Все то на что направлен познавательный процесс исследователя
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Смотреть что такое «ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ» в других словарях:
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ — это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная проблема не получает отчетливого формирования и осмысливания. У представителей милетской школы … Философия науки и техники: тематический словарь
ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — (от лат. – бросаю вперёд, противопоставляю; позднелатинское – предмет) фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то, что противостоит субъекту. Объект познания надорассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но … Философия науки и техники: тематический словарь
ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия
Объект (философ.) — Объект (позднелат. objectum ‒ предмет, от лат. objicio ‒ бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. О. становятся те существующие независимо от человека и его… … Большая советская энциклопедия
объект — фрагмент реальности, на к рую направлена активностъ взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся О. по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают как вещи… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЪЕКТ — (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
Объект — Объект ♦ Objet Этимологически «объект» это то, что стоит перед. Перед чем? Перед субъектом. Поэтому оба понятия неразрывно связаны между собой. Там, где нет субъекта, могут быть существа, события и вещи, но не может быть объекта. Всякий… … Философский словарь Спонвиля
объект — ОБЪЕКТ (позднелат. objectum предмет; от лат. objicio бросаю вперед, противопоставляю) то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во первых, та часть последней, которая… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объект — (предмет) соотносительно с понятием субъекта (подлежащее)означает вообще то, что дано в познании, или на что направленапознавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом естьчисто относительное и диалектическое, поскольку сам… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
объект (в теории управления) — объект Выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 107. Теория управления. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1984 г.]… … Справочник технического переводчика
Гносеология — Субъект и объект познания. Познание и практика
Все известные на сегодняшний день культуры имеют общую идею — обладание знаниями ценится как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к философской области знаний «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема формирования знаний и их оценки.
Гносеология (эпистемология) — это философская наука, которая занимается проблемами природы знания и его возможностей. Гносеология исследует вопросы, имеющие огромное значение для человечества. Является ли мир познаваемым? В каких формах происходит познание? Как знания об окружающем нас мире связаны с этим миром? Что такое истина и что такое ошибка? Что является критерием достоверности знаний?
В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Долгое время гносеологические проблемы не выделялись в самостоятельную область философских исследований. Это было характерно для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологические проблемы подчиняют себе все остальные проблемы.
По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда, с точки зрения
Л. Шестов, становится «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что проблемы гносеологии, начиная с выдающихся философов нового времени (Бэкон, Декарт, Кант и др.), были в центре внимания. Процесс формирования гносеологии как относительно самостоятельной науки начался в XVII веке, завершение этого процесса произошло в XX веке.
Это обстоятельство обуславливает тот факт, что сам термин «эпистемология» был придуман только в XIX веке последователями И. Канта. В настоящее время, помимо термина «эпистемология», используются его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология — в английском языке.
Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на постижение окружающего мира и себя в нем. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.
Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало в познавательном процессе. Объект познания — это то, на что направлена познавательная активность субъекта (в терминологии Канта — «вещь в себе»). Субъектом познания может быть отдельный человек, группа исследователей, в некотором смысле общество выступает как субъект познания по отношению к природе. Объект познания — это очень общее понятие, которое включает в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело до продуктов своей психической жизнедеятельности.
Необходимо различать объект и субъект познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в какой-то степени психические процессы, поскольку они относятся к здоровью человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является объектом познания, и каждая из этих наук изучает человека, а значит, и человека, с определенной точки зрения.
Субъект и объект познания. Познание и практика
Формирование субъекта познания предполагает формулировку познавательной задачи, выбор средств и методов познания.
Развитие учения о субъекте познания сделало необходимым рассмотрение познания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время разрабатывалась вне доктрины познания. Наиболее подробное развитие связь между познанием и праксисом получила в марксизме. Маркс характеризовал праксис как специфически человеческую, сознательную, целенаправленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.
Таким образом, хотя праксис — это материальная деятельность, она является объективной, в которой материальный и духовный моменты образуют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но он не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.
Типов практики много, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих разновидностей. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве своих элементов конструкторскую и проектную деятельность (проектирование) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время соотношение между различными видами практики существенно меняется, и более важное место занимает ее особый вид — научная практика (научный эксперимент).
Рассмотрение познания в единстве с практикой помогает объяснить, почему познание не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, а представляет собой процесс, обусловленный потребностями практики. Именно требования практики стимулируют познавательную активность. Познание развивается под влиянием практических потребностей социальной жизни и совершенствуется по мере развития социальной практики.
Это положение иллюстрируется тем, что познание формируется на основе всей социальной деятельности людей.
Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается и обрабатывается, а также — приборами и техническими средствами.
Данные, полученные в результате когнитивных усилий, используются на практике. Практика — это сфера применения созданного знания, сфера его воплощения в конкретных намерениях. Можно сказать, что практика функционирует как цель познания. Практика в процессе познания выполняет роль критерия истины, который проверяет достоверность полученных знаний.
Чувственное познание и его формы
Сенсорное познание происходит в трех формах: Сенсация, восприятие, репрезентация. Простейшей формой сенсорного восприятия является ощущение.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате прямого воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Чувства являются специализированными. Зрительные ощущения предоставляют информацию о форме предметов, их цвете. Слуховые ощущения предоставляют информацию о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство осязания позволяет нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на тело и т.д. Наконец, запах и вкус дают информацию о химических примесях в окружающей среде и составе проглоченной пищи.
Возможности человеческих органов чувств ограничены. Они способны составлять карту окружающего мира в определенных пределах. Например, зрительные органы чувств отражают относительно небольшую часть электромагнитного спектра с длиной волны от 400 до 740 миллимикрон. Все, что находится за пределами этого диапазона, не может быть воспринято человеческим глазом.
Существует множество доказательств ограниченности других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственно ощущаемого с помощью различных технических средств (микроскоп, телескоп и т.д.).
Самое главное, человек может познавать предметы и явления, недоступные его органам чувств, благодаря способности осмысливать и понимать объективные отношения, существующие между явлениями. «Поэтому, как писал Л. Фейербах, органы чувств человека вполне достаточны для познания мира.
Первая форма восприятия чувств (сенсация) характеризуется наличием анализа: Органы чувств формируются из набора факторов окружающей среды очень специфическими. Однако чувственное восприятие включает в себя не только анализ, но и синтез, который осуществляется в последующей форме чувственного восприятия — перцепции.
Восприятие — это целостный, структурированный сенсорный образ объекта, формируемый мозгом на основе синтеза сенсорных впечатлений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами внешнего мира. Восприятие основано на сочетании различных видов ощущений. Но это не просто их механическая сумма. Ощущения, возникающие от различных органов чувств при восприятии, синтезируются и формируют целостную картину объекта. Если объект восприятия — цветок, то визуально мы получаем информацию о его форме и цвете, обонянием — о запахе. Восприятие предоставляет информацию об объекте в целом.
Если ощущения и восприятия возникают только при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с объектом, то идеи реализуются в двух формах — в виде образов памяти и воображения. Каков механизм идей? Образ объекта в его памяти может быть восстановлен, если этому предшествует процесс непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Другими словами: Идеи формируются на основе ранее существовавших ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. В этом случае сенсорный образ, сформированный представлением, отличается от образа, который присутствовал при непосредственном восприятии объекта. Каковы его отличительные особенности? Во-первых, он указывает только на то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ содержит довольно общие черты и в этом смысле лишен красочности и индивидуальности.
Рациональное познание и его формы
Рациональное познание — это человеческое мышление, которое обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы сенсорного восприятия, поскольку обычные связи сенсорного восприятия недоступны. Они постигаются только через мышление.
Формы рационального познания (мышления) — понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это начальная форма рационального познания. Понятие — это форма мышления, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений. Формирование концепции — это сложный процесс, который включает в себя несколько мыслительных операций: Сравнение, обобщение, абстракция. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один объект с другим, чтобы выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение позволяет объединять однородные объекты на основе определенных общих характеристик. Абстракция — операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, поскольку участвуют в едином процессе формирования понятий. Например, при разработке понятия «дерево», с одной стороны, отходят от несущественных признаков этого понятия, таких как форма листьев, их цвет и т.д., а с другой стороны, выделяют общие и существенные признаки, определяющие содержание этого понятия. Такими характеристиками являются, в частности, наличие ствола и кроны. Итак, дерево — это растение со стволом и кроной.
Концепты раскрывают не только содержание объектов, но и их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются «большой», «маленький», «красивый», «некрасивый», «сильный», «слабый» и т.д.
Формирование новых понятий является свидетельством того, что познание сопровождает человека на всех его этапах. Это особенно заметно в связи с появлением новых понятий в науке. Открытие новых свойств объектов познания, а также отношений между ними, приводит к появлению новых научных концепций. Каждая наука имеет свой особый понятийный аппарат. Например, понятийный аппарат философии включает такие понятия, как «бытие», «материя» и т.д. Понятийный аппарат химии отличается наличием специфического понятийного аппарата. Понятийный аппарат химии включает такие понятия, как «элемент», «реакция», «валентность» и т.д. Социально-экономические науки основываются на понятиях «общество», «производство», «потребление» и ряде других понятий, которые отражают экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.
Научные концепции имеют различные области применения. Некоторые концепции применяются только в рамках одной науки, в то время как другие успешно используются в разных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но и в физике, астрономии и т.д.
Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что приводит к существованию так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером таких понятий является понятие «информация»). Возникновение общенаучных концепций также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер, к которым можно отнести, в частности, понятия «система», «организация», «менеджмент».
Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
Слово «истина» имеет много значений. Оно имеет разные значения в разных контекстах. Можно говорить о «настоящей дружбе», «настоящем произведении искусства». Это свидетельствует о том, что одно и то же слово имеет несколько значений. В этом смысле важно конкретизировать, какое содержание связано с термином «истина» в определенном контексте, а именно при рассмотрении проблем эпистемологии.
В эпистемологии термин «истина» используется для характеристики не некоторых вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому утверждение «таблица — это истина» нелепо. Понятие истины применимо только к человеческому знанию. Другими словами, истина — это свойство знания.
В античной философии существовала позиция, которая выдвигала сомнение в достоверности истины. Это называлось скептицизмом (от гр. doubt — сомнение). Идеи скептицизма нашли свое выражение во взглядах Пиррона (360 — 280 гг. до н.э.). Он считал, что вещи недоступны нашему познанию. Исходя из этого, мы должны воздерживаться от категоричных суждений. Идеи скептицизма встречаются также у Протагора, софистов.
На основе античного скептицизма в наше время развился агностицизм (от гр. недоступный знанию). Агностицизм — это философская позиция, согласно которой вопрос об истинности знаний не может быть окончательно решен. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм изложен в философии Д. Юма.
Оптимистическая позиция в вопросе истины существует и в античной философии. Она была разработана Аристотелем, у которого истина определяется как знание, соответствующее действительности (вещи, предметы, явления). Истина — это адекватное отражение реальности, представляющее ее такой, какая она есть на самом деле. Под этим подразумевается следующее: то, что утверждается мыслью, действительно происходит. Такая трактовка истины возникла на основе позиции, признающей принципиальную возможность человеческого познания внешнего мира. Концепция, согласно которой истина — это соответствие познания реальности, называется классической. Она называется так потому, что является самой древней из всех концепций истины. Она начинается с теоретического исследования истины.
Возникнув в античности, классическая концепция истины получила признание в эпистемологии. Это объясняется тем, что он наилучшим образом отвечает целям познания, в том числе научного познания.
Свойствами истины являются ее абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Давайте рассмотрим его содержание. Постижение истины — это процесс движения знания к все более адекватному отображению реальности. Однако этот результат не окончательный, а в любом случае промежуточный.
Истина как процесс представляет собой движение знания от неполного, приблизительно истинного знания ко все более полному и точному знанию, или от относительной истины к абсолютной истине. Абсолютная истина — это абсолютно точное, полное, истинное, под относительной истиной — относительно точное, относительно полное, относительно истинное отображение действительности в сознании.
Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность нашего знания, его ограниченность на данном этапе познания. Абсолютную истину, с другой стороны, можно охарактеризовать как вечную истину, которая никогда не может быть изменена в будущем.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института