чего добился феминизм за последние 10 лет
«Главное достижение феминизма в России? Он не умер». Победы женского движения за 10 лет
Суфражистки боролись за равные с мужчинами права, феминистки второй волны — за равные возможности, а современные — выступают против сексизма во всех его проявлениях. Достигнуты ли цели движения в современной России? К неформальному Дню феминизма, который отмечается 30 мая, «7×7» провел опрос о том, что сами феминистки относят к своим победам. Результаты прокомментировали директор Центра гендерных исследований Ольга Шнырова и соосновательница образовательного проекта Fem Talks Катерина Денисова.
Опрос проводился с 20 по 30 мая через сервис “Google Формы”. Анкету мы распространяли в региональных феминистских сообществах во “ВКонтакте”. В итоге было получено 128 ответов. Способ распространения анкеты мог повлиять на результаты опроса.
Текст также опубликован на Women Platform — региональной платформе для защитниц прав и интересов женщин. Вы можете прочесть его по ссылке.
Достижения феминизма
Развивается женская солидарность
В 2018–2019 годы в России прошли десятки акций в поддержку сестер Хачатурян, за принятие законопроекта о домашнем насилии и освобождение активистки Юлии Цветковой (художница выкладывала в соцсети иллюстрации на темы бодипозитива, женской физиологии). Растет число проектов, сделанных женщинами для женщин. Например, сеть женской взаимопомощи “Проект W” и “Ты не одна”, паблик “Сестра сестре. Взаимопомощь” в соцсети “ВКонтакте”. Тенденция была особенно заметна во время пандемии коронавируса. Кризисные центры и организации помощи женщинам запустили бесплатные вебинары о том, как справиться со стрессом или финансовыми трудностями во время кризиса, создавали группы психологической помощи. Организаторки московского Moscow FemFest запустили бесплатную службу психологической помощи для женщин-врачей, а авторки проекта “Ребра Евы” — марафон заботы и поддержки.
Новые медиа транслируют идеи феминизма
Феминистки начали организовывать собственные ивенты (Moscow FemFest, фестиваль против домашнего насилия “Не виновата”, фестиваль “Женщины. Инвалидность. Феминизм”), создавать и популяризировать научно-образовательные и просветительские проекты о феминизме (“Высшая школа равноправия”, «Феминистки поясняют», паблик “Женская история”), медиа о женщинах с акцентам на фем-повестку (метапроект «Феминистское СМИ» “Гласная”, Wonderzine), блогеры рассказывают о феминизме на своих площадках в соцсетях и мессенджерах (Telegram-каналы “Женская власть” и “Дочь разбойника”). Традиционные СМИ тоже подключились к “женской” теме. Журнал Forbes развивает раздел “Forbes Woman”, развлекательный канал ТНТ запустил шоу “Женский стендап”, глянцевые журналы Cosmo и Glamour начали менять тональность.
Участницы опроса «7×7» отметили еще и широкую огласку случаев домашнего насилия и харассмента в новых медиа: заявление журналисток о сексуальных домогательствах со стороны депутата Госдумы Леонида Слуцкого (он отрицал информацию и не понес никакой ответственности), харассмент в крупнейших российских вузах — НИУ ВШЭ и МГУ, история Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, кейс ведущей Регины Тодоренко.
Социологические опросы «Левада-Центра»* показывают, что российское общество в большинстве своем считает серьезной проблему насилия со стороны супруга или партнера, в отличие от харассмента. Женщин эти вопросы беспокоят сильнее, чем мужчин.
Началась работа над проектом закона о домашнем насилии
Депутаты вносили в Госдуму законопроект о профилактике семейно-бытового насилия еще в 2016 году, но тогда он не дошел даже до первого чтения. С новой силой о проблеме заговорили после того, как широкую огласку в СМИ получили истории жертв домашнего насилия: Маргариты Грачевой, Яны Савчук и сестер Хачатурян.
Аборты сохранены в системе ОМС
На протяжении последних 10 лет было несколько серьезных нападок на репродуктивные права женщин. В 2011 году депутат Госдумы Валерий Драганов внес на рассмотрение парламента законопроект, который обязывал замужних женщин получить согласие мужей на прерывание беременности.
В сентябре патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов. Последняя инициатива исходит от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В докладе о работе ее аппарата за 2019 год есть рекомендация правительству РФ принять меры, “направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов”. Каждое такое предложение сопровождается бурной полемикой. В том числе, высказываются феминистки. Пикеты в защиту права на аборт в разные годы проходили в Челябинске, Петербурге, Новосибирске и других городах. В некоторых регионах светские власти все же частично ограничили проведение абортов в определенные дни (“дни тишины” в Приморском крае и Рязанской области). Но федералы пока не решаются вывести их из системы обязательного медицинского страхования, поскольку опасаются роста опасных подпольных операций.
Запрещенных профессий для женщин стало меньше
Министерство труда России в августе 2019 года более, чем в четыре раза сократило список запрещенных для женщин профессий. С 2021 года женщины смогут работать дальнобойщиками, боцманами, парашютистами, машинистами электропоезда, трактористами-машинистами на сельхозработах, слесарями по ремонту автомобилей и так далее. Список запрещенных профессий появился еще в советские годы и в 2000 году был расширен. Законодатели мотивировали это решение заботой о репродуктивном здоровье женщин.
На 98 видах работ и должностей труд женщин по-прежнему будет ограничен (на химпроизводствах, горных работах, строительстве подземных сооружений и т. д.).
Под стеклянным потолком. Героини публикаций «7×7» рассказывают, тяжело ли быть женщиной в своей профессии
Лица феминизма в России и тренды
Подобная истерическая реакция может говорить о том, что люди, не принимающие изменения привычных гендерных ролей в обществе, таким образом защищают последние бастионы. Жизнь меняется, чего бы ни хотели наши оппоненты, к прошлому мы уже не вернемся.
Ольга Шнырова считает, что перечисленные достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду — последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:
Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности интернет-журнала «7×7» и не отражает точку зрения Европейского Союза.
ЖизньДвигатель прогресса: Победы феминизма, изменившие нашу жизнь
Вспоминаем исторические события, повлёкшие за собой важные изменения
Текст: Александра Баженова-Сорокина
8 Марта в который раз раскололо общество пополам, возможно, даже более явно, чем обычно. Традиционно настроенные россияне по-прежнему поздравляли «милых дам» и желали им оставаться «красивыми, нежными и желанными» (не будем напоминать, что самопровозглашённое мужское право награждать женщин короной один день в году даёт карт-бланш поливать их помоями все остальные). С другой стороны женщины и прогрессивно настроенные мужчины всё громче напоминали, что этот праздник посвящён не «женственности» в каком бы то ни было её прочтении, а борьбе за равноправие.
Пока в России выходят праздничные статьи о том, что феминизм надоел, мировые учёные подтверждают, что он работает: именно благодаря действиям феминистских движений жизнь женщин во всём мире постепенно становится лучше, а их права защищеннее. Мы решили вспомнить несколько важных событий из истории вопроса, которые показывают, почему борьба за права женщин необходима и должна продолжаться.
«Женский выходной,
или Долгая пятница»
Право голоса — одно из ключевых прав личности, которое даёт возможность выбирать будущее своей страны, участвовать в политическом процессе и менять его. Трудно представить себе, что ещё на протяжении XX века во многих странах политический курс выбирала только одна часть взрослого населения, а не вся страна. Ярким примером сначала формального, а затем и реального изменения данной политики стала Исландия, одна из самых передовых стран по соблюдению прав человека на данный момент.
Уже в 1915-м, в разгар панъевропейского движения суфражисток, исландские женщины добились права голоса (после Новой Зеландии, Австралии и Финляндии), однако шли годы, а реальных изменений в политике по женскому вопросу не было видно: в парламенте женщины занимали 5 процентов мест, по сравнению с примерно 20 процентами в других скандинавских странах. Поэтому новая волна феминисток решила пойти на жёсткие меры: так 24 октября 1975 года известно в Исландии как «Женский выходной», или общая забастовка, в которой 90 процентов женщин не вышли на работу. Они собирались на площадях, смотрели фильмы о суфражистках, выступали с речами, пока по радио дикторские голоса перекрывали голоса детей, которых мужчинам пришлось взять с собой (детские сады и ясли были закрыты).
Этот момент стал переломным в жизни страны, а через пять лет президентские выборы выиграла Вигдис Финнбогадоттир — первая европейская женщина-президент. Во всём мире женщины по сей день недостаточно представлены в политическом процессе, а феминистки ассоциируются со стереотипами вроде «женщин-с-волосами-в-подмышках». Тем важнее вспомнить образ разведённой матери-одиночки Вигдис, которая легко бы вписалась в британскую королевскую семью.
В парламенте Исландии женщины занимали 5 процентов мест, по сравнению
с примерно 20 процентами в других скандинавских странах
Отмена многожёнства
в Турции
Роль женщины в семье — самый сложный аспект правоприменения, потому что религиозные нормы и культурные традиции изживаются значительно дольше, чем пишутся законы. Вплоть до начала XX века женщины в большинстве стран мира не имели статуса и, соответственно, не обладали правами «совершеннолетнего» или «дееспособного» человека, лишь в некоторых европейских странах таковой статус предоставлялся вдовам и, ещё реже, незамужним женщинам с умершими родителями. Турция — пример страны, культурно и политически находящейся между Европой и Азией, поэтому положение женщин здесь на протяжении веков многократно менялось.
В конце XIX — начале XX века феминистское движение начало борьбу за женское образование, право на голос и, конечно, за равноправие супругов в браке. Ключевым событием для страны стал законодательный запрет многожёнства, уравнение мужчин и женщин в правах наследования, заключения и расторжения брака, прописанный в гражданском кодексе 1926 года. Однако, этот шаг до сих пор носит во многом формальный характер, потому что правоприменение работает гораздо сложнее: так, например, многожёнство существует до сих пор (недавно разразился скандал после того, как советник премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана объявил, что собирается взять себе четвёртую жену). Положение женщины после развода и вопросы опеки над детьми до сих пор является краеугольным камнем феминистского движения во всём мире.
Первая выпускница университета
В разные эпохи и в разных странах женщины допускались то к младшему школьному образованию, то к академическому, то ни к какому вообще. Даже в Европе вплоть до конца XIX века существовал огромный зазор между количеством безграмотных мужчин и женщин: многие представительницы знатных семей умели читать, но практически не писали. Несмотря на это, всегда находились исключения из правил, благодаря которым правила постепенно менялись.
Надо заметить, что в России одной из первых были учреждены младшие школы для девочек, однако такое образование никак не могло дать женщине возможность зарабатывать на жизнь профессией, требующей определённого обучения. Поэтому важным и символичным эпизодом в истории образования считается 1861 год, когда француженка Жюли-Виктуар Добье, журналист и борец за права женщин, стала первой женщиной-студенткой, а затем бакалавром университета Лиона. К сожалению, её фигура мало известна за пределами Франции, что особенно печально, учитывая, что именно благодаря стараниям Добье и её единомышленниц в 1866 году женщины получили право сдавать экзамены на получение степени бакалавра во всех высших учебных заведениях страны. Спустя год они уже смогли получать образование на всех факультетах, кроме теологического.
В те же годы в России в нескольких крупных университетах были созданы Высшие женские курсы, однако к равноправному посещению и получению университетских дипломов для мужчин и женщин государственная власть была совершенно не готова, поэтому за образованием многие дворянки уезжали в Европу. В наши дни на Западе вопрос образования для женщин уже давно закрыт, в то время как, например, в Пакистане или в Йемене даже школьное образование для девочек вызывает вспышки террористической агрессии со стороны фундаменталистов.
В 1866 году женщины получили право сдавать экзамены на получение степени бакалавра во всех высших учебных заведениях Франции
Допуск к соревнованиям
по гимнастике и атлетике
Трудно представить себе Олимпиаду без женской сборной по художественной гимнастике, фигурному катанию или синхронному плаванию. В такие секции традиционно отдают маленьких девочек, потому что в обществе есть мнение, что эти виды спорта «женственны». Однако вплоть до 50-х годов прошлого века об этих дисцплинах думали в первую очередь как о мужских. Впервые женщины получили возможность соревноваться в Олимпийских состязаниях по атлетике и гимнастике только в 1928 году на летних Играх в Амстердаме. В тех играх 277 женщин участвовали в 14 состязаниях по 4 видам спорта — спортсменки составляли почти 10 процентов участников, что по тогдашним меркам было совсем не мало.
Однако зрелищность состязаний по атлетике и гимнастике, предназначенных для мужчин, на тот момент оставляла желать лучшего. Потребовалось больше двадцати лет, чтобы появились новые правила и новые программы соревнований, давшие возможности женщинам-гимнастам и атлетам совершенно по-новому раскрыть свой потенциал. Поэтому, когда кипят споры вокруг формы женщин-боксёров, допущенных к Олимпиаде в 2012 году, или когда высмеивается недостаточная зрелищность женского футбола или баскетбола, стоит оглянуться на историю других видов спорта. С годами правила и практики, скорее всего, изменятся, и мир увидит данные виды спорта совершенно в другом свете.
Во многих странах, включая Россию, изнасилование в отношениях не артикулировано с позиции закона
Дело «Р против Р»
В Великобритании стало резонансным дело «Р против Р» 1991 года, в котором муж, обвинённый в изнасиловании жены, подал апелляцию, ссылаясь на то, что законы об изнасиловании не включали в себя прецедентов насилия в браке. Собственно, сама концепция брака в сознании большинства до сих пор трактуется как готовность супругов удовлетворять сексуальные потребности друг друга в любой момент, что чаще сводится к требованиям этого от женщины.
После долгого разбирательства было установлено, что несмотря на лазейки в законе, изнасилование в семье должно квалифицироваться как частный случай изнасилования, и апелляция была отклонена. Дело рассматривалось Европейским судом по правам человека, и в 1994 году прецедент был закреплён, таким образом изнасилование в семье официально стало противозаконным. К сожалению, во многих странах, ввключая Россию, изнасилование в отношениях не артикулировано с позиции закона и даже завести уголовное дело по факту совершения преступления непросто. Однако это значит лишь, что нужно создавать условия для того, чтобы подобные обращения регистрировались и создавали новые прецеденты.
Право на аборт
Репродуктивные права остаются самой сложной сферой правоприменения в отношении женщин. Христианство по сей день осуждает контрацептивы, а аборт в глазах широкой общественности является, в зависимости от религиозных и этических взглядов людей, большим или меньшим злом. Во многих странах, в том числе в прогрессивной во многих отношениях Ирландии, аборты нелегальны, в некоторых странах разрешён аборт только по медицинским показателям. В России аборты разрешены, однако в последнее время значительно больше порицаются государством и обществом.
во всём мире женщины по-прежнему получают в среднем меньше, чем мужчины, в том числе на одинаковых должностях
Снятие формулировки «швед» в рабочей анкете
Шутки о «древнейшей профессии» особенно не смешны, если задуматься о том, насколько недавно женщины получили право на труд и реальную возможность становиться профессионалами в интересующем их виде деятельности. Во многих странах мира до недавнего времени работа на государственных постах для женщин была невозможна даже формально, а в реальности до сих пор труднодостижима. В то же время в Швеции первые подвижки в сторону реализации права женщины на оплату труда были предприняты уже в XVIII веке, когда у женщин появилась возможность заниматься легальной уличной торговлей и содержать гостиницы.
Помимо исторически более выигрышной роли женщины в скандинавском обществе, мощное движение за равноправие полов в Швеции в XIX веке и движение шведских суфражисток в начале XX сделали страну одной из мировых платформ феминизма: так, в 1909 году шведские феминистки добились пересмотра правил приёма на работу в государственные учреждения и изъятия из анкет на трудоустройство формулировки «швед» (то есть гражданин только мужского пола), таким образом, получив доступ к должностям во многих сферах государственной службы. До этого женщина с должным образованием и квалификацией не могла преподавать в государственном университете или работать врачом в государственной больнице.
Однако во всём мире женщины по-прежнему получают в среднем меньше, чем мужчины, в том числе на одинаковых должностях. По-прежнему не все должности, формально доступные женщинам, оказываются таковыми в реальности, так что борьба за равноправие в трудовой сфере пока, очевидно, не закончена.
Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия
Отчет Global Gender Gap Report 2020 не обнадеживает: по данным исследователей Всемирного экономического форума, до достижения равноправия нам придется подождать еще 99,5 лет.
Но все же перемены, произошедшие в 2010-х, довольно очевидны. Они коснулись всех сфер и областей бизнеса — от представленности женщин в топ-менеджменте и гендерного разрыва в зарплате до изменений в медиа, рекламной и бизнес-повестке. Посмотрим на феминистические тренды 2010-х и попробуем понять, чего ждать в следующей декаде.
Женщины на работе
Гендерный разрыв, или gender gap, — один из главных показателей экономического и социального неравенства между мужчинами и женщинами. Он учитывает разницу между мужчинами и женщинами в доступе к доходам, власти, образованию и здравоохранению и показывает, насколько женщины отстают. Большой вклад в гендерный разрыв вносит wage gap, или разрыв в зарплате: он говорит о том, насколько меньше денег женщина в среднем получает за работу, аналогичную той, что выполнил мужчина, только за счет своего пола.
За период с 2010 по 2020 год gender gap в мире сократился: с 41% до 31,4%. Самой равноправной в течение всего десятилетия оставалась Исландия, на сегодняшний день женщины там отстают от мужчин всего на 12,3%.
А что же происходит в России? У нас в 2020 году все, с одной стороны, довольно неплохо: гендерный разрыв близок к среднему и составляет 29,4% (что подтверждает и наш новый рейтинг лучших компаний для женской карьеры). С другой стороны, за прошедшую декаду этот разрыв не изменился ни на одну десятую процента. Зато мы упали в «рейтинге равноправия»: если в 2010-м Россия по этому показателю была на 45-м месте в мире, то в 2020-м наша страна заняла уже 81-е место. Россию в борьбе за гендерное равенство обогнали такие страны, как Зимбабве и Бангладеш.
Разрыв в зарплате за декаду сократился, но несильно — с 34% до 28,8%. Это большой разрыв в сравнении с показателями развитых государств: в среднем в странах ОЭСР wage gap на сегодня равен 13,5%.
При этом наша страна входит в топ-5 стран наряду с соседними Белоруссией, Грузией, Латвией и Польшей, где доля женщин в менеджменте максимальная. Женщин-управленцев в России 41,8%. Откуда тогда такое отставание в экономическом положении женщин?
Как разбить «стеклянный потолок»
Это термин, который означает сложность или невозможность для женщин пробиться на самые высокие управляющие должности. Большинство женщин-управленцев в России занимают такие должности, как директор по маркетингу, главный бухгалтер, финансовый директор или директор по персоналу. А в советах директоров женщин у нас ничтожно мало — всего 7%. Для сравнения: в передовой в вопросах гендерного равенства Исландии женщин в советах директоров в среднем 43%.
Наличие «стеклянного потолка» подтверждают слова одного из крупнейших топ-менеджеров страны, бывшего гендиректора «Магнита», а теперь руководителя компании «Лорус SCM» Ольги Наумовой. «У меня был один коллега в «Северстали», он высказывался так, цитата: «Как ты можешь брать Лену на работу? Как она вообще может делать эту работу, не имея члена?» Вот прямо так и говорил», — рассказала Наумова в интервью Forbes Woman в 2019 году. Она говорит, что «стеклянный потолок» оказался для нее особенно очевидным в типично женской сфере — ретейле: если в целом в компаниях вроде «Магнита» и Х5 работает 60–70% женщин, то в руководстве ситуация кардинально иная — преобладают мужчины.
Ольга Наумова подтверждает: это все потому, что в компаниях создаются искусственные ограничения для продвижения женщин в карьере. Она называет это «неестественный отбор» — «когда талантливых женщин держат в стороне, а двигают послушных, не очень далеких парней, которые паразитируют на качественном женском управленческом труде».
Что же с этим делать? Женщины вроде Наумовой, которые все-таки пробиваются на руководящие позиции, пытаются сокрушить «стеклянный потолок» для своих последовательниц: осознанно назначают директорами отделов и филиалов женщин, чтобы выровнять гендерный дисбаланс. Но этого, безусловно, недостаточно, нужны меры на уровне государства, например, квоты по количеству женщин в совете директоров и топ-менеджменте госкорпораций. Также необходимы социально-политические меры, которые изменят стереотипы о том, будто женщина не может выполнять ту или иную работу.
Важный шаг в этом направлении сделали на исходе прошлого десятилетия: в 2019 году Минтруд сократил список запрещенных для женщин профессий с 456 до 100 позиций. Правда, в силу эти изменения вступят только в 2021 году. Так что в новом десятилетии ждем роста количества женщин, в том числе на руководящих постах в тех сферах, куда раньше доступ им был закрыт.
«Женское лицо» бизнеса
На все эти изменения — сокращение списка запрещенных профессий, гендерного разрыва в зарплате и карьере, безусловно, повлияла активизация феминистического движения в России. В 2017-м «феминизм» объявили словом года из-за повышенного интереса к движению во всем мире, и наша страна не стала исключением.
Если в начале 2010-х российский феминизм в основном был узкой тусовкой в ЖЖ, то в 2020-м мы видим массу популярных блогов фем-тематики в Facebook, Instagram и Telegram. На блоги Залины Маршенкуловой, Татьяны Никоновой, Анастасии Красильниковой и других феминисток подписаны в совокупности сотни тысяч человек. Кроме Forbes Woman, появились и другие издания. В 2013 году открылся Wonderzine с фем-повесткой. В РБК запустили empowering-портал для женщин — РБК Pink, а в российском Cosmopolitan стали все чаще выходить феминистические материалы. Все это не могло не повлиять на то, как бизнес общается с женщинами.
Тем более что у покупателя «женское лицо»: несмотря на гендерный разрыв в зарплате, до 70–80% потребительских решений принимают именно женщины. При этом до недавнего времени рекламодатели и маркетологи общались с аудиторией так, будто их единственный и главный покупатель — мужчина, высмеивая и объективируя женщин в сексистской рекламе. Однако благодаря усилиям феминисток за последнее десятилетие такого стало меньше.
Массовая реклама — особенно крупных и международных брендов — стала значительно меньше использовать женскую фигуру и тем более обнаженное тело в своих макетах и роликах. Сегодня реклама с неуместно вставленным сексуализированным женским образом уже скорее будет воспринята как непрофессиональная, морально устаревшая.
«Меньше стало рекламы, опирающейся на предполагаемую неспособность женщины выполнить какую-то мужскую работу, неспособность справиться с эмоциями, непрофессиональное выполнение какого-то дела, потому что «я же девочка». Сюжеты вроде «пробила колесо — жду на дороге спасителя», «расплакалась от беспомощности, но тут пришел он», «красила ногти за рулем и разбила мужнину машину» вызывают уже вполне заметную волну протестов — в первую очередь женских.
И еще: массовая реклама далеко не полностью, но уже в заметном количестве либо сразу изображает в традиционно женской роли мужчину или смешанную группу людей, либо очень извиняется, когда у них нечаянно вышел сексизм. Как в том случае, когда бренд Qlean сопроводил серию баннеров о найме клинеров исключительно образами женщин-клинеров и мужчин-заказчиков», — говорит директор по данным рекламной платформы Quiet Media, феминистка Лена Климанская.
Сегодня женщины зарабатывают и занимают руководящие посты как никогда раньше — при этом они позже вступают в брак и рожают меньше детей. Все это делает их прекрасными потребителями, и бизнесу пришлось об этом задуматься. Так появилось много «женских» проектов, которые можно отнести к феминистическому бизнесу, и запускают их, конечно, чаще всего сами женщины. Один из самых ярких примеров — Wildberries Татьяны Бакальчук.
«Миф о красоте», бодипозитив и экология
Можно сказать, что 2010-е прошли под эгидой «женского бизнеса» — компаний, основанных женщинами, для женщин и про женщин. И даже крупные международные бренды не отстают.
В своей книге «Миф о красоте» активистка Наоми Вульф подчеркивает, что огромная индустрия бьюти и моды — это один из способов давления на женщину. «Миф о красоте — самый лучший способ создать такую рабочую силу, которая будет выполнять все, что должна делать женщина на протяжении рабочего дня, а потом в свое свободное время выходить на «третью смену», — пишет Наоми Вульф. Под «второй сменой» в данном случае подразумевается работа по дому, под «третьей» — уход за собой: макияж, эпиляция, шопинг и т. п.
Все это, с одной стороны, создает многомиллиардные индустрии — косметики, одежды и бьюти-услуг. С другой — отнимает достаточно времени и сил, чтобы женщинам было сложнее преодолеть тот самый gender gap. По подсчетам Наоми Вульф, женщины (с учетом неоплачиваемого труда) работают в среднем 99,6 часа в неделю — это более чем в два раза больше, чем тратят на работу мужчины.
И это во многом отражает суть женского, или феминистического, бизнеса. Предпринимательница Дженнифер Армбраст даже основала онлайн-школу для обучения принципам такого бизнеса — она назвала ее Feminist Business School. Она пропагандирует такие ценности, как осознанность, экологичность, бодипозитив, честность и устойчивое развитие.
Примерно о том же говорят создательницы феминистического бизнеса Lunapads — компании по производству многоразовых прокладок, трусов для месячных и менструальных чаш — Сюзанна Сименс и Мэделин Шоу. Они призывают поддерживать бизнес, основанный женщинами и придерживающийся принципов справедливой торговли, cruelty-free (без испытаний на животных) и социальной ответственности.
Есть ли в России такие компании?
Да. Появились, например, бренды одежды Ushatava и Yo Yuu — эти компании, основанные женщинами, не только придерживаются принципов экологичности и устойчивого развития, но и подчеркивают бодипозитивность своих моделей. Продажи недорогой косметики из натуральных ингредиентов Natura Siberica увеличиваются колоссальными темпами — до 25% в год, притом что весь рынок косметической продукции в России растет примерно на 5% ежегодно. Как раз 10 лет назад в России появилась недорогая менструальная чаша отечественного производства — LilaCup.
В связи с этим повестка в рекламе и медиа становится все более бодипозитивной и «дружественной» по отношению к женщинам. «Реклама одежды, аксессуаров и косметики, ориентированная на женщин, постепенно становится более бодипозитивной: не только обсуждения ради, но и для контакта со своей настоящей аудиторией, для видео и фото привлекаются модели разного телосложения и внешности. Даже индустрия красоты постепенно признает тот очевидный факт, что все женщины разные, и, чтобы твоя клиентка увидела себя в твоем продукте, нужно показать ей ее. Невысокого роста, с полнотой, с неровностями кожи, с непослушными волосами, с морщинками, в забавной житейской ситуации — а не как статую, чьих статей никогда не смогут достигнуть 99% женщин», — говорит Лена Климанская.
При этом некоторые вещи все еще кажутся совершенно невозможными — например, увидеть на баннере женщину с акне, которой их не закрасили в фотошопе, или женщину с желтыми неровными зубами. Так что, думаю, мы только в начале пути к истинному разнообразию. Я слышала историю о том, как маленькая девочка написала письмо в Disney с просьбой сделать мультфильм, где принцесса будет носить очки. Вот когда мы увидим такую принцессу — и при этом талия у нее не будет по размеру меньше глаза, тогда можно будет говорить о бодипозитиве», — рассуждает Татьяна Никонова.
Она также говорит о том, что некоторые тренды в бизнесе не очень соответствуют бодипозитиву. Например, падают продажи белья вроде Victoria’s Secret, особенно бюстгальтеров с косточками. В ответ на это международный бренд старается выпускать больше мягких бра и бралетток. Но как это сочетается с эпидемией ожирения в России и в мире? Ведь крупным женщинам с большой грудью носить белье без косточек просто неудобно. Никонова предполагает, что в ближайшее десятилетие мы, возможно, увидим бум спортивных бра как ответ на эту проблему.
«В России сейчас периодически появляются компании, которые пытаются производить одежду и белье больших размеров. Но не у всех получается добиться успеха — такую одежду, как правило, сложно продавать и продвигать среди своей аудитории. Мое мнение: пока такие компании не начнут шить на молодую аудиторию и не приучат ее к своей одежде, бодипозитивные бренды не смогут добиться большого успеха.
А пока неплохо себя чувствуют в России такие небольшие бренды, как Yo Yuu: они делают домашнюю одежду, простое белье без косточек, менструальные трусы.
В целом я считаю так: чтобы бодипозитивный бренд преуспел на рынке, он должен по-настоящему разделять ценности феминизма», — резюмирует Никонова.
Равноправие в жизни и бизнесе: возможно ли это в принципе?
Об этом много рассказывает политолог Екатерина Шульман. Она поясняет, что сегодня недостаточно «просто заниматься своим делом и достигать в нем успехов», чтобы переломить гендерное неравенство. Многие считают фем-активисток слишком громкими, агрессивными и «обиженными на мужчин», но именно они, выходя на социальные баррикады, добиваются справедливости для всех остальных женщин.
«То, что становится неприемлема реклама, унижающая женщин, — чья это заслуга, нас, делающих свою карьеру? Да ни разу! Это заслуга тех, кто налетает на рекламщиков, придумавших слоган вроде «сосу за копейки» для продажи пылесоса, с сотнями гневных комментариев. И пусть они потом кричат, что «феминистки такие агрессивные, чувства юмора у них нет», но в следующий раз маркетологи сто раз подумают, прежде чем направить свою фантазию в эту сторону. Благодаря таким «боевым отрядам» феминисток мы все с вами меньше подвергаемся дискриминации и как потребители, и как работающие женщины», — поясняет Шульман.
Она верит, что гендерное равенство возможно. Человек — социальное животное, и как только в обществе станет неприемлемо ущемлять женщин, gender gap уйдет в прошлое. Но что должно стать катализатором этого процесса?
«Женщине чтобы выжить, больше не нужна семья. Более того, иметь мужа или сожителя для женщины экономически скорее невыгодно — как известно, расходы домохозяйства выше, чем расходы каждого из людей, его составляющих, в совокупности. Исключение — тот период, когда женщина беременна и ее дети настолько малы, что требуют ее постоянного или почти постоянного присутствия. Тогда требуется поддержка партнера, хотя в российских условиях ее часто заменяет или дополняет поддержка своей кровной семьи.
Однако и эти поведенческие практики могут измениться в ближайшие десятилетия. Как только благодаря техническому прогрессу появится такая вещь, как безусловный базовый доход — а его уже тестируют в некоторых развитых странах, вот тогда случится настоящая гендерная революция», — резюмирует Екатерина Шульман.