чего добился феминизм 3 волны

Феминизм: чем различаются три волны?

Социолог Екатерина Бороздина объясняет проблематику и основные идеи феминистского движения и то, почему деление на волны — условность

Говорить о феминизме «в целом» очень сложно, ведь существует множество разных феминизмов: либеральный, марксистский, радикальный, киберфеминизм и так далее. Течения постоянно множатся и конкурируют между собой. Деление на волны — одна из метафор, используемых для описания этого многообразного поля. Основное преимущество данного подхода состоит в том, что он сочетает историческую перспективу со вниманием к разным измерениям гендерного неравенства, которые были проблематизированы феминистскими авторами в различные периоды.

Феминизм первой волны, ассоциируемый с движением суфражисток, — это конец XIX и начало XX века. Центральным вопросом, болевой точкой здесь является неравенство между мужчинами и женщинами, существующее на уровне законодательства. На повестке дня — реформы в области права и политики, борьба женщин за доступ к образованию, обретение прав собственности и избирательных прав.
Вторая волна феминизма (конец 60-х годов XX века) предлагает новое, расширенное понимание неравенства. Активисты и исследователи полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархатного порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах.

Возьмем в качестве примера политику. Даже в тех странах, где женщины имеют равные с мужчинами политические права, их процент в парламенте существенно меньше, чем процент мужчин. Если обратиться к примерам из частной жизни, мы увидим, что «женский» домашний труд, связанный с заботой о детях и ведением хозяйства, как правило, недооценен по сравнению с оплачиваемым трудом в сфере производства. Многие собственно женские телесные переживания (менструация, беременность, менопауза) патологизируются, предстают как нечто, что нужно скрывать и/или контролировать с помощью медицины. Феминистки и феминисты также привлекают внимание к насущным проблемам — домашнему насилию, сексуальному насилию.

В 1990-е годы зарождается третья волна феминизма. Этот новый виток в понимании гендерного неравенства связан с переосмыслением самой категории опыта. Такое переосмысление имеет два основных аспекта. Первый заключается в отказе от восприятия женщин (и мужчин) в качестве некоей однородной группы, разделяющей сходные переживания и сходные интересы. Внимание к категориям класса, расы и сексуальности делает явным тот факт, что некоторые женщины — образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные — находятся в привилегированном положении по отношению к другим женщинам и могут их угнетать.

Второй аспект состоит в том, что опыт не существует вне своей интерпретации. Если для феминизма второй волны ключевым проявлением дискриминации были практические трудности, испытываемые женщинами в повседневной жизни, то в фокусе феминизма третьей волны находятся дискурсивные конструкты, ограничивающие наши представления о себе и других людях. Глубинная причина гендерного неравенства кроется в том, что само наше мышление подчинено бинарным оппозициям, разделяющим мужское и женское, разум и эмоции, гендерную норму и отклонение от нее. Сопротивление этой матрице предполагает выстраивание нефиксированных, «плавающих» квир-субъективностей.

Екатерина Бороздина
кандидат социологических наук, преподаватель факультета ПНиС, научный сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге

Источник

Чего хотят феминистки

чего добился феминизм 3 волны. Смотреть фото чего добился феминизм 3 волны. Смотреть картинку чего добился феминизм 3 волны. Картинка про чего добился феминизм 3 волны. Фото чего добился феминизм 3 волны

Ну что, граждане-спермобаки, гендерные узурпаторы и членомрази, поговорим о том, до чего мы довели несчастных женщин, а именно про три волны феминизма. В узком смысле в самом понятии «феминизм» нет ничего отвратительного. Просто женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. Но с каждой новой волной становится страшнее и страшнее. Самое время разобраться, чего они хотят.

Первая волна

У первой волны были веские причины бороться за свои права. Напомним: тогда у женщин действительно было куда меньше прав, чем у мужчин. Прежде всего, борьба шла за политические и экономические права: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности в браке (в это время замужняя женщина не имела формальных прав не только на свое приданое, но и на заработанные ею деньги), равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии.

Это была в буквальном смысле настоящая борьба. Орды выдающихся женщин организовывали демонстрации, устраивали голодовки и открыто говорили о феминизме. Отважные женщины начали буквально расшатывать устои патриархального общества, которые складывались не один век. Их сажали в тюрьмы, подвергали гонениям, но неожиданно отчаянная борьба вызвала сочувствие у общества, и в 1894 году им наконец дали право голосовать на местных выборах. Спасибо Эммелин Панкхерст, которая сделала для женщин не меньше двух подруг Клары и Розы.

В 1860 году, после обращения Элизабет Стентон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло закон: «Акт о собственности замужних женщин». Теперь у женщин появились права на заработанные ими деньги, равное право с мужем на попечительство над детьми и имущественные права вдовы. В 1869 году были созданы две суфражистские организации, а в 1890-м они объединились в «Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право».

А 8 марта 1908 года 15 тысяч женщин вышли на улицы Нью-Йорка – это был митинг за равноправие в работе с мужчинами. Позже Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля международным женским днем. Они вышли бороться за равноправие, а мы обязаны делать им подарки. Кто кого еще должен одаривать, спрашивается? Надо сказать, что в нашей стране этот праздник отмечали еще в 1914-м году.

В ту пору у феминизма появилось два оскала: марксистский и либеральный. Цели у них были немного разные: марксисты напирали на частную собственность и борьбу с капитализмом, а либералы боролись за получение равных прав во всех сферах.

Вторая волна

Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма.

Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае — насилии.

Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», — вот как выглядело это со стороны.

Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность — технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.

Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.

Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.

Третья волна

Самое страшное, что происходит в наши дни, — это третья волна феминизма. У нее нет адекватных лидеров, весомого повода. Они борются скорее не за, а против. Базой стали проблемы насилия, доступ к контрацепции и репродуктивные права.

Смысл третьей волны — в переосмыслении многих вещей. Во-первых, женщины и мужчины разные, у них разный опыт и разные интересы. Во-вторых, некоторые женщины могут угнетать женщин по разным признакам: расы, национальности, сексуальной ориентации. Появляется интерсекциональный феминизм — как женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией.

Проблема в том, что он обусловлен исключительно экономическими причинами. Это не бравада на тему того, что «мир создан мужчинами. Даже компьютер, с которого они пишут свои гнусные комментарии, создан и собран мужчиной». Этот вопрос можно решить, но если на чистоту, то это никому не выгодно. На лицо неконкурентоспособность некоторых женщин и лень многих представительниц слабого пола. Для серьезного карьерного роста нужно трудолюбие, помноженное на способности и образование, с выходным разве что в воскресенье.

Женщины в подавляющем большинстве находятся на работе с 9 до 17, а еще у них обычно есть дети. Начальник зачастую и правда предпочтет на ответственном посту мужика, который не забеременеет, в декрет не свалит и не станет уделять 2/3 времени походам в соцзащиту за росписями. С другой стороны, мужчины тоже пропащие, и по-хорошему только единицы способны на что-то претендовать.

Сам посуди. Оголтелые (подчеркиваем: оголтелые, а не нормальные) феминистки начали упиваться собственным успехом, и единственной целью их существования стал поиск новых поводов для придирки. Женщины получили равные права, но при этом продолжили вести себя как женщины. По-прежнему полно рабочих мест, на которых женщин не особо много. В забой они спускаться не хотят — какое ж тут равноправие?

В итоге получилась странная ситуация. Женщина все еще следует древним инстинктам: по ее мнению, мужчина должен быть богатым, сильным, желательно еще красивым и умным. Что же должна женщина? Ничего, ибо она слабый пол, и вообще рождена для любви: очаровывать и соблазнять. Это и есть современное понимание феминизма у обширных слоев общества.
Так что, мужики, самое время ныть и говорить, что нас дискредитируют. Хотя мы дали достаточный повод для очередного всплеска эмоций у борцунов за женские права. Наверняка в комментариях будет тонна говна от угнетенных воительниц против патриархата.

По сути своей, третья волна — это очередной всплеск активности на старых дрожжах. Проблемы остались старыми, потому что большинству женщин даром не нужен этот дивный женский мир, о котором говорят активистки. Все это давно поняли, но для феминисток наличие борьбы — это в некотором роде возвышение над проклятыми гендерными узурпаторами.

Третья волна привлекла в свои ряды кучу несведущих, недалеких активисток, которые дискредитируют само понятие. Есть нормальный феминизм, а есть радикальный, который, кроме слов «изнасилования», «аборты» и «расизм», ничего не знает и готов заступаться за пьяных девочек, засаживающих парней за решетку на 8 лет. Мы не против сильных женщин. Мы целиком и полностью за равноправие. Но когда борьба высосана из пальца, становится страшно.

Источник

Что такое третья волна феминизма?

Во многом, третья волна «заполняет пробелы», оставленные после первой и второй волны феминизма. Среди них, например, вопросы интерсекциональности, то есть пересечениях разных форм угнетения в зависимости от пола, расы и социального статуса. Считается, что вторая волна защищала, по сути, права белых представительниц среднего класса и не была инклюзивна для других рас и слоев населения. Это все нужно воспринимать в социальном контексте США в 80-90е годы, где и зародилась третья волна.

Если чуть погрузиться в историю:

Ребекку Уокер шокировал не сам факт оправдания Томаса, а полное отсутствие доверия к показаниям женщины, в особенности афро-американки. Аниту во время процесса напрямую спрашивали, не мстит ли она Томасу за отсутсвие интереса к ней, и не собирается ли она писать книгу после слушаний. Этот цинизм и непонимание женского опыта стали причиной появления статьи Ребекки «Становясь третьей волной». Вот яркий отрывок из неё, на мой взгляд, точно отписывающий понятие феминизма третьей волны:

Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.

Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.

Я не феменистка эпохи постфеминизма. Я — Третья Волна.

Источник

Феминизм: чем различаются три волны?

чего добился феминизм 3 волны. Смотреть фото чего добился феминизм 3 волны. Смотреть картинку чего добился феминизм 3 волны. Картинка про чего добился феминизм 3 волны. Фото чего добился феминизм 3 волны

Говорить о феминизме «в целом» очень сложно, ведь существует множество разных феминизмов: либеральный, марксистский, радикальный, киберфеминизм и так далее. Течения постоянно множатся и конкурируют между собой. Деление на волны — одна из метафор, используемых для описания этого многообразного поля. Основное преимущество данного подхода состоит в том, что он сочетает историческую перспективу со вниманием к разным измерениям гендерного неравенства, которые были проблематизированы феминистскими авторами в различные периоды.

Вторая волна феминизма (конец 60-х годов XX века) предлагает новое, расширенное понимание неравенства. Активисты и исследователи полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархатного порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах.

Возьмем в качестве примера политику. Даже в тех странах, где женщины имеют равные с мужчинами политические права, их процент в парламенте существенно меньше, чем процент мужчин. Если обратиться к примерам из частной жизни, мы увидим, что «женский» домашний труд, связанный с заботой о детях и ведением хозяйства, как правило, недооценен по сравнению с оплачиваемым трудом в сфере производства. Многие собственно женские телесные переживания (менструация, беременность, менопауза) патологизируются, предстают как нечто, что нужно скрывать и/или контролировать с помощью медицины. Феминистки и феминисты также привлекают внимание к насущным проблемам — домашнему насилию, сексуальному насилию.

В 1990-е годы зарождается третья волна феминизма. Этот новый виток в понимании гендерного неравенства связан с переосмыслением самой категории опыта. Такое переосмысление имеет два основных аспекта. Первый заключается в отказе от восприятия женщин (и мужчин) в качестве некоей однородной группы, разделяющей сходные переживания и сходные интересы. Внимание к категориям класса, расы и сексуальности делает явным тот факт, что некоторые женщины — образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные — находятся в привилегированном положении по отношению к другим женщинам и могут их угнетать.

Второй аспект состоит в том, что опыт не существует вне своей интерпретации. Если для феминизма второй волны ключевым проявлением дискриминации были практические трудности, испытываемые женщинами в повседневной жизни, то в фокусе феминизма третьей волны находятся дискурсивные конструкты, ограничивающие наши представления о себе и других людях. Глубинная причина гендерного неравенства кроется в том, что само наше мышление подчинено бинарным оппозициям, разделяющим мужское и женское, разум и эмоции, гендерную норму и отклонение от нее. Сопротивление этой матрице предполагает выстраивание нефиксированных, «плавающих» квир-субъективностей.

Екатерина Бороздина,
кандидат социологических наук, преподаватель факультета ПНиС,
научный сотрудник программы “Гендерные исследования”
Европейского университета в Санкт-Петербурге,
«ПостНаука»

Источник

Волны феминизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Учёные и сами феминистки выделяют в истории женского движения три «волны». «Первую волну» относят основным образом к суфражистскому движению 19-го и начала 20-го столетия, в котором главным для женщин была борьба за право голоса. «Вторая волна» характеризуется идеями и действиями, связанными с женским освободительным движением, начавшим развиваться с 1960-х годов, кода представительницы слабого пола боролисьза социальное и юридическое равенство мужчин и женщин. «Третья волна» была продолжением «второй волны», а также реакцией на её неудачу. Возникновение «третьей волны» относится к 1990-м годам.

«Первая волна» феминизма

Истоки организованного движения уходят корнями в 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз, США произошел съезд, приуроченный к защите женских прав под лозунгом «Все мужчины и женщины были созданы равными». На съезде приняли «Декларацию чувств».

Декларация подняла такие важнейшие вопросы, как равноправие мужчин и женщин в отношении собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полного образования и т. п. Этот документ составили Лукреция Мотт и Элизабет Кэйди Стэнтон.

В 1869 году либеральный философ английского происхождения Джон Стюарт Милль опубликовал свой труд «Подчинение женщин». В этом труде он отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола иному является вредной и есть одним из главных препятствий на пути к общечеловеческому совершенствованию.

Вопрос по праву владения собственностью для женщин занял довольно-таки весомое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Э. Стэнтон, Законодательное собрание Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин.

Готовые работы на аналогичную тему

Данный акт гарантировал женщине право оставить за собой все заработанное ею, уравнял с мужем ее право на совместного рода попечительство над детьми, а также декларировал имущественные права вдов, аналогичные правам вдовцов.

Видной фигурой в женском движении второй части 19 столетия является Э. Панкхерст, ставшая одной из прародительниц движения за женское право голосования на выборах. Одной из её целей являлось устранение сексизма, который укоренился на всех ступенях британского общества. В 1903 году Панкхерст образовала Организацию для защиты политических и общественных прав женщин («Women’s Social and Political Union», «WSPU»), которая в течение года собрала под свои знамена свыше пяти тысяч членов.

Так как члены данной организации постоянно подвергались тюремному заключению и арестам за тривиальные проявления поддержки движению, большая часть из них приняли решение выразить свой протест в форме голодовки. Итогом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие здоровье участники голодовки привлекли внимание общественности к неоправданной жестокости законодательной системы того периода, и к самим феминистским идеям. Под давлением «WSPU» парламент Англии принял множество законов, которые были направлены на улучшение женского положения, и давал женщинам право голосовать на выборах местного уровня.

«Вторая волна» феминизма

«Вторую волну» относят к периоду с начала 1960-х до окончания 1980-х годов. Ученая И. Велехан предполагала, что «вторая волна» являлась продолжением прежней фазы феминизма, которая включала движение суфражисток в США и Великобритании. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и в настоящий момент. Она сосуществует с тем, что именуют «третьей волной» феминизма. Ученая Э. Фридман, сравнив первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредоточилась на таких вопросах, как избирательное право, в тот момент как «вторая волна» касалась в основном иных вопросов равенства — таких, как ликвидация гендерной дискриминации.

Публицист и феминистская активистка К. Ханиш выдвинула лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), начавший ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» думали, что разнообразные формы политического и культурного неравенства женщин обладают неразрывной связью меж собой. Они взывали женщин к осознанию того, что отдельные аспекты их личной жизни глубочайшим образом политизированы и являются отражением сексистских структур власти.

«Третья волна» феминизма

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *