чем болел грачевский последние годы
Мальчишкам и девчонкам Создатель «Ералаша» Борис Грачевский умер от коронавируса. Что он думал о юморе, детях и славе?
Фото: Наталья Логинова / «Коммерсантъ»
В Москве на 72 году жизни из-за осложнений после коронавирусной инфекции умер сценарист, продюсер и режиссер Борис Грачевский. Его путь в кино не был простым: после нескольких лет работы на заводе и службы в армии Грачевский устроился грузчиком на студию им. Горького, заинтересовался организацией кинопроизводства и вскоре уже работал администратором съемочной группы на фильмах таких легенд советского кино, как Александр Роу, Марк Донской и Василий Шукшин. Главным же детищем Грачевского стал киножурнал «Ералаш», вдохновленный примером «Фитиля» альманах юмористических, пародийных и воспитательных короткометражек для детской аудитории — его Грачевский придумал вместе с драматургом Александром Хмеликом в 1974-м, и занимался его производством в самых разных качествах от сценариста до режиссера все последующие полвека. Начиная с 2002 года он был художественным руководителем журнала. Не будет преувеличением сказать, что на смешных и поучительных, остроумных и абсурдных творениях Грачевского в «Ералаше» выросло несколько поколений россиян — о чем сам он прекрасно знал и поэтому не лез за словом в карман в разговорах о детях, кино и жизни. «Лента.ру» собрала самые запоминающиеся высказывания Бориса Грачевского — и самые показательные выпуски его детища.
«В моем паспорте в графе «место рождения» написано: «Дом отдыха Полушкино». Увидев эту запись, люди меня обычно спрашивают: «Что, твои родители там «доотдыхались» до такой степени?» Просто мои родители там работали».
«Я — еврей с любой стороны. Корни у меня витебские, клинцовские. Мама у меня Жарковская, а Грачевский я по папе. Так что куда ни плюнь — одни евреи».
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
«Приобрести чувство юмора невозможно. Это все равно, что родиться евреем или китайцем».
«Я знаю все анекдоты до одного. Назовите любую тему, и я расскажу вам анекдот».
«Начинал я свою кино-жизнь на киностудии Горького. Устроился туда на работу грузчиком. Потом меня заметил и забрал к себе на работу великий Александр Роу».
«Я не попадал на телевидение, я попал в кино, а это большая разница. Телевидение – это «сегодня», а кино – это «вечно». В кино другая система взаимоотношений со зрителем».
«Говорят, «Ералаш» — еврейский журнал. Никакой он не еврейский, он — вне национальности. Пусть даже антисемиты смеются… под нашу дудку».
«Когда мы начинали «Ералаш», он был адресован десятилетним, а теперь и пятилетние его смотрят. Мы делаем сюжеты для детей разного возраста. И в каждый сюжет стараемся заложить какую-то важную мысль».
«Я испытываю удовольствие от того, что люди, увидев меня, улыбаются. Потому что за моей скромной персоной стоит доброе, симпатичное дело. Я делаю его с сердцем. Это самое большое удовольствие — работать и любить то, что делаешь».
«»Ералаш» развивается, живет вместе со страной. Появились новые объекты: пейджеры, мобильные телефоны. Я очень долго не допускал их в сюжеты: это ведь увидят и дети, которые живут в селе, а у них и телевидение едва ловится. Я за них переживаю и не хочу, чтобы они завидовали ребенку, у которого мобильник стоит бешеных денег. Я искренне люблю всех детей, мне важно, чтобы они ушли в хорошем настроении и чему-то научившись. Иногда мы работаем на грани фола, хулиганим, но только чтобы подразнить».
«Машины времени пока не существует, но есть «Ералаш», а чтобы снова увидеть мир глазами ребенка, достаточно посмотреть несколько серий этого замечательного киножурнала».
«Юмор всегда должен меняться. Ничего сегодня нет смешного в тех шутках, которые были у Райкина, Хазанова. Все меняется: меняется жизнь, меняется мировоззрение».
«Кто-то говорит, мол, раньше «Ералаш» был лучше, но это из той категории, что раньше и сметана была лучше. Вы все время ждете этого восприятия, а мы спим и видим новые темы. Например, когда директор школы завидует девочке, потому что у нее двадцать тысяч подписчиков, а у него мало. И он предлагает ей делать совместные проекты. Вот она — сегодняшняя история».
«Мы теряем поколение, оно американизируется, для них наш родной Чебурашка становится менее дорог, чем всякие жуткие твари».
«Я совершенно не чувствую, что мне 286 лет. Абсолютно во всем мне нравится то, что нравилось, у меня ничего не меняется, наверное, точно совершенно не могу так унюхивать, как раньше, у меня был нюх, как у зюскиндского парфюмера, я пока так же вижу, ну, нормально держусь. Просто мне очень интересно жить, я страшно любопытен до жизни, мне все интересно».
«У меня была грандиозная история на отдыхе в Шарм-эль-Шейхе. Я шел как-то вечером и пел себе под нос. Ко мне подбежал официант и стал упрашивать: «Ну спой еще, спой!» Я ответил, что не певец, попытался ему показать на пальцах, чем я занимаюсь. В этот момент появился другой официант и сказал: «Он не певец, он режиссер русского Микки-Мауса»».
«Я по-прежнему сочиняю свои афоризмы — идиотизмы. «Я как волшебная лампа Аладдина: если меня потереть в нужном месте, я могу творить чудеса». «Седина в бороду — анализы в окно». «Каждый человек должен оставить след на Земле, иначе останутся только морщины»».
«Мой главный девиз — ходить по солнечной стороне жизни. Есть категория людей, которые пьют только хороший коньяк. Делают маленький глоток и на языке специально его оставляют, потому что коньяк велик своим послевкусием. И нужно ничего не делать и просто просидеть с ним на языке. Я тоже стараюсь чувствовать это послевкусие жизни».
«Я вообще неконфликтный человек, ненавижу всякие споры. Любой мир, самый простейший, лучше любой войны. Поэтому я мечтаю, чтобы у нас с Украиной был мир, чтобы везде на земле был мир. Я — пацифист в квадрате».
«»Кроме народа, нас никто не любит» — эту фразу Людмилы Гурченко я могу сказать применительно к себе».
«Я хочу услышать свой голос, что-то сделать, оставить важное, нужное, полезное. Нельзя жить, не оставляя след. Я хочу что-то сказать, что-то объяснить, чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется отдать то, что я знаю. Как говорили древние, «что оставил, то пропало, что отдал, то твое». Вот мне хочется понять, для чего я это все нажил, и как могу это отдать».
«Я всегда цитирую Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». Мне, наверное, уже есть».
Вылечиться от коронавируса «как Грачевский»: результаты эксперимента шокировали
Онлайн-врачи дают весьма противоречивые советы
Близкая подруга Бориса Грачевского обвинила в его смерти медика, которая лечила кинорежиссера онлайн. Несмотря на тревожные симптомы, врач отговаривала основателя «Ералаша» делать компьютерную томографию. А когда Грачевский все-таки решился на исследование, оно показало, что поражено уже 85% легких.
Мы решили испытать на себе и подобрать лечение через онлайн-прием. Специалисты не погнушались «прописать» серьезные антибиотики даже без предоставленных анализов.
Фото: Алексей Меринов
Предложения на разных порталах, предоставляющих дистанционные консультации специалистов по «короне», все как под копирку. Клиента заманивают быстротой ответа и простотой оформления сделки. «Опытный дежурный врач свяжется с вами уже через 3 минуты, проведет осмотр по видеосвязи, задаст вопросы и даст рекомендации». Кто не готов довериться дежурному врачу, может выбрать внушающего доверие терапевта, указать время приема и перейти к оплате. Консультация врача попроще обойдется в среднем в 800 рублей, а вот именитый доктор с регалиями выйдет уже дороже – около 3000 рублей за виртуальную беседу. Действительно ли за фотографиями и перечисленными достижениями скрывается практикующий врач – загадка. Тратить 800 рублей, чтобы удостовериться в этом, жалко.
Первый сюрприз ждал сразу же после попытки опубликовать объявление. Да, действительно это можно сделать бесплатно, но сайт сразу же выдает предупреждение: ваш вопрос автоматически встает в очередь из бесплатных обращений, вы будете 207-ми. Ожидаемое время публикации – через 8 часов. Сайт не дает гарантии, что врачи ответят на ваш вопрос.
Зато рядом появляется скромное предложение: всего 200 рублей и вы становитесь вип-клиентом. Обращение публикуется моментально, можно загрузить результаты анализов, гарантируется получение ответов от нескольких врачей, причем в течение нескольких минут.
Была не была, 200 рублей не такая большая сумма. Выбираю оплатить услугу стандартным методом через банковскую карту. Выскакивает форма, в которой нужно указать сумму вознаграждения для врачей. И пояснение: «Это вознаграждение разделят врачи, участвующие в консультировании по вашему вопросу. Чем больше вы укажите, тем выше будет мотивация у специалистов отвечать на ваш вопрос. Это позволит привлечь больше специалистов, а также увеличить качество консультаций». Портал предлагает оплатить 300 рублей, я выбираю все-таки 200.
Оплата проходит, вопрос публикуется, а я в ожидании ответов изучаю выложенные в открытый доступ консультации других людей, которых накрыло «короной». Если верить сайту, то другие пациенты не такие скряги, как я. Люди не пожалели пожертвовать на онлайн-консультацию и 500, и 700, и даже 1000 рублей. Правда, большинство все же решили обойтись минимальной суммой. Под вопросами разворачиваются бурные дискуссии. Одни выглядят выглядят, как попытка снизить уровень тревоги у пациента. «У вас типичный постковидный синдром, меньше нервничайте, все будет хорошо». «Да головокружение бывает после коронавируса, не волнуйтесь», «Судя по описанным симптомам вы явно идете на поправку, постарайтесь не нервничать». Правда многие ответы при этом содержат назначения конкретных препаратов, от безобидного витамина С до серьезных антибиотиков.
Меж тем на мой вопрос поступили ответы врачей. Молоденькая врачиха – участковый терапевт из Екатеринбурга со стажем работы 2 года пишет следующее:
Ничего криминального врач не назначила, но за совет сдать анализы платить даже 200 рублей жалко.
Зато второй доктор не стала сентиментальничать, а сразу перешла к серьезным назначениям.
Последние отзывы пациентов, обратившихся к Анне, не самые благожелательные. «Немногословна», «Деньги за вопрос получила, а по факту ничего не ответила».
«Гриппферон или Интерферон альфа по 3 капли в нос 5-6 раз в день, Нобазит или Триазавирин по 1 таблетке 3 раза в день, витамин Д по 3000 ед/сут, витамин С по 500 мг 2 раза в день, цинк по 25 мг/сут, Тромбоасс по 50 мг 2 раза в день. Я бы рекомендовала добавить Азитромицин или Левофлоксацин. обязательно обильное питье.»
После ознакомления с перечисленными препаратами на поисковых сайтах, я узнала, что они призваны предотвратить тромбообразование, подавить действие вирусов, оказать противовоспалительное действие и пр. Последние два средства – антибиотики, которые вообще-то можно назначать только по результатам анализов крови.
«Умоляю, помогите! Мама болеет с декабря, был кашель и температура 38 пару дней, потом вроде стало получше, но не прекращался легкий кашель и сейчас усилился совсем. Очень сильный и одышка появилась. Сделали КТ. Обнаружили двустороннюю пневмонию. У мамы бронхиальная астма, гипертония и сахарный диабет. Как правильно подобрать лечение?»
Ответы врачей противоречат друг другу.
Вообще препараты разной степени серьезности онлайн-врачи назначают с поразительной легкостью. Расписывают дозировки на месяцы вперед, посылают на курсы капельниц… И всегда найдется медик, который влезет в обсуждение с советом из серии «да все у вас в порядке, просто поменьше нервничайте!». Вот что пишет женщина по имени Ольга:
«В апреле 2020 года переболела коронавирусом, с тех пор держится температура, днем повышается до 37,2, ночью опускается до 35.3 и так каждый день на протяжении почти уже года. Иногда также возникает одышка, ночная потливость и стреляющие боли в суставах. Также ухудшились мыслительные процессы и память, стала очень медлительная и быстро уставать. Буду признательна рекомендациям».
Очень хочется верить, что онлайн-пациенты после таких рекомендаций все-таки найдут возможность проконсультироваться у действительно квалифицированных специалистов. Которые делают назначения на основании проведенных обследований, а не вопросов в Интернете. И действительно понимают свою ответственность за последствия такого лечения. Люди волнуются и паникуют – это понятно. Но пользоваться их беспомощностью – жестоко.
Вдова Бориса Грачевского раскрыла его первый симптом COVID-19
Борис Грачевский и Екатерина Белоцерковская
О смерти художественного руководителя детского киножурнала «Ералаш» Бориса Грачевского стало известно вечером 14 января. Причиной стали осложнения после перенесенного COVID-19. Он умер на 72-м году жизни, не выходя из медикаментозной комы.
Вдова режиссера Екатерина Белоцерковская сообщила о последних днях жизни знаменитого супруга. Она также рассказала, как протекала его болезнь.
По ее словам, первым симптомом болезни Грачевского стал озноб. После этого худрук «Ералаша» сделал тест на коронавирсуную инфекцию, который оказался положительным. Через неделю после этого у него поднялась температура, но режиссер отказался делать компьютерную томографию (КТ) легких.
В эфире «Первого канала» Белоцерковская рассказала, что спустя четыре дня ему не становилось лучше, тогда она настояла на обследовании. В итоге оказалось, что у Грачевского поражено 75% легких. «Он, когда узнал, то в этот момент почернел. Еще и потому что видел, как я шла с результатами, и меня трясло», – призналась вдова.
В этот же день Грачевский был госпитализирован. В первые 10 дней в медучреждении режиссер был на кислородной поддержке, после этого его состояние стало лучше. Белоцерковская поделилась, что не имела возможности ездить к супругу в больницу, поскольку заразилась коронавирусом, пишут «Вести Подмосковья». Муж и жена поддерживали общение по телефону, а приятель худрука «Ералаша» по ее просьбе привозил ему продукты.
По словам Белоцерковской, вскоре после госпитализации супругу вновь стало плохо, он был переведен в реанимацию. При этом за сутки до смерти Грачевского отправили в другое отделение. «За день до смерти мне сказали, что он на гемодиализе – отказали почки. Мне говорили: стабильно тяжелый», – сообщила вдова режиссера. Она добавила: «На следующий день врач написала: «Катенька, все плохо. У него развился сепсис». Даже в этот момент я верила, что он справится», – подытожила Белоцерковская.
Ранее «Профиль» сообщал, что 17 января в Москве состоялась церемония прощания с Борисом Грачевским. Основатель фестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн рассказал о последнем разговоре с другом. Он признался, что режиссер перед смертью произнес знаменитое слово из «Ералаша».
Умирал как Началова. Вдова Грачевского рассказала о его последних днях
Советский и российский режиссёр и сценарист, организатор кинопроизводства, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш», лауреат премии Правительства РФ и заслуженный деятель искусств России Борис Грачевский ушёл из жизни 14 января 2021 года, оставив молодую вдову с 9-месячным ребёнком.
Актриса и певица Екатерина Белоцерковская, вдова режиссёра и сценариста Бориса Грачевского, скончавшегося от коронавируса в середине января 2021 года, стала гостьей телепередачи «Пусть говорят» и рассказала о том, как умирал её супруг.
— Я даже не думала, что подобное может произойти. Я верила, что он справится, выкарабкается, но не случилось, — не сдерживая слёз призналась 36-летняя актриса. — У нас была огромная любовь. Я пережила с ним за семь лет столько, чего многие не переживают за всю жизнь.
Екатерина Белоцерковская в передаче «Пусть говорят»
В декабре 2020 года Борис Юрьевич заразился ковидом.
— Борис пришел с работы, начался озноб. Сделали тест на коронавирус, он был положительный. Через 3 дня заболела и я, — рассказала Белоцерковская. — Первые семь дней было легко. На седьмой день у него поднялась температура, мне это не понравилось. Просила его сделать КТ, а он отказывался. Врач, который лечил мужа по телефону, сказал не делать КТ. Когда температура держалась четыре дня подряд — я уже криком кричала: «Пожалуйста, нужно сделать КТ». Я не могла его убедить.
Екатерина Белоцерковская и Борис Грачевский. Фото: Instagram
Грачевский согласился пройти процедуру компьютерной томографии только после того, как Екатерина пригрозила, что в противном случае уйдёт из дома.
— КТ показало 75% поражения легких. Он, когда узнал, то в этот момент почернел. Ещё и потому что видел, как я шла с результатами и меня трясло, — поделилась болезненными воспоминаниями вдова режиссёра. — Я звонила в больницу каждый час, но никаких изменений в состоянии не было. Мне говорили: стабильно тяжёлый.
После госпитализации Борис Грачевский активно переписывался с друзьями и коллегами, уверял их, что всё будет хорошо, что он сумеет победить заразу.
Борис Грачевский. Фото: Instagram
— За день до смерти мне сказали, что он на гемодиализе — отказали почки. Мне говорили: стабильно тяжелый. На следующий день врач написала: «Катенька, всё плохо. У него развился сепсис». Даже в этот момент я верила, что он справится, — рассказала Белоцерковская.
Ранее именно сепсис стал причиной смерти популярной певицы Юлии Началовой.
От грузчика до создателя «Ералаша»: каким был Борис Грачевский
Борис Грачевский родился в 1949 году в Москве в семье культурного работника и библиотекаря. Будущий режиссер начал выходить на сцену еще в шесть лет, участвуя в мероприятиях отца.
«Мои родители работали в доме отдыха, отец был культработником и для развлечения отдыхающих придумал такой номер: они загадывали фамилии всяких известных людей — писателей, артистов, художников, а я отгадывал. Это был хорошо продуманный трюк, но зрители были в восторге», — рассказывал он
После школы выучился на токаря в подмосковном Калининградском механическом техникуме (сейчас это Технологический университет имени летчика-космонавта Леонова).
«В 14 лет я все бросаю и иду учиться строить ракеты. Вот этот фокус был загадочным. Мне было жутко интересно вот это — математика, строить, чертить, эти ракеты. Но вдруг, когда я пошел на работу, я с ужасом понял, что каждый день буду приходить вот за этот стол, каждый день будут вот эти люди… Мне вдруг стало страшно», — вспоминал Грачевский
Получив среднее образование, отслужил в армии и участвовал во вводе войск в Чехию в 1968 году. Там он получил перелом основания черепа — как говорил сам режиссер, «получил камнем по голове». Кинематографическое образование Грачевский решил получать еще в 1969 году и поступил во ВГИК, но окончил его только в 1990-х.
После армии Грачевский пришел работать на Киностудию имени М.Горького — сначала всего лишь грузчиком, а затем администратором. Там он организовывал производство фильмов таких режиссеров, как Василий Шукшин и Александр Роу.
«Я пришел на киностудию Горького и сказал: «Возьмите меня в кино». Одной из первых картин стала «Варвара-краса, длинная коса». Помните страшный кадр, когда рука высовывается из воды? Вот эту руку играл я. Нужно было ложиться под огромный таз, в резиновую руку высовывать человеческую. Я был тогда самый молодой и самый худой, меня туда подсунули, и все», — вспоминал Грачевский
Дело всей своей жизни — «Ералаш» — Борис Грачевский основал вместе с писателем Александром Хмеликом в 1974 году. Идея создания детского киножурнала принадлежала Алле Суриковой. «Алла Сурикова предложила сделать «сыновний» киножурнал для детей — «Фитилек». Мы с Александром Хмеликом, моим учителем и по творчеству, и по жизни, начали с «нуля». Поначалу в затею никто не верил, косо поглядывали: ерундой занимаемся. Но мы сразу же отмели проектное название и решили (с подсказки дочери Александра) назвать детский киножурнал «Ералашем» — в смысле кутерьмы, неразберихи, этакого винегрета с салатом. Название понравилось всем, кроме руководителя тогдашнего Госкино СССР Филиппа Ермаша — уж больно здорово рифмовалось: Ермаш — ералаш», — рассказывал Грачевский.
Первый выпуск «Ералаша» состоял из трех миниатюр. Один из сценариев к первому эпизоду «Позорное пятно» написала Агния Барто. В год на экран выходило шесть выпусков, а с 2010-го не менее десяти. «В «Ералаше» никогда нет халтуры, а есть попытки сделать еще лучше. Рукописи не горят, а «Ералаши» тоже. У нас уже 1300 сюжетов, которые прошли через мое сердце, через мою голову, они наполнены нашими хорошими эмоциями», —говорил в одном из своих последних интервью Грачевский
Многие актеры и звезды шоу-бизнеса начали свою карьеру с участия в киножурнале «Ералаш». Например, Сергей Лазарев, Влад Топалов, Наталья Ионова (Глюк’Ozа), Ольга Кузьмина, Михаил Казаков, Александр Головин и другие. В эпизодах «Ералаша» появлялись и многие уже известные звезды: Геннадий Хазанов, Светлана Крючкова, Любовь Полищук, Филипп Киркоров, Дмитрий Нагиев, Сергей Безруков, Ольга Аросева.
Грачевский и сам снимался в некоторых эпизодах «Ералаша», исполнил роли в нескольких российских фильмах (например, «Чего хочет женщина» 2006 года и в сериале «Трое сверху» 2006–2007 годов)
У художественного руководителя «Ералаша» есть и полнометражный художественный фильм «Крыша», который он снял в 2009 году, и работа 2015 года — мини-сериал «Между нот, или Тантрическая симфония».
Грачевский также написал книги «Идиотизмы» и «Я мартышка». «Я сочиняю такие фразы — называются «идиотизмы Бориса Грачевского». Один из которых, мне кажется, жизнеутверждающий: «Главное — не сколько тебе, главное — как тебе». Мне замечательно живется. Мне очень интересно жить. Я все-таки всегда смотрю вперед. Но и зеркало заднего вида существует, без него нельзя. Нельзя ничего забывать, но не то чтобы, так сказать, с утра до вечера этим жить, потому что все-таки интереснее впереди, чем прожитое. Но на это опираться», — говорил он в интервью.
Среди наград Грачевского — премия правительства в области культуры и орден Почета
Борис Грачевский был трижды женат, у него осталось четверо детей. Его последней супругой была актриса Екатерина Белоцерковская. Как и со второй женой Анной, у него была с ней разница в возрасте больше 30 лет.
«Я не всегда хожу широко улыбаясь. Но у меня есть понимание, что в этой жизни всегда есть что-то светлое. Человеку, который глубоко погружен в свои негативные истории и не видит из них выхода, будет только хуже. Мы же в первую очередь живем сами с собой. Так что нужно искать пути к светлой, солнечной стороне. У меня на этот счет есть очень хорошая фраза: везде хорошо, где нас есть», — рассказывал о своем девизе режиссер