Вымпельный ветер что это
Вымпельный ветер
Скорость и направление воздушного потока, встречаемого движущейся яхтой, зависят не только от истинного ветра, но и от скорости яхты.
Направление ветра по-разному воспринимается людьми, находящимися на движущейся яхте и на берегу.
При неизменном направлении ветра относительно водной поверхности направление флюгарки (вымпела) яхты будет меняться в зависимости от скорости и курса судна. Чем быстрее идет яхта, тем больше вымпел отклоняется к корме.
Направление действующего на движущуюся яхту и ее паруса ветра не совпадает с направлением истинного ветра, которое мы наблюдаем, например, по дыму заводских труб, флагам на берегу и т. п. Причина этого явления — влияние движения самой яхты на направление воздушного потока, воспринимаемого судном и его парусами.
Если в полный штиль начать буксировать яхту за катером, то паруса ее заполощут, а вымпел растянется.
В этом случае вымпел покажет так называемый курсовой ветер, равный скорости яхты и направленный в сторону, обратную ее курсу. При наличии истинного ветра вымпел расположится по направлению равнодействующей скоростей истинного и курсового ветров, показывая так называемый вымпельный ветер.
Рис. 90. Вымпельный ветер на разных курсах
Обратимся к рис. 90. В положении а яхта идет с углом истинного ветра (УВ) 45° со скоростью около 3 м/сек при ветре 8 м/сек. Скорость вымпельного ветра есть геометрическая сумма скоростей истинного и курсового ветров и в этом случае равна примерно 10 м/сек, а угол вымпельного ветра (УВВ) составляет около 32°. Скорости и углы вымпельного ветра для углов истинного ветра 90, 135 и 180° показаны на положениях б, в, г.
На острых курсах действие на яхту истинного и курсового ветров складывается, поэтому вымпельный ветер заметно ощущается даже при тихой погоде. Наоборот, на курсе фордевинд истинный ветер (направленный с кормы) и курсовой ветер (направленный с носа) взаимно противоположны, и в этом случае вымпельный ветер ощущается очень слабо. Паруса всегда ставятся в зависимости от вымпельного ветра, так как именно его скоростью и направлением определяется давление на паруса.
Известно, что скорость яхты растет медленнее, чем скорость истинного ветра. Следовательно, разница между углами ветра истинного и вымпельного уменьшается с увеличением скорости ветра. В этом легко убедиться. Рассмотрев рис. 90 и 91, мы можем сделать следующие выводы:
— работа парусов яхты определяется не истинным, а вымпельным ветром;
— вымпельный ветер на всех курсах, кроме курса фордевинд, всегда острее, чем истинный;
— скорость вымпельного ветра на острых курсах всегда больше, а на полных меньше скорости истинного,
— при сильных ветрах отношение скорости судна к скорости ветра меньше, чем при слабых. Поэтому скорость вымпельного ветра при слабых ветрах гораздо больше отличается от скорости истинного ветра. Это практически используют при так называемой лавировке на фордевинд, когда выгоднее идти по ломаной линии и галсами в бакштаг, чем по прямой курсом фордевинд. На буерах, катамаранах и глиссирующих судах, скорость которых увеличивается почти пропорционально скорости ветра (в известных пределах), лавируют на фордевинд и при средних ветрах.
Изменение скорости истинного ветра при лавировке заставляет изменять курс для сохранения оптимального угла вымпельного ветра. Каждому яхтсмену известно, что при порывах ветра можно идти круче к истинному ветру, а при ослаблении его приходится уваливать. Обратимся к рис. 92, на котором U-вектор истинного ветра, V — вектор курсового ветра (скорость яхты), W-вектор вымпельного ветра, и a b — оптимальный угол вымпельного ветра, обеспечивающий наивыгоднейшую скорость лавировки.
Допустим, яхта попала в полосу более сильного ветра того же направления, вектор которого на рисунке обозначен U1. Она вначале по инерции будет идти с прежней скоростью V, а вектор вымпельного ветра окажется равным W1, и направление его отойдет от курса яхты еще на угол
Таким образом, сохраняя оптимальный угол вымпельного ветра а b, можно привестись на величину угла
Увеличение скорости ветра, в свою очередь, несколько увеличит скорость яхты, и придется чуть-чуть увалиться, и все же курс будет круче первоначального. При ослаблении ветра — противоположная картина: надо уваливаться.
Теперь представим себе, что в полный штиль яхту (без парусов) несет быстрое течение. Очевидно, как и при буксировке, судно встретит поток воздуха, скорость которого равна скорости течения воды, но направленной в противоположную сторону. Таким образом, течение воды, сообщая яхте движение относительно воздуха, также влияет на вымпельный ветер, а следовательно, и на крутизну лавировки следующим образом:
— при лавировке по течению вымпельный ветер усилится и угол его будет больше, чем при отсутствии течения;
значит, яхта может идти круче, а снос течением увеличит ее скорость относительно берега:
— при лавировке против течения вымпельный ветер уменьшится и угол его будет меньше. Яхте придется идти полнее (относительно истинного ветра), а течение будет уменьшать ее скорость относительно берегов.
В заключение остановимся на одном очень важном с точки зрения работы паруса моменте. Напомним, что с высотой скорость ветра возрастает. Если построить параллелограммы скоростей ветра на разных высотах паруса (рис. 93), можно видеть, что при скорости яхты 3,5 м/сек и угле истинного ветра 45° скорость вымпельного ветра с увеличением высоты от 2 до 12 м возрастает с 7.8 до 10 м/сек. При этом угол вымпельного ветра (УВВ) увеличивается от 25 до 30°.
Вот почему парус необходимо кроить так, чтобы для сохранения оптимального угла атаки он несколько закручивался снизу вверх, с «отвалом» задней шкаторины под ветер. Надо сказать, что эта закрутка, естественно, может быть больше при слабых ветрах, чем при сильных.
Читайте также
Ветер
Ветер Вы умеете взлетать с вершины холма, глайдировать вниз, выполняя повороты на пути, и безопасно приземляться. У вас появится это прекрасное чувство, что ВЫ ТЕПЕРЬ НАСТОЯЩИЙ ПИЛОТ!Так оно и есть, но пока вы — начинающий пилот. Одно из чудес параглайдинга — тот факт, что
Слабый ветер (до 15 км/ч)
Слабый ветер (до 15 км/ч) Теперь мы собираемся наслаждаться данным видом спорта, т. к. будем совершать взлет и посадку против ветра, помня все время то, что мы изучили об относительных скоростях.ВЗЛЕТ: Вы, как и раньше, стоите на вершине холма, лицом к ветру, но ваша «воздушная»
Средний ветер (15-25 км/ч)
Средний ветер (15-25 км/ч) Это чудесный ветер для полетов. Все влияние ветра на ваш полет, описанный в предыдущей главе, применимо и здесь, но даже с большим эффектом.ВЗЛЕТ: Этот ветер достигает или сравнивается с вашей средней скоростью полета 25 км/ч. Вам не придется больше
Взлет в сильный ветер
Взлет в сильный ветер Взлет обычным способом, лицом к ветру не совсем легкое дело. Сила сопротивления поднимающегося парашюта дергает ваши плечи назад. Вы не знаете, что происходит с куполом, пока он не окажется над вашей головой, и вы вытягиваете шею, чтобы увидеть его.
Сильный ветер (25-35 км/ч)
Сильный ветер (25-35 км/ч) На своем верхнем пределе этот ветер приближается к нашей максимальной скорости полета. Еще чуть-чуть, и мы не сможем продвигаться против него. Еще немного к этому, и он начнет сдувать нас назад — критическая ситуация, которой нужно избегать любой
Ветер
Ветер Сила: Имея дело с нашими маленькими парашютами, мы ограничены максимальной скоростью ветров 35 км/ч, и нам необходимо знание, а не только надежда, что ветер не станет сильнее. Если он будет сильнее, нас будет отбрасывать назад, возможно в турбулентные потоки.И в
Встречный ветер не помеха
Встречный ветер не помеха Борис Андреевич Аркадьев, несмотря на возраст, по-ребячьи радовался появлению в своей команде настоящих талантов. И мы, тогда соседи Аркадьева по дому, хотя и были еще мальчишками, сразу прослышали о появлении в дубле ЦСК МО нового форварда. Сын
Боковой ветер
Боковой ветер Контрруление – единственный способ справиться с порывами ветраВы так давно не катались, что решили выехать несмотря на прогнозы синоптиков, сулящие порывистый ветер. Вы проверили уровень масла, давление в шинах и облачились в дождевой комбинезон.В городе
Ветер истории
Ветер истории Истинная добродетель благородного мужа – гармоничное пестование своего духа и тела. Путь к этому предопределен древними мудрецами и зовется он кунфу. Наша задача – бережно сохраняя это искусство, постигать его сокровенно-утонченную сущность ИГУАНЬ,
Ветер
Ветер Ветер характеризуется двумя основными элементами: направлением, в котором перемещается воздух, и скоростью, с которой происходит это перемещение. Направление ветра в морской практике принято означать той частью горизонта, откуда он дует. Таким образом, ветер, при
ПОПРАВКА НА ВЕТЕР
ПОПРАВКА НА ВЕТЕР Тбилисский чемпионат окончательно убедил Петросяна в том, что он вправе поставить, перед собой теперь уже реальную цель — завоевание титула чемпиона мира.Самокритичный, трезво мыслящий Петросян, придя к такому решению, не мог не окинуть требовательным
ГЛАВА 4. Течение и вымпельный ветер
ГЛАВА 4. Течение и вымпельный ветер При плавании под парусом всегда наблюдаются два ветра. Один — это истинный ветер; его направление и скорость видны по флагам и указателям скорости ветра на берегу или заякоренном судне, по полосам пены или направлению волн на
ГЛАВА 12. Влияние препятствий на ветер
ГЛАВА 12. Влияние препятствий на ветер Точно так же, как на течение оказывают влияние очертания береговой линии или рельеф дна, на воздушные потоки воздействуют формы рельефа суши — холмы, бугры и прочие естественные или искусственные преграды.Изменение скорости ветра
ГЛАВА 15. Ветер у побережья
ГЛАВА 15. Ветер у побережья Наиболее известной особенностью ветров, дующих с моря на сушу и с суши на море, является их стремление пересечь береговую линию под прямым углом. Это показано на рис. 81 и 82. В действительности ветер никогда не перпендикулярен к берегу, но
Парусник — это просто. Статья 2. Да здравствует вымпельный ветер!
Статья перенесена с сайта «ТаМак Парус«.
Кажется вполне очевидным, если объект А тянет или толкает объект Б, то этот самый объект Б ну никак не может двигаться быстрее объекта А.
Если мы тянем за собой чемодан на колесиках, то он нас не обгоняет. Баржа, которую тянут бурлаки движется с той же скоростью, что и тянущие ее люди, и никак не быстрее (рис. 1).
Рис. 1. Илья Репин. Бурлаки на Волге
Значит ли это, что если ветер, «толкающий» нашу яхту, дует со скоростью 10 узлов (или метров в секунду, или километров в час — сейчас это не важно), то яхта ну никак не сможет двигаться быстрее этой скорости?
Нет, не значит! На помощь нам приходит курсовой ветер и векторная алгебра (формул не будет).
Что такое курсовой ветер?
Представьте теплый летний день. Абсолютное безветрие (штиль). Вы стоите на берегу реки и любуетесь пейзажем. Ни малейшего дуновения. Вы решили прогуляться, начинаете идти и чувствуете движение воздуха на лице. Еще лучше вы это почувствуете при езде на велосипеде. И совсем хорошо — на мотоцикле. Еще раз подчеркну — стоит полный штиль, ни один листик на деревьях не шевелится.
Это движение воздуха, которое вы почувствовали когда начали перемещаться и называется курсовым ветром.
Направление курсового ветра всегда противоположно направлению вашего движения. А его скорость равна скорости вашего движения.
Теперь представьте, дует ветер со скоростью 10 узлов (это 18,5 км/ч), и вы находитесь на парусной лодке, движущейся со скоростью 5 узлов. Значит, кроме основного, «природного», ветра (его называют «истинным») имеется еще и курсовой ветер, дующий со скоростью 5 узлов и направленный против движения лодки. Так какой ветер, в итоге, действует на нашу лодку и ее парус?
Этот ветер называется «вымпельный» — его направление показывают вымпелы и флаги, поднятые на мачте. Он представляет собой сумму истинного и курсового ветров. Только не арифметическую, а векторную.
На рис. 2 изображено восемь яхт, идущих разными курсами относительно истинного ветра (о курсах читайте в статье «Курсы, галсы, повороты, лавировка»). Верхние четыре яхты идут со скоростью 5 узлов, а нижние — со скоростью 7 узлов. На все яхты действует одинаковый истинный ветер со скоростью 10 узлов.
Рис. 2. Истинный (синий), курсовой (оранжевый) и вымпельный (красный) ветер на разных курсах и при разных собственных скоростях яхт
Возле каждой яхты построена векторная диаграмма ветров, действующих на нее. Синяя стрелка — истинный ветер, оранжевая — курсовой ветер, красная (получена методом сложения векторов) — вымпельный ветер. Длина каждой стрелки пропорциональна скорости соответствующего ветра, а рядом эта скорость указана цифрами. Направление стрелки совпадает с направлением, в котором дует соответствующий ветер.
Подчеркну еще раз — красная стрелка (вымпельный ветер) это как раз тот «итоговый» ветер, который ощущаем мы, находясь на яхте, который воздействует на паруса и приводит яхту в движение.
Обратите внимание — на полных курсах (фордевинд и бакштаг) скорость вымпельного ветра ниже скорости истинного. Особенно это заметно на курсе фордевинд. Вот причина того, почему фордевинд самый медленный курс для парусной яхты (об этом я упоминал в статье «Курсы, галсы, повороты, лавировка»). На фордевинде яхта еще и плохо управляется, но о причинах этого мы поговорим в одной из будущих статей.
На острых курсах (галфвинд и бейдевинд) скорость вымпельного ветра выше скорости истинного. Причем, чем выше скорость яхты, тем выше скорость вымпельного ветра.
И тут возникает явление, которое в технике называется «положительная обратная связь». Чем выше скорость яхты, тем выше скорость вымпельного ветра, а вымпельный ветер, в свою очередь, разгоняет яхту до более высокой скорости… Конечно, такой «саморазгон» не может продолжаться до бесконечности. С ростом скорости растет сопротивление трения обшивки о воду, растут гидродинамические и аэродинамические потери. И рост скорости яхты прекращается. Но факт остается фактом — правильно спроектированные и грамотно управляемые яхты острыми курсами ходят быстрее, чем полными. И иногда обгоняют истинный ветер.
Особенно хорошо это проявляется у «ледовых яхт» — буеров. Сопротивление трения их коньков мизерное, гидродинамических потерь нет вообще, а аэродинамические невелики из-за небольших размеров и хорошей обтекаемости корпуса. Буера могут в 2 — 3 раза превзойти скорость истинного ветра. Это явление даже получило название «буерный эффект».
Если рассматривать «водяные яхты», то наибольшую способность обгонять истинный ветер имеют многокорпусники — катамараны и тримараны. Интересно — впервые европейцы наблюдали парусники, способные обогнать истинный ветер, на островах Тихого океана. Это были проа. Чуть подробнее о них вы можете прочесть в статье «Многокорпусные суда» и в статье «Проа – каменный век или прорыв в будущее?».
Еще один практический момент, связанный с вымпельным ветром — на всех курсах, кроме фордевинд, он дует «острее» истинного ветра. Угол между направлением движения яхты и направлением вымпельного ветра меньше, чем тот же угол для истинного ветра. На рис. 2 это хорошо видно. Причем, чем выше скорость яхты, тем этот угол острее. А положение парусов надо настраивать именно под вымпельный ветер. Из этого следует тот факт, что быстроходные спортивные суда практически всегда ходят острыми курсами, независимо от направления истинного ветра.
Наличие эффекта курсового ветра может помочь еще и в такой ситуации. Представьте полный штиль, а ваша яхта попала в течение (на реке, или, например, приливное морское). Движение яхты в течении воды создает курсовой ветер. При благоприятных обстоятельствах его может быть достаточно, чтобы наполнить паруса. И яхта сможет двигаться поперек течения при полном штиле.
Не забывайте оставлять комментарии и задавать вопросы. Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новую статью.
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Ветер является основным элементом сэйлинга. Это то, что питает каждую парусную лодку. Перед тем как выйти из марины, яхтсмен должен сначала оценить ситуацию с ветром. В каком направления дует ветер? Какая у него скорость? Как меняется ветер?
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Сейчас мы рассмотрим не погодные сайты, а базовые наблюдения за погодой и простую физику, которые должен освоить каждый яхтсмен. Для того чтобы понять ветер, как минимум посмотрите на окружающие флаги и определите, в каком направлении они развиваются. Ищите движение ветра на воде. Если вода плоская и гладкая, логично, ветра мало; однако, если вы видите белые шапки, то ветер намного сильнее. Находясь на яхте, вы можете заметить изменения ветра, по цвету воды. Более темное пятно показывает изменение ветра или порывы. Определять подобные изменения — это очень полезный навык для яхтсмена, поскольку это позволит вам быть готовым ослабить или набить паруса.
Парус тянет лодку вперед так же, как крыло поднимает самолет. Когда ветер проходит над верхней кривой крыла самолета, давление воздуха уменьшается, и более высокое давление под крылом поднимает его в сторону более низкого давления. На парусной лодке изогнутый парус функционирует таким же образом, создавая подъемную силу для продвижения яхты вперед.
Опытный яхтсмен также принимает во внимание разницу между истинным и вымпельным ветром.
Истинный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда стоите на месте.
Вымпельный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда двигаетесь. Это сочетание истинного ветра и ветра, созданного вашим движением. Поэтому вымпельный ветер достигает максимальной скорости на острых курсах — от галфвинда до бейдевинда, а своего минимального значения — на курсе фордевинд.
Еще один важный момент в сэйлинге, в котором нужно хорошо разбираться – это курс лодки относительно ветра – отношение лодки и паруса к направлению ветра. Парусная яхта не может идти прямо навстречу ветру — паруса будут просто трепыхаться. Большинство лодок могут идти курсом относительно ветра не меньше 45 градусов. Меньше — паруса больше не будут эффективно генерировать тягу.
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Курс относительно ветра (Points of Sail)
Левентик (Head to Wind) — это то самое положение, когда ветер по отношению к лодке дует спереди — в нос. Яхта на парусах не может идти против ветра, поэтому левентик в принципе не является курсом, правильно будет сказать «положение» или «мертвая зона».
Бейдевинд — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодка составляет менее 90 градусов. Тяга паруса при этом курсе целиком определяется его подъемной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается. Таким образом, при бейдевинде, парус, устанавливаемый с минимальным углом к вымпельному ветру, работает полностью по тому же принципу что и аэродинамическое крыло.
Крутой бейдевинд (CloseHaul) – курс при котором лодка находится от 30 до 45 градусов от источника ветра, и паруса будут очень туго набиты.
Полный бейдевинд (Close Reach) – курс при котором лодка находится от 45 до 60 градусов от источника ветра, а паруса раздувает за пределы лодки.
Галфвинд (Beam Reach) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодки составляет около 90 градусов – от 80 до 100 градусов. На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости яхты (ДП), а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом, его тяга равна продольной составляющей подъемной силы. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам. Это самый быстрый, комфортный и управляемый курс для среднестатистической яхты.
Бакштаг (Broad Reach) — курс ветра, который дует на 100-170 градусов по отношению к лодке, проще сказать – сзади-сбоку. Парус устанавливается под углом к ветру и давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Для подавляющего большинства лодок — это самый быстрый курс.
Крутой бакштаг – курс при котором лодка находится в положении менее 135 градусов от источника ветра.
Полный бакштаг – курс при котором лодка находится в положении более 135 градусов от источника ветра, то есть приближающийся к фордевинду.
Фордевинд (Run) — курс, при котором ветер направлен в корму под углом 180 градусов, и лодка идет полным ветром. Другими словами, фордевинд — это попутный ветер, но это не значит, что он самый быстрый. Более того, он требует от шкипера быть внимательным, и также дает возможность установки дополнительных парусов. Например, спинакер ставится исключительно на этом курсе.
Курс относительно ветра
Также важно знать разницу между следующими терминами:
Против ветра (Upwind): движение лодки против направления ветра
По ветру (Downwind): движение лодки в направлении, в котором дует ветер
С наветренной стороны (Windward): сторона лодки или направление, откуда дует ветер
С подветренной стороны (Leeward): сторона лодка, которая защищена от ветра
Правый галс (Starboard Tack): когда правый борт яхты находиться с наветренной стороны
Левый галс (Port Tack): когда левый борт яхты находиться с наветренной стороны
Привестись к ветру (Heading up): пойти под более острым углом к направлению ветра, что приводит к ускорению лодки
Уваливаться под ветер (Falling off): увеличить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью лодки, что приводит к замедлению хода
При смене курса относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса. Для этого его необходимо выбирать (подтягивать), или же травить (отпускать).
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Если вы оказались в мертвой зоне, а вам необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, в таком случае применяется лавировка — это движение к вашей цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот, и существует два типа лавировки:
Совершая маневр, нос лодки пересекает линию ветра. Судно приводится до положения левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Это идеальный маневр для современных круизеров которые оснащены бермудским парусным вооружением.
Теперь, когда вы понимаете, что нужно обязательно читать ветер, вы сможете начать практиковать это вживую на лодке. С практикой любой начинающий яхтсмен может научиться использовать ветер в своих интересах и получить лучшую круизную или гоночную скорость. А знание морских терминов крайне важно для управления лодкой и совершения маневров, в которых задействован экипаж. В таком случае все пройдет слажено и гладко.