Выставочная экспозиция что это

Что такое экспозиции, их виды

Музейные предметы называются экспонатами. Их выставляют в экспозициях на всеобщее обозрение. Все части экспозиций всегда связаны между собой, объединяются в тематическую структуру. Последние, в свою очередь, делятся на экспозиционные комплексы. Такая экспозиция – это предметы, которые связаны между собой по определенным признакам, содержанию, тематике. Они составляют задуманное смысловое и зрительное единство.

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Современные представления определяет музейная композиция. Это научно обоснованная и целенаправленная демонстрация предметов музея. Она снабжена комментариями, оформлена художественно и тематически. Музейные композиции создают характерный музейный образ общественных и природных явлений.

Музеи создают как постоянные, так и временные экспозиции – выставки (фондовые, отчетные, тематические).

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Организация выставок является одной из главных составных частей экспозиционной работы музея. Эти мероприятия повышают свою доступность и общественное значение музейного фонда. Выставки вводят в культурный и научный оборот памятники частных собраний, расширяют географию своего действия. Сегодня активно расширяется международный обмен выставками. Они способствуют обмену различными культурными богатствами.

Что представляют собой композиции

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Современное музееведение выделяет несколько методов экспонирования:

Становление ландшафтного метода

Всемирная выставка промышленного характера 1851 года в Лондоне сыграла большую роль в становлении метода. Здесь были продемонстрированы самые первые биологические группы животной жизни, созданные немецким ученым Плоцкетом. Позже биогруппы стали все чаще включать в систематические композиции Британского музея истории. Интересно, что все они создавались на основе документов.

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Например, для птичьих групп собирались почва и растения только с одного места. Все листочки и цветочки с точностью имитировались из воска и располагались на высушенной почве так, как они росли в природе.

В прошлом веке в практику научных музеев вошли диорамы и панорамы, которые стали характерным приемом в ландшафтном методе.

Тематическая композиция

Экспозиция, которая раскрывает определенную тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражает события или явления, называют тематической.

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Все вышеперечисленные методы экспонирования легко интегрируются. Тематическая выставка может иметь элементы как ансамбля, так систематической композиции. Систематическая может включать ландшафтную и ансамблевую композицию. Метод экспонирования зависит от профиля музея, специфики коллекций, темы и цели создающейся экспозиции, а также размеров площадей, на которых будет представлена экспозиция.

Что входит в основу экспозиций:

Основные понятия экспозиций

Слепки, репродукции и копии создаются так, чтобы они точно соответствовали оригиналу. Реплика изобразительного искусства – авторская копия, которая отличается от оригинала по размеру или отдельной деталью изображения.

Репродукция – копия живописного, фотографического или графического изображения, которое сделано печатным способом. Обычно она бывает в уменьшенном или увеличенном размере.

Слепки точно передают подлинники произведений искусства.

Муляжи воспроизводят форму, размеры, цвета и фактуры исходных материалов.

Новоделы создаются при утрате памятников культуры. Выполняется из того же материала, тех же цветов и размеров.

Макеты – объемные воспроизведения внешнего вида объекта, который воссоздается в заданном масштабе, где допускаются определенные условности.

Модельная экспозиция – это воспроизведение предметов с сохранением конструктивных принципов и фактур оригиналов. Ее создают в тех случаях, когда необходимо изменить масштаб предметов.

Голограмма создается записью изображения предмета на чувствительную пластину или пленку при помощи лазерной техники. Поэтому голограммная экспозиция – это оптическая объемная копия реального объекта.

Любая экспозиция выставки обязательно включает в себя тексты. Содержание должно быть ясным, лаконичным и понятным всем посетителям всех категорий. Тексты делятся на указательные, этикетаж, пояснительные, ведущие и заглавные.

Создание музейной экспозиции

Создание экспозиции является сложным исследовательским, производно-техническим и творческим процессом. Он требует больших усилий ученых, художников, дизайнеров и инженеров. Музейная экспозиция нуждается в обязательной предварительной разработке научного содержания, технического оснащения и архитектурно-художественного решения.

Основными частями экспозиционного проектирования являются:

На втором этапе разрабатывают расширенную тематическую структуру, на третьем – тематико-экспозиционный план. Его суть состоит в отражении конкретного состава экспозиционного материала со всеми их научными характеристиками.

Музейный художник

Художник в музее переводит научное содержание экспозиции на словесный, образный язык. Его задачи сходны с театральным режиссером.

Факторы художественного проектирования

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Завершающим штрихом художественного проектирования является разработка рабочего и технического процесса. Он включает в себя авторские разработки оборудования, монтажные листы, освещение и крепление экспонатов, вентиляцию и сигнализацию.

Вместе с руководством музея художник готовится к торжественному открытию, или вернисажу. На вставке может произойти и распродажа экспозиции.

Источник

Экспозиция выставки

Экспозиция выставки – это расположение продукции компании согласно определенной системе. Грамотное оформление выставочного стенда является одной из главных задач экспонента. Стенд является местом расположения экспонатов, здесь же будет работать персонал выставки и встречи с посетителями.

ЦВК «Экспоцентр» проводит масштабные выставки, участие в которых престижно для всех компаний-участников. Оформление экспозиции выставки имеет очень важное значение. Первоначально стоит определить, в каком месте будет расположен стенд, кто будет заниматься его изготовлением и сборкой. Компания может обратиться к организаторам выставок непосредственно в «Экспоцентре», а может решить этот вопрос через стороннюю фирму, занимающуюся изготовлением стендов. Так или иначе, но фирма-участник должна заблаговременно предоставить в выставочную компанию подробный план размещения стендов и коммуникаций.

Часто выставочная компания размещает общий стенд, на котором имеется информация о каждом участнике мероприятия. Помимо общих данных, сферы деятельности и выпускаемой продукции такой стенд содержит информацию об основных достижениях фирм, их главных преимуществах. На таком стенде каждой компании уделено особенное место. К его оформлению стоит подойти особенно тщательно. Информация должна заинтересовать посетителей, привлечь их внимание.

Для того чтобы выставка прошла наиболее успешно, необходимо грамотно оформить экспозицию. Компаниям-новичкам часто это дается с большим трудом, так как подготовка подобного мероприятия требует определенных знаний и навыков. Главное условие успеха – это разноплановость экспозиции. Выставочный стенд должен привлекать внимание как издалека, так и при ближайшем рассмотрении. С дальнего расстояние экспозиция должна привлечь внимание посетителя ярким оригинальным элементом. Вблизи клиенты должны увидеть единую, логически выстроенную композицию, состоящую из экспонатов и информации о компании.

Расположение выставочных стендов

Расположение стенда – это одна из главных составляющих успешной для компании выставки. Этот вопрос должен быть решен в период подготовки к выставке. Местоположение стенда влияет на то, какой тип посетителей желает привлечь компания. Если основная часть клиентов была приглашена заранее, то нет смысла размещать стенд в проходе с большим потоком посетителей. Если же компания ставит целью привлечь как можно больше клиентов именно на выставке, то стенд нужно разместить в наиболее оживленном месте: возле главного входа или в местах главных проходов.

Если выбрана линейная конфигурация стенда, то стоит спроектировать его с максимальной длиной по фронту. Если же планируется вход посетителей внутрь стенда, например, для переговоров, то стоит позаботиться о достаточной его глубине.

По своей конфигурации стенды бывают четырех видов:

Чаще всего наиболее выгодные места у главных проходов получают крупные компании либо те фирмы, которые подали заявку на участие в выставке раньше остальных. Часто за лучшее местоположение стенда взимается дополнительная плата. Выбирая место для стенда, целесообразно заранее ознакомиться с тем, где будут располагаться экспозиции конкурентов и лидирующих в данной отрасли компаний. Размер стенда зависит от того, на какой сегмент посетителей рассчитывает компания: на элитных клиентов, средний или эконом-класс.

Составляя макет стенда, стоит помнить и о том, что на одну компанию-участника приходится определенная выставочная площадь. В среднем она составляет 5 кв. метров. Поэтому экспозиция выставки должна быть организована таким образом, чтобы места хватало и экспонатам, и персоналу, и посетителям.

Оформление стендов на экспозиции

Перед тем, как начать составлять макет стенда, необходимо подобрать экспонаты. Для того чтобы сделать это наиболее грамотно, нужно определить, на какие категории посетителей нацелена выставка и что лучше им продемонстрировать, чтобы достичь поставленных целей. Среди возможных клиентов могут быть частные лица, корпоративные потребители и дилеры.

При выборе экспонатов необходимо следовать основным правилам:

Следующим этапом является оформление самих стендов. В первую очередь необходимо определиться, какой тип стендов подойдет компании: стандартный или эксклюзивный. Стандартные стенды однотипны, может варьироваться лишь их размер. Среди расцветок и конфигураций предлагается лишь типовой вариант, не имеющий альтернатив. Для компаний-новичков стандартный стенд станет оптимальным вариантом, не требующим больших финансовых вложений.

Эксклюзивные стенды больше подойдут крупным компаниям, регулярно участвующим в выставочных мероприятиях. Такие стенды изготавливают по специальным макетам с использованием широкого спектра материалов и графики. Эксклюзивный стенд отражает специфику деятельности компании, очень хорошо привлекает внимание.

Экспозиция выставки должна занимать не больше 50% от общей площади стенда. Остальное место отводится под работу персонала и переговоры с посетителями. Работники выставки не должны загораживать экспонаты, их должно быть хорошо видно со всех возможных ракурсов. Лучшее место на стенде стоит оставить под наиболее важные экспонаты – новинки, лидеры продаж и т. д. Текстовая и графическая информация должна быть размещена над или сбоку от экспонатов таким образом, чтобы она хорошо воспринималась визуально.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

Источник

Экспозиция

Полезное

Смотреть что такое «Экспозиция» в других словарях:

экспозиция — и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭКСПОЗИЦИЯ — (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ, экспозиции, жен. (лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. предметов,… … Толковый словарь Ушакова

экспозиция — размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Экспозиция — (от лат. expositio выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических… … Художественная энциклопедия

ЭКСПОЗИЦИЯ — (1) фотографическая количество освещения, сообщаемое светочувствительному материалу при фото и киносъёмке млн. печати; величина экспозиций определяется (см.); (2) Э. энергетическая энергия излучения, приходящаяся на единицу площади поверхности… … Большая политехническая энциклопедия

Экспозиция — (от лат. expositio изложение, описание) внешняя, полуколичественная и количественная оценка концентрации, частоты и продолжительности воздействия вещества на организм. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… … Экологический словарь

экспозиция — Процесс, при котором излучение регистрируется на системе получения изображения. [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] экспозиция Параметр … Справочник технического переводчика

экспозиция — Ориентировка склонов гор и любых форм рельефа по отношению к странам света и к преобладающим воздушным течениям. Syn.: экспозиция склона … Словарь по географии

ЭКСПОЗИЦИЯ — (от латинского expositio изложение, описание), подбор и размещение экспонатов по определенному принципу (тематический, хронологический и т.п.) в музеях, на выставках … Современная энциклопедия

Источник

ЭКСПОЗИЦИЯ (выставка)

Смотреть что такое «ЭКСПОЗИЦИЯ (выставка)» в других словарях:

Экспозиция (выставка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экспозиция. Экспозиция основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых… … Википедия

Экспозиция — В Викисловаре есть статья «экспозиция» Экспозиция (лат. expositio выставл … Википедия

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) — международный выставочный комплекс, расположенный в Москве в районе Останкино. Суммарная площадь комплекса составляет 235 гектаров. ВДНХ была основана в 1939 году решением II Всесоюзного съезда колхозников ударников. Был создан Главный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЭКСПОЗИЦИЯ — (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

экспозиция — размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Выставка авангардистов в московском Манеже в 1962 году — 1 декабря 1962 года в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30 летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Часть работ выставки была представлена экспозицией Новая реальность – движением художников,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Выставка старинных фотоаппаратов — Связать? Частная постоянно действующая выставка экспозиция «Старинные фотоаппараты XX век». Публичный показ коллекции фотоаппаратов отечественного и импортного производства двадцатого века, а также приспособлений, фотографий, литературы. В… … Википедия

выставка — на выставку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выставка показ; бьеннале, вернисаж, передвижка, чемпионат, триеннале, салон, экспозиция, паноптикум Словарь русских… … Словарь синонимов

Выставка образцов трофейного вооружения (Москва) — Выставка образцов трофейного вооружения выставка трофеев, захваченных Красной армией в ходе Великой отечественной войны. Действовала в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в период с 22 июня 1943 года по 1 октября… … Википедия

экспозиция — и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ И ВЫСТАВКИ

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Экспозиция: определение. Проектирование экспо­зиции, этапы. Научное, архитектурно-художественное, техно-рабочее проектирование. Экспозиционные материалы. Экспозиционный комплекс. Принципы и методы построения экспозиций. Художник в экспозиции. Выставки.

Само становление музея как института общественной памяти было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспо­нированием. Хотя исторически экспозиция возникла и развивалась параллельно с коллекцией, элементы «протоэкспозиций» можно ус­мотреть в концептуализированном единстве интерьеров храмов, в аттрактивности выставок товаров на продажу, репрезентативности во­енных триумфов, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а за­тем оставляли на некоторое время для всеобщего обозрения военные трофеи, произведения искусства, захваченные у противника и т.п. Сво­еобразная мемориальная экспозиционность присутствовала в комп­лексах вещей, принадлежавших святым, выставляемых в средние века в храме в отдельном киоте. Репрезентативные «выставки» драгоцен­ной утвари в поставцах устраивали правители в дни приема важных гостей для демонстрации своего богатства и значительности.

Выставочная экспозиция что это. Смотреть фото Выставочная экспозиция что это. Смотреть картинку Выставочная экспозиция что это. Картинка про Выставочная экспозиция что это. Фото Выставочная экспозиция что это

Для глубокой современной разработки методологии экспозици­онной работы необходимо ясное понимание специфики средств, ко­торыми располагает музей для осуществления коммуникации.

Проектирование экспозиции— один из важнейших этапов му­зейного проектирования, включающий процесс разработки докумен­тации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией отраженного в документации замысла.

Приступая к проектированию экспозиции, коллектив музея дол­жен прежде всего определить для себя ряд параметров, задающих облик будущей экспозиции, учитывая, что она станет «лицом» музея на ближайшие 10-20 лет. Что следует в первую очередь решить кол­лективу музея?

Берет музей на себя основные работы по проектированию или нанимает стороннюю организацию? Сегодня есть крупные лабора­тории и мастерские, давно и профессионально занимающиеся про­ектированием музеев. Но многие музеи не только по финансовым соображениям предпочитают строить экспозицию своими силами: никто лучше музейного работника не знает и не понимает свой му­зей, свою коллекцию, своего посетителя. Создание временных науч­ных и творческих коллективов, включающих сотрудников музея и приглашенных специалистов, помогает решить эту проблему.

Будет реэкспозиция проходить с закрытием музея или музей бу­дет продолжать принимать посетителей, действуя в условиях час­тично открытой экспозиции или системы временных выставок? Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Безусловно, под­готовка новой экспозиции пройдет гораздо легче, если музей закрыт для посетителей. Но часто это длительный период, посетитель «от­выкает» от музея, музей теряет своих старых искренних почитате­лей. Зато после торжественного открытия новой экспозиции ему почти наверняка обеспечен «взрыв» посещаемости. Таким путем шли Государственный Исторический музей и Государственный музей А.С. Пушкина в Москве при создании своих экспозиций в 1990-е годы.

Напротив, постепенная реэкспозиция создает немало сложнос­тей для реставраторов, экспозиционеров, администрации, но дает музею возможность работать в стабильном, постоянном режиме, поддерживая интерес посетителей регулярным открытием новых частей экспозиции. Таким путем уже много лет идет коллектив му­зея-заповедника «Коломенское», именно так создавалась его экспо­зиция 1977-85 гг., так же проходит современная реэкспозиция.

В процессе проектирования экспозиции принято выделять в ка­честве составляющих научное, художественное, техническое и ра­бочее проектирование.

К 1970-м годам в музейной практике сформировалась последователь­ность производства проектных работ по созданию экспозиций и форма проектных документов. Вскоре эта практика получила подтверждение в соответствующих инструкциях Министерства культуры, в которых были закреплены в качестве обязательных основные этапы проектирования экспозиции и определены соответствующие им документы.

В общем виде намечается тематическая структура, определяю­щая последовательность экспозиционных тем и маршрут, ведущие экспонаты или комплексы. В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению, оборудованию, намеча­ется создание диорам, аудиовизуальных систем и т.п. Наконец, экс­позиционер определяет место задуманной экспозиции в системе эк­спозиций музея и среди экспозиций музея аналогичного профиля.

— наименование темы (подтемы);

— ведущий текст, оглавительный текст;

— аннотация (объяснительный текст) к комплексу;

— экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров, основных данных атрибуции, размеров);

— примечания, содержащие рекомендации по группировке экс­понатов и оформлению и т.п.

Значительные по объему тексты, как правило, даются в прило­жениях. К ТЭПу могут прилагаться также материалы для создания реконструкций, схем, диаграмм и других вспомогательных материа­лов.

Разумеется, эта структура может варьироваться в зависимости от характера экспозиции и особенностей экспозиционных материа­лов. В случае написания сценария в него переходит определенная часть информации из ТЭПа.

Отклонения от приведенной схемы в реальной музейной прак­тике появились сразу. Нередко они были связаны с тем, что многие экспозиции (а особенно выставки) создавались и создаются вообще без участия художника, все работы, вплоть до монтажа, проводятся самими экспозиционерами, что позволяет музею экономить нема­лые средства и строить выставки в кратчайшие сроки. Особенно это относится к систематическим и ансамблевым экспозициям, в кото­рых произвольность художественного образа сведена к минимуму, а научная сторона, напротив, играет важнейшую роль.

Однако именно там, где в основе работы над экспозицией лежит творческое сотрудничество, совместная деятельность научного со­трудника и художника, удается достичь оптимальных результатов. Подключение художника-единомышленника на самом раннем этапе становления экспозиционного замысла может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать научному сотрудни­ку неожиданные ходы, повороты не только в разработке тематичес­кой структуры, но и в самой концепции экспозиции.

Техническое и рабочее проектирование (технорабочее про­ектирование)экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами му­зея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материа­лов, осветительной аппаратуры и технических средств. И на этом этапе проектирования участие сотрудников музея, экспозиционеров, не просто желательно, но обязательно, так как только они обладают решающим словом при решении вопроса размещения экспонатов, могут проследить за тем, насколько отвечает оборудование требова­ниям сохранности музейных предметов.

Специальная техническая документация разрабатывается на си­стемы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуко­воспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автома­тической системой управления (аудиовизуальный показ).

Экспозиционные материалы.При проектировании экспозиции музейному работнику необходимо ясное понимание специфики средств, которыми располагает музей для осуществления коммуникации.

К экспозиционным материалам музееведы относят: музейные предметы, фото-, фоно- и киноматериалы, воспроизведения музей­ных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты и дру­гие формы комментариев.

Так, если ценность предмета связана, в первую очередь, с его информативностью, экспонирование должно сопровождаться достаточно развернутым комментарием. Иногда презентация единствен­ного предмета может разворачиваться в целое экспозиционное исследование, широко известным образцом которого является выставка Сургутского музея «Огниво Одина», ставшая победителем на Красно­ярских биеннале-1997. Едиственным подлинным экспонатом выстав­ки стала загадочная археологическая находка, а развернутый на ряде стендов умело и увлекательно составленный комментарий демонст­рировал разнообразие гипотез о ее происхождении, назначении, се­мантике и делал посетителя «соучастником» научного поиска.

Аттрактивность предмета воздействует на посетителя непосред­ственно, не требуя особых усилий со стороны участников музейной коммуникации. Будучи связана с внешними качествами, аттрактив­ность может сохраняться при воспроизведении музейного предме­та. Недостаточная аттрактивность, свойственная, в частности, боль­шинству письменных источников, может привести к тому, что важ­ный и интересный экспонат останется незамеченным большинством посетителей. Использование различных экспозиционных приемов и оборудования может повысить не только аттрактивность, но и эксп­рессивность предмета.

Экспрессивность музейного предмета наиболее тесно связана с его подлинностью. Замена экспоната, обладающего высокой степе­нью экспрессивности, на копию неминуемо приводит к утрате этого свойства.

Свойства предмета в экспозиции способны влиять друг на дру­га, и экспозиционер должен это учитывать. Так, раскрытие инфор­мационного потенциала музейного предмета может значительно по­высить его экспрессивность. Например, картина В. Ван-Гога «Ири­сы» сама по себе обладает очень высокой степенью аттрактивности и экспрессивности. Однако информация о том, что она была написа­на тяжело больным художником в один из самых тяжелых периодов его жизни в стенах психиатрической лечебницы, безусловно, повы­шает силу эмоционального воздействия на зрителя.

Экспонатами считают также воспроизведения музейных пред­метов и научно-вспомогательные материалы.

Исследователи подчеркивают определяющую роль подлинных музейных предметов в создании экспозиционного образа. Это же подтверждают социологи­ческие исследования воз­действия экспонатов-под­линников на посетителя. В разных экспозициях степень доминирования подлинных музейных предметов раз­лична. Наиболее высока она в художественных музеях, а также при экспонировании реликвий, уникумов, рарите­тов, мемориальных предме­тов. Замена этих предметов копиями невозможна.

Когда экспозиция со­ставлена в основном из типо­вых (стандартные промыш­ленные изделия, продукты серийного производства, ти­повые документы) или ти­пичных (являющихся харак­терной принадлежностью определенной эпохи) пред­метов, в отдельных случаях возможно введение в экспозицию воспро­изведений предметов отсутствующих, но чрезвычайно важных для вос­становления первоначальных связей предметов со средой. Рядовые пред­меты в своей совокупности дают возможность реконструкции эпохи, и иногда для этой реконструкции необходимы «докомпоновки», подоб­ные тем, которые делает реставратор для придания реставрируемому произведению экспозиционного вида. Но подобно тому, как реставра­тор выделяет докомпоновки, не стараясь выдать их за подлинные части предмета, экспозиционер, желая оставаться честным по отношению к посетителю, не стремится выдать копии за оригиналы. Зрелищность экспозиции не может достигаться за счет ее подлинности.

Для раскрытия информационного потенциала экспонатов ис­пользуются научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, таблицы и т.п. В современных экспозициях, в отличие от еще недавнего прошлого, сфера их использования заметно сокра­тилась. В ансамблевых, музейно-образных и образно-сюжетных эк­спозициях этот тип экспозиционных материалов практически никогда не применяется. Сейчас появился новый тип научно-вспомогатель­ных материалов на электронных носителях; компьютеры все чаще становятся принадлежностью музейных залов.

Сегодня текст в экспозиции совсем не обязательно существует в виде знаков, нанесенных на бумажный, картонный, металлический и другие подобные носители. Текст нередко живет в экспозиции как звуковое воспроизведение. Автогиды(механические экскурсоводы) в виде стационарных звуковоспроизводящих установок в залах и портативных индивидуальных устройств с наушниками для одиноч­ных посетителей присутствуют в экспозициях многих музеев. Они не заменяют полностью традиционных написанных текстов, но по­зволяют расширить возможности выбора посетителем того или ино­го канала получения информации. Звуковоспроизводящие устрой­ства особенно рекомендуются тем музеям, где в качестве важного фактора восприятия экспозиции выступает звук. Так, большинство литературных, музыкальных, театральных музеев используют зву­ковоспроизводящие устройства, так как без прослушивания стихов, музыки, голосов актеров значимая, существенная часть информаци­онного потенциала экспозиции не воспринимается. Звук в системе информации в экспозиции важен также с точки зрения учета интере­сов посетителей-инвалидов по зрению. Вообще, интересы людей с ограниченными возможностями еще очень слабо учитываются в рос­сийских музеях. За рубежом программы работы музеев с инвалида­ми существуют давно, у нас они только начинают разрабатываться; если интересы потенциальных посетителей-инвалидов уже учиты­ваются при разработке культурно-образовательных программ (спе­циально подготовленные экскурсоводы для работы с глухонемыми, арттерапия и др.), то такой учет интересов инвалидов при проектировании экспозиций (залы копий, слепков и других экспонатов для ощупывания, рассчитанных на слепых, пандусы и лифты для людей с болезнями опорно-двигательного аппарата и др.) появляются только в отдельных музеях. Все чаще предлагается посетителям современ­ных экспозиций также информация, заложенная в компьютер, и даю­щая возможность интерактивного общения (Дарвиновский музей в Москве, Музей археологии Москвы, Музей истории Петербурга и др.).

Перед большинством музеев стоит, в первую очередь, задача создания ясной, цельной, емкой, многоуровневой системы текстов, рассчитанной на разные категории посетителей и содействующей оптимизации коммуникативных свойств экспозиции. Прекрасным образцом может служить система текстов в экспозиции живописи в Михайловском замке (филиал Русского музея, Санкт-Петербург). Лаконичные и информативные, расположенные в строго выверен­ных точках залов на легких, прозрачных планшетах и пюпитрах, они самой отточенностью содержания и формы усиливают производи­мое экспозицией впечатление высокого профессионализма и особой «питерской» интеллигентности.

В образно-сюжетных экспозициях ведущие тексты относятся к средствам функционально-декоративного оформления и непосред­ственно входят в экспозиционный образ. Именно такую нагрузку несут оглавительные и ведущие тексты-цитаты («Рождение челове­ка», «Рождение гражданина», «Долой вашу религию», «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство») в экспозиции музея В. Маяковс­кого. Как рождается образ уже из самого начертания текста, нагляд­но демонстрирует надпись «Музей Маяковского» над входом. Сложность понимания рядовым посетителем образно-сюжетной экспози­ции (как правило, лишенной объяснительных текстов) преодолева­ется при помощи листовок с кратким комментарием. Желательно, чтобы этот комментарий имел литературную форму. По сути, он пред­ставляет собой адаптированный сценарий.

Все большее число даже вполне традиционных музеев стано­вится сегодня на путь вынесение части вербального комментария в листовки, буклеты, путеводители. Этому способствует распростра­нение компьютерной техники и «мини-типографий», позволяющих легко, быстро и дешево тиражировать необходимые материалы. Любой листочек с минимальной информацией, который посетитель унесет с собой из музея, способствует активизации посткоммуникативной фазы восприятия экспозиции, повышает уровень запомина­ния, позволяет впоследствии возвращаться мыслью к увиденному, служит рекламой музея для друзей и знакомых. Вообще не только текст, но любой сувенир, унесенный на память о музее, значительно усиливает сохранение положительных эмоций, и это следует учиты­вать создателям экспозиции. Разумеется, уровень исполнения таких «памятных знаков» не должен дискредитировать образ музея.

Для того, чтобы посетитель следовал по музею задуманным эк­спозиционерами маршрутом, применяют указатели. Простейшие примеры указательных текстов: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра на 2-м этаже» и т.п. Кроме текстов, указатели часто суще­ствуют в виде стрелок и других знаков и символов; главное, чтобы они были хорошо узнаваемы. Указатели особенно важны в музеях со сложной планировкой (например, в Эрмитаже даже постоянный посетитель музея не может ориентироваться без указателей, планов и схем). Однако в современных музеях художник нередко стремится построить экспозицию таким образом, чтобы сама пространствен­ная организация направляла посетителя по задуманному маршруту и диктовала последовательность осмотра. Иногда для этого исполь­зуются такие приемы, как обозначение маршрута приподнятым по­мостом, напольным покрытием, изображением на полу следов, стре­лок и др. знаков, световыми маркерами, создающими как бы «путеводную тропинку». В му­зее В.В. Маяковского в Москве сложнейшим об­разом выстроенная в мно­гоэтажном здании экспо­зиция сама ведет посети­теля.

В музеях со свободным перетеканием пространства и в музеях, имеющих экспо­зиции с необязательным маршрутом, указатели отсутствуют, и посетителю предоставляется возмож­ность более свободного вы­бора порядка восприятия. Например, в музее Искусст­ва народов Востока в Мос­кве, экспозиция которого строится не по хронологи­ческому принципу, но по культурам стран и народов, роль указателей мала, зато особенно важны оглавительные тексты.

Экспозиционный комплекс может состоять из однородных ма­териалов (вещевой комплекс, комплекс документов и др.), или вклю­чать разные типы музейных источников: вещевые, письменные, изобразительные, составляющие тематическое и визуальное единство. На этапе научного проектирования разрабатывается тематический ком­плекс(структурная единица тематической структуры и тематико-экспозиционного плана), который в экспозиции и воплощается в эк­спозиционный комплекс.

Экспозиционные комплексы можно классифицировать по видам: этнографический комплекс, мемориальный комплекс и др. Ансамб­левая экспозиция в виде отдельного комплекса также часто входит в состав тематической экспозиции. Сегодня в музеях все чаще прак­тикуется именно такое «смешение жанров». Часто экспозиция, по­строенная как ансамблевая, на самом деле является «скрытой» тема­тической. Характерным примером может служить экспозиция «го­родского интерьера» в Тотемском краеведческом музее: воспроизве­ден не столько уголок дома, который мог существовать на самом деле, но создан комплекс, в который нарочито (а не так, как они сочета­лись в реальной жизни) собраны вещи, раскрывающие существен­ные стороны жизни горожанки конца XIX века, рисующие ее образ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *