чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал

Глубокий смысл

«Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю».
Вацлав Гавел

— Чем больше область познанного, тем больше граница с
непознанным. Но, причем здесь понимание!

— Чем больше я познаю жизнь, тем меньше я понимаю её законы,
ибо законы, «открытые» человечеством – суть гипотезы, более
или менее точно описывающие наши знания о Природе,
известные на сегодняшний день. Пройдет время – откроются новые
знания и факты и законы эти, надо будет уточнять или открывать,
вместо них, новые. Кроме того, можно просто не понимать некоторые
факты из-за ограниченных возможностей человека, или ограниченных
инструментов познания и понимания Природы человеком (законы,
постулаты, теории и гипотезы, определения и единицы и т. д. )
Например, как понять двойственную природу электрона:
Электрон – это частица и волна, одновременно. Человек вынужден
был прибегнуть к такому пониманию, после того, как открыл, что
электрон может проходить через два отверстия одновременно.

— Зная какой-то процесс или человека, достаточно широко, мы
перестаем задумываться о другом ходе или развитии, о другом
поведении, считая все предсказанным и предопределенным.
Но, жизнь не стоит на месте – и столкнувшись, рано или поздно
с другим поведением системы, мы перестаем понимать то, что так
хорошо было понятно до этого.

— Знания отучают человека от анализа и раздумий – человек
начинает мыслить штампами и образами. А, ведь, жизнь –
изменчива!

— Чтобы понимать, надо наблюдать и анализировать,
заинтересованно и восхищенно, как ребенок. Если мы знаем много,
мы теряем детскость, с присущем ему восхищением и
любознательностью. Чаще стоим на своем, настаиваем, критикуем –
становимся догматичными и косными. Какое уж, тут понимание
нового, если у нас, на все, уже есть готовый ответ.

— Как можно понять хорошее, утвердившись в плохом и как
можно понять плохое, если мы ожидаем только хорошего!

— Понять человека можно лучше, если не иметь, до этого,
представлений и убеждений, другими словами, «знаний»
о нем.

— Чем больше пазлов знаний в картине жизни, тем труднее понять,
как сложить её в единое целое!

— Как личность, человек, в процессе развития и эволюции,
становится все более непредсказуем и все менее понимаем в своем
поведении. Познавая такого человека все более и более глубоко,
мы неминуемо будем сталкиваться с все большим и большим
непониманием его, так как с углублением развития будет расти и
разнообразие в развитии отдельных личностей – развитие всегда
предполагает разнообразие, а застой – единомыслие и похожесть.

— Дети меньше и труднее понимают взрослых, нежели те – детей.
но, когда дети вырастают – наступает уже черед взрослых –
— не понимать детей. Не помогает, ни старшинство, ни знание
и «понимание» жизни. Просто, дети становятся старшими по
своему развитию – их время уходит вперед, оттого и становятся
они непонимаемы для родителей, если те остановились в своем
развитии и в своем времени.

— Что касается общества, то законы его, к сожалению, становятся
все более сложными и запутанными, что тоже способствует
непониманию, хотя и увеличиваются знания человечества.
Если бы это было не так – мир, уже давно стал бы раем.

— И вот, когда человек все больше и больше сталкивается с
многообразием и усложненностями жизни других людей и
возрастающей запутанностью целей и представлений
отдельных течений, религий и государств – он все более и более
начинает осознавать свою непохожесть, а, следовательно, и
имеет полное право сказать:
«Чем больше я знаю, тем меньше понимаю».
Желаю, Вам знать так и настолько, чтобы не терять понимания.

Источник

МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИ

Сократ

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.

Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.

Если кто-то ищет здоровье, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, только тогда ты сможешь ему помочь.

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

Если тебе ответили молчанием, это еще не значит, что тебе не ответили.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Если человек следит за своим здоровьем, трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.

Зависть – это язва души.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Кто мудр, тот и добр.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Мудрость — царица неба и земли.

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность.

Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.

Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Кто что знает, в том он и мудр.

Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья.

Мудрость — царица неба и земли.

Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей.

Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона.

Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение.

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.

Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству.

Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости.

Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.

Источник

чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть картинку чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Картинка про чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказалmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.

Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.

Однажды ученик спросил Сократа:

— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»

Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».

Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.

Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.

Правописание слова «не знаю»

Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration

Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.

В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:

С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.

Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.

Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».

Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.

Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.

1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.

Источник

Даннинг с Крюгером, Сократ и круги знаний

Меня давно занимает тема познания. Так я столкнулся с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю», с эффектом Даннинга-Крюгера. Уверился в истинности этих концепций. Увидел их взаимосвязь. А кроме того мне у меня появилась уверенность, что можно математически обосновать наличие эффекта Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Да́ннинга—Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Ниже показан упрощенный график с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера.

чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть картинку чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Картинка про чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал

График с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера не дает нам никаких объяснений происходящего. Но дает нам лишь надежду, что можно выбраться из Долины отчаяния. График очень ровный и относительно неплохо отражает действительность. Для использования в психологии такого графика его почти достаточно. Иногда он вводит в заблуждение. Например, судя по графику выбравшись однажды из Долины отчаяния ты никогда в нее не вернешься. На практике выходит так, что возвращаешься и не раз. Однако такой график это хорошая отправная точка для дальнейших изысканий.

График функций это математический инструмент и возможно существует какая-то функция, которая нам поможет математически обосновать проявление самого эффекта.

Сократ

Эффект Да́ннинга — Крю́гера некоторым образом перекликается с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю».

Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей, которые желающие могут прочитать самостоятельно.

Смысл выражения можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Круги Знаний

Мне представляется правильным рассуждение про шар знаний. Но термин Шар знаний звучит как-то антинаучно. Заменим шар знаний на круг знаний. А точнее кругами знаний. Таких кругов четыре:

чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть картинку чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Картинка про чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал
Каждый из внешних кругов полностью включает в себя внутренний круг.

3 и 4 круги одинаковые для всего человечества. 1 и 2 круги для каждого человека индивидуальны.

Обычно расширение первого круга способствует расширению и второго круга. Каждое расширение второго круга приближает нас к границе третьего круга. Если скорость роста второго круга будет намного больше скорости роста первого круга человек неизбежно попадает в Долину отчаяния на графике эффект Даннинга — Крюгера.

Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера

чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть картинку чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Картинка про чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал

Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.

Обозначения

Новичок

К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.

В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.

Пик Глупости

К1 догоняет К2. К2 очень далек от К3.

Долина отчаяния

К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.

К1 не успевает за увеличением К2.

Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.

Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.

Склон Просветления

К1 растет быстрее чем К2.

Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:

Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.

Плато Стабильности

К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.

Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.

Правильный график уверенности в своих знаниях

Этот график показывает зависимость уверенности от собственных знаний. Он похож на график из эффекта Даннинга-Крюгера, но будут и отличия.

Предположим, что уверенность в знаниях равна отношению объема собственных знаний к объему знаний второго круга (К1/К2). Оба параметра изменяются со временем.

чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Смотреть картинку чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Картинка про чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал. Фото чем больше я знаю тем меньше я понимаю кто сказал

Вывод

Функция уверенности в своих знаниях выглядит так:

Уверенность в знаниях = K1/K2.
Где К1 собственные знания, а К2 осознанное непознанное.

Выбраться из Долины Отчаяния можно. Но можно туда и вновь вернуться с большим объемом знаний чем первый раз.

Люди, которые на самом деле двигают науку вперед, перманентно находятся в Долине Отчаяния, потому что у них.

Источник

«Я знаю только то, что я ничего не знаю»

Изречение, приписываемое древнегреческому философу Сократу (469—399 до н.э.). В некоторых цитатах встречается в чуть изменённой форме — «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» или «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Некоторые источники, ссылаясь на неверную цитату в сборнике Дильса, ошибочно приписывают фразу Демокриту (ок. 460 — 370 гг. до н.э.).

О чем говорил Сократ

Традиционно считается что данные слова Сократа приведены в труде Платона (427—347 до н.э.) «Апология Сократа», однако, платоновский Сократ произносит похожие слова но довольно сильно отличающиеся по смыслу.

В «Апологии Сократа», когда оракул храма Аполлона в Дельфах назвал Сократа мудрейшим из эллинов (греков), тот удивился, т. к. считал, что ничего не знает. Но затем, начав беседовать с людьми, уверявшими, что они знают многое, и задавать им самые важные и, на первый взгляд, простые вопросы (что такое добродетель, красота), он понял, что, в отличие от других, если не знает, то и не думает что знает:

В другом фрагменте:

Впервые слова «знаю что ничего не знаю» вкладывает в уста Сократа и Цицерон. В его «Учение академиков» похожие взгляды разделяют многие философы, но первоисточником фразы назван именно Сократ:

Приписывается Демокриту

Источники утверждающие, что фразу «знаю что ничего не знаю» произнес Демокрит ссылаются на «Фрагменты досократиков» немецкого филолога Германа Дильса (фрагмент 304), в которых указанно авторство Демокрита со ссылкой на «Греко Ватиканский кодекс», в свою очередь ссылающийся на авторство Сократа в том же «Учении академиков».

Наиболее близкая фраза Демокрита упомянутая в «Академике»:

Фрагмент 304 Дильса

Сборник «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») был опубликован в 1903 году и включал более 400 древних философов вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний. Основным источником стали работы Псевдо-Плутарха. Тексты распределялись по литерам A — свидетельства о жизни философа и его доктрине, B — точные слова цитируемого, C — работы, которые используют данного автора как модель для подражания. При жизни Дильса вышло 4 издания, а после его смерти, начиная с 5—го издания, вышедшего в 1934—1937 гг. редактирование «Фрагментов» взял на себя его ученик Вальтер Кранц.

Фрагмент B 304 присутствует во втором томе сборника Дильса «Die Fragmente Der Vorsokratiker: Band 2». Дильс ссылается на «Греко Ватиканский кодекс» с указанием авторства Демокрита:

При этом «Gnomologium Vaticanum e Codice Vaticano Graeco 743» в свою очередь ссылается на «Cod. Vat. Gr» 1144 f. 217 (пункт 267 стр. 232), где указано авторство Сократа со ссылкой на «Учение академиков» Цицерона. Книга II. Лукул (CICERO, Academica. prior II, глава XXXIX—123, глава XII—44):

«Учение академиков». Книга II. Лукул. XXXIX, 123:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *