чего хочет нынешняя молодежь

Технологии, свобода и возможность выбора: главные ценности современной молодежи

Мы часто слышим такой термин, как «зумеры», или «поколение Z». Что он означает? Это люди, родившиеся примерно с начала 2000-х по первую половину 2010-х. Это и есть нынешнее поколение, а его характерная черта – активное, ежедневное использование современных технологий. Одна из главных ценностей молодежи сейчас – владение актуальной информацией. Зачем покупать газету, если можно узнать о происходящем в мире намного удобнее и быстрее? Чтобы прочитать новости в газете, ее сперва нужно купить. А чтобы ее приобрести, необходимо собраться и выйти из дома. За это время в мире может произойти что-нибудь важное, не правда ли?

Благодаря интернету мы можем не тратить свое драгоценное время на все перечисленное выше. Ведь можно, не вставая с кровати, взять телефон в руки и в пару кликов узнать обо всем, что происходит вокруг. Такая же ситуация и с телевидением. Вряд ли вы сможете назвать хотя бы пяток парней или девушек из своего окружения, которые с большим энтузиазмом будут смотреть вечерние новости по телевизору или любимый фильм, боясь отойти от экрана, чтобы ничего не упустить. YouTube стал альтернативой телевидения для современной молодежи: здесь можно найти не только разнообразный контент на любой вкус и цвет, но и смотреть то, что по душе, в любое время суток без каких-либо сложностей. Если говорить про радио, молодежь с легкостью нашла ему замену – подкастинг. На сегодняшний день просто невероятное количество подкастов разной тематики, молодежь слушает их в любое подходящее время – по дороге на учебу, работу, дома во время уборки.

Я очень люблю своих родителей, но никогда не буду, как они, в 21.00 «залипать» на программу «Время» и внимать каждому слову дикторов. Я и без того прекрасно знаю, где, что и как произошло, кто куда поехал и кого куда послали. Я даже не вполне уверена, что программа «Время» до сих пор существует.

Сегодня интернет, цифровая реальность практически поглощает жизнь молодых людей. С одной стороны, интернет действительно упрощает нашу жизнь. Появилось много новых возможностей, о которых молодежь прошлого поколения и мечтать не могла. Есть, правда, и негатив.

С одной стороны, экономия времени. Мы хотим успевать все: хорошо учиться, работать, заниматься любимым делом, часто видеться с друзьями, гулять, развлекаться и т.д. Можно заниматься английским или любым другим языком на онлайн-курсах, не тратя при этом время на дорогу. Можно заказать Яндекс-доставку необходимых продуктов, чтобы не тратить время на поход в магазин и долгий, нудный выбор товаров. А можно в принципе не тратить время и на само приготовление пищи, банально заказав доставку уже готовой еды. Мы редко ходим в торговые центры, чтобы приобрести новые вещи, ведь можно купить одежду онлайн, избежав огромных очередей в примерочных. Удобно, правда?

Я, например, только благодаря новым технологиям могу всерьез заниматься наукой. Быть постоянно и комфортно на связи с научным руководителем и пользоваться всеми мировыми библиотеками – что еще надо? И вот у меня и публикации есть, пока ВАКовские, но это пока, есть какой-никакой Хирш и ядро РИНЦа (кто знает, поймут). И это в мои неполные двадцать лет. Я хочу стать настоящим экспертом в масс-медиа, и пока всё говорит в пользу моей мечты. Интернет помогает нам сэкономить время, чтобы все вышеперечисленные занятия с легкостью уложились в один день.

Но зачастую происходит так, что мы «зависаем» на несколько часов у экрана смартфона, бесконечно листая ленту в Instagram, смотря далеко не развивающие видео в TikTok, или часами переписываемся в мессенджерах, вместо того чтобы общаться с лучшими друзьями вживую. Конечно, в этой ситуации ни о какой экономии времени не может идти речи. Здесь работает обратный механизм: полдня проходит впустую, многие дела не выполнены, а после такой «прокрастинации» чувствуешь себя, будто выжатый лимон. Вроде ничего не делал, а так устал.

Кстати, о включении мозгов. Разница в отношении к высшему образованию между нынешним и прошлыми поколениями огромна. Если наши родители были уверены, что без высшего образования никуда и получить его нужно в обязательном порядке, то современная молодежь считает иначе: высшее образование – не показатель образованности человека, его кругозора и ума. Зачем тратить 4–5 лет своей жизни в вузе, если можно обучиться навыкам желаемой будущей работы самостоятельно, не тратить время на конспектирование лекций и семинаров.

К примеру, можно открыть свой бизнес онлайн, в том же самом Instagram. Ведь интернет так убедительно доказывает каждый день, что блогерство – это работа, которая может принести тебе намного больше дохода, чем работа в офисе. И вот тут большая опасность. Чудес не бывает, все зарабатывается большим трудом. К счастью, огромное количество парней и девушек это понимают, с удовольствием получают настоящее высшее образование в университете, учатся, практикуются, становятся хорошими специалистами в своем деле. Но, к сожалению, много и тех, кто считает, что они и самостоятельно могут осилить нужный объем знаний и даже стать лучшими специалистами. В итоге, не реализовывая намеченные планы, теряются в своих желаниях и долгое время не понимают, чем бы они действительно хотели заниматься. Хорошо еще, что даже они понимают: главное в жизни – быть независимыми и свободными.

Сегодня молодые люди намного больше уверены в себе, активны, живут здесь и сейчас, ценят каждый момент. Практически каждого амбициозного ученика, студента одолевает желание высказать свою точку зрения и быть услышанным. Современная молодежь не боится говорить то, что думает. Независимость и свобода – это то, что нельзя отнять у современной молодежи, в этом и заключается ее характерность. У нас всегда должен быть выбор, какая бы ситуация ни произошла.

Выбор для нас – проявление своей индивидуальности. Ты сам выбираешь, как хочешь выглядеть, чем хочешь заниматься и что хочешь любить. Многие установленные предыдущими поколениями рамки сейчас буквально стерты, у молодежи не существует примера, на который должны равняться все. Нынешняя молодежь считает, что «идеального» не существует, поэтому каждый может проявлять себя так, как считает нужным. Еще один девиз молодого поколения – «понимать и принимать» окружающих. Все реже среди молодежи можно услышать фразу «это ненормально», потому что многие установки и ценности кардинально поменялись.

И это хорошо, потому что в наши дни так много молодых ребят с горящими глазами, желанием создать что-то уникальное, креативное, то, чего раньше не было. Каждый хочет поделиться своими идеями и обязательно реализовать их. Количество новых интересных проектов, созданных молодыми людьми, зашкаливает, и это не может не радовать. Сейчас молодежь все чаще акцентирует внимание на том, что нужно видеть красоту в простом, повседневном.

И да, если личная жизнь моих родителей и их поколения всегда была за ширмой, то современная молодежь влегкую делится всеми нюансами своей жизни. Не зная человека лично, можно увидеть, чем он сегодня завтракал, как он одет, каковы его планы на день, какая нетипичная ситуация с ним произошла, просто зайдя на его страницу в Instagram. Порой молодые ребята становятся одержимыми, показывая практически всю свою жизнь, теряют границу между реальной и виртуальной жизнью, фотографируют каждый свой шаг и расстраиваются, если у них разрядился телефон, когда они хотели в очередной раз запечатлеть на камеру и поделиться с подписчиками красивым закатом или своим ПП-ужином.

Часто мы слышим от старшего поколения: «Молодежь уже не та!». Но это вовсе не означает, что она хуже или лучше – просто другая, такая, какая есть.

Поколения не перестанут меняться, и каждое из них будет по-своему эксклюзивно, будет вносить что-то свое, новое. Принимать это «новое» или нет, каждый решит для себя сам. Ну а мы живем буквально по Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

Автор – выпускница Московского политехнического университета

Источник

Современные тренды молодежи

Современный мир постоянно меняется, вместе с ним меняются тренды и культура у молодежи. Сегодня кажется простым как никогда не отставать от тенденций. Кроме того, из-за того, что вы слишком заняты своими делами, такими как работа или учеба, у вас почти не остается времени, чтобы следить за современными тенденциями. Поэтому сегодня Форкмайнд расскажет вам чем интересуется нынешнее поколение молодежи!

молодёжь, тренды, тик-ток, tik-tok, селфи, очки

Молодежная культура сегодня

Хотя все мы были подростками и молодыми людьми, в определенный момент нашей жизни, молодежь, живущая сегодня, не похожа ни на одно другое поколение в нашей истории. В отличие от многих из нас, они растут в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире, который оказывает на них большое давление. Как никакое другое поколение, сегодняшние подростки сталкиваются с уникальными трудностями и опытом, и на них сильно влияют Интернет и социальные сети.

GTA V, tik-tok, minekraft instagram, вконтакте, соц. сети, игры, компьютер, ноутбук, подросток, инстаграм, тик-ток, майнкрафт

Технологии

Трудно поспорить с тем, что современную молодежь воспитывают с помощью технологий. С раннего детства дети знакомятся с миром технологий, приобретая свои первые планшеты и смартфоны. Эта тенденция быстро развивалась в последнее десятилетие и, похоже, не останавливается на достигнутом.

Сегодня молодежная культура невозможна без технологий. Дети и подростки все делают онлайн. Они используют технологии для развлечения, покупок, учебы, взаимодействия с коллегами, работы и т. д. Таким образом, технологии играют ключевую роль в их жизни. Особенно это заметно в период глобальной пандемии, когда обучение практически полностью стало дистанционным.

гаджеты, телефоны, планшеты, соц. сети

Социальные медиа

Они используют их, чтобы делиться своими личными историями и узнавать обо всем, включая текущие события, тенденции и мир в целом.

селфи, солнце, улыбки

Тик ток

Еще один канал в социальных сетях TikTok вызвал большой резонанс во всем мире. Танцы и различные вызовы были в тренде в 2019 году, и это тенденция не исчезает и по сей день.

TikTok стал вирусным и стал мировым трендом среди детей и подростков. Мы уверены, что он еще долго будет держать популярность у молодежи.

Мода всегда была мощным средством самовыражения среди подростков, и этот факт никогда не меняется. Однако со временем меняются тенденции. Мы уже видели множество молодежных модных тенденций, в 2021 году можно ожидать, что подростки выберут комфорт и доступность.

мода, дизайн одежды, тренды 2020, 2021

Наряду с развитием технологий, игры стали играть важную роль в жизни детей, да и взрослых тоже. Новые поколения по всему миру сходят с ума от современных игр. Некоторыми из самых популярных на данный момент были Minecraft, который существует уже некоторое время и все еще сохраняет игровой импульс, и Fortnite, который, похоже, набрал популярность среди молодежи старшего возраста. Ну и конечно же сейчас все только и говорят о Cyberpunk 2077.

Кроме того, мобильные игры также играют важную роль в культуре новых поколений. Кажется, что молодые люди не расстаются со своими гаджетами ни на минуту, а когда они не заняты просмотром новостей в социальных сетях, они играют в игры.

cyberpunk 2077, компьютерная игра

Netflix и YouTube

Хотя обе платформы существуют уже долгое время, они по-прежнему популярны среди молодежи. И YouTube, и Netflix занимают достойное место в сердцах молодого поколения.

netlix, youtube, просмотр фильмов, домашний кинотеатр, попкорн

Молодые люди сейчас всё больше переходит на здоровое питание, отказывается от мяса и сахара. А И в целом предпочитают употреблять более экологичные и полезные продукты, всегда интересуясь составом.

здоровое питание, натуральные продукты, овощи, фрукты, мясо, рыба

Блогерство

Давно не секрет, что быть блогером нынче – самая желаемая профессия. Всё больше и больше молодежи начинает заниматься своим блогом, продвигать свои идеи, образ жизни, заниматься созданием контента и бизнеса в интернете. Многие снимают обзоры на популярные продукции, снимают распаковки покупок, а так же занимаются творчеством продвигая свою музыку или художественные изделия.

Забота о мире и будущем

Так же большая часть подростков интересуется темами феминизма, движениями за права меньшинств, активно борются за победу над гендерными стереотипами и человеческие права. Многие из них заинтересованы в волонтерстве и активизме.

забота об окружающей среде, экология, планета Земля, ладони

Хотя мы можем видеть, как группы молодых людей могут иметь общие ценности, практики и тенденции, трудно сказать, действительно ли существуют ли определенные тренды у молодых людей. Мы не можем спорить с тем фактом, что определенные группы в одном обществе могут иметь общие убеждения, однако это трудно назвать трендовым из-за разнообразия среди подростков.

Хотя есть определенные тенденции, они редко распространяются на все поколения подростков. Будь то мода, музыка, образ жизни, искусство или что-то еще, убеждения и тенденции в каждом поколении формируются по-разному под влиянием множества факторов, таких как возраст, пол, социальный статус и т. д.

Источник

Молодые россияне рассказали о своих планах и опасениях

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

Согласно исследованию, к созданию крепкой, гармоничной семьи стремится более половины опрошенных (51,4%), 52,3% респондентов хотели бы иметь одного или двух детей, а 30% готовы пополнить ряды многодетных родителей.

При этом желание прожить яркую и насыщенную жизнь (45,9%) и жажда путешествий (38,7%) опередили стремление к профессиональной самореализации (32,7%). Однако почти половина (45,6%) молодых людей, нацеленных на успешную карьеру, готова менять ради этого место жительства.

Как сообщает РТ, опрос был проведен в рамках кампании по изучению молодежных трендов «Чего хочет молодежь?». В нем приняли участие более 7,5 тысяч молодых граждан из всех регионов страны.

На сайте МГЕР уточняется, что дискуссии «Чего хочет молодежь?» проводились в несколько этапов на местном и региональном уровнях. В них принимали участие студенты, представители формальных и неформальных молодежных сообществ регионов, студенческие лидеры, представители молодежных НКО, рабочая молодежь до 35 лет.

Источник

«Путинское поколение» не видит будущего в России и презирает чиновников

Нынешняя молодежь четко ориентирована на Запад и разочарована в госслужбе

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

Более 40% молодых людей в России мечтают строить карьеру в международной корпорации, чтобы при первой возможности уехать из страны. Такого катастрофического уровня эскапизма страна не знала никогда: целое поколение, выросшее при Владимире Путине, не связывает свое будущее с родной страной.

Работать хотят на корпорации и самих себя

«Путинское» поколение — это те, кому сейчас от 14 до 22 лет. Именно их опрашивал портал HeadHunter, который помогает в поиске работы. Большинство опрошенных (41%) мечтают найти работу в международной корпорации — при этом они не скрывают, что при первой же возможности навсегда уедут из России.

Лишь 19% молодых людей хотели бы связать свое будущее с госслужбой — это вдвое меньше, чем было в ходе аналогичного опроса, проведенного HeadHunter в 2016 году. 17% молодых «карьеристов» мечтают стать фрилансерами — то есть работать на самих себя. Только 5% опрошенных готовы работать в системе образования. Ну и меньше всего (лишь 4%) хотели бы работать в некоммерческих организациях.

Опрос HeadHunter полностью опровергает распространенный стереотип о том, что молодые люди в современной России стремятся связать будущее с бюрократией. Основными «минусами» работы на госслужбе молодежь считает засилье бюрократизма, низкие зарплаты и высокий уровень стресса. В числе главных «плюсов» называют стабильность и постоянство — понятия, согласитесь, крайне эфемерные.

Неутешительные выводы опроса, проведенного HeadHunter, совпадают с другими, но уже объективными, данными. Скажем, по подсчетам портала «Госслужба», только за прошлый год не были укомплектованы более 20% должностей гражданских служащих — и это в федеральных государственных органах власти. То есть вакантными числятся свыше трех тысяч должностей из почти 14,5 тыс.

О масштабах эмиграции не знает даже Росстат

— Недостатки в системе поиска и отбора персонала, корыстные факторы мотивации для кандидатов не позволяют сформировать то новое поколение эффективных чиновников, которые уже сейчас были бы готовы вести Россию в светлое завтра. Несовершенны механизмы конкурсов, порочны принципы, лежащие в основе системы — ориентированность на процесс, а не на результат, — отмечал еще несколько лет назад кандидат политических наук Дмитрий Поликанов. Как видно, ничего не изменилось.

То, что молодежь разочаровывается в самой системе государственного управления и мечтает уехать из страны — тоже явления одного порядка. Весьма показательно, что с началом экономического кризиса из страны резко увеличился отток граждан: за последние пять лет эмигрировали 1,7 млн. человек, из них почти 280 тысяч выбрали для жительства страны дальнего зарубежья. В том числе в Германию переселились 24 тысячи человек, в США — 8 тысяч, в Эстонию и Израиль — по 5 тысяч.

Но официальная статистика эмигрантов — лишь вершина айсберга. Статистика фиксирует лишь тех россиян, которые выписались по месту регистрации по причине переезда за границу. А ведь многие выехавшие из страны официально не меняют место проживания и даже не отказываются от российского гражданства.

Еще в феврале «Левада-центр» провел опрос среди молодых россиян (в возрасте 18−24 лет — то есть примерно таком же, как и HeadHunter), и 41% изъявили желание эмигрировать. Причем с возрастом эмиграционные настроения падают: среди тех, кому от 25 до 39 лет желающих безвозвратно покинуть Россию, 24%, в возрасте от 40 до 54 лет — 13%, а старше 55 лет — лишь 5%. Еще показательный нюанс: доля желающих эмигрировать из России мало зависит от размера населенного пункта (ощутимо меньше их лишь на селе, а немного больше — в Москве)

Результаты опроса ожидаемо прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, которые назвал долю желающих уехать «не такой большой». Что же, если 40% молодежи — тех, в образование которых вкладывало (а порой и до сих пор вкладывает) средства именно государство — это для Кремля не так много, то можно лишь недоуменно развести руками…

Стабильность — это уже не ценность

— Уже довольно много было интерпретаций этих цифр. В целом, стремление молодёжи на госслужбу — тенденция нездоровая, или слишком особая специфика момента, — говорит «Свободной прессе» генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. — Молодежь — это всегда ориентация на карьеру, на новации, свободу, неформальность отношений. А госслужба всегда ассоциировалась с бюрократией, медленным движением, формализмом.

Но бывают отдельные нюансы. Например, крайне нестабильная ситуация, когда человеку свойственно «заякориться». Или наоборот, когда государство (или регион) находится в фазе активного развития, и работа на него открывает пространство для амбиций, для самореализации, и кажется, что позиция в бюрократической иерархии дает рычаги для изменения реальности. Ничего этого сейчас нет! Произошла адаптация к текущей ситуации, стабильность не кажется ключевой ценностью. Драйва тоже нет. Оттого привлекательность и работы, и жизни в России упала.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Гуманизация уголовного законодательства может быть выгодна для бюджета

Гаси долг «Роснано» или не гаси, а системного кризиса не избежать

Неурожая не наблюдается, но цены на картофель продолжают расти

Источник

Любят деньги, открыты всему новому, социально активны. Разбираемся с экспертом, каким идеалам следует современная молодежь

Пришли на смену

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

Кумирами молодежи поколения 1970-х были первооткрыватели космоса Юрий Гагарин и Валентина Терешкова. Родившиеся в 1990-х стремятся равняться на предприимчивых Илона Маска и Ким Кардашьян. У молодежи новой формации – поколения Z – свои кумиры и примеры для подражания, выбор которых определяет их ценности и установки. Да, мы все очень разные. И очень важно, чтобы связь поколений, которая обеспечивает преемственность в развитии общества, не прерывалась, поскольку это неиссякаемый источник богатого жизненного опыта и мудрости, передающихся от старших к младшим. Мы должны помнить свое прошлое, чтобы не повторять ошибок в будущем. О том, как происходит смена поколений и каким идеалам следуют «зеты», мы побеседовали с аналитиком Белорусского института стратегических исследований Николаем Сухотским.

– Что такое смена поколений? Как часто в общес­тве происходит это явление и от чего зави­сит?

– В социологии поколение – это социально-возрастная категория, номинальная группа людей, возраст которых ограничен некоторым интервалом. Годы активного формирования человека приходятся на возраст от 17 до 25 лет. Опыт, накоп­ленный в этот период, оказывает фундаментальное формирующее влияние на всю оставшуюся жизнь, в течение которой люди становятся все менее восприимчивыми к изменениям.

чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть фото чего хочет нынешняя молодежь. Смотреть картинку чего хочет нынешняя молодежь. Картинка про чего хочет нынешняя молодежь. Фото чего хочет нынешняя молодежь

Наиболее известной стала классификация поколений, предложенная в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Они уверяют, что каждые 20–25 лет появляется новое поколение, которое отличается от предыдущих привычками, характером, ценностями и целями. Согласно этой теории в XX веке последовательно сменяли друг друга «молчаливое поколение» (рожденные в 1923–1943 годах), «поколение беби-бумеров» (1943–1963), «поколение X» (1963–1984), «поколение Y» («миллениалы», 1984–2004) и, наконец, «поколение Z» (2004 года рождения и моложе).

– Всегда ли смена поколений приводит к разрыву между ними? Чем это чревато?

– Безусловно, не всегда. Однако в настоящее время происходит перераспределение процесса преемственности и смены поколений в социуме. С одной стороны, мы замечаем положительные аспекты: рост инновационной активности молодежи, очень быстрое освоение информационно-коммуникационных технологий. С другой стороны, на фоне влияния интернета на нашу жизнь происходит смещение системы координат социального взросления молодежи. Имеет место тенденция разрыва поколений. Это когда старшее поколение не обладает достаточным авторитетом, а его система нравственных ценностей уже не является сколько-нибудь значимой в молодежной среде, которая погружается в состояние духовно-нравственного вакуума. Многие эксперты отме­чают, что такая ситуация может повлечь негативные социальные последствия для общества, в частности угрожает его стабильности и целост­ности, особенно на фоне экспансии стандартов массо­вой потребительской культуры.

– Для каждого поколения характерны свои поведенческие маяки, на которые родители ориентируют детей. Мои, например, часто повто­ряли: «трудности закаляют» и «скромность украшает». А какие установки у нынешнего поко­ления?

– Происходит смена поколений, хотим мы этого или не хотим. Я больше чем кто-либо это понимаю. Но не надо ничего ломать. Давайте, как разумные люди, пройдем этот период смены поколений по-настоящему красиво. Потому что сломать просто, а потом восстановить будет очень сложно или, возможно, не получится. Поэтому давайте не будем ломать, да­вайте не будем бросаться в омут этих собы­тий.

Нашему поколению не стыдно, уходя из политики, экономики, передать вам, новому молодому поколению, и предъявить вам то, что мы создали. Но самое главное – мы передаем нашим детям, внукам суверенную, независимую страну. Впервые в многовековой истории мы имеем свое государство со всеми атрибутами.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко
(из выступления перед коллективом и строителями БелАЭС 7 ноября 2020 года)

– Жизненные принципы молодых белорусов все более отделяются от идеалов, сформированных в советский период, и включают в себя ценности индивидуализма и частной жизни, свойственные рыночной социально-экономической модели и западному образу жизни. В 1990 году лишь треть молодежи в момент жизненного старта после окончания школы была ориентирована на материальное благополучие. Сегодня же оно является одним из главных показателей успеха у молодого поколения и связывается с возможностью покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий, место жительства и перемещения. В качестве главного условия, определяющего выбор работы, молодые люди выдвигают размер заработной платы и гораздо меньше внимания обращают на другие аспекты – хорошие условия и режим труда. Это означает, что у нынешнего поколения молодежи сложилось такое восприятие действительности, где делается ставка на успешность, материальный достаток, достижение высокого профессионального и социального статуса. В результате у многих зашкаливают средовые влияния, особенно социальное расслоение. Так, некоторые дети и подростки комплексуют по причине наличия или отсутствия у них смартфона определенной марки, статуса их родителей.

– Опираясь на результаты исследования БИСИ, проведенного в 2020 году, попробуйте описать портрет современного молодого белоруса: как он живет, что любит и о чем мечтает. Насколько этот образ отличается от молодого человека 20-летней давности?

– Сегодняшней белорусской молодежи в целом свойственно позитивное социальное самочувствие. Это подтверждается высокой степенью удовлетворенности своей жизнью: около 80 процентов юношей и девушек в той или иной мере устраивает их жизнь (недовольных лишь около 16 про­центов). Также молодежь с оптимизмом смотрит в буду­щее: около 60 процентов считают, что в тече­ние ближайшего года их жизнь улучшится (пес­си­мистов лишь около пяти процентов). При этом более позитивные оценки свойственны молодежи 18–24 лет, чем 25–29 лет.

В отличие от молодежи начала 2000-х современные молодые люди хотят не только достигнуть материального достатка, но и самореализоваться. Непреодолимое желание доказать свою особенность объясняет рост интереса к индивидуальному предпринимательству, воплощению собственных проектов, популярность блогерства и фриланса. При этом молодежь часто не учитывает высокую конкуренцию, присущую данным сферам, в которых преуспевают и становятся звездами лишь единицы.

Не последнее место в иерархии ценностных установок молодежи занимают создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей. Самым популярным вариантом планирования семьи видится такой: папа, мама и двое детей. Еще один положительный момент: молодые люди ориентированы на сохранение и укрепление своего здоровья. Это соответствует мировому тренду на здоровый образ жизни.

В отличие от молодежи начала нулевых для большинства сегодняшних юношей и девушек главным источником информации является не телевидение, а интернет. Около 85 процентов молодых пользователей (по их собственному признанию) чаще всего заходят в социальные сети, 50 процентов посещают развлекательные сайты с музыкой, фильмами и новостные порталы, значительная часть (около 40 процентов) – интернет-магазины, треть – образовательные и научные ресурсы. Каждый пятый молодой пользователь проводит время за онлайн-играми, каждый десятый – за чтением блогов.

Вместе с тем молодым людям присуща и социальная активность: кроме участия в общественных объединениях все более привычным полем для самореализации становятся волонтерство, благотворительные и гуманитарные проекты.

– Каким приоритетам следует новое поколение, выбирая будущую профессию? Учатся ради корочки или из интереса?

– Радует, что молодежь выделяют добросовестный труд, предприимчивость и образованность как главные условия для успешной жизни. Молодые люди осознают: чтобы гарантировать себе и своей семье обеспеченное будущее, нужно много и настойчиво работать. Реже они видят перспективы успеха в предпринимательской инициативе, образовании, а также в связях за рубежом и миграции. Наименее интересными для молодежи ключами к успешной жизни являются государственная служба, переезд в Минск для трудо­устройства и брак по расчету.

– Как смена поколений влияет на различные сферы жизни общества: трудовые отношения (к примеру, чаще ли нынешняя молодежь отдает предпочтение фрилансу и работе на удаленке), экономику, политику?

– Молодежь в целом стремится к большей самостоятельности: около 40 процентов опрошенных заявили о готовности заниматься предпринимательской деятельностью. Широкое распространение получают новые формы трудовой деятельности, в том числе фриланс. В региональном разрезе в таком формате больше всего хотели бы трудиться жители Минска и Витебской области (по 17 процентов). Кстати, за последние десять лет чистых фрилансеров (людей, для которых такой вид занятости является единственным видом заработка, а не подработкой) в Беларуси стало в несколько раз больше. Популяризации работы вне офиса во многом содействует нынешняя эпидемиологическая ситуация. Во фриланс приходит все больше молодых женщин.

Политические взгляды молодежи в основном мало отличаются от тех, которые разделяет взрослое население страны в целом. Большинство юношей и девушек (около 60 процентов) заявили, что различий в их взглядах и взглядах родителей нет. При этом результаты опроса красноречиво говорят об аполитичности белорусской молодежи. Так, в работе партий и других политических организаций в нашей стране участвовало менее одного процента молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, а большинство юношей и девушек (около 60 процентов) вообще не интересуются политикой. То есть, несмотря на политическую турбулентность последнего года, нельзя говорить о некой массовой политизации молодежи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *