудачник: несмотря на колоссальные усилия, он ничего не добился для себя, не нажил имущества, не обзавелся семьей, потерял здоровье.
Но, в том и то пафос романа, предлагающего новую концепцию счастья: подобная судьба не провал – триумф. И это тоже очень характерный мотив для литературы не столько 30-х, сколько 20-х годов (именно в эти рамки вписывается «долгописание» Островского): жертва личности ради коллектива, сегодняшние страдания ради завтрашнего счастья, реально «за идею»: «чтоб земля суровая кровью истекла, чтобы юность новая из костей взошла».
Сама по себе тема есть и у Бабеля, и у Пильняка, и у Фадеева (в «Разгроме»). Но жертвенность эта все-таки соседствует с рефлексией. Плоский же Островский схематичен и холоден до лозунгов, с замахом на эпос, типа: «Острая беспощадная борьба классов захватывала Украину». С «новой семьей» партийно-комсомольских работников – это вместо родных и возлюбленных («потерял ощущение отдельной личности» – так характеризуется пик «нравственного» развития героя)! Не говоря уж о необходимости убивать врага, готовности и самому умереть ради дела (в этом и состоит «новое рождение»)…
Так мы плавненько перешли ко второй части романа, уже практически неосваиваемой: это какая-то культурная мерзлота без грамма литературности и даже человечности. Язык невозможный (его уже с середины 70-х комментировали в подстрочниках), засоренный сложносокращениями и сленговыми производными от этих сокращений – «наштаокер, губсовпартшкола, комса».
Это над подобным новоязом иронизировал Аверченко в «Дюжине ножей против революции»: «когда ребенок четвертый год лепечет те же невнятные, невразумительные слова вроде «совнархоз», «уеземельком», «совбур» и «реввоенсовет», так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм«. Некоторые таланты пытались этот язык освоить и применить в своей профессии. Неудачно. Островский же, вероятно, и не был способен опоэтизировать эти бесконечные партсобрания, где громят сначала «рабочую оппозицию» троцкистов, потом троцкистско-каменевскую «новую оппозицию». Кстати, занятно: в издании 1977 года уже ни разу не упоминается Сталин, зато мельком – репрессированный вскоре после выхода первого издания романа Якир. Его язык – тусклый язык советской публицистики. Довольно отпугивающий стиль у подобной литературы. Что же касается «итальянского» пассажа, о котором упомянула Юлия Линц, вернемся к нему, чтобы ответить на сакральный вопрос, почему роман не вернут в школьную программу.
Пассаж- то придурковатый. Но там озвучиваются темы, актуализирующие «Как закалялась сталь».
Первая – агрессивные «интернационалистические» советские планы. С одной стороны, во многом совпадающие с «православно-имперскими», а с другой, совершенно не опирающиеся на «патриотизм». Островский, надо отдать должное, в своей идеологической упертости очень последователен. Его «патриотизм» направлен исключительно на идею, на строй и на класс, но не на страну, не на государство, не на народ (украинцы, евреи, латыши и поляки у него сражаются против украинцев, евреев, латышей и поляков, линия фронта проходит между классами, а не между странами и народами; очень характерны в этом свете эпизоды на советско-польской границе).
Добавим к расселению русских старушек в Италии еще один эпизод – в вагоне у Нелли Лещинской. Корчагин, угрожая, говорит, «пока» у нас мир, раз уж «буржуи дипломатию придумали» – но это, мол, «пока», берегитесь…
Вторая тема – категории возраста, примат духа над телом – опять вспоминаем Средневековье, но не да Винчи с Рафаэлем – Саванаролу и иже с ним. Я догадываюсь, что по поводу фильмов, точнее сериала с Конкиным, хотела сказать художник Линц: советский кинематограф эзоповым языком сделал из Павки мученика – ему не подражать, на него молиться нужно. И сцены распятия угадываются с этим позвоночником, и эти бревна, словно аналогия с Голгофой. И вера фанатичная… Но в этой фреске отсутствует структурообразующий мученичество элемент – гуманизм, любовь к ближнему…
Но вернемся к странным романным «дедушкам-бабушкам». Мать Павки – «старушка трудящая» едва ли даже полвека прожила, персонаж Леденев, не переваливший за полвека, тоже « старик». Да и Павка уже в 18 – серьезно болен, а в самом финале романа – в неполные тридцать – уже физически отработанный материал, живущий одной идеей. Все это, суть, культ молодости. И подобный культ вкупе с культом моральной силы всегда расцветает при тоталитарной идеологии, в какие бы костюмы-маски ее не рядили.
Кстати, именно поэтому роман до сих пор так востребован и любим в Китае. А в российскую нынешнюю божницу его не вставить. Разве что радикально переписать. Например, мятежника попа вымарать. Буржуев осовестить. А так – я уже говорил, Островский, хоть и ограничен рамками идеология, но именно прямолинейность и схематичность не позволяют даже сегодня прочитывать «Как закалялась сталь» иначе, нежели это делали современники автора и он сам. Например, корявый, но афоризм «жизнь дается человеку и один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» вполне сносно звучит на фоне современных языковых и прочих культурных контекстов – подходит даже радетелям за православную духовность. Но! В первоисточнике-то все конкретизировано: «. чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее«. И да, про «Овода». Чрезвычайно мне понравилось это произведение, ну, тогда в «бананово-лимонном Сингапуррре» – розовом отрочестве. Конечно, это очень наивная проза 18-летней девушки – чего и ждать. Сейчас феминистки забросают меня тухлыми яйцами гендерного презрения. Но сначала дослушайте. Это выдающаяся книга. Великолепная. И в ней много чего хорошего есть для воспитания симпатичной личности. А в историю литературы, несомненно, уже вошли и потрясающая сцена расстрела и идеологическая полемика, которую ведет герой под разными псевдонимами…
Вера Владимирова, филолог, полвека
В Китае, как заметил предыдущий «читатель» «Как закалялась сталь», Островский – фигура чтимая, а вот в Шепетовке – на родине Павки Корчагина наоборот: столетие НО три года назад отмечать не хотели. Да и в России и литератор, и его произведение как-то не на виду. В 90-е предпринимались даже попытки его музей- квартиру (в Москве) закрыть – площадь-то жилая в центре города, как-то меньше я здесь улавливаю политидеологию, думаю, все дело было в дорогих квадратных метрах… Энтузиасты заведение тогда отстояли, но сейчас в этом музее о писателе рассказывают нечто маловразумительное: ни слова о комсомоле и большевизме, весь упор на инвалидность. Даже выставки творчества инвалидов проводят… Дурь, конечно, как и сравнение (все в те же 90-е) Павки Корчагина – героя литературного с Павликом Морозовым – реальным пионером.
Боже вас упаси подумать, что мне – давным-давно или по сию пору нравится роман Николая Островского. Я с Дмитрием Рединым согласна – чтение неинтересное и нехудожественное. У меня из тех лет «другие любимые авторы» – Булгаков, Эрдман, Мариенгоф и К. Как вы понимаете на ниве большевизма в России пострадавшие, не культовые, не нужные – режимам, не читателям, конечно.
И тем не менее, фигура-то Островского и воплощенный им идеал – актуальны, дальше некуда. Только признаться в этом мы не хотим. Себе, в первую очередь.
Фанатизм – не самая почитаемая в наше время «добродетель». Как и аскетизм.
Ну, у нас стилистика была другая, советская, вот и «подменили» братца на товарища…
Сериал мне тоже страшно не понравился – Конкина с тех пор недолюбливаю, хотя и он верно заметил (уже в нынешнее время), что отцы – идеологи всегда свои идеи воплощали на энтузиазме, вере и костях таких вот мальчиков, как Павка. Дескать, в другие времена совершенно другую бы миссию, но с такой же фанатичной верой, Корчагин осуществил… Но в этой экранизации немало элементов художественных: Павкины подвиги обретают некий музыкально-поэтический ореол, почти нимб.
Тогда же, в 70-е, появилось единственное приемлемое исследование романа от Льва Аннинского. Хотя трудно сказать, зачем ему потребовалось участие в этой очередной реанимации абсолютно нежизнеспособного литературного героя. Возможно, не из литературного, а из историко-антропологического интереса. Кто читал книгу Аннинского, в курсе, что он полагал истоки Корчагина в Раскольникове и Рахметове: абсолютный примат духа над телом, идейный фанатизм, готовность переступить через кровь… Это классическая политгенетика, как говорил Достоевский, «русских мальчиков», спорить не о чем.
Понятно, и почему в работе тех лет – ни слова о том, что ненавидевший интеллигенцию Корчагин – воплощение именно ее идеологических «мечт» и – шире – результат развития идей европейского гуманизма. Увлекавшийся (недолго) всем советским Андре Жид даже навестил Островского и в своей книге – довольно осторожной, именно об инвалиде – литераторе написал искренний панегирик.
Короче, Аннинский неявно, но провел много параллелей, в том числе, и с романом Чернышевского «Что делать?» Исследователи ведь не зря оба романа кличут «инструкциями». Частично, можно согласиться, что Корчагин вырос из российского обожествления идей, «наших» бескомпромиссности и жертвенности.
История, когда Павлик Морозов и Павка Корчагин – одинаково высмеивались и тоже запараллеливались – уже из другого времени, амбивалентных 90-х, когда героическое (любое) было не в чести и не ко времени.
Героем эпохи стал эгоист. «Борцы за всемирное счастье» – все, и реальные, и виртуальные, в один момент были объявлены палачами или дурачками.
Может ли Корчагин существовать вне идеологических схем? На мой взгляд, нет. В русскую классику вписывать его заново бессмысленно – она тоже изрядно подзабыта и не читаема. В школьной программе романа нет – может, и хорошо, ибо подобное чтение – очень сильное принуждение.
Как сказал один мой коллега: «Теперь об Островском и Корчагине нам напоминают фанатики-смертники, взрывающие людей, дома и самолеты по всему миру. Фанатизм forever. И если его «убыло» на одном континенте, это не значит, что он не проявится в другом. Запад, условно говоря, поставил человеческую, но исключительно «свою» жизнь превыше всего, при этом духовные ценности (пока можно получать лишний процент прибыли) на время «заморозили». Все словно забыли, что такая жизнь не стоит ни гроша – без веры, служения и пр. Восток, условно говоря, отвечает полным и демонстративным презрением к жизни и такой же демонстрацией всесилия веры…»
К началу 21-го века новые хозяева жизни занимаются тем же – правда, не над собой – исключительно над «подопечными». Они пытаются вывести (и небезуспешно) нового хомо – игнорирующего духовные и интеллектуальные занятия, боящегося насилия и обожающего попсятину (во всех видах – от досуга до политики).
И я не знаю, какой из этих типов более неприемлем: «закаленный сталью» 1917-го или «пускающий мыльные пузыри» 2017-го?!
Что же касается юбилея «Овода». Честно говоря, перечитывать и этот роман, и другие произведения, в которых Войнич создала свой собственный необыкновенный мир с яркими красками, событиями и героями, я не буду. Но в душе храню, как драгоценность, свои впечатления от давно прочитанной беллетристики этой странной дамы. В юности это была преотличная прививка от разной заразы – пошлости в том числе.
Андрей Суворин, 50+, зоолог
Отчего это все полагают, что Корчагина в новый пантеон не ввернут? Ну, слегка подрежут – подкрасят, не исключено доломают, но вставят, это вы не беспокойтесь, могём!
Тут видите, сталинистов поразвелось, но таких – «мягких» – за жесткую руку, но без зон.
Аналогично с революционными страстями: мол, давайте красных и белых смешаем и будет у нас одна, со стертыми гранями великая «розовая» эпоха. Будем гордиться и властями, и борцами против них – во все времена… И царь – мученик, и Ильич – гений, и диссиденты – молодцы, и. чекисты, и большевики, и бундовцы… Хотя насчет последних как-то линию пока не уловил…
А давайте – в один вольер и барашков, и львов! Вся эта затеянная сейчас деидеологизация биологически опасна, это я вам как доктор говорю – пусть и специфических наук.
Жертва не может быть равна палачу в цивилизованном мире.
Это бред, если американские и вьетнамские воины начнут брататься и с ностальгической слезой вспоминать: ах, как мы травили – жгли – бомбили – взрывали друг друга!
Так же и с историей Гражданской войны: а все равно никто ни черта не знает, так что неважно, кто кого изрубил…
И вопрос: «За что боролся Корчагин?»– закроют. Мол, давайте, восхищаться «чисто» мужеством.
А тем временем, реально, будут выводить нового гомункулуса, продолжая разрушать образование, морить интеллигенцию, компрометировать духовные ценности, подменяя все некими скрепами и патриотизмом, критерии которого определяют отнюдь не патриоты… Это тоже революционеры – только «холодной прокатки». Вот только они не знают – их пока не ввели в исторический курс: на них тоже найдется ниспровергатель.
Говорите, Корчагин вышел из Рахметова и старушкоубийцы, Кибальчича и Ульянова- старшего? Очень может быть, отчаянные головорезы были у нас среди образованной публики. Но тогда не будем забывать, что и Островский такой не один – у него был «близнец» – Аркадий Голиков, каждую ночь мучившийся от кошмаров – « снов по схеме один» или «снов по схеме два». Тоже комиссованный, правда, не по физической – психической болезни. Страдания этих ровесников – они оба 1904-го года – вылились в литературный труд. Я смог «простить» Гайдару все эти его «поведенческие нормы для детей», только когда узнал, что он был так серьезно болен. Решил, что мне он своими вычурными произведениями нанес не столь большую травму, как, например, корявый Островский или громогласный Маяковский: «голос единицы тоньше писка»… Но я реально знаю людей, которых «Школа», тимуровский эпос, «Как закалялась сталь» воспитали как новое поколение борцов за советскую власть.
У меня тетка, реально читая своим детям Гайдара, испытывала возбуждение от желания защитить от всех врагов – внешних, внутренних, потенциальных «эту чудесную землю, которая зовется советской страной».
Я что хочу сказать: в чем-то эти безнадежно больные люди в своей литературной миссии преуспели. У нас гардеробщицей в 70-е работала санитарка Великой Отечественной. Так она рассказывала, что это реально было – прочитав «Сталь», комиссованные просились на фронт…
Фанатизм мне также отвратителен, как и всем нормальным культурным, смею надеяться, людям. Но фанатичное упорство в достижении профессиональной цели – приветствую. Пусть это даже строительство – какое-то уж очень заморочное – узкоколейки. И для борьбы с террором – как без фанатичного упорства? И в борьбе болезнью.
Вера Владимирова вон любит цитировать Достоевского: «Широк человек, я бы сузил». Да ни в коем случае. Не нужно сужать ни фанатика, ни пассионария – мы тогда деградируем, как вид. Пусть проявляется человеческая природа шире и мощнее.
Новый человек, скажу я вам, это вопрос больше дискуссионный. Новые человеки 21-го столетия будут разными. Главное, чтобы мы вообще были – иначе следующий век вовсе и не наступит. А в этих людях 21-го века будет весь спектр – от гениев до трудяг, от меланхоликов до фанатиков борьбы с властью и фанатиков, решивших одолеть голод, СПИД, разруху и экологический беспредел на всей планете.
У меня сестра – русичка. Говорит, что рекомендует детям читать Островского. Мы ей: «С ума сошла, зачем?» Она: «Там хоть есть темы для приличного обсуждения». Но самое смешное, что дети у нее этот роман читают. И Корчагин вызывает у нынешних школьников такой же интерес – в определенной степени антропологический – что и Базаров, и Раскольников. Тоже видать, прикидывают, как им то ли от родительского гнета, то ли от социального, то ли вообще – от земного притяжения освободиться.
Челябинск. Другие новости 13.04.17
Винтики и гаечки: экономический курс на войну. Спецпроект РИА Новый День «Государство и революция». / 13 апреля ожидаются следующие события – Челябинск. / «Магнитка» уступила в первом гостевом матче финала Кубка Гагарина питерским армейцам. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42