частный джет что это
ТОП-5 самых дешевых бизнес-джетов
Частный самолет — транспорт богатейших людей. Кажется это аксиома не обсуждается. Однако, если посмотреть варианты в каждой из категорий частных воздушных бортов, то можно приятно удивиться их стоимостью. Оказывается, в каждой весовой категории есть свои доступные варианты. Мы подготовили ТОП-5 дешевых бизнес-джетов, ловите.
1. Сверхлегкий класс: Cirrus Vision Jet
Cirrus Vision — небольшой, но мощный джет, который наиболее доступный среди частных самолетов. Cirrus Vision — эдакий рекордсмен. Это первый в мире одномоторный частный самолет на базе турбовентиляторного движка Williams International FJ33-5A. Малыш способен выпускать до 1800 фунтов тяги, что весьма неплохо для его габаритов.
Владелец этого сверхлегкого джета может как самостоятельно пилотировать аппарат, так и нанять пилота. Cirrus Vision способен развивать скорость до 555 км/ч и подниматься на высоту 8 км. Имеет просторную кабину 1,22×1,52 м. В салон самолета могут поместиться до 5 взрослых и 2 детей.
Стоимость: 109,5 млн рублей.
2. Легкий класс: Cessna Citation CJ3+
Любители джетов крупнее, чем Cirrus Vision Jet, могут посмотреть в сторону легкого частного самолета из семейства Citation. Cessna Citation CJ3+ был выпущен в серийное производство в 2014 году и стал модифицированной и доработанной версией CJ3. Отличается от доработанной для большего комфорта кабиной. Также кабину оснастили улучшенным бортовым оборудование.
Частный самолет может совершать перелет на 3778 км без дозаправки, что вполне внушительно. Путешественники, привыкшие летать не на легке, могут не беспокоиться, ведь Cessna Citation CJ3+ поднимает в воздух до 453 кг багажа. Пожалуй, этого хватит с лихвой.
Салон джета имеет 14 иллюминаторов, удобные кресла с раскладывающимся механизмом и ванную комнату. Габариты кабины Citation CJ3+ составляют 1,25×4,82 м и вмещают до 9 пассажиров.
Популярный журнал Robb Report в 2011 году признал Cessna Citation CJ3 лучшим джетом в категории легких частных самолетов и назвал его «Лучшим из лучших».
Стоимость: 447 млн рублей.
3. Средний класс: Cessna Citation XLS+
Звание самого продаваемого частного самолета в мире принадлежит джету Cessna Citation XLS+. Это универсальный борт из категории джетов среднего размера. Отличительной особенностью XLS+ является производительность на ближних и дальних перелетах. Этот бизнес-джет способен развивать скорость до 815,76 км/ч и может пролететь до 3889 км, не заправляясь.
Cessna Citation XLS+ имеет самую большую кабину в классе: 1,71×1,77×5,67 м, которая оснащена складными кожаными креслами, столами и кухней. Самолет вмещает до 9 пассажиров, которые наверняка будут в восторге от комфорта.
Стоимость: 715 млн рублей.
4. Суперсредний класс: Cessna Citation Sovereign+
Cessna Citation Sovereign+ — самый доступный в классе суперсредних частных самолетов. Шедевр инженерного искусства способен летать на расстояние до 5926 км, что позволит без остановок и дозаправок совершить перелет из Дубаи в Бангкок.
Джет знаменит благодаря взлетной функциональности — для взлета Sovereign+ не требуется длинная полоса, в сравнении с собратьями по классу.
Если говорить о кабине, то тут все стандартно: 1,71×1,77×7,71 м. В ней запросто могут уместиться до 12 пассажиров. Зато багажное место тоже выделяет этот частный борт среди конкурентов. Он вмещает 650 кг багажа — лучший показатель в классе.
Стоимость: 1 млрд рублей.
5. Тяжелый класс: Embraer Legacy 650E
Embraer Legacy 650E — представитель тяжелого класса бизнес-джетов. Этот аппарат способен преодолевать расстояния до 7222 км. На нем запросто сделать перелет из Нью-Йорка в Мюнхен. Вмещает до 13 пассажиров в 3 раздельных зонах, что делает салон самолета весьма функциональным. Пока одни пассажиры работают, другие могут уединиться и поспать.
Частный самолет в тяжелом классе стоит донельзя много. Чаще всего эти суммы начинаются от 3 млрд рублей. Однако Embraer Legacy 650E может удивить своей ценой.
Стоимость: 1,5 млрд рублей.
Как арендовать личный самолет и сколько это стоит?
Лучший способ быстро очутиться в другой части света — это перелет на пассажирском самолете. Сегодня это довольно доступное и безопасное средство передвижения, но нередко полет сопровождается громкими криками детей, назойливыми соседями, а иногда и буйными пассажирами. Президенты, успешные бизнесмены и знаменитые артисты имеют возможность летать на частных самолетах. На самом деле, такая возможность есть у каждого человека, и для этого не нужно покупать собственный летательный аппарат — его можно арендовать за достаточно разумную цену. Допустим, если у вас есть компания с 50 сотрудниками и всей команде нужно слетать из Санкт-Петербурга в Москву, можно арендовать самолет примерно за 800 тысяч рублей. Если разделить эту сумму поровну, каждый пассажир заплатит всего около 16 000 рублей за билет. Заказать личный самолет можно у многих организаций, а рассчитать стоимость вы можете прямо сейчас. Поиграем с цифрами?
Не каждая музыкальная группа может похвастаться собственным самолетом. Но у Iron Maiden он есть
Как заказать частный самолет?
Владельцам пассажирских самолетов очень важно, чтобы на них постоянно кто-то летал. Ведь если летательный аппарат просто стоит на месте, он не приносит никаких денег. А за стоянку и обслуживание таких огромных конструкций надо платить, причем весьма крупные суммы. Чтобы снизить издержки, владельцы самолетов отдают их операторам, которые принимают заказы на частные полеты. А желающих заказать личный самолет много, потому что это очень удобно. Пассажиры могут не бояться опоздать на рейс, регистрацию и таможенный контроль можно пройти за 15 минут, а внутри самолета нет никого лишнего.
Если самолет стоит без дела, компания теряет деньги
Чтобы заказать личный самолет, необходимо проделать 5 шагов:
После всего этого остается приехать в нужный терминал, пройти регистрацию и сесть на любое место в самолете. Экипаж на борту обязан сделать так, чтобы полет прошел максимально комфортно.
Сколько стоит личный самолет?
Если речь идет о полной покупке самолета, то это очень дорого. По данным за 2016 год, самый маленький и дешевый Airbus A318 стоит в районе 75 миллионов долларов. Разумнее брать самолеты в аренду, потому что это стоит гораздо дешевле. Стоимость аренды самолета зависит от 5 факторов:
Если говорить в целом, то вряд ли вы найдете личный самолет дешевле 500 000 рублей. Заплатив минимум денег вы точно арендуете самолет, но условия вряд ли будут комфортными. Но можно заказать более дорогой самолет и полететь большой группой, чтобы сумму можно было поделить между собой.
На самом деле, самолеты Airbus и Boeing уже устаревают. В будущем их может заметить вот этот летательный аппарат.
Самые популярные самолеты
Операторы могут предложить много вариантов с самыми разными самолетами. Но давайте взглянем на 3 самые интересные из них.
Самолеты Boeing business jet
Самолеты этой серии используются с 1999 года и вмещают в себя от 25 до 50 пассажиров. Внутри обеспечены максимально комфортные условия для полета. Помимо современных телевизоров, в салоне может быть душевая кабина, столовая, зал для проведения конференций и гостиная. Мебель обшита кожей, отделка сделана из натуральной древесины, а техника подобрана так, чтобы пассажирам не было скучно. Стоимость часа полета на бизнес-джетах Boeing начинается от 817 000, но это самый минимум. Можно заказать и более вместительные модели с самыми комфортными условиями, но цена будет заоблачной.
Салон Boeing business jet
Самолеты Falcon business jet
Отличительная особенность этих самолетов заключается в том, что они оснащены тремя двигателями. Благодаря этому, они могут взлетать даже с коротких взлетно-посадочных полос и приземляться в небольших аэропортах. Самолеты Falcon хорошо выглядят как снаружи, так и внутри. Как и у «боингов», салон обшит дорогими материалами и оснащен телевизорами и прочей электроникой. Час полета на бизнес-самолете Falcon начинается от 300 000 рублей. Очень привлекательная цена, если сравнивать с Boeing business jet.
Салон Falcon business jet
Самолеты Gulfstream Aerospace
Американский производитель Gulfstream Aerospace обладает негласным статусом «короля бизнес-джетов». Его самолеты предназначены для дальних полетов. Например, модель Gulfstream G650ER может преодолеть почти 14 000 километров, то есть без пересадок доставить пассажиров в другую часть света. Вместительность салона у самолетов не особо большая и составляет от 4 до 21 человек. Час полета на Gulfstream стоит от 500 000 рублей, но итоговая стоимость, конечно же, зависит от уровня комфорта.
Салон Gulfstream Aerospace
Важно: указанные цены уже могли устареть и это самая минимальная стоимость. Если хочется комфорта, аренда упомянутых выше самолетов обойдется очень дорого.
Как быстро заказать бизнес-джет?
На данный момент самый простой способ полетать на частном самолете — это заказать самолет российской авиакомпании S7 Airlines. По сути, это сервис, который позволяет легко забронировать достаточно большой самолет для личных нужд. Только вот компания не дает большой выбор летательных средств и доступен только фирменный самолет. В бизнес-класс самолета помещается 24 пассажира, а в экономе ест 72 места. Люди могут брать багаж и ручную кладь, также предоставляется по одному месту для спортивного снаряжения. В отличие от описанных выше способов, не нужно долго искать контакты для бронирования самолета, все делается через сайт.
Самолет S7 Airlines
На данный момент самый большой интерес для нашей редакции представляет калькулятор стоимости перелета. В нем можно указать, откуда и куда вам нужно полететь, сколько вас человек и какой уровень обслуживания вы желаете получить. Например, когда пандемия коронавируса наконец-то закончится, вы можете найти в своем городе желающих полететь на отдых в Сочи. Если арендовать самолет S7 Airlines на 96 человек, общая стоимость полета составит 1 365 210 рублей. Но если поделить эту сумму между всеми пассажирами, каждый человек заплатит по 14 220 рублей. Вроде бы, неплохо.
Ну или вот другой пример. Если редакции Hi-News.ru вдруг понадобиться лететь в Санкт-Петербург, мы можем арендовать самолет S7 Airlines за 964 776 рублей, с учетом бизнес-обслуживания. Если нас будет, скажем, 10 человек, каждое место обойдется примерно в 96 000 рублей. Получается дороговато, но само наличие возможности полетать на собственном самолете впечатляет.
Если вам нравятся наши статьи, подпишитесь на нас в Google News! Так вам будет удобнее следить за новыми материалами.
Ну и напоследок интересно — хотели ли вы арендовать собственный самолет и в каких целях? Может быть, у вас даже был опыт таких полетов. Это довольно интересная тема для обсуждения, поэтому если вам есть что сказать, добро пожаловать в комментарии.
Частный рейс
Преимущества перелетов и «фрахта» бизнес-джетов.
Заказ перелетов под ключ.
Стоимость аренды бизнес-джета.
Из чего складывается стоимость перелета:
Примерные цены на перелеты на бизнес-джетах.
Перелеты на джетах внутренние (региональные).
Перелеты на бизнес-джетах международные.
Воздушное судно | Авиакомпания | Аэропорт вылета | Дата и время вылета (время местное) | Аэропорт прилета | Дата и время прилета (время местное) | В пути | Цена |
---|
Как зависит стоимость полетов, в зависимости от типа самолета, бизнес-джета.
Как мы писали выше, значительная часть суммы напрямую зависит от типа бизнес джета. Что в целом вполне логично, чем больше и шикарнее самолет, тем дороже будет стоимость его аренды. Ниже собрана общая информация, дающая представление о порядке цифр:
Чем отличается полет в бизнес-джете?
• Кейтеринг во время перелета, в том числе обслуживание эксклюзивного уровня.
• Предоставление высокоскоростного интернета на борту самолета (в зависимости от технической возможности).
• Обслуживание пассажиров в VIP-терминалах аэропортов вылета и прибытия.
• номеров в отелях, бронирование вилл и коттеджей.
• Возможность подбора попутных рейсов Empty leg, что дает значительную экономию средств на аренде частного самолета.
• 24 часа в сутки клиентский сервис от Сервиса NAJET.
• Возможность внесения некоторых изменений в расписание и колличестве пассажиров.
Отдельные изменения условий перелета могут значительно изменить его стоимость. Обычно, в общую стоимость аренды не входит оплата дополнительных летных часов, обработка самолета антиобледенительной жидкостью, не запланирования ночевка в ожидании пассажиров, или задержка вылета по вине клиентов.
Выбор бизнес-джетов.
В зависимости от пассажировместимости, дальности полета, особенностей конструкции различают самолеты деловой авиации следующих основных типов:
• Легкие турбовинтовые. Предназначены для полетов на расстояния до 1300 км со скоростью до 400 км/час. Перевозят до 4-6 пассажиров.
• Легкие реактивные. Могут вмещать 4-9 пассажиров, летают со скоростью до 800 км/час на расстояние до 2000 км.
• Средние реактивные. Самолеты, способные преодолевать расстояния до 3000 км со скоростью до 900 км/ч. Рассчитаны на перевозку 8-9 пассажиров. Отличаются более просторным и комфортабельным салоном.
• Суперсредние реактивные. Бизнес-джеты для перевозки 10-12 пассажиров. Способны летать на расстояния до 7000 км, развивают крейсерскую скорость до 900 км/ч.
• Реактивные дальнемагистральные. Самолеты бизнес-авиации для дальних перелетов — до 10000 км и более. Большинство моделей этой категории рассчитаны на перевозку 8-19 пассажиров. Салон такого бизнес-джета отличается повышенной комфортабельностью, может иметь спальные места, кабинет, зону отдыха и другие зоны.
С помощью партнеров нашей компании так же возможно заказать не только типовой перелет на арендованном бизнес-джете, но и заказать организацию таких специфичных рейсов как:
• медицинских и санитарных рейсов — для перевозки лежачих больных и травмированных людей, с привлечением врачей и профессионального оборудования;
• бизнес чартеров — со спутниковой связью на борту, организацией переговоров и т.д.;
• грузовых рейсов — для перевозки ценных и хрупких грузов;
• корпоративных полетов — для больших компаний и корпораций;
• туристических перелетов — для полета на горнолыжные курорты, острова, популярные пляжи и места отдыха;
• прогулочных полетов — на бизнес джете над красивыми местами;
• полетов с домашними животными — например перелет на частном самолете с собакой, кошкой или другим животным;
• детских рейсов — организуем перелет для вашего ребенка, с сопровождением няни;
• вахтовых рейсов — в удаленные и труднодоступные места;
• спортивных чартеров — для различных спортивных команд и их сопровождения;
• свадебных перелетов — для молодожен и их гостей, возможна организация свадебной церемонии в воздухе;
• вип чартеров — полеты для звезд шоу-бизнеса, медийных персон и известных личностей;
• литерных рейсов — для госчиновников и первых лиц государств;
Как работает бизнес-авиация в России (центры FBO)
Если объехать аэропорт Шереметьево, то можно увидеть небольшой терминал А, который время от времени берёт под охрану ФСО, если в этот день бизнес-джетом вылетает кто-то из первых лиц государства.
Если у вас есть примерно 90 миллионов рублей в год на содержание собственного самолёта (и сам самолёт тоже пригодится), то ваш вылет выглядит так: вы выходите около этого терминала А из машины, проходите досмотр за 30–40 секунд, если полёт зарубежный — паспортный контроль (он обязателен для всех), потом прямо по полю переходите к самолёту в 50 метрах от терминала, садитесь, пристёгиваетесь и летите.
От момента, когда вы вышли из машины, и до момента, когда вы встали на предстарт ВПП, проходит от 8–15 (внутренний рейс) до 15 минут (международный). Багаж можно отправить заранее.
Теперь давайте разберёмся, как это работает и кому вообще нужно. А также чем хороши бизнес-джеты.
А чем хороши бизнес-джеты?
Многие джеты были созданы с использованием наработок от истребителей (например, Dassault Falcon). По сути, это гражданские версии военных истребителей. Конечно, они «поспокойнее» в плане возможных манёвров, но у них очень и очень хорошая энерговооружённость.
Если вы видите трёхдвигательный малый самолёт бизнес-авиации — скорее всего, он куплен для трансатлантических перелётов. Особенность в том, что у каждого судна есть максимальное удаление от аэропорта, и трёхдвигательные позволяют пересекать Атлантику довольно коротким маршрутом — почти напрямую.
Вторая особенность — можно очень многое взять на борт. Если это грузовые самолёты, то они должны довольно тщательно рассчитывать время вылета, потому что при повышении температуры днём воздух становится менее плотным, и можно не взлететь с нужным количеством топлива и груза. В бизнес-авиации расписание движется почти постоянно: ведь почему бы благородному дону не вылететь на 40 минут позже, если хочется? Но проблему со взлётом подобная ситуация (это исторически за последние лет 10 практики FBO в Шереметьево) создала только один раз, и не в самом Шереметьево, а в аэропорту высоко в горах.
Это же означает короткий взлёт (1 000 метров почти для любого джета), то есть минимальные требования к длине полосы. В Шереметьево это ещё означает укороченную процедуру взлёта, что даёт возможность вклиниться в расписание и пройти без очереди. В других российских аэропортах спецпроцедуры для таких «вжиков» нет, и они стоят в общей очереди. Согласование этой процедуры у FBO «А-Групп» заняло несколько лет. Показывали международные примеры руководству аэропорта, доказывали эффективность в графиках и так далее.
В отличие от больших тяжёлых самолётов бизнес-джеты хуже сопротивляются ветру, поэтому это накладывает чуть большие ограничения на условия посадки по погоде.
Ещё эти суда часто летают верхними эшелонами, могут подниматься до 13–14 километров: там воздух более разреженный, и это позволяет развить большую скорость и эффективнее использовать топливо.
Чем бизнес-джет отличается от частного самолёта или чартера?
С точки зрения нормативов в России отличий мало. С точки зрения западных стандартов регулирования — до 19 посадочных мест (поэтому и у нас обычно так). Это исторически сложившийся критерий. Условно можно сказать, что бизнес-авиация начинается там, где владелец самолёта не садится за штурвал сам и где в самолёте появляется туалет. Исключение — большие борта для перевозки российских сборных, но это отдельный случай.
Самые популярные на сегодня в России суда — это Челленджер-300, в нём обычно делают 12–14 мест.
Почему у мест вилка? Потому что очень часто бизнес-джеты делают с индивидуальными салонами. В пределах одного типа судна компоновка очень разная. Например, если малое судно используется для чартеров — там больше сидений, нет поста бортпроводника, кухня только для разогрева. Если это частный самолёт бизнесмена — часто меньше кресел с большим шагом, спальная для главного пассажира, нередко — душ. Довольно часто встречается большая кухня с возможностью готовить что угодно прямо на борту и с холодильником.
В Европе исторически используют лёгкие самолёты, у нас — среднего и большого размера, потому что страна большая, и летать надо далеко. Вот что примерно популярно в нашей стране:
Кому нужны такие самолёты?
Это рейсы вне расписания и вне маршрутной сети. Рейсы того же Аэрофлота расписываются на годы вперёд и несильно меняются. А в бизнес-авиации рейс планируется обычно за 2–3 часа, и лететь можно в любом направлении. Единственное «но»: нельзя взять и повернуть в Копенгаген в полёте, если вы летите в Минск, потому что придётся следовать заранее поданному плану полёта.
Вопреки распространённому мнению, пользуются бизнес-джетами не только олигархи. Например, бывают корпоративные самолёты для перевозки делегаций для переговоров. Часто встречаются собственные борта крупных компаний со множеством филиалов, чтобы за день-два облететь полстраны, что на обычных рейсах заняло бы две недели. С учётом, что в самолёте часто можно ночевать, как в отеле, это вполне оправданно по экономии времени топ-менеджмента. Эти же борта используются для перевозки срочных грузов и посылок.
Спортсмены, музыканты и политики часто используют бизнес-джеты, чтобы избежать излишнего внимания и отдохнуть. Всё оборудование можно загрузить в самолёт заранее. В терминале точно нет фанатов и папарацци.
В мире бизнес-джеты используются ещё для санитарной авиации, то есть перевозки до больниц (в Швейцарии примерно треть флота Пилатусов — самолётов с огромной дверью для погрузки носилок — для этого). У нас такого почти нет, потому что это скорее задачи вертолётного флота МЧС.
Отдельное направление бизнес-авиации — это борта для спортивных команд. В отличие от обычных бизнес-джетов, для таких рейсов берутся почти обычные пассажирские самолёты, но используется инфраструктура FBO.
Что такое FBO?
Это Fixed Base Operator — провайдер наземной инфраструктуры для бизнес-авиации. Их часто называют «частными терминалами», и это почти верно. FBO «А-Групп» в Шереметьево, например, имеет собственные ангары для хранения самолётов и вертолётов, собственные машины для антиобледенительной обработки, собственную инфраструктуру для обслуживания и заправки и целый терминал А.
Вся вот эта дверь открывается:
FBO — это аэропорт для бизнес-джетов. Это часть инфраструктуры для бизнес-авиации. Это хард. Поверх него лежит софт: например, для коммерческого управления используется авиакомпания бизнес-авиации (оператор). В FBO самолёт хранится и обслуживается, а также совершает вылеты и прилёты. Также FBO не занимается продажей рейсов и бронированием: это работа операторов и брокеров.
Всё это нужно потому, что мало просто купить самолёт. Частное владение само по себе непростое, но если вдруг вы используете самолёт для коммерческих целей (себя и семью можно, кого-то ещё — нет либо очень сложно), то вам нужно фактически заворачивать его в авиакомпанию, потому что требования к любому коммерческому полёту будут такие же по строгости, как к пассажирскому рейсу Аэрофлота. А это почти автоматически означает штат в 30–50 человек для обслуживания: инженер, три смены пилотов, три смены проводников, юридическая служба, бухгалтерия.
Ещё одна особенность в том, что просто держать самолёт на земле не очень выгодно. Многие владельцы для снижения издержек разрешают использовать свои самолёты для частных полётов других людей. То есть фактически сдают их в аренду. Но оформляется это чуть иначе: можно отдать самолёт оператору, и он будет принимать заказы и управлять всеми бронированиями. А когда он вам понадобится — борт будет на нужном месте.
Виртуализация самолётов в таких компаниях, обслуживающих бизнес-джеты, дошла до уровня, что если вдруг ваш самолёт занят для неожиданного срочного полёта, то вам предоставят аналогичный свободный, если надо. Но надо понимать, что для владельца это не заработок, а просто удобное снижение расходов. В США и Европе ещё распространено долевое владение: группа покупает самолёт в складчину, делят часы поровну. Каждый получает условно 20 часов в месяц, и все договариваются, как и когда их используют. Делят расходы. Могут сдать самолёт в чартер — но когда нужен, пользуются.
Вернёмся к инфраструктуре. Кроме терминала, есть специальный перрон для бизнес-авиации. Нужны своё оборудование и спецтехника. Например, свой тип буксировщиков, своя заправка.
Эти маленькие электромобили дают возможность очень точно размещать лёгкие самолёты в ангаре.
Изначально это палубные тягачи с авианосцев, чтобы быстро пересесть и двигаться в другую сторону.
Перроны для бизнес-джетов, кстати, отличаются от обычных авиационных. Самолёты лёгкие, и запуск двигателей около здания это здание не сложит, поэтому они выезжают на собственной тяге, их не надо выбуксировать. Бизнес-джетам не нужны трапы: они обычно встроены в сам борт.
В России FBO обычно прикреплены к аэропортам, а в США и Европе часто у FBO есть собственные аэропорты, либо есть общие аэропорты только для FBO без обычной регулярной авиации. В Хитроу — 11 FBO на базе одного аэропорта-поставщика. В Москве FBO есть в SVO, DME и VKO, причём в Шереметьево, кроме собственно «А-Групп», есть ещё два виртуальных FBO, которые используют инфраструктуру «А-Групп», но имеют свои мини-терминалы. В Петербурге в Пулково — два центра. В Париже в аэропорту Шарль-де-Голль приземляется линейная авиация, а вот Лебурже — только для бизнес-авиации (там музей и знаменитое шоу ещё). В обычное время там находится три–четыре FBO. У них общая ВПП и четыре разные инфраструктуры. В Канны нельзя прилететь на регулярном рейсе, но можно через деловой аэропорт. Регулярной авиацией — через Ниццу.
Вариант «бабушка с дедушкой прилетели в SVO с рюкзачком и пошли смотреть Красную площадь» у нас случается довольно редко. В том же Париже — чаще. А у нас будут про это годами рассказывать. Вот, собственно, бабушка с дедушкой один раз прилетали. А во время Чемпионата мира по футболу приземлился Пилатус на восемь пассажиров. Просто прилетели финны на своём самолёте футбол смотреть.
С другой стороны, в шоу-бизнесе подход диаметрально другой. Джеки Чан, амбассадор Эмбраера, летает сам. У Траволты — пять самолётов, причём, кроме небольших джетов, есть ещё Боинг 707 — здоровый лайнер. В Дубае отношение к частным вертолётам — вообще как к такси: можно случайно Uber-Heli вызвать вместо машины, и стоить это будет очень даже вменяемых денег.
В Европе бизнес-терминалы часто выглядят не очень презентабельно. Домик с пилотской комнатой, ресепшеном — запросто. Но есть, как дворцы, например, в ОАЭ. И там и там в день будет 30–50 пассажиров, но азиатские или ближневосточные могут выглядеть, как музей. В США и Европе — потребительский подход. FBO в Америке выглядят вроде наших заправочных станций. В России специфика такая: когда человек летит из Москвы в такую будку в другой стране, ему нормально. Ключик висит на двери, документы сам распечатаю и пойду — приемлемо. Но как только он прилетает сюда обратно — нужен нормальный комфорт. Сарай не подойдёт.
Пассажир чаще всего выбирает FBO по аэропорту и очереди в нём. Точнее, опытный пользователь бизнес-авиации. Неопытный не всегда знает разницу.
Сейчас ходят слухи, что воздушное пространство Москвы снова откроют для полётов на низких высотах (не только для транзита). Сейчас многие используют вертолёты в бизнес-авиации, и около терминала есть вертолётная площадка с ночным стартом. Это означает, что можно попасть в любое место области очень быстро, поскольку вертолёт может приземлиться хоть на крышу, хоть в поле. А в самой Москве есть достаточно зданий, которые могут оборудовать площадки на крышах. Сейчас рядом с Крокусом строится 14 небоскрёбов, каждый уже со своей площадкой (но они в открытой части пространства). В Москве же сейчас правительственные и МЧС (медицинские, в частности) летают. Но согласование сложное. Вертолётные перевозки — растущий сегмент бизнес-авиации, потому что скорость обеспечивается в 260–280 километров в час, а дальность — 1 200 километров. Когда и если рынок откроется, то будут важны двухдвигательные вертолёты для полётов над городом (это средние и тяжёлые классы).