чем амасия хуже манисы
Османская Империя
История Османской Империи тут
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
10 вопросов и ответов про Османских Шехзаде
1. Как шехзаде восходили на престол?
Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный Шехзаде. Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=581″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=620″ alt=»validesultanilec59fehzade.jpg» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg 581w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 581px) 100vw, 581px» />
Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде
2. Как шехзаде воспитывались?
Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=188″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=572″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=620″ alt=»Topkapı+Sarayında+Şehzadele» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg 572w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=94 94w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=188 188w» sizes=»(max-width: 572px) 100vw, 572px» />
Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби
3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?
После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.
Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.
Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.
Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=593″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=620″ alt=»Manisa+Minyatürü» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg 593w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 593px) 100vw, 593px» />
4. «Наместничество на бумаге» – как это?
В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=550″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=620″ alt=»Şehzade Cihangir» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg 550w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 550px) 100vw, 550px» />
Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)
5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?
В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=596″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=620″ alt=»III.MustafaveŞehzadesi» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg 596w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 596px) 100vw, 596px» />
Султан Мустафа III и его шехзаде
6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?
До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.
7. Где жили шехзаде во дворце?
В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – Клетка (Кафес). В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=212″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=339″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=620″ alt=»03_Temmuz_2010_11_39_49_634729267″ srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg 339w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=106 106w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=212 212w» sizes=»(max-width: 339px) 100vw, 339px» />
Султан Ахмед III и его шехзаде
8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?
Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=572″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=620″ alt=»426654_195931983840766_1056″ srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg 572w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 572px) 100vw, 572px» />
Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)
9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?
Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.
10. Что происходило с детьми шехзаде?
Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Амасья – родина Страбона, город яблок и скальных гробниц
Город Амасья
Амасья – это город расположен на Севере Турции, административный центр одноименной провинции. Соседними провинциями являются Чорум, Йозгат, Самсун и Токат. Сам город Амасья находится в 140 км от черноморского побережья, среди Понтийских гор, поражающих своим великолепным видом. Город имеет необыкновенное расположение на дне горной долины под склоном горы Харшена. Через центр города протекает река Ешильырмак (В античности река Ирис или Ирида). Название реки в переводе с турецкого означает “Зелёная река”.
Амасья на карте Турции
Климат района переходный от черноморского до умеренно-континентального. Лето тут не очень жаркое и засушливое как в центральной Турции а зима не такая тёплая и влажная как на Черноморском побережье. Зимой снег и морозы не редкость, выпадает снег, но лежит он максимум неделю-две и тает.
Город Амасья, гора Харшена и река Ешильырмак
История Амасьи
Первые люди на земле, где сейчас находится Амасья, поселились около пяти тысяч лет назад. В 302 году до н.э. этот городок был главным городом Понтийского царства. Через почти 300 лет он перешел во владение к римлянам. С 35 г. н.э. город входил в римскую провинцию Галатийский Понт, с 112 г. при императоре Траяне – в провинцию Каппадокия, а при императоре Адриане (117-138) – в провинцию Понт. Самым знаменитым уроженцем Амасьи считается известный ученый, историк и географ Страбон, который жил здесь в I веке до н. э. После римского и византийского владения в 1285 году город перешёл в подчинение монгольской династии Ильханидов, а уже в конце XIV века к султану Османской империи.
Памятник Страбону в Амасье
Интересен факт, что в те времена будущие султаны учились тут управлять огромной империей на примере маленькой провинции. До того, как занять место на престоле, они становились губернаторами Амасьи на некоторое время (что – то наподобие испытательного срока). Так, прежде чем стать султанами, городом управляли многие известные в турецкой истории султаны. Один из них, выдающийся полководец, завоеватель Константинополя Мехмед II (Фатих). В конце 19 столетия Амасью изучал знаменитый археолог из Франции Ж. Перро. Тогда он назвал городок «Оксфордом Анатолии», потому что здесь на около 30 тысяч человек находилось 18 учебных заведений.
Аллея с бюстами султанов, которые жили в Амасье
Чем известен город Амасья?
Как своими урожаями фруктов известен в России Краснодарский край, так и Амасью в Турции называют яблочной столицей страны. Местные плоды известны не только сочностью и сладким вкусом, но и еще одной особенностью – если разрезать яблоко из садов Амасьи пополам, то можно увидеть, что срез посередине фрукта по форме напоминает сердце. Так что, оказавшись в этих краях в урожайный сезон, обязательно нужно попробовать местные яблоки.
Амасья знаменита своими яблоками
Амасья также привлекает внимание особенно с домами “Ялыбою”. “Ялыбою”, означает особняк с фасадом обращенный к набережной или к реке. Как и в городе Сафранболу, дома и особняки в центре Амасьи представляют собой яркие образцы османской архитектуры. Построенный в 1872 году особняк Хазеранлар, является один из самых красивых образцов османской гражданской архитектуры.
Особняк Хазеранлар и дома “Ялыбою” в Амасьи
Достопримечательности Амасьи
Крепость Амасьи
Крепость Амасьи и город после заката
Скальные гробницы понтийских царей
Наиболее впечатляющие достопримечательности Амасьи – это гробницы понтийских царей, вырубленные над рекой Ешильырмак. На склоне скалы, имеются 18 гробниц понтийских царей, высеченных в скале. Предполагается, что три из них, которые справа на фотографию, высечены пораньше и принадлежат Митридату I, Митридату II и Ариобарзану, а две, что слева высечены позже принадлежат Митридату III и Фарнаку I. Гробницы понтийских царей отличаются от ликийских скальных гробниц (находящихся в городе Мира например). У них есть внешние стены, то есть, это отдельно стоящие сооружения, вырубленные внутри горной породы. В Ликии, вырубали только красивый фасад. Подробнее о гробницах →
Скальные гробницы понтийских царей в Амасье
Канал Фархада (Античный акведук)
Водный канал или акведук построен в эллинистический период с целью обеспечения питьевой водой города Амасьи. Прорезанный в скалах 18-ти километровый античный акведук, начинается далеко в горах и проходит через всю южную часть города. Канал, местами имеет арочную форму, но в своем начале проходит по тунелю сквозь скалу. Согласно преданию, история любви Фархада и Ширин связана с городом Амасья. По легенде канал построен Фархадом, который пробил горы, чтобы встретиться со своей любимой Ширин. Ныне на восточном входе в город, можно увидеть останки канала. Тут, высоко на скале построен памятник Фархада и Ширин. Фархад заносит над головой молот, Ширин льёт воду из кувшина, а пред ним расступаются горы.
Канал Фархада – античный акведук в Амасье
Археологический музей Амасьи
Археологический музей Амасьи – зал мумий
Центральная площадь Амасьи
На центральной площади города возвышается памятник (Амасья Тамими Аныты) посвящен знаменитому в истории страны заявлению, которое было написано в Амасье. Именно тут, 21 июня 1919 года, Ататюрк произнёс свою знаменитую речь, в которой призвал к национально-освободительной борьбе. В память об этом событии, на центральной площади города возведен скульптурный комплекс. Во главе комплекса – конная статуя Ататюрка. Недалеко от памятника расположена построенная в 1326 году мечеть Гюмюшлю (Серебряная мечеть).
Памятник “Амасья Тамими” и мечеть Гюмюшлю
Мечеть Баязида II
В Амасье есть несколько красивых примеров зданий, ранней османской архитектуры. Самое грандиозное из них – это главная соборная мечеть Амасьи, построенная султаном Баязидом II в 1485 г. Как и в стамбульской мечети Сулеймание, здесь сохранилась большая часть комплекса, окружающего мечеть: медресе, мавзолей и живописный сад. Фасад мечети с двумя минаретами обращён к набережной. При входе в мечеть в саду посетителя встречает “Шадырван” – ритуальный фонтан для омовений. По обе стороны от него растут два старых платана.
Мечеть Баязида II является часть большого комплекса
Медресе Буйюк Ага
Здание построено в 1488 году, главой белых евнухов султана Баязида II. Медресе – это мусульманское духовное училище. Эта школа действует и по сей день, в ней обучают хафызов – молодые люди, познающие Коран сердцем и заучивающие его наизусть, поэтому она закрыта для посещения. Несмотря на это, сооружение стоит посмотреть снаружи или сверху (с одного из высотных кафе), так как оно интересно своей необычной восьмиугольной планировкой.
Медресе Буйюк Ага в Амасье
Обобщая все написанное выше, можно сказать, что в статье представлены только главные достопримечательности города, но их намного больше в самом городе и в окрестностях, так что маленький город Амасья действительно стоит того, чтобы его посетить.
Бронирование отелей >>> | Авиабилеты в Турцию >>> |
Сравнение цен на отели >>> | Трансферы в Турции >>> |
Страховка в Турцию >>> | Экскурсии в Турции >>> |
Планируем самостоятельное путешествие в Турцию ↑
Фотографии Амасьи
Амасья – узкая улица, застроена старыми домами