чего в мире 142

Таинственный козырь Су-57: что скрывает гиперзвуковая ракета «Личинка-МД»?

чего в мире 142. Смотреть фото чего в мире 142. Смотреть картинку чего в мире 142. Картинка про чего в мире 142. Фото чего в мире 142

АО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» начала опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке перспективной малогабаритной гиперзвуковой тактической ракеты «Личинка-МД» большой дальности для оснащения истребителей 5-го поколения Су-57. Эта новость была встречена шквалом комментариев со стороны отечественных и зарубежных военных обозревателей, отслеживающих историю развития гиперзвуковых средств воздушно-космического нападения.

И действительно, размещение обладающей предполагаемой ЭПР порядка 0,1 — 0,07 кв. м «Личинки-МД» на внешнем подфюзеляжном узле подвески Су-57 было бы чревато совокупным увеличением эффективной отражающей поверхности «Сушки» с 0,3 до 0,45 кв. м соответственно. Применительно к энергетическому потенциалу многофункциональных РЛС AN/MPQ-65 противоракетных комплексов Patriot PAC-3MSE вышеуказанный диапазон уровня ЭОП предполагает увеличение дальности обнаружения примерно на 20 км (с 75 до 95 км соответственно), в то время как для более высокопотенциальных АФАР-радаров дальнего радиолокационного обнаружения AN/APY-2/9 самолётов РЛДН E-3C Sentry и E-2D Advanced Hawkeye данный диапазон дальностей пеленгования Су-57 может составлять 40 — 50 км соответственно.

На современных театрах военных действий размещение «Личинки-МД», обеспечивающее 15−20% снижение дальности обнаружения и «захвата» РЛС противника, может сыграть решающую роль в преодолении «противовоздушного заслона», либо в осуществлении противоракетного манёвра.

Между тем, куда более широкий спектр оперативно-тактических преимуществ может быть достигнут благодаря внушительной дальности действия, а также ряду уникальных летно-технических параметров ракеты. Располагая малогабаритным «долгоиграющим» гиперзвуковым интегральным ракетно-прямоточным двигателем с дроссельно-клапанным блоком регулирования подачи топлива в камеру сгорания из газогенератора, гиперзвуковая ракета «Личинка-МД» сможет поддерживать высокую гиперзвуковую скорость полёта (8 — 5М) на протяжении практически всей траектории полёта.

Снижение же скорости до сверхзвуковых показателей в 4 — 3,5 М может потребоваться лишь на терминальном участке траектории для осуществления более интенсивных противозенитных манёвров. Данный нюанс обусловлен вероятностью разрушения силовых узлов планера «Личинки-МД» при воздействии критических механических нагрузок, превышающих конструктивный запас прочности изделия при чрезвычайно интенсивном маневрировании с гиперзвуковыми скоростями в плотных слоях стратосферы и тропосферы.

Принимая во внимание тот факт, что не превышающая 0,07 — 0,1 кв. м ЭПР «Личинок-МД» ограничит дальность их уверенного обнаружения радарами наведения AN/MPQ-65 комплексов Patriot PAC-3MSE всего 60 — 50 километрами, нетрудно прийти к выводу, что 8-маховая скорость полёта данных ракет оставит боевым расчётам «Пэтриотов» лишь 20 — 25-секундное временное «окно» на попытки перехвата зенитными ракетами MIM-104FPAC-3MSE.

Учитывая же энергичное противозенитное маневрирование «Личинок-МД» с перегрузками более 25 ед. на терминальных участках траекторий, а также вероятное наличие в элементной базе ракет модулей РЭБ, вероятность поражения может снизится до 0,25 — 0,3. Следовательно, в случае массированного удара «Личинок-МД» даже несколько противоракетных батарей не смогут обеспечить надёжное прикрытие объекта.

Что же касается маршевого участка траекторий полёта «Личинок-МД», пролегающего в верхних слоях стратосферы и мезосфере (в высотном диапазоне от 35 до 55 км), то и на нём они будут оставаться неуязвимыми практически для всех известных западноевропейских и американских зенитно-ракетных и противоракетных комплексов наземного и корабельного базирования. В частности, боевые ступени (экзоатмосферные кинетические перехватчики) Kill Vehicle и Mk 142 противоракет семейств THAAD и SM-3 Block IB/IIA (RIM-161C/E), адаптированные к оперированию за пределами плотных слоёв атмосферы (на высотах более 100 км, выше линии Кармана) не смогут осуществлять перехват ракет «Личинка-МД» на высотах 35 — 55 км. Данная особенность обусловлена как невозможностью функционирования средневолновых инфракрасных ГСН перехватчиков KV и Mk 142 в условиях аэродинамического сопротивления/нагрева и плазмообразования, обусловленного 5-маховой скоростью полёт, так и их неправильной аэродинамической компоновкой, предполагающей исключительно экзоатмосферное применение.

Высокоманевренные эндоатмосферные перехватчики MIM-104F комплексов Patriot PAC-3MSE несмотря на наличие всевысотных газодинамических органов управления также не смогут перехватить ракеты «Личинка-МД» на маршевом участке траектории в связи с недостаточным энергетическим потенциалом малогабаритного двухрежимного РДТТ, ограничивающего высотный рубеж поражаемых целей в 25 — 27 км.

Не смогут что-либо противопоставить «Личинкам-МД» и распиаренные американские дальнобойные эндоатмосферные ЗУР-перехватчики корабельного базирования RIM-174B ERAM (SM-6 Block IB/Dual II), обладающие дальностью действия около 240 — 300 км. Основной причиной является наличие в системе управления данных ЗУР лишь хвостовых аэродинамических рулей, теряющих эффективность в разреженных слоях стратосферы (на высотах более 27 км), в то время как «Личинка-МД» способна выполнять манёвры и на гиперзвуковой скорости (хоть и со сниженными до 8 — 15G располагаемыми перегрузками).

В перспективе подобные технологические бонусы откроют перед экипажами строевых Су-57 невиданные ранее возможности в преодолении эшелонированных ПРО и ПВО, возводимых СВ США на наземных театрах военных действий XXI века, а также в подавлении корабельных «зонтиков» ПРО ВМС США, формируемых в рамках проработанной Пентагоном концепции морской ПВО-ПРО NIFC-CA.

Источник

Самые известные долгожители в мире. Справка

чего в мире 142. Смотреть фото чего в мире 142. Смотреть картинку чего в мире 142. Картинка про чего в мире 142. Фото чего в мире 142

Одна из самых старых женщин Италии Терезия Штаффлер (Theresia Staffler) скончалась в понедельник вечером в горном местечке Санта Валпурга (Santa Valpurga) северо-итальянской области Трентино-Альто-Адидже на 112-м году жизни. Штаффлер была далеко не единственной известной долгожительницей, возраст которой превышал 100 лет.

Продолжительность человеческой жизни зависит от многих причин. Это и генетическая предрасположенность, и окружающая среда, и настрой человека, его желание жить. До ста лет доживает лишь малая доля процента от общей численности людей на Земле.

Как утверждают специалисты-геронтологи, продолжительность жизни современного человека на 40% меньше той, что отведена ему природой: 100–120 лет активной и полноценной жизни не предел для человеческого организма.

По классификации Всемирной организации здравоохранения к долгожителям относят пожилых людей, перешагнувших 90-летний рубеж.

Согласно книге рекордов Гиннеса, предел продолжительности человеческой жизни составляет 122 года. Столько прожила Жанна Луиза Кальма, жительница Франции, родившаяся 21 февраля 1875 года в Арле. На два года меньше прожил житель Японии Шигечио Изуми, родившийся в 1865 году и умерший от воспаления легких в 1986 году.

Но многие ученые и журналисты считают, что книга рекордов Гиннеса обладает не всеми данными о долгожителях. Так, репортер каирской газеты «Аль-Ахбар» рассказывает о человеке, которому, по его словам, 195 лет и он прекрасно помнит открытие Суэцкого канала.

Перепись населения во Вьетнаме в 1991 году также внесла свои коррективы в вопрос о долгожителях. В уезде Кунхол провинции Нгетинь был обнаружен человек, которому исполнилось 142 года. Там же, во Вьетнаме, нашли долгожительницу, которая родилась в 1847 году, пережила трех своих мужей и имеет четверых детей, которым уже перевалило за 100 лет.

По непроверенным данным одним из самых старых жителей планеты являлся гражданин Китая Ли-Чгунг-ян, родившийся в 1680 году и умерший в 1933 году в возрасте 253 лет. Однако эти сообщения не подтверждены документально.

Один из самых старых жителей Колумбии Хавьера Перейра прожил 169 лет. В его честь была выпущена специальная почтовая марка. В день, когда Перейре исполнилось 146 лет, его пришли поздравить представители власти и высшие чиновники. Они попросили согласия юбиляра на то, чтобы в его честь была выпущена памятная марка с его изображением. Перейра согласился, но поставил условие: внизу в углу марки должно быть написано: «И пью, и курю».

В Советском Союзе в честь долгожителя Мухамеда Эйвазова также была выпущена почтовая марка (ему тогда исполнилось 148 лет). После этого Эйвазов прожил еще три года. Умер он в августе 1959 года.

Интересный случай описывают английские историки. В 1635 году из провинции в Лондон приехал крестьянин Томас Парр, чтобы предстать перед королем Карлом как чудо долголетия. Парр утверждал, что он пережил девятерых королей и ему 152 года. В честь долгожителя король устроил пышное пиршество, после которого Томас Парр внезапно умер. Вскрывал его известный английский врач Вильям Гарвей, открывший кровообращение. По словам Гарвея, Парр умер от пневмонии, но, как говорят легенды, причиной его смерти явилось обильное угощение за столом у короля. Похоронили Парра с почестями в Вестминстерском аббатстве.

Из наиболее известных долгожителей можно также отметить следующих:

Золтан Петридж (Венгрия) – 186 лет.

Петр Зортай (Венгрия) – 185 лет (1539–1724).

Кэнтигерн – основатель аббатства в Глазго. Известен под именем святого Мунго. Прожил 185 лет.

Тэнсе Абзиве (Осетия) – 180 лет.

Худдие (Албания) – 170 лет. Его потомство достигло 200 человек.

Ханджер Нине (Турция). Прожил 169 лет. Умер в 1964 году.

Сайяд Абдул Мабуд (Пакистан) – 159 лет.

В развитых странах мира идет постоянная борьба за выживаемость и оздоровление нации, за увеличение продолжительности жизни каждого человека. Увеличение продолжительности жизни во всех странах мира достигается за счет уменьшения детской смертности и снижения смертности от онкологических и сердечных заболеваний. Таким образом, побеждая болезни, человечество стремится приблизиться к достижению верхнего предела человеческой жизни.

Леонард Хейфлик, профессор анатомии Калифорнийского университета, на основании составленных им графиков выживания человека для отдельных стран и разных периодов получил теоретическую кривую с верхним пределом в 115 лет. Одновременно Хейфлик обнаружил еще одну интересную закономерность: оказывается, продолжительность жизни человека пропорционально связана с отношением веса мозга к весу тела. Чем больше это отношение, тем длиннее жизнь, а она довольно резко менялась в определенные периоды в течение эволюции. Последний раз сильное ее увеличение произошло 100 тысяч лет назад, после чего она практически не менялась, как не менялось и отношение веса мозга к весу тела.

Леонард Хейфлик также высказал оригинальную точку зрения на старение организма. По его словам, старение наступает после прекращения роста, и те существа, рост которых не прекращается со временем (акула, осетр, галапагосская черепаха), стареют очень и очень медленно.

О верхней границе человеческой жизни различные ученые мира говорят по‑разному. Знаменитый средневековый медик Парацельс считал, что человек может жить 600 лет. Альбрехт фон Галлер и Христоф Вильгельм Гуфеланд (ученые ХVIII в.) считали пределом человеческой жизни возраст в 200 лет. Русские ученые Илья Мечников и Александр Богомолец говорили о 160 годах.

Как это ни парадоксально звучит, редко кто из долгожителей умирает естественной смертью непосредственно от старости. Практически всегда причиной смерти являются различные заболевания – сердечно-сосудистые, онкологические, инфекционные.

В своих «Этюдах оптимизма» Мечников указывал, что «в 1902 году в Париже на 1000 смертных случаев между 70 и 74 годами от старости умерло всего 85 человек. Большинство стариков умирало от заразных болезней: воспаления легких и чахотки, от болезней сердца, почек или кровоизлияния в мозг». Даже знаменитые долгожители англичанин Томас Парр (152 года) и турок Зара Ага (156 лет) умерли не от возраста, а от болезней (первый от пневмонии, второй от уремической комы, вызванной заболеванием простаты).

Говорят, что курение сокращает жизнь. Однако многие долгожители курили. Росс, получивший премию долголетия в 102 года (1896), был заядлым курильщиком.

Ученых всегда интересовали так называемые «очаги долголетия», обособленные районы, где люди живут значительно дольше, чем в других местах и до конца жизни сохраняют жизнеспособность и энергию. Одним из таких районов является Абхазия, где почти 3% населения является долгожителями, возраст которых превышает 100 лет.

По оценкам, в 2000 году в США было 70–80 тысяч людей возрастом 100 лет и больше. Столетние люди представляют собой одну из наиболее быстро растущих возрастных групп в населении США.

Средняя продолжительность жизни на Кубе, соседей США, одна из самых высоких в мире: 76 лет. При этом на 11 миллионов населения страны приходится около 3 тысяч людей, перешагнувших столетний рубеж.

Тайвань может похвастаться числом своих долгожителей в возрасте старше 100 лет. По данным агентства Синьхуа на октябрь 2009 года, в государстве их 1223 человека. Среди людей почтенного возраста 853 женщины и 370 мужчин. Самые старшие из них – 116-летняя жительница города Гаосюн и 113-летний житель уезда Ляньхуа, города Тайбэй.

В ноябре 2009 года 125 лет исполнилось крестьянке Халиме Солмаз – старейшей женщине планеты, которая живет на востоке Турции в высокогорной провинции Диярбакыр. В подтверждение этому представитель провинциального бюро по переписи населения показал удостоверение личности вселенского юбиляра, в котором зарегистрирована дата рождения бабушки Халиме – 1884 год.

11 января 2010 года на 112-м году жизни в горном местечке Санта Валпурга (Santa Valpurga) северо‑итальянской области Трентино-Альто-Адидже скончалась одна из самых старых женщин Италии Терезия Штаффлер (Theresia Staffler).

Штаффлер, которая родилась в 1898 году, удалось пожить в ХIХ, ХХ и ХХI веках. Она занимала 45-е место в мировом списке долгожителей.

Хоронить Терезию будут две ее дочери, которым исполнилось 88 и 85 лет, а также многочисленные внуки и правнуки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Миллиардеру Алексею Мордашову передадут новую суперъяхту длиной 142 метра

Близкий к бизнесмену источник Forbes уточнил, что с предыдущей лодкой — построенной в 2013 году 63-метровой Lady M — бизнесмен расставаться не планирует: у Мордашова семеро детей, в том числе двое совершеннолетних сыновей от второго брака, Кирилл и Никита, которым он уже передал часть своих активов.

Сдача проекта задержалась — яхту должны были передать заказчику еще в 2019 году, о чем сообщала брокерская компания Moran Yacht & Ship, которая контролировала процесс строительства. Для нее проект стал крупнейшим в истории. Срок сдачи судна был перенесен на 2020 год, но и он не был выдержан. Менялись не только сроки, но и название яхты — первоначально она называлась Redwood, при спуске на воду в июле 2020-го — OPUS, а в ноябре была переименована в Nord («Север»). Последнее имя перекликается с названием компании бизнесмена — «Северсталь». Физическая замена букв в названии на носу лодки и в дизайнерских элементах по бортам проходила под покровом ночи, рассказывает один из собеседников Forbes. Фотографии этого процесса позднее опубликовал в своем аккаунте в Instagram немецкий яхтенный фотограф.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Philipp Gonschorek (@philipp.gonschorek)

Nord готова принять до 36 гостей в 20 каютах, у нее шесть палуб, одна из которых техническая. Среди особенностей — большой бассейн, джакузи на солнечной террасе, спа-салон, дайвинг-центр, кинотеатр, пляжная зона, зона для барбекю, гараж для тендеров и две вертолетные площадки. Дизайн судна разрабатывала всемирно известная венецианская студия Nuvolari & Lenard, для которой этот проект стал третьим совместным с Lürssen. Другие два — это 86-метровая яхта Quatroelle (2013) и строящаяся Testarossa (2022, 116 м). Обслуживать лодку предстоит команде, в которой более 40 человек.

По словам Авдеева, Nord построена в лучших традициях Lürssen с использованием всех последних достижений. По своим характеристикам она посередине между двумя другим лодкам верфи — A+ и Flying Fox: ее водоизмещающий корпус также сделан из стали, а надстройка — из алюминия. Гибридный двигатель позволяет развивать максимальную скорость 20 узлов, крейсерскую — 15 узлов.

Авдеев считает, что Nord будет не только комфортной, максимально автономной и готовой на трансатлантические переходы, но и высоко экологичной — в этом проекте Lürssen найдена золотая середина между весом лодки, мощностью двигателей и экологичностью. «На яхте водоизмещением 9250 т стоит гибридная пропульсивная система ( где мощность, полученная от двигателей, дополняется мощностью энергетических установок. — Forbes). Какая точно система, пока не заявлено, но зная вовлеченность CEO Lürssen Питера Люрсена в дела Фонда Water Revolution, который занимается вопросами экологии в яхтенном бизнесе, очевидно, что яхта будет высоко экологичной», — говорит Авдеев.

Boat International Media пишет, что лодка находится в тренде спроса на суперъяхты длиной более 100 м, способные исследовать самые труднодоступные места. Для этих целей она оснащена подвеской для защиты вертолетов в экстремальных климатических условиях, подводной лодкой и дистанционно управляемым аппаратом (ROV) для навигации по дну океана.

Уплыли от вируса: где пережидают пандемию яхты российских миллиардеров

Уплыли от вируса: где пережидают пандемию яхты российских миллиардеров

Источник

Шестопсалмие

чего в мире 142. Смотреть фото чего в мире 142. Смотреть картинку чего в мире 142. Картинка про чего в мире 142. Фото чего в мире 142

Чтобы вни­ма­ние слу­ша­ю­щих ничем не раз­вле­ка­лось при чтении шесто­псал­мия и они могли углуб­ляться в смысл чита­е­мого, устав Церкви пред нача­лом чтения пола­гает пога­шать почти все осо­бенно яркие све­тиль­ники и остав­лять моля­щихся в полу­мраке. Особое вни­ма­ние тре­бу­ется при чтении и слу­ша­нии шесто­псал­мия по его содер­жа­нию. «Пока­я­ния псалмы сии испол­нены суть и уте­ше­ния», – гово­рится в Уставе.

О покло­нах при чтении Шесто­псал­мия

1. В Часо­слове (после­до­ва­ние Утрени) в сере­дине Шесто­псал­мия ука­зано: «Слава, и ныне; Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без покло­нов», т.е. можно кре­ститься, но без покло­нов.

2. В Опти­ной суще­ствует тра­ди­ция не накла­ды­вать на себя крест­ное зна­ме­ние в сере­дине Шесто­псал­мия. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истин­ными пре­да­ни­ями святых отцов запо­ве­дала М. во время шесто­псал­мия не кре­ститься, — сие сове­тую вам хра­нить, и потому более сей завет должно наблю­дать, что все­цело согла­сен с сове­том боже­ствен­ных бого­дух­но­вен­ных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудр­ствует, о сем и вас зази­рает, тако­вый зазор, по неве­де­нию их, не важен, а запо­ведь — душе­спа­си­тельна. Если же кто вас спро­сит, почему вы не под­ра­жа­ете им, то бла­го­склонно можете ответ­ство­вать, что сего истина тре­бует: пусть посмот­рит в Триоди Пост­ной и в Уставе о сем, а более того запо­ве­дала всем ста­рица».

Такую же прак­тику реко­мен­до­вал прп. Паисий Свя­то­го­рец:
— Геронда, а почему мы не садимся на шесто­псал­мии?
— Потому что оно сим­во­ли­зи­рует Страш­ный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шесто­псал­мия ум идет на час Страш­ного Суда. Шесто­псал­мие зани­мает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не кре­стимся, потому что Хри­стос придет сейчас не для того, чтобы рас­пяться, но явится миру как Судия.

Шесто­псал­мие. Его содер­жа­ние, осо­бен­но­сти и духов­ный смысл

^ Место Шесто­псал­мия в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии

После гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ство ока­за­лось ото­рван­ным от бла­го­дат­ного обще­ния с Богом, погру­зи­лось во мрак неве­де­ния и гре­хов­ных стра­стей; эта ночь бытия чело­ве­че­ского пред­став­лена в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Вечер­ней. Из тем­ноты этой ночи страж­ду­щая душа вет­хо­за­вет­ного народа в напря­жен­ном ожи­да­нии молится сло­вами псал­мо­певца Давида о при­ходе Мессии: Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя… ( Пс.140:1 ), изведи из тем­ницы душу мою… ( Пс.141:8 ), из глу­бины воз­звах к Тебе, Гос­поди, Гос­поди, услыши глас мой… ( Пс.129:1 ). Вет­хо­за­вет­ные про­роки гото­вят народ к при­ходу Спа­си­теля: бла­го­словлю Гос­пода на всякое время, выну хвала Его во устех моих… ( Пс.33:2 ), чув­ствуя, что только боя­щи­еся Его, святые Его, крот­кие и сми­рен­ные духом узнают Его, примут Слово Его и обря­щут спа­се­ние.

Но вот Вечерня окон­чена – кон­чи­лось вет­хо­за­вет­ное время, насту­пило новое время, родился Спа­си­тель. Об этом трое­кратно (в честь Святой Троицы) воз­ве­щают Ангелы: слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:17 ). Начи­на­ется Утреня – ново­за­вет­ная служба. Что озна­чают слова Ангель­ской песни? В них гово­рится, что славу Богу вос­пе­вают прежде всего небо­жи­тели (слава в вышних), раду­ю­щи­еся об искуп­ле­нии чело­ве­че­ства; что Спа­си­тель принес мир на землю, то есть при­ми­рил греш­ное чело­ве­че­ство с Богом (и на земли мир), Кото­рый тем явил Свою любовь к людям (в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние). После Ангель­ской песни уже чело­век хочет воз­дать хвалу Богу и просит Боже­ствен­ного содей­ствия этому сло­вами 50-го псалма: Гос­поди, устне мои отвер­зеши, и уста моя воз­ве­стят хвалу Твою ( Пс.50:17 ). Эти слова повто­ря­ются дважды – как отра­же­ние древ­него анти­фон­ного (то есть на два хора) пения. Затем гаснет свет, и чтец начи­нает читать Шесто­псал­мие.

Это уже ново­за­вет­ное время. Спа­си­тель родился глу­бо­кой ночью, пришел в мир не как земной царь, а в образе раба. Он еще не вышел на Свое обще­ствен­ное слу­же­ние (храм погру­жен в полу­мрак), но Он уже молится Своему Небес­ному Отцу о всем роде чело­ве­че­ском ( 1Ин.2:1-2 ). В бого­слу­же­нии Утрени этому соот­вет­ствует сере­дина Шесто­псал­мия, когда, после про­чте­ния первых трех псал­мов и малого сла­во­сло­вия из алтаря выхо­дит свя­щен­ник, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий собой Христа, ста­но­вится лицом к алтарю и при закры­тых Цар­ских вратах читает 12 утрен­них молитв, освя­щая каждый час дня. Ска­зан­ное делает понят­ным уста­нов­ле­ние стро­гих правил пове­де­ния в храме при чтении Шесто­псал­мия: в это время пола­га­ется стоять прямо и бла­го­го­вейно, пред­стоя как бы Самому Христу, не отвле­каться, не ходить по храму. В цер­ков­ном Уставе об этом напи­сано сле­ду­ю­щее: “Тако гла­го­лем Шесто­псал­мие вни­ма­нием и стра­хом Божиим, яко Самому собе­се­ду­юще Христу Богу нашему неви­димо, и моля­щеся о гресех наших”. Читать Шесто­псал­мие, согласно Уставу, сле­дует “не бор­зяся”, то есть ровно, внятно, чув­ствуя ответ­ствен­ность момента. Неко­то­рые избран­ные стихи ( Пс.3:6, 37:23, 62:7-9, 87:2-3, 102:22, 142:2, 10 ) повто­ря­ются в конце псалма, дабы оста­но­вить на них наше вни­ма­ние. В древ­но­сти эти стихи пелись хорами и всем наро­дом.

Шесто­псал­мие в его насто­я­щем виде вошло в цер­ков­ное бого­слу­же­ние не ранее VII-го века. О нем гово­рится в уста­вах раз­лич­ных мона­сты­рей (напри­мер, Сту­дий­ском), упо­ми­на­ется Иоан­ном Мосхом (авто­ром “Луга духов­ного”) и Софро­нием, пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским в опи­са­нии утрени VII века на Синае и в Пале­стине. Как ука­зы­вают неко­то­рые тол­ко­ва­тели, “Шесто­псал­мие как бы заме­няет всю Псал­тирь, кото­рая про­чи­ты­ва­лась в древ­но­сти на бдении”. Кем было уста­нов­лено Шесто­псал­мие, оста­ется неиз­вест­ным. Загадку пред­став­ляет также вопрос, почему из 150 псал­мов выбраны именно ука­зан­ные. Однако, следуя пра­во­слав­ной тра­ди­ции, можно утвер­ждать, что выбор этот не слу­чаен, он осу­ществ­лен Самим Духом Святым и несет в себе глу­бо­кий духов­ный смысл. Поста­ра­емся найти этот смысл, опи­ра­ясь на тол­ко­ва­ния святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви.

^ Общее рас­смот­ре­ние Шесто­псал­мия

Исход­ной точкой нашего рас­смот­ре­ния явля­ется поло­же­ние, что Шесто­псал­мие есть не просто после­до­ва­тель­ность шести псал­мов, а спе­ци­аль­ный бого­слу­жеб­ный текст, пред­став­ля­ю­щий собой единое целое, со своей соб­ствен­ной струк­ту­рой, “мело­дией” и харак­тер­ными осо­бен­но­стями. По какому прин­ципу выбраны псалмы? Этот вопрос более труд­ный, чем кажется на первый взгляд. Начнем с тех осо­бен­но­стей Шесто­псал­мия, кото­рые лежат на поверх­но­сти 1:

Все пере­чис­лен­ные осо­бен­но­сти Шесто­псал­мия, кроме п.4, взяты нами из “Тол­ко­вого типи­кона” М. Ска­бал­ла­но­вича (По мнению Ска­бал­ла­но­вича, “Шесто­псал­мие – это не столько молитва, сколько изли­я­ние чувств веру­ю­щего”. Другие тол­ко­ва­тели, напри­мер, свящ. Н. Виш­ня­ков, прямо назы­вают ука­зан­ные псалмы молит­вами. На это ука­зы­вают и слова самих псал­мов (см. напр. Пс.87:3, 142:1 ). – Прим. авт.). Их можно рас­смат­ри­вать как внеш­ние при­знаки мно­го­пла­но­вого и име­ю­щего свои зако­но­мер­но­сти духов­ного содер­жа­ния Шесто­псал­мия. Поэтому сами по себе они не могут слу­жить ключом к его пони­ма­нию. Но их нельзя и игно­ри­ро­вать, как нельзя отбро­сить форму, без кото­рой невоз­можно содер­жа­ние. Оста­но­вимся несколько подроб­нее на этом вопросе.

^ Жизнь царя Давида по Шесто­псал­мию

Как сле­дует из над­пи­са­ний, авто­ром всех псал­мов Шесто­псал­мия, кроме 87 псалма, явля­ется Давид – древ­не­ев­рей­ский царь, пророк и псал­мо­пе­вец, живший за тысячу лет до Рож­де­ства Хри­стова. Этот заме­ча­тель­ный муж, воз­люб­лен­ный (Имя Давид по-еврей­ски значит “воз­люб­лен­ный”. – Прим. ред.) и избран­ный на слу­же­ние Самим Богом ( Деян.13:22 ), всю свою жизнь от самой юности под­вер­гался мно­го­чис­лен­ным гоне­ниям и опас­но­стям, испы­ты­вал силь­ные скорби и иску­ше­ния ( Пс.87:16 ). Но нико­гда, даже в самых труд­ных обсто­я­тель­ствах, нахо­дясь на воло­сок от смерти, он не терял своего твер­дого упо­ва­ния на Бога, к Нему обра­щался в скорби, Его бла­го­да­рил и вос­хва­лял в радо­сти. Этот высо­кий настрой души псал­мо­певца задает тон всем его псал­мам. В них нахо­дят отра­же­ние и кон­крет­ные собы­тия жизни царя Давида. Рас­смот­рим эти собы­тия на мате­ри­але Шесто­псал­мия, при­дер­жи­ва­ясь хро­но­ло­ги­че­ского порядка.

Псалом 62 отно­сится к тому вре­мени, когда псал­мо­пе­вец Давид искал спа­се­ния в пустыни Иудей­ской от пре­сле­до­ва­ний гроз­ного врага, по мнению боль­шин­ства тол­ко­ва­те­лей, зави­до­вав­шего ему и опа­сав­ше­гося за свой трон царя Саула (см. 1Цар.23:19, 26:2, 24:1-2 ). Другие иссле­до­ва­тели не без осно­ва­ния отно­сят этот псалом ко вре­ме­нам более позд­ним, когда Давид был уже царем (см. Пс.62:12 ), и против него, стре­мясь захва­тить власть, поднял вос­ста­ние его соб­ствен­ный сын Авес­са­лом. Эти собы­тия, опи­сан­ные во Второй книге Царств, в 15–18 главах, отра­жены и в других псал­мах, кроме 102-го, и состав­ляют доми­ни­ру­ю­щую тему Шесто­псал­мия. При­чи­ной вос­ста­ния, по тол­ко­ва­нию святых отцов, был тяжкий грех пре­лю­бо­де­я­ния и убий­ства, совер­шен­ный Дави­дом ( 2Цар.11 ). Вот что пишет об этом свт. Иоанн Зла­то­уст: “Давид бежал от сына своего, потому что уда­лился от чистоты; бежал от сына, потому что нару­шил цело­муд­рен­ное супру­же­ство; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, кото­рый гово­рит: не убий, не пре­любы сотвори ( Исх.20:13-14 ). Он ввел в свой дом чужую агницу, убив ее пас­тыря, и агнец из соб­ствен­ного дома его стал бодать своего пас­тыря; он внес войну в чужой дом, и из соб­ствен­ного дома его вос­стала против него война”. Иоанн Зла­то­уст под­чер­ки­вает, что это не его соб­ствен­ное умство­ва­ние, а непре­лож­ный закон Божий: “откуда источ­ник греха, оттуда и бич нака­за­ния” 8 (“Беседа” на Пс.3 ).

Псалом 102, как счи­тают тол­ков­ники 7, напи­сан Дави­дом зна­чи­тельно позже, уже на склоне лет. По словам бла­жен­ного Фео­до­рита, “это бла­го­дар­ствен­ная песнь Богу об избав­ле­нии от раб­ства Вави­лон­ского”.

^ Срав­ни­тель­ный анализ содер­жа­ния псал­мов

Как уже было ска­зано ранее, Шесто­псал­мие чита­ется при потух­ших свечах. Но в нем уже брез­жит утрен­няя заря. Это состо­я­ние пере­хода от вет­хо­за­вет­ного мрака к Еван­гель­скому свету и отра­жает содер­жа­ние Шесто­псал­мия. Тема ночи и утра отчет­ливо звучит в псал­мах 3:62, 87 и 142 и несколько заву­а­ли­ро­ванно – в псал­мах 37 и 102 (Об утрен­нем вре­мени гово­рится и в других псал­мах, напри­мер, в псал­мах пер­вого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выпи­сать подряд отме­чен­ные Ска­бал­ла­но­ви­чем стихи, то нетрудно уви­деть про­хо­дя­щую через все Шесто­псал­мие “волну” – чере­до­ва­ние тьмы и света, идущее по нарас­та­ю­щей и закан­чи­ва­ю­ще­еся свет­лой надеж­дой на милость Божию. Первый псалом Шесто­псал­мия откры­вает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Гос­подь засту­пит мя – про­буж­де­ние ( Пс.3:6 ). Затем насту­пает полоса как бы непре­рыв­ного мрака: весь день (т.е. всегда, непре­станно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстив­ным весь день поуча­хуся ( Пс.37:13 ), кото­рая сме­ня­ется радост­ной, утрен­ней устрем­лен­но­стью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утре­нюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утрен­ней (т.е. посто­ян­ной) обра­щен­но­сти к Богу укреп­ля­ется, дважды повто­ря­ясь в псал­мах 62 и 87: аще поми­нах Тя на постели моей (ночь), на утрен­них поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воз­звах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя пред­ва­рит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, нако­нец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псал­мах 102 и 142: после скорб­ных раз­мыш­ле­ний о крат­ко­вре­мен­но­сти чело­ве­че­ской жизни, кото­рая отцве­тает, подобно поле­вому цветку ( Пс.102:15 ), псал­мо­пе­вец с новым молит­вен­ным подъ­емом взы­вает ко Гос­поду: слы­шану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ).

Обра­тимся теперь и к другим стихам Шесто­псал­мия. По наблю­де­нию Ска­бал­ла­но­вича, данные псалмы одно­родны по содер­жа­нию и тону. Эта одно­род­ность про­сту­пает осо­бенно явственно, если рас­смат­ри­вать содер­жа­ние Шесто­псал­мия не после­до­ва­тельно – по псал­мам, а парал­лельно – по темам, подобно тому, как мы про­сле­дили за дви­же­нием мрака и света (ночи и утра).

Псал­мо­пе­вец воз­но­сит молитвы – Гос­подь слышит

Эта тема звучит в четы­рех псал­мах: гласом моим ко Гос­поду воз­звах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Гос­поди, уповах, Ты услы­шиши, Гос­поди Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: при­к­лони ухо Твое к моле­нию моему ( Пс.87:3 ); Гос­поди, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши. – Прим. авт.) моле­ние мое во истине Твоей ( Пс.142:1 ). Это мно­го­кратно повто­ря­е­мое на про­тя­же­нии всего Шесто­псал­мия “услыши” создает ощу­ще­ние непре­рыв­но­сти молитвы и уве­рен­но­сти в том, что она при­нята (услы­шана) Богом (ср. Мф.7:7 ).

Напа­де­ние врагов

Тема гони­мого пра­вед­ника состав­ляет содер­жа­ние многих псал­мов. Сотни тысяч (тьмы) вос­став­ших пре­сле­дуют псал­мо­певца ( Пс.3:2, 7 ); они уси­ли­ва­ются и число их все уве­ли­чи­ва­ется ( Пс.37:13, 20 ). Они “ищут душу его” (то есть стре­мятся его убить) – это выра­же­ние неод­но­кратно встре­ча­ется в Шесто­псал­мии ( Пс.37:13, 62:10, 142:3 ). Среди гони­те­лей немало людей прежде близ­ких к псал­мо­певцу, обла­го­де­тель­ство­ван­ных им ( Пс.37:21 ). Поло­же­ние его настолько опасно, что его жизнь бук­вально висит на волоске: живот мой аду при­бли­жися ( Пс.87:4 ) поса­дил мя есть в темных, яко мерт­выя века ( Пс.142:3 ). Эта тема звучит во всех псал­мах Шесто­псал­мия; даже в наи­бо­лее радост­ном 102‑м псалме упо­ми­на­ется о “всех оби­ди­мых” (ст. 6), о пре­сле­ду­е­мом вой­ском фара­она еврей­ском народе, выво­ди­мом из раб­ства Мои­сеем (ст. 7).

Псал­мо­пе­вец видит в своем поло­же­нии пра­вед­ный гнев Божий

О “ярости” и “гневе” Божием гово­рится в двух наи­бо­лее груст­ных псал­мах: 37 и 87. Так пони­мает псал­мо­пе­вец обру­шив­ши­еся на него несча­стья. И если в первом из этих псал­мов он молится, чтобы Гос­подь не нака­зы­вал его Своим гневом ( Пс.37:2 ), то во втором сми­ренно при­ни­мает “гнев и ярость Божий” как выра­же­ние Его святой воли (ср. Мф.26:39 ).

Твер­дое упо­ва­ние псал­мо­певца на Бога

При­ве­ден­ный здесь крат­кий обзор отнюдь не исчер­пы­вает всего содер­жа­ния псал­мов, он лишь иллю­стри­рует тема­ти­че­ское един­ство Шесто­псал­мия.

^ Ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти Шесто­псал­мия

Ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия, по мнению тол­ко­ва­те­лей, харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щим:

— шесто­псал­мие состоит из двух частей, соеди­нен­ных малым сла­во­сло­вием;

Автор работы “Смысл и ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия” заме­чает, что пик радост­ного настро­е­ния при­хо­дится на конец “мажор­ной нечет­ной триады” ( Пс.102 ), а пик скорби – на сере­дину четной триады ( Пс.87 ). Бла­го­даря такой несим­мет­рич­ной струк­туре Шесто­псал­мие в целом, несмотря на скорб­ные сте­на­ния псал­мо­певца, вос­при­ни­ма­ется опти­ми­стично, с чув­ством надежды на милость Божию ( Пс.142:12 ). Инте­ресно и то, что первый и послед­ний псалмы во многом схожи – это создает ком­по­зи­ци­он­ное един­ство Шесто­псал­мия.

^ Духов­ный смысл Шесто­псал­мия

Обо­зрев по воз­мож­но­сти подробно исто­ри­че­скую сто­рону, содер­жа­ние и ком­по­зи­цию Шесто­псал­мия, мы оста­лись, тем не менее, на поверх­но­сти его пони­ма­ния. Это и не уди­ви­тельно, ибо сущ­ность любого явле­ния откры­ва­ется только на духов­ном уровне. Как пишет свт. Гри­го­рий Нис­ский, “Учи­те­лем нашим должно име­но­вать Духа Свя­того, как гово­рит Гос­подь: Той вы научит всему ( Ин.14:26 ); а у Него глав­ное попе­че­ние – быть руко­во­ди­те­лем и настав­ни­ком душ ко спа­се­нию, а все осталь­ное при­зна­ется делом вто­ро­сте­пен­ным” 10. Именно так, как к вопро­сам вто­ро­сте­пен­ным, отно­си­лись св. отцы к автор­ству, вре­мени напи­са­ния, к после­до­ва­тель­но­сти исто­ри­че­ских собы­тий, отра­жен­ных в псал­мах. Сквозь кажу­щу­юся исто­ри­че­скую раз­бро­сан­ность они видят в рас­по­ло­же­нии псал­мов строй­ную систему, обра­зо­ван­ную Духом Святым, Кото­рому “жела­тельно научить нас не про­стой исто­рии, но души наши обра­зо­вать доб­ро­де­те­лию по Богу” 2. Псалом, в их пони­ма­нии, – это “орудие духов­ное” воз­дей­ству­ю­щее на душу, а книга Псал­тирь в целом есть неко­то­рая полная сокро­вищ­ница спа­се­ния чело­ве­че­ского” 4 (свт. Амвро­сий Медио­лан­ский).

В своих тол­ко­ва­ниях Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета и, в част­но­сти, Псал­тири св. отцы выде­ляли как наи­бо­лее важные два пласта духов­ного рас­смот­ре­ния:

Обе эти темы, будучи вза­и­мо­свя­заны, имеют самое непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к делу нашего спа­се­ния ( Ин.5:39 ). Именно по этим двум направ­ле­ниям мы и поста­ра­емся про­сле­дить ход мысли псал­мо­певца, отра­жен­ной в Шесто­псал­мии. Однако, прежде чем браться за столь ответ­ствен­ное дело, выяс­ним, как свя­заны между собою две ука­зан­ные темы.

Итак, мы видим, что обе темы ведут нас ко Христу. Только в свете Хри­сто­вой Истины откры­ва­ется сокро­вен­ный смысл всех сторон чело­ве­че­ского бытия, а тем паче – свя­щен­ных тек­стов.

^ Состо­я­ние души псал­мо­певца по Шесто­псал­мию

Псалом 3

Пра­вед­ник, гони­мый вра­гами – это не только Давид, убе­га­ю­щий от Авес­са­лома. Это душа чело­века, обра­тив­ше­гося к Христу и тер­пя­щего напа­де­ния от бесов, доса­жда­ю­щих ему со всех сторон. “Окрест”, по тол­ко­ва­нию св. отцов, выра­жает сле­ду­ю­щие бесов­ские козни: бесы напа­дают спе­реди, когда ста­ра­ются посе­лить в нас надежду на счаст­ли­вый исход наших начи­на­ний и вызы­вают бес­печ­ность, сзади, когда напо­ми­нают о преж­них наших пре­гре­ше­ниях и тем осквер­няют и вносят уныние, справа, когда, содей­ствуя как бы в благих наших делах, вызы­вают у нас тще­сла­вие, и слева, когда явно скло­няют ко греху 5. Вра­же­ские силы пыта­ются ото­рвать хри­сти­а­нина от Бога внушая, что ему нет спа­се­ния в Бозе его (ст. 3). Но душа-хри­сти­анка муже­ственно отра­жает бесов­ские напа­де­ния молит­вой к Богу: Ты же, Гос­поди, заступ­ник мой ecu, слава моя и воз­но­сяй главу мою (ст. 4). Пра­вед­ник взы­вает ко Христу и тотчас полу­чает ответ. Так обычно чув­ствует себя ново­на­чаль­ный, еще не умуд­рен­ный духов­ным опытом, но под­дер­жи­ва­е­мый бла­го­да­тию Божией.

Псалом 37

На смелый вызов бесам – не убоюся от тем людей (Здесь под словом “людей” св. отцы пони­мают пол­чища демо­нов (ср. Пс.139:1 ); “мужем непра­вед­ным” блаж. Фео­до­рит назы­вает диа­вола 9. – Прим. ред.), окрест напа­да­ю­щих на мя ( Пс.3:7 ), враг отве­чает уси­лен­ным напа­де­нием: псал­мо­пе­вец, всеми остав­лен­ный (ст. 12:13) и осме­ян­ный, терпит тяг­чай­шие нрав­ствен­ные скорби и физи­че­ские болезни (ст. 6–8:11), враги его уси­ли­ва­ются (ст. 20:21), кле­ве­щут на него и стре­мятся погу­бить его.

Как же ведет себя гони­мый пра­вед­ник в такой ситу­а­ции? Он прежде всего обра­щает взор свой на свои соб­ствен­ные грехи (ст. 5:6) и кается в них пред Богом (ст. 19). Он не всту­пает в пре­ре­ка­ния с вра­гами, не оправ­ды­ва­ется (ст. 14:15), а уси­ли­вает молитву к Богу (ст. 10:16, 22:23). Этот псалом отно­сится к пока­ян­ным (К пока­ян­ным отно­сятся сле­ду­ю­щие псалмы: 6:31, 37:50, 101:129, 142. – Прим. авт.) и неда­ром имеет над­пи­са­ние: в вос­по­ми­на­ние о суб­боте – в суб­боту древ­не­ев­рей­ский народ при­но­сил Богу двой­ную жертву ( Чис.28:9-10 ), так и псал­мо­пе­вец при­но­сит сугу­бое пока­я­ние, как истин­ную жертву, угод­ную Богу ( Пс.50:19 ).

Псалом 62

В под­пи­са­нии этого псалма неслу­чайно упо­ми­на­ется пустыня Иудей­ская: чтобы воз­же­лать Бога не только умом и серд­цем но и всею сущ­но­стью своею воз­жада душа моя, коль мно­жи­цею плоть моя (ст. 2), хри­сти­а­нину нужно пройти чрез пустыню иску­ше­ний. 40 лет вел Моисей евреев по пустыне в землю обе­то­ван­ную; в пустыне много дней провел Давид, про­об­ра­зо­вав­ший собой Христа; в пустыне жил Иоанн Кре­сти­тель; 40 дней постился в пустыне Спа­си­тель после кре­ще­ния Своего и перед выхо­дом на про­по­ведь. Пустыня – это место духов­ного укреп­ле­ния 12, именно в пустыне стя­жали бла­го­дать Божию мно­го­чис­лен­ные подвиж­ники хри­сти­ан­ства.

Но святые отцы дают и другое пони­ма­ние слову “пустыня”: земля пуста, непро­ходна и без­водна (ст. 2) – это душа чело­ве­че­ская без Бога. По словам св. Мак­сима Испо­вед­ника, “пустыня есть есте­ство чело­ве­ков, мир сей и душа каж­дого чело­века, став­шая бес­плод­ной вслед­ствие изна­чаль­ного пре­ступ­ле­ния запо­веди” 13. Только почув­ство­вав свою опу­сто­шен­ность, что воз­можно лишь отре­шив­шись от суеты и уйдя “в пустыню”, душа ста­но­вится гото­вой к при­ня­тию слова Божия. Псал­мо­пе­вец жаждет Бога и взы­вает к Нему: лучше милость Твоя паче живот (ст. 4), для него духов­ная пища важнее самой жизни. Псалом звучит опти­ми­стично бла­го­даря своей духов­ной направ­лен­но­сти: при­льпе душа моя по Тебе, мене же прият дес­ница Твоя (ст. 9), внеш­ние скорби (ст. 10:11) отсту­пают как бы на второй план.

Псалом 87

Это самый печаль­ный из всех псал­мов Шесто­псал­мия: чем больше молится псал­мо­пе­вец, тем бед­ствен­нее ста­но­вится его поло­же­ние (ст. 2–10:15–19); более того, он чув­ствует на себе Божий гнев: на мне утвер­дися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел ecu на мя (ст. 8). Он видит себя поки­ну­тым всеми, а глав­ное – Самим Богом: бых яко чело­век без помощи, подобно мерт­вым, кото­рые от руки Твоея отри­но­вени быша (ст. 5:6). Так во всяком случае видится этот псалом с внеш­ней сто­роны. Пра­вед­нику угро­жает смер­тель­ная опас­ность: поло­жиша мя в рове пре­ис­под­нем, в темных и сени смерт­ней (ст. 7); он уже пред­став­ляет себя во гробе, но не пере­стает при­зы­вать Бога (ст. 11–15). Св. отцы учат, что стра­да­ния и скорби Гос­подь посы­лает нам не зря: они очи­щают душу и сми­ряют чело­века. Так и псал­мо­пе­вец уже не просит ни об избав­ле­нии от врагов, ни о духов­ных радо­стях, он просит Бога лишь не отвра­щать лица Своего от него (ст. 15) и сми­ря­ется пред волей Божией (ст. 16).

Псалом 102

И вот тут-то при­хо­дит помощь Божия: Гос­подь при­ни­мает молитву пра­вед­ника и посы­лает бла­го­дать Свою, очи­щает его, исце­ляет недуги, избав­ляет от истле­ния (от раб­ства греху), вен­чает мило­стию и щед­ро­тами (ст. 4). Душа, очи­щен­ная стра­да­нием и умуд­рен­ная духов­ным опытом, полу­чает второе дыха­ние: – обно­вится яко орля юность твоя (ст. 5). И первое дви­же­ние души, осво­бож­ден­ной от раб­ства демо­нам, выве­ден­ной из вави­лон­ского раб­ства стра­стей, по блаж. Фео­до­риту, “бла­го­да­ре­ние Бога и вос­хва­ле­ние Его”9 (ст. 1:2, 20–22).

Псалом 142

Лику­ю­щий тон преды­ду­щего псалма сме­ня­ется горест­ным: на псал­мо­певца опять напа­дают враги (ст. 3) и сму­щают его душев­ное состо­я­ние (ст. 4). Так и должно быть, потому что, пока душа чело­века нахо­дится в теле, враг не оста­вит ее в покое. Но перед нами уже не нови­чок, а зака­лен­ный в духов­ной брани боец. Он видит, сколь опасен и кова­рен враг, и имеет уже опыт борьбы с ним. Он изу­чает исто­рию и извле­кает из неё пользу для себя: помя­нух дни древ­ния, поучахся во всех делах Твоих (ст. 6), молит­венно просит Бога ука­зать ему путь жизни, научить его тво­рить волю Гос­подню (ст. 8:10).

По заме­ча­нию свт. Иоанна Зла­то­уста, псал­мо­пе­вец “не желает здесь ничего чув­ствен­ного, но ищет пути, веду­щего к Богу, и сам от себя пола­гает к тому начало: яко к Тебе взях душу мою, то есть к Тебе стрем­люсь, к Тебе обра­щаю взоры (ст. 8); таким людям осо­бенно Бог ука­зы­вает путь” 8. Умение всего себя пре­да­вать в волю Божию все­ляет в чело­века уве­рен­ность в счаст­ли­вом исходе: Дух Твой Благий наста­вит мя на землю праву (ст. 10). Конец псалма звучит бодро: псал­мо­пе­вец испо­ве­дует себя рабом Божиим и не сомне­ва­ется, что Бог изве­дет от печали душу его, осво­бо­дит ее от напа­да­ю­щих врагов.

Итак, шесть рас­смот­рен­ных псал­мов в их рели­ги­озно-нрав­ствен­ном осве­ще­нии пред­стают перед нами как шесть после­до­ва­тель­ных сту­пе­ней духов­ной лествицы хри­сти­а­нина. Состо­я­ние души псал­мо­певца – это не просто “смена настро­е­ний”, кото­рая “гово­рит о неустой­чи­во­сти чело­ве­че­ского созна­ния, склон­ного к над­ло­мам, соблаз­нам и паде­ниям” 3. Это путь силь­ной своею верою и муже­ствен­ной души-хри­сти­анки в ее вос­хож­де­нии к Богу. Шесто­псал­мие пока­зы­вает нам, как искренне веру­ю­щая и обра­щен­ная ко Христу душа про­хо­дит тяжкий путь иску­ше­ний, духовно воз­рас­тает, укреп­ля­ется, пре­одо­ле­вает, с помо­щью Божией, бесов­ские напа­де­ния и дости­гает бла­го­дат­ного состо­я­ния истин­ной сво­боды – сво­боды жить по воле Божией.

^ Мес­си­ан­ская тема в Шесто­псал­мии

Хотя рас­смат­ри­ва­е­мые нами псалмы не входят в число тра­ди­ци­онно при­знан­ных “мес­си­ан­скими”, каждый из них содер­жит про­ро­че­ства о Мессии. Эти 1 отдель­ные про­ро­че­ские стихи, вкрап­лен­ные в ткань Шесто­псал­мия, обра­зуют его мес­си­ан­скую тему, рас­крыть кото­рую можно только свя­то­оте­че­ским ключом.

Псалом 3

А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мес­си­ан­ском смысле 4, 7–9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест напа­да­ю­щих на мя (ст. 7) – “это я (то есть псал­мо­пе­вец) сказал от лица вопло­тив­ше­гося Бога Слова, Гос­пода моего, на Кото­рого вос­стали не один и не два царя, как на меня Саул и Авес­са­лом, но все по всей все­лен­ной цари, князи и вель­можи всех наро­дов и взбе­сив­шийся против Него народ иудей­ский” 14.

И далее: “и опять, молясь Отцу и Богу Своему, гово­рит: вос­кресни, Гос­поди, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами греш­ни­ков неисто­вых гони­те­лей бла­го­че­стия, слу­жи­те­лей сквер­ным бесам… Но Бог и Отец сокру­шил эти пагуб­ные их зубы, а веру­ю­щих во Христа Бога бла­го­че­сти­вых людей воз­вы­сил и про­сла­вил; поэтому и гово­рится: Ты же, Гос­поди, заступ­ник Мой ecu, слава Моя и воз­но­сяй главу мою; Гос­подне есть спа­се­ние и на людях Твоих бла­го­сло­ве­ние Твое (ст. 4, 9)” 14. Из этих слов ясно, что пре­по­доб­ный видел в вос­ста­нии Авес­са­лома про­об­раз гоне­ний на Христа Спа­си­теля и Цер­ковь Его.

В таком же духе тол­куют этот псалом и другие св. отцы, пони­мая, однако, стихи 8 и 9 как вопль вет­хо­за­вет­ного пра­вед­ника ко Христу, Кото­рого про­ро­че­скими очами видел псал­мо­пе­вец. В заклю­чи­тель­ных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое ука­за­ние на Крест Гос­по­день, кото­рый несет спа­се­ние миру и бла­го­сло­ве­ние хри­сти­а­нам

Псалом 37

Стра­да­ния псал­мо­певца Давида, опи­сан­ные в этом псалме, изоб­ра­жают стра­да­ния Самого Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принял на Себя грехи и немощи всего чело­ве­че­ства ( Ис.53:4-5 ). Подобно тому, как царь Давид знал о гото­вя­щемся против него заго­воре, стра­дал физи­че­ски и нрав­ственно, так и Спа­си­тель, зная и о пре­да­тель­стве Иуды, и об отступ­ле­нии уче­ни­ков, и о пред­сто­я­щих Ему крест­ных муках, испы­ты­вал тяг­чай­шие стра­да­ния. Слова о “грехах”, о “без­за­ко­ниях”, о “безу­мии” страж­ду­щего надо пони­мать, по тол­ко­ва­нию св. отцов, как взятые Им на Себя грехи и без­за­ко­ния всего мира (ст. 4–6, 19). Гос­поди, пред Тобою все жела­ние Мое и воз­ды­ха­ние Мое от Тебя не утаися (ст. 10) – эти слова свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский соот­но­сит со сло­вами Спа­си­теля, ска­зан­ными Им на Тайной Вечери уче­ни­кам: “Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего стра­да­ния” ( Лк.22:15 ) 6. Стих 11 – сердце мое смя­теся, остави Мя сила Моя и свет очию Моею и той несть со Мною – св. отцы тол­куют как про­ро­че­ское слово Христа об Его уче­ни­ках, кото­рые, хотя и были ему вер­ными, как свет очей Его, однако же бежали во время Его крест­ных стра­да­ний ( Мф.26:56 ) 5. Во время суда синед­ри­она и у Понтия Пилата Он молчал и не оправ­ды­вался (ср. Мф.26:27, 14 и Пс.37:15 ). Он доб­ро­вольно пошел на крест­ные муки (ст. 18), во время кото­рых молился Отцу Своему: не остави Мене, Гос­поди Боже Мой, не отступи от Мене, вонми в помощь Мою, Гос­поди спа­се­ния Моего! – так похожи эти слова на про­из­не­сен­ные Им в пред­смерт­ный час извест­ные слова 21-го псалма.

Псалом 62

Псалом 87

В этом псалме гово­рится и о скорби Спа­си­теля о Своем народе, не при­няв­шем Его (ст. 10:19), и об уче­ни­ках, оста­вив­ших Его во время муче­ний (ст. 9:19). Весь псалом, пони­ма­е­мый в мес­си­ан­ском смысле, – это молитва Христа к Своему Отцу.

Псалом 102

Св. отцы видят в этом псалме и ука­за­ние на буду­щее вос­кре­се­ние мерт­вых и даро­ва­ние чело­веку нового нетлен­ного тела (ст. 3–5). В срав­не­нии души чело­века с паря­щим орлом, кото­рый “открыто может смот­реть на свет солнца”, свт. Евсе­вий видит ука­за­ние на “буду­щую жизнь в ее край­нем свете”5. И далее он же пишет: “А этот орел есть Хри­стос, Кото­рый после Своего воз­не­се­ния воссел на Небеси на Пре­стол одес­ную Отца, и Цар­ство Его всеми обла­дает” (ст. 19). Мес­си­ан­ская тема псалма вводит нас в Новый Завет. Посему этот псалом поется в празд­нич­ные дни на Литур­гии (входит в состав изоб­ра­зи­тель­ных анти­фо­нов).

Псалом 142

По тол­ко­ва­нию свт. Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского, этот псалом откры­ва­ется молит­вой про­рока, кото­рый “от лица всего чело­ве­че­ства, гони­мого и при­тес­ня­е­мого пре­об­ла­да­ю­щим сата­ной, умо­ляет Бога Отца осво­бо­дить его при­ше­ствием Еди­но­род­ного” 6. Пророк напо­ми­нает древ­ние обе­то­ва­ние о Мессии (ст. 5), “молится, чтобы насту­пило утрен­нее Вос­кре­се­ние Хри­стово, Кото­рым мы поми­ло­ваны” (ст. 8). Утро – время Вос­кре­се­ния Спа­си­теля, ука­зав­шего нам путь, по кото­рому должен идти каждый хри­сти­а­нин (ст. 8). Этот “путь”, по словам свт. Афа­на­сия, – Еван­гель­ское учение, но этим словом также име­ну­ется и Сам Хри­стос ( Ин.14:6 ).

Псалом обрам­ля­ется темой правды и истины Божией (ст. 1:11). Помимо своего пря­мого зна­че­ния, это – имена Сына Божия; а милость Божия, в мес­си­ан­ском пони­ма­нии, – это “пре­чи­стые стра­сти Хри­стовы” 15. В 142‑м псалме содер­жится и учение о Святом Духе. Свт. Васи­лий Вели­кий, объ­яс­няя 10 стих псалма, под­чер­ки­вает, что бла­го­дать Духа Свя­того – “не при­об­ре­тен­ная, а нахо­дя­ща­яся в самой при­роде Его” 5. А “земля правая” (ст. 10), в кото­рую входит пра­вед­ник по бла­го­дати Духа Свя­того, есть Цар­ствие Небес­ное 15. Таким обра­зом, этот псалом в при­кро­вен­ной форме гово­рит о Святой Троице.

^ Заклю­че­ние

Вер­немся к вопросу, постав­лен­ному в начале нашей работы: чем опре­де­ля­ется набор псал­мов, вхо­дя­щих в Шесто­псал­мие? Если искать фор­мально-логи­че­ское объ­яс­не­ние, то ответ может быть таким: это именно та после­до­ва­тель­ность псал­мов, кото­рая, обла­дая при­зна­ками, ука­зан­ными в “Тол­ко­вом типи­коне”, наи­луч­шим обра­зом впи­сы­ва­ется в состав Утрени. Молит­вен­ный настрой, содер­жа­ние псал­мов, их вза­и­мо­свя­зан­ность, сти­ли­сти­че­ская одно­род­ность и внут­рен­няя дина­мич­ность – все это заме­ча­тельно пере­дает состо­я­ние пере­хода от Вечерни к Утрени, от вре­мени вет­хо­за­вет­ного к ново­за­вет­ному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь выше­при­ве­ден­ным тре­бо­ва­ниям удо­вле­тво­ряют многие псалмы, так что, пере­би­рая по Псал­тири вари­анты “шесто­псал­мий”, мы полу­чили бы не одно, а мно­же­ство реше­ний. Ответ может быть только один: автор Шесто­псал­мия был ведом Духом Святым. Будучи бого­дух­но­вен­ным тво­ре­нием, Шесто­псал­мие вклю­чает в себя много больше, чем то, что может охва­тить чело­ве­че­ский ум. Оно гото­вит нас к встрече со Хри­стом. Эта клю­че­вая мысль Шесто­псал­мия про­ни­зы­вает все его содер­жа­ние, вклю­чая и сим­во­лику бого­слу­же­ния. В Шесто­псал­мии все не слу­чайно. Псал­мо­пе­вец Давид и исто­ри­че­ские собы­тия, отра­жен­ные в псал­мах, про­об­ра­зуют Христа Спа­си­теля и собы­тия Его земной жизни. Мес­си­ан­ская тема, зву­ча­щая в Шесто­псал­мии, – это сжатое опи­са­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­теля, Его смерти и вос­кре­се­ния. Шесто­псал­мие гово­рит о Церкви Хри­сто­вой, о спа­си­тель­ных таин­ствах, уста­нов­лен­ных Хри­стом. В своем духовно-нрав­ствен­ном пони­ма­нии Шесто­псал­мие пред­став­ляет собой крат­кое изло­же­ние основ хри­сти­ан­ской аске­тики: оно пока­зы­вает путь ко Христу. Зако­но­мер­но­сти, про­яв­ля­ю­щи­еся в ком­по­зи­ции Шесто­псал­мия, суть духов­ные законы, кото­рым сле­дует в своем дви­же­нии ко Христу душа хри­сти­ан­ская, оли­це­тво­ря­ю­щая собою всю Цер­ковь Хри­стову. Во время чтения Шесто­псал­мия душа каж­дого моля­ще­гося про­хо­дит этот путь и в радост­ном ожи­да­нии спа­се­ния рас­кры­ва­ется навстречу Гря­ду­щему Спа­си­телю, о Кото­ром тор­же­ственно воз­ве­щает Цер­ковь: “Бог Гос­подь и явися нам, бла­го­сло­вен Грядый во имя Гос­подне!”

Лите­ра­тура

1. Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый типи­кон. Киев, 1913.
2. Тол­ко­ва­ние на Шестол­сал­мие. М., 1996.
3. П. В‑ский. Смысл и ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия / ЖМП, №10:1968.
4. Виш­ня­ков Н., свящ. О про­ис­хож­де­нии Псал­тири. СПб., 1875.
5. Евфи­мий Зига­бен. Тол­ко­вая Псал­тирь. Киев, 1882.
6. Афа­на­сий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния, т. IV, М., 1902.
7. Тол­ко­вая Библия. Сток­гольм, 1987.
8. Иоанн Зла­то­уст, свт. Беседы на псалмы. М., 1860.
9. Фео­до­рит, еп. Кир­ский. Тво­ре­ния. М., 1856.
10. Гри­го­рий Нис­ский, свт. О над­пи­са­нии псал­мов. Тво­ре­ния. М., 1861.
11. Авгу­стин, еп. Инно­кий­ский. О граде Божием. Киев, 1907.
12. Иоанн Мосх. Луг духов­ный. Сер­гиев Посад, 1896.
13. Максим Испо­вед­ник. Тво­ре­ния, кн. II, М., 1994.
14. Максим Грек. Сочи­не­ния, ч. III. Сер­гиев Посад, 1911.
15. Псал­тирь с крат­ким тол­ко­ва­нием. Киев, 1726. (Репр. изд. М., 1994.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *