чем больше чиновников тем меньше

Бюрократы полезные и вредные

В современном обществе не так много политических вопросов, по которым существует всеобщий консенсус. Одним из таких вопросов является представление об избыточной численности чиновников и необходимости ее сокращения. Это касается не только России. И в развитых, и в развивающихся странах как среди политиков, так и среди обывателей разговоры о необходимости сокращения бюрократического аппарата слышатся чрезвычайно часто.

Чуть менее популярны разговоры о необходимости сокращения не только конкретно чиновников, но и бюджетников вообще. Причем призывы к дерегулированию и сокращению самых разнообразных бюджетных учреждений раздаются сегодня не только со стороны либералов, но практически со всех концов политического спектра. Эти призывы в каждом конкретном случае могут быть довольно неплохо обоснованы, однако давайте попробуем посмотреть на взаимосвязь между числом чиновников/бюджетников и благосостоянием общества в долгосрочной перспективе.

Для начала, чтобы избежать путаницы в определениях, следует договориться о разграничении основных понятий. Здесь мы видим пять категорий сотрудников: 1) госслужащие силового блока (армия, полиция, спецслужбы); 2) гражданские госслужащие; 3) бюджетники (все занятые, получающие зарплату от расширенного правительства и не являющиеся госслужащими: врачи, учителя и т. д.), 4) занятые в госкорпорациях; 5) занятые в НКО и саморегулируемых организациях, выполняющих публичные функции. Очень часто некорректные выводы при межстрановых сопоставлениях всех этих групп вызваны различиями законодательства и особенностями государственного строительства разных стран.

Чем богаче страна, тем больше бюджетников

Сопоставив указанные показатели в различных странах, мы можем увидеть две заметные корреляции.

1. Как видно из таблицы, чем богаче страна сегодня, тем в среднем в ней больше на душу населения как чиновников, так и бюджетников. И внутри группы высокоразвитых стран, и внутри группы развивающихся стран наблюдается большой разброс в отношении данных показателей, однако если сравнивать эти группы между собой, то положительная корреляция между уровнем благосостояния и количеством чиновников/бюджетников будет очевидной.

2. Как видно из графика, с течением времени и ростом уровня экономического развития в каждой конкретной стране число чиновников и бюджетников среди всех работающих также преимущественно росло.

Таким образом, можно констатировать, что в среднем развитие экономики и социальной сферы сопровождается не уменьшением, а увеличением числа занятых в государственном секторе. Примеры США и некоторых других богатых стран, обходящихся примерно сходным с Россией числом гражданских чиновников и бюджетников, не должны вводить в заблуждение. В этих странах большое количество регулятивных функций, а также производство многих общественных благ берут на себя саморегулируемые организации и различного рода НКО.

Экономия на чиновниках

В США тех, кто работает в так называемом нонпрофит-секторе, в 2012 г. было 10,7 млн, или 6% от общего числа трудящихся, в Новой Зеландии этот показатель достигает 10,6% занятых, в то же время в Германии в секторе НКО было занято лишь 3,7% трудящихся. Таким образом, если суммировать гражданских госслужащих, бюджетников и занятых в НКО, то иногда получается, что в странах с «маленьким правительством» итоговое число людей, занятых в некоммерческом секторе, оказывается бо́льшим, чем в странах сопоставимого уровня развития, где социальная сфера традиционно считается раздутой. Это говорит о том, что люди, которые иначе сидели бы в чиновничьих кабинетах, и деньги на их работу развитым обществом все равно обеспечиваются в той или иной форме; недостаток бюджетников компенсируется большим числом занятых в НКО.

Как бы в каждом конкретном случае ни была очевидна неэффективность определенных бюрократических процедур и необходимость оптимизации конкретных людей и процессов, с точки зрения общих тенденций мы видим, что чем богаче становится общество, тем больше чиновников, бюджетников и занятых в некоммерческом секторе оно может себе позволить и чем их больше, тем общество богаче. Это диалектическая взаимосвязь, где нет определенной первопричины. Рост благосостояния и госсектора идут бок о бок, поддерживая друг друга. Эту противоречащую расхожим представлениям истину проще всего проиллюстрировать на конкретных примерах.

Без создания медицинской бюрократии и вливания в здравоохранение больших бюджетных средств невозможно было бы развитие современной медицины. В период с 1960 по 2014 г. число врачей на 1000 населения в Великобритании увеличилось с 0,850 до 2,7904, в то время как средняя продолжительность жизни выросла с 71 до 81 года.

Без бюрократии, вырабатывающей нормы в области экологии и следящей за выполнением данных норм, наши города до сих пор задыхались бы от фабричного дыма.

Источник

«Страна бюрократов»: зачем России столько чиновников?

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Государство традиционно считается крупнейшим работодателем в России. В той или иной мере на него трудится практически каждый второй гражданин, который встает утром на работу. Среди этой огромной массы трудящихся выделяется армия государственных служащих – чиновников, которые вольны решать судьбы людей. Одних только федеральных чиновников насчитывается около 1,4 млн человек, а это уже около 2% от общей численности экономически активного населения. А ведь еще есть чиновники муниципального и регионального уровней, численность которых также огромна. В контексте этого, а также непомерно раздутых расходов на чиновничий аппарат нет ничего странного в том, что у многих возникает идея сократить эту армию.

Такую идею, например, высказывал Алексей Кудрин, предлагая в целях экономии уволить 30% чиновников. В поддержку к нему выступила Татьяна Голикова, глава Счетной палаты. Такие стремления обусловлены историческими факторами. За все время существования Российского государства, никогда бюрократическая армия не была столь огромной. Даже во времена Сталина численность чиновников составляла 10 служащих на 1 тыс. населения, после чего непрерывно падала до начала 00-х. Чтобы сегодня вырасти до показателя в 16 чиновников на 1 тыс. граждан. Так что призывы сокращать их вполне оправданы. Но давайте разберемся в проблеме.

Много – не всегда плохо

Дело в том, что сама по себе численность чиновничьего аппарата не такая уж и раздутая, как нам кажется, особенно в сравнении с другими странами. Например, в Скандинавии их раза в 3 больше, в Германии, Соединенных штатах, Израиле и странах Европы их количество вполне сравнимо с российским госаппаратом. Проблему можно узреть в ином. Так, в частности, особого внимания требует структура власти и система ее построения. Большинство развитых стран выстраивают государственный аппарат снизу вверх. Вот, например, Америка, где федеральный уровень власти представлен 850 тысячей чиновников, а регионы и муниципалитеты – 1,7 млн. У нас же все наоборот: «федералы» составляют армию из 1,4 млн чиновников, в то время как «на местах» работает лишь 730 тысяч. По факту в России построена система, дублирующая чиновничьи функции, где половина из «федералов» только то и делает, что занимается контролем местных госслужащих. В желании иметь контроль над «всем и вся», российскому госаппарату удалось создать машину, лишающую местную власть «возможностей для маневров».

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Но если не касаться численности чиновников, а рассматривать лишь их эффективность, то наиболее остро встает вопрос подотчетности и контроля одних представителей госаппарата над другими. В России, как ни странно, наиболее раздутым считается аппарат исполнительной власти – на них приходится почти 87% всех госслужащих. Законодателей при этом всего 1,5%. Очевидно, что в таких условиях контроль одних над другими, что практикуется в странах с развитым аппаратом, невозможен. А то отсутствие контроля над чиновниками, которое мы наблюдаем сегодня, как раз и вызывает больше всего вопросов у населения.

Чем же занимаются чиновники? В идеале они должны работать на благо общества, делая жизнь людей проще и удобнее. Что же происходит на самом деле? Лучше всего российскому государственному аппарату удается ограничивать возможности россиян, что наиболее ярко наблюдается на примере силового блока. Так, при наличии в нем 2,6 млн человек, мы имеем в 2,5 раза больше полицейских, чем в Соединенных штатах, и в 4 раза больше, чем в Германии и Франции.

Государство, пытаясь реализовать свою монополию на власть, старается проникнуть во все сферы гражданских правоотношений, в то время как на Западе все больше практикуется саморегулирование. Это прекрасно прослеживается в антимонопольной деятельности стран. Например, в Америке за последнее десятилетие антимонопольные структуры завели около 1,5 тыс. дел, подавляющее большинство из которых было направлено на крупных игроков, с оборотом в сотни млн долларов в год. Что в России? За один только 2015 год антимонопольные органы завели около 70 тыс. дел, большинство из которых предусматривало штрафы, в размере около сотни тыс. рублей. Ну разве так должны работать службы, призванные облегчить жизнь?

Сможем ли прокормить?

Отдельного внимания требуют доходы чиновников, которые, по общепринятому мнению, формируются за счет налогов граждан, хотя по факту они имеют множество источников, главным из которых являются сырьевые доходы государства. Частью из них чиновникам приходится «делиться» с населением, поэтому и имеет место несколько каналов дохода. У нас традиционно принято считать лишь зарплаты, однако имеют место и многие другие бонусы – льготы, командировочные, огромные премии, в размере нескольких десятков окладов, в конце концов «откаты» от бизнеса и это не считая прямой коррупции. На сегодня в общей сложности, учитывая представителей компаний с госучастием и менеджмент государственных корпораций, в России насчитывается около 5,5 млн служащих, при наличии которых трудно вообще что-либо говорить про эффективное управление. Такой аппарат разросся всего за последние 25 лет – еще в начале российской самостоятельности чиновников было лишь около 1 млн.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Такую «орду» можно сравнить с численностью населения всех трех прибалтийских стран вместе взятых, тем более что их аппетиты «съедают» около 7 трлн рублей, а это немного меньше половины всех государственных доходов. И это только зарплата, без учета всех остальных бонусов, которые дает многим государственная служба. Но и этого вполне достаточно, чтоб сказать, что их доходы выше мировых стандартов. Например, Международная организация труда считает, что зарплаты чиновников не могут быть выше чем в 4 раза средней заплаты по стране. И в усредненных выражениях этот норматив соблюдается – средняя зарплата федеральных чиновников составляет около 115 тыс. рублей при 37 тыс. рублей средней зарплаты по стране. Но как быть с сотрудниками аппарата правительства, средняя зарплата которых достигла 230 тыс. рублей, с администрацией президента, где оклад превышает 218 тыс. рублей, со Счетной палатой, сотрудники которой ежемесячно насчитывают себе по 180 тыс. рублей?!

Те, кто служат на пользу населения, фактически проедают страну. Мало кому понятно, зачем главе «Газпрома» зарплата в 3 млн рублей, а главе РЖД доход в 700 тыс. рублей в день! В условиях, когда мы остро ощущаем нехватку объектов социальной инфраструктуры, когда у нас разваливаются больницы, а вместо школ строятся стадионы, народу не понять, почему государственные средства по большей части должны оседать в карманах «избранных». Отсюда и желание большинства попасть в этот пул – госслужащими мечтает стать около 85% всего взрослого населения России. И такие тенденции мало кого удивляют.

Мне бы на госслужбу

Чиновником быть хорошо не только из-за имеющейся в руках власти. Во-первых, это социальная защита, претендовать на которую может любой госслужащий – его не могут просто так уволить, лишь по желанию начальника, как это происходит на любом заводе или шахте. Во-вторых, это социальные льготы: удлиненный отпуск, поставленный в зависимость от стажа, медицинская страховка, оздоровление, ведомственные пансионаты и т.д. Все это само собой не доступно простым гражданам. Но главное – это контроль и полномочия, которыми обладают чиновники. Безусловно, большинство госслужащих, особенно мелких, не контролируют распределение ресурсов, но те, кто контролируют, чувствуют себя как «сыр в масле». И тут речь даже не в криминале, коррупции и откатах – если ты контролируешь или имеешь влияние на ту сферу, где твои «подельники» имеют бизнес, жить на зарплату ты не будешь. Тут нет никакого криминала – есть лишь интересы.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Госслужба дает свои преференции даже тем, кто ушел из нее. Например, пенсии, которые в максимальном выражении могут достигать 75% от среднего оклада, в то время как пенсия обычных людей в лучшем случае достигает 35-40% от заработка. 75% – это, безусловно, верхний предел для служащих, которые уходят на заслуженный отдых с государственной должности, проработав 25-30 лет. Но это не самые высокие пенсии – куда выше могут получать представители аппарата региона или муниципалитета, которым местные законы могут устанавливать индивидуальные пенсии, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Вот тут точно несправедливо.

При всем этом складывается очень интересная ситуация, когда власть имущие год от года твердят, мол, надо сокращать чиновников, а на деле, по данным Росстата, их армия лишь продолжает расти. Почему это происходит? Дело в том, что ежегодно, под определенные нужды или проблемы создаются специальные аппараты, службы или ведомства. Когда проблема решается, ликвидацию новосозданных служб никто не проводит, отчего и получается непомерно раздутый чиновничий аппарат. Само собой, стране нужны госслужащие, и может быть даже в таком количестве, но при этом нужно понять, есть ли от них такой толк и эффективность, которых от них ждут. Главное, для такого анализа не создавать дополнительные ведомства.

Источник

Исследование РБК: сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

«У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом», — говорил на заседании Госсовета в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов. По его словам, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития — в 2,5 раза. Чтобы разобраться, сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают, нужно разделять разные категории занятых в госсекторе: непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти (далее госслужащие или чиновники), работники госучреждений (бюджетники) и персонал госкомпаний.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники — врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний — их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100–110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.

Сокращаться не хотят

Согласно указу президента, предельная численность федеральных чиновников к концу марта 2013 года должна была снизиться на 20% по сравнению с уровнем 2010 года. Предельную численность действительно удалось снизить, следует из данных Минфина, предоставленных РБК. Однако, по данным Росстата, среднесписочный состав федеральных органов исполнительной власти на конец прошлого года оказался 589 тыс. человек — лишь на 12% меньше, чем три года назад.

Чиновников меньше — расходов больше

Несмотря на снижение численности госслужащих, совокупные расходы на бюрократию выросли, говорит официальная статистика. Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м — 682,7 млрд руб. Рост, таким образом, составил 31%, говорят данные Росстата.

Если проводить оценку на основании отчетов Федерального казначейства об исполнении бюджетов, то расходы на оплату труда госслужащих всех уровней составили в 2013 году 658,4 млрд руб. (+10% по сравнению с предыдущим годом).

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Как считали: оценка совокупных годовых расходов на оплату труда госслужащих проводилась путем суммы умножений среднесписочной численности занятых в федеральных, региональных и муниципальных и органах исполнительной, законодательной и судебной властей на 12 среднемесячных номинальных окладов по всем категориям и регионам России.

На общероссийском фоне выделяются чиновники в центральных аппаратах федеральных государственных органах власти, общая численность которых — 38,7 тыс. человек. Их средняя зарплата в 2013 году составила 98,4 тыс. руб., увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом. Значительно увеличил свои аппетиты аппарат главы государства (администрация, управление делами и полномочные представители президента). Так, в 2011 году на его функционирование из федерального бюджета было затрачено 7,8 млрд руб., а в 2013-м — уже 18,6 млрд руб. (рост в 2,4 раза).

Средние зарплаты работников администрации президента в 2013 году достигли 230,8 тыс. руб. (+74%), говорят данные Росстата. Больше всех среди госслужащих в 2013-м получали работники аппарата правительства – 240,8 тыс. руб. (+60%).

В западных странах заработок чиновника уровня заместителя министра составляет в среднем три-четыре зарплаты работника с высшим образованием, или шесть среднедушевых ВВП. Проведенная по аналогичной методике оценка РБК показывает, что в России превышение составляет 14–15 раз. Заместители министров в России получают 106 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), который в 2013 году равнялся 5,2 тыс. руб. В США топ-чиновники получают «всего» 16 МРОТ.

При этом на повышение российского МРОТ в России все не находится средств, и он растет очень медленно. Сейчас минимальная зарплата на четверть ниже прожиточного минимума (7,7 тыс. руб.). Минтруд только теперь озаботился их выравниванием и планирует это сделать к 1 октября 2017 года.

Тем не менее в правительстве по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату госслужащих федеральных органов власти повысят не менее чем в 2 раза, сообщила РБК Вороновская. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Россия кормит не Кавказ, а местных бюрократов

В регионах финансовая и численная диспропорция в соотношении чиновников и остальных категорий занятых еще разительнее. Больше всего чиновников среди занятого населения в регионах Дальнего Востока и республиках Северного Кавказа. В Чукотском АО административный аппарат достигает 7,6% занятых, в Тыве — 6,2%, на Алтае — 5,7%. В Ингушетии и Чечне — около 4%, тогда как среднероссийский показатель — 2%.

Больше всего получают чиновники Тюменской области, Москвы, Чукотки и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%.

Оценочную отдачу от деятельности чиновника отражает отношение его зарплаты к среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП). Чем больше этот показатель, тем меньше экономическая отдача. По оценке РБК, первое место по этому неприятному показателю в 2012 году занимала Чечня. Средний оклад чиновников в размере 33,6 тыс. руб. в республике в 5,1 раз превышал ВРП на одного человека. В Тыве, Кабардино-Балкарии и Ингушетии превышение составляет 3,1–3,3 раза, тогда как, например, в Сахалинской области оклад чиновника, наоборот, на 50% ниже.

Слабость экономик регионов Северного Кавказа и Дальнего Востока негативно сказывается на пополняемости бюджетов этих субъектов. При этом высокие запросы чиновников заставляют обращаться за безмозмездной помощью от других бюджетов. По оценке РБК, около 50% налоговых и неналоговых доходов Чечни и Ингушетии в 2013 году были потрачены на содержание региональных госслужащих, из них 22 и 26% соответственно составляют затраты на оплату труда. Для сравнения, во Владимирской области на содержание региональных чиновников уходит всего 6,6% регионального бюджета, в Москве — 2,7%.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

В Тыве, на Алтае, Камчатке и в Еврейской АО региональные бюджеты более чем на 50% дотационные. Однако лидируют по уровню дотационности южные республики — доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета в Ингушетии составляет 85%, в Чечне — 81%, а в Дагестане — 79%, следует из данных Минфина.

«Высокий процент расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников объясняется не тем, что расходы на содержание и оплату труда высоки, а тем, что собственные доходы [бюджета] составляют только 16,3% от всех доходов», — сказал РБК министр финансов Ингушетии Руслан Цечоев. В то же время в республике ведется работа по сокращению численности и расходов на содержание госслужащих на 10%, добавил он. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.

Силовики дорожают

Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.

Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м — 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Самый существенный скачок в зарплатах российских силовиков наблюдался в 2012 году на фоне массовых протестных акций оппозиции, когда зарплата занятых в органах правопорядка выросла более чем на 20 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В частности, если в 2011 году московские правоохранители зарабатывали 36,1 тыс. руб., то в 2012 году — уже 61 тыс. руб.

Не менее впечатляющий рост был и у работников прокуратуры, которые в 2011 году в среднем зарабатывали 48,6 тыс. руб., тогда как в 2013 году – 68,6 тыс. руб. (в 2,3 раза выше средней по России). Рост зарплаты сотрудников прокуратуры в реальном выражении составил 24%. Работники тюрем и других мест лишения свободы стали получать в 2013 году 40,7 тыс. руб., что без инфляции на 60% выше, чем в 2011 году.

Наибольшая концентрация правоохранителей и сотрудников спецслужб наблюдается в Ингушетии (47 чел. на 1 тыс. занятых), Чукотском автономном округе (32 чел.), а также Северной Осетии (28 чел.) и Чечне (27 чел.). Количественно больше всего стражей порядка сосредоточено в Москве (94 тыс. чел.), Краснодарском крае (34 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (33 тыс. чел.).

Полицейских много, убийств еще больше

По оценке РБК, среди стран с населением более 5 млн человек Россия занимает второе место по числу сотрудников органов правопорядка после Северной Кореи. Если верить данным Human Rights Report-2009, в КНДР показатель составил 583 сотрудника на 100 тыс. человек. Однако правозащитники здесь учитывают всю численность Министерства общественной безопасности КНДР в количестве 144 тыс. человек.

Как следует из данных Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в России насчитывается 523 полицейских на 100 тыс. человек населения. Это почти в два раза больше, чем в США (271 полицейский) и в 2,5 раза больше, чем в Китае (202 полицейских).

Если учитывать страны с населением более 1 млн человек, то Россию и КНДР обгоняет только Уругвай (779 полицейских на 100 тыс. человек). Среди всех стран, по которым удалось найти информацию, лидирует Бруней (1058 полицейских), Гренада (924) и Багамы (833).

чем больше чиновников тем меньше. Смотреть фото чем больше чиновников тем меньше. Смотреть картинку чем больше чиновников тем меньше. Картинка про чем больше чиновников тем меньше. Фото чем больше чиновников тем меньше

Как считали: опираясь на данные UNODC, а также Eurostat, Interpol, Small Arms Survey, IMF и другие источники, РБК проанализировал количество сотрудников полиции в 85 странах мира, в которых проживают более 5 млн чел. Из-за отсутствия надежных источников информации в список не попали Вьетнам, Египет, Йемен, Саудовская Аравия, Судан, Тайвань, Узбекистан, а также ряд африканских стран. Согласно методике UNODC, в числе сотрудников полиции на конец года учтены те служащие, чьими основными функциями являются предупреждение, выявление и расследование преступлений, а также задержание подозреваемых правонарушителей. Вспомогательный персонал (секретари, клерки) не учитывался.

Об эффективности полицейской системы можно судить по уровню убийств относительно численности стражей порядка. Как следует из данных UNODC, по этому показателю среди 85 рассмотренных РБК стран с населением более 5 млн человек лидирует Гонконг, где на 10 тыс. полицейских приходится всего 8 убийств. На втором месте идут Сингапур (13 убийств) и Япония (17 убийств).

Несмотря на то что количество убийств в России в последние годы уверенно снижается (-23% с 2009 года), по сравнению с другими странами дела обстоят неважно. Россия в 2012 году заняла 52-е место с показателем 176 убийств на 10 тыс. полицейских, что почти в 10 раз хуже, чем в Японии, и хуже всех европейских стран. Но у тех же США сопоставимый уровень преступлений — 174 убийства.

Согласно опросу Gallup, проведенному в 2012 году, число россиян, которые чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь по ночам, снизилось до 39%. Россия по этому показателю заняла 128-е место из 135 стран. Гораздо спокойнее себя чувствовали граждане соседних Белоруссии (60%) и Грузии (91%). По опросу ВЦИОМ, в 2013 году россияне оценили работу полиции у себя в регионе в среднем на 3,01 балла, тогда как в 2009 году средняя оценка была 3,2 балла.

Исследования РБК – цикл статей, основанных на изучении открытых статистических данных. Другие материалы цикла читайте здесь и здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *