Вследствие чего опасная ситуация может стать экстремальной обж 6
6 класс. ОБЖ. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?
6 класс. ОБЖ. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
С давних времен человек подвергается всевозможным опасностям. В первобытном строе человеку угрожало множество опасностей. Например, он мог погибнуть во время лесного пожара, от засухи, от лап диких животных, в неурожайный год первобытные люди могли погибнуть от голода. Именно эти ситуации являлись для них экстремальными.
Человек эволюционировал, развивался – условия жизни изменились, изменились и первостепенные опасности для человека, хотя и сейчас стихийные бедствия ставят человека в затруднительное положение (рис. 1).
На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.
Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.
Рис. 2. Не рискуйте без надобности (Источник)
Современные маугли
Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.
Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.
Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.
Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина (Источник)
Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.
Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.
Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.
Экстремальная ситуация – это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.
Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.
Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:
— болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);
Другим условием может быть:
— резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);
— вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.
Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.
Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками (Источник)
Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.
— спровоцировал на агрессию зверя;
— отравился ягодами в лесу;
— отстал от туристической группы на маршруте
— потерял ориентацию в лесу;
— заблудился в пещере.
Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.
Волчьи ягоды
Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.
Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.
Волчьи ягоды – это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:
Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).
Во-первых, волчьи ягоды – это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия – волчеягодник, волчник, дафна).
Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2–3 штуки, как у облепихи.
Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура. Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!
Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.
На уроках географии вам расскажут о климатических поясах – обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.
Обучение выживанию
Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.
В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).
Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.
Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию (Источник)
Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.
Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:
— Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника – худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.
— Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).
— Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.
Специалисты дают такие советы:
— экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;
— экстремальных ситуаций нужно не допускать;
— не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;
— чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;
— чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.
Знания – одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.
Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.
Источники
http://interneturok.ru/ru/school/obzh/6-klass
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
Конспект урока на тему «Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях»
Конспект урока по ОБЖ (6 класс).
Тема: Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
Сформировать представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе.
Образовательная: Формировать у учащихся представления об основных видах экстремальных ситуаций в природе и причинах их возникновения.
Развивающая: Развивать мыслительную деятельность, память, воображение, связную устную речь;
Воспитательная: Научить отличать экстремальные ситуации в природе от чрезвычайных ситуаций, знать, как действовать в таких ситуациях.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Оборудование: наглядные и раздаточные материалы.
На ваших столах лежат карточки с заданиями. Обратите внимание на задание №1 ( приложение 1). Вам необходимо составить слова из предложенных букв.
Скажите, как эти три слова могут быть связаны между собой?
Отвечают на вопрос.
Отгадывают тему урока.
Объявление целей и темы урока
Давайте запишем тему урока на доске.
Наша тема « Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.»
Наши цели и задачи на сегодняшний урок это ознакомится с основными видами экстремальных ситуаций в природных условиях, причины их возникновения и кик действовать в таких ситуациях.
Записывают тему урока в тетрадь.
Слушают цели и задачи урока.
Основная часть урока
Зачастую природа преподносит людям суровые испытания — землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лавины, снежные заносы и др.
Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный и другой ущерб (разрушение промышленных сооружений, жилых зданий, населённых пунктов и т. д.). Такие процессы и явления называют стихийными бедствиями — чрезвычайными ситуациями природного характера . Для них, как правило, характерны непредсказуемость и неопределённость времени наступления.
Учитель задает вопрос ученикам и просит привести пример.
Возможны ли и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно и имеющие отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды?
Конечно возможно например смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевания, отравления, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование.
При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными .
Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.
Такие ситуации могут возникнуть при нахождении человека в природных условиях (в лесу, в горах, в пустыне, на реке, в поле) на значительном удалении от обжитого места.
Для выхода из экстремальных ситуаций необходимо проявить выдержку и самообладание. Это как бы пик напряжения физических и душевных сил.
Рассмотрим подробнее и запишем экстремальные ситуации, возникающие в природных условиях.
Основные виды экстремальных ситуаций в природе
Смена климатогеографических условий
Резкое изменение природных условий
Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
Вынужденное автономное существование
Первое у нас, это смена климатогеографических условий.
Учитель задает вопрос ученикам.
Как смена климатогеографических условий может повлиять на организм человека?
Смена климатогеографических условий. При перемене привычного места проживания, т. е. при смене климатогеографических условий жизни, достаточно часто возникают следующие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу, и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов; солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелёте (допустим, на отдых или в командировку), как правило, известно заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.
Учитель задает вопрос ученикам.
Какими могут быть резкие изменения природных условий?
Резкое изменение природных условий . Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, ураган, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населённых пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению или перегреву организма, переутомлению, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населённого пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, возникает проблема длительного выживания.
Следующее заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи , не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессии которых связаны с пребыванием в природной среде. Это могут быть травмы (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусы животных, тепловые и солнечные удары, переохлаждения, инфекционные заболевания. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия на организм может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.
Учитель задает вопрос ученикам.
А у вас были заболевания или повреждения которые требовали экстренной медицинской помощи?
Вынужденное автономное существование — наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.
Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.
В этом 2019 году в Свердловской области произошла трагедия.
Одним из первых в планах 2019 года было покорение вершины горы Сухогорский камень, что находится в городском округе Карпинск, недалеко от поселка Кытлым. Горы в том районе пользуются популярностью, ведь тропы на их вершины истоптаны тысячами туристов со всей Свердловской области.
Для того, чтобы забраться на вершину, не нужно какое-либо специальное оборудование. Да и находятся они относительно недалеко от турбазы.
Девушки были в компании еще шести человек 19 января на своих автомобилях приехали к туристической базе “Серебрянский камень” и разделились на две группы. Трое пошли в горы с палатками, чтобы остаться там с ночевой, а пятеро, в числе которых были девушки пошли в поход с целью дойти до вершины и в этот же день поехать ночевать Карпинск.
К трем часам дня туристы преодолели около десяти километров. К тому времени поднялся ветер и начался снегопад. Подниматься в таких условиях на вершину опасно и бессмысленно, так как из-за ухудшения видимости никакой красоты разглядеть не удастся. Туристы повернули обратно и двинулись в сторону базы той же тропой, по которой поднимались.
В пути им встретился знакомый турист, который вопреки непогоде поднимался наверх. Девушки задержались с ним на небольшой разговор, а остальные продолжили спуск, думая, что те их догонят. Прошло время, но отставших женщин было не видно.
Тогда туристы развернулись и вновь пошли в направлении вершины горы. Около двух часов они искали своих спутниц, но безуспешно. Тогда было принято решение быстрее добраться до базы “Серебрянский камень” и сообщить о случившемся.
Был определен район поисков. Там, где нельзя было проехать на автомобиле, отряды спасателей ездили на снегоходах. Подключить к поискам вертолет не удавалось из-за метели, которая бушевала в горах.
Поисково-спасательная операция продолжалась без перерывов. К ней подключалось все больше спасателей. Пропавшие девушки тем временем провели в лесу уже две ночи. На утро понедельника, 21 января, распогодилось и спасатели смогли поднять в небо вертолет. Когда он летел из Екатеринбурга в сторону Кытлыма, на пульт диспетчера по вызову экстренных оперативных служб “112” поступил звонок от пропавших.
Это произошло около девяти часов утра. К этому времени за ходом поисково-спасательной операции уже следили местные и региональные СМИ. Новость о том, что пропавшие вышли на связь, казалась счастливым финалом истории, ведь если есть связь, значит, они где-то рядом с населенным пунктом, живые, и за ними уже летит вертолет, готовый их эвакуировать.
Позднее стало известно, что все не так, как казалось на первый взгляд. Женщины действительно вышли на связь со спасателями, но не смогли объяснить, где они. Из ориентиров пропавшие указали лишь то, что находятся в каком-то заброшенном поселке, который находится на склоне горы. Спасатели обследовали все известные заброшенные поселки, которые находятся в зоне поисков, но женщин не нашли.
Потеря группы в результате отставания или отрыва от неё, несвоевременного выхода к месту сбора группы.
Учитель задает вопрос.
При каких обстоятельствах еще может возникнуть вынужденное автономное существование?
Авария транспортного средства (самолёта, автомобиля, теплохода и т. д.).
Однако не всякое автономное существование следует считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами питания, знает свой маршрут и без приключений идёт по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.
Другое дело, что во время похода (экспедиции) могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты питания, при переправе унесёт чей-то рюкзак с нужным снаряжением.
Помогите ответить на вопросы по обж.1.Что такое опасная ситуация? Приведи примеры.2.Вследствие чего опасная ситуация может стать
MTV Россия – круглосуточный музыкально-развлекательный телеканал. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 11 до 34 лет. Вещает в России с 25 сентября 1998 года. Охват вещания — 618 городов РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. Аудитория MTV Россия составляет 93,2 млн.человек. Эфир MTV Россия составлен из российских и зарубежных телепрограмм и музыкальных видеоклипов.
Я горжусь своей родиной! В России очень много неописуемо красивых мест,стоит только выйти из дома, из города. Много здесь рек и озёр, морей и полей, лесов и лугов
Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.
Виды Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне. Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов.Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.Спортивная аэробика — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики. Разные виды оздоровительной гимнастики.
Презентация по ОБЖ на тему «Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях». (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы безопасности жизнедеятельности. Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Урок № 7 6 класс Выполнила: преподаватель – организатор ОБЖ МАОУ «Вахтанская средняя школа» Малкова Ирина Борисовна.
Стихийное бедствие (сход лавины, наводнение, лесной пожар
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию
Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона, т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество.
Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу.
Условия для оборудования аварийного лагеря возможность укрыться от осадков, ветра и солнца; возможность сосредоточить в одном месте все необходимые вещи и продукты питания; возможность установить охрану, назначив одного или двух дежурных; определить место для устройства временного жилища, места для приготовления пищи и хранения продуктов; распределить обязанности между членами группы.
Запомните: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить — вот определяющие качества, которые помогут победить.
Запомните: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых — проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом.
Что мы усвоили? Назовите первые действия человека, оказавшегося в экстремальной ситуации
Что мы усвоили? Какие решения нужно выбрать, оказавшись в экстремальной ситуации?
Что мы усвоили? Что надо сделать, если вы приняли решение самостоятельно искать путь к спасению?
Что мы усвоили? Что надо сделать, если вы приняли решение оставаться на месте, ожидая помощи?