человек неученый что топор неточеный
Неученый – что топор неточеный
«Никто из нас не будет хорошо учиться под давлением, когда нам страшно или скучно, а это то, что случается с большинством детей в школе» – с этими словами Льва Айзермана согласен полностью. Его публикации в «Учительской газете» навели меня на размышления. Досадно ученику, когда ошибается с ответом. Обидно, что учитель в присутствии всех указывает на промахи. Страшно, если в дневнике гнездится очередная двойка. Но всего хуже отвращение к учению и отчаянное нежелание ходить в школу.
…Большая перемена. На широком школьном дворе пятиклассницы со скакалочками. Одна из них, потенциальная второгодница, от которой на уроке ни слова не добьешься, проворно прыгает через скакалочку, быстро проговаривая:
На Кавказских горах
Жил да был падишах.
И была у падишаха
Белоснежная папаха.
Эврика! Что, если мне, учителю, сочинить свое присловие к скакалочке?
Прихожу на урок. Предлагаю:
Орфограмму номер пять
Просто выучить на «пять»:
После «ж», «ч», «ш» и «щ»
Пишем только «и», «у», «а».
«Чудо», «чай», «пощада», «щука».
Так писать велит наука.
Исключенья есть и тут:
«Жюри», «брошюра», «парашют».
Это записывается на доске, произносится всем классом хором и усваивается моментально. Правда, при написании слов-исключений еще делаются ошибки. Но при неоднократном повторении ошибки исчезают. Удача! Может, таким способом удастся привлечь внимание и к другим орфограммам? Но только придется их пронумеровать. К примеру:
Орфограммы три-четыре
Знай как дважды два четыре.
Если в слове звук согласный
Как-то слышится неясно
Иль не слышится никак,
Изменяем слово так,
Чтобы этот звук согласный
Прозвучал довольно ясно:
В руки взяв не прут, а прутик,
Я вошел не в пруд, а в прудик.
Предо мной не дно, а донышко,
И не солнце там, а солнышко.
В таком духе можно изложить все последующие орфограммы. Спросите, к чему эта морока – переводить с русского на русский? Во-первых, поэтический вариант запоминается легче. Во-вторых, что немаловажно, он включает в себя эстетическую, образную и игровую составляющие, делающие текст орфограммы более доступным и привлекательным. Кроме того, переписанные в отдельную тетрадь и снабженные рисунками ученика стихотворные орфограммы делают его своеобразным соавтором. И, наконец, произносимые на каждом уроке хором, они не только развивают мышление, память, но и дают возможность каждому ученику испытывать удовлетворение от учения.
…Еду из школы домой на велосипеде. Здороваюсь с сидящим у калитки школьником. А мне вдогонку вместо приветствия:
В орфограмме двадцать первой
Ошибаться не спеши.
«Не» с глаголами раздельно
Обязательно пиши.
Не хочу, не могу и не буду
Делать то, что не нравится
людям.
Чтобы им со мной не было худо,
Буду вежлив я с ними повсюду.
Вот вам и нравственная позиция.
Большие возможности в формировании жизненной позиции ученика таят в себе уроки литературы. Тут, правда, как справедливо утверждает изречение, смелое начало не хуже победы.
Захожу в класс:
– Здравствуйте!
А в ответ целый ливень пословиц, и всем классом, хором:
– Лучше знать, чем не знать.
– Человек неученый, что топор неточеный; можно и таким дерево срубить, да трудов много.
– Хорошее слово – серебро, а молчание – золото.
«Племя младое, незнакомое» на уроках литературы должны осенить сокровенные высказывания писателей и поэтов прошлого.
– Здравствуйте!
А в ответ:
– Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М.В.Ломоносов)
– Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме (М.В.Ломоносов).
– Старайся дать уму как можно больше пищи (Л.Н.Толстой).
– Берегите в себе человека (А.П.Чехов).
– А ты? Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Леонид Мартынов)
Поприветствовали. А дальше? А дальше, скажем, предстоит ученикам написать сочинение. Не шаблонное, не бездушное, а свое, собственное, от всего сердца!
И тут вспоминается советский спортсмен Валерий Брумель, преодолевший двухметровую планку при прыжке в высоту. На вопрос, как это ему удалось, рекордсмен ответил: «Молодой человек, чтобы прыгнуть, надо прыгать».
Выходит, чтобы научиться писать сочинения, их надо писать. Всем, даже учителю. И я это делаю. Приношу свою работу в класс. Зачитываю, анализирую.
Следующий этап – проверка черновиков ученических сочинений. И тут действую по методу Айвазовского. Художник Айвазовский раздавал своим ученикам по чистому листу бумаги, на который каждый из них брызгал кистью несколько капель краски. Художник подходил поочередно ко всем и несколькими прикосновениями своей кисти превращал кляксы в морские пейзажи. Черновики ученических сочинений порой те же кляксы на листах бумаги. Но сквозь них зачастую пробиваются такие образные находки!
Но, чтобы сочинение являлось зеркалом души, нужно научиться читать.
Мы живем в эпоху потребления. Сегодня нас избавляет от тяжелой и утомительной работы помощник – компьютер. В мгновение ока он может выдать любую информацию, произвести любые вычисления, указать на ошибки в тексте. Он даже в шахматы может играть. Даже помочь врачу определить диагноз у больного. Одного не может компьютер – сочувствовать. Он мигом выдаст информацию, сколько людей погибло при пожаре, авиакатастрофе, землетрясении, – и ни одной слезинки.
В школе живых детей начиная с первого класса стараются превратить в умные компьютеры. Скорость на первом месте. Чем больше слов прочитает в минуту ученик, тем выше оценка.
Приходят ко мне в пятый класс.
– Читали сказку «Курочка Ряба»?
– Читали.
– Как заканчивается сказка?
– Курочка Ряба говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко, не золотое, а простое».
– А какое яичко лучше?
– Золотое.
– Почему?
– Оно другое. На него можно купить много простых.
– Выходит, Курочка не утешила стариков, пообещав снести простое…
– Да.
И только два-три человека в классе скажут: «Простое лучше, потому что оно живое, из него цыпленочек выведется, а из золотого – нет. Оно мертвое». И кто-нибудь добавит: «А прознают грабители про золотое яйцо, придут…» Я в поддержку этой версии привожу слова Пушкина: «Злато, злато, сколько от тебя зла-то!»
Вот и Золотая рыбка из пушкинской сказки не осчастливила старуху, а породила в ней алчность, и в конце концов та осталась у разбитого корыта.
И, выходит, мудро поступила Мышка, разбив снесенное Курочкой Рябой золотое яйцо. И как легко это сделала: всего лишь хвостиком махнула! Сказка ложь, да в ней намек…
Эпохе созидания нужен мыслитель – одухотворенный, чувствующий. И тут без учителя – путеводителя не обойтись. Именно он в состоянии передать ученику весь духовный багаж предшествующих поколений.
Виктор Федорович Лунев – автор поэтического сборника «Серебристые облака» и соавтор книги о ветеранах «Потомки помнят», вышедших в местном издательстве.
71 Подкова 4 Пословица
ЗЛАТОГО ГЕЛИОСА ПРЕДВАРЯЯ ЛИК,
КОГДА ЕЩЁ ВЕСЬ МИР ВО ДРЁМЕ,
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО –РОЗОВЫЙ ПАРИК
ЗДЕСЬ ОБЛАКА СРАВНИВАЮТСЯ С ПАРИКОМ. ИЛИ ДРУГОЙ ПРИМЕР:
ГРОЗЫ ПРОМЧАВШЕЙСЯ СПОЛОХИ,
КАК ВИТРАЖИ,
В КРАПИВЕ И ЧЕРТОПОЛОХЕ
НЕ СТОРОЖИ…
ОТДАЛЁННОЕ СВЕРКАНИЕ МОЛНИЙ УДАЛЯЮЩЕЙСЯ ГРОЗЫ СРАВНИВАЕТСЯ С
ВИТРАЖАМИ- ЦВЕТНЫМИ СТЁКЛАМИ ГОТИЧЕСКОГО ХРАМА, ВСПЫХИВАЮЩИМИ ПОД ЛУЧАМИ СОЛНЦА. ПРЕДЛАГАЮ В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РИФМЫ «СПОЛОХИ- ЧЕРТОПОЛОХЕ» И «ВИТРАЖИ- СТОРОЖИ».
ВЗМЕТНУЛИСЬ СТАЕЙ ЖУРАВЛЕЙ,
КУРЛЫЧУТ В ПОДНЕБЕСЬЕ,
МУРЛЫЧЕТ СТАРЫЙ ДУРАЛЕЙ
СЛОВА ЗАБЫТОЙ ПЕСНИ.
ЗДЕСЬ НА ПОЮЩЕЕ, ЛИКУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ПРИЮТЯ ЛЮБВИ, А НА СТРУНЫ ДУШИ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ВЗМЕТНУВШЕЙСЯ В НЕБО СТАИ ЖУРАВЛЕЙ. МОЖНО СЧИТАТЬ ЭТО И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. СЛЕДУЮЩИЙ ТРОП, ЗАМЕНЯЮЩИЙ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА ЕГО СВОЙСТВОМ НАЗЫВАЮТ ПЕРИФРАЗОМ:
ЛЮБУЮСЬ УТРЕННЕЮ СМЕНОЙ….
…………………………………………..
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО – РОЗОВЫЙ ПАРИК.
Т.Е. ВМЕСТО НАЗВАНИЯ ЗАРИ ДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ ВОСХОДА СОЛНЦА.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСЕН ТРОП- СИНЕКДОХА, КОГДА ВМЕСТО ПРЕДМЕТА НАЗЫВАЮТ ЕГО ЧАСТЬ (ИЛИ НАОБОРОТ, ВМЕСТО ЧАСТИ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТ):
В РАЗЛУКЕ С НЕЙ МОЯ ЛЮБОВЬ СО МНОЙ
И СЛОВО,ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ:
ПУСТЬ СТИХ ЛЕТИТ ЛЕПТОННОЮ ВОЛНОЙ,
СГОРАЮЩЕЙ ЗВЕЗДОЙ ПЕРЕД РАССВЕТОМ.
ЗДЕСЬ «СЛОВО» ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ РЕЧИ,ЯЗЫКА, А СЛОВО «СТИХ»-СИМВОЛОМ СТИХОТВОРЕНИЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОЖНЫЙ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫСЛИ- СОДЕРЖАНИЯ СТИХА: ЛЕПТОНЫ- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ ПЛАЗМЫ ДУШИ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ), КОТОРЫЕ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СГОРАЮЩУЮ ПАДАЮЩУЮ ЗВЕЗДУ, И НУЖНО УСПЕТЬ ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ. ТОГДА ОНО СБУДЕТСЯ! ПОДБЕРИТЕ В СВОИХ СТИХАХ ПРИМЕРЫ ЭТОГО.
Человек неученый что топор неточеный
есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого.
Новорожденный не обладает способностью говорить, но этот недостаток компенсируется способностью подражать и учиться у окружающих. Однако если ребёнок по какой-то причине лишён общения, то речь у него не сформируется, так как сама по себе, на пустом месте, она возникнуть не может.
Приведём интересный пример. Один из немецких королей, Фридрих II (1194–1250), задался вопросом, на каком языке начнут говорить дети, с момента рождения не слышавшие ни одного слова. По его приказу нескольких новорождённых подвергли необычному эксперименту: кормилицам строго-настрого запретили общаться с детьми, то есть разговаривать, ласкать, играть и т. д. В остальном малышам был обеспечен нормальный уход. Результат оказался весьма печальным: все младенцы, лишённые эмоционального контакта с кормилицами, умерли, не только не заговорив, но даже не дожив до того возраста, когда могли бы этому научиться, если бы воспитывались в нормальных условиях.
Ярким подтверждением того, что без обучения, вне человеческой среды, овладение речью (а также развитие других психических функций) невозможно, является судьба детей-«маугли». Все дети, вскормленные волками, собаками, обезьянами и другими животными, прожившие среди них до 3-летнего возраста, навсегда лишились способности разговаривать. Кроме того, они не обладают и другими элементами психики, которые отличают человека от животных: мышление неразвито, отсутствуют высшие эмоции, а поведение соответствует повадкам вскормивших их «родителей».
Формирование речи невозможно без развития всех отделов психики растущего человека. Процессы эти тесно взаимосвязаны. Так, давая ребёнку возможность активно исследовать окружающий мир, совершенствуя все виды восприятия, мы тем самым стимулируем его речевое развитие. А обучая малыша говорить правильно и красиво, мы в то же время способствуем усовершенствованию высших психических функций — внимания, памяти и мышления, Происходит это потому, что слова порождают определённые ассоциации и, по сути дела, выступают не только единицей речи, но и единицей мышления, ведь с помощью слов мы материализуем свои мысли и делимся ими с другими людьми.
Речь ребёнка — не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слова выступают как средство познания и общения.
Человеческая речь складывается из нескольких составляющих: лексики, грамматики, фонетики и фонематического восприятия.
Лексика — это словарный запас. Чем больше слов человек знает и употребляет в своей речи, тем выше её качество.
Знание грамматики необходимо для правильного сочетания слов в словосочетаниях и предложениях. Для того чтобы научиться согласовывать слова друг с другом, нужны навыки словоизменения и словообразования.
Речевой слух (фонематическое восприятие) — умение различать на слух разные, даже близкие по звучанию, звуки (фонемы) в речи окружающих людей. Это очень важное умение, ведь для того чтобы правильно повторить новое слово, нужно сначала правильно его расслышать.
Звукопроизношение — способность точно, без искажения, воспроизводить все звуки родной речи.
Высшей ступенью считается связная речь — умение чётко и красиво излагать свои мысли. Достижению этой цели и посвящена данная книга.
Как же научить малыша говорить чётко, выразительно, точно и образно формулируя мысли?
Развитие речевых функций — трудная задача, но её можно решить, если превратить учение в весёлую игру. Рассмотрите вместе с ребёнком забавные картинки и предложите выполнить задания к ним. Помогите малышу, если он испытывает затруднение. Отмечайте даже самые незначительные успехи.
Не менее важно помнить следующее правило: накопление знаний должно происходить постепенно, поэтому лучше заниматься ежедневно, но не слишком долго, чтобы ребёнок не устал. Совсем скоро вы заметите, что словарный запас малыша увеличивается, произношение наиболее сложных звуков улучшается. Незаметно для самого себя он научится не только согласовывать слова в предложении, заканчивать начатые вами фразы, но и пересказывать небольшие тексты — сначала опираясь на вопросы взрослого, а потом и самостоятельно, без подсказки.
Повторение знакомых текстов — важный этап при переходе от диалога к монологу. Стимулируйте ребёнка рассказывать, что с ним произошло, какие события запомнились. Пройдет немного времени, и он с удовольствием поделится с вами рассказом собственного сочинения — по картинкам или «из жизни».
Не стоит забывать о том, что будущему первокласснику необходимо уметь не только слушать и запоминать, но и свободно владеть словом, логически мыслить, фантазировать. Для формирования этих умений и навыков мы предлагаем специальные развивающие игры-упражнения. В этой книге вы также найдёте короткие, но мудрые рассказы и сказки Л. Толстого и К. Ушинского, пословицы и поговорки, сложенные русским народом. Предложите ребёнку подумать, какой смысл в них заложен, чему они учат.
Успехов вам и вашему малышу!
Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух)
Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка — очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание: невнимательный малыш не сможет контролировать собственную речь. А без умения сравнивать своё произношение с образцом, данным взрослым (т. е. без умения вслушиваться в речь), невозможно научиться правильно говорить.
Только благодаря постепенно формирующемуся фонематическому слуху ребёнок сможет различать близкие по звучанию слова («мышка» — «мишка», «крыса» — «крыша», «рожки» — «ложки», «марка» — «майка»), повторять их вслед за взрослым, а затем и самостоятельно. Употреблять в речи такие слова для малыша довольно сложно, ведь они отличаются друг от друга лишь одним звуком, полностью меняющим их смысл.
В этой главе предлагаются задания для детей от 4-х лет.
Первые задания наиболее простые. Рассмотрите вместе с малышом картинку и прочитайте стихотворение. Предложите ответить на вопросы и показать, где находятся предметы, о которых говорится в стихотворении.
Близкие по звучанию слова необходимо произносить чётко и громко, чтобы ребёнок мог как следует расслышать разницу между ними.
Отвечая на вопросы, в контексте игры малыш постепенно сам начнет произносить эти непростые для него слова.
Затем предложите более сложные задания, цель которых — совершенствование речевого слуха. Ребёнку нужно различить похожие по звучанию слова, произнесённые взрослым подряд, одно за другим, и показать на картинке соответствующие им предметы.
Самое сложное задание — обнаружить в словах, произнесённых взрослым, умышленно допущенную ошибку или, наоборот, убедиться в том, что ошибки нет.
В завершение предложите малышу раскрасить картинки цветными карандашами, а в ходе работы расскажите об уже знакомых персонажах, используя похожие, но разные по смыслу слова.
ѻ Посмотри на картинку и послушай стишок.;
какие вы знаете крылатые выражения, пословицы, поговорки: про образование, учение. и если можете объясните их.
Человек неученый – что топор неточеный.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Написано пером, не вырубить и топором.
Врет по-печатному. Врет, как газета. Супротив печатного (газетного) не соврешь.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Идти в науку — терпеть муку.
Без муки нет и науки.
Молодому учиться рано, старому поздно.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Дай, боже, все самому уметь, да не все самому делать!
Корень учения горек, да плод его сладок.
Наука не пиво, в рот не вольешь.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
Сперва аз да буки, а потом науки.
Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.
По ученику и об учителе судят.
В науку нет коротких путей.
Учи других и сам научишься.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг.
Повторенье – мать ученья.
Не выучит школа, выучит охота.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь.
Мудрец известен знаниями, а не происхождением.
Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь.
Не красна книга письмом, красна умом.
Он учился на медные деньги.
Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русские пословицы и поговорки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Предисловие
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка