Высокая степень созависимых моделей что это

Зависимость, созависимость, контрзависимость

Высокая степень созависимых моделей что это. Смотреть фото Высокая степень созависимых моделей что это. Смотреть картинку Высокая степень созависимых моделей что это. Картинка про Высокая степень созависимых моделей что это. Фото Высокая степень созависимых моделей что это

Тема зависимых отношений очень большая, контента по этому направлению также достаточно много. В этой статье предлагаю разобраться в таких понятиях, как зависимость, созависимость, контрзависимость. Как психолог очно, или при работе по skype, может Вам помочь, если Вы у себя обнаружили признаки зависимого поведения, и это мешает Вам жить?

Состояние зависимости

Такие реакции формируются на фоне дефицитарности, то есть личности не хватает чего-то, и она получает это через другого человека или объект потребности. Чтобы компенсировать дефицитарность, возникает зависимость.

Например, у клиента что-то не получается, при этом можно найти человека, которого можно начать использовать, чтобы закрыть эту потребность. Разумеется, это происходит неосознанно, сам человек не отдает себе в этом отчета, не делает это специально.

Когда найден объект зависимости, происходит облегчение боли, изменяется качество жизни, человек становится живым, наполненным эмоциями. И речь идет не только о химических видах зависимости, а, в том числе, и эмоциональной зависимости от других людей.

Если боли было много, и объект зависимости «обезболил» очень хорошо, то к нему личность очень крепко привязывается. У каждого из нас много того, к чему мы привязываемся, однако важно осознавать этот процесс и учитывать, насколько мы способны контролировать его, и способны ли мы удовлетворять актуальную потребность с помощью альтернативных источников.

Например, способны ли мы отпустить своего партнера в ночной клуб, доверяя ему, или сделать самим тоже самое. Это не означает, что партнерам не интересно друг с другом, и даже не только о доверии идет речь, а важен аспект того, что возможно ли получить удовольствие от общения с другим человеком, не с конкретно этим партнером.

А если происходит стыковка личности с созависимостью, то мы перекладываем свою зависимость этой системе. Созависимость «говорит, что все стерпит, что ждала тебя». В итоге зависимый человек получает заботу. Человек считает, что, если его терпят, это значит, что его зависимость начинает развиваться, усиливаться. По сути, созависимым людям не нужна личность, а необходима эта зависимость.

Например, созависимой супруге необходима зависимость мужа, например, от алкоголя, чтобы о нем заботиться, а в последствии манипулировать им. Разумеется, она говорит всем вокруг и сама себе о том, что мечтает о том, чтобы муж перестал пить, но по сути, у нее нет опыта и понимания, как вести себя с личностью без актуальной зависимости.

Эмоциональная зависимость

Распространенным стереотипным представлением о зависимости является химическая зависимость. Однако, эмоциональная зависимость не менее сложная в проявлениях, и болезненная. При этом, посланием в данном случае к партнеру будет что-то подобное: «Ты мне нужен весь!», или «Я это все, что тебе нужно, абсолютно все, не ходи никуда, ничего не делай, не смотри ни на кого больше, кроме меня!», или «Дальше ничего не существует. Я помогу, все сам для тебя сделаю. Смотри, как тебе хорошо. От тебя требуется ничего не делать!». Это классические послания созависимого зависимому.

Развитие личности происходит всю жизнь, независимо от нашего желания. Можно сказать о том, что созависимая система представляет собой раздутое Personality. Изменения возможны, но они будут происходить крайне медленно. Поэтому важнее сохраняться уже сформированные связи. Созависимость – это система, которая не обходится без зависимых людей. Медленно возникает адаптация. Некоторые психологи считают, что созависимость можно рассматривать, как тягу к тотальному контролю другого человека и обстоятельств жизни.

Если мы выбираем прошлое, то мы выбираем неизменность, сталкиваемся, как следствие, с виной. Если мы смотрим в будущее, мы выбираем неизвестность, неизбежно встречаемся с тревогой по этому поводу. Речь идет о том, что в контакте здесь и сейчас личность может ускользать от настоящего момента или в прошлое, или в будущее, избегая возможности пребывать в настоящем моменте.

Во время психологической сессии, специалист всегда обращает на это внимание клиента, что увеличивает степень его осознанности. Тревоги может быть так много, что некоторые клиенты выбирают адаптироваться вместо того, чтобы развиваться. Здесь созависимая система предполагает стабильность, но жертвует развитием.

Например, клиент на психологической сессии говорит о том, что он уже устал работать в данном предприятии, он не развивается, заставляет себя на нее ходить. Но для того, чтобы выйти из этой зоны «болота», как он это сам называет, необходимо приложить усилия. Как правило, клиенты в этом месте приводят ряд доводов в пользу того, чтобы ничего для этого не делать. Поддержка психолога здесь будет очень ценной.

Созависимые системы только поглощают, так как закрыты. «Ты посмотрела на того парня! Значит ты подумала о том, чтобы мне с ним изменить!»

Часто можно услышать от созависимых людей что-то подобное: «Тебе же так здесь помогли и любили, а ты хочешь от нас уйти?!» Созависимая система не развивается, так как она замкнута на зависимого человека.

Созависимая система представляет из себя ловца человеческих душ, как сказал один из мэтров гештальт подхода. Созависимая система будет стремиться стать для человека главным объектом зависимости. Если разорвать контакт со своей зависимостью, то созависимой системе Вы перестанете быть нужны. Человек, увидив мир помимо этой системы, начнет тестировать разные способы взаимодействия с реальностью. Чтобы не потерять зависимого человека, созависимый дает понять, что с ним можно делать абсолютно все, что угодно, и он готов все это терпеть. Это соблазн, от которого не все способны отказаться. Человек пытается забрать всю власть над ситуацией себе.

Например, начальник подразделения может быть недовольным кем-то из своих подчиненных, но по каким-то причинам позволяет им вести себя так, как они хотят, не пресекая их поведение.

Созависимость возникает в месте скопления зависимости, здесь много боли, много энергии. Метафорически можно сказать, что эта энергия превращается в черную дыру, которая втягивает в себя все вокруг себя. Как говорил другой представитель гештальт подхода, созависимость можно сравнить со столбом с крючками, который стоит посреди бушующего океана жизни. Можно подойти к нему со своей зависимостью и прикрепиться туда. С этого момента зависимость человека не принадлежит ему. Ответственность за жизнь человека может взять на себя тот, кто замкнул жизнь этого человека на себя, по сути, посвятил часть жизни.

Часто от клиентов на психологической сессии можно слышать о том, что один партнер ревнует другого вообще ко всему, что движется, осуществляя тотальный контроль каждого шага.

Современный способ жизни и культура предполагает много скорости, как следствие перенапряжения. Человек не успевает пережить все то, что с ним произошло, что он испытал. Надо очень быстро справляться со всеми поступающими извне сигналами. В итоге, мы имеем много незавершенных ситуаций. В постконтакте (по классической кривой цикла контакта с потребностью), на завершающей фазе много энергии непережитого. А значит, новый контакт начинается не с нулевой отметки. Избыточная энергия перегрузки накапливается. Высокая энергия предполагает вступление в новую ситуацию с непережитым и неотредактированным прошлым материалом.

Есть предел выносимости, можем чувствовать боль, не понятного происхождения, не может расслабиться. По сути, мы в данном случае идем в новый опыт с незавершенными гештальтами прошлого.

Зависимости сбрасывают это напряжение, помогают выжить в этой ситуации, через сбрасывание непережитого напряжения, возбуждения. Например, клиент на психологической сессии говорит о том, что ему трудно расслабиться и он начинает злиться дома на близких людей, так как на работе много ситуаций, которые предполагают быстрые реакции, в коллективе не принято разговаривать с коллегами без масок, это предполагает накапливание возбуждения. А придя домой, такой сотрудник может получить расслабление, например, с помощью дозы алкоголя.

Созависимость предполагает ситуацию, которая реализуется на очень высоком уровне энергии. Созависимая система транслирует зависимым людям позицию, что вам не надо ничего делать, уже все готово, и мы тебя ждем, принимаем, любим. Созависимые клиенты часто говорят о том, что «о нас позаботились, есть хозяин, но, если я хорошо буду себя вести, мне дадут возможность расшириться, быть поближе к хозяину. Пускай не устраивает то, где я нахожусь, но зато предсказуемо, я не уверен в своей успешности на другом месте».

Человек сам создает себе иллюзию того, что здесь безопасно. А любая конкуренция за любой ресурс предполагает борьбу, часто по непонятным правилам. Не все к этому готовы, хотя и могут озвучивать подобные желания.

Чем более зависимой личность становится, тем более она беспомощна, тем выше поднимается в иерархии созависимой системы. А если при этом проявлять признаки инфантильности, то для созависимых людей Вы будете просто на вес золота.

Например, чем выше степень зависимости сотрудника от конкретного рабочего места, тем такой сотрудник будет незаменимым для созависимого руководителя.

Клиент рассказывал на сессии о том, что его коллега, встретив альтернативную позицию по рабочему вопросу, сообщила ему, примерно, следующее: «Не говори так больше, хорошо? Я с этим не согласна!». Речь не идет о корпоративной этике или принятым в коллективе договоренностям, а о том, что она хотела бы строить контакт исключительно в русле своего понимания ситуации, все другие автоматически, по умолчанию, должны быть с ней согласны. Интересно, что она успокоилась после того, как услышала ожидаемое. Но при этом между ними не произошло контакта.

Если разорвать связь с объектом зависимости, произойдет абстиненция, человек не может сам выстраивать взаимоотношения с объектами своей потребности без созависимой системы, контролировать свои аффекты. При этом со стороны созаивисимомой системы получит в этом случае много агрессии. Тут можно переключиться на другую созависимую систему. Например, уйти с одной работы на другую, сославшись на плохой коллектив.

Клиенты на психологической сессии часто говорят о том, что не знают, как вести себя в ситуации, когда нет поддержки извне, когда приходится выдерживать напряжение контакта, особенно, принимая то, что все люди разные. Раньше, когда он был зависим от позиций других, кивал головкой, задвигая личное мнение подальше вглубь себя, люди относилась к нему хорошо, а вот сейчас, когда они встретились с ним, не готовы его таким принимать. А готов ли он сам к этому? Здесь очень важна поддержка психолога.

Чувство, что сам я ничего не могу, очень болезненное. Это чувство неполноценности, чтобы его не испытывать, личность ищет созависимых людей. Одним из признаков созависимого коллектива является момент, когда, например, на совещании, все сидят и терпят, пытаются улыбаться и очень много говорить, только бы не встречаться друг с другом, а главное, с самим собой.

Терпеть означает накапливать в постконтакте высокий уровень невыносимой боли. Речь идет о том, что личность понимает, что ей нужно, как это получить, и что с этим делать, но окончательной ассимиляции не происходит, так как нет возможности «переварить» поглощенное.

Контрзависомотсть

Социально одобряемый феномен в нашем мире говорит о том, что если ты ни от кого не зависишь, то ты крут, имеешь свое мнение.

Контрзависимым нужны люди, от которых он не будет «не зависеть». При этом особенно привлекательной приманкой для зависимых у контрзависимых будет примерно такое послание: «К моему крючку никто не швартуется!», они говорят о том, что от него можешь отцепиться в любой момент.

Например, клиент на психологической сессии рассказывает о покорении недосягаемого Эвереста в лице парня модельной внешности, который позиционирует себя независимым и не нуждающимся в общении с другими, но при этом очень демонстративен.

Помощь психолога во время сессии может быть в первую очередь адресована тем, кто в полной мере не осознает свой статус зависимости, контрзависимости, созависимости, не способен строить контакт с другими людьми, или своими потребностями независимо от объекта зависимости.

Источник

Чем опасна созависимость, и как ее победить

Высокая степень созависимых моделей что это. Смотреть фото Высокая степень созависимых моделей что это. Смотреть картинку Высокая степень созависимых моделей что это. Картинка про Высокая степень созависимых моделей что это. Фото Высокая степень созависимых моделей что это

— Кто втягивается в созависимость?

— Зависимый человек, как правило, живет не один, у него есть близкие — родители, братья или сестры, жена или муж. Если алкоголизм — это болезнь, и у больного есть изменения психики и поведения, то неизбежно, что у тех, кто находится с ним в близком контакте, тоже меняется и психика, и поведение. Созависимость как болезнь не выделяют, но специалисты оценивают ее как очень болезненное состояние.

— В чем проявляется созависимость?

— Если глобально, то фокус внимания человека перемещается с себя на своего близкого. Причем близкий может быть какой угодно — не только алкоголик, но и наркоман, игроман. А если посмотреть более широко, то инвалид или престарелый близкий родственник, к которому у созависимого сильная эмоциональная привязанность. И человек начинает думать не о себе и о своих потребностях, не о том, что ему дорого и важно, а об этом близком человеке.

— И как меняются их отношения?

— В первую очередь со стороны созависимого возникает контроль. Он стремится контролировать своего зависимого близкого, чтобы он не пил, или пил, но в ограниченном количестве. Если это наркоман, то, например, постоянно проверяет зрачки. Это частые звонки, скажем, по пять-семь раз в день. «Ты вышел с работы? И где ты сейчас? Зашел в магазин? А что покупаешь?» Если человек в гостях, то мать или жена тоже несколько раз звонят: «С кем ты сейчас? Почему я не слышу их голоса? А пусть они подтвердят». Такой стиль поведения — это своеобразная «норма» для созависимых отношений.

Также характерен навязчивый стиль поведения. Часто — даже гиперопека и неразумный сверхзабота. «Тепло ли ты одет?» По отношению к 40-летнему мужчине это нелепо. Или мать звонит взрослой дочке: «Ты поела? А как у вас дела? Вы не поссорились?» Гиперопека и сверхзабота зависимых людей раздражают и злят. Такое поведение может быть даже толчком к срыву, чтобы человек, который в настоящий момент трезв, вернулся к употреблению. Это, конечно, не главная причина, но она имеет место.

Созависимость может проявляться и в виде агрессии. Нередко забота (сделай то, сходи туда, побудь дома) не приносит успеха. Близкий бьется за трезвость — деньги платит, в наркологию устраивает, больного «прокапывают» после запоя, а он выходит и через неделю снова «в хлам». После такого руки опускаются, человек может впадать в отчаяние, лить слезы. А потом появляется законная злость. И созависимый начинает проявлять агрессию — в лучшем случае на словах (скандалы, ругательства), а зачастую это и избиение.

— Созависимость — это больше женская проблема?

— Мужчинам это тоже свойственно, хотя, может быть, и не так ярко проявляется. К примеру, несколько лет назад у меня на приеме был отец молодого наркомана. Он старался и на реабилитацию его устроить, и на психотерапию, но ничего не помогало. Молодой человек упорно возвращался к употреблению наркотиков, и все выглядело очень грустно. Отец признался: «У меня были мысли сломать ему позвоночник. И пусть он будет лучше лежачий, но не сможет больше употреблять наркотики. Я буду его любить и заботиться о нем в таком виде».

— Любой человек склонен к созависимости? Каждая ли женщина станет созависимой, продолжительное время живя с алкоголиком?

Сильные детские переживания могут быть токсичны: вина, страх, злость. И жить с этим довольно дискомфортно, поэтому человек ищет способ, как облегчить свое состояние. Вариантов много, один из них-работа, тогда он становится трудоголиком. Казалось бы, ничего плохого, но когда человек всего себя в нее вкладывает, он недодает семье, детям, у него мало хобби и друзей — страдают все остальные стороны жизни. Также это может быть эмоциональная зависимость, сексагализм, религиозный или другой фанатизм, игромания, шопоголизм. И как вариант развития событий — наркомания и алкоголизм.

— Если с зависимым человеком живут в том числе и несовершеннолетние дети, они тоже страдают от созависимости?

— Детей это травмирует, и очень сильно. Перечисленные токсичные эмоции именно здесь и проявляются. Пьяный папа может накричать, побить, унизить. А возможно, и нет. Но все равно хороший папа куда-то исчезает, а пьяный лежит где-то в своей комнате, к нему страшно и неприятно подойти, от него плохо пахнет. Вот это токсичный стыд. Об этом стыдно рассказать ровесникам и друзьям.

У таких травмированных детей, живущих в подобной атмосфере, большие шансы стать химически зависимыми. Ибо здесь и наследственность, и пример перед глазами. Ведь если ребенок не видит и не понимает, как это, то он, скорее всего, туда и не полезет. А если у мамы, папы, братьев или сестер такой образ жизни, то кажется, что это нормально. А возможен и противоположный эффект: у ребенка может навсегда сформироваться отвращение к спиртному или наркотикам. Но при этом есть некоторая комплиментарность: девочку, у которой отец-алкоголик, будет тянуть к алкоголикам-мужчинам. Не обязательно, что так произойдет, но велика вероятность, что созависимая девушка выберет себе мужа-алкоголика. Ведь образ любимого мужчины, как правило, похож на отца.

— Что делать созависимому? Бросить алкоголика и жить своей жизнью? Или идти к наркологам и психотерапевтам и стараться его вытащить?

— Сложный вопрос, и однозначного ответа нет. Иногда девушкам, которые ходят на психотерапию, хочется сказать: убегай, ведь ничего хорошего тебя там не ждет, только боль и страдания. А где-то имеет смысл и побороться.

— И эта борьба приносит результаты?

— Конечно, иначе не было бы смысла этим заниматься. На реабилитацию люди попадают по разным причинам. И насовсем отказаться от наркотиков, спиртного или игры — таких личных осознанных решений единицы. Этот человек достиг дна, поранился, у него еще не слишком спрогрессировала зависимость, и он бежит за помощью. Но в основном мотивация не внутренняя, а внешняя — вынуждают идти к нам лечиться или работодатель (если человек не так запущен и начальник в теме, хочет помочь и дает последний шанс), и человек за этот шанс может ухватиться. Или жена, сестра, брат, взрослые дети — вот таких ситуаций больше всего. Или ты идешь и по-серьезному лечишься без всяких «если» и «может быть», или развод. Или дети говорят, что мы с тобой, отец, в противоположном случае больше общаться не будем. Это примеры так называемой жестокой любви. Это целая система, разработанная в Англии сообществом родителей наркоманов. Они не отказываются от ближнего, но и не потакают его слабости. А ставят очень жесткие категорические условия: если хочешь, чтобы у нас были отношения, поддержка и помощь, то идешь и лечишься прямо сейчас.

— Кстати, интересно, сколько людей из тех, кто приходит на реабилитацию в программу «Радуга», выдерживает все этапы?

— Определенное количество, конечно, не выдерживает и сбегает, или мы выписываем за серьезное нарушение правил. Процентов 80 % их полностью проходит. Из тех, кто прошел «Радугу», около 30 % наркоманов и около 40 % алкоголиков достигает успешной долгосрочной ремиссии. Еще лучший показатель у женщин — около 45-50 %. И это очень много. Ведь на самом деле шансы на трезвость не так и велики.

— Возвращаясь к созависимости. Что с ней делать?

— В первую очередь обратиться к специалисту и получить минимальные знания. Специалист объяснит, что такое зависимость и созависимость и как с этим бороться. Что-то можно поискать самостоятельно в интернете, но лучше все же, если объяснять профессионал. Решиться на определенные действия многим сложно. И тут может помочь психотерапия, но это не так просто, ведь стоит денег. Есть еще вариант — группы для созависимых, так называемые «Ал-Анон». Есть организация «Взрослые дети алкоголиков», там тоже можно получить полезную помощь. Важно понять проблему и найти людей, которые могут помочь и подсказать. И не поддерживать зависимость, а противостоять ей.

— И как ее не поддерживать?

— В первую очередь перевести фокус на себя и вспомнить о своих потребностях. Прогулки, друзья, кино, театр, бассейн, вязание. А по отношению к зависимому — «жестокая любовь». На начальных стадиях злоупотребление — это секрет семьи, такое, как правило, скрывается от окружающих. Или то, что оно просто есть, или то, что оно чрезмерное, или его последствия — обо всем этом молчат. И есть способ борьбы, пока человек не зашел далеко, пока болезнь прогрессирует не сильно. Это стыд и страх последствий. Таким образом прописывается план санкций. Если ты, скажем, в течение трех дней не обратился к наркологу, то звоню всем родственникам и близким, пишу письма и говорю, что ты заболел, ты алкоголик, прошу повлиять. И обязательно привести «приговор» в исполнение, чтобы человек понимал, что это не шутки. Когда приговор исполнен, все близкие в курсе, следующий этап: когда еще три дня проходит, и ты не начинаешь лечиться, звоню всем твоим друзьям — с кем учился, работаешь, ездишь на рыбалку. И также приводится в исполнение. Третий этап: сообщаю в школу, где учится твой ребенок. И таких этапов несколько.

— Очень жесткий план, не каждый сможет его выполнить.

— Но эта система работает. Да, надо иметь твердость и уверенность, ведь это действительно крайне болезненно и происходит очень жесткая конфронтация. Здесь важно осознавать, что это не месть, а именно «жестокая любовь». Алкоголики и наркоманы — это неправильно воспитанные или недовоспитанные дети. И к их воспитанию приходится возвращаться во взрослом возрасте.

Источник

Высокая степень созависимых моделей что это

Проблему формирования личности исследовал Дж. Боулби, которым была разработана эволюционно-этологическую теорию привязанности [1]. Процесс сепарации и индивидуализации в конспекте развития личности исследовала М.Малер. А.Маслоу также выделил процесс автономии, который позволяет личности в адекватной степени не зависеть от окружающей среды, и обозначил его как самоактуализацию. Российская наука также исследует процесс личностной автономии, свой вклад в данное направление внесли А.Н. Леонтьев, Выгодсткий Л.С. и пр.

Регуляция поведения взрослого человека происходит через механизмы саморегуляции. Ключевыми измерениями данного процесса выступают определение посредством соотношения между свободой и ответственностью. Данные механизмы имеют различные источники развития. Свобода формируется через произвольную деятельность и осмысление действий (смысловую регуляцию). Ответственность формируется через системы знаний о сущности ответственности, внутренней мотивации на ответственность и выбор поведения. Возрастную норму для интеграции механизмов свободы и ответственности можно определить, как подростковый возраст. Однако, зачастую внедрение данных механизмов не завершается и в возрасте физиологической зрелости. На формирование личности большое влияние оказывает прохождение необходимых этапов развития, начиная с физиологической сепарации с матерью (рождение), прохождение этапов психологического рождения и в дальнейшем этапов подросткового возраста [2].

Особенно на первых этапах развития ребенка контакты матери и ребенка осуществляются в режиме созависимости. Данный этап посредством созависимости позволяет создать связь, которая в дальнейшем будет базисом для доверия ребенка и его гармоничного развития.

Созависимость личности во взрослом состоянии проявляется как характерные особенности поведения ребенка двух–трех лет. По результатам терапевтических групп проявление созависимости чаще всего выражается через следующие формы:

– отсутствие различий между своими мыслями и чувствами от мыслей и чувств других людей («мы сделали», «мы думаем» и т.д.);

– сделанное и не сделанное в отношении другого не приносит удовлетворения;

– действия осуществляются из угодливости, даже когда реальное желание делать отсутствует;

– отсутствует понимание своих желаний и потребностей («я ничего для себя не хочу», «у меня есть все мне ничего не нужно» и т.д.);

– другие определяют желания и потребности, а не сам человек («родителям же виднее, они опытнее»);

– если события случаются не по желаемому варианту, возникает злость, агрессия или упадничество, уныние;

– занимаются проблемами других людей, а не своей жизнью, направляют энергию на счастье других;

– всеми способами в ущерб своим интересам пытаются доказать другим, что достаточно хороши для любви,

– нет уверенности в том, что сам сможет о себе заботиться;

– часто встречается доверчивость к другому (не доверие, а доверчивость);

– происходят идеализация другого и дальнейшее разочарование в нем, когда он живет не в соответствии с представлениями;

– возникает страх быть отвергнутым, из–за этого не внутренний запрет на выражение своих чувств, не отстаивание своих границ, ложь;

– бессилие на изменение ситуации при неудовлетворенности ею;

– поиски виноватого (людей, обстоятельств);

– попытки осуществить тотальный контроль;

– манипуляции чувствами другого;

– ощущения собственной «плохости» или «сверхценности»;

– чувство одиночества, пустоты, собственной ненужности;

– боязнь близких отношений.

Это описание созависимости скорее есть внешний взгляд на жизнь. Созависимые люди боятся окружающего мира и перемен. Они с трудом понимают тонкие или интуитивные сигналы, им необходимы прямые открытые физические сигналы. Часто созависимые люди реагируют на ситуации, при этом не склонны предвидеть ситуации. Скрывают свои чувства, начинают мыслить ожесточенно, погашают тревогу через вынужденное поведение [3, 4].

Внутренняя жизнь человека, который не прожил процессы слияния и сепарации, приводит к его пониманию, что у него отсутствует нечто, что он ищет и находит в другом человеке. Каждый из таких людей считает, что он не может реализоваться без помощью другого. Это мешает личностному развитию и росту.

Со временем один человек в паре (тот, кто взрослеет быстрее) начинает тяготиться ситуацией и пытается изменить положение вещей или покидает отношения. Однако, отсутствие поддержки, невозможность строить близкие отношения, которые необходимы для изменения модели поведения, приводят такого человека в следующую созависимую связь.

Созависимые люди попадают в «драматический треугольник» (Стивен Карпман, 1968), так называемый «треугольник Карпмана» [5]. Часто в данные отношения созависимый человек попадает из–за того, что партнер не желает ему помочь в создание неких идеальных (зачастую иллюзорных) отношений, в которых потребности удовлетворяются и заранее опознаются. В этом случае каждый подспудно ищет способ стать жертвой и получить удовлетворение своих потребностей без просьб.

В треугольнике Карпмана развитие событий происходит между тремя ролями (жертва, спасатель и агрессор (контролер или преследователь)), при этом участники поэтапно меняют роли. Сценарий начинается со взаимодействия между жертвой и преследователем. Потом появляется спасатель и старается выручить жертву, далее спасатель нападает на преследователя, после чего преследователь становится жертвой, спасатель – преследователем, а жертва переходит в спасателя. После завершения цикла начинается новая драма. Энергию данным взаимоотношениям придается соревнование за положение жертвы. При этом спасатель делает для жертвы то, что жертва может сделать для себя сама. Таким образом спасатель возносится над жертвой как более высокий.

В данной модели поведения люди пытаются заставить другого почувствовать себя виноватыми в том, что им не дали того, что они хотели, при этом нет прямой просьбы и указания на желаемое, а через манипуляции. Конечная цель – стать жертвой. Участвовать в такой драме могут любое количество людей, меняя по этапам роли.

Яркой иллюстрацией для взаимодействия по треугольнику Карпмана является пример с алкоголизмом, но возможны любые иные модификации (трудоголизм, финансовая и иная зависимости, повторяющиеся неудачные гендерные отношения и пр.)

Зависимость превращает алкоголика в преследователя, а его супругу – в «жертву», потому что она постоянно живет в тревоге, не уверена в своем будущем. Когда алкоголик выходит из запоя, он физически страдает, сожалеет о случившемся, винится, обещает исправиться и превращается в жертву. Помощь алкоголику приходит со стороны например, его матери, которая помогает справиться с похмельем. И в этот момент мать стала спасателем, который декларирует планы по спасению от алкоголизма. Однако, алкоголик лечиться не торопится, родственники его обвиняют при этом они становятся преследователями, а алкоголик как жертва ищет утешения в алкоголе и все начинается заново. Аналогичным способом проходят отношения и с иными декорациями: спасение мамы от «инфаркта», возвращение домой «уставшего» мужа с работы и пр.

На наш взгляд, прекрасный наглядный пример проявления созависимых отношений и влияния их на жизнь людей является художественный фильм «Душка» нидерландского режиссёра Йоса Стеллинга, снятый в 2007 году по совместному с Хансом Хеесеном сценарию.

Треугольник Карпмана можно расценить как попытку завершить отношения ребенка и родителей в фазе сепарации и индивидуализации.

Родители не стремятся сознательно портить жизнь своим детям. Однако, родитель, который сам проживает жизнь в условиях созависимости, не может помочь сформировать своему ребенку другую модель поведения.

Созависимость проявляется и в социальной общественной жизни, при формировании культурного уровня стран, формировании мировоззрения. Выстраивание моделей управления по иерархическому типу прекрасно показывают черты созависимых отношений на макро уровне:

– создание иерархии управления, которые существуют при поддержки силы или страха в результате угроз;

– выстраивание процесса принятия решений по принципу «прав тот, у кого больше прав», т.е. у группы, которая находится на верхней ступени иерархии, сосредоточены права, риски, средства производства, доходы, нижестоящая группу получает минимальные доходы от процесса, осуществляет всю основную работу по достижению результата, отсутствуют права;

– основной используемый способ мышления «я» и «только мне», способы «тебе и мне», «ты и я» практически не используются;

– ценности «выжить любой ценой», «выживает сильнейший»;

– жесткие роли в интимных отношениях;

– основной посыл во взаимоотношениях с людьми осуждение, страх, подчинение.

Американский профессор психологии Клэром Грейвзом создал теорию спиральной динамики, которая в дальнейшем доработана и в настоящее время развивается его учениками – Доном Беком и Крисом Кованом. Суть спиральной динамики можно описать так, что каждая система (человек, организация, страна, человечество) постоянно меняется в процессе развития – изменяется способ мышления, изменяются ценности и, как следствие, изменяется восприятие мира. Изменение сознания взаимообусловлено с изменением условий жизни, это есть cлияние внутренней и внешней сторон спирали. Развитие носит спиральный характер – в процессе изменений люди и общество проходят через этапы, у которых есть общие свойства. Каждый следующий этап в определенной степени включает особенности предыдущего. Описанные выше проявления общественного уклада наиболее характерны первому этапу развития по спиральной динамике и только на шестом уровне первого этапа создаются предпосылки для создания общества, в котором созависимость перестает играть настолько большую роль, необходимость в ней отпадает.

Системы второго этапа спиральной динамики можно охарактеризовать построением общества на принципах взаимозависимости:

– иерархии создаются для реализации общих потребностей людей;

– распределение прав, ответственности, средств производства, выполнения работ распределяются по иерархии равномерно;

– преобладает стиль мышления «мне и тебе», «я и ты»;

– целостность системы обеспечивается взаимообменными процессами;

– сострадательные качества, ценность человека, его реализация являются значимыми для системы;

– интимные близкие отношения предполагают гибкие роли, поощряют близкие отношения, исключают осуждение, страх, угрозы.

Созависимость является неким ограничителем внутреннего развития человека, препятствующим его реализации, расходующим большое количество энергии и сил человека на низкоэффективные действия. На низком уровне осуществляют деятельность любые системы, базисом построения которых являются созависимые отношения.

Решение проблемы созависимости можно осуществлять по следующим направлениям программ:

– по программам, рассматривающим созависимость как болезнь, некую внешнюю силу, действующую на поведение человека. Программы данного типа не позволяют выздороветь, а лишь обучают людей воздерживаться от того, над чем они потеряли контроль (употребление веществ, совершению определённых действий, стремлению вступать в отношения с людьми определенного типа).

– по программам, обучающим людей новым методам коммуникаций. При этом такие программы не рассматривают созависимость как первопричину поведения, а как результат приобретенного поведения в результате связи с зависимым (созависимым человеком). Данные программы позволяют преодолеть некоторые проблемы во взаимоотношениях, обучают иному поведению, но не избавляют от созависимости.

– по программам, основанным на убеждении, что созависимость есть результат нарушения воспитания и развития. Результатом данной программы выступает полное выздоровление, максимальное раскрытие потенциала личности. Понимание процесса освобождения от созависимости позволит изменить не только жизнь отдельных людей, но и изменение культурных установок и убеждений, что может сказаться на целом пласте культуры и развитии общества в целом.

В данной статье рассматривается третья группа программ, поскольку на наш взгляд именно она наиболее полноценно позволяет достигнуть результата.

Можно выделить следующие этапы программы:

– на первом этапе человек не обращает внимания на психологические проблемы или семейные модели. Отношения с объектом зависимости (вещества, действия, другие люди) не прерываются. Однако, человек наблюдает некую системность в таких отношениях и не удовлетворён результатом.

– на втором этапе осуществляется перестройка взаимоотношений, которые нарушились в период зависимости, проявляется проблема взаимоотношений, происходит выявление травм раннего детства. Дисфункциональные отношения меняются на более функциональный способ мышления и жизни.

На третьем этапе проблема созависимости рассматривается как результат незавершенного развития в детстве, завершаются необходимые эволюционные стадии, осуществляется психотерапевтическая помощь по проживанию этапов развития.

Важной составляющей освобождения от созависимости является личное желание и готовность работать над собой.

Способы, которые применяются при освобождении от созависимости:

– самостоятельная работа над собой включает чтение книг, выполнение упражнений, ведение дневника, рисование, танцы, работа с зеркалом и прочее.

– работа с психотерапевтом.

Важной составной частью данного процесса является создание доверительных отношений с партнером (с любым человеком, который готов оказать помощь и поддерживать в реализации задачи по освобождению от созависимости, быть искренним и готовым сохранять отношения и не избегать решения проблем, исключать манипулирование). Также больше значение имеет желание и возможность анализировать свое поведение, мотивы, чувства, поступки. Групповая работа позволяет наглядно увидеть используемые индивидуумом модели поведения, выстраивания отношений, осознавая свои потребности просить прямо и вежливо об этом и принимать отказ, если другой не может удовлетворить просьбу. Работа с психотерапевтом позволяет научиться снова чувствовать, осознать свое истинное Я и роли, которые вросли, определить психологические границы. Подобная работа научит близости, которую созависимые одновременно жаждут и боятся, новым формам взаимоотношений через взаимозависимость и автономность каждого. Каждому пройдётся пройти через отрицание, непринятие в расчет себя, отсутствие честности, самообман, понять какие выработаны проекции и как они действуют в жизни конкретного человека, прожить ненависть к себе и дойти до прощения окружающих и себя, и наконец восстановить свою целостность, восстановить самооценку.

Пример из практики. Марина пришла в группу по приглашению подруги, когда она очередной раз не смогла сменить место работы из–за нерешительности. Работа давала ей небольшой заработок, чувство защищенности, но при этом отсутствовал карьерный рост или увеличение дохода. Предлагаемые ей места работы предоставляли возможности для роста как по карьерной лестнице, так и в части заработка больше чем имеющиеся у нее на работе, однако обеспечивали меньшую защищенность.

В результате изучения биографии Марины был выявлен конфликт между пониманием успеха и традиционной женской ролью, при этом у нее не было образцов женских ролей, которые достигли успеха. Она была старшая в семье, и младшие дети остались на ее попечении, она хорошо училась. Стимулом для успехов в учебе служила потребность в любви и одобрении родителей. Послания от родителей были противоречивыми: 1) Будь успешной и независимой, и мы будем тебя любить; 2) Хорошие женщины заботятся о других людях, женщины не должны быть слишком умными или эгоистками.

У нее шел конфликт между своими потребностями, идеями, мечтами в угоду родительским заветам по служению людям. Для нее оказалось сложным осознать ее личные цели, какой выбор не будет противоречить ее любви к себе. Участники группы делились историями о своих проблемах выбора в аналогичной ситуации. Это позволило Марине сформировать успешный ролевой образец. Марина проводила большую самостоятельную работу в перерывах между групповыми встречами, скрупулёзно выписывая все семейные установки и утверждения в отношении успешности, выражала чувства по поводу противоречивых наставлений, отсутствию любви и поддержки от родителей. И через несколько недель перешла на новое место работа, чем повысила свою самооценку, что также положительно отразилось на ее перспективах личностного роста. После терапии она смогла поддерживать свою потребность в любви и самоопределении, пересмотрев свою карьерную историю, поступила в университет и стала изучать профессию, которую для себя выбрала.

Попытки разрешить не решенные в раннем детстве проблемы связи и отделения приводят людей к построению дисфункциональных созависимых отношений, которые выражаются через манипуляции, непринятию своей ответственности, чрезмерное принятие чужой ответственности, блокированию чувств, внутренний дискомфорт и пр. Прохождение конфликтов между людьми является проигрыванием–повторение конфликта, которых происходил у каждого из участников с его родителями (или одним из них) в детстве. Разрешение данного конфликта можно перевести в возможность для личностного роста вместо развития саморазрушающего поведения. Преобладающие и распространенные модели воспитания затрудняют процесс развития личности, уменьшают сферу реализации человека, что сказывается на уровне развития страны как системы в целом. Повышение культурного, информационного уровня людей снижает уровень количества взаимозависимых отношений, преобразует каждую систему, выводит ее на новый уровень. Развитие культуры взаимозависимости позволит свести на нет созависимые отношения и созависимые общества.

Построение своей внутренней работы и взаимодействия с терапевтом и группой поддержки позволяют устранить созависимость в отношениях просто и естественно, безопасно и таким образом завершить психологическое рождение.

Лечение созависимости, как болезни (симптоматическое), не позволяет полностью освободиться от влияния созависимости.

Системный подход по освобождению от созависимости, базисом которого является устранение причин возникновения созависимости, позволяет восстановить стадии развития человека и обеспечить личностный рост, повысить качество жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *