Всевышний не посылает испытания больше чем мы можем вынести
Терпение: Бог не по силам испытаний не даёт
Воистину, Аллах с терпеливыми
Сура Аль-Бакара айат 153
Что бы ни случилось в жизни верующего, его богобоязненные друзья, принося свое сочувствие, обязательно упомянут о необходимости проявления терпения в трудностях. Терпящему бедствия иногда подобное пожелание кажется бесполезным и даже раздражающим. Потому что, находясь в положении человека, которому необходимо потерпеть, сложно представить, что в этом есть нечто положительное. Вся польза проявления этого качества видна, когда испытание уже пройдено. И то только в том случае, если пройдено оно достойным образом.
Человеку, у которого есть солидный опыт преодоления трудных жизненных периодов, значительно проще поверить, что в горьком вкусе терпения заключена восхитительная сладость. Но секрет этой сладости скрыт в том, что всё равно каждый раз трудно поверить, что достаточно только проявить красивое терпение, и кошмарный жизненный кризис обернется для тебя хорошей новостью.
Примером проявления терпения и для последователей ислама, и для христиан является пророк Аюб (Иов), жизненные испытания которого могут ужаснуть многих, но при этом и вызвать мысли о собственном негероическом восприятии сравнительно небольших передряг.
Вдумайтесь, он потерял практически всё, что имел, а был до этого человеком, щедро оделённым благами. Говоря «всё», если мы говорим про Аюба, имеем ввиду и богатство, и многочисленное потомство, и здоровье. Терпение, с которым этот любимец Аллаха проходил через огромные лишения, стало примером в веках, никто из нас уже не может сказать о чем-либо, что «это невозможно терпеть».
Где любви – хотя бы капля, там терпенья – океан.
Отложенная награда.
Мы всегда торопимся получать дивиденды. Современный мир с пелёнок учит нас стремиться к максимально быстрому извлечению прибыли. Это касается не только бизнеса, но и жизни в общем. Между тем истиной является и то, что чем дольше ждёшь, тем больше получаешь. Тот, кто готов всю жизнь прожить в ожидании награды, отложив её получение на послесмертие, обретёт ожидаемое счастье: довольство и любовь Создателя.
«Взываю к Тебе за свою слабость, неспособность, и за своё унижение перед людьми. О, Милостивый из всех милостивых! Ты Господь слабых, Ты и мой Господь. На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? Если Ты не разгневался на меня, то, что бы со мной ни случилось, нет разницы, но всё же быть здоровым легче. Сиянием Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя».
«Если Ты не разгневался на меня, то, что бы со мной ни случилось, нет разницы» – вот оно, правильное и наискромнейшее отношение к постигшему бедствию. Вот что должно беспокоить богобоязненного человека, когда на него обрушиваются неприятности. А вдруг это гнев Аллаха? А вдруг я потерял Его довольство?
А также нужно понимать, что может это наказание, которое несёт за собой очищение от проступка. Лучше терпеть здесь годами, чем в Вечности бесконечно. Во всём благо для верующего. А терпению надо обязательно учиться.
Где ж его взять – то?
Где берут терпение? Увы, в магазине не купишь… Оно приходит, когда получаешь знания в виде теории. Когда терпишь – в виде практики. А также религиозная практика и выполнение того, что велит тебе наставник помогает нарастить духовные мышцы, которые делают сложную задачу выполнимой. Ведь силачу ничего не стоит поднять десятикилограммовую гирю, но слабаку она кажется ужасно тяжкой ношей. Поэтому необходимо тренироваться постоянно, мы должны быть постоянно готовыми пройти испытания и проявить в них терпение. Ведь мы не знаем, когда оно нам понадобится. Так и человек, который тренируется в спортивном зале, не знает, когда его хорошая физическая форма сослужит ему добрую службу.
Житейская мудрость терпения.
Стоит также отметить, что с простой обывательской точки зрения терпение это тоже отличный рецепт успеха не только в вечности, но и в земной жизни.
Интервью с миллионером:
– Скажите, как вам удалось стать таким богатым?
– Просто нужно быть очень терпеливым.
– Ну, я знаю тысячу дел, на которые не хватит никакого терпения, а если и хватит, то все равно ничего не получится. Например, носить воду в решете…
– Вы ошибаетесь, нужно всего лишь набраться терпения и дождаться зимы.
Думаю, на этом примере становится понятно, что терпение необходимо не только для достижения рая.
А утешением и поддержкой для всех, кому сложно терпеть, пусть послужит стихотворение Лидии Коржан:
Мне бабушка, вздыхая, говорила,
Стирая липкий от горячки, пот:
«Терпи, родная! Ты ведь не забыла?
Бог не по силам испытаний не даёт!»
Когда дыханье заперто слезами,
Когда от боли сердце устаёт,
Как за щитом, я прячусь за словами:
«Бог не по силам испытаний не дает!»
Когда не удержаться без опоры,
Когда изменой –в сердце, напролет,
Шепчу с улыбкой:« Разве это горе?
Бог не по силам испытаний не даёт!»
И если, все «по дружбе» отвернутся,
Душа остынет, превратившись в лёд,
Мне остается только улыбнуться:
Бог не по силам испытаний не даёт!
Я их шептала, разгоняя тучи,
Слова простые, каждый их поймёт!
Мне помогали стать сильней и лучше…
«Бог не по силам испытаний не даёт!»
Трудности от Аллаха: наказание или испытание?
Удивительно положение верующего
Человек знает, что ему не стоит отчаиваться и терять надежду на Божью милость. Но шайтан искушает человека и пытается заставить усомниться в этом. Часто мы отчаиваемся и разочаровываемся в самих себе и чувствуем нашу беспомощность, неспособность изменить положение наших дел и преодолеть то внутреннее смятение, которое нас одолевает. Мы теряем надежду и перестаем верить во что-либо светлое. Мы забываем о том, что Аллаху подвластно все, и стоит Ему сказать «будь», все изменится. Мы забываем о том, что Всевышний не наказывает, а человек не может быть совершенным.
Безусловно, это не означает, что мы не должны стремиться к тому, чтобы исправить положение дел. Умение преодолевать жизненные трудности заключается в том, чтобы укрепить связь с Всевышним во время трудностей. Пока Всевышний с нами, ни одна из ситуаций в нашей жизни не кажется такой безнадежной и нерешаемой. Все в нашей жизни, и плохое, и хорошее, временно, ни одна печаль не бывает постоянной. Испытания следует воспринимать как то, для чего они предназначены – как испытание нашей веры и приближение к Всевышнему. Положение верующего такого, что он сам обозначает те трудности, с которым сталкивается: либо это наказание и страдание, либо это повод стать лучше, стать сильнее и приблизиться к Аллаху. Испытания могут стать для нас абсолютным несчастьем, если человек будет воспринимать их как наказание, и может привести к тому, что Он отдалится от Всевышнего. Понимание нашего положения и осознание милости Всевышнего позволяет верующему превратить испытание в то, из чего можно извлечь урок и средство приближения к Творцу. Осознание милости проявляется в покаянии и предоставлении себя воле Аллаха.
Во-первых, в каждой трудности вы не одни, с вами Тот, кто вас Создал. Тот, который все видит и слышит, даже то, о чем вы молчите, тот, который знает вашу душу. Независимо от того, какое горе мы переживаем и независимо от того, насколько брошенными себя чувствуем, с каждым – Всевышний. В Коране сказано: «Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» (20:46).
Когда человек осознает это, он чувствует, как становится ближе к Нему. Он дал эти испытания, Он даст и их решение. Каждый раз, когда с нами случаются неприятности или мы переживаем сложные времена, мы должны помнить о следующем:
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).
Иногда на нашу голову приходится столько трудностей, что мы не можем сосредоточиться на чем-либо другом, кроме трудностей, которые нас постигли. Но если бы мы помнили о благословениях Всевышнего, мы бы не смогли их всех пересчитать. Напоминание о великой милости Всевышнего заставляет нас посмотреть на испытания в системе всемирной справедливости.
Среди 99 имен Всевышнего – Милостивый, Милосердный, Справедливый и Мудрый. Испытание, вышедшее на вашу участь, возложено на вас не кем-то случайным, а Мудрейшим из мудрейших, тем, кто ближе к вам, чем ваша сонная артерия.
Конечная цель жизни верующего заключается в достижении довольства Всевышнего и Его рая, и все мы нуждаемся в истинном поклонении Всевышнему так, как Он того заслуживает. В хадисе говорится: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня».
Наша приверженность проверяется во время испытаний: будем ли мы близки ко Всевышнему тогда, когда все хорошо или же будем оставаться также близки к Нему в моменты сложностей.
«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (22:11).
И помните: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!
Терпение при бедах
Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.
Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:
الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع
«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми» («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:
فاصبر إن وعد الله حق
Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду)».
Также Всевышний Аллах говорит:
وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً
Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни» («Алу Имран», аят 120).
Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:
بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين
«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном)».
Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу)» (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر
«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение».
Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.
Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе
Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.
Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:
ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله
Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха» («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.
Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.
Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك
«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами» (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).
ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого» (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.
Отсутствие бед – повод для беспокойства
Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения» (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من يرد الله به خيراً يصب منه
«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия» (имам аль-Бухарий).
Как проявлять терпение
Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:
فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ
Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба» (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.
Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:
1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.
2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.
3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.
4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.
Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.
Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Испытания и отношение к ним в исламе
Жизнь каждого человека в большей или меньшей степени насыщена испытаниями, ниспосланными ему свыше.
Как правило, люди называют испытаниями лишь события, несущие в себе негативные последствия, хотя испытывать Аллах свои создания может и посредством богатства, власти, авторитета и так далее. В Священном Коране сказано по этому поводу:
Как видим, добро даже ставится на первое место.
Всевышний по своему умыслу наделяет каждого человека своей судьбой. Одних он может всю земную жизнь испытывать горем и бедами, других же – счастьем и богатством, но в Судный день каждое из творений Господа понесет ответ за свои деяния в этой жизни. В связи с этим, не стоит воспринимать какие-либо трудности, посланные нам свыше, исключительно с негативной точки зрения. Во-первых, не стоит забывать, что Всевышний посылает испытания тем рабам, которым он желает добра. В одном из хадисов говорится: «Если Аллах желает кому-то блага, то Он подвергает его испытаниям» (Бухари).
Виды испытаний
1. Испытание страхом и голодом
В Своём Откровении Создатель говорит нам:
2. Испытание имуществом и детьми
3. Испытание жизнью и смертью
4. Испытание богатством
5. Испытание окружающими людьми
6. Испытание земной жизнью
Как следует реагировать на испытания Господа?
Польза от испытаний
Любое испытание, несмотря на, казалось бы, его исключительно негативную составляющую, способно принести немало пользы человеку.
1) Испытание способно принести большую награду
Пророк (с.г.в.) однажды напутствовал: «Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит каких-то людей, то испытывает их» (Тирмизи).
2) Испытания стирают грехи человека
На этот счёт существует хадис: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари).
3) Укрепляют веру и дух человека
После успешного преодоления трудностей у верующего, как правило, укрепляется уровень его имана (веры), так как он терпел и надеялся на поддержку Всевышнего и она пришла, а также укрепляется его моральный дух.
4) Развивают чувство сострадания
Как правило, человек, у которого жизненный путь складывается довольно-таки хорошо, не задумывается о чувствах людей, находящихся в бедственном положении. Однако, оказавшись на их месте, он начинает это осознавать и в дальнейшем оказывает нуждающимся всяческую поддержку.5) Испытания способны объединить людей
Если испытание постигло нескольких людей, то в таких ситуациях возможно их сближение перед лицом общей беды или угрозы.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Аллах любит высокие устремления
Однако, даже испытывая Своих рабов, Аллах не перестаёт заботиться о нас. По милости Своей Он посылает нам испытания, которые нам проще всего выдержать. Он не возлагает на нас больше, чем мы можем вынести. Прежде чем подвергнуть нас испытанию, Он наделяет нас необходимым терпением, а вслед за трудностями посылает облегчение.
Одному Аллах посылает болезнь, зная, что тот может злоупотребить своим благополучием, а другого Он одаряет крепким здоровьем, зная, что он не сможет вынести тягот болезни. Он одаряет человека щедрым уделом, если тот не сможет благодарить Его в период лишений, и делает скудным удел того, кто легко обольщается богатством.
И они трудятся, трудятся не ради богатства или карьеры, не ради славы или признания, но ради довольства Всевышнего Господа и приближения к Нему в жизни вечной. Только не подумайте, что они полностью отрекаются от этого мира. Нет, они много работают, но зарабатывают только честным трудом и сторонятся всего запретного.
Они не подворовывают и не берут взяток, даже когда заработка не хватает на удовлетворение всех нужд. Они тоже хотят иметь просторную квартиру и удобный автомобиль, но не берут кредитов в банке и не называют это вынужденной мерой. Они довольствуются тем благим, что Всевышний посылает им, и стараются снискать Его милость дозволенными путями, и Он непременно вознаграждает их за благочестие и терпение.
А ещё они много молятся. Не только днём, когда они заняты поисками земного удела и едва успевают совершить обязательные молитвы, но по ночам, когда мир вокруг утихает и ничто не отвлекает их от размышления над аятами Корана. А ведь они любят размышлять над Кораном, в котором они находят ответы на самые сложные вопросы и поддержку в самый трудный час.
Размышляя над писанием Всевышнего, они понимают, как мало они стараются ради будущей жизни и как велика их ответственность за происходящее вокруг. Видя рядом страдающих и беспомощных людей, они не могут расходовать свои сбережения на приобретение того, без чего они могут обойтись. И как не похожи они на тех, чьи мысли заняты дорогими нарядами, развлечениями и путешествиями, даже если те молятся и постятся рядом с ними. Наверное, именно об этом говорится в хадисе, который приводится в «Зухде» имама Ахмада (с. 77): «Среди худших людей в моей умме те, которые живут в роскоши, едят много разных блюд, носят много разных одежд и говорят высокопарно». И хотя иснад этого сообщения отосланный, оно усиливается похожими хадисами, рассказанными со слов ‘Аиши, Абу Умамы и Абу Хурайры.
Мыслящий верующий близок к тому, чтобы погубить себя из-за того, что люди вокруг не внимают увещеваниям и приближают свою погибель. Его гнетёт собственный грех, за который он неустанно молит Аллаха о прощении. Его гнетёт беззаботность и беспечность окружающих. Он понимает, что не успеет сделать всё, что задумал и что угодно его Господу. Ему не хватает времени и средств. Он едва находит себе единомышленников, готовых разделить с ним все радости и трудности этого пути. Несмотря на это, он не торопит события, покорно принимает волю Всевышнего и делает то, что должен.
Он исправляет то, что можно исправить, распространяет свет знания и сеет семена добра, не взирая на недовольство и непонимание окружающих. Его не заботит, прорастут эти семена или нет, ведь он из тех, кто посадит саженец, даже если солнце взойдёт на западе. Он понимает, что гораздо проще говорить то, что люди хотят услышать, но ведь он ищет не признание толпы, а довольство Всемогущего Царя. И поэтому он никогда не променяет беспокойство великой цели на сладость неразумения.
О Аллах, облегчи наше испытание, прости грехи наши и даруй благополучие нам и нашим близким! Вдохнови нас на великие добрые дела и не дай пропасть в плену жалких амбиций и низких устремлений! Аминь.