чего боятся безударные гласные
Безударные гласные в корне слова
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
2. суффикса
3. окончания
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
Способы проверки безударных гласных в корне
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
4. Буква «и» пишется в корне слов:
5. Проверим букву «я»:
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
Правописание безударных гласных в корне слова
Русский язык считается одним из самых сложных для изучения, поэтому и школьникам, и взрослым людям нередко приходится прибегать к изучению и повторению различных правил, помогающих писать грамотные тексты.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое безударные гласные и какими они бывают. Разобравшись с этим, поговорим о правописании безударных гласных в корне слова, чтобы научить вас излагать самые разнообразные тексты без орфографических ошибок.
Безударные гласные в корне слова — определение понятия
Безударные гласные в корне – это гласные, на которые не падает ударение при произношении. В слове они могут находиться в суффиксе, приставке, окончании или корне.
Поскольку на такие гласные не падает ударение, то возникает недопонимание, какую именно гласную писать в слове, поскольку может слышаться одна гласная, а писать требуется другую.
Проверяют такие гласные, используя слова с таким же корнем и изменяя их грамматическую форму. Задача заключается в том, чтобы подобрать такое слово, в котором на искомую гласную падало бы ударение.
Существительное в единственном числе ставят в множественное (и наоборот) или подбирают к нему подходящее имя прилагательное ( вода – во́дный, зелёный – зе́лень ). Некоторые безударные гласные нельзя проверить, о них будет рассказано далее.
Важно запомнить, проверка обязательна. Если буква вызывает сомнение, непонятно какую гласную стоит писать, обязательно ставьте её под ударение.
Разновидности безударных гласных и их правописание
Безударные буквы встречаются во всех словообразовательных морфемах, о чём уже говорилось выше. Они бывают:
С проверяемыми легко иметь дело. Зная способы проверки, никогда не ошибёшься. А вот с непроверяемыми и чередующимися придется несколько сложнее.
Проверяемые безударные гласные
Проверяемые буквы можно написать правильно, сделав их ударными. С этой целью подбирают родственное слово, в котором буква будет выделена голосом или изменяют грамматическую форму части речи.
Проверяемые буквы без ударения есть в корнях, состоящих из нескольких гласных и согласных, при произношении которых бо́льшая часть гласных звуков занимает слабую фонетическую позицию, а один из них особым образом выделяется при помощи голоса. Пример:
При проверке нужных букв пользуются орфографическим правилом, также озвученным ранее – если написание безударной гласной вызывает сомнение, то к слову, в котором она фигурирует, подбирается проверочная часть речи в другой грамматической форме, родственное слово, в котором эта же проверяемая является ударной.
При проверке буквы «е» учитывают, что в ряде случаев «е» автоматически заменяет «ё», поэтому для сверки пользуются частями речи, содержащими именно «ё». Пример:
В проверяемом слове по завершению проверки пишется «е», как видно из примера.
Непроверяемые безударные гласные
К сожалению, не все буквы можно проверить, подобрав к ним то же слово, но в другой морфологической форме или просто поставив часть речи под ударение. В словах, в которых гласная является непроверяемой, подбор однокоренных слов или частей речи в иной морфологической форме не срабатывает. Ударения в этом случае статичны и не перемещаются:
Слова с непроверяемыми гласными придётся запоминать, а если это слишком сложно, то, при случае, обращаться за помощью к орфографическому словарю. Чтобы вы в общих чертах понимали существующее разнообразие слов с непроверяемыми гласными, ниже мы приведём лишь малую их часть:
Как видите, самые обычные слова с безударными гласными.
Если к слову с безударной буквой не получается подобрать проверяющее слово, всегда пользуйтесь орфографическим словарём.
Чередующиеся безударные гласные
Если букву невозможно проверить, пишут ту, что воспринимается на слух или пользуются словарем. Также, можно заглянуть в специальную таблицу чередующихся гласных. Найти её можно в учебнике русского языка.
Правила написания безударных гласных
При написании слов следует помнить о таких правилах, как:
Итак, главное правило, касающееся проверяемых безударных гласных, состоит в том, что их можно проверить, непроверяемые, соответственно, проверить нельзя, чередующиеся проверяют, используя правила чередования.
Пример разных видов безударных гласных:
Вот и все простые правила, которые помогут лучше понять, какая именно буква стоит в корнях слов и не допускать грубых ошибок при написании разных частей речи.
Безударные гласные в корне слова
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Более подробно о них можно почитать в статьях:
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
Словарные диктанты
Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточка 1
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Карточка 2
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 3
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
Карточка 4
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 5
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
Карточка 6
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро. им, не страшен.
Карточка 7
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
Карточка 8
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 9
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 10
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Карточка 11
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Карточка 12
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 13
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
Карточка 14
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
Карточка 15
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
Карточка 15
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
Карточка 16
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
Карточка 17
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.
Карточка 18
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
Карточка 19
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
Карточка 20
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Надеюсь статья была для вас полезной!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Система работы над безударными гласными. Приемы и виды работы на каждом году обучения
Вопрос о формировании навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике. Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов.
В литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения. Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся осознанно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово, и в какой последовательности нужно это сделать.
Прежде чем написать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснения смысла слова, его происхождение. Например, сн…гири (снег), к…стяника (косточка), с…ница (синий), ж…вотное (живой, жив), ч…совой (час) и т.д.
Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки.
В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук.
В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное.
В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге.
Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.
Для того, чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с пропущенной безударной гласной наряду с записью проверочного слова перед проверяемым полезно периодически оформлять упражнение на доске в таком виде:
ПОДУМАЙ | ДОКАЖИ | НАПИШИ |
тр…скучий | треск | трескучий |
поч…нить | починка | починить |
Учащиеся записывают в тетради второй и третий столбики. Такая работа заставляет ученика вдумчиво подходить к словам, имеющих пропуск орфограмм, и приносит положительные результаты.
Нередко наблюдаются случаи, когда учащиеся хорошо запомнили правило, но не знают, где его применять. Поэтому наряду с умением практического применения правила следует упражнять детей и в умении находить изучаемую орфограмму в словах, предлагать им для этой цели словосочетания, предложения, связные тексты.
Большое значение для формирования навыка правописания слов с безударными гласными имеют и упражнения в умении воспринимать орфограмму на слух.
В развитии этого умения у детей учителю помогает различные виды слуховых диктантов. С большой эффектностью используются так называемые “устные диктанты”, когда ученики работают с цифровыми и орфографическими карточками.
Диктант с цифровыми карточками проводится следующим образом:
Учитель читает предложение, а ученики карточкой с цифрами показывают количество слов с безударными гласными, которые содержатся в этом предложении. Например: Мы на озеро лесное уходили далеко (4 слова с безударными гласными). Ученики поднимают карточку с цифрой “4”. Затем идет анализ каждого слова. Здесь уже помогают карточки с безударными гласными. Это уже диктант с орфографическими карточками.
Для такого устного диктанта целесообразно группировать слова со смешиваемой орфограммой о_ и а_, е, и, я, а затем упражнения для всех безударных гласных.
Такой вид диктанта имеет целый ряд преимуществ: во-первых, он позволяет за сравнительно небольшой промежуток времени решить столько орфографических задач, сколько порой дети не решают за 20-30 минут урока; во-вторых, все учащиеся вынуждены работать в одинаковом темпе; в-третьих, учитель сразу видит результаты работы всех учеников, вовремя замечая ошибки.
Орфографические карточки можно использовать при комментированном письме.
Например, один из учеников вызывается к доске, у остальных на партах приготовлены орфографические карточки. Вызванный к доске ученик, дойдя до слова с безударной гласной, называет лишь орфограмму (“безуд. гл.”), не сообщая при этом, какую гласную он напишет, а учащиеся класса показывают карточку с соответствующей орфограммой.
Для формирования умения и навыка большое значение имеет система упражнений.
Систему работы над правописанием безударных гласных в корнях слов условно можно разделить на 4 этапа:
Работа начинается с букварного периода, с первых страниц букваря, с наиболее простых по написанию слов, которые пишутся так, как произносятся (мама, Шура, лампа и т.д.). Важно уже и на начальном этапе обучения познакомить первоклассников и с несоответствием между написанием и произношением слов (произносим “нара”, пишем нора и т.д.). Наиболее результативным оказывается такой путь обучения, когда учащиеся постепенно усваивают знания с опорой на которые у них позднее формируется более сложные знания и умения. Работа над правописанием безударных гласных должна быть направлена на усвоение фонетических знаний. В период обучения грамоте работа над правописанием слов с безударными гласными не самоцель отдельных уроков, а только сопутствует процессу обучения чтению и письму.
В послебукварный период продолжается работа над ударением. В процессе изучения темы “Слоги” отводятся уроки для упражнений с целью помочь первоклассникам осознать роль ударения в языке, развить умение распознавать ударные и безударные слоги. С этой целью можно проводить упражнения в виде игры: каждый ряд сидящих за партами учащихся подбирает слова с ударением на указанном слоге.
Или игра “Кто больше подберёт слов с ударением на первом (втором) слоге?” Выигрывает ряд, который не допустит ни одной ошибки и подберёт больше слов. Игра “Угадайте, какое слово я задумала: в слове первый слог но, он ударный?”. “Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?”. Учитель предлагает на выбор два слога: ударный слог ра и безударный слог ра. Можно использовать выборочное чтение, например: “Прочитайте слова с ударением на первом слоге” (используются столбики слов в букваре или напечатанные на доске слова). Все эти виды упражнений развивают у детей умение находить в слове ударный слог.
2 этап работы над правописанием слов с безударными гласными связан с изучением корня и однокоренных слов
Ознакомление с корнем и однокоренными словами создаёт основу для осознания учащимися морфологического принципа русского правописания. Основная задача 2 этапа – это подвести учащихся к осознанию единообразного написания корней в однокоренных словах. Без этого учащиеся не смогут усвоить проверки безударных гласных в корнях слов и, следовательно, правописания слов с безударной гласной.
Проверочные слова обладают двумя признаками: проверочное слово является однокоренным с проверяемым или его формой и кроме того, в проверочном слове корневой гласный звук ударный. Часто учащиеся при проверке написания слова принимают во внимание только один из признаков проверочного слова и допускают ошибки. Например, подбирают слова с ударными гласными, но не однокоренные (долина проверочное слово “даль”; вытащить – тощий; вытянуть – тина; висит – вес и т.д. И наоборот, подбирают однокоренное слово, но в корне гласный звук безударный (весёлый – веселье, ковёр – ковры и т.д.). Всё это связано с тем, что многие дети не всегда чувствуют необходимость в подборе проверочного слова. Встречаются и такие дети, которые, наоборот, “поверяют” любое слово (книга – книги, принёс – нёс и т.д.) К тому же у младших школьников небольшой запас слов. Поэтому при изучении темы “Правописание слов с безударными гласными в корне” основное внимание направлено на осознание учащимися того, какое слово является проверочным и почему, и чтобы учащиеся учитывали оба указанных выше признака проверочного слова. На втором году обучения, опираясь на знания и умения, которые получены в 1 классе (проверка двухсложных слов с безударной гласной путём проверки: один – много; много – один), работа над безударными гласными продолжается и усложняется при изучении темы “Состав слова”. В этот период хорошо использовать слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчёркивают проверочные слова и выделяют в них корень.