чегет или домбай что лучше
Домбай или Эльбрус: куда лучше поехать в 2021/2022 году?
Домбай или Эльбрус – как выбрать между двумя сказочными местами? Серьезная задача! И для ее решения сравним курорты по основным параметрам. Дадим субъективные оценки. А что выбрать в итоге, конечно же, решать только вам!
Местоположение
Домбай действительно расположен весьма удачно. Три ущелья как бы прикрывают его по краям от ветров. Климат здесь довольно мягкий и зимой и летом. Тут вы не встретите трескучих морозов и летней жары.
В общем, довольно комфортно.
Горы в Приэльбрусье довольно высокие. Это гарантирует вам шикарные виды и интересные маршруты и трассы. Однако высота в 3000м подходит не всем.
Люди, страдающие горной болезнью не посещают этот курорт. И если вам становится плохо на высоте, то лучше сделать выбор в пользу Домбая.
Кроме того, Эльбрус достаточно развитый курорт. Но подъезды к нему оставляют желать лучшего. Парковочных мест зачастую не хватает. Сложности возникают и с площадками для высадки приехавших на автобусах.
В результате при большом скоплении транспорта (по выходным и праздникам) лыжники вынуждены пробираться к горе прямо по автодороге. Дорожка для пешеходов не предусмотрена.
Трассы
Разумеется, это первое, о чем думают, решая, куда поехать кататься.
Начнем с Домбая. Трассы здесь несколько далеки от идеальных. Расположение их не совсем продумано, что создает сложности при подъеме и выкате. Иногда, к примеру, чтобы продолжить спуск, надо сначала пробраться между «тусовкой» обедающих или берущих в аренду оборудование туристов.
Несколько неудобных выкатов с резкими поворотами могут стать опасными для неуверенных в себе лыжников.
Качество трасс также не дотягивает до пятерки. Большинство – узкие, извилистые, не дающие достаточно места для маневров. Спуск по таким трассам может создать сложности для начинающих. Снежная пушка здесь всего одна.
Однако, если вы уже имеет достаточный опыт катания, то вас, несомненно, может привлечь один неоспоримый плюс трасс Домбая. Это свободное катание по несертифицированным трассам. Таких направлений здесь просто тьма! И они настолько закатаны опытными лыжниками и сноубордистами, что порой их можно легко принять за основные трассы.
Трасса Эльбруса одинаково приветлива и для новичков, и для мастеров. Подходы к подъемникам не загромождены ничем лишним. Касс достаточно много. И на посадке на канатку и склонах не образуется толчеи.
Трасса комфортная, ухоженная. Для тех, кто предпочитает внетрассовое катание, тоже имеются возможности. В последнее время на Эльбрусе становится все больше предупреждающих знаков и указателей, установленных специально для фри-райдеров.
Единственный минус – здесь и мастера и начинающие катаются в одной зоне. Нет разделения для новичков и опытных лыжников. И это слегка напрягает.
Инфраструктура
Домбай невероятно прекрасен. И здесь масса удивительных мест, которые стоит увидеть. Беда в том, что с определенного времени курорт перестал развиваться. Туристы нередко отмечают симптомы его деградации.
Плачевное состояние части подъемников, проблема стабильного электроснабжения канатки «Югославки», хаотичное расположение мест катания и отдыха. Все это идет далеко не в плюс курорту. В целом сервис и общий облик курорта, конечно, далек от европейского уровня.
Эльбрус также не может похвастаться европейским сервисом. Скажем так, сюда едут туристы, мечтающие о покорении знаменитой вершины. И при этом не слишком требовательные к сервису и отелям.
А вообще, если сравнивать эти места, то Домбай – более живописный. Но Эльбрус – более впечатляющий.
Летом вы будете покорены природой и невероятной красотой Домбая. Но хоть раз в жизни увидеть Эльбрус – дорогого стоит. И вот здесь откроем небольшой секрет – увидеть знаменитую вершину можно и со смотровой площадки Домбая. Для этого надо подняться на гору Мусса-Ачитара.
Довольно распространено мнение, что Домбай дороже Эльбруса. Но это не совсем правда. В целом, учитывая стоимость ски-пассов, аренды оборудования и оплаты услуг инструкторов, общая сумма выходит примерно равной.
Не считая проживания, на все вышеперечисленное на обоих курортах в среднем уйдет 11-12 тыс. руб./чел (на трое суток).
Если у вас есть свое снаряжение и обучение вам не нужно, то выйдет гораздо дешевле.
Итоги
Итак, подведем итог. Оба курорта имеют свои достоинства и «косяки». Поэтому, выбирая, нужно четко представлять себе, чего именно вы ждете от этой поездки.
Если выбирать Домбай или Эльбрус- куда лучше поехать летом, то плюс стоит поставить в пользу первого. Весна, лето, осень – невероятно красивы в этих местах. Растительность богата. Окрестности живописны. Здесь много мест, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни.
Теперь Домбай или Эльбрус — куда лучше поехать кататься? И тут опять же нужно анализировать ситуацию. Если вы опытный лыжник или отлично стоите на борде, то скорей всего лучше выбрать Эльбрус.
А вот новичкам на Эльбрусе может быть не вполне комфортно. Трасса там отличная, но она всего одна. А вот в Домбае территории катания «новеньких» и «мастеров» очень удачно разнесены.
Горнолыжные курорты России: сравнение и особенности
Как только осенний дождь сменяется мокрым снегом, в блогах и рассылках агрегаторов авиабилетов начинают появляться статьи о том, куда стоит поехать кататься на сноуборде и горных лыжах. Пишут эти тексты, судя по поверхностному описанию, ошибкам в терминологии и стоковым фотографиям, люди, которые, кроме ледянки, никогда ни на чем не катались, а из всех гор были только на Воробьевых. И приходится потом правдивую и более вразумительную информацию собирать по друзьям и всему интернету, тратя на это кучу времени. Антон катается на доске уже 15 лет и поставил своей целью посетить все знаковые горнолыжные курорты России. Он не прорайдер, но считает себя искренне влюбленным в горы человеком. Это не абсолютно все курорты РФ, но точно самые популярные и посещаемые.
Что надо знать перед прочтением:
Кататься в России порой выходит гораздо дороже, чем на известных иностранных курортах, а уровень сервиса до них же недотягивает чуть более, чем полностью. Выбор каждый делает сам.
Примем за аксиому, что везде существует лавинная опасность. Курорты принимают все доступные меры для предотвращения их схода (строят заграждения, принудительно их спускают и так далее), но ваша безопасность в большой степени в ваших руках, помните об этом.
Даже если вы опытный фрирайдер, без предварительной консультации с местными инструкторами и гидами лучше в одиночку далеко от трасс не уезжать. Правильнее будет воспользоваться их услугами — хотя бы в первый день, чтобы всю эту информацию получить. Местные знают эти горы с детства, подскажут лучшие траектории, расскажут, где опасно. Телефон аварийно-спасательной службы (если в горах ловит сеть) и полный комплект снаряжения (лопаты, датчик, щуп, рации, отвертка и прочее) всегда стоит иметь при себе, если вы настроены серьезно.
Солнцезащитный крем. Мощный. Обязательно! Если не хотите после первого дня катания выглядеть как панда, сняв маску или очки.
В пункте «Дорога» оценивается путь из Москвы (простите, все остальные).
На посещение всех курортов ушел не один год — некоторые реалии могли измениться. Заранее прошу прощения за возможные неточности в ценах на подъемники. Постарался собрать актуальную информацию, но не у всех курортов есть официальный и регулярно обновляемый сайт, поэтому буду признателен за поправки с мест. Меня в любом случае распнут после этой статьи, потому что все всё всегда знают лучше, поэтому не стесняйтесь высказывать мнение в комментариях.
Если вы спросите, когда лучше всего ехать кататься, то мой ответ: весна в горах — это поэзия природы. Чистый морозный воздух, теплые лучи солнца, пение птиц, сумасшедшие ранние бабочки, первоцветы, малолюдные горнолыжные склоны и почти 100%-ный иммунитет от похмелья. Плюс осведомленность о том, как прошел сезон в плане снега, минимальный шанс на заморозки, но не на свежий пухляк. Мой топ — период с конца февраля до начала марта.
Субъективные оценки автора:
☹️ — такое
😐 — норм
😃 — топчик
Куда поехать кататься?! Красная Поляна, Домбай, Эльбрус. Сравнение Горнолыжных курортов Кавказа. Независимый отчет
Катание на горных лыжах уже давно стало чем-то большим, чем просто отдых. Это и стиль жизни, и увлекательное времяпровождение. Наконец, это просто незабываемый опыт.
— Если вы привыкли к высокому уровню сервиса, вам нравятся гладкие подготовленные трассы, и при этом вы готовы за это платить welcome Красная Поляна.
— Если вас устраивает средний уровень сервиса, который дополняется такими бонусами как «кавказское гостиприимство» и «по братски» вам понравится на Эльбрусе и в Домбае.
— Если вы новичок в катании и вам нужно полностью арендовать оборудование, то аренда выйдет дешевле на Эльбрусе/ Домбае нежели чем в Поляне. Но если вас не пугает разница в цене на аренду примерно в 2 раза и вы хотите наслаждаться катанием то лучше выбрать КП и именно «Газпром» или «Роза Хутор» тк там очень длинные пологие трассы для тех, кто только начинает кататься. И гипер удобные эскалаторы в лягушатниках, в сравнении с бугельным подъемником – это рай.
— На Красной Поляне пеленальные комнаты и бесплатные туалеты с теплой водой и туалетной бумагой почти на каждом уровне. На Эльбрусе, Домбае туалеты платные, есть несколько бесплатных но надо знать где и там вечно грязно. Никакой туалетной бумаги нет и горячей воды тоже.
Так же если у вас большая компания вы всегда можете заказать такси. Узнайти только цены у местных чтобы вас не облапошили. Естественно вечером такси дороеже чем днем ( это относится к Эльбрусу, Домбаю) да и в целом может быть такое что такси просто не найти.
Цены на Скипассы взяты средние не праздничные. Более подробно на сайтах:
Эльбрус 1800
http://www.prielbrusie-hotels.ru/hoist.php
Домбай 1600
http://www.dombaj.ru/hoist.php
Роза Хутор 1950
http://roza-khutor-hotels.ru/lifts/
Горная Карусель 1800
http://kraspol.ru/ski-lift/gornaya-karusel-stk
Газпром 1400
http://kraspol.ru/ski-lift/gazprom-laura
И все же на мой взгляд самый бюджетный вариант Эльбрус.
Информация за 2015-2016 год.
Архыз-Домбай-Эльбрус. Субъективное сравнение
Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.
Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.
Архыз
Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.
Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.
Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.
В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.
Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.
Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.
Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.
Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.
Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.
Домбай
В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.
Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.
Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).
В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.
Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?
Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.
Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.
Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.
Эльбрус
За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).
Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.
Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.
Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.
Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет. Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.
Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.
Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.
Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только «Романтики». Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.
Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.
На Кавказ в октябре. Архыз, Домбай, Приэльбрусье за неделю
Приветствую друзья! Буквально на прошлой неделе мы вернулись из небольшого путешествия по Северному Кавказу. Катались чуть больше недели, а кажется целый месяц прошел. Вот что значит насыщенный отдых со сменой локаций 🙂
Сразу скажу, это было непередаваемо, невероятно, нет… просто сказочно красиво — путешествовать по Кавказу золотой осенью. Таких красок природы, таких цветов и насыщенности я еще никогда не видела. Летом было здорово, но в октябре это волшебно! И с самого начала путешествия любимый Кавказ встретил своим колоритом на дорогах в виде коровок и барашковых пробок :)))
За неделю мы побывали в трех задуманных мною направлениях. Я очень ждала этот отпуск, чтобы вернуться сюда вновь и посетить горные просторы, надеясь на этот раз увидеть главного красавца Эльбрус.
Летом нам этого не удалось. Было по-своему загадочно и красиво блуждать по туманным перевалам среди облаков, но все-таки хотелось во всей красе и масштабе рассмотреть заснеженные пики гор. Началось наше приключение с Архыза.
Мы жили чуть дальше самого поселка, ближе к канатной дороге и горным вершинам — совершенно новый курортный городок Романтик, отель «Вертикаль». Здесь все очень ухоженно и красиво, позже подробно распишу и покажу территорию и цены.
Архыз поразил какой-то бархатной и уютной красотой. Ущелья настолько живописны, что хотелось останавливаться и фотографировать каждые 5 минут.
Один из дней мы посвятили походу на Дуккинские озера. Маршрут достаточно несложный, крутой подъем идет только последние пару километров, но все-равно мы подустали. А главное, обгорели.
Готовясь к поездке, я набрала с собой немало теплых вещей, я никогда не ездила в такие места в октябре и не знала, какая будет погода в горах. Нам просто офигительно повезло, то ли я так сильно хотела солнышко, то ли совпало — но погода нам благоволила.
Буквально каждый день путешествия, стоило нам въехать в Архызское ущелье светило яркое солнце, небо без единого облачка и температура под 20С. Это ли не счастье.
В другой день мы поднимались на канатной дороге в горы. В Архызе она не очень высокая, но виды открываются живописные. Острые заснеженные пики видны как на ладони.
Гулять вдоль извилистых горных речушек одно удовольствие. Главное иметь на себе правильную обувь, о чем мы заблаговременно позаботились, закупившись в туристическом магазине. Наши ботинки прошли тест на отлично — скакание по камням и рекам удалось без проблем. Штаны кстати тоже не подкачали, я сидела на снегу и не промокла.
Итак, второй локацией был Домбай. При выезде из солнечного Архыза сразу же попали в густой туман и низкую облачность.
Когда приближались к ущелью Домбая сразу почувствовали разницу между ним и предыдущим курортным городком. Сумеречная погода только усилила это впечатление.
Но краски осени даже в пасмурную погоду поразили своей яркостью и насыщенностью. А какой здесь стоит запах. Повсюду таблички, что мы находимся на территории Тебердинского заповедника и въезд в лес запрещен.
Но ножками гулять можно, потому спускаемся к реке, которую я слышу сквозь огромные деревья. Шум воды ощущался даже у обочины. Дорога на Домбай ведет вдоль реки Теберда. Она невероятная и очень мощная. Подходить к ней так близко было страшновато — очень сильные перекаты, масштаб здешних гор впечатляет.
На утро Домбай поменялся и из сурового горного городка превратился в солнечную няшку. Блин, здесь просто обалденно. Архыз прекрасен и мил, но красота и величие гор Домбая просто давят со всех сторон, нависая над тобой — крошечным человечком.
Именно здесь горы какие-то настоящие, как из фильмов про восхождения. Они в снегу, они огромны, они навевают страх и уважение.
Ребята, а какая здесь кухня, ммм… Мы просто объедались каждый день форелькой на углях, шашлыком из баранины, шурпой с айраном. Это просто райское наслаждение. Цены разные, есть подешевле, есть подороже. Мы кушали в средней ценовой категории: золотая середина и не пафосно, но очень вкусно. Позже все расскажу подробно.
На Домбае мы тоже много гуляли, поднимались на канатке вверх на 3200 метров, гуляли в ущелье к водопаду Чертова Мельница. Гуляли на озере Туманлы-Кёль.
Отдельно хотелось отметить гостеприимство и искренность местного населения. Такого доверия я мало где встречала. Несколько раз у меня не было интернет-связи на телефоне, а налика не было. Так на КПП дяденька-охранник пропускал в заповедник просто так, говоря лишь: «Потом на телефон переведете, как связь появится, я верю вашему слову». В нынешних реалиях, для меня это очень приятно и удивительно.
Конечно, позже при обратном проезде я все оплатила, а когда подарила доброму охраннику магнитик из Воронежа с «Котенком с улицы Лизюкова», он аж чуть не прослезился и стал жать мне руки, растрогавшись. Это так мило.
И это было неоднократно. При покупке местного варенья, добрая женщина разрешила пробовать сколько угодно и пить чай сколько влезет, лишь бы не торопились с выбором. И так же не было связи и она предложила оплатить потом, хотя я понабрала баночек не на 200 рублей. К слову, я все-равно оплатила все сразу. И опять подарила магнитик. В этих краях я готова их дарить почти каждому :))) Здесь все такие добрые и приятные.
Третье направление было в сторону великого Эля. Так я его называю, этот красавец спрятался от нас в июне. Поехали из Домбая очень живописной дорогой через перевал Гумбаши.
Я так ждала встречи с Эльбрусом в октябре. И это случилось, он невероятен!
Мы повторили поездку на Джилы-Су, осенью здесь не менее красиво, даже более зрелищно. Что говорить — идеальная асфальтовая дорога извивается по золотистым просторам Приэльбрусья. Ясное голубое небо, яркое солнце, температура в конечной точке в ущелье Кала-Кулак под 25С! А летом в этом месте было +13С максимум и моросил дождик.
Здесь же гуляя по каменистым тропам Джилы-Су мы обгорели до красноты :)) Но уж на этот раз я взобралась наверх до поляны Эммануэля и рассмотрела исполина во всей его красе.
А еще с нами произошло чудо чудесное — рыжая красавица, живущая здесь у подножия горы выходила к нам пообщаться и выпросить что-нибудь вкусненькое. У нас ничего кроме воды не было, а вот другие туристы подкормили лисичку сосисками.
Место достаточно популярное для прогулок и восхожденцев на Эльбрус. Зверек непуганый, привыкла видать уже к людям и их вниманию, фотографированию. На бешеную она не походила, вид очень опрятный, глазки ясные.
Что интересно, первую сосиску она съела, а вторую прикопала под камушком. Погуляв еще немного рядышком, убежала восвояси, вильнув на прощание пушистым хвостом. Что могу сказать, поездка не просто удалась, я наверное, так довольна от увиденного еще не была. Отпуск вышел очень насыщенным на впечатления.
И немного по расходам расскажу. В машине спать в дороге не захотели, покушав в Транспарке в Кущевской там же и заночевали в номере за 1500 рублей. А вот в Архызе оторвались в очень комфортном отеле жили, в Домбае и Кисловодске попроще, но тоже хорошие номера. Итого:
— Жилье (4 отеля: Транспарк, Архыз, Домбай, Кисловодск) 19000 руб.
— Еда (кафе и магазины) 16000 руб.
— Бензин и платки 18000 руб.
— Средний расход бензина 13,4л/100 км
— Сувениры, канатки, проезд в заповедники 6800 руб.
— Проехали всего ничего 2700 км
— Фотографий около 2500 штук
— Трек путешествия для наглядности накидала в Яндекс.Картах здесь
— Ярких впечатлений, положительных эмоций — не сосчитать :)))
Метки: архыз, домбай, приэльбрусье, эльбрус, кавказ, кбр, джилы-су, дукка, гоначхир, туманлы-кель
Комментарии 66
Здравствуйте. В каких числах октября Вы были в Домбае? Какие даты посоветуете, чтобы посмотреть осеннюю красоту и было ещё не сильно холодно?
Добрый день, два года подряд ездили с 4го по 10ые числа подряд, примерно так в первые 10 дней октября. И оба раза было очень тепло (в 2020 году вообще до +25…+30С) и стояла золотая осень. Этой осенью планирую так же, надеюсь погода опять порадует
Большое спасибо, успехов Вам
Класс! Красивые кадры! Был на Джилы-Су в прошлом году, но до поляны не дошли, времени мало было, а в этом году не получилось доехать, дождь помешал. Супер кадры! Осень шикарна в горах.
Спасибо большое за отзыв. Да нам летом тоже не удалось даже Эльбрус увидеть из-за низкой облачности и дождика. Осень в этом плане очень порадовала
Интересно: если этот маршрут повторить в середине ноября, как будет с погодой?
Читала как раз здесь же на драйве отчёт как люди в ноябре по этим же местам катались. Солнечно, сухо очень понравилось. Хотя в сентябре они же приезжали и постоянно почти лил дождь и облака в горах ничего не видно. Как будет в этом году неизвестно
Интересно: если этот маршрут повторить в середине ноября, как будет с погодой?
Если снег выпадет — как бы не остаться там — до его схода)))
в этом году отдыхал в Кисловодске в конце октября — в 20-х числах за 2 дня почти до колен навалило…- через 3-4 дня была температура днем уже +18…
я просто писала в заявлении вместо перечисления всех мест (куда я точно поеду, я не знала) — «в пределах 5-километровой полосы местности вдоль государственной границы РФ в КЧР» и далее районы, в которых мы путешествовали 🙂 Сразу перезвонили и сказали, что пропуск будет ждать на базе
Крым тоже любим и кучу всего объездили в нем, от Ай-Петри до Соколиного проезжали, красивые места, но по-своему. Кавказские горы это совсем другое 🙂