чего на свете семь

Внеклассное мероприятие по теме «Это волшебное число 7»

Оборудование: мультипроектор, выставка книг, рисунки с ребусами.

Данное мероприятие проводится в начале учебного года с учащимися 5–6 классов в рамках недели математики, иногда как ознакомительное для учащихся начальной школы в конце 4-го класса.

Заседание кружка проводится в форме путешествия.

Остановка первая. Курган “Доисторический”.

Дорогие ребята! Сегодняшнее заседание нашего математического кружка посвящено числу 7. Почему был сделан выбор именно в пользу этого числа, надеюсь, вам станет ясно в течение первых минут. В проведении данного заседания кружка мне будут помогать ученики 8 класса.

Первый ученик. Из истории возникновения числа семь.

История возникновения чисел уходит корнями в далекое – далекое прошлое. Когда в древности человек хотел показать, например, сколько у него детей, он брал мешок, и складывал в него столько камешков, сколько детей он имел. До этого считали на пальцах, после этого начали завязывать узелки на веревках. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. То есть система счета, а значит и история возникновения чисел ведут свой отсчет еще с древних времен, когда люди, по сути, жили в пещерах. С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства – одни числа считали счастливыми другие – наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое – без всяких на то оснований. Это привело к тому, что числу приписывали магическое, волшебное значение, его представляли в виде некоторого таинственного духа.

Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы, почитали много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух “жизненных” чисел: три и четыре. Три человека – отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре – это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалось проявлением законченности и совершенства. Поэтому-то число 7, сумма тройки и четвёрки, воспринималось как священное.

В древней Греции с числом семь связывали представление о законченности и совершенстве. Может быть, поэтому его называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религия. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семь юношей и семь девушек. Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – плеяд, превращенных в созвездие.

В эпоху Средневековья загадочное число 7 широко использовалось в архитектуре. В деталях Кельнского кафедрального собора и доминиканской церкви в Регенсбурге можно увидеть “семерки”. На холмах и долинах Греции сохранились до наших дней развалины прекрасных зданий, созданных греческим народом в древности. Над развалинами древнего города Коринфа возвышаются семь колон, сохранившихся от храма Аполлона, построенного в VI веке до нашей эры. Колонны были непременной принадлежностью древних храмов и сооружений.

Число 7 считали и магическим потому, что человек воспринимает окружающий мир(свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове: два глаза, два уха, две ноздри, рот.

С давних пор число 7 имело разное символическое значение. Так, древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актёров (комических и трагических), древние римляне почитали семерых мудрецов.

У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.

Человек с первого предъявления обычно запоминает 7 понятий.

Второй ученик. Число 7 в христианстве.

Числовые закономерности заложены во всей Библии.

Третий ученик. Число 7 в истории.

Число семь встречается очень часто в исторических фактах, что лишний раз подтверждает его необычные свойства.

– Рим построен на семи холмах.
– Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо.
– У вавилонян подземное царство окружено семью стенами.
– Легендарные правители Древнего Рима (семь царей):

Ромул (753–716 до н. э.).

Нума Помпилий (715–674 до н. э.).

Тулл Гостилий (673–642 до н. э.).

Анк Марций (642–617 до н. э.).

Луций Тарквиний Приск (616–579 до н. э.).

Сервий Туллий (578–535 до н. э.).

Луций Тарквиний Гордый (535–509 до н. э.).

– “Семибоярщина” в России в 1610–1612 годах. Принятое историками название переходного правительства из семи бояр летом 1610 года.
– Семилетняя война 1756–1763 годов. Крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, Индии, Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена.
– 7 стран Организации Договора о Коллективной Безопасности ОДКБ.

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Четвертый ученик. Число 7 в природе.

Большое значение, которое придается цифре 7, связано с Луной. В новолуние вся природа обновляется, даже мы с вами обретаем новые силы. Таков закон природы. От новолуния к новолунию Луна расточает свои силы, и мы крепнем вместе с ней; от полнолуния к новолунию она удерживает свою силу, готовясь вновь расточать ее, и из-за этого наши силы тоже тают.

Лунный цикл состоит из четырех фаз, каждая из которых делится на семь дней. Шумерийцы основывали на этом цикле свой календарь. Отсюда и возник месяц, состоящий из четырех недель по семь дней каждая; плюс дополнительные дни в конце каждого цикла, чтобы восполнить те дни, когда Луна на небе не видна. В Вавилоне каждый седьмой день, отмечающий конец определенной стадии лунного цикла, был посвящен Сину, богу Луны, и эти дни считались несчастливыми и опасными. Возможно, именно отсюда пошло понятие «субботы» – седьмого дня, в который надо отдыхать, ибо любые действия в этот день опасны.

Семь любых объектов представляют собой законченный цикл. Семь планет – это все существующие планеты (по крайней мере, до недавнего времени): Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

– Семь дней составляют неделю.
– Семь звёзд в созвездиях Большая и Малая Медведица;
– Семь цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);
– “Семь вершин” – высочайшие горные вершины континентов:

А теперь поговорим о самом известном применении числа 7.

Пятый ученик. Семь чудес света.

Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. Наверное, Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант “Семи чудес света”. Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: “семерка” считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом…

В свой труд “Семь чудес света” Филон Александрийский включил: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды Эфесской, Статую Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов.

От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого желтоватого цветов. Это пирамиды. Самая большая их них – пирамида фараона Хеопса – высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до н.э. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета. (Рисунок 1.)

Другое “чудо света” – висячие сады Семирамиды – находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора ІІ в 6 в. до н.э. для своей жены – царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок – шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведён цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колёса с кожаными вёдрами, подавая в висячие сады воду Евфрата. (Рисунок 2.)

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим “чудом света”. Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до н.э. некто Герострат, желая прославиться, пожёг храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства. (Рисунок 3.)

В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456г. до н.э. появился храм, посвящённый Зевсу – верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвёртое “чудо”. Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамлённое бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнётся, поднимется с трона и расправит могучие плечи. (Рисунок 4.)

В Малой Азии в столице небольшого Карийского царства Галикарнасе (ныне турецкий город Бодрум) находилось пятое “чудо” – великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой, царицей Артемисией, в середине 4 в. до н.э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесён снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Её венчала четвёрка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово “мавзолей”. (Рисунок 5.)

В 3 в. до н.э. на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое “чудо”, известное под именем Колосса Родосского. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителей. (Рисунок 6.)

На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трёхъярусной башни достигала 135 м. На её вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям. (Рисунок 7.)

Остановка вторая. Поляна “Загадочная”.

“Пословицы, поговорки и загадки, связанные числом 7”.

В древности папуасы после “окоза-окоза-окоза” говорили слово, которое на их языке обозначало “много”. Так было, вероятно и у других народов. Поэтому в русских поговорках и пословицах слово “семь” часто выступает в роли слова “много”:

Пословицы и поговорки с числом 7.

А теперь попробуем разгадать загадки с числом 7.

Загадки с числом 7.

Остановка третья. Лужайка “Сказочная”.

“Экскурсия по сказкам и стихотворениям”.

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете, с числом 7 в названии.

Это волшебное число широко использовалось мифах древнего мира и сказках разных народов: у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездия; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо; “Волк и семеро козлят”, “О мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина, “Семеро храбрецов” братьев Гримм, “Цветик– семицветик” В. Катаева, “Семь братьев” в обработке М. Афанасьева, “Семилетний стрелок из лука” саамская сказка, “Путешествие за семь морей”.

Многие поэты использовали число 7 в своих стихотворениях. Ученики 5 класса выучили некоторые из них.

1) Цифра семь известна всем.
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже.
Стал умнее он и строже.
Пролетит за годом год,
В класс седьмой он перейдет!

2) В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел
Называются ковшом
И Медведицей зовут…
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
– Ты сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет –
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.

К числу 7 обращается в своих стихотворениях Мария Конопницкая Urbs Avinionensis.

“Семь – число из самых лучших
Семь созвучий в перезвоне.
Для всего, что сердцу мило.
Авиньон в семерке черпал
Веру, истину и силу.
Семь ворот в стенах имел он,
Семь грехов свершалось за день
В добронравном Авиньоне…”

Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!

Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!

Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!

Кто со сцены нам поет,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это
Ясно всем!
* * *

В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.
К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться,
В звуки стали наряжаться.
* * *

Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.
* * *

Остановка четвертая. Озеро “Практическое”.

Интересные задачи с числом 7.

В папирусе писца Ахмеса, который хранится в Лондоне, даются решения 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. Большая часть задач относится к арифметике. Среди них есть задача, связанная с числом 7: “В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос даёт 7 растений, на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?”. По этой задаче видно, что автора не интересует, о каких предметах идёт речь, однородны они или нет – ему важно только общее количество.

И на Руси решались похожие задачи. В XIX веке в деревнях загадывали: “Шли семь старцев. У каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов. В каждом пироге по семи воробьёв. Сколько всего?”. А ведь это та же задача Ахмеса, которая прожила тысячелетия и дошла до нас.

А сейчас давайте попробуем решить несколько современных задач, содержащих это волшебное число 7.

Какое натурально число в 7 раз больше цифры его единиц? Ответ: число 35.

Как 7 яблок разделить поровну между 12 мальчиками, не разрезая ни одного яблока больше, чем на 4 части?

Решение: чего на свете семь. Смотреть фото чего на свете семь. Смотреть картинку чего на свете семь. Картинка про чего на свете семь. Фото чего на свете семь

Колхозница привезла на рынок для продажи корзину яиц. Продавала она их по одной и той же цене. После продажи яиц колхозница пожелала проверить, верно ли она получала деньги. Но вот беда: она забыла, сколько у неё было яиц. Вспомнила она только, что когда перекладывала яйца по 2, то оставалось одно яйцо. Одно яйцо оставалось также и при перекладывании яиц по 3, по 4, по 5, по 6. Когда же она перекладывала по 7, то не оставалось ни одного. Помогите колхознице сообразить, сколько в корзине было яиц. Ответ: 301 яйцо.

Бидон, ёмкость которого 10л, наполнен маслом. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 л. Как разлить масло в два сосуда по 5 л каждый?

Решение: Сначала из первого сосуда надо отлить во второй 7л, а затем из второго 2л в третий.

Между некоторыми цифрами расставь математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства.

7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
7 7 7 7 7 7 7=107
7 7 7 7 7 7 7=140
Ответ (7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7):7 = 6
(7*7 – 7*7 + 7*7):7 = 7
777:777 + 7 = 8
7:7 + 7:7 + 7:7 + 7 = 10
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49
(777 – 77):7 + 7 = 107
((7 + 7):7 + 7)*7 + 77 = 140

Источник

Число Семь-7

Используется как основа большого числа классификаций большое число объектов, событий, персонажей, и т. д. группируются по семь
• семь дней недели
• семь цветов радуги
• семь космических эр,
• семь Небес,
• семь областей ада,
• семь основных планет и соответствующих им металлов,
• семь мировых сфер,
• семь лучей Солнца
• семь холмов
• семь возрастов человека,
• семь столпов мудрости
• семь нот
• семь чудес света
• семь дней поста и покаяния.

Семь добродетелей — совокупность главных положительных черт человеческого характера
• Целомудрие (лат. Castitas)
• Умеренность (лат. Temperantia)
• Любовь (лат. Caritas)
• Усердие (лат. Industria)
• Терпение (лат. Patientia)
• Доброта (лат. Humanitas)
• Смирение (лат. Humilitas)

Список смертных грехов:
1. Гордость
2. Зависть
3. Чревоугодие
4. Блуд
5. Гнев
6. Алчность
7. Уныние

Всем известны семь чудес света:
1 храм Артемиды в Эфесе
2 Мавзолей в Галикарнасе
3 Зевс Олимпийский работы древнегреческого скульптора Фидия
4 Колосс Родосский
5 маяк в Александрии
6 Египетские пирамиды и сфинкс
7 висячие сады Семирамиды в Вавилоне

Цифра 7 в пословицах и поговорках:
— семь футов под килем
— семь раз отмерь один раз отрежь
— седьмая вода на киселе
— работать до седьмого пота
— семь бед – один ответ
— семеро одного не ждут
— за семь верст киселя хлебать
— один с сошкой, а семеро с ложкой
— у семи нянек дитё без глазу
— семь пятниц на неделе
— семь пядей во лбу
— тайна за семью печатями
— лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем
— семи смертям не бывать, а одной не миновать
— за семью морями
— на седьмом небе
— семимильными шагами

Семь возрастов человека, «The Seven Ages of Man»
Монолог из комедии «Как вам это понравится» Шекспир.

«The Seven Ages of Man»
By William Shakespeare
(from As You Like It, spoken by Jaques)

All the world’s a stage,
And all the men and women merely players;
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages.

At first the infant,
Mewling and puking in the nurse’s arms;

And then the whining school-boy, with his satchel
And shining morning face, creeping like snail
Unwillingly to school.
And then the lover,
Sighing like furnace, with a woeful ballad
Made to his mistress’ eyebrow.
Then a soldier,
Full of strange oaths, and bearded like the pard,
Jealous in honour, sudden and quick in quarrel,
Seeking the bubble reputation
Even in the cannon’s mouth.
And then the justice,
In fair round belly with good capon lin’d,
With eyes severe and beard of formal cut,
Full of wise saws and modern instances;
And so, he plays his part.
The sixth age shifts
Into the lean and slipper’d pantaloon,
With spectacles on nose and pouch on side;
His youthful hose, well sav’d, a world too wide
For his shrunk shank; and his big manly voice,
Turning again toward childish treble, pipes
And whistles in his sound.
Last scene of all,
That ends this strange eventful history,
Is second childishness and mere oblivion;
Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.

Источник

7 чудеса света: семь и другие

Когда кто-то, увидев нечто его поразившее, привычно произносит: «Это же восьмое чудо света!», — окружающие прекрасно понимают: в смысле, что замечательно и потрясающе. То есть всем ясно: предыдущие семь — настоящие чудеса, а, значит, восьмое — не хуже.

Но попроси любого и каждого назвать эти семь предыдущих. В девяти из десяти случаев (а может, и в девяносто девяти из ста) он будет некоторое время думать, а потом скажет примерно так: «Ну пирамида Хеопса… а дальше я не помню». Не помнить — извинительно. Не знать вообще — стыдно, потому что есть в мировой культуре вещи, о которых всякий интеллигентный человек, начиная с 12—13-летнего возраста или даже раньше, знать просто обязан.

Для начала чудеса света перечислим.

1. Египетские пирамиды.

2. Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона).

3. Храм Артемиды Эфесской.

4. Статуя Зевса Олимпийского.

5. Галикарнасский мавзолей.

6. Колосс Родосский.

7. Александрийский (Фаросский) маяк.

Но почему же именно семь, а не десять или пять, или сколько-то там ещё?

Из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 — одно из них. Кто-то говорит, что 7 — число дней смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полная и новолуние — а все вместе 28). Другие утверждают, что 7 — это число видимых на небосклоне планет (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера плюс Солнце и Луна). Третьи убеждены, что всё намного проще, поскольку почти каждое земное млекопитающее имеет 7 шейных позвонков, о чём уже сотни тысяч лет назад прекрасно знали древние люди, которым приходилось делить добытую пищу среди членов своего племени.

Кто был автором идеи назвать чудесами света именно эти семь творений рук человеческих, тоже точно не известно (хотя на этот счёт существует несколько предположений), но начиная с IV века нашей эры с ним никто не пытался спорить. Мы тоже не станем этим заниматься. Итак, первое чудо —

Пирамиды — единственное чудо из заветной семёрки, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.

Пирамиды служили усыпальницами царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это происходило в точности — неизвестно. Одни историки говорят, что строителями были бесправные рабы, другие — что на возведении пирамид за кормление трудились египетские крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно также в точности, каким способом втаскивали гигантские глыбы наверх по мере роста пирамиды. Какой-либо техникой, кроме блоков и рычагов, строители в то время не располагали. Кто-то из исследователей предположил даже, что затаскивали блоки по специальным насыпям из песка — и если это действительно было так, то общий объём проделанных работ колоссально возрастает… Как бы то ни было, работа гигантская и удивительно точная: блоки сложены так, что между соседними не втиснется лезвие ножа. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато величественны, прекрасны и совершенны. Поэтому и сегодня они неизменно поражают всех, кто их видит.

Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона)

Легенда гласит, что царь Вавилона Навуходоносор II, правивший в VIвеке до нашей эры, решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (древнее государство на западе современного Ирана), оазис — точную копию её родины.

Согласно другой легенде, сады построила царица Семирамида, и назвали их её именем. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы засыпали толстым слоем плодородной земли, в которую посадили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы, и деревья разных пород. Для полива этих садов сотни рабов качали воду из Евфрата.

Триста лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства. Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.

Храм Артемиды Эфесской

Древнегреческий город Эфес на полуострове Малая Азия (территория современной Турции) его жители посвятили богине Артемиде. В VI веке до нашей эры они решили построить своей покровительнице величественный храм — Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген, но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм — гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, — был построен. Увы, простоял он не более ста лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив таким образом увековечить своё имя.

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.

В 263 году нашей эры готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.

Статуя Зевса Олимпийского

V век до нашей эры. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия.

Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большин-ство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями в Константинополь, хотя религия языческих богов уже сменилась христианством и изображения прежних кумиров были не в чести. В Vвеке нашей эры пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал добычей огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов, и примерно в 360 году до нашей эры строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея продолжила его вдова, царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была закончена лишь при внуке Мавсола. Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 и высотой 46 метров. Мраморные колонны и статуи, выложенные белым мрамором ступени, поднимающиеся в зал для жертвоприношений в честь царя… Историки и писатели древности единодушно описывали гробницу Мавсола как необыкновенно прекрасное сооружение.

Мавзолей простоял около 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. Разрушили же чудо света окончательно не силы природы, а крестоносцы, захватившие в XV веке побережье Малой Азии. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

В 305 году до нашей эры остров (и город) Родос вознамерился захватить полководец Деметрий. Как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь одержанной победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.

Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных кораблей) разнеслась по всему Средиземноморью.

К сожалению, простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.

Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое из них выглядит впечатляюще.

Александрийский (Фаросский) маяк

Маяк на острове Фарос, открывавший вход в порт основанного Александром Македонским города Александрии (современный Египет), был построен в 280 году до нашей эры. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.

Маяк не только указывал путь судам. Одновременно он был и крепостью, где размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи. На башне античные инженеры установили систему увеличивающих зеркал, с помощью которой наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как они появлялись в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, потому и попала в список чудес.

Уходили в историю сменяющие друг друга империи и государства, ветшал и маяк. Окончательно он был разрушен в XIV веке нашей эры. К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось.

В те далёкие времена Земля казалась немыслимо огромной. Каждая цивилизация полагала себя единственной в мире. Древние греки и римляне ничего не знали о великих цивилизациях Китая, Индии, Японии. И ни те, ни другие не представляли себе, что на планете существует громадный континент, названный потом Америкой.

Недавно через интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие около 100 миллионов пользователей Cети. Вот что они решили:

1. Великая Китайская стена.

2. Город Мачу-Пикчу в Перу.

3. Город Петра в Иордании.

4. Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан в Мексике.

6. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.

7. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Ну что ж! Каждое из этих творений достойно преклонения перед их создателями и заслуживает отдельного описания, поэтому и говорить о них следует отдельно.

Или нечто иное, замысел чего только зреет в мозгу нового гения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *