человек видит красоту потому что
Сегодняшний выбор цитат
«У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично.»Малкольм де Шазаль
«Настоящая красота живёт в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках» Ошо
«Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.» Лев Толстой
«Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение» Пауло Коэльо
«Даже просто постояв рядом с красотой, вы станете чуть-чуть лучше. » Д. Соло
«Любовь — это когда кто-то может вернуть человеку самого себя» Рэй Брэдбери
«Свободен тот, кто может не лгать» Альбер Камю
«Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется — ни через неделю, ни через месяц, ни через год» Габриэль Гарсиа Маркес
«Куда бы ты ни пришел, найдешь там лишь то, что принес с собой» Аму Мом
«Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души» Автор неизвестен
«По моему опыту, искренность и разговоры о чувствах ведут только к одному. К катастрофе» Маргарет Этвуд «Мадам Оракул»
«Если вы научились не обижаться, это значит, что вы научились смотреть в сердце другого» Аму Мом
«Каждый — это шедевр. Бог не дает рождение чему-то меньшему» Автор неизвестен
«Картина, которую ты видишь в своем разуме, со временем станет твоей жизнью» Автор неизвестен
«Уметь любить — значит уметь всё» Лев Николаевич Толстой
«Человек становится зрелым в тот момент, когда он начинает любить, не требуя взамен Любви. » Ошо
«Ничего не происходит напрасно – все является подготовкой к следующей сцене» Автор неизвестен
«Счастье не надо искать — им надо быть» Ошо
«Если мы сами придумываем себе проблемы, значит мы сами можем придумать себе счастье» Автор неизвестен
«Вы счастливы не потому, что всё хорошо. А всё хорошо потому, что Вы счастливы» Автор неизвестен
«Чем искреннее Вы радуетесь Успехам других людей, тем чаще встречаетесь со Своей Удачей…» Серж Гудман
«Никогда и никому не угождайте. Всё равно, окажется: или блюдечко не то или. каёмка не того цвета» Автор неизвестен
«Человек, которому Вы нужны, всегда найдет способ быть рядом.» М. Лермонтов
«Благодарность — признак благородства души» Эзоп
«Самый лучший способ изменить свою жизнь – это ежедневно менять свои мысли, чувства, слова и поступки» Автор неизвестен
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Человек и красота
Из цикла «Человек и люди»
На протяжении многих веков, известные философы, поэты, писатели, публицисты дают каждый свою формулировку понятию красоты. Начать статью следовало бы из вопроса, на который существуют бесконечное множество ответов, но которые не всех удовлетворяют.
Энциклопедические словари относят красоту к эстетической категории, обладающей гармоничностью и совершенством, вызывающую у зрителя, опять же, эстетическое наслаждение, удовлетворение. Все формулировки, относящиеся к понятию красоты, есть отражение реакции сознания на полученную информацию от органов чувств и только. То, что называют красотой есть не что иное, как эмоциональное следствие выданное сознанием в результате обработки информации от органов чувств.
Красота – это прежде всего, составная часть существующей информации, которая вызывает в сознании людей не только образы, вызывающие положительные эмоции, в виде наслаждения (особое психологическое состояние), но и некоторые другие чувства в сознании людей, например, зависть.
Не только «специалисты» спорили и будут спорить о красоте и её эстетическом восприятии, её воздействии на сознание людей, но и обычные люди на уровне личного отношения от полученной информации, представляющую красоту, потому, что красоту каждый принимает и понимает по своему. Даже явный абсурд (противоположность красоты), иногда представляют, как сюрреалистичное «новое» искусство, пытаясь убедить других в некотором, новом образе красоты. Красота не имеет образов, это сознание людей воспринимает красоту через создаваемые образы.
Так что же такое красота и почему она так воздействует на сознание людей?
Если бы красота не действовала на сознание людей, на неё бы не только нет об-ращали внимания, но не было бы и самого понятия красоты. Но, нет, она тянет к себе, всеми своими соблазнительными свойствами все наши органы чувств, а не только зрение. Люди находятся в добровольном плену у красоты.
Воздействие понятия «красота» на самосознание людей возможно лишь тогда, когда это понятие представляет какую-то информационную энергию. Наблюдая, получая информацию от органов чувств, самосознание преобразует полученную информацию в положительный психологический потенциал, вызывающий чувство восхищения. Что в свою очередь отключает самосознание от воздействия внешних факторов. Это психологическое состояние, ослабляет физиологическое состояние организма, что воспринимается самосознанием, как отдых организма. После посещения эстетических мероприятий, каждый ощущает, некоторую уравновешенность своего психологического и физиологического состояния.
Стремление жить красиво это одно из свойств характера людей, это алгоритм развития их жизни. Без стремления жить красиво, теряется сам смысл жизни как красоты. Под красотой жизни, прежде всего, люди понимают экономическое благо-получие.
И это понятно, потому что для всех живых существ после кислорода на втором месте стоит вопрос питания. Поэтому стремление хорошо (значит красиво) питаться, сформулированное сознанием людей, носит не только субъективное представление о красоте жизни, как часто говорят, но и выражает общепринятую точку зрения.
Всю свою жизнь люди наслаждаются восходом и закатом солнца, бесконечным морским простором и другими элементами природы и творениями рук людей. Окружающая же красота пейзажей, становится привычной и не вызывает того восторга, который испытывали впервые в детстве. Люди стремятся увидеть мир, то – есть, получить удовлетворение, за которое готовы платить большие деньги. Люди становятся охотниками за красотой. Таким образом, красота стала обычным товаром, на котором прекрасно себя чувствует бизнес. Все эти реалии жизни, говорят о том, что люди находится только вначале пути восприятия красоты. Наблюдать красоту ещё не означает жить красиво.
Красота захватывает сознание людей и на время помещает его, как сейчас говорят, в виртуальное пространство. Восхищение красотой приближает людей к Об-разу Человека, так как качества воплощённые в Образ Человека, есть выражение красоты бытия людей.
Всё познаётся в сравнении, это один из вариантов познания мира. По аналогии можно предположить, что элементы красоты представляют некоторый диапазон общей спектральной составляющей информационно – энергетической структуры (ИЭС), несущий положительный потенциал, вызывающий положительные эмоции на нейронном (духовного) уровне. ИЭС всегда имеет положительный потенциал. Очарованный красотой чувствует лёгкость, прилив энергии, испытывает жизнерадостное состояние.
Если есть положительный потенциал, то должен существовать о отрицательный. Отрицательный потенциал это информационно – энергетическая структура, которую создаёт психонейронный комплекс головного мозга, включая сознание.
Сознание людей генерирует на подсознании свою искусственную ИЭС, как поло-жительного так и отрицательного потенциала. Существует такое выражение, как психологический вампиризм, который заключается в использовании положительного потенциала ИЭС других. К сожалению, отрицательный потенциал ИЭС есть составная часть жизни людей, как продукт сознания. Сознанию не всегда удаётся оградить психику от информации, несущей отрицательный потенциал, иногда люди сознательно генерируют отрицательный потенциал ИЭС, который воплощается в конкретное выражение, называемое ложью. О какой красоте может идти речь. Хотя здесь тоже существует «своя красота», когда говорят «красиво обмануть».
Красота обладает неисчерпаемым информационно – энергетическим положительным потенциалом. Выражение «утраченная или поблёкшая красота», скорее отражает утраченный интерес сознания. Это сознанию присущи утраты и довольно значимые, например, потеря совести и другие человеческие качества. С возрастом, сознание реагирует на красоту с учетом опыта, появляется элемент мудрости и соответственно иное эмоциональное отображение. С возрастом все это про-ходят, Одни раньше, другие позже (замечание для молодёжи).
Красота исчезнуть не может, исчезают её носители. Красота, представленная ин-формационно – энергетической структурой (КИЭС) проявляется не только в видимом диапазон энергетического спектра, что доступно органам зрения. КИЭС существует или проявляется на любом участке существующего доступного органам чувств энергетического спектрального интервала. Наши органы чувств, учитывая и технические средства, работают каждый в своём интервале энергетических частот, но это не дает права утверждать, что не существует частот передачи энергии в диапазонах не доступных нашим органам чувств.
Люди и другие живые существа, благодаря зрению могут наблюдать за красотой (информация видимой части спектра) и получать положительный энергетический потенциал, очень важный для сохранения жизни.
Красота мира звуков (звуковой диапазон частоты), воплощённая людьми в музы-кальные мелодии и ритмы, несет мощный энергетический потенциал КИЭС, воз-действующий на психонейронную систему. Не смешивать чувства, возникающие от воздействия различных участков звукового спектра на органы слуха. Так ультранизкие частоты вызывают необоснованное чувство тревоги и паники, которое является предупреждающим сигналом.
Оппоненты могут возразить, что люди жили и без музыки. Да, но это был другой уровень жизни, в котором чарующая красота звуков, заключённая в музыкальных произведениях, не была доступна для сознания. Это ещё раз подтверждает гло-бальный процесс развития жизни людей. Надо помнить, что люди, в отличие от всех остальных живых существ продолжают своё развитие, как в физиологическом, так и в интеллектуальном формате. Безусловно, что люди на протяжении своего существования заслушивались пением птиц и другими природными звука-ми. Это былое естественное, стихийное восприятие энергии звуков, обеспечивающей жизненный цикл, даже тогда, когда сознание специально на них не фиксировало внимание.
Зачем всё это делают люди? Ответ лежит в потребности положительной энергии, которая передаётся в красоте или через красоту. Создавая красоту приёма пищи, люди затрачивают много энергии. Природа не терпи напрасной траты энергии. За-трачивая физическую энергию на кулинарию, люди получают в замен более ёмкую энергетическую составляющую, воплощённую в красоту сопровождаемую весь процесс связанный с питанием. Замечено, что на вкусовые качества блюда влияет настроение специалиста, который его приготавливал. Вероятно, это своего рода тоже гармония красоты.
Одно из первых чувств красоты, которое испытывают все живые существа, красота доступная непосредственно через контакт, доступная чувству осязания (контакта). Все люди испытывают красоту этого чувства, даже закрывают глаза, чтобы не нарушить гармонию воспринимаемой красоты осязания.
Если энергию красоты воспринимаемую зрением, слухом, обонянием или вкусом можно как – то выразить в словесной форме, хотя и каждый по своему, то описать осязаемое чувство представляет определённую трудность, если вообще это воз-можно сделать. Чаще всего через контакт осязания сознание людей определяет качественные характеристики соприкасаемого предмета и реже испытывает чувство красоты.
Типичный пример, поведение женщин в отделе текстиля. Без осязания оценить красоту ткани невозможно. Зрение оценивает рисунок ткани (его красоту) и только.
Чувство осязаемой красоты с возрастом притупляется. Разве можно сравнит радость ребёнка, прижимающего руками к груди подаренную игрушку с возникающим чувством радости старика, держащего в рука кличи от автомобиля. Ребёнок радуется не цене, а чувству обладания, возникающего в результате осязания игрушки, когда он её держит в руках, не видит её на расстоянии. Чувство обладания заставляет любимую игрушку чувствовать постоянно, даже во сне. Вероятно, что чувство обладания выражает состояние получения или накопления положительного энергетического потенциала красоты. В детстве люди радуются, наслаждаются красотой чаще, чем в зрелые годы.
Детское восприятие красоты составляет цель жизни ребёнка. Ребёнок каждый следующий день ожидает красоты. Все дети прошли очарование красотой, наблюдая за полётом разноцветных бабочек. Жизнерадостное восприятие окружающего мира у детей, отличается от взрослых. Они почти во всём не только видят, но и чувствуют присутствие красоты. Этим и отличается беззаботная, радостная жизнь детей от жизни взрослых.
Для детей жизнь это бесконечные радости. Не всем детям, к сожалению, удаётся наслаждаться красотой семейного быта. Дети очень тонко замечают фальшь в от-ношениях между родителями. При видимом благополучии в семье, дети видят от-сутствие красоты, которая порождается любовью. Без активного участия родите-лей в поддержании красоты семейного очага, дети рано становятся взрослыми.
Никто не осмелится возразит постулату, что красота всегда полезна. А полезна она потому, что несет в себе энергию жизни. Красота имеет силу, которую ничто не сможет одолеть. Люди на протяжении всей своей истории создавали памятники известным людям. Делали это потому, что находили у них человеческую красоту, не во внешности их, а в их делах для общества. Можно разрушить памятник, но нельзя разрушить ту красоту, которая осталось в истории. Красота и память идут рядом. Абсурд творит не природа, а люди потерявшие связь с природой разума, который есть содержание и проявление красоты. Отсутствие разума, проявляется в действиях, которые вызывают не восхищение, а возмущение в сознании окружающих. В таких случаях элегантно говорят, что поступил не красиво, хотя для каждого случая есть своё определение.
Люди часто принимают миловидность, привлекательность за красоту. Такую «красоту» взяла на прокат рекламная индустрия, которая без симпатичных и привлекательных лиц существовать не может. Обратите внимание на то, что их раньше называли манекенщиками, а сейчас звучит уже «красиво» – модель.
К красоте люди приобщаются через восхищение. Восхищение это результат воз-действия информационно – энергетической структуры (энергии инфониккри на уровне подсознания) на психонейронную структуру головного мозга, вызывая в сознании людей чувство духовного удовлетворения, к сожалению, которое мы выражаем такими понятиями, как наслаждение, удовольствие, а некоторые это чувство стали называть кайфом. Это понятие (кайф) означает, как наслаждаться успокоением, что соответствует приятному безделию. Что такое упокоение и безделье можно не объяснять, но значения у них совершенно разные. Упокоение это состояние смерти (упокоится душа раба Божьего), а безделье это тоже состояние, но живого трупа.
Употребление этого слова стало модным не только в связи с его «красивостью», но и энергией зашифрованной в этом понятии. История этого слова имеет глубокие корни происхождения. Оно используется в Коране.
Стремясь понять силу красоты или её суть, сознание людей ищет понятия, которые бы, как ему кажется соответствовали тому глубинному чувству, которое возникает на духовном уровне (принято говорить в душе) при соответствующей реакции на полученную информацию, поступившую от органов чувств. Эти поиски приводят к заимствованию слов или понятий из других языков, не вдаваясь в изучение их смыслового значения в данном языке, но вызывающих в сознании людей удовлетворение при выражении душевного (психологического) состояния.
Психологическое состояние под которым находятся иногда люди, которое вызывает радостное, лёгкое состояние ощущения красоты жизни, возникает без видимых на то причин. В народной мудрости такое состояние считается предвестником неприятных сообщений в ближайшем будущем. Вероятно подсознание накапливает положительный потенциал для преодоления сознанием последствий будущей информации. Это одно из духовных человеческих чувств облегчающих со-знанию сохранение жизни.
Полноту красоты жизни сознание людей не способно отобразить по ряду причин. Субъективные причины связаны с возможностями и особенностями индивидуума в оценке получаемой информации. Объективные причины относятся к социальному статусу или существующей точке зрения. То, что у одних считается красотой, у других может считаться уродством. Мы наблюдаем как одни народы копируют «красоту» других, на примере украшения тела рисунками. Совершенствуется техника рисунка (процесс развития), при неизменном уровне интеллекта.
Для ощущения, восприятия красоты жизни сознание людей из поколения в поколение передает замечательную традицию праздников. Праздник это коллективное ощущение красоты жизни, это практический урок красивой жизни. Вероятно, нельзя спорить с тем, что праздники являются способом реализации красоты жизни. Каждый испытывает радость от участия в праздниках. Каждый праздник это не только торжество настоящей жизни, но элемент памяти о прошлом. Информационно – энергетические структуры (ИЭС) памяти и красоты существуют взаимно. Красота прошлого существует в памяти, а память в красоте.
Красота жизни состоит из многочисленных компонентов составляющих жизнь. На каждом промежутке жизни людей существует и своя соответствующая красота. То, что для детей красиво, для взрослых может быль не только не красиво, но и не прилично. Примеров в жизни много и нет надобности в примерах.
Существует красота материального мира, которая доступна сознанию людей благодаря наличию наших органов чувств. Но существует и вторая составляющая красоты жизни, это красота взаимоотношений или просто отношений. Красота отношений это очень важный элемент в развитии социальной среды и, в целом Цивилизации.
Отношения людей формируют социальное устройство общества. Красота семьи это главный элемент в развитии человеческих качеств, без которых Человек состоятся не может. Может быть живое существо способное мыслить и только.
Отношения могут быть только красивыми или их не может быть вообще. Всё остальное, что сознание относит к отношениям, есть состояние. Не военные от-ношения, а состояние войны. Отношения дружбы и состояние вражды. Уровень отношений определяет их красота. Где кончается красота, там начинается состояние. Мир, как и жизнь состоит из элементов и отношений между ними. Одно из фундаментальных отношений – это притяжение, которое проявляется не только в физическом мире, но и в красоте.
Красота жизни многогранна. Как бриллиант, который разлагает, преломляет, от-ражает луч света, красота представляет излучение энергии разными гранями жизни, воспринимаемую сознанием людей. Чем больше граней у бриллианта, тем он дороже, чем больше в жизни сознание людей ощущает красоты, тем жизнь здоровее и соответственно красивее. Обладание бриллиантом, сознание людей воспринимает как владение источником красоты. Возможно, поэтому люди и ценят бриллианты.
Человек видит красоту потому что
Издание «Библиотеки античной литературы» осуществляется под общей редакцией С. Апта, М. Гаспарова, М. Грабарь-Пассек, С. Ошерова, Ф. Петровского, А. Тахо-Годи и С. Шервинского
Составление и редакция М. ГАСПАРОВА, С. ОШЕРОВА, В. СМИРИНА
Вступительная статья Г. КНАБЕ
ЦИЦЕРОН, КУЛЬТУРА И СЛОВО
Цицерон — одна из главных, ключевых, фигур римской литературы. Для Древнего Рима он примерно то же, что Пушкин для России, Гете для Германии, Данте для Италии — центр и воплощение художественной культуры народа. Такая роль принадлежит художникам слова, чье творчество вобрало в себя духовный опыт длинного ряда поколений и, отлив его в совершенную пластическую форму, надолго определило идейно-художественное развитие литературы своей страны. Важно, однако, ощутить не только его сходство с корифеями литературы нового времени, но и отличие от них. Они отражали действительность в художественных образах и населяли созданный ими мир теми «изменчивыми тенями», к которым обращался Гете в начале своего «Фауста». Цицерон не создавал образов, он знал лишь один образ, который был для него «измлада и труд, и мука, и отрада», который целиком заполнял его творчество — образ Республики римского народа. У него нет произведений, где действуют вымышленные герои, и его литературное наследие состоит из речей, трактатов, писем, представляющих собой документы общественной борьбы в Риме конца республики.
Республика была для Цицерона не только реальным политическим строем реального государства, но, кроме того, именно образом — идеальным образом человеческого общежития. Объективной жизненной основой этого идеала, однако, было жестокое и несправедливое рабовладельческое государство Древнего Рима. Между образом и прототипом существовало противоречие, и поэтому в истории позднейшей культуры Цицерон нередко воспринимался как наивный утопист, а произведения его — как отвлеченная от жизни напыщенная и сухая риторика. Слова Пушкина о том, что он «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» — не только шутка. И в то же время воспетая им «свободная республика» была римским вариантом античной рабовладельческой демократии — этой, по замечанию Энгельса, предпосылкой «всего нашего экономического, политического и интеллектуального развития».1 Она обладала чертами, сохранившими свое значение до наших дней, и не случайно так волновала поколения прогрессивных мыслителей и революционеров. Робеспьера в Париже называли Цицероном, и некоторые из самых важных его политических выступлений представляют собой переложения речей римского оратора. Пламенный римский республиканец был едва ли не самым любимым и читаемым древним автором в среде русских декабристов. «Цицерон, — писал один из них, — был у каждого из нас почти настольной книгой».
Чтобы понять и оценить Цицерона, таким образом, надо представить себе объективный характер Римской республики; выяснить, как соотносился ее образ, созданный Цицероном, с исторической действительностью; проследить, как на тех или иных этапах европейской культуры в этом образе обнаруживались все новые стороны — разные и неравноценные.
Из старых поэтов Цицерон больше всех любил Квинта Энния — автора стихотворной римской «Летописи». Она сохранилась в отрывках, в одном из которых сказано:
В этой строке выражена та главная проблема, которую поставило перед Цицероном предшествующее развитие римской культуры.
Римская республика возникла из маленькой сельской общины и навсегда сохранила с ней связь. Основу обеих составлял особый общественный строй, предполагавший сохранение и постоянное возрождение натурального хозяйства, обильные пережитки родовой организации, старинную простоту труда и быта. Этот «древний уклад» был объективно обусловленной исторической чертой римского общества — сам способ производства порождал застойные формы жизни и делал «заветы предков» нормой общественной нравственности. «Новый путь отыскивать всем опасно. Ты иди дорогою верной предков. Не дерзай священные связи мира рвать самочинно», — учили римские писатели, новые и старые. «Рим и мощь его держатся старинными нравами».
Но оставаться неизменным, просто сохраняться общество не могло. Город жил, а следовательно, развивался, развитие же предполагало усиление обмена, рост денег, разрушение патриархальной замкнутости, укрепление новых порядков и нравов, предполагало сметку и хватку, освобождение от послушного растворения в традиции, предполагало, другими словами, человеческую инициативу и самостоятельность. Наряду с консервативной ценностью целого жизнь утверждала динамическую ценность личности.
В истории города понятия «древний уклад» и «мужи» оказывались связанными неразрывно. Связь эта, однако, носила глубоко противоречивый характер. Натуральная в своей основе экономика не могла впитать богатства, завоеванные полководцами или добытые предприимчивыми купцами, не могла превратить их в источник обновления и внутренней перестройки хозяйства и общества. По мере увеличения римских владений деньги во все растущем количестве вращаются на поверхности жизни и, не проникая в глубины общественного организма, усложняют и развивают не производство, а потребление. Быт, одежда, еда, зрелища становятся все более пышными, потребность в деньгах — все более привычной и острой, тщеславие, мотовство, хищнические способы добывания предметов роскоши — все более распространенными. Это разлагало былую простоту и патриархальность, подрывало внутреннюю сплоченность города-государства и консервативные нравственные нормы народной жизни, не внося в то же время никаких коренных изменений в сам способ производства. Энергия, воля, самостоятельность, инициатива «мужей» оказывались не только связанными с «древним укладом», но и несовместимыми с ним.
Во II веке до н. э. это противоречие вступает в свою критическую фазу. Начиная с этого времени политические и военные события в Риме образуют как бы историческое введение в жизнь и творчество Цицерона.
С 218 по 201 год до н. э. Рим вел с африканским городом Карфагеном самую тяжелую и ожесточенную войну в своей истории. Ценой огромного напряжения, пройдя на волосок от гибели всего государства, римляне добились победы, обеспечили себе господство над западным Средиземноморьем и тут же обратились против эллинистических держав Востока. Серия войн, шедших с переменным успехом, привела к тому, что к 140 году до н. э. Греция тоже оказалась покоренной римлянами, ставшими отныне хозяевами и в восточном Средиземноморье.
За каких-нибудь 70-80 лет Рим стал величайшей державой древнего мира. Здесь сосредоточились несметные богатства. Первое же поражение македонских греков в 197 году принесло контрибуцию в 1100 талантов золота и серебра (талант — 26,2 кг). Бывали годы, когда из некоторых провинций вывозили до 40 тысяч талантов. В завоеванных землях находились большие золотые, серебряные и медные рудники, переданные после покорения на откуп римским богачам. Нескончаемым потоком шли в Рим рабы — 80 тысяч после захвата Сардинии, 150 тысяч из покоренной греческой области Эпира, 30 тысяч из Македонии.
Войны изменили социальную структуру римского общества и до предела обострили противоречия республиканского строя. Победы обогащали казну, аристократию и дельцов. Крестьян они разоряли. Проведя несколько лет подряд в чужих краях, привыкнув к грабежам и отвыкнув от труда, крестьянин возвращался в родную усадьбу, которая к этому времени либо запустела, либо была захвачена богатеем-соседом. Между тем именно крестьяне, с их примитивным, во многом натуральным, хозяйством, архаической моралью, простотой жизни, и составляли в течение столетий становой хребет республики. На протяжении II века число полноправных (то есть обладавших земельной собственностью) граждан сократилось на одну пятую. Это важная цифра. Она означала, что в большинстве своем крестьянство сохранялось, а вместе с ним сохранялись материальные и моральные предпосылки «древнего уклада». Он был настолько прочен и неизбывен, что и через очень много лет римские писатели говорили о «той нашей Италии, где до сих пор строго хранят и скромность, и умеренность, и даже старинную деревенскую простоту». Но та же цифра показывала, что каждый пятый крестьянин терял землю, становился люмпеном и, переселившись в город, утрачивал связь со старинным консервативным строем римской жизни.