чем больше камней в часах тем лучше почему
Количество камней определяет ценность часового механизма, не так ли?
Испокон веков (ну, практически) часовые бренды очаровывали нас соблазнительным обаяниям драгоценных камней в механизмах.
И, однажды, история с упоминанием с камней в механизме стала чем-то большим, чем обычная реклама, внесенная в буклет о той или иной модели. Некоторые мануфактуры стали отмечать количество камней в механизма прямо на циферблате часов. Такие тщеславные ходы, к счастью, сейчас практически не наблюдаются.
Винтажные Jaeger “Panda dial 4 ATM”: гордо сообщают, что имеют 17 драгоценных камней в механизме
И в самом деле, кому какое дело, сколько камней в механизме?
Выслушав мнение многих часовщиков мы пришли к выводу, что неразбериха вокруг драгоценных камней в механизмах в последние десятилетия была горячо обсуждаемой темой. Люди даже пересказывают рассказы о том, как некоторые клиенты обвиняют часовых дел мастеров в краже камней из их часов!
Так какова же правда о камнях и почему они так важны?
Система антишок в в Калибре 3135 Rolex Parachrom: с рубином, конечно же
Поэтому устранение трения необходимо для обеспечения высокой производительности механизма. И это достигается путем установки в механизмы драгоценных камней, чтобы металл не терся об металл.
“Boule’ы”
Затем рубины должны быть измельчены, распилены и отполированы до желаемой формы, что требует много времени и труда, работа проводится с использованием инструментов с алмазным наконечником.
В то время, как натуральные рубины имеют несовершенства, называемые включениями и подлежащие обработки, выращенные в лаборатории камни практически не имеют включений и могут быть отполированы в соответствии с высочайшими стандартами.
Синтетические рубины в механизме Raúl Pagès Soberly Onyx
Драгоценные камни в современных часах
В настоящее время камни используются для контроля трения между главной платиной и мостами, однако такое решение появилось только в 1930-х годах.
До этого камни помещали в латунную оправу. Самым значительным недостатком метода были время и усилия, которые требовались для замены камней.
Современные часы используют камни в разных областях, включая колеса, компоненты автоматического подзавода, календарный механизм.
Большие колеса зубчатой передачи передают энергию от главной спирали к спусковому механизму. Для того, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и свободным от негативных воздействиях трения, драгоценные камни используются в качестве подшипников. Стальные или латунные подшипники вызывали бы чрезмерное трение, и, следовательно, забирали часть энергии от пружины.
Использование камней в комбинации с отполированной сталью резко сокращает трение, а следовательно и его негативные воздействия на работу механизма.
Треугольный якорь с прямоугольными рубинами в часах Romain Gauthier
Часы высочайшего качества (например, которые прошли сертификацию C.O.S.C.) разрабатываются в более высокой точностью. В частности речь идет о вале балансовой пружины.
Традиционно использовались бы латунные элементы, но часовые мануфактуры решили заменить их на камни.
Сборка рубиновой цепи постоянной силы для Gauthier Logical One
Рубины также используются в качестве камня на ролике баланса. Ролик расположен на нижней стороне балансира и имеет импульсный камень, который качается назад и вперед по дуге, обеспечивая высвобождение энергии. Камень для ролика сочетается с отполированной сталью и максимально устраняет трение, чтобы часы шли исправно.
Деталь механизма Vacheron Constantin Malte Squelette с автоматическим подзаводом, в котором использованы рубины
К сожалению, синтетические рубины не помогут проспонсировать кругосветное путешествие, но они уж точно играют жизненно важную роль в точности часов, делая их поистине ценными.
Что такое «камни» и для чего они нужны в часах?
Любой специалист на вопрос, зачем нужны в часах камни, не задумываясь ответит: “Для стабилизации трения и понижения степени износа контактирующих поверхностей механизма”. Именно так обозначена функция камней в стандарте NIHS 94-10, принятом в 1965 году швейцарской организацией NIHS (Normes de l’industrie Horloge Suisse). Попробуем разобраться, что это означает.
Цапфы, которыми оси контактируют с платиной и мостами механизма, делают как можно тоньше, чтобы уменьшить трение в опорах осей и расход энергии пружины на его преодоление. В любом механизме для стабилизации трения вращающейся осью и неподвижным каркасом (платиной) устанавливают подшипник.
Так вот, часовые камни обычно и используют как подшипники или подпятники для цапф осей. На самом деле, нельзя сказать, что камни применяются для уменьшения трения в опорах осей. И в принципе коэффициент трения в паре закаленная сталь – рубин (алмаз) примерно равен коэффициенту трения закаленной стали в паре с латунью. Зачем же тогда использовать драгоценности в роли подшипников?
Как уже было сказано выше, цапфы осей наручных и карманных часов имеют очень малый диаметр – 100 микрон. А известно, что сила давления прямо зависит от площади контактирующих поверхностей. Таким образом, часовые камни призваны не столько уменьшать трение, сколько увеличивать долговечность опор осей в часах. Кроме того, камни не коррозируют, а отшлифовав камень, можно получить совершенную и долговременную чистую поверхность.
Первые часы с драгоценными камнями в механизме были выпущены в 1704 году. Но идея использовать их в столь необычном качестве принадлежала великому английскому часовщику Джорджу Грэму (George Graham 1673-1751), прославившемуся изобретением в 1713 году механизма свободного анкерного спуска, который наиболее распространен и в наше время. За свою жизнь Грэм создал более 3000 карманных часов, и во всех из них, начиная с 1725 года оси, палеты и импульсный ролик сделаны из рубина.
Где служат камни
Раз уж мы разобрались, для чего именно нужны камни, давайте посмотрим, какую форму они должны иметь, виды камней и где именно в часах они несут свою службу.
Часовые камни могут быть следующих видов:
сквозные
накладные
палеты
импульсные
Накладные камни призваны уменьшать трение на торцевых поверхностях осей. Их устанавливают, как правило, на балансе и осях быстроходных колес. В кварцевых часах подпятники иногда вообще не ставятся.
Иногда производители, из конструкторских соображений, убирают часть камней: ставят камень только на нижнюю опору центрального колеса, а в верхнюю запрессовать подшипник из латуни, руководствуясь тем, что на нее приходится меньше давления. В таком случае на часах будет честно написано: 16 камней. Ну а если часы имеют центральная секундную стрелку, необходимость в секундной оси отпадает и количество камней сокращается до 15. Естественно, что различные дополнительные устройства и циферблаты – календарные, секундомерные, автоподзавод могут увеличивать число камней.
В последнее время современные механизмах используют 21 камень: две пары камней стоят еще и на концах осей анкерного и третьего колеса ставятся накладные камни.
Правда встречаются и достаточно курьезные примеры. Например, американская фирма Waltham выпустила часы на. 100 камнях. 17 камней в них находились на своих законных местах, а остальные 83 были размещены по кругу ротора автоподзавода. При этом получилось, что дырочек на окружности просверлили 84, и одна из них так и осталась зиять пустотой – производители не захотели переваливать за круглую цифру. Ход ротора, увешенного камнями, был, конечно, более плавный, но этого эффекта можно было бы добиться за счет меньшего количества камней.
Или еще пример: часы швейцарского производителя, из скромности не указавшего свое имя, зато гордо разместившего на крышке маркировку «41 камень». Как видно на фотографии, 16 из этих камней вставлены в барабанное колесо, видимо, для того, чтобы оно не терлось о заводную пружину. Трение, конечно, снижено, но довольно расточительным способом. Хотя если эти часы люди покупали как раз из-за указанного на корпусе количества камней, назвать их совсем «нефункциональными» сложно.
А коэффициент трения стали оси о пластик или пластика о пластик очень невысок. Поэтому функционально в кварцевых часах камни нужны только в одном месте – опоре ротора шагового двигателя. Это единственная ось, находящаяся под напряжением. Так что маркировка на кварцевых часах “2 камня”, “1 камень” (если он помещен только под нижней цапфой) или даже “0 камней” (No jewels) совсем не означает, что вас в чем-то обделили. Не в камнях счастье.
Чем больше камней в часах тем лучше почему
чем больше камней в часах тем лучше почему
Количество камней определяет ценность часового механизма, не так ли?
Испокон веков (ну, практически) часовые бренды очаровывали нас соблазнительным обаяниям драгоценных камней в механизмах.
И, однажды, история с упоминанием с камней в механизме стала чем-то большим, чем обычная реклама, внесенная в буклет о той или иной модели. Некоторые мануфактуры стали отмечать количество камней в механизма прямо на циферблате часов. Такие тщеславные ходы, к счастью, сейчас практически не наблюдаются.
Винтажные Jaeger “Panda dial 4 ATM”: гордо сообщают, что имеют 17 драгоценных камней в механизме
И в самом деле, кому какое дело, сколько камней в механизме?
Выслушав мнение многих часовщиков мы пришли к выводу, что неразбериха вокруг драгоценных камней в механизмах в последние десятилетия была горячо обсуждаемой темой. Люди даже пересказывают рассказы о том, как некоторые клиенты обвиняют часовых дел мастеров в краже камней из их часов!
Так какова же правда о камнях и почему они так важны?
Система антишок в в Калибре 3135 Rolex Parachrom: с рубином, конечно же
Поэтому устранение трения необходимо для обеспечения высокой производительности механизма. И это достигается путем установки в механизмы драгоценных камней, чтобы металл не терся об металл.
“Boule’ы”
Затем рубины должны быть измельчены, распилены и отполированы до желаемой формы, что требует много времени и труда, работа проводится с использованием инструментов с алмазным наконечником.
В то время, как натуральные рубины имеют несовершенства, называемые включениями и подлежащие обработки, выращенные в лаборатории камни практически не имеют включений и могут быть отполированы в соответствии с высочайшими стандартами.
Синтетические рубины в механизме Raúl Pagès Soberly Onyx
Драгоценные камни в современных часах
В настоящее время камни используются для контроля трения между главной платиной и мостами, однако такое решение появилось только в 1930-х годах.
До этого камни помещали в латунную оправу. Самым значительным недостатком метода были время и усилия, которые требовались для замены камней.
Современные часы используют камни в разных областях, включая колеса, компоненты автоматического подзавода, календарный механизм.
Большие колеса зубчатой передачи передают энергию от главной спирали к спусковому механизму. Для того, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и свободным от негативных воздействиях трения, драгоценные камни используются в качестве подшипников. Стальные или латунные подшипники вызывали бы чрезмерное трение, и, следовательно, забирали часть энергии от пружины.
Использование камней в комбинации с отполированной сталью резко сокращает трение, а следовательно и его негативные воздействия на работу механизма.
Треугольный якорь с прямоугольными рубинами в часах Romain Gauthier
Часы высочайшего качества (например, которые прошли сертификацию C.O.S.C.) разрабатываются в более высокой точностью. В частности речь идет о вале балансовой пружины.
Традиционно использовались бы латунные элементы, но часовые мануфактуры решили заменить их на камни.
Сборка рубиновой цепи постоянной силы для Gauthier Logical One
Рубины также используются в качестве камня на ролике баланса. Ролик расположен на нижней стороне балансира и имеет импульсный камень, который качается назад и вперед по дуге, обеспечивая высвобождение энергии. Камень для ролика сочетается с отполированной сталью и максимально устраняет трение, чтобы часы шли исправно.
Деталь механизма Vacheron Constantin Malte Squelette с автоматическим подзаводом, в котором использованы рубины
К сожалению, синтетические рубины не помогут проспонсировать кругосветное путешествие, но они уж точно играют жизненно важную роль в точности часов, делая их поистине ценными.
Драгоценные камни в механических часах
Покупатель: Покажите-ка мне вон те часы. В них сколько камней?
Продавец: Автоматический механизм на 25 камнях, частота баланса.
Покупатель (перебивает): Да это ладно, частота эта. Все равно не пойдет! Вот у друга моего часы – там камней 31 штука, а тут всего 25.
Диалог, конечно, воображаемый, и фантазировать дальше мы не станем. Ясно, что покупатель здесь – человек, в часах, мягко говоря, не очень сведущий, ну а продавец. О продавце сказать ничего не можем. Но попробуем вместо него помочь вам разобраться: что это за камни такие, для чего они нужны, правда ли, что их количество отражает качество часов?
Камни – для чего они?
Часовой механизм – очень сложное устройство с множеством деталей, значительная часть из которых подвижна. Пружинки сжимаются-разжимаются, колесики вращаются, всякие рычажки ходят туда-сюда. Эти детали механически взаимодействуют друг с другом и с неподвижными частями конструкции. Так, важнейшая часть механизма, задающая ритм его работы и, следовательно, точность хода, – баланс: массивный (по меркам миниатюрного механизма) обод, совершающий колебания со строго определенной (и достаточно высокой) частотой. Эти колебания, то по часовой стрелке, то против нее, и так беспрерывно, происходят, естественно, на оси, которая опирается в неподвижную деталь (в часовом деле она называется платиной). В опоре имеет место трение. Для его стабилизации и минимизации, а также для предотвращения преждевременного износа трущихся частей, применяются, как всем известно, подшипники. Вот камни-то и являются в часовом механизме такими подшипниками! Не только ими, камни устанавливаются еще в ряде мест, ответственных в смысле трения, но углубляться в специфику часовой микромеханики мы здесь не будем – главное-то установили.
Почему именно камни?
Из-за миниатюрности наручных часов применять в них знакомые всем шариковые или роликовые подшипники невозможно. Даже не только в наручных: мастера столкнулись с этой проблемой еще в эпоху карманных часов. Механизмы стали маленькими, приемы общего машиностроения, годные, например, для башенных часов, перестали работать. И на рубеже XVII и XVIII веков появилась идея – использовать в этом качестве драгоценные камни, а именно рубины. Пионером в этом деле стал великий английский часовщик Джордж Грэм. Трение металла о рубин оказалось более чем приемлемым, к тому же рубин очень тверд (а значит, долговечен), но не слишком сложен в обработке, позволяя придавать ему нужную форму – призмы, полусферы, с углублениями и отверстиями и т.п. Да еще и смачиваемость у рубина отличная – это тоже важно, ведь смазка все равно необходима, а при хорошей смачиваемости масло равномерно распределяется по поверхности. Наконец, камень не подвержен коррозии, что существенно как для него самого, так и для смазочного материала. Все эти качества унаследовали и синтетические камни, время которых пришло в ХХ столетии и которые радикально удешевили производство часовых механизмов. По своим физико-химическим характеристикам искусственный рубин ничем не отличается от природного. Это тот же самый корунд, он же кристаллический оксид алюминия (Al2O3), с добавлением микроскопических долей хрома, придающего камню красный цвет. Заметим: по-английски эти камни вполне обоснованно называются драгоценными – jewels.
Количество переходит в качество?
В науке диалектике – да, переходит. В природе, как правило, тоже. А вот в технике и искусстве – далеко не всегда! И в часовой механике, она же часовое искусство, этот закон отнюдь не непреложен. В устоявшейся за примерно три века принципиальной схеме часового механизма необходимы лишь 17 камней. Воздержимся от детализации – каких именно камней и в каких местах, – а просто отметим: всего 17. Иногда производители экономят, заменяя один или два камня на опору из латуни, но в качественных современных часах количество камней чаще превышает классические 17. Его увеличивают и автоподзавод, и различные дополнительные функции – календарные, секундомерные, акустические, астрономические и т.д. Ведущим мировым производителем часовых механизмов является швейцарская компания ЕТА, входящая в группу Swatch. Очень известный калибр ETA Unitas 6497/6498 с ручным заводом, тремя центральными стрелками (часовой, минутной, секундной) и окном даты, работает как раз на 17 камнях. А ЕТА 2824-2, с теми же функциями, но с автоподзаводом, имеет 25 камней. Многие часовые бренды, включая элитные, закупают эти механизмы, выполняют дополнительную финишную отделку, маркируют изделие собственными логотипами, но по сути «сердце» часов остается тем же самым. Другие компании, особенно из числа не входящих в Swatch Group, приобретают абсолютно аналогичный механизм компании Sellita, например, SW 200-1. Чтобы этот клон хоть как-нибудь отличался от ЕТА 2824-2, Sellita дополняет его еще одним (необязательным) камнем, доводя их количество до 26. А вот в не менее популярном автоматическом механизме ЕТА 2892-А2, представляющем следующее поколение калибров, камней меньше – 21, при тех же функциях. Столько же (25) их в другом базовом для всей часовой индустрии механизме ЕТА Valjoux 7750, хотя функционально он более сложен, ибо представляет также возможности хронографа для измерения отдельных отрезков времени. Так что прямой связи между количеством камней и техническим совершенством механизма нет.
И все-таки.
Однако, как мы уже сказали, есть и общая закономерность: чем больше функций у часов, тем конструктивно сложнее их механизм и тем, при прочих равных, больше в нем камней. Например, в механизме часов Patek Philippe Grandmaster Chime, с вечным календарем, вторым часовым поясом, фазами Луны, будильником, минутным репетиром, указателем запаса хода и другими функциями – всего их 20, включая 5 акустических, – 1366 деталей, в том числе 108 камней! А рекордные по сложности карманные часы Patek Philippe Caliber 89, располагающие 33 функциями, работают аж на 126 камнях, из общего числа деталей механизма – 1728. Той же закономерности, в общем, подчиняется и применение тех или иных нестандартных технических или концептуальных решений. Так, механизм часов A. Lange & Sohne Zeitwerk Minute Repeater (Германия) собран на 93 камнях, что неудивительно: индикация часов и минут здесь цифровая (в окошках, «прыгающая»), имеется минутный репетир, да еще и невидимое снаружи устройство постоянного усилия, обеспечивающее стабильность хода вне зависимости от натяжения заводной пружины.
И тем не менее, наш вымышленный покупатель, посетовавший в начале обзора на малое количество камней (всего 25, у друга-то больше – 31) был неправ в самой основе своего суждения. Более того, намеренное увеличение числа камней в чисто маркетинговых целях стоит назвать даже злостным! Известны курьезы такого рода: стремясь завлечь неискушенного клиента, компания просверливает ненужные дырочки – ни много ни мало 83 – в роторе автоподзавода и в каждую устанавливает камень, тоже совершенно ненужный. Вернее, нужный только этому производителю, который, доведя количество камней до 100 (из них реально работающих 17), увеличивает цену изделия непропорционально затратам. Кстати, в этом анекдотичном случае компания по ошибке просверлила не 83, а 84 отверстия – обсчитались, но камней туда поставили только 83: сочли, что 101 будет уже перебором…
А кварц?
Конечно, выше мы говорили только о механике. А как обстоит с камнями у кварцевых часов? Сразу скажем: их там гораздо меньше, но как минимум один все-таки есть. Это опора вала ротора шагового электродвигателя, передающего высокочастотные колебания кристалла кварца на колесную передачу. Так что, если вы видите маркировку «1 jewel» или даже «No jewels» (зачастую обходятся композитами), то это вовсе не значит, что часы плохи. Просто они – иные.
Что такое часовые камни, зачем они нужны
Часовые камни как критерий качества часового механизма
Независимо от марки механических часов, будь то дорогостоящий «Oris» или обыкновенный «Полет», в любых наручных часах есть часовые камни.
Тем не менее, нельзя сказать, что сегодня часовые камни используются исключительно для уменьшения трения в часовом механизме. Ведь коэффициент трения между закаленной сталью и часовым камнем примерно равен коэффициенту трения латуни и стали. В чем же заключается целесообразность использования драгоценных камней в роли подшипников для часовых механизмов?
Дело в том, что диаметр цапф осей карманных и наручных часов очень маленький (около 100 микрон). Из школьного курса физики известно, что сила давления имеет прямую зависимость от площади, контактирующих поверхностей. Вследствие этого можно сделать закономерный вывод, что часовые камни используются не только для снижения трения, но и для сохранности осевых опор. Плюс камень не подвержен коррозии, а его шлифованная поверхность намного дольше сохраняет свои свойства, чем металл.
В зависимости от назначения часовых камней различают несколько их видов: накладные, палеты, импульсивные и сквозные.
Полусферическая поверхность накладных камней способствует снижению трения в опорах. Как правило, этот вид камней применяется в качестве подпятников.
Для передачи взаимодействия от баланса к анкерной вилке применяются импульсные камни. В разрезе они представляют собой неполный эллипс, выполнены в форме цилиндрического штифта.
В электронно-механических часах в зависимости от сложности механизма и наличия дополнительных устройств (календарей, отдельного секундомера и т. п.) применяется от 17 и более камней. Впрочем, некоторые производители, зная, что большая часть потребителей выбирает часы по количеству камней, нецелесообразно используют часовые камни в механизме (например, размещают их по кругу ротора автоподзавода и т. п.) только для того, чтобы написать на циферблате внушительное число. Неважно, насколько престижен бренд производителя, будь то Rado или Orient, количество камней в часах должно соответствовать количеству осей.
Что такое «камни» и для чего они нужны в часах?
Любой специалист на вопрос, зачем нужны в часах камни, не задумываясь ответит: “Для стабилизации трения и понижения степени износа контактирующих поверхностей механизма”. Именно так обозначена функция камней в стандарте NIHS 94-10, принятом в 1965 году швейцарской организацией NIHS (Normes de l’industrie Horloge Suisse). Попробуем разобраться, что это означает.
Цапфы, которыми оси контактируют с платиной и мостами механизма, делают как можно тоньше, чтобы уменьшить трение в опорах осей и расход энергии пружины на его преодоление. В любом механизме для стабилизации трения вращающейся осью и неподвижным каркасом (платиной) устанавливают подшипник.
Так вот, часовые камни обычно и используют как подшипники или подпятники для цапф осей. На самом деле, нельзя сказать, что камни применяются для уменьшения трения в опорах осей. И в принципе коэффициент трения в паре закаленная сталь – рубин (алмаз) примерно равен коэффициенту трения закаленной стали в паре с латунью. Зачем же тогда использовать драгоценности в роли подшипников?
Как уже было сказано выше, цапфы осей наручных и карманных часов имеют очень малый диаметр – 100 микрон. А известно, что сила давления прямо зависит от площади контактирующих поверхностей. Таким образом, часовые камни призваны не столько уменьшать трение, сколько увеличивать долговечность опор осей в часах. Кроме того, камни не коррозируют, а отшлифовав камень, можно получить совершенную и долговременную чистую поверхность.
Первые часы с драгоценными камнями в механизме были выпущены в 1704 году. Но идея использовать их в столь необычном качестве принадлежала великому английскому часовщику Джорджу Грэму (George Graham 1673-1751), прославившемуся изобретением в 1713 году механизма свободного анкерного спуска, который наиболее распространен и в наше время. За свою жизнь Грэм создал более 3000 карманных часов, и во всех из них, начиная с 1725 года оси, палеты и импульсный ролик сделаны из рубина.
Где служат камни
Раз уж мы разобрались, для чего именно нужны камни, давайте посмотрим, какую форму они должны иметь, виды камней и где именно в часах они несут свою службу.
Часовые камни могут быть следующих видов:
сквозные
накладные
палеты
импульсные
Накладные камни призваны уменьшать трение на торцевых поверхностях осей. Их устанавливают, как правило, на балансе и осях быстроходных колес. В кварцевых часах подпятники иногда вообще не ставятся.
Иногда производители, из конструкторских соображений, убирают часть камней: ставят камень только на нижнюю опору центрального колеса, а в верхнюю запрессовать подшипник из латуни, руководствуясь тем, что на нее приходится меньше давления. В таком случае на часах будет честно написано: 16 камней. Ну а если часы имеют центральная секундную стрелку, необходимость в секундной оси отпадает и количество камней сокращается до 15. Естественно, что различные дополнительные устройства и циферблаты – календарные, секундомерные, автоподзавод могут увеличивать число камней.
В последнее время современные механизмах используют 21 камень: две пары камней стоят еще и на концах осей анкерного и третьего колеса ставятся накладные камни.
Правда встречаются и достаточно курьезные примеры. Например, американская фирма Waltham выпустила часы на. 100 камнях. 17 камней в них находились на своих законных местах, а остальные 83 были размещены по кругу ротора автоподзавода. При этом получилось, что дырочек на окружности просверлили 84, и одна из них так и осталась зиять пустотой – производители не захотели переваливать за круглую цифру. Ход ротора, увешенного камнями, был, конечно, более плавный, но этого эффекта можно было бы добиться за счет меньшего количества камней.
Или еще пример: часы швейцарского производителя, из скромности не указавшего свое имя, зато гордо разместившего на крышке маркировку «41 камень». Как видно на фотографии, 16 из этих камней вставлены в барабанное колесо, видимо, для того, чтобы оно не терлось о заводную пружину. Трение, конечно, снижено, но довольно расточительным способом. Хотя если эти часы люди покупали как раз из-за указанного на корпусе количества камней, назвать их совсем «нефункциональными» сложно.
А коэффициент трения стали оси о пластик или пластика о пластик очень невысок. Поэтому функционально в кварцевых часах камни нужны только в одном месте – опоре ротора шагового двигателя. Это единственная ось, находящаяся под напряжением. Так что маркировка на кварцевых часах “2 камня”, “1 камень” (если он помещен только под нижней цапфой) или даже “0 камней” (No jewels) совсем не означает, что вас в чем-то обделили. Не в камнях счастье.
Чем больше камней, тем лучше часы
В обычных классических механических часах должен быть максимум 21 камень, считает Тимур Бараев
Почему-то принято считать, что чем больше камней в механизме, тем лучше часы. Наверное, эта традиция возникла в XVIII веке, когда великий британский мастер Джордж Грэм впервые решил использовать натуральные рубины в механизме своих часов для стабилизации и снижения износа колесных осей, а также сделал из рубинов палеты анкера и импульсный камень.
Камни были довольно крупные, настоящие драгоценные и дорогие. Они сами по себе представляли определенную ценность, а потому указание их количества имело хвастливый смысл. Но сейчас, когда камни делают из искусственно выращенного лейкосапфира, информация о числе камней – просто дань традиции.
Кстати, часовые дома перешли на искусственные сапфиры исключительно из технологических соображений. Новые камни имеют абсолютно одинаковую стабильную и предсказуемую структуру, в то время как в природе найти камни с идентичной структурой очень сложно. И можно только гадать, как натуральный рубин воспримет сверлящее воздействие цапфы оси часового колеса.
Как я уже сказал, камни главным образом нужны для стабилизации кончиков осей постоянно вращающихся колес. Такие камни называются сквозными, потому что они, как правило, имеют углубления, которые удерживают кончик оси и содержат небольшое количество масла. Их в механизме классических механических трехстрелочных часов нужно всего 12 штук: по паре для кончиков осей балансового, анкерного, промежуточного и секундного колес, а также по паре для оси анкерной вилки и центрального триба.
Еще в часах есть так называемые накладные камни, уменьшающие трение на торцевых поверхностях осей. Их устанавливают на балансе, так что этот важнейший орган механизма помимо двух сквозных камней имеет еще и пару накладных. Еще три сапфира идут на изготовление двух палет анкера и на импульсный камень. Итак, мы имеем всего 17 камней, а больше и не нужно.
Хотя можно, как говорится, на всякий пожарный, установить по паре накладных камней для кончиков осей анкерного и третьего колеса, тогда количество сапфиров вырастет до 21. Но это уже точно все! Более того, добавление лишних камней только навредит механизму.
Напоминаю, что мы говорим об обычных трехстрелочных механических часах. Разумеется, если такой механизм дополнить модулем хронографа или вечного календаря, камней станет больше. Но ненамного. Смотришь порой на гордую надпись на циферблате “56 Jewels” и думаешь, куда же они умудрились их засунуть?
Некоторые зачем-то устанавливают камни на конце окружности вращения ротора автоподзавода и говорят:
Сомневаюсь! Наоборот, рано или поздно настанет момент, когда ротор начнет задевать их и обсыпать микроскопическими опилками механизм часов.
Можно, конечно, создать концепт вроде Harry Winston Opus XIII, где сапфиры используются и в качестве минутной стрелки, и в качестве разметки шкалы (общее количество камней в механизме Людвика Балуара достигает 242!), но так ведь это же не часы, а “Опус”.
А разве представленный в этом году на Женевском салоне концепт Panerai LAB-ID Luminor 1950 Carbotech не великолепен? А ведь всего 4 камня в часах!