чем армировать бетонную дорожку
Бетонные дорожки
Какой красивый сад или участок может обойтись без продуманной планировки? Грамотно спланированный участок это безопасное пространство для продуктивной работы и быстрого перемещения. Для этого большинство людей выбирают бетонные дорожки. Они способны выдерживать любые нагрузки, безопасны и практичны.
В качестве бетонной дорожки может служить отмостка вокруг дома. Хотя ее функция заключается в том, чтобы отвести воду от фундамента и стен дома, отмостка очень часто может служить и дорожкой. В таком случае размеры отмостки могут быть от 1 м до 1,2 м.
Планирование бетонных дорожек
Чтобы избежать выявления в процессе эксплуатации досадных ошибок, необходимо тщательно продумать расположение дорожек. Это надо сделать еще на стадии подготовки проекта дома или садового участка.
Необходимо учесть, что от объекта к объекту нужно выбирать прямые короткие маршруты. Нельзя дорожки, направленные к дому или какому-либо строению, делать с обратным уклоном, так как дождевые стоки все время будут подтапливать строение. Но, если дом стоит в низине, дорожки необходимо делать с изгибом. Если тщательно продумать общее количество дорожек, то вы не сделаете лишних.
Бетонные дорожки можно разделить по их назначению в эксплуатации, по конфигурации и размерам.
Технология устройства бетонной дорожки
После обдуманного и принятого решения о размещении дорожек, приступаем к их разметке на участке. Для этого нам потребуется шнур и колышки. На прямых участках вбиваем колышки через 1,5- 2м, задавая направление дорожки натянутым шнуром. На изгибах и поворотах колышки необходимо вбивать чаще, через 30-40 см. Шнур нужно натягивать с двух сторон дорожки.
После проведенной разметки, приступаем к рытью траншеи. Глубина траншеи разная.
Если на участке преобладает глинистая почва, нужно учесть, что она очень плохо пропускает воду. Коэффициент фильтрации воды у таких почв низкий, другими словами конструкция дорожки будет часто находиться в воде. Положение станет хуже зимой, когда замерзшая почва начнет вспучиваться под дорожкой. Поэтому для таких почв есть смысл углубить траншею.
Установка опалубки
Опалубку устанавливаем с внутренней стороны так, чтобы колышки были за щитами. Высота опалубки должна быть на 5-6 см выше уровня грунта. Опалубочные щиты крепятся к колышкам. Для легкости демонтажа опалубки, нужно смазать ее внутреннюю поверхность.
Через каждые 1,5-2 метра необходимо устраивать деформационный температурный шов. Он служит для того, чтобы компенсировать нагрузки на растяжение и сжатие тела бетона. А также компенсировать перепады температур. Чем короче расстояние между деформационными швами, тем прочнее бетонная дорожка. Учитывайте необходимость устройства таких швов при заливке бетона.
Поэтому совсем необязательно монтировать сразу все щиты по всей длине дорожки. Достаточно установить их между двумя-тремя деформационными швами. После того как залили очередной участок бетоном, снимаем опалубочные щиты и переставляем их дальше по длине дорожки.
Есть готовые опалубочные щиты из пластика для фигурных изгибов.
Устройство основания дорожки
Далее в траншею отсыпается слой щебня и слой песка. Эта подстилающее основание необходимо для равномерного распределения механических воздействий на бетон. Также такое основание хорошо дренирует воду и в морозную погоду компенсирует вспучивание грунта.
Если на дно траншеи постелить геотекстиль или агроволокно, это предотвратит просачивание песка в грунт. Далее отсыпаем слой щебня, раскладываем еще один слой геотекстиля и слой песка. Щебень и песок тщательно утрамбовываем и разравниваем, для того, чтобы в теле основания не оставалось пустот.
На песок укладывается любой водонепроницаемый материал (например полиэтилен).Эта пленка будет служить гидроизоляцией. При бетонировании эта пленка сыграет важную роль. Она не даст жидкой фракции бетона быстро уйти в песок. Цементное молочко, находясь в теле бетона, поможет ему правильно схватиться, а не высохнуть.
Армирование бетонных дорожек
Для того чтобы бетонная дорожка имела большой срок службы, не обойтись без армирования. Это во много раз повысит прочность, устойчивость всей конструкции дорожки, так как арматурная сетка будет работать и на сжимающие нагрузки, и на расширение. Арматурная сетка однозначно укрепит тело бетона и при температурных перепадах.
Для армирования бетонных дорожек подойдет легкая сварная арматурная сетка диаметром стержня 8 мм, размером ячеек 100х100 мм.
Если воспользоваться сеткой с большим размером ячеек, например 200х200 мм, то однозначно понизится способность тела бетона выдерживать расширяющие и сжимающие механические нагрузки и температурные перепады. Чем больше ячейка, тем ниже прочностные характеристики готовой конструкции.
Для более, для узких второстепенных тропинок подойдет сетка 150х150мм, толщиной стержня 6 мм.
Если есть готовые листы арматурной сетки, нарезаем их по размеру траншеи и раскладываем внахлест. Соединяем отрезанные куски сетки вязальной проволокой между собой. Причем не раскладываем сетки прямо на песок, а подставляем под углы небольшие камешки, с таким расчетом, чтобы сетка находилась внутри тела бетона. Если она будет лежать на песке под бетоном, то не выполнит своего предназначения.
Если сэкономить на армировании, то бетон со временем растрескается. Реконструкция нецелесообразна, всю работу придется переделывать, только на этот раз с армированием. Не лучше ли сразу установить арматурную сетку, и такая дорожка будет служить долгие годы.
Бетонирование дорожек
Для выполнения бетонных работ лучше всего воспользоваться бетономешалкой. Если же бетон вы сделаете вручную, необходимо следить за тем, чтобы все компоненты были тщательно перемешаны. При заливке бетона нужно все время его разравнивать, чтобы внутри не оставались пустоты. Сверху бетон разравнивают правилом, опираясь на опалубку. Идеально, когда правило немного вогнутое. Таким образом середина дорожки будет чуть выше краев, что обеспечит сток воды.
Высота дорожки должна получиться соответствующей высоте опалубки и будет на 5-6 см выше уровня грунта. Залитый бетон необходимо покрыть сверху полиэтиленом, чтобы он правильно схватился и не трескался. На другой день бетон еще раз равняют и затирают шпателем. В течение двух дней его несколько раз поливают водой.
Как сделать дорожку из бетона своими руками
Статья подготовлена при участии специалистов компании LafargeHolcim
В этой статье с помощью специалистов компании LafargeHolcim, производителя цемента и сухих смесей, мы разберем, как правильно сделать надежную и красивую бетонную дорожку, которая прослужит много лет.
Как спланировать садовую дорожку
Бетонная садовая дорожка кажется простой конструкцией, но это довольно сложное сооружение, которое возводится на несколько десятков лет. Это не пергола, которую можно легко перенести на другое место. Представьте, какое огромное раздражение и недовольство будет вызывать эта конструкция, если недостаточно ее продумать, расположить в неудобном месте, да еще и неправильно залить.
Как бы изменить нашу бетонную дорожку, ведущую от крыльца к бане! Сейчас она прямая и дурацкая, и босиком по ней ходить больно, а я хочу с мягким таким изгибом по фэн-шуй и приятную для ходьбы. Говорят, уже ничего не поделаешь, но эта дорожка меня просто убивает!
Чтобы избежать ошибок при планировании садовых дорожек, следует помнить, что:
Ширина дорожки зависит от ее назначения
Ширина дорожки выбирается, исходя из эксплуатационных требований и чувства комфорта (пешеходная зона, зона для движения с садовым инвентарем, таким как тачка и пр.). Обычно ширину дорожки принимают равной 80-100 см.
Назначение дорожки | Ширина (м) |
Основные дорожки | 0,8 – 1 |
Второстепенные дорожки | 0,3 – 0,4 |
Дорожка у гаража | Не менее ширины автомобиля |
Современный рынок предлагает различные материалы для строительства садовых дорожек, бетон – наиболее востребованный из них. Он не так дорог, как многие другие материалы, и при этом прочен, долговечен, устойчив к влаге, морозу и механическим нагрузкам, а главное, дает возможность самостоятельно смонтировать дорожку любой конфигурации и декорировать ее по своему вкусу. Дорожка из этого материала может прослужить и вашим внукам, но при соблюдении ряда требований.
Как выбрать качественный материал
Рекомендуется использовать «пескобетон» или «песчано-цементную» смесь марки по прочности на сжатие не менее М200. Оптимальным решением будет марка 300, т.к. с повышением «марочности» раствора повышаются показатели долговечности.
Качественный пескобетон имеет ряд объективных преимуществ перед самодельным раствором. В нем выдержано точное соотношение песка и цемента, и это избавляет потребителей от многих привычных «головных болей»: не придется мудрить над раствором и добавлять в него еще и еще цемента «для подстраховки», искать хороший песок, да еще его просеивать.
Пескобетон продается в мешках, на которых указан точный вес материала, что позволит наилучшим образом рассчитать расход материала. Соблюдая рецептуру, указанную производителем, мы гарантированно получим качественный результат.
Полноценную проверку качества может выполнить только специализированная лаборатория
Ответственный производитель проводит контроль качества на всех этапах производства от сырья до финального набора прочности уже в готовой конструкции.
При этом наш эксперт рекомендует использовать визуальные и тактильные методы оценки материала:
Последовательность работ при устройстве садовой дорожи такова:
Рассмотрим каждый пункт подробно, с комментариями и уточнениями нашего эксперта.
Как сделать основание для бетонной дорожки
После этого роем траншею на месте будущей дорожки.
Обычно глубина траншеи для пешеходной дорожки составляет 25-30 см (штык лопаты) без учета толщины плодородного слоя (дерна). Для дорожек под автостоянки рекомендуется глубина 35-40 см.
Если садовая дорожка устраивается на глинистом грунте, выемку делают еще глубже.
Глинистые грунты, особенно глины и суглинки имеют очень низкий коэффициент фильтрации, т.е. способность пропускать через себя воду, а склонность к морозному пучению (т.е увеличение объема грунта при замерзании и уменьшение – при оттаивании) у них высока. Поэтому при работе с такими грунтами при устройстве садовых дорожек выемку дополнительно заглубляют
Сняв дерн, переходим к установке опалубки.
Ее крепят к колышкам разметки так, чтобы они оставались снаружи. Над уровнем грунта опалубка должна возвышаться на 4-5 см.
Для легкости демонтажа опалубки использовать смазку, которая наносится тонким слоем на ее поверхность, соприкасающуюся с бетонной или растворной смесью. А если предусматривается дорожка с изгибами или какой-либо причудливой формы, то лучше всего выбирать пластиковые материалы.
Необязательно делать опалубку сразу на всю длину дорожки. Раствор необходимо заливать частями (это важная часть технологии – швы нужны для компенсации циклов сжатий и расширений бетона под воздействием температуры), поэтому и опалубку можно устанавливать поочередно на соответствующих частях дорожки. Если опалубка установлена на всю длину дорожки, то ее нужно разделить на небольшие участки.
При устройстве бетонных дорожек (из растворных или бетонных смесей) необходимо устраивать поперечные швы на расстоянии 1.5-2.0 метра друг от друга для предотвращения появления деформационных трещин.
Чем короче такие отрезки, тем прочнее будет дорожка, тем больше она защищена от трещин, которые могут образоваться от перепадов температур и механических нагрузок.
Следующий этап – устройство основания дорожки, песчано-щебневой подушки. Эту подушку мы делаем и для дренажа, и для равномерного распределения весовой нагрузки дорожки.
Бетонный слой составляет:
Остальное – отсыпка утрамбованным щебнем/гравием и песком. Между слоями прокладывается геотекстиль, чтобы песок не смешивался с щебнем/гравием. Для разделения слоя песка и бетона/раствора можно использовать любой водонепроницаемый материал (полиэтиленовая пленка, например), он же будет служить слоем гидроизоляции.
Песок в этом пироге играет очень важную роль – он пропускает воду, значит, зимой этот слой не будет замерзать, расширяться и давить на бетон. Но со временем песок может через щебень уйти в грунт – чтобы избежать этого, мы и используем геотекстиль, агроволокно или аналогичный материал, пропускающий воду и не подверженный гниению. Слой гравия или щебня и слой песка трамбуется, слой песка хорошо разравнивается, так, чтобы толщина бетона была равномерной.
Перед бетонированием песчаную подушку основания укрывают полиэтиленовой пленкой (если предусмотрено армирование, арматуру кладут на пленку).
Чтобы набрать прочность, бетон должен не высохнуть, а именно затвердеть, а пленка помешает цементному молочку, которое участвует в процессе затвердевания, уйти в песок.
Лучшим армирующим слоем для бетонной дорожки считается сетка с ячейками 10х10 см, сваренная из прутьев диаметром 8 мм, или прутья, связанные в армирующий каркас. Но нередко для армирования используют: фиброволокно, сетку рабицу. Сетка должна быть поднята над уровнем пленки минимум на 15 мм, так как должна иметь защитный слой, который будет предотвращать коррозию металлических деталей армирующего каркаса. Сетка или прутья должны быть объединены в общий каркас, так чтобы он воспринимал нагрузку, как единое целое.
Итак, накрыв песчаную подушку пленкой и уложив арматуру, мы приступаем к приготовлению раствора.
Как сделать раствор
Основная ошибка, которую допускают домовладельцы при самостоятельном устройстве бетонных дорожек – использование слишком большого количества воды.
Чтобы дорожка потом не разрушилась от воды и морозов, бетонную смесь нужно делать жесткой, т. е. добавлять минимум воды. Смесь не должна стекать при выкладывании в высокий бурт.
Раствор не должен быть ни густым, ни жидким – жидкий трескается при высыхании, а слишком густой будет невозможно распределить по опалубке.
При использовании сухих строительных смесей на упаковке (на мешке) обязательно должно быть указано количество воды, требуемое для затворения. При приготовлении раствора с использованием данного количества воды оцените, насколько раствор удобен в использовании – как хорошо он растягивается, разравнивается и уплотняется. При необходимости придать раствору более высокую подвижность лучше всего использовать добавки-пластификаторы, а не добавлять воду(!). Золотое правило: «больше воды – ниже прочность».
Чем лучше перемешаны все компоненты раствора, тем большую прочность в итоге наберет бетон. Идеально, если есть возможность воспользоваться переносной бетономешалкой. Облегчить задачу сможет и перфоратор, который может работать на низких оборотах с насадкой для сыпучих смесей.
Если готовый раствор с течением времени начинает расслаиваться, на его поверхности появляется вода, то количество воды необходимо снизить. Если при этом подвижность раствора будет низкой и не позволит качественно распределять смесь и разравнивать ее, опять же – нужно воспользоваться добавками-пластификаторами или комплексными добавками (пластификатор + воздухововлекающая добавка).
Добавки-пластификаторы и комплексные химические добавки сейчас можно купить в любом строительном магазине. Рекомендуем использовать добавки в жидком виде и обязательно выполнять требования инструкций к их применению. Передозировка добавки может вызвать негативные последствия для качества раствора/бетона.
Дорожку заливают в сухую погоду, при плюсовой температуре. Заливая раствор, его необходимо постоянно разравнивать и периодически протыкать шпателем, это позволяет выпустить из раствора лишний воздух и предотвратить образование пустот. Для уплотнения раствора рекомендуется также периодически постукивать по опалубке.
Поперечный профиль бетонного/растворного покрытия дорожки должен быть выпуклый, для наилучшего отвода воды. Т.е. в центре толщина слоя раствора/бетона должна быть больше на 0.5-1 см. Бетонное покрытие должно быть примерно на 3 сантиметра выше уровня земли, для простоты очистки дорожек от мусора и снега, а также минимизации намыва на бетонную поверхность почвы и мусора. Боковые выступы бетонного/растворного камня желательно также гидроизолировать.
Залитый бетонный раствор разравнивают правилом или отполированной доской и с силой уплотняют.
Укладывать смесь нужно, плотно утрамбовывая на дорожке. Если выступает цементное молочко, значит, в этой порции многовато воды. Если смесь рассыпается при укладке – воды маловато, исправьте это сразу, поливая понемногу смесь из садовой лейки.
После того, как раствор схватится, его еще раз подравнивают шпателем. Если предусматривалось декорирование дорожки различными элементами, это нужно делать именно сейчас.
Залитую дорожку нужно закрыть пленкой и периодически поливать водой – как уже говорилось, это делают для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал. Когда он достаточно затвердеет, можно убрать опалубку.
Дорожка, сделанная из качественных материалов, с соблюдением всех требований к производству растворных/бетонных смесей, требований к производству работ, конструктиву и правилам водоотвода и уходом за свежим раствором/бетоном может прослужить очень долго – 10, 20, 30 лет и т.д. Это не вопрос нагрузок.
Соблюдая эти несложные правила и рецептуру, указанные производителем бетонной смеси, вы построите прочную, надежную садовую дорожку, которая на много лет станет настоящим украшением сада.
На FORUMHOUSE вы можете почитать об устройстве каменных садовых дорожек, посмотреть фотографии дорожек форумчан, посмотреть мастер-класс по устройству дорожки из лиственницы.
Как сделать дорожку из бетона своими руками?
Ни один дачный или приусадебный участок не может обойтись без жизненно важных «магистралей», коими являются дорожки, позволяющие не только комфортно перемещаться по всей территории, но и служащие ее украшением. При выборе материала для строительства нередко хочется избежать внушительных финансовых вложений. Одним из лучших решений как раз и является раствор, который принимает деятельное участие в процессе созидания. Как сделать дорожку из бетона своими руками? Довольно просто, но надо действовать с умом: такое сооружение все же ожидает от вас неукоснительного соблюдения всех правил.
Готовим «плацдарм»
Любые строительные работы нуждаются, в первую очередь, в разметке. Потому заранее надо продумать форму нашей «трассы», вооружиться колышками и шнуром. Чем изощреннее будет ее форма, тем больше надо заготовить этих материалов. Надо сказать, что ширина ее может быть такой, как вы пожелаете, но если в планах у вас есть облицовка ее плиткой, то преимущество будет у ширины в 90 см (или 120 см), так как эти изделия имеют размеры 30х30 см.
По всему периметру вбиваем колышки, которые соединяем шнуром. Затем необходимы землеройные работы, которые состоят в удалении плодородного слоя почвы. Делается это для того, чтобы остатки растений не стали причиной появления пустот, где будет скапливаться вода. Замерзая, она будет оказывать нешуточное давление на бетон, из-за чего тот может не устоять — и потрескаться. Еще дорожка, находящаяся вровень с землей, не станет препятствовать газонокосилке. Потому смело роем траншею, глубина которой составляет 20 см.
На дно необходимо уложить рубероид, но сделать это так, чтобы он заходил и на боковые стороны траншеи, ведь влага для бетонных оснований является самым страшным врагом. На нашу гидроизоляцию слоями сыплем песок, каждый из них надо проливать водой и тщательно утрамбовывать. Общая высота его — 10 см. Для улучшения дренажных качеств между песчаными пластами можно сделать прослойку из гравия и щебня. После сооружения подушки ее необходимо хорошо разровнять.
Опалубка, опалубка, ты меня не качай
От качества этой конструкции зависит внешний вид нашего «тротуара». Для ее изготовления подойдут как доски, так и фанера, толщина которой 1,5-2 см. Высота же должна быть равна «росту» будущей дорожки. Прибиваем опалубку к колышкам гвоздями.
Покрытие может трескаться. Чтобы этого избежать, с шагом в 1,5 м установим поперечные температурные швы, для них подойдут доски, сайдинг или металл. После окончания работ удалить их будет легко, если перед установкой их обработать силиконовой смазкой или машинным маслом. Если же эти разделители будут оставлены, то обработка ни к чему.
Армирование: делаем дорожку на века
Чтобы бетонная конструкция смогла пережить даже конец света, арматура обязательна при строительстве не только фундамента, но и дорожки. Если ее не будет, то слой бетона должен быть толщиной как минимум 15 см. Присутствие же арматуры сокращает эту величину вдвое без всяких дурных последствий для прочности дорожки.
В этой роли можно использовать трубы, проволоку или изобретение Карла Рабица, но лучшим вариантом все же станет рифленая арматура А3, толщина которой 12 мм. Ячейки ее должны быть не более 10х10 см. Эту арматуру мы должны закрепить точно в середине будущего бетонного слоя. Для того, чтобы аккуратно и прочно зафиксировать ее на одном уровне, можно воспользоваться или подходящими камнями (кирпичами), или же изготовить проволочные ножки.
Бетон: приготовление «вкусной начинки»
Чтобы конструкция была прочной, бетон рекомендуется использовать такой же, что идет на сооружение полноценного фундамента. Это марка М500. Для его изготовления нужно взять 3 части песка и одну — цемента. При добавлении воды необходимо следить за консистенцией раствора — она должна быть густой, но пластичной. Чрезмерная густота раствора создаст трудности при его равномерном распределении, жидкая же масса грозит растрескиванием при высыхании. Если говорить о массе и объеме, то на 1 кило цемента уходит 2 или 2,5 л воды.
В идеале было бы лучше воспользоваться бытовой бетономешалкой. Когда такой возможности нет, остается доверить работу мощному перфоратору, который умеет работать на низких оборотах. Для смешивания ингредиентов используется насадка «миксер». Можно попробовать обойтись и подборочной лопатой:
Готовность бетона можно проверить шпателем: если провести им по поверхности раствора, она обязана быстро разгладиться. Ткнув в нее острие лопаты, вы должны увидеть бороздки: если они появились, то нужно не мешкать, а приступать к следующему этапу.
Процесс заливки: выливаем бетонные «сливки»
Наверное, не надо напоминать о том, что этот этап требует теплой и сухой погоды. Ячейки между температурными швами заполняются до уровня досок. Мастера бетонных дел для разравнивания бетона используют специальные «штучки». Если вы о них не имеете понятия, то воспользуйтесь шпателем, который этот бетон должен прокалывать и «награждать шлепками». Есть и другой вариант — стук по опалубке.
Для выравнивания поверхности пользуются строительным правилом. Если сей инструмент отсутствует, его успешно заменяет ровная отполированная доска. После окончания этого этапа бетонный раствор укрывается полиэтиленовой пленкой, обязанной предохранить его как от размывания дождем, так и от высыхания при чересчур высокой температуре. Когда дорожка затвердеет, разделительные доски убираются, а пустоты заливаются аналогично приготовленным раствором. Поверхность его таким же способом выравнивается.
Периодически поливать водой, затем опять укрывать дорожку вам придется целую неделю, ведь влага в сохнущем растворе способствует его прочности. Опалубка покидает свой «пост» через 5 дней. Для того, чтобы поверхность стала блестящей, необходимо обработать дорожку пропиткой, содержащей натриевое или калиевое стекло. Другой вариант — полировка синтетическими смолами или воском.
Мы разобрались, как сделать дорожку из бетона своими руками. Это довольно-таки легко. Дальнейшие действия зависят от вас: если вас не устраивает ее «простецкий» вид, существует огромный выбор средств, который превратят обычное сооружение в нечто аристократичное и элегантное. Поэтому привлекательный вариант декора обязательно найдет каждый.