Вывоз на оро что это
Передача отходов в ОРО, не указанный в документе об утверждении НООЛР: сколько платим за НВОС?
Ключевые вопросы
Как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, не указанном в данном документе?
Применяется ли в таком случае 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС?
Смоделируем ситуацию. У хозяйствующего субъекта имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), которым предусмотрено, что определенное количество образуемых отходов может размещаться на объекте размещения отходов «А».
В силу различных обстоятельств природопользователь намерен (или вынужден) передавать отходы на размещение на объекте размещения отходов «Б».
Как должен повести себя в такой ситуации хозяйствующий субъект? Ответ очевиден — переоформить документ об утверждении НООЛР в части замены объекта размещения отходов «А» на объект размещения отходов «Б».
Тем не менее на практике нередки случаи, когда над этим вопросом природопользователь задумывается уже после передачи отходов для размещения в объекте, не указанном в разрешительной документации.
При этом, как известно:
1. Лицом, обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), является лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы.
2. Размещение отходов должно осуществляться в соответствии с утвержденными лимитами на размещение отходов.
3. Размер платы за размещение отходов зависит в том числе от того, имеются ли у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) утвержденные лимиты на размещение отходов.
Однако как определить, имеются ли у субъекта платы за НВОС утвержденные лимиты на размещение отходов в контексте смоделированной ситуации? Ведь в документе об утверждении НООЛР лимиты на размещение отходов «привязаны» к конкретному объекту размещения отходов (далее — ОРО).
Справедливости ради отметим, что решение данного вопроса зависит от выбора одной из двух теорий.
Теория 1
Теория основана на том, что лимитом на размещение отходов является предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в ОРО.
При этом сторонники данной теории отталкиваются от определения понятия «лимит на размещение отходов», предусмотренного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), и считают, что смысловое ударение в приведенном утверждении необходимо ставить именно на «количество отходов», в то время как место размещения отходов (т.е. ОРО) с точки зрения соблюдения лимитов на размещение отходов не имеет никакого значения.
Такой подход позволил его приверженцам сформулировать вывод: в каком бы ОРО ни были размещены образованные отходы, главное, чтобы не были превышены предельные количественные показатели допустимого размещения отходов, установленные документом об утверждении НООЛР.
Теория 2
Теория основана на том, что лимит на размещение отходов характеризуется не только количественным показателем, но неразрывно связан с ОРО, в котором соответствующее количество отходов допускается размещать, т.к. лимит на размещение отходов устанавливается как предельно допустимое количество отхода конкретного вида, направляемого на размещение в конкретный ОРО.
Такой подход основан не только на определении понятия «лимит на размещение отходов», установленном ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, но и на положениях Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
Сторонники данной теории полагают, что для решения вопроса, размещены ли отходы в соответствии с лимитами на их размещение, необходимо определить:
1) какое количество отходов направлено для размещения; не превышает ли это количество установленные в документе об утверждении НООЛР предельно допустимые количества отходов конкретного вида;
2) в какой ОРО отходы направлены для размещения; совпадает ли ОРО с тем объектом, который указан в документе об утверждении НООЛР?
При этом в случае, если ОРО совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, но превышены количественные показатели лимитов на размещение отходов, имеет место сверхлимитное размещение отходов.
В свою очередь, если количественные показатели лимитов на размещение отходов не превышены, но ОРО, в который направлены отходы, не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, имеет место размещение отходов в отсутствие разрешительной документации.
Далее обратимся к определению размера платы за НВОС в части размещения отходов в ситуации, когда отходы размещены в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР.
Специалистов экологических служб в подобном случае всегда интересует, подлежит ли применению при исчислении платы за размещение отходов 5-кратный повышающий коэффициент, как при размещении отходов в отсутствие разрешительной документации?
Вспомним Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013; далее — Порядок):
Извлечение
из Порядка
[…]
5. Плата за сверхлимитное загрязнение[1] окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
[…]
Казалось бы, положение донельзя понятно:
1) документ об утверждении НООЛР (действующий) в наличии (и при этом лимиты на размещение отходов не превышены) — нет оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов;
2) документ об утверждении НООЛР отсутствует — есть основания для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов.
Однако дискуссия между администратором и плательщиком платы за НВОС разворачивается именно вокруг вопроса о том, как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, который не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР.
При этом в основании дискуссии как раз и лежат обозначенные выше «теории» о том, что является лимитом на размещение отходов.
Нетрудно догадаться, приверженцами какой теории, как правило, выступают субъекты платы за размещение отходов. Разумеется, в большинстве случаев они стоят на идее «были бы лимиты (как количества отходов, допустимые к размещению), а в каком ОРО отходы размещены — не важно».
Принципиально иную позицию занимает администратор платы за НВОС (Росприроднадзор): отходы считаются размещенными в соответствии с разрешительной документацией (т.е. в соответствии с документом об утверждении НООЛР и утвержденными лимитами на размещение отходов) только тогда, когда они размещены в определенном количестве (без превышения) в определенном ОРО.
В свою очередь, арбитражные суды в данном споре чаще поддерживают администратора платы за НВОС, что значительно увеличивает экономический риск хозяйствующих субъектов, связанный с размещением отходов в ОРО, не указанном в документе об утверждении НООЛР (помимо экономического риска не стоит забывать и о риске привлечения к административной ответственности).
По мнению Центра правовой экологии, вопрос, применяется ли при исчислении платы за размещение отходов в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР, 5-кратный повышающий коэффициент, требует утвердительного ответа: да, в такой ситуации при исчислении платы за размещение отходов применяется 5-кратный повышающий коэффициент.
В свою очередь, на вопрос, как хозяйствующему субъекту избежать внесения сверхлимитной платы за размещение отходов, ответим: обеспечить своевременное переоформление документа об утверждении НООЛР («своевременное» — значит «до передачи отходов на другой ОРО») по основанию «изменение данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения».
Как вывести из эксплуатации объект размещения отходов
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, как вывести из эксплуатации объект размещения отходов?
Ответ:
Единых требований к порядку вывода из эксплуатации объекта размещения отходов (ОРО) на сегодняшний день нет.
Для вывода из эксплуатации ОРО необходимо:
1) Разработать:
• проект вывода из эксплуатации ОРО, предусматривающий процедуру консервации или ликвидации такого объекта;
• проект рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении отходов (в случае ликвидации объекта размещения отходов).
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 87.
2) Представить выше указанные проекты на государственную экологическую экспертизу.
Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе»).
3) Прекратить фактическую эксплуатацию объекта размещения отходов.
4) Исключить ОРО из ГРОРО.
Согласно п. 6 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
На основании Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России 792 ведение ГРОРО осуществляет Росприроднадзор.
Исключение ОРО из ГРОРО осуществляется в случае (п. 22 Порядка):
— получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Таким образом, для исключения ОРО из ГРОРО необходимо направить заявление о прекращении эксплуатации ОРО в Росприроднадзор в уведомительном порядке.
К сведению, образец такого заявления законодательно не утвержден, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.
5) Провести процедуру снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 11, 12 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации.
6) Представить в территориальный орган Росприроднадзора:
• заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, оформленное в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
• оригинал действующей лицензии по обращению с отходами.
7) Контролировать состояние ОРО и его воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 4 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8) Провести рекультивацию ОРО.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.
В пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:
А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).
В реестр ОРО (п. 17) не включаются:
Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.
Приказ Росприроднадзора от 31.12.2019 N 953 (ред. от 28.07.2020) «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»
Решение вопроса хранения и утилизации промышленных и бытовых отходов – важнейшая задача природоохранного законодательства РФ. Для выполнения этой задачи 1 августа 2014 года в силу вступил Приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», который установил новые правила хранения и захоронения отходов различного класса опасности.
В соответствии с этим приказом устанавливаются такие правовые понятия, как федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Что такое ОРО и ГРОРО?
Под аббревиатурой ОРО понимают любые объекты размещения бытовых и промышленных отходов. При этом законодательство РФ ведет контроль всех ОРО, находящихся в эксплуатации, что необходимо для сохранения благоприятных экологических условий и недопущения загрязнения окружающей среды. Санкционированные ОРО могут заключать официальные договора с промышленными и жилищно-коммунальными предприятиями на принятие отходов, с целью их дальнейшего хранения или захоронения. Несанкционированные ОРО называют навалами мусора или свалками. Вывоз мусора или сбрасывание промышленных отходов в законодательно не установленном для этого месте считается нарушением закона.
Для законной и безопасной эксплуатации ОРО они должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства. Официальным подтверждением такого соответствия является внесение ОРО в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Внесение объекта размещения отходов в государственный реестр регламентируется Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» и Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». Согласно этим законодательным актам любая форма размещения отходов в местах, не внесенных в ГРОРО, считается незаконной и является административным правонарушением.
Кому необходимо включение объектов размещения отходов в ГРОРО?
Внести объект размещения отходов в ГРОРО и вести деятельность по хранению и захоронению отходов различного класса опасности, в соответствии с действующим законодательством могут предприятия, юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом юридическое или физическое лицо, подающее заявление на внесение объекта ОРО в ГРОРО обязательно должно иметь лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности. Это регламентируется Федеральным Законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Регистрация в ГРОРО
Самая большая сложность занесения полигона в ГРОРО состоит в его организации с соблюдением всех норм размещения отходов. К каждому виду (бытовые, промышленные, бытовые, медицинские и другие отходы) предъявляются индивидуальные требования, зависящие от многих факторов, в особенности от процентной массы загрязняющих веществ.
Номер объекта размещения отходов в ГРОРО — расшифровка
Процесс занесения ОРО в реестр состоит из следующих шагов:
Зачем нужно вносить ОРО в государственный реестр?
Ведение надзорной деятельности и государственная регистрация всех объектов размещения отходов, расположенных на территории страны, необходимы для реализации таких задач природоохранного контроля:
Надзорная функция над любыми видами деятельности, связанной с обращением отходов, возлагается на Минприроды России и на территориальные отделения Росприроднадзора.
Недопустимые места для захоронения отходов
Объектами размещения отходов, недопустимыми к эксплуатации, считаются любые свалки, навалы мусора и захоронения, незарегистрированные в ГРОРО. При этом узнать, внесен ли объект в государственный реестр, может каждый гражданин Российской Федерации, зайдя на официальный сайт Росприроднадзора.
В соответствии с п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792, недопустимыми к включению в ГРОРО считаются следующие объекты размещения отходов:
Важно отметить, что включение объекта в ГРОРО дает юридическому лицу или частному предпринимателю, законное право для осуществления деятельности по хранению и захоронению отходов I–IV классов опасности. Хранением называют временное содержание отходов, до момента их последующего захоронения, обезвреживания или переработки. Под термином «захоронение» понимают окончательную изоляцию отходов в специальных, предназначенных и обустроенных для этого хранилищах.
Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» также устанавливается ряд ограничений на захоронение отходов. Недопустимыми считаются объекты размещения отходов, расположенные в таких местах:
Надзорные органы регулярно обнаруживают несанкционированные свалки и навалы мусора, а также захоронения отходов в черте городов и поселков. Исходя из этого, главная задача Росприроднадзора – выявление таких нарушений законодательства и устранение риска загрязнения окружающей среды.
Места, недопустимые для захоронения
Размещение отходов возможно не везде, а только в специально отведённых местах, удалённых от населённых пунктов и других важных зон, таких как:
Количество мест размещения отходов
Контроль надлежащего соблюдения «Закона об отходах» посредством постоянных тщательных проверок осуществляется российским Министерством природы и территориальными его комитетами. При выявлении серьёзных нарушений возможно исключение зарегистрированного ранее полигона из государственного реестра.
Видео по теме: Наилучшие технологии утилизации отходов в России
Виды и правила обращения с отходами, установленные Федеральным законом
Порядок уничтожения документов с истёкшим сроком хранения
Получение лицензии на металлолом
Этапы включения объектов размещения отходов в ГРОРО
Процедура внесения ОРО в ГРОРО строго регламентируется Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». В соответствие с этим приказом, устанавливается такая последовательность этапов включения ОРО в ГРОРО:
С момента внесения ОРО в государственный реестр, объект может использоваться для размещения отходов I–IV классов опасности.
Принцип работы государственного реестра
Приказ № 49 Минприроды РФ
Приказом № 49 Минприроды РФ (от 25.02.2010) для урегулирования ситуации с размещением отходов создан документ «Правила», регламентирующий хранение использованного сырья, в соответствии с которым должна осуществляться инвентаризация полигонов. Только после прохождения данной процедуры и предоставления всех необходимых сведений возможна регистрация объектов в ГРОРО, информационная база которого и складывается на основе сведений пройденной инвентаризации.
Компании и отдельные лица, деятельность которых завязана на ОРО (объектах размещения отходов), должны направить их характеристики, установленные по результатам инвентаризации в местный отдел Росприроднадзора. После чего в течение 10 дней предоставленный пакет документов будет направлен в Федеральную службу природопользования.
Сведения, необходимые для регистрации
Перечень запрашиваемых данных:
Сведения об объектах захоронения отходов приказа МПР № 49
После получения документов ответственные лица в течение 15 дней проводят их детальный анализ, присваивают объекту регистрационный номер хранения или захоронения отходов в реестре определённого формата, под которым он будет далее в нём числиться. В регистрационном номере через дефис учтены номер региона, количественная характеристика ОРО, его назначение (Х, З или ХЗ), номер приказа о внесении в реестр и его дата. Данная процедура не предусматривает оплаты каких-либо пошлин и сборов.
Если в процессе проверки сотрудниками обнаруживаются какие-то ошибки и несоответствия, то направивший их организатор получает письмо с перечислением недочётов для их устранения. Обновление данных о новых разрешённых местах расположения отходов в ГРОРО на сайте Росприроднадзора происходят не реже, чем раз в 30 дней.
Как мы работаем?
Мероприятие | Описание |
Разработка проектной документации и проведение экологической экспертизы | Специалисты помогут грамотно провести разработку проектной документации, в том числе и разделов, посвященных охране окружающей среды. На основании этих документов, наши сотрудники помогут получить положительное решение экологической экспертизы и разрешение на обустройство объекта размещения отходов. |
Помощь при получении лицензии | Лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением отходов, выдается территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с Федеральным Законом №99«О лицензировании отдельных видов деятельности». |
Подготовка документов для обращения в органы Росприроднадзора | На этом этапе наши специалисты проведут инвентаризацию и анализ всех документов, необходимых для внесения ОРО в государственный реестр. Недостающие документальные свидетельства будут получены, после чего наши сотрудники составят заявление в Росприроднадзор. |
Получение решения Росприроднадзора или доработка документов | Если по результатам рассмотрения предоставленного пакета документов территориальная комиссия Росприроднадзора примет решение о необходимости доработки, наши сотрудники проведут все необходимые мероприятия и внесут изменения в документы. |
Как попасть в реестр
С тем чтобы объект, эксплуатируемый предпринимателем, был занесен в ГРОРО, необходимо:
Полезная информация! Характеристика природоохранного сооружения должна составляться сразу в двух экземплярах: для предпринимателя и органа Росприроднадзора. В последнем случае к месту назначения документ отправляется простой или электронной почтой.
В качестве информационных источников при инвентаризации, проводящейся не менее 1 раза в пятилетний период, служат:
Образец заявления для Росприроднадзора о занесении ОРО в реестр предприниматель может скачать в Интернете. Кроме того, заявление должно быть дополнено лицензией, разрешающей вести работу по хранению/захоронению отходов первых четырех классов опасности, характеристикой объекта, проектом его строительства и заключением о соответствии экологическим требованиям. Обычно требуется предоставить весь пакет документов на бумажных и электронных носителях (в виде сканов).
После передачи ИП или юридическим лицом необходимой документации в соответствующий орган процедура внесения используемого полигона и пр. в ГРОРО осуществляется по описанной ранее схеме (см. Принцип работы реестра).
Незаконные способы попадания в реестр
Внесение объекта в реестр полигонов ТБО или других видов отходов – непростое дело, требующее от предпринимателя знаний законодательства, а также больших затрат сил и времени. Поэтому некоторые лица пытаются обойти закон, используя разные ухищренные способы, например:
Обойти закон можно, но нельзя обмануть природу. Ее реакция на массу выбрасываемых вредных отходов не заставит человечество долго ждать.
Стоимость
Стоимость услуги по внесению объекта размещения отходов в государственный реестр в нашей компании стартует от 15 тысяч рублей. Эта цена предполагает получение профессиональных услуг специалистов, гарантирующих такие преимущества сотрудничества:
Необходимые документы
Для внесения объекта размещения отходов в государственный реестр, в территориальные органы Росприроднадзора необходимо предоставить такой пакет документальных свидетельств:
Перечень документов, регламентирующих деятельность
Особенности процедуры
Важная особенность процедуры включения объектов размещения отходов в ГРОРО заключается в том, что перед принятием окончательного решения, органы Росприроднадзора внимательно изучают не только документы, представленные заказчиком, но и данные о субъекте хозяйственной деятельности и историю ОРО. Данные сотрудники Росприроднадзора получают из государственных баз и реестров. В связи с этим предоставлять неправдивую и недостоверную информацию в государственные органы категорически нельзя.
Зачем природопользователю нужен ГРОРО?
Дело в том, что согласно п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, т.е. передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными. Виновные лица будут привлечены к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Штраф для юридических лиц от 100 до 250 тыс.руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для индивидуальных предпринимателей штраф от 30 до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если Вы передаете отходы на полигон, не включённый в ГРОРО, то это не только проблема полигона, но и Ваша. Возможно, удастся выстроить обоснованное объяснение того, что на Вас вины нет, а виновен только владелец полигона, не подавший во время заявку на включение в ГРОРО, но из последних разъяснений Росприроднадзора позиция власти такая: виноваты все, в том числе и хозяйствующие субъекты, передающие отходы на размещение.
Кроме того, Вам могут отказать в согласовании проекта НООЛР из-за того, что в проекте будет указано размещение или передача отходов на ОРО, не внесенные в ГРОРО, даже если нет другой альтернативы. Следовательно, Вы будите платить в пятикратном размере из прибыли предприятия, т.к. сверхлимитные платежи не уменьшают базу по налогу на прибыль.
Поэтому внимательно изучайте договор на размещение отходов. Если у Вас договор на вывоз отходов, то возьмите от перевозчика официальное письмо, в котором должно быть указано конечное место размещения отходов. Потребуйте копию договора между перевозчиком и полигоном, куда он вывозит отходы. Проверьте наличие данного объекта размещения отходов в ГРОРО.
Штрафы и ответственность
Как уже упоминалось выше, в соответствии с Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» категорически запрещено размещать отходы на объектах, которые не внесены в государственный реестр. Нарушение этого закона карается Административным кодексом правонарушений статьей 8.2. В соответствии с этой статьей размещение отходов в недопустимых местах грозит индивидуальному предпринимателю штрафом от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридического лица наказание увеличивается до суммы от 100 до 250 тысяч рублей, а также штраф может быть дополнен приостановкой деятельности сроком на 90 дней.
Важно понимать, что в случае размещения отходов на несанкционированных площадках, ответственность понесет не только компания или лицо, эксплуатирующая незарегистрированный ОРО, но и тот, кто передает эти отходы для незаконной свалки. В связи с этим, выбирая компанию и полигон для хранения и захоронения отходов, следует предварительно просмотреть перечень зарегистрированных в государственном реестре ОРО.
проведет все этапы включения объекта размещения отходов в ГРОРО быстро, эффективно и недорого.
Процесс инвентаризации и паспортизации
Без проведения инвентаризации в соответствии с «Правилами», созданными государством для регулировки обозначенного процесса, ни один полигон не может претендовать на регистрацию его в ГРОРО. Суть инвентаризации заключается в проверке ОРО на соблюдение норм и обеспечения безопасности размещения отходов, их классификации, выявлении степени опасности и негативного влияния на среду.
Учет объектов размещения отходов
Правила инвентаризации не распространяются на места размещения отходов следующих типов:
Правила инвентаризации объектов размещения отходов
Инвентаризация должна проводиться не реже одного раза за 5 лет. В процессе потребуется предоставить все имеющееся у организатора документы:
Приказ № 792 Минприроды РФ
Все обозначенные выше регламенты и стали основой для создания государственного реестра ОРО, действующего с лета 2014 года.