Всенощная служба это что такое

Всенощное бдение — содержание и смысл службы

Всенощное бдение — что это

Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.

“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).

В древности это богослужение длилось всю ночь, начиная с позднего вечера до рассвета. Благодаря этому и появилось такое название. В буквальном понимании «Всенощное бдение» – это бодрствование в течение всей ночи. Такую молитвенную «работу» совершали первые христиане, укрываясь от гонителей в катакомбах, исполняя наказ пророка Давида: “Воздвигните ночью руки ваши к святилищу, и благословите Господа” (Пс.133.)

В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.

Суточный круг богослужения

Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:

Структура Всенощного бдения

Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.

Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению. Во время Литургии каждый верующий имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).

Всенощное бдение: смысл и содержание

В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.

Богопознание в Православии – это познание Любви и возрастание в Ней, потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». (1 Ин 4:16)

Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).

“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).

Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.

Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.

«Мы настолько погружаемся в земную суету, и попечения, – пишет священник Валерий Духанин в книге «Во что мы веруем», – что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение. Это богослужение, способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров».

Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.

Последование Всенощного Бдения

Начинается богослужение Великой вечерней. Открываются Царские врата. Дьякон и священник совершают каждение в полной тишине. Это безмолвное каждение призвано напомнить нам о начале творения мира, когда земля «была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Бытие 1:2)

Священник произносит первое возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», и под пение 103-го псалма, прославляющего Творца мира, кадит весь храм и молящихся. Это священнодействие призвано напомнить стоящим в храме не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни первых людей в раю, когда Сам Бог был с ними рядом.

Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.

Так в течение всей Вечерни Церковь обращает внимание молящихся на образы и события Ветхого Завета, пропитанные ожиданием пришествия в мир Спасителя. Молитвой «Ныне отпущаеши…» старца Симеона, дождавшегося встречи с воплотившимся Богом, подготавливается введение в богослужение Евангельских событий.

С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Полиелей

Пение хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя» возвещает о наступлении самой торжественной части всего Всенощного бдения. Она именуется полиелеем (греч. «многомилостие», «многое освещение»). Словами полиелея христиане воздают хвалу Богу за великую милость воплощения Сына Божия и спасение Им рода человеческого от смерти и рабства дьяволу. Во время полиелея открываются Царские врата, зажигается паникадило и другие светильники. В знак особого благоволения Божия к людям священником совершается каждение всего храма.

Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа.

Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.

В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.

Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:

«Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим».

Всенощное бдение: изменения в содержании

Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.

Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.

Наполнение Всенощного бдения на протяжении года меняется. Так, за несколько недель до наступления Великого поста в это богослужение включается пение псалма «На реках Вавилонских…». Он напоминает нам не только о ветхозаветном вавилонском пленении евреев, но и о рабстве дьяволу всего человечества после грехопадения.

Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).

На Всенощных бдениях, посвященных воскресным дням, после чтения Евангелия поется песнь: «Воскресение Христово видевше…»

Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:

“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.

Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.

Постоянные молитвословия Всенощного бдения

Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Источник

Всенощное бдение в православной церкви: распишем все нюансы

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

Всенощное бдение, или всенощная, – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такоеВсенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

— начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш. », а с возгласа начала утрени «Слава Святей. »;
— предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
— по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

Длительность Всенощного бдения

Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.

Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

Утренние молитвы

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое
Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое
Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое
Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

Хор в это время поет песнь Богородицы:

“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

“Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.”

В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Употребление термина в современной речи

Церковнославянская традиция рекомендует употребление следующих предложных конструкций: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д.

В устной речи имеет место употребление термина применительно также к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

Источник

Для чего верующие посещают Литургию и Всенощное бдение?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Перед воскресной литургией православные стараются посетить вечернюю службу. Ведь участвовать в главном Таинстве, даже просто присутствовать при его совершении, лучше всего, подготовившись молитвенно. Так связаны бдение и литургия.

Разъяснения церковного вечернего богослужения

В древности так именовали особое моление, длившееся всю ночь, а завершавшееся с рассветом. Символика бдения традиционно связывается со словами Господа о необходимости «бдить и молиться», а также с ожиданием Второго Пришествия.

У монахов

Впоследствии такая служба стала совершаться в иноческих обителях. Считается, что одним из первых ввел всенощную в Устав прп. Савва Освященный. Монахи его монастыря всю седмицу проводили в молитвенном уединении, приходя на общую службу лишь накануне воскресений, праздников. Поэтому они желали как можно более напитать душу совместной молитвой, а служба длилась всю ночь.

Полезные материалы

Устав для мирян

В Русской Церкви служба известна с XIV в. Тогда в обиход введен так называемый Иерусалимский богослужебный Устав, восходящий к традиции обители прп. Саввы. Так как приходского богослужебного Устава на Руси не существовало, монашеское бдение стало принадлежностью мирских храмов. Впоследствии возникла практика сокращения этого богослужения, которое, будучи проведено по Уставу, продолжалось бы не менее 8 часов.

Современное служение

Ныне в приходских церквях бдение также совершается только вечером по субботам, а также накануне праздников. Это особенно торжественная служба, которая отличается от обычного вечернего богослужения:

Служба обычно начинается с 5 или 6 часов вечера. Во многих храмах до ее начала проводится Таинство Исповеди, которое, в зависимости от количества исповедующихся, может продолжаться до конца богослужения, а при большом количестве людей – даже после его завершения.

Из каких частей состоит Всенощная?

В большинстве храмов в нее входят:

Перед большими праздниками служба может дополняться:

Символическое содержание службы – воспоминание пути человечества от Сотворения мира до Воплощения, проповеди, смерти и Воскресения Христа, а также Божия домостроительства спасения людей.

Вечерня

Бдение начинается со славословия Триединого Бога, Святой Троицы. Затем, при пении хором 103 псалма, прославляющего созданный Господом мир, священник кадит храм, обходя его по кругу. Это символизирует Самого Господа, ходившего в насажденном Им Раю во времена Адама.

Как правильно вести себя во время каждения?

В большинстве приходов верующие в этот момент стараются посторониться, давая дорогу священнику.

Существуют также разные мнения о том, следует ли во время каждения поворачиваться вслед за обходящим храм священником. Устав не содержит никаких пояснений по этому вопросу, так как предполагалось, что монахи – для которых он написан – молятся во время службы в стасидиях, высоких креслах, в которых можно как стоять, так и присесть. Расположены они были по стенам храма, соответственно, священник кадил каждого монаха.

Современные пастыри дают разные рекомендации:

Во всяком случае, во время каждения не принято делать замечания «неправильно» ведущим себя окружающим. Благодать, передаваемую через курение фимиама, следует принимать с должным благоговением.

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

После каждения

Царские врата закрываются, символизируя потерю Рая после отступления от Бога. Последующие молитвы, песнопения, чтения – покаяние согрешивших, ожидание спасения. Среди них:

После песней, посвященных празднику или воскресному дню врата открываются. При пении «Свете Тихий святыя Славы…» происходит вечерний вход.

Утреня

Все это богослужение посвящено Иисусу Христу, Его Рождеству, земной жизни, смерти, Воскресению. Именно поэтому первые слова службы – Ангельское песнопение, которое услышали пастухи в ночь Рождения Мессии: «Слава в вышних Богу…»

Но после этого праздничного гимна в храме гасятся свечи. В темноте начинается чтение Шестопсалмия – 6 псалмов царя Давида, в которых – покаяние, ожидание спасения, благословения Бога.

Центральный момент службы – Евангелие воскресного дня или праздника, перед чтением которого вновь следует каждение храма.

После этого читается Канон, посвященный празднику, воскресному дню, празднуемому святому (чаще всего несколько канонов совмещаются).

Богослужение завершается Великим Славословием, которым христиане приветствуют новый день. Тому же посвящено следующее далее последование первого часа.

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть Литургии – молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Всенощная служба это что такое. Смотреть фото Всенощная служба это что такое. Смотреть картинку Всенощная служба это что такое. Картинка про Всенощная служба это что такое. Фото Всенощная служба это что такое

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами Символа Веры. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

«Божественная Литургия есть ось мира: как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мира. А если бы не было этого, наш страшный, грешный мир от нечистоты и беззакония погиб бы и разрушился, если бы не освящался этими Великими Тайнами, страшными явлениями Божественного Искупителя. В этот момент освящается Престол, и храм, и все молящиеся освящаются; земля, самый воздух дает человеку все необходимое для жизни только потому, что на Престоле возлежит Святой Агнец, наш Иисус Христос, на дискосе и в Чаше под видом вина и хлеба».

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

Можно ли служить литургию без бдения?

В больших храмах литургия совершается ежедневно. Поэтому по будням накануне ее происходит рядовое вечернее богослужение. Если же речь идет о небольшом приходе, где службы идут только по воскресеньям, в таком случае накануне литургии всенощная обязательна.

О книге

Многие верующие говорят о том, что хотели бы лучше понимать службу – не только ее символическое значение, но также слова молитв, песнопений. Поэтому существуют издания для мирян, содержащие основные тексты с пояснениями к ним.

Среди таковых – неоднократно переизданная книга «Всенощное бдение и Божественная Литургия», составленная большим коллективом авторов. Она содержит тексты:

Службы сопровождаются небольшими пояснениями.

Существуют также другие пособия для участия мирян в богослужении. В них могут быть также представлены:

При выборе подобного пособия лучше обращать внимание на наличие архиерейского благословения на издание. А наиболее надежным местом, где можно приобрести такие книги, остается церковная лавка, закупающая литературу по благословению епископа или настоятеля.

Господь не случайно заповедал посвящать ему один из дней недели. Храмовое богослужение субботы и воскресенья позволяет отрешиться от суеты, почувствовать, где наша настоящая жизнь, каковы истинные ценности. Это знание затем сделает осмысленным наш земной путь, каким бы сложным он ни был.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *