чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Даннинг с Крюгером, Сократ и круги знаний

Меня давно занимает тема познания. Так я столкнулся с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю», с эффектом Даннинга-Крюгера. Уверился в истинности этих концепций. Увидел их взаимосвязь. А кроме того мне у меня появилась уверенность, что можно математически обосновать наличие эффекта Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Да́ннинга—Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Ниже показан упрощенный график с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

График с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера не дает нам никаких объяснений происходящего. Но дает нам лишь надежду, что можно выбраться из Долины отчаяния. График очень ровный и относительно неплохо отражает действительность. Для использования в психологии такого графика его почти достаточно. Иногда он вводит в заблуждение. Например, судя по графику выбравшись однажды из Долины отчаяния ты никогда в нее не вернешься. На практике выходит так, что возвращаешься и не раз. Однако такой график это хорошая отправная точка для дальнейших изысканий.

График функций это математический инструмент и возможно существует какая-то функция, которая нам поможет математически обосновать проявление самого эффекта.

Сократ

Эффект Да́ннинга — Крю́гера некоторым образом перекликается с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю».

Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей, которые желающие могут прочитать самостоятельно.

Смысл выражения можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Круги Знаний

Мне представляется правильным рассуждение про шар знаний. Но термин Шар знаний звучит как-то антинаучно. Заменим шар знаний на круг знаний. А точнее кругами знаний. Таких кругов четыре:

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний
Каждый из внешних кругов полностью включает в себя внутренний круг.

3 и 4 круги одинаковые для всего человечества. 1 и 2 круги для каждого человека индивидуальны.

Обычно расширение первого круга способствует расширению и второго круга. Каждое расширение второго круга приближает нас к границе третьего круга. Если скорость роста второго круга будет намного больше скорости роста первого круга человек неизбежно попадает в Долину отчаяния на графике эффект Даннинга — Крюгера.

Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.

Обозначения

Новичок

К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.

В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.

Пик Глупости

К1 догоняет К2. К2 очень далек от К3.

Долина отчаяния

К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.

К1 не успевает за увеличением К2.

Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.

Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.

Склон Просветления

К1 растет быстрее чем К2.

Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:

Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.

Плато Стабильности

К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.

Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.

Правильный график уверенности в своих знаниях

Этот график показывает зависимость уверенности от собственных знаний. Он похож на график из эффекта Даннинга-Крюгера, но будут и отличия.

Предположим, что уверенность в знаниях равна отношению объема собственных знаний к объему знаний второго круга (К1/К2). Оба параметра изменяются со временем.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Вывод

Функция уверенности в своих знаниях выглядит так:

Уверенность в знаниях = K1/K2.
Где К1 собственные знания, а К2 осознанное непознанное.

Выбраться из Долины Отчаяния можно. Но можно туда и вновь вернуться с большим объемом знаний чем первый раз.

Люди, которые на самом деле двигают науку вперед, перманентно находятся в Долине Отчаяния, потому что у них.

Источник

Чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Хитрый Петербург запись закреплена

Вдохновляющие притчи и умные мысли о знании и познании + критическо-философское эссе “О самостоятельном мышлении” Артура Шопенгауэра

Как вы заметили, Хитрый иногда пишет тексты на философские темы. Сегодня мы поговорим о познании. Согласитесь, ведь прогресс цивилизации и культуры основан на знании. Является ли познание врожденной способностью или оно мучительно вырастает из первоначальных базовых потребностей человека, и что есть знание, что значит знать? Не одну тысячу лет мудрецы и философы стремились ответить на вопросы о природе знания и сущности познания, о том как наилучшим способом передавать знания, в чем состоит талант Учителя.
А учиться всегда нелегко, во все времена. Чему учиться, как научиться учиться, как овладеть приемами, правилами, методами? Спросим совета у Великих.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийЭзоп
Не стыдись учиться и в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийПифагор
Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийКонфуций
Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

Учитель сказал: «Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы. Это древнее правило».
Учитель сказал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

Учитель сказал: «Того, кто не стремится к достижению знания, не следует направлять на правильный путь. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу предмета составить представление об остальных трех, не следует учить».

Учитель сказал: «С теми, кто выше посредственности, можно говорить о возвышенном; с теми, кто ниже посредственности, нельзя говорить о возвышенном».

Учитель сказал: «Если я иду с двумя людьми, то у них обязательно есть чему поучиться. Надо взять то хорошее, что есть у них, и следовать ему. От нехорошего же надо избавиться».

Любить мудрость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тому, что человек разбрасывается.

Учитель сказал: «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийПлотин
Всякий, кто хочет созерцать божественное и прекрасное, пусть прежде сам сделается богоподобным и прекрасным.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийДжордано Бруно
Сжечь – не значит опровергнуть!

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийЭразм Роттердамский
Невежество — мать высокомерия, а ученость рождает скромность.
Большинство людей глупы.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийРене Декарт
Существует четыре способа достижения мудрости, или научного, истинного знания:
1) постижение самоочевидных истин;
2) чувственный опыт;
3) знание, получаемое из общения с другими людьми;
4) чтение хороших книг.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийФрэнсис Бэкон
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается в ней, чем интеллигибельное.

Хромой бегущий по дороге опережает того, кто бежит без дороги.

Те, кто занимаются науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же в чрезмерном уповании на роль разума очень походят на пауков из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийБлез Паскаль
Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник.

Это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня …
В пространстве вселенная объемлет и поглощает меня как точку;
в мысли я объемлю её.

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнанийАртур Шопенгауэр: критическо-философское эссе “О самостоятельном мышлении” (см. прикрепленный к посту файл)

Источник

Круг знаний и окружность неведения

В повести Аркадия и Бориса Натановичей Стругацких «Понедельник начинается в субботу» среди лучших сотрудников научно-исследовательского института чародейства и волшебства присутствует Саваоф Баалович Один. Он не случайно носит имя единственного бога религий, идущих от разработки Моше Амрамовича Левина, отчество и фамилию по верховным богам двух известнейших версий многобожия: он смог разработать формулу всемогущества, позволяющую магически добиться любого желаемого результата. Но с момента открытия он бездействует, ибо формула ограничена условием: ее применение не должно принести ущерба никому из живущих. Придумать же цель, никого никоим образом не ущемляющую, не под силу даже всемогущему.

Преувеличение? Но не слишком значительное. Старший современник и коллега Стругацких Артур Чарлз-Райтович Кларк отметил: с точки зрения низшей технологии высшая неотличима от магии. Он сам имел дело со многими технологиями, высшими в тот момент. Так, в 1945‑м предложил разместить спутники связи на геостационарной орбите. Сейчас это, по сути, стандарт, ограниченный только точностью позиционирования самих спутников и взаимными помехами от передатчиков, работающих на близких частотах. На высоте 35786 км находятся несколько сот аппаратов. И несмотря на задержки, вызванные ограниченной скоростью света (в оба конца сигнал проходит за почти четверть секунды), обеспечивают значительную часть глобальных телевещания и связи. Чем не сказочное наливное яблочко на белом блюдечке?

Многие — в основном цифровые — технологии развиваются так быстро, что доступное сейчас казалось чудом ещё пару десятилетий назад. В 1979–1991‑м годах мне довелось создать несколько полноценных многофункциональных автоматизированных систем управления технологическими процессами на электронных цифровых вычислительных машинах с тактовой частотой 2 мегагерца, оперативной памятью 256 килобайт и долговременной (увы, не очень живучей) памятью 4.8 мегабайта. Минимальные характеристики нынешних смартфонов — гигагерц (в 500 раз больше), полгигабайта (в 2000 раз), гигабайт (в 200 раз). Правда, львиная доля этих ресурсов уходит на обеспечение удобства использования сложного устройства — иначе на освоение работы с ним уходили бы годы, как у профессиональных программистов моих времен. Но и на решение полезных задач уходит на пару порядков больше, чем тогда.

Первую свою программу не для обучения, а для реального расчета писал в 1972‑м. Тогда во всем мире и миллиона ЭЦВМ не было. Сейчас их — включая те же смартфоны — миллиарды. И почти вся нынешняя вычислительная техника — за исключением закрытых систем особой важности вроде управления оборонными и производственными комплексами — связана в единую сеть. Через нее можно: напрямую общаться со знакомыми на другой стороне планеты; читать многие миллионы книг в библиотеках всего мира; просматривать на сайтах музеев не только картины целиком, но и мельчайшие подробности — даже разрешение массовых цифровых фотокамер давно превышает возможности человеческого глаза, а музейщики пользуются профессиональной аппаратурой; заочно изучить курсы сотен лучших ВУЗов мира — в том числе и на родном языке…

Более того, почти все (с поправками на разрушительную, но все же пока действующую юридическую фикцию «интеллектуальная собственность») из Интернета можно скачать для изучения в походных условиях, благо сейчас накопители емкостью до пятисот гигабайт (для сравнения: Британская или Ленинская библиотека — несколько десятков тысяч гигабайт) — с ноготь мизинца.

Увы, такое изобилие возможностей чем дальше, тем сильнее напоминает судьбу Саваофа Бааловича Одина: человеческой жизни не хватит на использование даже тысячной доли формально доступных чудес. Всей интеллектуальной и технологической мощи человечества пока недостаточно, чтобы дать нам дополнительное свободное время. Даже когда сбудется предсказание Иосифа Виссарионовича Джугашвили о том, что саморазвитие и самосовершенствование станет массовым занятием, когда общественно необходимое рабочее время сократится до 30 часов в неделю — плоды творчества каждого из миллиардов человек неизбежно перенасытят возможности восприятия каждого из нас.

Сейчас переучиваюсь на чтение цифровых книг: закупленные бумажные уже не умещаются на сотне с лишним метров полок. Покупаю в цифре, помимо прочего, то, что уже есть на бумаге — в надежде раздать купленное ранее. Но еще несколько лет назад понял: даже если чудом сумею уйти со всех нынешних работ сразу и полностью сосредоточусь на чтении — вряд ли успею до конца дней моих прочесть уже накопленное: в Москве работаю с 1995.09.06 — и за это время купил почти вчетверо больше, чем прочел.

Частично выручает целостная картина мира. Когда знаешь, что все наблюдаемое многообразие явлений и процессов — следствие взаимодействия небольшого числа закономерностей, поддающихся изучению и пониманию; когда осознаешь хотя бы в общих чертах механизмы взаимодействия; когда умеешь выводить хотя бы простейшие следствия закономерностей… уже можешь несравненно больше, чем при любой накачке конкретными фактами. Один из авторов Французской энциклопедии Клод Адриен Жан-Клод-Адриенович Швайцер (он перевел свою фамилию на латынь: Хельвеций) сказал: знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. Он изрядно поскромничал: владея принципами, факты из них можно выводить тысячами.

Применительно же к теме данной статьи важно, что в рамках целостной картины легче выбирать, на чем сосредоточиться, а на что можно не тратить времени.

Увы, самоограничение тоже не спасает. Отбирая информационные потоки сообразно текущим представлениям, рискуешь упустить из виду сведения и рассуждения, способные радикально изменить позицию. В том же направлении работают современные поисковые системы, подстраивающие выдачу по новым запросам под сведения о страницах, просмотренных ранее. В пределе рискуешь закуклиться в узком круге ограниченных людей, кувырсот швырнадцать раз пережевывая одно и то же и отвергая все, что не согласуется с давно — иной раз совершенно случайно — выбранными догматами. В рамках моих профессиональных интересов так ведут себя адепты тоталитарной секты «либералы», откуда мне удалось выкарабкаться с немалым трудом — и в немалой степени благодаря стремлению изучать все, до чего смогу дотянуться.

Еще в античные времена возникла аналогия: чем больше круг уже познанного, тем больше и окружность соприкосновения с непознанным. Нынче мы знаем несравненно больше древних греков — и несравненно острее ощущаем, сколько всем нам еще предстоит познать и сколько каждый из нас познать не успеет.

Правда, геометрия учит: чем больше радиус круга, тем меньшая длина его окружности приходится на каждую единицу площади. По мере познания мы все реже сталкиваемся с катастрофической нехваткой сведений, необходимых не только в повседневной жизни, но и для дальнейшего развития. Многим за весь свой век так и не удается добраться до границы непознанного. Остальные, как правило, бредут к ней так медленно, что по дороге зачастую успевают понять почти все, что придется потом узнавать.

И все же, заглядывая в Интернет, где «опять кто-то неправ», или заходя в книжный магазин, ощущаешь: человечество несравненно больше каждого человека, и мы можем только надеяться на скромный вклад в его могущество.

Источник

«Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Каждому человеку знакома фраза «В споре рождается истина». Но так ли это на самом деле? Сократ, величайший философ всех времен, был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания, в отличие от беседы. Философия апеллирует понятиями: спор представляет собой желание отстоять свою позицию, но никак не «достучаться до истины», а вот беседа – это уже обсуждение, направленное на выявление правды.

Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.

В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.

Философия Сократа

Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.

Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.

Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.

Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.

Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:

чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Смотреть картинку чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Картинка про чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний. Фото чем больше круг знаний тем больше окружность незнаний

Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).

Диалектический метод Сократа

Чтобы достичь абсолютного блага, истинного знания, Сократ разработал диалектический метод, который основывался на трех основных компонентах:

Ирония

Ранее мы уже говорили о том, что Сократ был уверен в том, что в основе познания должно лежать знание человека о том, что его возможности познания сильно ограничены. Мнение о том, что мы способны хоть как-то приблизиться к абсолютной истине, является высшей степенью самонадеянности – в этом Сократ видел главную иронию: настоящий философ должен насмехаться над собой, над ограниченностью своего сознания, а не считать себя всезнающим и всемогущим. В последнем случае, по мнению Сократа, философ уже не мудрец, а пустой догматик либо болтун. Ирония Сократа, таким образом, обращает человека против самого себя и помогает ему бороться с мнимой самоуверенностью, которая замедляет процесс познания (а иногда и вовсе прекращает его). Она способствует «очищению разума» для того, чтобы он всегда был в состоянии, необходимом для постижения истины.

Маевтика

Возможно, вы часто слышали и фразу о том, что «нельзя ничему научить, можно только научиться». По мнению Сократа, преподавание способно только помочь человеку в достижении истинного знания: после того, как человек осознает ограниченность своих познавательных возможностей, его необходимо подтолкнуть к нахождению истины (или ее «рождению», как говорил сам философ). Сделать это можно путем использования особой техники задавания вопросов, ответы на которые помогали человеку найти истину (внутри себя самого).

Сократ был уверен в том, что истина находится внутри самого человека, т.е. каждый из нас уже обладает знанием, однако оно находится в «неосознанном» состоянии. Кроме того, он был уверен, что это знание нельзя «достать», если у человека нет никакого потенциала к учению и самопознанию, т.е. искреннего желания достичь истины. Таким образом, маевтика – это побуждение человека к познанию: ей не подвластно научить кого-либо чему-либо (особенно всему), но она способствует продвижению человека к истине.

Наведение (индукция)

В основе диалектического метода лежит диалог, в рамках которого противоположные мнения (мысли) противопоставляются друг другу, чтобы в результате их столкновения «родилась» истина. Как уже было сказано ранее, Сократ считал, что достичь абсолютной истины невозможно, однако идти к ней можно и нужно. Вы можете заметить в этом некоторое противоречие: как человек может одновременно достичь истины и не достичь ее?

Дело в том, что, по мнению Сократа, каждое новое знание рождает еще большее незнание, т.е. условно, каждый раз, находя истину, мы лишь переходим на более «высокий» этап ее осознания: абсолютной истины достичь невозможно, а вот простую истину отыскать мы в силах. Движение к истине в диалектическом методе происходит методом, который называется «наведение».

Как правило, люди не задумываются об истинности своих суждений. В ходе умозаключений они приходят к какой-то мысли, которую они принимают за истинное знание, но которая им на самом деле не является. Чтобы помочь человеку прийти к истине, нужно заставить его сомневаться в правильности вынесенных им суждений путем использования техники задавания «наводящих» вопросов, имеющих форму убеждений, противоречащих его мнению. Только так человек сможет самостоятельно признать, что его мнение не было истиной, а было лишь идеей (мыслью), а затем и прийти к истинному знанию.

Основная техника, которую использовал в своем методе Сократ, называется Elenchus и переводится как «Аргумент опровержения» или «Перекрестный допрос». Условно можно выделить следующие ее этапы:

Однако сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: вспомним Сократов круг знаний, в котором каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания и вовсе, по мнению философа, достичь невозможно. Кому-то такое определение истины может показаться удручающим, однако невозможность найти абсолютную истину является единственным двигателем развития нашего разума. Если бы найти ее было возможно, мы бы давно это сделали, что привело бы к стагнации, застою нашего развития, а затем и к противоположному эффекту – деградации.

Диалектический метод может иметь форму разговора как с самим собой (самопознание), так и с другим человеком (совместный поиск истины или наведение). Однако разумно беседовать с самим собой способны только поистине мудрые люди, обладающие непредвзятым мышлением, – истинные философы. Поэтому в большинстве случаев диалектическая беседа проходит в форме диалога двух людей или более, который может быть двух видов:

Более подробно рассмотреть пример диалектического диалога вы можете в одной из наших статей, а сегодня расскажем вам о такой инновационной технологии в обучении, как «Круги Сократа», в рамках которой две этих формы диалектического диалога слились воедино.

«Круги Сократа»: что это за технология и для чего она используется

Ряд зарубежных исследователей (Г. Властос, М. Стронг, М. Копелэнд, А. Адамс, В. Моеллер и М. Моеллер, П. Богоссян и другие) на основе диалектического метода Сократа основали сократическую педагогику – современный подход к обучению, позволяющий ученикам выражать свои мысли в открытом виде и развить свои способности в полной мере, а не ограничивает их потенциал с помощью унификации и стандартизации, что характерно для традиционных подходов. Суть сократической педагогики заключается в создании условий, в которых ученики могли бы сами найти ответы на вопросы, которые их интересуют.

Использование диалектического метода в обучении обусловлено тем, что он сам по себе изначально представлял своеобразный педагогический подход, поскольку он был направлен на поиск истины и способствовал глубинному пониманию понятий, как и любая преподавательская деятельность в принципе.

Два основных преимущества использования диалектического метода в обучении:

В рамках сократической педагогики была создана отдельная форма обучения – сократические семинары или «Круги Сократа», в ходе которых ученики получают возможность развить свой потенциал и овладеть рядом полезных практических навыков. Давайте более подробно рассмотрим, что это за технология и как она используется.

Основателем технологии является Скотт Бьюкенен, который использовал ее для обучения в колледже Святого Иоанна. Затем свое развитие технология сократических семинаров получила благодаря Национальному центру Paideia, проекту Touchstones и другим.

Технология сократических семинаров развивает:

А самое главное, она помогает сформировать навык непрерывного самообразования, который как никогда актуален в современному мире.

В основе технологии «Круги Сократа» лежит изучение отрывков текста путем активной интеллектуальной беседы. Ее эффективность заключается в том, что таким образом ученики учатся совместно находить правильные ответы на вопросы и получать более глубокие знания путем аналитического диалога, а не стандартного «заучивания» ответов на вопросы.

Технология проведения таких семинаров описана в книге М. Копелэнда «Круги Сократа. Развитие критического и творческого мышления в средней и старшей школе» и может быть представлена в виде: «обсуждение-обратная связь». Проходят сократические семинары в четыре этапа:

Такое чередование позиций может иметь разную продолжительность и зависит от объема и сложности текста, который используется в рамках диалога.

Выделяют три уровня (ступени) сложности сократических семинаров:

Вопросы, которые задаются в рамках проведения сократических семинаров, должны представлять собой общие идеи, а не какие-то конкретные данные. Они должны быть неоднозначными и не иметь одного лишь правильного ответа. Выделяют три вида вопросов, используемых в рамках сократического семинара:

Также выделяют типы сократических вопросов, которые позволяют рассмотреть технику их задавания более подробно:

Отдельное внимание следует уделить текстам, которые используются в рамках сократических семинаров. Они должны обладать следующими характеристиками:

Что касается роли учителя в обсуждении, то он выступает в роли некого посредника:

Таким образом, можно сказать, что проведение сократических семинаров способно существенно повысить эффективность обучения и позволяет овладеть рядом практических навыков, способствующих личностному и профессиональному развитию.

Несмотря на то, что данная технология используется преимущественно в рамках очного обучения учащихся средней и старшей школы и студентов вузов, она находит применение и в других областях. Поскольку поиск истины актуален для всех областей человеческого знания, технология «Круги Сократа» может позволить обсудить любую насущную проблему и найти ее решение. Например, вы можете использовать данную технологию в кругу друзей и единомышленников либо применять ее как более научную версию «мозгового штурма» в профессиональной деятельности.

Если вы хотите, подобно Сократу, в мастерстве овладеть искусством аргументации и освоить лучшие ораторские приемы, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Современная риторика». А лучше взаимодействовать с собеседником во время диалога вам поможет наша программа «Лучшие техники коммуникаций», на которой вы научитесь находить индивидуальный подход к любому человеку, сглаживать конфликты и многое другое.

Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно найдете истину (пусть и не абсолютную)!

А в заключение предлагаем проверить свои знания по теме статьи с помощью небольшого теста:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *