чем больше я живу чем больше пережил
Чем больше я живу чем больше пережил
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл, —
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш Отец, который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да прийдет Царствие Твое, да будет воля
Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, — и мы прощаем должников,
И не введи ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
8 комментариев
Похожие цитаты
Молились женщины: одна, другая, третья…
и мимо каждой проходил Христос.
На все вопросы первой Он ответил
и осушил глаза ее от слез.
Он говорил с ней мягко, долго, нежно
и улыбался ей, и утешал.
Он ждал, когда засветится надеждой
молящаяся женская душа…
Вот с женщиной второй Христос встал рядом
и положил ей руку на плечо,
Ободрил душу любящим Он взглядом,
когда она молилась горячо…
И третья женщина склонилась низко,
слова слетали тихо с уст.
… показать весь текст …
МОЛИТВА
Господи, здесь только гость я, —
Не отвернись от меня,
Дай мне с душевным спокойствием
Встретить превратности дня.
Дай мне всецело довериться
Воле Твоей Пресвятой, —
Незащищенное сердце
В тягостный час упокой.
Что бы с утра и до вечера
Я ни узнал, ни постиг,
Дай воспринять мне доверчиво,
Словно евангельский стих.
В мыслях, пронизанных чувствами,
… показать весь текст …
Молитва
О милостивый Боже, о Всевышний,
Я не хочу быть в этом мире лишним.
Дай силы мне, Спаситель светлоокий,
Чтоб смог я одолеть мои пороки.
Мне помоги, Господь, в большом и малом,
Продли года моей любимой мамы.
Чтобы она грехи мои забыла,
И чтобы сына блудного простила.
О мой Господь, о милостивый Боже!
Я шёл к тебе в ночи по бездорожью.
Моя душа, мой голос неубитый
Несли, Господь, тебе мою молитву.
… показать весь текст …
Чем доле я живу, чем больше пережил. Афанасий Фет
Литературоведы до сих пор не могут установить, когда же создано Афанасием Фетом это замечательное стихотворение. Так и пишут: между 1874 и 1886 годом. Вот оно:
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш Отец, который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдём в сердцах,
Да прийдет Царствие Твое, да будет воля
Твоя как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, – и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
Вы конечно легко догадались, что эти двенадцать строк являются поэтическим переложением молитвы «Отче наш». Стихотворение нередко приписывают Пушкину: я не раз встречал фамилию великого поэта под этими строками в христианских журналах и численниках – отрывных календарях. Возможно, это происходит от сходства, ритмического, интонационного, с известным переложением молитвы Ефрема Сирина «Отцы-пустынники и жены непорочны», которое было сделано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году за полгода до смерти.
Безусловно, можно удивиться: неужели автор – Фет, тот самый Афанасий Афанасьевич, который считал себя атеистом и порою, особенно в молодости, даже позволял богохульскую иронию в отношении верующих? Проявление «фетовского безверия» не раз были описаны очевидцами. В пору студенчества Фет дружил с будущим поэтом Аполлоном Григорьевым. И однажды, придя в церковь, Афанасий увидел «Аполлошу». Тот, встав на колени, простёрся ниц. «Афоня» тоже простёрся рядом с ним и стал «говорить ему с полу … что-то такое мефистофельское, что у того и сердце сжалось и в голове замутилось». Так вспоминал потом сам Аполлон Григорьев.
А ещё известен курьёзный случай, связанный с заключением так называемого, полушуточного контракта, который подписали 18-летний Фет и сын священника, учитель в университетском пансионе Иринарх Введенский. Введенский утверждал, что спустя 20 лет Фет, который «теперь отвергает бытие Бога и бессмертие души, совершенно изменится в настоящем образе мыслей, – будет верить в Бога и бессмертие души…» Если это действительно случится, Фет обязан пешком пойти в Париж. Если этого не произойдет и Фет не изменится, то Введенский сам должен был совершить этот путь пешком.
Если бы участники подобного контракта встретились через 20 лет, то идти пешком пришлось бы именно нашему поэту! Вчитайтесь в его чудесную поэзию, – ведь она лучше всего свидетельствует о взглядах Фета, о его философии, о его вере. Как часто он обращается к душе, использует её как ключевой образ. «Душа» у него прямо называется «бессмертной». В одном стихотворении читаю:
Лелеяла б душа в успокоенье томном
Неведомую даль,
Но так нескромно всё в уединенье скромном,
Что стыдно мне и жаль…
Жизнь пронеслась без явного следа,
Душа рвалась – кто скажет мне куда?
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Обратите внимание: для новых откровений! Это высокое откровение как благодать пришли к Фету не сразу…
Но кто сказал, что всё так просто и однозначно. В душе поэта происходило вечное боренье, и эта двоякость, о которой когда-то так пронзительно писали Лермонтов и Тютчев, отражалась на поступках и творчестве Афанасия Фета. Надо было глубоко страдать, чтобы высшее прозрение родилось в его душе. Неслучайно из неё вырвалась строка: «О, как в страданье веры много!» (стихотворение «Смерти»).
Страданье было связано с потерей любимого человека. Мария Лазич, горячо любимая девушка, была отвергнута Фетом, хоть он сам её любил не меньше: практические цели: карьера, достаток и т.д. оказались сильнее. Она случайно погибла – сгорела от непогашенной папироски. «Там человек сгорел», – эта строка из стихотворения поэта «Когда читала ты мучительные строки…» – поистине стала красной, горящей строкой многих его произведений. А в страдании приходило новое постижение ценностей жизни и самой жизни.
Ты душою младенческой всё поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Ты отстрадала, я ещё страдаю, – писал Фет, мучаясь от раздвоенности своей души. Людей, которые близко знали поэта, порой изумляла дисгармония его облика – несоответствие «музыки поэзии» и «расчетливого практицизма». Татьяна Кузьминская писала об этом же: «практическое и духовное в нём было одинаково сильно…» Приобретение этого «житейского практицизма» далось Фету в долгой борьбе с собственной душой и стоило ему больших жертв. Не урок ли это и для нас, нередко теряющих главное ради некой выгоды, практического расчёта?
Но там, где высокое побеждало, там являлся перед нами замечательный поэт с Божьей искрой, и Божественное побеждало в нём: «Пока душа кипит в горниле тела, она летит, куда несёт крыло».
В письме Льву Толстому Фет пишет: «…поэту надо ждать Бога, когда, хоть тресни, а надо сказаться душой» И прибавляет: «Можно быть поэтом без единого стиха и наоборот». В другом письме Толстому Фет признается: «В свободные минуты внимательно читаю Апокалипсис, а надо бы начать с Павла. Но так попался…»
Фет читает Священное Писание, усваивает, соглашается, спорит, ищет помощи у Толстого. Ищет! Старается прочесть многое, связанное с жизнью и учением Христа. Ведет внутренний диалог постоянно. С кем? И с Богом, и с Толстым, и с самим собой. Вот отрывок из его письма Льву Николаевичу 16 апреля 1878 года: «Все с Соломона и за 1000 лет до него и после него искали – и нашли одно отрицание, и никто никогда не сказал великой проповеди из лодки: блаженны нищие духом и блаженны вы, когда поносят вас. Но ведь Он не разумел тех нищих духом, которые, ничего не понимая, берутся всё делать и всему учить. Ко мне сейчас приходили христосоваться три мужика, и я чувствую, что мне не мешало бы занять кое-что у этих нищих духом».
Красноречиво ещё одно признание в письме, говорящее о неослабном внимании Фета к вопросам христианства: «В вагоне я купил себе русскую Библию, очень добросовестный и грамотный перевод и хорошее издание в переплёте… У меня не было Библии русской. Читал со вниманием…»
Так духовное, христианское, Божье отвоёвывало себе место в сердце неверующего и, побеждая, давало самые прекрасные плоды – образцы великой духовной лирики Афанасия Фета!
В первый день Пасхи рождаются строки:
Размышление поэта о Боге и человеке перерастает в величественный гимн творению и Творцу!
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день Твой светлый серафим
Громадный шар зажёг над мирозданьем…
– так начинается стихотворение. Поразительно продолжение:
Нет, Ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я – добыча cуeты
Игралище её непостоянства, –
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства.
Непосредственно темам Евангелия посвящено немало строк, наполненных духовной, христианской силой. Об искушении Христа в пустыне читаем в стихотворении «Когда Божественный бежал людских речей..» Обратите внимание на последнюю строфу:
Но Он (Христос – Л.Б.)
ответствовал: «Писанию внемли:
Пред Богом Господом лишь преклоняй колени!»
И сатана исчез – и ангелы пришли
В пустыне ждать его велений.
Мне кажется, что это Фет повторял самому себе: «Писанию внемли! Пред Богом Господом лишь преклоняй колени!» Повторял, отгоняя от себя бесов сомнения и соблазна. Не тогда ли пела его уверовавшая душа:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
Фет воспевает Мадонну, мать Иисуса:
…И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и лёгкие одежды,
И лоно матери, и в нём
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклонённой.
О как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлёшь, мой Бог с пречистою Мадонной!
Всё дороже становится для поэта святое чувство Божье:
В душе, измученной годами,
Есть неприступный чистый храм,
Где всё нетленно, что судьбами
В отраду посылалось нам.
А вот еще одна тема, непосредственно связанная с сюжетом Евангелия: о блуднице, взятой в прелюбодеянии, и об Иисусе, к которому обращались книжники и фарисеи, желая подловить Его на противоречии:
Но Он на крик не отвечал,
Вопрос лукавый проникая,
И на песке главу склоняя,
Перстом задумчиво писал…
Конечно, Афанасий Афанасьевич Фет, прежде всего, непревзойдённый лирик, певец родной природы. О ней десятки, нет, сотни стихотворений! Но необязательно везде повторять: Бог, Дух… Божественное проступает в самой красоте лесов, полей, рощ, запечатлённых в поэзии Фета! Без ощущения – глубоко в сердце – этого Божественного начала, такого великого искусства, такой поэзии создать нельзя! Так можно ли сомневаться в светлой вере мастера? В истинной духовности поэта, который воскликнул: «О, если б без слова сказаться душой было можно!»
Молятся звёзды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Лёгкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей непосильные битвы,
Слёзы в алмазном трепещут их взоре –
Всё же безмолвно горят их молитвы.
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл, —
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш Отец, который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя,
Как в небесах, так и в земной юдоли,
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, — и мы прощаем должников,
И не введи ты нас, бессильных, в искушение,
И от лукавого избавь самомнения.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
Как жаль, что тем, чем стало для меня твое существование, не стало мое существованье для тебя.
Чем мельче и ничтожнее внутренний духовный мир человека, тем больше необходимости в материальных средствах.
Чем больше мы отдаём другим радости, нежности и любви, тем больше у нас счастья. Это как колодец с солнцем, где никогда не будет дна!
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Наверное, в нашей жизни было бы куда меньше разочарований, если бы мы не ожидали от людей больше, чем они в состоянии нам дать.
Мы никогда не узнаем почему и чем мы раздражаем людей, чем мы милы им и чем смешны; наш собственный образ остается для нас величайшей тайной.
Чем сильнее способны мы любить и отдавать себя другим, тем больше смысла в нашей жизни.
Я люблю книги. Люблю этот момент, когда ты открываешь ее и погружаешься в другую реальность. Ты словно сбегаешь от всего мира в историю, гораздо более интересную, чем когда-либо будет твоя собственная.
Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах.
«Чем доле я живу, чем больше пережил…»
«Чем доле я живу, чем больше пережил…»
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл, —
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш Отец, Который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да прийдет Царствие Твое, да будет воля
Твоя как в небесах, так и в земной
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, – и мы прощаем
И не введи Ты нас, бессильных,
И от лукавого избави самомненья.
Читайте также
Зачем живу я?
Зачем живу я? О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. С какой трагической силой поставил этот вопрос Пушкин: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня
Я живу обычной жизнью
Я живу обычной жизнью Кто-то спросил Бокудзю:- Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная дисциплина?Он ответил:— Я живу обычной жизнью — это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.Спрашивающий был озадачен. Он сказал:— Но я не
Я живу обычной жизнью
Я живу обычной жизнью Кто-то спросил Бокудзю:- Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная дисциплина?Он ответил:— Я живу обычной жизнью — это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.Спрашивающий был озадачен. Он сказал:— Но я не
4. Чем больше ты даёшь от самого себя, тем больше мира сможешь найти
4. Чем больше ты даёшь от самого себя, тем больше мира сможешь найти Спокойствие ума означает каждый день иметь достаточно. Иметь достаточно означает не принимать во внимание «до» и «после» и быть одним целым в это мгновение. Я не говорю о прошлом и будущем. Я говорю о том,
Больше проблем – больше молитв!
Больше проблем – больше молитв! – Сегодня в Греции экономический кризис, люди теряют работу, дома, средства к существованию. Как вы думаете, есть какой-то выход из этой ситуации?– Такого рода трудности были всегда. Нам следует молиться, просить Бога, чтобы Он помог найти
74 «Чем больше любишь, тем больше Она любит тебя»
74 «Чем больше любишь, тем больше Она любит тебя» Божественная моя утроба и священная, мир тебе!Благодать нашего Христа да просветит тебя, она тебя да очистит, да соделает тебя как святую Магдалину, святая рука которой есть у нас здесь, в монастыре Симонопетра — теплая, как
369 Больше, больше любви
Глава IV. Введение в отдел притчей в притча о сеятеле (1—9). Причина, по какой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле (10—20). Ученики должны святить своими познаниями как светильники (21—23). Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он возрастает в нем (24 —
Глава IV. Введение в отдел притчей в притча о сеятеле (1—9). Причина, по какой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле (10—20). Ученики должны святить своими познаниями как светильники (21—23). Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Что для апостолов необходимо идти на всякое самопожертвование, это Господь обосновывает тем же соображением, какое было
Он пережил ад
Он пережил ад «Четыре года назад, в моей прошедшей греховной жизни, у меня была „экскурсия в ад“. Выйдя из больницы, я попытался рассказать о пережитом окружающим меня людям, но они не воспринимали всерьез мой рассказ. В конце концов, мне и самому стало казаться, что ничего
Я живу
Я живу Кто-то спросил Бокудзю:– Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная практика?Он ответил:– Я живу обычной жизнью – это моя практика. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.Спрашивающий был озадачен. Он сказал:– Но я не вижу в этом ничего
21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: «И обонял Господь приятное
13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим
13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался
ЖИЗНЬ, ИЛИ О СОБСТВЕННОЙ ДОЛЕ
ЖИЗНЬ, ИЛИ О СОБСТВЕННОЙ ДОЛЕ 4. …Отец мой, имев трех детей, из коих я был средним, умер раньше зрелого возраста. Получил он в приданое небольшую часть из значительного состояния, и тотчас в распоряжение им вступает отец матери. Мать же, побоявшись недобросовестности
На слова: « и Аз живу Отца ради » (Ин. 6, 57)
На слова: «и Аз живу Отца ради» (Ин. 6, 57) Если Сын живет Отца ради; то живет ради другого, а не ради Себя. Но кто живет ради другого, тот не может быть неточною жизнию. Ибо Святый по благодати не неточно свят. Поэтому ложно сказал Сын: «Аз есмь живот» (Ин. 11, 25); и еще: «тако и Сын,
Чем доле я живу, чем больше пережил…
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл, —
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш отец, который в небесах,
Да свято имя мы твое блюдем в сердцах,
Да прийдет царствие твое, да будет воля
Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, — и мы прощаем должников,
И не введи ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
Читать еще стихотворения Фета:
Хоть потолстеть мой дух алкает…
Хоть потолстеть мой дух алкает,
Хоть страх берет свихнуть потом,
Хоть счастие судьбой даровано не мне…
Хоть счастие судьбой даровано не мне,
Зачем об этом так напоминать небрежно?
Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник…
Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, —
У дыханья цветов есть понятный язык:
Хандра
1
Когда на серый, мутный небосклон
Саконтала
1
Саконтала, из всех цариц, украшавших индийский
Ракета
Горел напрасно я душой,
Не озаряя ночи черной:
Безмолвные поля оделись темнотою…
Безмолвные поля оделись темнотою,
Заря вечерняя сгорела, воздух чист,
Ах, опять всё те же глазки…
Ах, опять всё те же глазки,
Что так нежно улыбались,
В небесах летают тучи…
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы;