челобитную царю подаешь что это
Челобитная
Челобитная — в России до начала XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били». По всей видимости, является предком современных заявлений.
Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца Грановитой палаты. Челобитные собирали думные дьяки.
Содержание
Структура
Челобитные (в отличие от других документов) отличались четко закрепленной формой, почти не отличавшихся с течением времени по всей стране.
Челобитная обычно начиналась с обращения к государю (челом бью, то есть кланяюсь). Затем шла информация о просителе (причем существует мнение, что от положения в социальной иерархии зависел размер биографических сведений). Заканчивался документ обязательной формулой «руку приложил» и личной подписью.
Виды челобитных
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Челобитная» в других словарях:
челобитная — См … Словарь синонимов
челобитная — ЧЕЛОБИТНАЯ, истор. – Вид грамоты с прошением или жалобой, подававшейся на имя царя или местным властям (см. Самотик Пасс. сл. 92). Наказали поводыри в Томский острог челобитную свезть – вез, не считая время (2. 299). СРИ 168: челобитная «В Моск.… … Словарь трилогии «Государева вотчина»
ЧЕЛОБИТНАЯ — прошение, заявление, жалоба в Русском государстве 15 нач. 18 вв … Большой Энциклопедический словарь
ЧЕЛОБИТНАЯ — ЧЕЛОБИТНАЯ, челобитной, жен. (ист.). В древнейРуси письменное прошение (срн. бить челом, см. бить). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЧЕЛОБИТНАЯ — ЧЕЛОБИТНАЯ, ой, жен. В России до начала 18 в.: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Челобитная — (русс. Челобиться, от «бить челом») в делопроизводстве России в XV начале XVIII в. просьба или жалоба, подаваемая центральным или местным властям. Ч. была основной формой обращения к государю. Писали отдельные лица и коллективы (коллективные Ч.… … Энциклопедия права
ЧЕЛОБИТНАЯ — в делопроизводстве России XV начала XVIII вв. просьба, жалоба, донос («извет») и др. Подавались и адресовывались отдельными лицами и коллективами дворян, посадских людей, крестьян и т.д. в центральные и местные государственные учреждения, на имя… … Юридическая энциклопедия
челобитная — Искон. Возникло в результате универбации фразеологич. оборота челобитная грамота, в котором челобитная суф. производное от челобитье, сложносуф. образование (с помощью суф. j ) на базе челом бить «просить» < «кланяться» (до прикосновения лбом… … Этимологический словарь русского языка
челобитная — Это старинное название письменного прошения образовалось от словосочетания челобитная грамота. Прилагательное челобитная образовано от существительного челобитье, возникшего на базе сочетания челом бить – кланяться, просить … Этимологический словарь русского языка Крылова
челобитная — ой; ж. 1. В Русском государстве 15 начала 18 вв.: грамота с прошением или жалобой, подававшаяся на имя царя или местным властям. Писать, подавать челобитную. 2. Шутл. Просьба, жалоба (обычно изложенная письменно). * * * челобитная прошение,… … Энциклопедический словарь
Значение слова «челобитная»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца Грановитой палаты. Челобитные собирали думные дьяки.
ЧЕЛОБИ’ТНАЯ, ой, ж. (истор.). В древней Руси — письменное прошение (ср. бить челом, см. бить).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
челоби́тная
1. истор. на Руси — грамота с прошением или жалобой, подававшаяся на имя царя или местным властям в Русском государстве до XVIII века
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прильнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Челобитную царю подаешь что это
ТАК ГОВОРИЛИ В СОВЕТСКИХ КОМЕДИЯХ
Кинокомедия… Это звучное, радостное, уютное слово с детства знакомо каждому человеку, родившемуся в СССР (в постсоветские годы получил большее распространение термин «комедия», ранее относившийся прежде всего к театральным постановкам).
Советский народ, как известно, был не только самым читающим, но и самым «смотрящим» в мире. В 60-е и 70-е годы прошлого века, когда на буржуазном Западе популярность кинематографа стремительно сокращалась по причине расцвета многоканального телевидения, в нашей стране «десятая муза» по-прежнему считалась важнейшим и любимейшим из искусств.
И не существовало среди кинематографических жанров ни одного, что не был бы советским людям как-то особенно дорог; однако комический жанр все-таки являлся самым дорогим и близким. Неудивительно поэтому, что и наибольшее количество крылатых кинофраз содержится именно в наших старых комедиях. Притом подавляющее большинство самых «народных» из тех кинокомедий снято набором одних и тех же великих режиссеров: Гайдай, Рязанов, Данелия, Марк Захаров. Почти все их фильмы чуть ли не полностью состоят из афоризмов.
Многие и многие подобные выражения прочно вошли в нашу жизнь, приобретя ничуть не меньшее значение, чем русские народные пословицы и поговорки. Изучение этой своеобразной культурной ниши — тексты конкретных авторов-киносценаристов, разошедшиеся на цитаты и получившие активное хождение среди всех русскоязычных людей, — дело насущное и заведомо востребованное обществом.
В книге, которую вы держите в руках, сделана попытка систематизировать цитаты из нескольких популярнейших фильмов режиссера Леонида Гайдая. Особенность его лучших комедий в том, что каждую вторую (если только не первую) реплику из них смело можно увековечивать, как сейчас принято говорить, «на бумажном носителе». Как же все-таки этому выдающемуся комедиографу удалось снять сразу столько наших любимых кинолент, в которых что ни фраза, то афоризм? В какой-то мере книга «Так говорили в кинокомедиях Гайдая» отвечает и на этот вопрос.
Не подлежит сомнению, что Леонид Иович Гайдай (1923–1993) — самый любимый кинорежиссер в нашей стране. Таким он был в советское время — таким он остался для нас и сегодня.
Целых четыре его комедии входят в двадцатку абсолютных лидеров кинопроката за всю историю СССР, причем две из этих комедий («Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница») занимают соответственно третье и четвертое места.
В нашей книге представлены картины «золотого периода» гайдаевского творчества. Это шесть фильмов, вышедших в течение десяти лет, — с 1965-го по 1975-й. Все эти картины по сей день любимы огромным большинством населения России, о чем свидетельствуют их нескончаемые телепоказы.
Пожалуй, в плане народной любви Гайдай обогнал даже своих главных прижизненных конкурентов — вышеупомянутых режиссеров Георгия Данелию и Эльдара Рязанова. Просто эти последние зачастую снимали довольно грустные фильмы, более близкие к жанру трагикомедии. Гайдай же никогда не изменял своему коронному коньку — оптимистической эксцентрической кинокомедии, преисполненной гротеска и внушающей зрителю чувство невероятной бодрости и радости.
Наверное, очень многие могут сказать, что большинство фильмов Гайдая они знают буквально наизусть. И уж в особенности это, надо полагать, относится к шестерке гайдаевских комедий, выбранных нами для данного издания. С помощью этой книги читатель может как проверить самого себя на предмет знания любимых картин, так и просто воскресить их в памяти с максимальной полнотой.
Реплики и диалоги для каждого фильма даются в том же порядке, в каком они возникают в кинокартине. Выбранные нами словесные «фрагменты» разнятся по величине — от реплики из двух слов до диалога длиной в страницу. Это было сделано для того, чтобы сократить до минимума цитирование, выдернутое из контекста. Нашим главным приоритетом являлась целостность и полноценность каждой отдельной фразы, диалога, сцены.
Учитывая такой подход, можно предположить, что даже те, кто по какой-то причине не видел некоторые из великих гайдаевских комедий, смогут составить о них верное представление с помощью нашего издания.
1. «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965)
Авторы сценария: Я. Костюковский, М. Слободской, Л. Гайдай
До «Операции „Ы“» Гайдай уже успел снять крайне популярные короткометражки из жизни Труса, Балбеса и Бывалого — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Но именно первые «Приключения Шурика» стали первым же полнометражным и полноценным успехом режиссера.
После «Операции „Ы“» «проснулись знаменитыми» не только мало кому известные до этого молодые артисты Александр Демьяненко и Наталья Селезнева, но и сам Гайдай. Народ был поражен: такой комедии на советские экраны еще не попадало, даже из-за рубежа. Режиссера-постановщика следовало непременно запомнить, тем более что он же был одним из сценаристов.
Вообще-то саму идею о развеселых приключениях находчивого студента подал сценаристский дуэт в лице Якова Костюковского и Мориса Слободского. Их заявка на кинокомедию носила незатейливое название «Смешные истории» — и не больно-то выбивалась из ряда прочих легкомысленных киносюжетов тех лет. Первоначальный сценарий попал в руки начинающего режиссера Гайдая, который тут же решил доработать его до полноценной эксцентриады в духе обожаемого им Чаплина.
За пару лет до того Гайдай уже опробовал трехчастную структуру в черно-белом альманахе «Деловые люди» по новеллам О. Генри. В «Операцию „Ы“» из «Деловых людей» перекочевали восходящие комики Юрий Никулин, Георгий Вицин и Алексей Смирнов, а также отменный кинооператор Константин Бровин.
Но истории были уже совершенно другими — цветными, современными, советскими, во многом сатирическими. Сделанными на злобу дня — и вместе с тем вневременными. Годы показали, что это именно так: к 2010-м «Операция „Ы“» не устарела ни на йоту, чего не скажешь о большинстве прочих комедий полувековой давности.
Здесь еще не так много диалогов, как в «Бриллиантовой руке» и даже в «Кавказской пленнице». Но именно тут впервые проявилась отличительная черта Гайдая как режиссера и сценариста — оттачивание каждой реплики, произносимой в кадре, до максимального блеска.
Новелла первая. «Напарник»
Шурик — Александр Демьяненко
Верзила — Алексей Смирнов
Прораб — Михаил Пуговкин
Суровый милиционер — Владимир Басов
1. — Гражданин! Уступите место. Встаньте. (Пассажир)
— Если я встану, ты у меня ляжешь. (Верзила)
2. — Гражданин! Эти места специально для детей и инвалидов! (Пассажирка)
— А она что — дети или инвалиды? (Верзила)
— Она готовится стать матерью! (Пассажирка)
— А я готовлюсь стать отцом! (Верзила)
3. Ах, ты зрячий? Сейчас будешь слепой! (Верзила)
4. Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать? (Милиционер)
5. — На сегодня наряды: песчаный карьер — два человека. (Милиционер)
— Огласите весь список, пожалуйста. (Тунеядец)
6. — Есть наряд на строительство жилого дома… Цементный завод… (Милиционер)
— А на ликеро-водочный нет? (Верзила)
«Ты как челобитную царю подаешь, смерд!» или к чему нужно быть готовым в процессах судьи Е.В. Москович
Один из наших коллег попал в ситуацию нередкую, но от того не менее грустную. И обидно, конечно, не за коллегу (ему-то все как с гуся вода), а, можно сказать, за державу.
Не зря в русской сказке испытание медными трубами оказалось тяжелее огня и воды – сегодня мы говорим о том, как карьерный взлет затмевает неокрепший разум, а надетая поверх своей одежды черная мантия заставляет иного своего носителя думать о ней, как о царской! а у кого еще мантия может быть? У царя, у улитки и у судьи!
Если улитку во внимание не брать, то логично следует, что к судьям почет должен быть царский. Конечно, есть немодные судьи, которые ведут себя как обычные люди – «пфффф», закатят сейчас глазки модные судьи. Немодные судьи и здороваются (представляете?), и в заседаниях спокойно себя ведут, голос не повышают, не хамят, секретарей не изводят надуманными придирками, еще и дело сами изучают (ну это ващееее дичь – а помощники нафига тогда зарплату получают?). Ну, в общем, странные такие товарищи. Иное же дело судья нового типа, к такому на хромой козе ноу, и лицо свое в калашный ряд аналогично, ишь чего удумали, знайте свое место!
А наш коллега место свое, судя по всему, не знал! Представляете, осмелился разгневать Саму Елену Валерьевну Москович! Да, да – на святое попер, варвар! Притащился он в суд, аусвайсом помахал, его пустили внутрь (уже бы за это благодарен был бы). Ходит по пустым от коронавирусной угрозы коридорам, никого нет. Уселся на стул под дверью зала заседаний (кстати, а че уселся – тебе разрешил что ли кто-то. ), ждет. Подходит назначенное время заседания – никого нет, тишина. Проходит 10 минут от времени заседания, в котором этот наглец участвовать собрался – так же тихо, ничего нет. В общем, 20 минут он тишиной понаслаждался, понял, что рады ему там не особо, даже, будем откровенны, плевать на него там всем, да и побрел себе восвояси на улицу. Каков, а? Тебе что, кто-то спрашивать должен в коридоре, есть ли участники на такое-то дело? Ну и что, что секретари раньше в коридор выглядывали и интересовались явкой – тебе это в каком-то кодексе прописано что ли? Вообще обнаглели стороны! Двадцать минут он сидел! ты кто такой вообще суду указывать, во сколько ему заседание проводить. написали тебе в повестке, явись и жди, пока позовут, звонок в школе для учителя, время в повестке для судьи!
Но наш коллега, весьма обнаглевший тип, судя по всему, сидеть до вечера и ждать не захотел. Думает, а вдруг через два часа явится какой-нибудь работник суда и скажет «Так ваше заседание два часа назад началось, а теперь уже и закончилось, че вы третесь тут у нас в храме правосудия?». Короче, решил, что раз не хотят его в процессе видеть, то от того, насколько суток он в коридоре лагерь разобьет, мало что поменяется – один фиг прозаседают без него.
Идет, в общем, уже по крыльцу, как вдруг. О, чудо! все стало вокруг голубым и зеленым, над каждым окошком поют соловьи и т.д. Является Сама! Ослепленный красотой явившегося явления наш герой так и замер на месте! Вы, дескать, куда изволите лыжи навострить, любезный, а ну геть назад! Мы не беремся точно воспроизвести слова судьи Москович, потому как Ее собеседник настолько был ослеплен, что запомнил только в общих чертах. Ответил он что-то невпопад, что куда же он назад, там уже другие судебные дела идут, он-то на свое пролетел, да его и в суд уже второй раз не запустят, время же не его теперь, Засмущался, короче! Метнула тут молнии глазами в него Елена Валерьевна Москович, осерчала, матушка, взмахнула мантией черной, аки крылом дивной птицы, и удалилась во палаты судебные назад.
А наш герой, ошарашенный, поехал по делам своим адвокатским.
Не просто Елена Валерьевна Москович осерчала – холопов в узде держать нужно, а то вообще разбалуются и не добьешься повиновения должного от них, еще начнут диктовать судьям, во сколько заседания начинать, да как себя вести в зале. Жалобу написала на повстанца в его гильдию адвокатскую, чтоб наказали его свои же.
А этот негодник, что Вы думаете? Он взял и сам жалобу на Саму судью Елену Валерьевну Москович, на свет наш, накатал в квалифколлегию!
Ой, дела какие творятся, куда катимся, что дальше-то будет? На устои посягает, крючкотвор – сутяга – лицедей! Ой, не зря родился ты в год обезьянушки, никакого в тебе людского почтения!
Квалифколлегия на жалобу его ответ ему написала, жиганем цитатою:
«Указанное Вами в жалобе обстоятельство – несвоевременно начало судебного заседания в отношении М*** (с опозданием на 20 минут), обусловлено продолжением предыдущего судебного процесса под председательством судьи Москович Е.В., не носит систематический характер, поэтому не может расцениваться как дисциплинарный проступок…. Вместе с тем, указанные обстоятельства доведены до сведения руководства Магаданского городского суда для принятия мер к своевременному извещению участников судебного разбирательства о времени судебного заседания в связи с задержкой председательствующего по делу судьи в другом судебном разбирательстве».
Представляете? Решили коллеги Елены Валерьевны, что перегнула она малек. Видимо, назначать заседания на каждый час, заведомо зная, что заседание продлится не менее полутора часов, теперь будет не в тренде. Ну, либо теперь как-то все-таки надо снисходить до людишек в коридоре и вопрошать в их толпу «Кто на 10.30?». Пока непонятно, но что-то будет.
Узнаем со временем, что клуб «Авокадо» скажет по поводу действий своего товарища, который удалился из суда, не дождавшись заседания.
Кстати, этот герой нашего повествования – не первый камикадзе, который посмел расстраивать судью Москович Елену Валерьевну! Вынесла она, например, частное определение в отношении адвоката Карпушина В.Б., чтобы применили к нему дисциплинарное взыскание. Он навлек на себя августейший гнев тем, что осмелился бить челом перед Еленой Валерьевной, дабы она не назначала заседания на время, когда он в другом суде занят по другим делам. И причина вроде уважительная, и ходатайства свои он заблаговременно заявлял, а о переносе одного из заседаний ходатайствовал трижды! Но все равно – че это, э! Если взялся за дело у судьи Москович – от всех других откажись, расставляй приоритеты правильно, детка!
Кровь в жилах стынет от такого поведения адвокатов, что позволяют себе. Ходатайства адвоката Карпушина, конечно, Елена Валерьевна заворачивала, ибо нех, но дело-то все равно затянулось (а юристы знают, что наша область – один из тех регионов, где для судьи самое страшное – это сроки по делу затянуть, даже отмена решения вышестоящей инстанцией не так по кошельку бьет, как «затяжки»).
Квалифкомиссия адвокатской палаты области решила, что все-таки как-то Карпушин особого криминала себе не позволил и может жить спокойно дальше – ну или как спокойно, терзаясь муками совести, конечно!
Как карта ляжет у новой мишени Елены Валерьевны – повторимся, пока неясно. Так вроде совет адвокатского братства объективно смотрит на подобные казусы, не прогибается и рассуждает адекватно.
Но на всякий случай, уважаемые адвокаты, идя на суд к Елене Валерьевне Москович, помните, кто вы, а кто Она!
Елена Валерьевна Москович родилась в 1976 году, в 2001 году окончила МГЮА. В 2004 году (в смысле рано, алё! три года стажа!) назначена судьёй Магаданского городского суда на 3-летний срок судебных полномочий. В 2008 году назначена судьёй Магаданского городского суда на неограниченный срок полномочий (йии-ха, хотя могли и сразу на бессрочку назначить, бюрократы позорные). В 2017 года за судьей Москович Е.В. закреплено рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних (детишек кому попало не доверят, лузеры). 01 марта 2016 года Москович Е.В. избрана членом Совета судей Магаданской области (К-к-к-комбо! держись, областной, ты следующий, твоей коллегии по уголовке нужен новый герой – угадай, кто).
О Елене Валерьевне на сайте судьироссии.рф есть и отзывы – пусть он один, но какой положительный, почитайте обязательно! Ааааа, от души душевно, пацанчик, как мед слова твои! Хотя че эт симпатичная, не симпатичная, а красауица, че ты заскромничал, папин бродяга, мамин симпатяга!
А теперь оргвыводы! Дорогая Елена Валерьевна! Мы понимаем, что после института Вы так мало не были судьей, что, наверное, не помните себя никем, кроме судьи. Но представьте себе, хоть это и трудно, себя на месте участника судебного процесса. Может произойти что угодно, но любую проблему можно решить мирным диалогом, и адвоката можно попросить подождать, если Вы не успеваете закончить предыдущий процесс – он ведь подождет. И дату заседания можно выбрать, на которую участник процесса сможет явиться, тогда и заседание состоится без ущерба для срока рассмотрения дела. И конфликты можно не создавать вообще – ведь когда их нет, никому от этого не хуже. И корона на голове хорошо сидит, если только она не жмет… Хотя, конечно, кесарю кесарево, слесарю слесарево…
челобитная(бить челом)
Смотреть что такое «челобитная(бить челом)<,>» в других словарях:
Бить челом — Бить челомъ (иноск.) кланяться, просить. Челобитная просьба съ низкимъ до земли поклономъ (по обычаю бояръ, при подачѣ просьбы царю, кланяясь до полу, бить объ него лбомъ). Ср. Бьютъ челомъ тебѣ, великому царю. Данилевскій. Вечеръ въ теремѣ. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
бить челом — I. (иноск.) кланяться, просить Челобитная просьба с низким до земли поклоном (по обычаю бояр, при подаче просьбы царю, кланяясь до полу, бить о него лбом) Ср. Бьют челом тебе, великому царю. Данилевский. Вечер в тереме. Ср. И бьет челом, боярин,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
челобитная — ЧЕЛОБИТНАЯ, истор. – Вид грамоты с прошением или жалобой, подававшейся на имя царя или местным властям (см. Самотик Пасс. сл. 92). Наказали поводыри в Томский острог челобитную свезть – вез, не считая время (2. 299). СРИ 168: челобитная «В Моск.… … Словарь трилогии «Государева вотчина»
ЧЕЛОБИТНАЯ — ЧЕЛОБИТНАЯ, челобитной, жен. (ист.). В древнейРуси письменное прошение (срн. бить челом, см. бить). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Челобитная — (русс. Челобиться, от «бить челом») в делопроизводстве России в XV начале XVIII в. просьба или жалоба, подаваемая центральным или местным властям. Ч. была основной формой обращения к государю. Писали отдельные лица и коллективы (коллективные Ч.… … Энциклопедия права
челобитная — ой; ж. 1. В Русском государстве 15 начала 18 вв.: грамота с прошением или жалобой, подававшаяся на имя царя или местным властям. Писать, подавать челобитную. 2. Шутл. Просьба, жалоба (обычно изложенная письменно). * * * челобитная прошение,… … Энциклопедический словарь
Челобитная — (русс. Челобиться, от «бить челом») в делопроизводстве России в XV начале XVIII в. просьба или жалоба, подаваемая центральным или местным властям. Ч. была основной формой обращения к государю. Писали отдельные лица и коллективы (коллективные Ч.… … Большой юридический словарь
челобитная — Искон. Возникло в результате универбации фразеологич. оборота челобитная грамота, в котором челобитная суф. производное от челобитье, сложносуф. образование (с помощью суф. j ) на базе челом бить «просить» < «кланяться» (до прикосновения лбом… … Этимологический словарь русского языка
челобитная — Это старинное название письменного прошения образовалось от словосочетания челобитная грамота. Прилагательное челобитная образовано от существительного челобитье, возникшего на базе сочетания челом бить – кланяться, просить … Этимологический словарь русского языка Крылова
челобитная — др. русск. челобитье (Полоцк. грам. 1396 г., Новгор. I летоп. 1375 г. и др.; см. Срезн. III, 1489 и сл.), бити челом (уже в грам. 1389 г.), оба выражения встречаются еще у Котошихина. От чело и бить; см. Шрадер – Неринг I, 415 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера