Выявлен впр что такое

Исследование плода и плаценты при врожденных пороках развития, несовместимых с жизнью

Целью исследования было выявить структуру врожденных пороков развития плода, несовместимых с жизнью, приведших к индуцированному прерыванию беременности по медицинским показаниям, структурные изменения в последе при наличии пороков развития. Проведено ран

The aim of the study was to reveal the structure of fatal congenital malformations of the fetus, leading to the induced interruption of pregnancy due to medical indications, structural changes in the afterbirth in the presence of malformations. The randomized comparative study was conducted in 2 stages (retrospective and prospective).

Врожденные пороки развития (ВПР) плода считают важнейшей медицинской и социальной проблемой, поскольку они занимают ведущее место в структуре причин перинатальной, неонатальной и младенческой заболеваемости, смертности и инвалидности [1]. Также актуальной является проблема прерывания беременности в поздние сроки по медицинским показаниям со стороны плода, так как на ее долю приходится около 20% от общего числа абортов, а количество осложнений возрастает в 3–4 раза при прерывании беременности во втором триместре по сравнению с первым [2]. Согласно данным ВОЗ, ВПР отмечают у 4–6% детей. В России ежегодно более 50 000 детей рождаются с ВПР, число пациентов с ВПР превышает 1,5 млн человек. При наличии у плода ВПР, несовместимых с жизнью, или сочетанных пороков с неблагоприятным прогнозом для жизни и здоровья, при ВПР, приводящих к стойкой потере функций вследствие тяжести и объема поражения при отсутствии методов эффективного лечения, женщине предоставляется информация о возможности искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям [3]. При отказе женщины прервать беременность из-за наличия ВПР, несовместимых с жизнью, или иных сочетанных пороков беременность ведется в соответствии с разделом I настоящего порядка. Высокие затраты на лечение, уход и реабилитацию детей с ВПР обусловливают необходимость разработки и совершенствования не только методов контроля, диагностики и профилактики ВПР у детей, но и изучения патоморфологии плода и последа [4].

В последние десятилетия интенсивно изучаются многочисленные антенатальные факторы, приводящие к повреждению нервной системы плода — внутриутробные инфекции, генетические дефекты, проблемы резус-конфликта, воздействие на плод лекарственных веществ и целый ряд других факторов. Нередко причинами врожденных пороков развития плода и последа являются инфекционные причины: инфекционные фетопатии формируются с 16-й недели, когда происходит генерализация инфекции у плода, вследствие чего могут возникать такие пороки развития, как фиброэластоз эндокарда, поликистоз легких, микро- и гидроцефалия (ранние фетопатии) [5].

Большое количество работ посвящено методам прерывания беременности в позднем сроке по медицинским показаниям со стороны плода — врожденным порокам развития плода, реабилитации женщин после элиминации плода [6–11]. В то же время недостаточно описаны результаты патологоанатомического исследования плода и плаценты при врожденных пороках, несовместимых с жизнью. Наше исследование посвящено прерыванию беременности во втором триместре по медицинским показаниям со стороны плода. Данная публикация посвящена вопросам патологоанатомического исследования плода и последа.

Целью данного исследования было выявить структуру врожденных пороков развития плода, несовместимых с жизнью, приведших к прерыванию беременности по медицинским показаниям, их сочетания со структурными изменениями в последе.

Материалы и методы исследования

Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО ОмГМУ МЗ РФ, Омск (№ 63 от 09.10.2014 г.) и выполнено на базе БУЗОО ГКПЦ, Омск. Прерывание беременности во II триместре по медицинским показаниям проводилось согласно Распоряжению Министерства здравоохранения Омской области № 308-р от 17.09.2013 г. в указанном учреждении, где был создан центр по прерыванию беременности второго триместра и женщине выдавалось заключение перинатального консилиума специалистами (акушер-гинеколог, перинатолог, неонатолог и др.). Гистологическое исследование элиминированных плодов и плацент проведено согласно рекомендациям А. П. Милованова и осуществлялось в патологоанатомическом отделении БУЗОО ОДКБ, Омск.

Основным показанием к прерыванию беременности на всех этапах являлись ВПР плода, несовместимые с жизнью. При наличии у плода ВПР, несовместимого с жизнью, или наличии сочетанных пороков с неблагоприятным прогнозом для жизни и здоровья, при ВПР, приводящих к стойкой потере функций вследствие тяжести и объема поражения при отсутствии методов эффективного лечения, предоставлялась информация о возможности искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. Искусственное прерывание беременности проводилось при наличии информированного добровольного согласия женщины.

На первом ретроспективном этапе (до внедрения в практику регламентирующих документов [3, 12]) проведен анализ гистологического исследования плацент после прерывания беременности у 150 женщин, которые в зависимости от метода прерывания были разделены на две группы: группу А составили 75 женщин, которым проведено прерывание беременности в поздние сроки методом трансвагинального трансцервикального амниоцентеза: амниоинфузия 10% раствором хлорида натрия. Группу Б составили 75 женщин, которым с целью прерывания беременности в поздние сроки для возбуждения и стимуляции родовой деятельности использовали гель динопростон для эндоцервикального введения. Более подробно методы прерывания беременности, их эффективность и исходы описаны в наших предыдущих публикациях [13–15]. Критериями включения пациенток в группы А и Б были следующие: срок беременности 18–21 неделя 6 дней, возможность родоразрешения через естественные родовые пути и отсутствие противопоказаний к применению гипертонического раствора хлорида натрия (10% NaCl) и простагландинов. Пациентки обеих групп были идентичны по возрасту, особенностям менструальной функции, наличию экстрагенитальных и гинекологических заболеваний, паритету. Все пациентки были консультированы в медико-генетическом отделе.

На втором этапе под проспективным наблюдением было 195 беременных, разделенных на две группы. Основную группу составили 98 женщин, которым проведено прерывание беременности в поздние сроки следующим комбинированным методом: мифепристон перорально и введение ламинарий в цервикальный канал. В группу сравнения были включены 97 женщин, прерывание беременности которым проводилось по схеме ВОЗ. Критерии включения в группы: пациентки, которым дано заключение консилиума врачей для прерывания беременности по медицинским показаниям со стороны плода в сроки гестации 18–21 неделя согласно приказам МЗСР РФ № 736 от 03 декабря 2007 г. [16] и № 572н от 01.11.2012 [3].

На проспективном этапе исследования материалом для изучения послужили результаты патоморфологического исследования плодов (аутопсийного материала) и последов (макроскопическое и микроскопическое). В работе использованы антропометрические, органометрические, гистологические методы. С целью уточнения гестационного возраста плода и дополнительных скрытых аномалий развития в соответствии с имеющимися стандартами использовали антропометрические и органометрические исследования [17–20]. Гистологические исследования органов плода, плодных оболочек, пуповины и плаценты проводили на парафиновых срезах, изготовленных по общепринятой методике и окрашенных гематоксилином и эозином, а также избирательно пикрофуксином по методу Ван Гизона. Для гистологического исследования предварительно материал фиксировали в 10% нейтральном формалине, после промывки и стандартной проводки заливали в парафин. Парафиновые срезы толщиной 3–5 мкм окрашивали гематоксилином и эозином. Элементы соединительной ткани определяли пикрофуксином по методу Ван-Гизона. Методы гистологического исследования выполнялись по прописям, изложенным в классических руководствах по гистологической технике и гистохимии. Обследование элиминированных плодов включало тщательную визуальную оценку имеющихся стигм эмбриогенеза, врожденных пороков. Для гистологического исследования отбирали фрагменты органов с целью изучения их гистоархитектоники [17].

Использовался способ статистической обработки результатов по критерию t таблиц Стьюдента, позволяющий вычислить степень достоверности различий при небольшом числе наблюдений. Перед каждым вычислением достоверности различий между количественными признаками, а также для выбора критерия корреляции оценивали нормальность их распределения по критерию Колмогорова–Смирнова. В случае ненормального распределения количественных признаков или неравенстве дисперсий применялся U-критерий Манна–Уитни. Для факторов, имеющих биноминальное распределение, дополнительно были рассчитаны 95% доверительные интервалы.

Результаты исследования

Пациентки всех групп были идентичны по возрасту, особенностям менструальной функции, наличию экстрагенитальных и гинекологических заболеваний, паритету. Эффективность прерывания беременности в поздние сроки методом амниоцентеза составила 93,3%, при применении простагландинов — 92%, на проспективном этапе не имела достоверных различий и составила 99,0% в основной группе и 96,9% — в группе сравнения.

В структуре выявленных ВПР плода на первом месте в основной группе были врожденные пороки сердечно-сосудистой системы (34 наблюдения — 34,7%), на втором — пороки центральной нервной системы (ЦНС) (29 наблюдений — 29,6%), на третьем — множественные пороки развития (13–13,3%), на четвертом — пороки мочевыводящей системы (9–9,2%) (табл. 1). В остальных наблюдениях выявлены ВПР опорно-двигательного аппарата (7–7,1%) и другие (6–6,1%): кожи и мышц, желудочно-кишечного тракта, легких, шеи и лица, прочие. В группе сравнения на первом месте также были врожденные пороки сердечно-сосудистой системы (32 наблюдения — 33,0%), на втором — пороки ЦНС (30 наблюдений — 30,9%), на третьем — множественные пороки развития (15–15,5%), на четвертом — пороки мочевыводящей системы (10–10,3%). В остальных наблюдениях выявлены ВПР опорно-двигательного аппарата (8–8,2%) и другие (2–2,1%): кожи и мышц, желудочно-кишечного тракта, легких, шеи и лица, прочие.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Среди пороков сердечно-сосудистой системы в обеих группах чаще наблюдались транспозиция магистральных сосудов, дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, общий артериовенозный канал, тетрада Фалло, сочетанные пороки сердца, аномалии Эбштейна, гипоплазия левого отдела, прочие врожденные пороки сердечно-сосудистой системы.

В структуре пороков ЦНС чаще наблюдалась гидроцефалия, анэнцефалия, синдром Арнольда–Киари и Денди–Уокера, микроцефалия, агенезия мозолистого тела, акрания, spina bifida (спинномозговая грыжа). Гидроцефалия — заболевание, характеризующееся избыточным накоплением цереброспинальной жидкости в желудочках и подоболочечных пространствах головного мозга, сопровождающееся их расширением и атрофией мозгового вещества.

В ходе ретроспективной оценки исследования последов в группе А в подавляющем большинстве наблюдений (78,7%) определялись серозно-гнойный и гнойно-некротический децидуит и лишь в небольшом проценте случаев (21,3%) наблюдался серозный децидуит. Также в этой группе отмечалось наличие дисциркуляторных нарушений (выраженный отек стромы ворсин, тромбоз межворсинчатого пространства, ретроплацентарные гематомы). В группе Б серозный париетальный децидуит определялся в большинстве случаев (54,7%), воспалительные изменения не определялись в 38,7% наблюдений, серозно-гнойный париетальный децидуит обнаружен в 6,6% случаев.

На ретроспективном этапе при исследовании последа в большей степени были обнаружены патологическое строение и пороки развития пуповины, чем в плаценте. Так, на первом месте среди признаков патологического строения пуповины была тощая пуповина: 19 наблюдений в основной группе (19,4%) и 21 (21,6%) в группе сравнения (табл. 2). На втором месте определялись ложные узлы пуповины: 16 (16,3%) и 17 (17,5%) соответственно исследуемым группам, на третьем месте — истинные узлы пуповины: 14 (14,2%) и 15 (15,5%). Нередко в структуре патологических вариантов строения пуповины было оболочечное прикрепление пуповины: 12 (12,2%) и 9 (9,3%) соответственно. Реже были выявлены гипо- и гиперизвитая пуповина: 8 (8,2%) и 7 (7,2%) соответственно исследуемым группам; единственная артерия пуповины: 6 (6,1%) и 4 (4,1%); гематома пуповины: 1 (1,0%) в основной группе и 2 (2,1%) в группе сравнения. Всего при исследовании нарушения строения пуповины были выявлены в 76 случаях основной группы и в 75 — группы сравнения, в целом в исследовании — в 77,4% наблюдениях.

При гистологическом исследовании плаценты отмечалась относительная сохранность амниального эпителия, полнокровие сосудов и незначительные воспалительные изменения (23 наблюдения — 23,5% в основной группе и 29–30,0% в группе сравнения). Серозный париетальный децидуит определялся в 17,3% наблюдений основной группы и 16,5% группы сравнения. Такие скудные изменения в плаценте, выявленные при исследовании, свидетельствуют о том, что ВПР плода, несовместимые с жизнью, чаще сочетаются с патологией строения пуповины, чем с нарушениями строения и пороками развития плаценты. Также относительная сохранность амниального эпителия, полнокровие сосудов и незначительные воспалительные изменения указывают на то, что прерывание беременности проводилось современным медикаментозным способом, который имитирует спонтанную сократительную деятельность матки и не вызывает грубых изменений в плаценте.

Таким образом, в структуре выявленных ВПР плода, несовместимых с жизнью, в исследуемых группах на первом месте были врожденные пороки сердечно-сосудистой системы, на втором — пороки ЦНС, на третьем — множественные пороки развития, на четвертом — пороки мочевыводящей системы. В остальных наблюдениях выявлены ВПР опорно-двигательного аппарата и другие: желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, шеи и лица, прочие.

При гистологическом исследовании плаценты ретроспективного этапа (до внедрения в акушерскую практику современных методов производства позднего индуцированного аборта) при проведении амниоинфузии гипертоническим раствором в подавляющем большинстве определялись серозно-гнойный и гнойно-некротический мембранит, при применении динопростона чаще наблюдался серозный париетальный децидуит. После внедрения в работу акушерско-гинекологической службы регламентирующего Приказа 572н при гистологическом исследовании плаценты у пациенток второго этапа обеих групп отмечалась относительная сохранность амниального эпителия, полнокровие сосудов и незначительные воспалительные изменения.

При исследовании последа чаще встречались пороки развития пуповины, чем плаценты. На первом месте среди признаков патологического строения пуповины была тощая пуповина, на втором месте — ложные узлы пуповины, на третьем — истинные узлы. Реже определялось оболочечное прикрепление пуповины. Значительно реже были выявлены гипо- и гиперизвитая пуповина, единственная пупочная артерия; гематома пуповины. При гистологическом исследовании плаценты отмечалась относительная сохранность амниального эпителия, полнокровие сосудов и незначительные воспалительные изменения. Скудные изменения в плаценте (в сравнении с изменениями в пуповине), выявленные при исследовании, свидетельствуют о том, что врожденные пороки развития плода, несовместимые с жизнью, чаще сочетаются с патологией строения пуповины, чем с плацентарными пороками. Также относительная сохранность амниального эпителия, полнокровие сосудов и незначительные воспалительные изменения указывают на то, что прерывание беременности проводилось современным медикаментозным способом, который имитирует спонтанную сократительную деятельность матки и не вызывает грубых изменений в плаценте.

Литература

* ФГБОУ ВО ОмГМУ МЗ РФ, Омск
** БУЗОО ОДКБ, Омск

Источник

Выявлен впр что такое

ВПР – врожденные пороки развития: что это такое, каков оптимальный срок для выявления их у плода?

ВПР – врожденные пороки развития: что это такое, каков оптимальный срок для выявления их у плода?

Пороки развития — это отклонения от нормального строения и функционирования организма, которые возникают в процессе внутриутробного развития. Некоторые нарушения можно обнаружить на ранних этапах беременности, о других же становится известно только на поздних сроках или после рождения младенца. По статистике, частота ВПР достигает 5-6 случаев на 1000 новорожденных. Какие бывают врожденные пороки развития и можно ли предотвратить их появление?

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Разновидности ВПР

Существует несколько классификаций врожденных пороков развития:

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

ВПР бывают генетически обусловленными, при которых нарушение возникает из-за хромосомных аномалий, и приобретенными в результате внешних воздействий.

В зависимости от периода возникновения патологии выделяют:

ВПР плода бывают изолированными, когда аномалии касаются одного органа, и системными, когда происходит нарушение целой системы органов. Также встречаются множественные пороки развития, затрагивающие различные сферы организма.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

По изменениям, произошедшим с органом, выделяют следующие пороки:

Причины ВПР

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Причины развития 40-60% пороков остается невыясненными. 10-13% аномалий появляются под воздействием тератогенных факторов, 12-25% имеют генетические предпосылки. 20-25% ВПР обусловлены комплексом причин.

Наиболее распространенные причины возникновения врожденных пороков развития плода:

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Факторы риска

В зоне риска находятся следующие категории женщин:

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Диагностика пороков развития плода

Пренатальная диагностика обязательна для всех беременных. При нормальном течении гестации скрининговое обследование делают трижды: на сроках в 10-12, 20-22, 30-32 недели. Диагностика включает в себя УЗИ, общий и биохимический анализ крови и мочи, анализ на гормоны, ЭКГ. С помощью УЗИ могут обнаружить отклонения в развитии плода и назначить более узкие, специальные исследования.

Женщинам из зоны риска назначают следующие диагностические процедуры, которые могут выявить генетические аномалии и внутриутробные инфекции плода:

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Показания к прерыванию беременности

Аномалии внутриутробного развития плода бывают разных степеней тяжести, некоторые из них несовместимы с жизнью, другие требуют постоянного медицинского наблюдения и поддержки, третьи можно исправить хирургическим путем после рождения. Если порок развития у плода несовместим с жизнью, приведет к вегетативному состоянию или значительно ухудшит качество жизни ребенка, родителям предлагают прервать беременность.

Показания для аборта:

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

В некоторых случаях последнее слово остается за матерью. Например, при обнаружении синдрома Дауна у плода врачи могут рекомендовать аборт, но женщина вправе отказаться и родить ребенка. Абсолютными показаниями для аборта являются:

Методы лечения

Можно ли вылечить врожденные пороки развития плода? К сожалению, статистика неутешительна. Четверть детей погибает в течение первого года жизни. 25% детей могут прожить достаточно долго, но при этом имеют тяжелейшие физические, умственные и психические отклонения. Они не могут обходиться без круглосуточной медицинской помощи и приема лекарств.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Лишь 5% аномалий поддаются лечению. Как правило, терапия предполагает хирургическое вмешательство. Благоприятный прогноз наблюдается у маленьких пациентов с такими патологиями:

Меры профилактики

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Возможно ли снизить риск развития пороков? Рекомендации по профилактике:

Внутриутробные пороки развития плода — это шок для каждой женщины. В такой ситуации врачи — это лучшие союзники, беременной необходимо прислушиваться к их рекомендациям о том, сохранять ли беременность или все-таки делать аборт.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Прямой эфир

«Непонятно, зачем это нужно»: что такое ВПР и за что их не любят родители и учителя?

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

С начала марта школьники пишут Всероссийские проверочные работы. Изначально их проводили только в начальной школе как эксперимент в 2015 году, но со временем ВПР стали обязательными для всех. Они не заменяют обычные проверочные и контрольные, к которым дети уже привыкли, а дополняют их. Однако учителя выступают против такой дополнительной проверки. И в Москве уже удалось добиться отмены. Зачем же понадобился очередной срез знаний детей и почему никого не радует его существование? Рассказывает amic.ru.

Знания по стандарту

Что такое Всероссийские проверочные работы? Это детище Минобра России, контрольные работы по нескольким общеобразовательным предметам, своеобразный срез знаний. Отличаются от обычных проверочных тем, что имеют единую систему оценивания. Анализ проводят по специальной таблице.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

При этом привычные нам оценки – от двойки до пятёрки – за ВПР школьникам не выставляют, хотя в некоторых общеобразовательных учреждениях учителям разрешают это делать по запросу. Эти данные используются только для статистики, которую составляют учителя и направляют в Москву. Таким образом, срез знаний показывает уровень подготовки в школах разных регионов края.

«Задания ВПР и критерии их оценки разработаны на федеральном уровне и являются едиными для всей страны. Результаты также позволяют выявить дефицит педагогов на уровне страны, края, отдельной школы, оказать методическую поддержку, организовать адресное повышение их квалификации. Кроме того, педагогические вузы используют аналитические материалы ВПР в ходе обучения студентов», – пояснили amic.ru в Министерстве образования Алтайского края.

Всероссийские проверочные работы пишут в период с марта по май ежегодно. В 2021 году их предлагали перенести на начало учебного года в связи с пандемией, однако передумали – потому что решили, что дети не смогут показать положительных результатов после долгих летних каникул.

Проверочные работы необязательны только для одиннадцатых классов – школа сама может принять решение об их проведении на основе собственного графика подготовки учеников. Для остальных классов ВПР обязательны. Детей-инвалидов при этом школа может освободить от написания контрольных, но остальные школьники не могут самостоятельно отказаться от этого.

Отличия от программы

Если говорить совсем просто, ВПР – это дополнительные годовые контрольные по предметам. Так, четвероклассники пишут контрольные по русскому языку, математике и окружающему миру. Чем старше класс, тем больше количество предметов, по которым проводится срез. В одиннадцатом классе дети не пишут ВПР по тем дисциплинам, по которым сдают ЕГЭ.

Задания на первый взгляд стандартные: по русскому языку – диктант, письменные задания, по математике – задачи по программе и на логику. Но уже на этом этапе начинаются проблемы, которыми возмущены учителя, родители и сами школьники.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Дело в том, что российские школы используют разные программы, и не всегда последовательность изучения тем у них совпадает (при том, что все они написаны по стандартам ФГОС). Проверочные работы от федералов выполняют не в самом конце года, а в начале весны, и некоторые темы, которые представлены для проверки знаний, дети могли ещё не изучить. Поэтому преподавателям приходится перестраивать программу на ходу и учить детей поверхностно, натаскивая на ВПР, а после возвращаться к старым темам.

«В итоге мы галопом скачем по темам, дети перенапрягаются, не успевают всё усвоить. Мы же не можем изначально подстраивать темы уроков под ВПР – у нас есть своё тематическое планирование. Иначе мы не сможем нормально вообще детей подготовить по плану, всё будет хаотично. А сложность заданий ВПР часто не соответствует уровню знаний детей согласно поурочному планированию», – анонимно делится с amic.ru учитель одной из школ Алтайского края.

Это приводило к тому, что педагогам, особенно в начальных классах, приходилось делать за детей часть заданий, которые те не могли выполнить просто из-за того, что не успели пройти тему. Особенно остро проблема нецелесообразности ВПР ощущалась по математическим задачам, говорит преподаватель.

«Большинство задач в ВПР на логику. У нас по программам в начальных классах такие задания помечены звёздочкой и мы их решаем, если есть время изучить материал и основная тема пройдена. Потому что это задачи повышенной сложности. А там почти все задания такие, и дети в них просто тонут», – возмущается учитель.

Практика решения задач за детей не ускользнула от федеральных аналитиков и уже в этом году правила написания ВПР ужесточили настолько, что они стали очень сильно напоминать ЕГЭ.

«Не берегут детские нервы»

В 2021 году все классы будут писать ВПР по ужесточённым правилам. Детям и до этого было запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, калькуляторами, телефонами. А теперь и учителям нельзя подсказывать, если ребёнок испытывает затруднение, потому что на контрольных будут присутствовать представители специально сформированной комиссии и сами родители. Они должны следить, чтобы ученикам никто не помогал.

«Представляете, какие это нервы для детей? Если мы сами сильно переживаем. Ладно, старшие более стрессоустойчивы, потому что подросли, а маленьким вообще трудно, они заранее напрягаются, нервничают, боятся, не могут сосредоточиться на предмете, когда вокруг него столько контроля, столько давления», – говорит Надежда, председатель одного из родительских комитетов города Бийска.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

На работу даётся всего 45 минут. За это время ребёнок должен решить все задания, за каждый правильный ответ – определённое количество баллов. Количество итоговых баллов зависит от предмета, по которому пишется ВПР. Учителя говорят, что проверочные занимают не один урок и дети на несколько дней выпадают из привычного учебного процесса, всё это время они живут в напряжении и после долго восстанавливаются.

Однако Минобр Алтайского края не согласен с тем, что дети слишком сильно перенапрягаются.

«Проверочные работы и так проводятся для выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировке до итоговой аттестации, как и итоговые контрольные работы по предмету. ВПР проводят в рамках рабочей программы по предмету, соответствующей ФГОС. Поэтому они не являются дополнительной нагрузкой на школу и учащихся», – пояснили в ведомстве.

Учителя же подчёркивают, что для анализа работ детей приходится делать очень много дополнительной бумажной работы, которая не оплачивается. Эти отчёты отправляют федералам, но в самой школе никакого веса они не имеют и ни на что не влияют.

«Если честно, мы, педагоги, до сих пор до конца не понимаем, зачем вообще нужны ВПР. Потому что задания в них странные, времени и волокиты на анализ уходит море, что отвлекает от всего учебного процесса и родителей, и детей, и нас самих. Отчитываемся только Москве, нам за это не платят, баллы не добавляют, детям оценки не полагаются. Для чего такие нервы – неясно», – признался amic.ru анонимный учитель.

Петиция родителей и выпускников

По факту, ВПР – обязательная мера. Однако в той же Москве некоторые школы настолько воспротивились срезу знаний, что им удалось добиться разрешения не писать проверочные. Вместо этого они проводят другие диагностики качества образования.

Провинциальным школам труднее отказаться: если приходит распоряжение от Минобра, они обязаны его выполнять. Но здесь на помощь приходят родительские комитеты. Родители как никто другой заинтересованы в отмене ВПР, потому что учителя перепоручают подготовку к проверочным им.

«У нас работа, домашние дела, обычные уроки, ещё и по несколько детей у многих. Когда нам садиться и прогонять с ребёнком программу специально для ВПР? Да, есть специальные методички, но не у всех родителей есть время сидеть с детьми, как и не у всех есть средства на репетиторов», – сказала Надежда, председатель родительского комитета одной из бийских школ.

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

В некоторых барнаульских и бийских школах родители уже создают петиции и собирают подписи на отказ от ВПР. Будет ли от этого результат и пойдут ли им навстречу в школе и в комитете по образованию муниципалитета, пока неизвестно.

Против ВПР выступают и одиннадцатиклассники. Они переживают, что эти проверочные работы нарушат их график подготовки к ЕГЭ и увеличат нагрузку. Поэтому в некоторых городах России школьники выпускных классов запустили в соцсетях флешмоб под хештегом #ВыпускникиПодписываютПетицию. Пока эти действия тоже не принесли видимых результатов и в этом году ВПР им точно придётся писать.

К слову, в 2021 году в Госдуме предложили вообще отменить ВПР. На сторону школьников, родителей и учителей встала депутат Елена Строкова.

«Проверочные работы стали механическим тестированием, не подходящим для среза знаний обучающихся, дающим дополнительную нагрузку как на педагогов, так и на школьников», – цитируют Строкову на сайте 4vpr.ru.

Будут ли услышаны множественные протесты, станет понятно только в 2021-2022 учебном году, но пока Министерство образования не планирует отменять срезы знаний.

Как проходит ВПР в этом году в Алтайском крае?

Выявлен впр что такое. Смотреть фото Выявлен впр что такое. Смотреть картинку Выявлен впр что такое. Картинка про Выявлен впр что такое. Фото Выявлен впр что такое

Первые контрольные школьники уже написали. По данным Минобра Алтайского края, ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме (то есть по установленным министерством датам), для учеников 11-х классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определяют самостоятельно в рамках обозначенного времени.

Началось проведение ВПР с проверочных работ для 11-х классов по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому). Период написания контрольных длится с 1 по 26 марта. При этом ВПР по географии школы могут провести для обучающихся 11-х или 10-х классов в зависимости от своего учебного плана.

С 15 марта по 21 мая проходят ВПР для 4-х классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5-х классов (русский язык, математика, история, биология), 6-х и 8-х классов (русский язык и математика), 7-х классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика).

Учащиеся 7-х классов с 1 апреля по 21 мая будут писать ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *