чего нельзя того нельзя осеева
Валентина Осеева. Рассказы для детей
Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
ОСЕЕВА. ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА
Мама принесла Тане новую книгу.
— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
— Вот какие умницы вы у меня!
ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА
ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
— Ну, какие ваши достижения?
ОСЕЕВА. СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА
Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.
Ребята заулыбались, придвинулись ближе.
— А мне автомобильчик!
— А мне подъемный кран!
Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.
Витя горько всхлипнул.
ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?
Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
Читать онлайн Три сына бесплатно
Валентина Александровна Осеева
БАБУШКА И ВНУЧКА
Мама принесла Тане новую книгу. Мама сказала:
— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
— Вот какие умницы вы у меня!
ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!
Лейтенант сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка. Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с куклой!
КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
ПАПА-ТРАКТОРИСТ
Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.
И всю весну, пока папин трактор выезжает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:
— Папа, возьми меня с собой!
— И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?
ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЕТЯ
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
— Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
ПУГОВИЦА
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то всё больше достаётся бабушкам.
СВОИМИ РУКАМИ
Учитель рассказывал ребятам, какая чудесная жизнь будет при коммунизме, какие будут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изменять климат, и на севере начнут расти южные деревья.
Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.
Когда ребята вышли из класса, один мальчик сказал:
— Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!
ЛЕКАРСТВО
Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»
Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:
— Мама! Подай куклу! Принеси молока!
Доктор услышал и сказал:
— Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет.
Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:
И мама скоро выздоровела.
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо.
Кучки печенья быстро уменьшались.
НАВЕСТИЛА
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
ТРИ СЫНА
ЖАДНАЯ МАТЬ
Когда мальчик был маленький, люди говорили:
— У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.
Когда мальчик вырос, люди говорили;
— У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам.
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил тихо.
С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
КАРТИНКИ
У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:
— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…
Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:
— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…
Принёс Ваня в класс коллекцию марок.
На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.
— Кругом я у тебя в долгу!
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…
И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и думает:
А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем случилось.
Подходит он как-то к нему и спрашивает:
— За что ты косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей.
Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:
ПЕРЫШКО
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял моё перышко?
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
— Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
— Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы. Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:
— На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
МЕЧТАТЕЛЬ
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет? Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
СЛУЧАЙ
Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
СТРОИТЕЛЬ
На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
— Я строю дом. Мальчики подошли ближе.
— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!
Одна стена обвалилась.
Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушёл только тогда, когда рухнула последняя стена.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж…
Чего нельзя того нельзя осеева
– Вот в такую жару выкупаться здорово! Утром что. Утром не жарко. Самое удовольствие в жару! – говорила Наташа, подбирая под косынку разлетающиеся волосы и смачивая водой лоб.
– Сейчас, в самую жару, нехорошо даже! Вот кончим, и как раз жара спадет! Тогда искупаемся! – ответила Муся.
До обеда все было убрано. Далеко были видны аккуратные, как шалаши, копны, и низко скошенная трава делала поле колючим и голым. Ребята пошли обедать. Наташа и Муся прятали за столом полотенце и мыло.
– Вот искупаемся так искупаемся!
– Надо успеть, пока ребята укладываются на мертвый час! – шептались девочки.
Воздух был душный. Ни один листок не шевелился на кустах. Небо потемнело, из-за леса наползала большая синяя туча. Наташа и Муся бежали к реке напрямки, через поле.
– Скорей, скорей! Мы еще успеем до грозы выкупаться!
И вдруг сорвался ветер. Он налетел на сложенные копны, закружился, засвистел и, срывая верхушки сена, как пух, разнес его по полю.
Девочки ахнули и бросились назад, в лагерь.
– Ребята! Ребята! Копны не накрыли! Ветер сено разносит! Вставайте!
Ребята уже ложились спать.
– Вставайте! Вставайте! – разнеслось по лагерю.
Горнист затрубил тревогу. Все бросились в поле. По дороге захватывали ветки, хворост и накрывали копны. Ветер вдруг утих, острая молния пронзила тучу, и дождь потоком хлынул на землю! Это был теплый летний ливень, освежающий душный, застывший воздух.
Истомленные жарким днем и работой на солнцепеке, ребята неожиданно попали под великолепный душ. Наташа и Муся прибежали в лагерь последними. Волосы у них были мокрые, щеки и глаза блестели, сарафаны прилипли к телу.
– Вот искупались так искупались! – кричала Наташа. – Вода чистая, прохладная, мелко-мелко, никак не утонешь!
– Как раз для тех, кто плавать не умеет! – хохоча, вторила ей Муся.
Витин папа – тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.
– Папа, возьми меня с собой! – просит Витя.
– Вырастешь – возьму, – спокойно отвечает папа.
И всю весну, пока папин трактор выезжает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:
– Папа, возьми меня с собой!
Однажды папа сказал:
– И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?
– А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? – спросил Витя.
– Надоело! – засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.
Чего нельзя, того нельзя
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
Мама принесла Тане новую книгу.
– Когда Таня была маленькой девочкой, ей читала бабушка; но теперь Таня уже большая, и она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
– Ну, какие ваши достижения?
– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.
– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
– Хорошо! – засмеялся папа.—Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
Откровенный разговор «Чего нельзя, того нельзя»
«Чего нельзя, того нельзя»
Познакомить детей с творчеством
Развить у детей умение анализировать свои действия и поступки,
соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
Атрибуты: жетоны, игрушки: кукла, петух, курица, утка, щенок.
Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы будем много читать, и очень много я вам буду задавать вопросов.
Ребята, как вы считаете, что такое доброта? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям, уметь прощать)
А что значит воспитанный человек?
( это соблюдение правил приличия в обществе и умение вести себя так, чтобы всем окружающим было приятно в общении с вами)
Что значит быть справедливым?
(справедливый тот, кто поступает правильно, по правилам, честно)
И последний вопрос, что вы понимаете под словом дружба?
(это отношения основанные на взаимной привязанности и личных интересах, это забота о друге, готовность прийти на помощь)
На нашем занятии сегодня мы будем говорить об этих и многих других человеческих качествах, разбирая их на примере произведений Валентины Александровны Осеевой.
28 апреля 1902 года, 110 лет назад в городе Киеве.
Она никогда не думала и не мечтала быть писательницей. В юные годы она мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет в институт. Но ей не пришлось его закончить, так как их семья из родного города Киева, переехала в Москву. Здесь Валя попадает в организацию, где находятся беспризорные дети, она поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей.
Работая воспитательницей, в детских учреждениях, Валя Осеева в свободное время сочиняла для ребят сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Знакомство с книгами Осеевой мы начнём со сказки «Добрая хозяюшка». Эту сказку мы не просто прочитаем, но и разыграем. Ребята, получившие жетоны, будут мне помогать, они получают роли главных героев сказки.
(дети получают игрушки: петух, курица, утка, щенок; библиотекарь рассказывает сказку, а дети помогают разыгрывать)
Сказка «Добрая хозяюшка»
Библиотекарь: (вопросы участникам)
1. Почему щенок убежал от девочки?
2. Почему девочка не умеет дорожить дружбой?
3. Зачем нужен друг?
4. Сколько времени длится дружба?
5. Хотели бы вы иметь такого друга, как эта девочка?
Мы все хотим, чтобы наши друзья были самыми внимательными, самыми заботливыми, самыми верными и надёжными. Чтобы проверить соответствуете ли вы всем этим качествам, вам придётся пройти небольшое испытание.
(дети разбиваются на пары и прикасаются ладошками друг к другу, под музыку и под команды библиотекаря пары выполняют движения, их задача не расцепить ладошки)
Я до вечера гуляла,
Но Кудлатки не видала.
Не пришла гулять Кудлатка,
Не носила мне лопатку,
Не встречала звонким лаем.
Утром я пораньше встала,
Прямо к будке побежала,
В будке тоже нет Кудлатки,
Но зато… лежат щенятки!
Друг на дружку лезут в кучу,
И один другого лучше.
Я их сразу полюбила,
Тёплым шарфиком прикрыла,
Вдруг Кудлатка прибежала!
Помахала мне хвостом,
Языком щеку лизнула
И во весь свой рот зевнула.
Спит она. И спят щенятки.
Я на корточках сижу,
Крепкий сон их сторожу.
Понравилось вам, ребята, стихотворение? Какая девочка в этом стихотворении? (ответы детей)
К сожалению, очень часто мы не внимательны к тем, кто любит, переживает и заботится о нас. Дети – народ такой, не всегда они думают о других, и не считают, что поступают неправильно.
1. Что же произошло в этой семье?
1. Хорошо ли поступили мальчики?
2. Как повели себя мама и бабушка?
3. Как мальчики повели себя по отношению к родным?
4. Как вы думаете, они поняли, что поступили не хорошо?
5. А вы, ребята, воспитаны, и не забываете поделиться с близкими?
Хорошо! Тогда скажите только честно, кто из вас говорил когда-либо неправду родителям, учителям, товарищам?
Как вы думаете, что легче говорить правду или ложь?
1. Почему двое мальчиков решили сказать неправду?
2. Почему третий не стал лгать, как его приятели?
3. За что были наказаны первые двое?
4. Почему родители за ложь наказывали вдвойне?
5. Почему не был наказан третий?
6. Так почему же правду говорить легче?
Давайте запомним: быть честным необходимо и достойно!
А когда, ребята вам бывает скучно?
1. Почему мальчику было скучно?
2. Что нужно сделать, чтобы мальчику было весело?
Танец «Весёлые друзья»
(диск «Зимний подарок» № 15)
Осеевой учат вежливости, честности, уважения к людям. А когда человек обладает всеми этими качествами, то с ним легко и приятно общаться. А как вы думаете, ребята, какие слова являются верными помощниками воспитанного человека?
Эти слова, ребята, способны творить чудеса.
Рассказ «Волшебное слово»
Отчего зависит сила вежливых слов? (сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым, сказанные грубо они просто перестают быть волшебными).
Я вижу, вы хорошо знаете вежливые слова. Постарайтесь не забывать говорить их чаще, ведь от волшебных слов в мире становится больше добра.
Но не только волшебные слова, но и благородные поступки делают человека добрее и достойным уважения. Сможете ли вы отличить хороший поступок от плохого. Для этого мы ещё раз перелистаем сборник рассказов В. Осеевой. Постарайтесь по прочитанному отрывку определить – хорошо это или плохо.
1. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. Как поступили мальчики?
2. По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик передал девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
5. У маленькой девочки заболела мама. Пришёл доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своём стульчике и командует.
6. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
Вот вам, ребята материал для размышления, мы коротко ответили плохо это или хорошо, а вы можете перечитав эти рассказы посидеть подумать и поразмышлять над плохими и хорошими поступками девочек и мальчиков.
Наше с вами занятие называется «Чего нельзя, того нельзя», именно так озаглавлен один из рассказов В. Осеевой. Этим рассказом я завершу нашу с вами беседу, рассказ очень коротенький, но содержательный.
Рассказ «Чего нельзя, того нельзя».
Давайте не будем грубыми, капризными и непослушными, а будем радовать своим поведением близких и окружающих нас людей.
в июле 1969 года. Но книги её читают ребята уже нескольких поколений. Потому что коротенькие рассказы В. А. направлены против эгоизма, равнодушия, грубости, трусости, неблагодарности, непостоянства в дружбе и хвастовства. Они по-прежнему учат, как важно быть справедливым, уметь дружить. А эти качества нужны человеку во все времена.