чего добились феминистки в 2020

Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия

Отчет Global Gender Gap Report 2020 не обнадеживает: по данным исследователей Всемирного экономического форума, до достижения равноправия нам придется подождать еще 99,5 лет.

Но все же перемены, произошедшие в 2010-х, довольно очевидны. Они коснулись всех сфер и областей бизнеса — от представленности женщин в топ-менеджменте и гендерного разрыва в зарплате до изменений в медиа, рекламной и бизнес-повестке. Посмотрим на феминистические тренды 2010-х и попробуем понять, чего ждать в следующей декаде.

Женщины на работе

Гендерный разрыв, или gender gap, — один из главных показателей экономического и социального неравенства между мужчинами и женщинами. Он учитывает разницу между мужчинами и женщинами в доступе к доходам, власти, образованию и здравоохранению и показывает, насколько женщины отстают. Большой вклад в гендерный разрыв вносит wage gap, или разрыв в зарплате: он говорит о том, насколько меньше денег женщина в среднем получает за работу, аналогичную той, что выполнил мужчина, только за счет своего пола.

За период с 2010 по 2020 год gender gap в мире сократился: с 41% до 31,4%. Самой равноправной в течение всего десятилетия оставалась Исландия, на сегодняшний день женщины там отстают от мужчин всего на 12,3%.

А что же происходит в России? У нас в 2020 году все, с одной стороны, довольно неплохо: гендерный разрыв близок к среднему и составляет 29,4% (что подтверждает и наш новый рейтинг лучших компаний для женской карьеры). С другой стороны, за прошедшую декаду этот разрыв не изменился ни на одну десятую процента. Зато мы упали в «рейтинге равноправия»: если в 2010-м Россия по этому показателю была на 45-м месте в мире, то в 2020-м наша страна заняла уже 81-е место. Россию в борьбе за гендерное равенство обогнали такие страны, как Зимбабве и Бангладеш.

Разрыв в зарплате за декаду сократился, но несильно — с 34% до 28,8%. Это большой разрыв в сравнении с показателями развитых государств: в среднем в странах ОЭСР wage gap на сегодня равен 13,5%.

При этом наша страна входит в топ-5 стран наряду с соседними Белоруссией, Грузией, Латвией и Польшей, где доля женщин в менеджменте максимальная. Женщин-управленцев в России 41,8%. Откуда тогда такое отставание в экономическом положении женщин?

Как разбить «стеклянный потолок»

Это термин, который означает сложность или невозможность для женщин пробиться на самые высокие управляющие должности. Большинство женщин-управленцев в России занимают такие должности, как директор по маркетингу, главный бухгалтер, финансовый директор или директор по персоналу. А в советах директоров женщин у нас ничтожно мало — всего 7%. Для сравнения: в передовой в вопросах гендерного равенства Исландии женщин в советах директоров в среднем 43%.

Наличие «стеклянного потолка» подтверждают слова одного из крупнейших топ-менеджеров страны, бывшего гендиректора «Магнита», а теперь руководителя компании «Лорус SCM» Ольги Наумовой. «У меня был один коллега в «Северстали», он высказывался так, цитата: «Как ты можешь брать Лену на работу? Как она вообще может делать эту работу, не имея члена?» Вот прямо так и говорил», — рассказала Наумова в интервью Forbes Woman в 2019 году. Она говорит, что «стеклянный потолок» оказался для нее особенно очевидным в типично женской сфере — ретейле: если в целом в компаниях вроде «Магнита» и Х5 работает 60–70% женщин, то в руководстве ситуация кардинально иная — преобладают мужчины.

Ольга Наумова подтверждает: это все потому, что в компаниях создаются искусственные ограничения для продвижения женщин в карьере. Она называет это «неестественный отбор» — «когда талантливых женщин держат в стороне, а двигают послушных, не очень далеких парней, которые паразитируют на качественном женском управленческом труде».

Что же с этим делать? Женщины вроде Наумовой, которые все-таки пробиваются на руководящие позиции, пытаются сокрушить «стеклянный потолок» для своих последовательниц: осознанно назначают директорами отделов и филиалов женщин, чтобы выровнять гендерный дисбаланс. Но этого, безусловно, недостаточно, нужны меры на уровне государства, например, квоты по количеству женщин в совете директоров и топ-менеджменте госкорпораций. Также необходимы социально-политические меры, которые изменят стереотипы о том, будто женщина не может выполнять ту или иную работу.

Важный шаг в этом направлении сделали на исходе прошлого десятилетия: в 2019 году Минтруд сократил список запрещенных для женщин профессий с 456 до 100 позиций. Правда, в силу эти изменения вступят только в 2021 году. Так что в новом десятилетии ждем роста количества женщин, в том числе на руководящих постах в тех сферах, куда раньше доступ им был закрыт.

«Женское лицо» бизнеса

На все эти изменения — сокращение списка запрещенных профессий, гендерного разрыва в зарплате и карьере, безусловно, повлияла активизация феминистического движения в России. В 2017-м «феминизм» объявили словом года из-за повышенного интереса к движению во всем мире, и наша страна не стала исключением.

Если в начале 2010-х российский феминизм в основном был узкой тусовкой в ЖЖ, то в 2020-м мы видим массу популярных блогов фем-тематики в Facebook, Instagram и Telegram. На блоги Залины Маршенкуловой, Татьяны Никоновой, Анастасии Красильниковой и других феминисток подписаны в совокупности сотни тысяч человек. Кроме Forbes Woman, появились и другие издания. В 2013 году открылся Wonderzine с фем-повесткой. В РБК запустили empowering-портал для женщин — РБК Pink, а в российском Cosmopolitan стали все чаще выходить феминистические материалы. Все это не могло не повлиять на то, как бизнес общается с женщинами.

Тем более что у покупателя «женское лицо»: несмотря на гендерный разрыв в зарплате, до 70–80% потребительских решений принимают именно женщины. При этом до недавнего времени рекламодатели и маркетологи общались с аудиторией так, будто их единственный и главный покупатель — мужчина, высмеивая и объективируя женщин в сексистской рекламе. Однако благодаря усилиям феминисток за последнее десятилетие такого стало меньше.

Массовая реклама — особенно крупных и международных брендов — стала значительно меньше использовать женскую фигуру и тем более обнаженное тело в своих макетах и роликах. Сегодня реклама с неуместно вставленным сексуализированным женским образом уже скорее будет воспринята как непрофессиональная, морально устаревшая.

«Меньше стало рекламы, опирающейся на предполагаемую неспособность женщины выполнить какую-то мужскую работу, неспособность справиться с эмоциями, непрофессиональное выполнение какого-то дела, потому что «я же девочка». Сюжеты вроде «пробила колесо — жду на дороге спасителя», «расплакалась от беспомощности, но тут пришел он», «красила ногти за рулем и разбила мужнину машину» вызывают уже вполне заметную волну протестов — в первую очередь женских.

И еще: массовая реклама далеко не полностью, но уже в заметном количестве либо сразу изображает в традиционно женской роли мужчину или смешанную группу людей, либо очень извиняется, когда у них нечаянно вышел сексизм. Как в том случае, когда бренд Qlean сопроводил серию баннеров о найме клинеров исключительно образами женщин-клинеров и мужчин-заказчиков», — говорит директор по данным рекламной платформы Quiet Media, феминистка Лена Климанская.

Сегодня женщины зарабатывают и занимают руководящие посты как никогда раньше — при этом они позже вступают в брак и рожают меньше детей. Все это делает их прекрасными потребителями, и бизнесу пришлось об этом задуматься. Так появилось много «женских» проектов, которые можно отнести к феминистическому бизнесу, и запускают их, конечно, чаще всего сами женщины. Один из самых ярких примеров — Wildberries Татьяны Бакальчук.

«Миф о красоте», бодипозитив и экология

Можно сказать, что 2010-е прошли под эгидой «женского бизнеса» — компаний, основанных женщинами, для женщин и про женщин. И даже крупные международные бренды не отстают.

В своей книге «Миф о красоте» активистка Наоми Вульф подчеркивает, что огромная индустрия бьюти и моды — это один из способов давления на женщину. «Миф о красоте — самый лучший способ создать такую рабочую силу, которая будет выполнять все, что должна делать женщина на протяжении рабочего дня, а потом в свое свободное время выходить на «третью смену», — пишет Наоми Вульф. Под «второй сменой» в данном случае подразумевается работа по дому, под «третьей» — уход за собой: макияж, эпиляция, шопинг и т. п.

Все это, с одной стороны, создает многомиллиардные индустрии — косметики, одежды и бьюти-услуг. С другой — отнимает достаточно времени и сил, чтобы женщинам было сложнее преодолеть тот самый gender gap. По подсчетам Наоми Вульф, женщины (с учетом неоплачиваемого труда) работают в среднем 99,6 часа в неделю — это более чем в два раза больше, чем тратят на работу мужчины.

И это во многом отражает суть женского, или феминистического, бизнеса. Предпринимательница Дженнифер Армбраст даже основала онлайн-школу для обучения принципам такого бизнеса — она назвала ее Feminist Business School. Она пропагандирует такие ценности, как осознанность, экологичность, бодипозитив, честность и устойчивое развитие.

Примерно о том же говорят создательницы феминистического бизнеса Lunapads — компании по производству многоразовых прокладок, трусов для месячных и менструальных чаш — Сюзанна Сименс и Мэделин Шоу. Они призывают поддерживать бизнес, основанный женщинами и придерживающийся принципов справедливой торговли, cruelty-free (без испытаний на животных) и социальной ответственности.

Есть ли в России такие компании?

Да. Появились, например, бренды одежды Ushatava и Yo Yuu — эти компании, основанные женщинами, не только придерживаются принципов экологичности и устойчивого развития, но и подчеркивают бодипозитивность своих моделей. Продажи недорогой косметики из натуральных ингредиентов Natura Siberica увеличиваются колоссальными темпами — до 25% в год, притом что весь рынок косметической продукции в России растет примерно на 5% ежегодно. Как раз 10 лет назад в России появилась недорогая менструальная чаша отечественного производства — LilaCup.

В связи с этим повестка в рекламе и медиа становится все более бодипозитивной и «дружественной» по отношению к женщинам. «Реклама одежды, аксессуаров и косметики, ориентированная на женщин, постепенно становится более бодипозитивной: не только обсуждения ради, но и для контакта со своей настоящей аудиторией, для видео и фото привлекаются модели разного телосложения и внешности. Даже индустрия красоты постепенно признает тот очевидный факт, что все женщины разные, и, чтобы твоя клиентка увидела себя в твоем продукте, нужно показать ей ее. Невысокого роста, с полнотой, с неровностями кожи, с непослушными волосами, с морщинками, в забавной житейской ситуации — а не как статую, чьих статей никогда не смогут достигнуть 99% женщин», — говорит Лена Климанская.

При этом некоторые вещи все еще кажутся совершенно невозможными — например, увидеть на баннере женщину с акне, которой их не закрасили в фотошопе, или женщину с желтыми неровными зубами. Так что, думаю, мы только в начале пути к истинному разно­образию. Я слышала историю о том, как маленькая девочка написала письмо в Disney с просьбой сделать мультфильм, где принцесса будет носить очки. Вот когда мы увидим такую принцессу — и при этом талия у нее не будет по размеру меньше глаза, тогда можно будет говорить о бодипозитиве», — рассуждает Татьяна Никонова.

Она также говорит о том, что некоторые тренды в бизнесе не очень соответствуют бодипозитиву. Например, падают продажи белья вроде Victoria’s Secret, особенно бюстгальтеров с косточками. В ответ на это международный бренд старается выпускать больше мягких бра и бралетток. Но как это сочетается с эпидемией ожирения в России и в мире? Ведь крупным женщинам с большой грудью носить белье без косточек просто неудобно. Никонова предполагает, что в ближайшее десятилетие мы, возможно, увидим бум спортивных бра как ответ на эту проблему.

«В России сейчас периодически появляются компании, которые пытаются производить одежду и белье больших размеров. Но не у всех получается добиться успеха — такую одежду, как правило, сложно продавать и продвигать среди своей аудитории. Мое мнение: пока такие компании не начнут шить на молодую аудиторию и не приучат ее к своей одежде, бодипозитивные бренды не смогут добиться большого успеха.

А пока неплохо себя чувствуют в России такие небольшие бренды, как Yo Yuu: они делают домашнюю одежду, простое белье без косточек, менструальные трусы.

В целом я считаю так: чтобы бодипозитивный бренд преуспел на рынке, он должен по-настоящему разделять ценности феминизма», — резюмирует Никонова.

Равноправие в жизни и бизнесе: возможно ли это в принципе?

Об этом много рассказывает политолог Екатерина Шульман. Она поясняет, что сегодня недостаточно «просто заниматься своим делом и достигать в нем успехов», чтобы переломить гендерное неравенство. Многие считают фем-активисток слишком громкими, агрессивными и «обиженными на мужчин», но именно они, выходя на социальные баррикады, добиваются справедливости для всех остальных женщин.

«То, что становится неприемлема реклама, унижающая женщин, — чья это заслуга, нас, делающих свою карьеру? Да ни разу! Это заслуга тех, кто налетает на рекламщиков, придумавших слоган вроде «сосу за копейки» для продажи пылесоса, с сотнями гневных комментариев. И пусть они потом кричат, что «феминистки такие агрессивные, чувства юмора у них нет», но в следующий раз маркетологи сто раз подумают, прежде чем направить свою фантазию в эту сторону. Благодаря таким «боевым отрядам» феминисток мы все с вами меньше подвергаемся дискриминации и как потребители, и как работающие женщины», — поясняет Шульман.

Она верит, что гендерное равенство возможно. Человек — социальное животное, и как только в обществе станет неприемлемо ущемлять женщин, gender gap уйдет в прошлое. Но что должно стать катализатором этого процесса?

«Женщине чтобы выжить, больше не нужна семья. Более того, иметь мужа или сожителя для женщины экономически скорее невыгодно — как известно, расходы домохозяйства выше, чем расходы каждого из людей, его составляющих, в совокупности. Исключение — тот период, когда женщина беременна и ее дети настолько малы, что требуют ее постоянного или почти постоянного присутствия. Тогда требуется поддержка партнера, хотя в российских условиях ее часто заменяет или дополняет поддержка своей кровной семьи.

Однако и эти поведенческие практики могут измениться в ближайшие десятилетия. Как только благодаря техническому прогрессу появится такая вещь, как безусловный базовый доход — а его уже тестируют в некоторых развитых странах, вот тогда случится настоящая гендерная революция», — резюмирует Екатерина Шульман.

Источник

«Главное достижение феминизма в России? Он не умер». Победы женского движения за 10 лет

Суфражистки боролись за равные с мужчинами права, феминистки второй волны — за равные возможности, а современные — выступают против сексизма во всех его проявлениях. Достигнуты ли цели движения в современной России? К неформальному Дню феминизма, который отмечается 30 мая, «7×7» провел опрос о том, что сами феминистки относят к своим победам. Результаты прокомментировали директор Центра гендерных исследований Ольга Шнырова и соосновательница образовательного проекта Fem Talks Катерина Денисова.

Опрос проводился с 20 по 30 мая через сервис “Google Формы”. Анкету мы распространяли в региональных феминистских сообществах во “ВКонтакте”. В итоге было получено 128 ответов. Способ распространения анкеты мог повлиять на результаты опроса.

Текст также опубликован на Women Platform — региональной платформе для защитниц прав и интересов женщин. Вы можете прочесть его по ссылке.

Достижения феминизма

Развивается женская солидарность

В 2018–2019 годы в России прошли десятки акций в поддержку сестер Хачатурян, за принятие законопроекта о домашнем насилии и освобождение активистки Юлии Цветковой (художница выкладывала в соцсети иллюстрации на темы бодипозитива, женской физиологии). Растет число проектов, сделанных женщинами для женщин. Например, сеть женской взаимопомощи “Проект W” и “Ты не одна”, паблик “Сестра сестре. Взаимопомощь” в соцсети “ВКонтакте”. Тенденция была особенно заметна во время пандемии коронавируса. Кризисные центры и организации помощи женщинам запустили бесплатные вебинары о том, как справиться со стрессом или финансовыми трудностями во время кризиса, создавали группы психологической помощи. Организаторки московского Moscow FemFest запустили бесплатную службу психологической помощи для женщин-врачей, а авторки проекта “Ребра Евы” — марафон заботы и поддержки.

Новые медиа транслируют идеи феминизма

Феминистки начали организовывать собственные ивенты (Moscow FemFest, фестиваль против домашнего насилия “Не виновата”, фестиваль “Женщины. Инвалидность. Феминизм”), создавать и популяризировать научно-образовательные и просветительские проекты о феминизме (“Высшая школа равноправия”, «Феминистки поясняют», паблик “Женская история”), медиа о женщинах с акцентам на фем-повестку (метапроект «Феминистское СМИ» “Гласная”, Wonderzine), блогеры рассказывают о феминизме на своих площадках в соцсетях и мессенджерах (Telegram-каналы “Женская власть” и “Дочь разбойника”). Традиционные СМИ тоже подключились к “женской” теме. Журнал Forbes развивает раздел “Forbes Woman”, развлекательный канал ТНТ запустил шоу “Женский стендап”, глянцевые журналы Cosmo и Glamour начали менять тональность.

Участницы опроса «7×7» отметили еще и широкую огласку случаев домашнего насилия и харассмента в новых медиа: заявление журналисток о сексуальных домогательствах со стороны депутата Госдумы Леонида Слуцкого (он отрицал информацию и не понес никакой ответственности), харассмент в крупнейших российских вузах — НИУ ВШЭ и МГУ, история Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, кейс ведущей Регины Тодоренко.

Социологические опросы «Левада-Центра»* показывают, что российское общество в большинстве своем считает серьезной проблему насилия со стороны супруга или партнера, в отличие от харассмента. Женщин эти вопросы беспокоят сильнее, чем мужчин.

Началась работа над проектом закона о домашнем насилии

Депутаты вносили в Госдуму законопроект о профилактике семейно-бытового насилия еще в 2016 году, но тогда он не дошел даже до первого чтения. С новой силой о проблеме заговорили после того, как широкую огласку в СМИ получили истории жертв домашнего насилия: Маргариты Грачевой, Яны Савчук и сестер Хачатурян.

Аборты сохранены в системе ОМС

На протяжении последних 10 лет было несколько серьезных нападок на репродуктивные права женщин. В 2011 году депутат Госдумы Валерий Драганов внес на рассмотрение парламента законопроект, который обязывал замужних женщин получить согласие мужей на прерывание беременности.

В сентябре патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов. Последняя инициатива исходит от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В докладе о работе ее аппарата за 2019 год есть рекомендация правительству РФ принять меры, “направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов”. Каждое такое предложение сопровождается бурной полемикой. В том числе, высказываются феминистки. Пикеты в защиту права на аборт в разные годы проходили в Челябинске, Петербурге, Новосибирске и других городах. В некоторых регионах светские власти все же частично ограничили проведение абортов в определенные дни (“дни тишины” в Приморском крае и Рязанской области). Но федералы пока не решаются вывести их из системы обязательного медицинского страхования, поскольку опасаются роста опасных подпольных операций.

Запрещенных профессий для женщин стало меньше

Министерство труда России в августе 2019 года более, чем в четыре раза сократило список запрещенных для женщин профессий. С 2021 года женщины смогут работать дальнобойщиками, боцманами, парашютистами, машинистами электропоезда, трактористами-машинистами на сельхозработах, слесарями по ремонту автомобилей и так далее. Список запрещенных профессий появился еще в советские годы и в 2000 году был расширен. Законодатели мотивировали это решение заботой о репродуктивном здоровье женщин.

На 98 видах работ и должностей труд женщин по-прежнему будет ограничен (на химпроизводствах, горных работах, строительстве подземных сооружений и т. д.).

Под стеклянным потолком. Героини публикаций «7×7» рассказывают, тяжело ли быть женщиной в своей профессии

Лица феминизма в России и тренды

Подобная истерическая реакция может говорить о том, что люди, не принимающие изменения привычных гендерных ролей в обществе, таким образом защищают последние бастионы. Жизнь меняется, чего бы ни хотели наши оппоненты, к прошлому мы уже не вернемся.

Ольга Шнырова считает, что перечисленные достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду — последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:

Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности интернет-журнала «7×7» и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Источник

Десятилетие циничного феминизма

С 1 января 2021 г. вступает в силу приказ Минтруда России, согласно которому список запрещенных для женщин профессий сокращается с 456 до 100. Решение российских властей укладывается в ключевой идеологический тренд уходящего десятилетия – борьбу за гендерное равенство.

В рейтинге Global Gender Gap Report 2020 от экспертов Всемирного экономического форума Россия за 10 лет опустилась с 45-го на 81-е место из 156. Благодаря политике Минтруда теперь российские женщины смогут, например, восполнить дефицит мигрантов на стройках, и страна поднимется на несколько пунктов в престижном международном списке.

Социальные медиа как база новейшего феминизма

Пока в России царил культ «традиционных ценностей», идеологией развитого мира становился помимо прочего феминизм. «Четвертая волна» феминизма начала формироваться на рубеже нулевых и десятых годов вместе с бумом социальных медиа. В 2014 г. в Европарламент прошла «Феминистская инициатива» из Швеции. В 2017 г. «феминизм» стал словом года в США. В том же году мир накрыла кампания #MeToo, которая изменила культурный ландшафт и язык политики западного мира. В 2020 г. Американская киноакадемия заявила, что изменит правила отбора проектов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм», чтобы поддержать женщин, а также ЛГБТ+ и другие меньшинства.

С 2010 г. индекс гендерного неравенства, рассчитанный авторами доклада ВЭФ, снизился с 41 до 31,4%. В десятку стран-лидеров помимо скандинавов сейчас входят, например, Никарагуа (20%) и Руанда (21%). Некоторая странность этой поляризации объясняется тем, что индекс учитывает разные показатели – от экономического равенства до участия в политике, здоровья и образования. Высокие баллы в рейтинге могут получить и неблагополучные страны, в которых равенство достигается не успехами женщин, а, например, повышенной смертностью среди мужчин.

Факторы неравенства

По показателям здоровья и образования мировое неравенство полов оценивается менее чем в 5%. Если существующие тенденции сохранятся, то через 12 лет по уровню образования женщины сравняются с мужчинами, обещают эксперты ВЭФ. Хуже всего, если смотреть формально, с неравенством в сфере политики. В 2019 г. женщины занимали всего 25,2% мест в парламентах и 21,2% министерских должностей в среднем по миру. Но здесь наблюдается и самый быстрый прогресс – в 2006 г. женщин-политиков было еще почти вдвое меньше. Если дальше так пойдет, то до полного равенства мужчин и женщин в политике остается ждать всего 94,5 года, рассчитывают авторы доклада. А может, все случится и быстрее, если тема представительства женщин не уйдет из мейнстрима.

С экономическим равенством все сложнее. Оно быстро росло в ХХ в., особенно в социалистических странах, но после краха СССР прогресс замедлился, а местами обратился вспять. На женщинах традиционно лежит уход за детьми, а это отвлекает их от работы и карьеры и сокращает доходы. Женщины мало представлены в тех профессиях, которые выиграли от глобализации и новых технологий. Напротив, пострадавшие от автоматизации сферы занятости были преимущественно женскими. И сегодня доходы женщин составляют лишь 57,8% от мужских. При существующих тенденциях этот разрыв будет сохраняться более 250 лет.

Капкан неустойчивой занятости для женщин

Современный либеральный феминизм «четвертой волны» стал идеологической витриной социального порядка, при котором миллионы женщин попали в капкан временной или неустойчивой занятости. По ним ударили сокращения в бюджетной сфере, закрытие детских садов и больниц. Из-за роста неравенства женщины с низкими доходами оказались в растущей зависимости от работодателей, а это сделало их уязвимыми перед харассментом со стороны начальства. Исследование, проведенное шведскими профсоюзами, показало, что если в 1995 г. только 7% респонденток жаловались, что сталкивались с неподобающим поведением со стороны коллег-мужчин в течение последнего года, то в 2018 г. такой ответ давали уже 15% опрошенных женщин.

Если социальные издержки эпохи предыдущего, «либерального» феминизма легли на женщин из низов, то выигрыш практически целиком забрали представительницы верхушки среднего класса. «Феминизм как идеология стал достоянием элит, проповедовавших рынок и экономический либерализм, а также успешных женщин, заинтересованных в продвижении наверх», – пишет социолог и исследователь постсоветского феминизма Елена Гапова.

Субкультура агрессивного цинизма

Крупные компании сегодня вводят гендерные квоты. Бизнес создает «феминистские бренды», «компании, основанные женщинами, для женщин и про женщин» – такие как The Ordinary и Brandless. Бренд H&M в 2016 г. выпустил популярную линейку одежды с феминистскими слоганами – правда, шили ее женщины в Бангладеш, которые получали зарплату меньше минимальной и подвергались насилию на рабочем месте. Тем не менее вокруг подобного бизнеса сформировалась экосистема феминистских СМИ и блогов, пропагандирующих феминитивы, бодипозитив и раскрепощение женской сексуальности.

Даже в России они охватывают аудиторию в сотни тысяч человек. В рамках этой субкультуры возник, например, феномен «феминистского порно». Внезапно выяснилось, что при соблюдении нескольких простых правил этот жанр перестает быть жестокой эксплуатацией женской сексуальности, а позволяет женщинам «принять» и даже «капитализировать» себя.

Пока оказавшиеся наверху социальной пирамиды женщины делают карьеры и извлекают прибыль из феминизма, внизу миллионы получили захватывающую возможность выбирать между работой на стройке и тем, чтобы эмансипированно обнажаться перед веб-камерами. Как и прежде, за деньги, но теперь с гордо поднятой головой и чувством осознанности своего выбора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *