Воздержание обдержательное что это такое

О воздержании

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Завершает перечисление плодов Духа у Апостола (Гал.5:23) воздержание. Соответствующее греческое слово у Апостола означает самоконтроль, способность держать в узде свои страсти и желания.

И вот воздержание — это способность одолевать свои хотения. Это огромное, почти недостижимое дело — что люди понимали и за пределами библейского мира. Как сказано в «Дхаммападе» (буддийский текст, созданный в III веке до н.э. – ред.), «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».

Мы можем не понимать всей остроты проблемы из-за привычки плыть по течению — лениться, когда лениво, злиться, когда нас что-то раздражает, и так далее. Но как только мы пытаемся жить христианской жизнью, хранить заповеди, поступать по совести, мы обнаруживаем, что мощный поток страстей и импульсов, как являющихся изнутри, так и нападающих снаружи, все время уносит нас куда-то в сторону. Вот, мы уже решили каждый день молиться, но все время лень и некогда. А особенно лень и хочется спать в воскресное утро. Как говорит писание, «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28), напротив, «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32)

Грехопадение ввергло нас в жалкое состояние внутреннего конфликта — «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15) Блаженный Августин описывает этот конфликт в своей «Исповеди» — «я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить…. Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе — и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться — она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука — это тело»

Речь идет не только — и часто не столько — об аппетите (чрезмерном) или половом влечении (когда оно тащит куда-то за пределы богоустановленного брака), но и других наших порывах, следовать которым было бы пагубно и ужасно глупо. Страсть к пустым разговорам и препирательствам, к ненужным вещам, к пустым развлечениям — ко многому тому, что, как мы сами понимаем, является пустым и вредным — но тем не менее, властвующим над нашей жизнью.

И вот Святой Дух созидает в нас воздержание — способность говорить «да» нашему подлинному благу и предназначению, и поэтому говорить «нет» каким-то нашим страстишкам.

В наше время добродетель воздержания особенно непопулярна — наша экономика функционирует благодаря тому, что продает удовольствия, а реклама постоянно призывает «брать от жизни все». Человеку, который от чего-то отказывается, внушают, что он упускает что-то важное, обедняет свою жизнь — ведь он мог бы взять кредит и купить то и это, и еще, и еще, пока бы ему не перестали бы выдавать кредиты… Впрочем, и в античном мире людям надо было объяснять, чем так важно воздержание.

Святой Апостол Павел сравнивает христианскую жизнь с тренировкой атлета: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного»

(1Кор.9:25). Спортивные состязания были очень популярны в античном мире, как и сейчас. Как и в наши дни, атлеты подвергали себя изнурительным тренировкам, соблюдали режим дня, ели строго определенную пищу, все для того, чтобы добиться своей цели — победить в соревнованиях, пережить короткий момент славы, получить венец. В античности на голову победителя возлагали венок из лавровых листьев, который увядал через несколько часов; именно поэтому Апостол называет его «тленным», то есть портящимся. Христианин же трудится и подвизается — от слова «подвиг» — ради того, чтобы обрести жизнь вечную, бесценную награду, которая пребудет с ним всегда.

Людям часто кажется нормальным и естественным прилагать огромные усилия для того, чтобы добиться чего-то тленного — денег и почестей, которые через какое-то время неизбежно выскользнут у них из рук. Кто из нас помнит имена олимпийских чемпионов десятилетней давности? А столетней?

Христианин призван обрести славу, с которой ничто не может сравниться — его примет, одобрит, похвалит не толпа на стадионе, а сам Бог, Создатель и Спаситель мира, не болельщики, которые его скоро забудут, а Христос, с которым он пребудет в вечности.

И чтобы обрести эту славу, христианский подвижник усмиряет и порабощает тело свое — как всадник обуздывает своевольного коня. Он полагает себе главную цель — святость, и приносит в жертву этой цели свои сиюминутные хотения и аппетиты. Он видит перед собой цель — жизнь вечную и блаженную, и охотно и радостно ограничивает себя во всем, чтобы достигнуть ее.

Источник

Воздержание обдержательное что это такое

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Нужна помощь

Новости строительства школы и Дома Причта на 27 ноября

Идет подготовка к конференции «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19»,которая состоится 30 ноября. За ноябрь на 28.11.21 собрано 57 664 руб. (+6 318 руб. за неделю). Сердечно благодарим!

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Поддержка сайта DOMMIL.COM и интернет-проектов Дома милосердия

На поддержку сайта и интернет-проектов Дома милосердия за ноябрь на 28.11.21 собрано 4698 руб. (+1031 руб. за неделю). Спасибо!

Новости

Конференция «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19»

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Благословение на Рождественский пост для духовных чад о.Сергия

Благословение на Рождественский пост для духовных чад о.Сергия

Статьи

Статьи/ Правильное воздержание с рассуждением

Правильное воздержание с рассуждением

Как найти меру воздержания. Основные святоотеческие правила излечения от страсти чревоугодия. Из сборника «Страсть чревоугодия и борьба с ней». Окончание. Предыдущую часть см. здесь.

Осуждение ближнего сводит на нет подвиги воздержания и нимало не пользует человека ко спасению. В благодарном сердце живет любовь, она привлекает благодать Божию, покрывающую плотскую немощь. Это надо помнить каждому, стремящемуся к аскетическим подвигам телесного воздержания.

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Опять же, смотри не на себя, а снисходя к немощи других, жалей всех, желай им утешения и укрепления телесного. У каждого своя мера, чужой меры ты можешь не знать, а Господь заботится о всех, соразмеряя нужду каждого. Радуйся когда ближний твой насытится, и воздай хвалу Господеви.

Отнюдь не распускай себя, а то можешь уязвиться завистью или осуждением, внимательно следи за собой.

Святой отец учит нас поиску меры — «золотой середины». Ибо крайности пагубны для духовного подвига. Не должно быть пресыщения, но не должно быть и уничтожения тела. Прп. Макарий Оптинский говорил о том, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Опытом отцов доказано, что неизмеренность пищи может привести плоть в неуправляемое, необузданное состояние, в котором человек не сможет справиться со своей похотью. Для людей в миру, имеющих много трудов на работе и дома, необходимо вкушать пищу в достаточном количестве до насыщения — иначе у них не будет сил работать. Плохой работник никому не нужен. Гранью насыщения мирянину следует положить меру, чтобы после еды не возникали похоть и лень. Более совершенные могут, конечно, стремиться к аскетическому образу питания. Но изменяющиеся обстоятельства жизни, здоровье и нагрузки будут менять и меру необходимого насыщения пищей. Все должно решаться индивидуально, с духовником.

Осуждение ее есть пища, и притом преприятная. Гнев также ее есть пища, хотя не так легкая, а подчас вредная и даже смертоносная. Зависть есть пища души, ядовито повреждающая ее соки и непрестанно мучащая ее, несчастную, счастливыми успехами других. Тщеславие ее есть пища, которая на время услаждает ее приятным вкушением, а после делает пустою, обнаженною и лишенною всякой добродетели и оставляет бесплодною и не способною приносить плоды духовные — и, след., не только лишает воздаяния за безмерные труды, но и привлекает большие наказания. Всякое похотствование и блуждание сердца непостоянного есть некое спасение души на своего рода пастбище, питающее ее вредными яствами, небесного же хлеба и твердой пищи делающее непричастною. Почему в святом пощении нашем, удерживаясь от всего этого, сколько сил есть, мы соделаем целесообразным и благоплодным соблюдение телесного поста. Ибо утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, представит приятнейшую Богу жертву и устроит достойное Его святости обиталище в чистых и благоукрашенных сокровенностях сердца. Но если, постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей нашей части, т.е. — когда мы бываем не исправны тою частью нашего естества, которая, собственно, соделывается жилищем Св. Духа.

Ибо не плоть тленная, а сердце чистое соделывается обиталищем Богу и храмом Духа Святого. Итак, надлежит нам, когда постится внешний наш человек, и внутреннего удерживать от вредных вкушений. Его особенно представлять чистым Богу, чтоб сподобиться принять в себя посетителем Христа, увещевает св. апостол, когда говорит: во внутреннем человеце вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16, 17).

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Чревоугодие проявляется в трех видах: один побуждает упреждать уставом определенный час принятия пищи; другой любит насыщать и переполнять чрево пищею, какого бы рода она ни была; третий удовлетворяется лишь приятнейшими и изысканнейшими яствами. Почему против него монах должен соблюдать троякое правило: во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; во-вторых, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простою какою-нибудь и дешевою пищею. А что в сем отношении допускается не сообразного с общим обычаем и употреблением, того древнейшее предание св. отцов не одобряет как оскверненного суетностью, тщеславием и хвастливостью. И мы никого не видели из тех, кои отличались даром ведения и рассуждения, и никого не знали из тех, коих благодать Божия выставила вперед как блистательнейшие светила для подражания, которые бы воздерживались от вкушения хлеба, почитаемого простым и не ценным. И наоборот, никогда не видали мы, чтоб кто-нибудь из тех, которые употребляли только зелень, овощи и древесные плоды, имелся в числе опытнейших мужей или сподоблялся благодати рассуждения и ведения.

Дела любви должно предпочитать посту. Этому научились мы у египетских св. отцов. Ибо когда мы, желая узнать правила сих старцев, пришли из Сирии в Египет, то нас принимали там с изумительно живым радушием сердечным; и куда бы мы ни приходили, нигде для успокоения нас не стеснялись соблюдением определенного уставом часа для принятия пищи, как мы обыкли видеть в монастырях палестинских, — но везде разрешали на пищу прежде того, кроме только среды и пятка. Один из старцев, когда мы спросили его, почему у них так свободно мимоходится правило каждодневного поста, ответил нам: пост всегда со мною, вас же я не могу удержать с собою навсегда. Притом, хотя пост многополезен и всегда нужен, но он составляет жертву произвольную; исполнение же дела любви есть не отложимое требование заповеди.

Итак, принимая в вас Христа, я должен напитать Его. Когда же провожу вас, тогда сделанное ради Его снисхождение могу вознаградить строжайшим постом. Ибо не могут сыны брачнии поститься, дондеже жених с ними есть. Приидут же дние, егда отъимется от них жених, и тогда постятся (Лк. 5, 34, 35).

Крайности, как говорят св. отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не побежденные чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Нам надо заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принимать пищи прежде назначенного времени или сверх меры, так и о том, чтоб употреблять ее в назначенный час, хотя бы и не хотелось; потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи возбуждаются врагом нашим. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Предлагаем еще одно спасительное наставление блаженного Макария, чтоб книгу нашу о постах и воздержании назидательно заключить мнением такого мужа. Он говорит, что монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пребыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби и потери — как могущий умереть каждый день. Этим советуется, в отношении к первому, т. е. посту, душеполезное благоразумие, которое бы заставляло монаха шествовать всегда путем ровной строгости в воздержании, не позволяя ему, в случае даже изнеможения тела, переходить от строгости к излишеству; а в отношении ко второму, т. е. обузданию движений душевных, — спасительное великодушие, которое было бы сильно не только презирать то, что кажется благополучным в мире сем, но и пребывать несокрушимым несчастиями и скорбями и пренебрегать ими как ничтожными, туда имея постоянно устремленным взор ума своего, куда каждый день и каждую минуту чает быть позванным» (Св. Иоанн Кассиан).

«Для не падавших особенное воздержание потребно только при движении похоти; а для падавших оно не обходимо даже до смерти; до самой кончины пусть они не дают утешения телу своему и борются с ним без примирения. Первым предлежит только охранять всегда чинное благоустроение ума; а последним надлежит еще умилостивлять Бога душевным сетованием и истаяванием (от глада и жажды).

Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение; и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объядения и тщеславия; но, боясь исчадий объядения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием. В мирянах корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах — объядение.

Видел я мужественных деятелей, которые, по некоторой нужде дав утробе малое послабление в пище, вслед за тем утомляли сие окаянное тело всенощным стоянием; и тем научали его с радостью отвращаться от насыщения. Как преступник, которому объявили приговор и который идет на казнь, не беседует о народных зрелищах; так и тот, кто истинно оплакивает грехи свои, не будет угождать чреву» (Св. Иоанн Лествичник).

Как найти меру воздержания

«В укрощении чрева употребим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Давай чреву своему пищу мерную и удобоваримую, чтоб умеренным насыщением отделаться от его алчности, а чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Если крайний предел чревоугодия есть — понуждать себя на принятие пищи, когда и не хочешь есть; то крайний предел воздержания будет — воздерживать естество свое, когда оно алчет, несмотря на то, что оно ничем в это время не провинилось» (Св. Иоанн Лествичник).

«Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило; потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соразмеряться и с силой тела. Не для всех возможно соблюдать пост по неделям; некоторые не могут быть без принятия пищи более трех или двух дней, а иным трудно пробыть без пищи до заката солнца. Не для всех также питательны овощи, или зелия, или сухой хлеб. Еще — иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта. Но все воздержники должны иметь одну цель: чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней вредоносный, греховный огонь.

Св. отцы мерою воздержания в пище положили — чтоб пищу, которую принимать заставляет нас необходимость поддерживать жизнь тела, переставали мы вкушать, когда еще хочется есть. Судя по сему, и немощный телом может являть добродетель воздержания в совершенстве, наравне с крепкими и здоровыми, если силою воли будет обуздывать пожелания яств, когда сего не требует бренность плоти. Ибо и апостол говорит: плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14). Он не совсем запретил иметь попечение о теле, а не велел только, чтоб это делалось по похоти, — похотливую заботу о плоти отъял, а разумного, необходимого для жизни содержания ее не исключил: то — чтоб чрез поблажку плоти не ниспали мы до пагубных дел похотливых, а это — чтоб тело, будучи расстроено неразумною строгостию, не оказалось бессильным к исполнению духовных наших занятий и трудов.

• Итак, мера воздержания должна быть определяема судом совести каждого. Всякий должен назначить себе — настолько воздерживаться, сколько требует сего брань плотского восстания. Посты, уставом определенные, всеконечно должно соблюдать; но если после них не будет соблюдаема воздержность в употреблении пищи, то соблюдение их не доведет до совершенной чистоты. Голодание в продолжительные посты будет иметь плодом только временное в ту пору изнеможение и истомление тела, а не чистоту целомудрия, если вслед за тем пойдет насыщение тела вдоволь: так как чистота души неразрывно связана с голоданием чрева. Не имеет постоянной чистоты целомудрия кто не довольствуется тем, чтобы держать постоянную ровность воздержания. Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстию чревоугодия. Посему лучше разумное с умеренностию подкрепление себя пищею каждый день, нежели по временам долгий и крайне строгий пост. Неумеренное неядение умеет не только колебать постоянство и твердость души, но и совершение молитв делать безжизненным, по причине изнеможения тела.

• Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состояниeм тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Кто не соблюдает одинаковой меры, но то постится чрезмерно, то пресыщается, — тот вредит как молитве, так и целомудрию: молитве — потому что от неядения не может быть бодрым в молитве, клонясь от бессилия ко сну; а целомудрию — потому что тот огнь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжает действовать и во время строгого поста.

• Мерное употребление пищи, по мнению св. отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее еще чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человека вдаться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух (Св. Иоанн Кассиан ).

«Благоразумие сердца да соразмеряет с состоянием тела труд воздержания, чтоб, когда расслабнет тело, не страдать и ему самому» (Прп. Нил Синайский).

«Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально; и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает осуждению. Сказано: горе вам, насыщенным ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25). Сверх того, невоздержный от неумеренности впадает в плотские страсти. Посему благочестно и надлежащим образом надо управлять телом» (Св. Ефрем Сирин).

ОСНОВНЫЕ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ИЗЛЕЧЕНИЯ ОТ СТРАСТИ ЧРЕВОУГОДИЯ

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Источник

Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание

Материнские заметки

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое

«Учитесь властвовать собою…»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Делай, что хочешь. Замечай, чего именно тебе хочется, и немедленно исполняй свои желания. Игрушки – когда ты маленький, вещи – когда большой. Еда – чего бы мне еще такого захотеть? Впечатления и зрелища, то, что способно зацепить – не только компьютерные игры, а просто непрерывное мелькание картинок, поток сообщений и «лайков», неважно чего – важно, чтобы смартфон всегда в руке и в голове…

В этом беспорядочном потоке не возникает даже вопроса: ограничивать ли себя. Неспособность «взять себя в руки» особенно ярко проявляется в области половых отношений.

Добрачные отношения, множество половых партнеров и пресловутый «гражданский брак», разводы – измены. Даже попытка остановиться, назвать вещи своими именами, то есть блудом, грехом, а по смыслу слова – блужданием без руля и ветрил, вызывает не только отторжение, но и агрессию.

Нельзя сказать, чтобы таких явлений не знала человеческая история. Такое – и хуже – бывало, и не раз. Падения совершались и в самые строгие времена. И сейчас с каждым из нас может случиться такое. И «самым правильным», самым строгим подвижникам случалось падать, так что – не о суде речь, ни в коем случае. Каждую овечку повесят за свой хвостик. Речь исключительно о нас самих. В чем мы растим самих себя и своих детей. Вот обсуждаю с одной девушкой – православной девушкой – фильм. Замечаю: вообще-то отношения героини и героя, которые «переспали» друг с другом, называются, как ни крути, блудом. А она в ответ: «Ты же понимаешь, что сейчас в жизни все не так. Сейчас не бывает такого, чтобы девушка сначала выходила замуж… Сейчас просто любят». Нет рамок – есть «любовь». А проще – мои желания. А в рамках – тесно… Как же быть?

Упорядочивание как педагогическая задача

Одна из задач христианского воспитания звучит странно и даже дико: «упорядочить» детей.

Святитель Иоанн Златоуст так заканчивает проповедь о воспитании детей, обращенную к отцам семейств:

Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума

Державное воспитание

Воспитать ребенка – как раз научить его властвовать собой. То самое умение управлять самим собой.

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять своими желаниями – одна из задач воспитания

«Начальники — те, которые умеют управлять сами собою. К душе имеют отношение следующие три предмета: дом, город и вселенная; во всем есть постепенность.

Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот должен прежде всего устроить свою собственную душу, потому что она – ближайший его дом.

Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть фото Воздержание обдержательное что это такое. Смотреть картинку Воздержание обдержательное что это такое. Картинка про Воздержание обдержательное что это такое. Фото Воздержание обдержательное что это такое Святитель Иоанн Златоуст

Эту идею гениально выразил русский народ, сказав о бездельниках и беспорядочных людях, что они «без царя в голове». Здесь как раз о душе как о царстве. О царе – не из серии «что хочу, то ворочу», а ровно наоборот: царь здесь тот, кто все в порядок приводит. А еще тех, у кого нет царя в голове, называют «разнузданными», такими, у которых нет узды, которые – снова и снова – не способны управлять собой.

Как же научить ребенка управлять самим собой? В самом начале здесь – самовоспитание родителей. Не может управлять другими людьми, своими детьми, тот, кто не научился управлять самим собой.

Управлять ребенком – не подчинить себе ребенка, не забрать в свои руки полную власть над ним, а подчинить, чтобы вскоре… отпустить. Ведь в итоге от нас требуется не рабов вырастить, а как раз свободных. Мы учим детей послушанию не для того, чтобы они выросли бесхребетными солдатами-исполнителями, как любят пугать «либеральные» ораторы. Как раз наоборот – чтобы привести наших детей к истинной свободе, чтобы наш малыш вырос и смог самому себе, как начальнику, подчинить свою собственную душу, и чтобы он смог в случае нужды управлять и другими людьми.

Пять способов научить ребенка воздержанию

В одном из текстов святитель Иоанн Златоуст буквально в одной фразе показывает методы и задачи воспитания детей (если совсем точно, здесь речь идет о сыновьях):

Здесь половина – о том самом воздержании. Попробуем по порядку:

«Обуздывать чрево»

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком. Это – о посте, о том, зачем нужен детский пост. Управление своими желаниями начинается с примитивного: научиться иногда ограничивать себя в еде, отказываться от чего-то вкусного, вообще – отказываться от чего-то именно из послушания. Это невероятно важная тренировка на пути к добродетели воздержания, на пути воцарения в собственной голове. И все это – именно для детей, а не только для взрослых людей: подобный подход предполагает, что ко взрослому состоянию ребенок уже должен освоить, хотя бы в общих чертах, эту добродетель.

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком

О том, как коррелирует «умение воздерживаться в еде» с формированием духовных качеств, совсем с другой стороны, но все же показывает исследование, приведенное в книге «Эмоциональный интеллект» Даниэла Гоулмана:

Впрочем, о том, что телесный-пищевой пост обязательно связан с духовным совершенствованием человека, говорит существование поста с древнейших времен – и в Ветхом Завете, и во всех, даже далеко не христианских культурах.

Как важно научить детей обуздывать чрево, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст повторяет не раз, в самых разных проповедях, и часто – снова соединяя разные виды воздержания в единый педагогический процесс:

В другом месте святитель говорит о ребенке:

В общем, воздержание в этом пункте – это про еду. А не про то, «что в душе», не о том, что «главное людей не обижать». Святые отцы получше нашего знали и повторяли – да, главное людей не обижать! Нет сомнений, главное – добродетели стяжать! И да – пост – всего лишь средство, а не цель. И тем не менее они настаивали на педагогической значимости пищевых ограничений.

«Воздерживаться от лишних издержек»

Почти современное «ограничение потребления». Только здесь – не во имя всяческой экологии, а во имя добродетели воздержания. Снова – умение управлять самим собой. И снова – не бросить все, ходить юродиво-голым по пустыням, а всего лишь не тратить, не покупать, не просить лишнего. Научить ребенка думать: а действительно ли мне эта вещь так нужна? Действительно ли нужно первоклашке устраивать день рожденья в крутом центре с двадцатью аниматорами и тортом высотой с ребенка, или можно позвать друзей домой и угостить их мороженым и пиццей? Действительно ли пятикласснику необходим айфон последнего поколения, или можно купить смартфон в пять раз дешевле, с такими же точно функциями?

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа

«Быть домостроителями»

Следующий пункт в русском переводе полного собрания творений Златоуста звучит непонятно: «быть расчетливыми». На самом деле у Златоуста говорится – быть οἰκονομικοί. Прямо и буквально речь об экономике, поскольку наша «экономика» происходит от слова «ойкос» – «дом». Так что уместнее это слово перевести как «домоустроительными», то есть: «пусть дети научатся управлять домохозяйством».

Снова об управлении. Но на этот раз – об управлении не только самим собой, но и своим ойкосом, окружением, бытом. Сначала ребёнок учится управлять самим собой, телом-желудком. Затем упорядочивает свое потребление – вещи, деньги, сокращает издержки. А как в древней, времен Златоуста, так и в современной экономике, сокращение издержек есть одна из основ успеха. Но мало «сократить издержки» – надо все устроить, упорядочить. И тот, кто приводит в порядок жизнь вокруг себя, приводит в порядок вверенную ему область жизни – пространство дома.

«Нежно любящими»

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить

Но и этого мало. Недостаточно сокращать издержки и ограничивать себя, недостаточно рассчитывать, устраивать и упорядочивать. Все это приобретает цель и смысл, если подчинено любви. У Златоуста – быть φιλόστοργοι, это именно о нежной, дружелюбной любви.

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить, не научится поворачиваться лицом, душой и сердцем к людям, к ближним своим. Да и вообще начало, суть и венец христианского воспитания – конечно же, любовь. Без нее наш расчётливый философ – не то что в медь звенящая или кимвал звучащий, а сухарь, даже на звуки неспособный. Зато с любовью эта философия воздержания превращается в настоящую мудрость.

«Пусть они научатся повиноваться власти»

Способность поставить себя на второе место. Хотя бы на второе, а не всегда на первое. Представить, что есть кто-то выше тебя, и ты спокойно воспринимаешь наличие такой иерархии в миропорядке.

Да, «к свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13), в этом христиане истинные либералы. Но в отличие от тех, кто сейчас либералами называется, христиане чужую свободу тоже уважают. И признают, что мы все равны перед Богом – но устройство миропорядка предполагает иерархию. И еще мы помним: «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Это – снова об управлении и об упорядочивании. Порядок в голове, порядок в доме – и порядок в обществе, государстве. И апостол Павел, и Златоуст получше нашего понимали, насколько безумной может быть власть – и в семье, и в государстве, – насколько извращенными могут быть требования власть имущих, насколько далекими от христианского учения. Но это, хотя бы в идее, повиновение власти, почтительное уважение к вышестоящим, способность признать, что кто-то может быть выше тебя – принципиально.

Космическое целомудрие

Привести ребенка к целомудрию – еще одна задача воспитания:

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках. Чтобы научить ребенка половому воздержанию, как раз и важно, по мысли Златоуста, приучать ребенка к воздержанию в пище – об этом уже была речь. Никто не говорит, что навык к посту гарантированно предохраняет от блуда – к сожалению, и жития святых, и патерики, и опыт общения с людьми «воцерковленныими» показывает, что гарантий тут нет никаких. И, к сожалению, кроме «просто поста», здесь много чего еще должно быть включено. Но пост здесь – и помощник, и дополнительный шанс, и тренировка, которая помогает нам и нашим детям не «распускать» себя.

Во времена Златоуста границы детства были другими. Например, девочка могла быть уже в 12 лет обручена, и замуж выходили в 13–16 лет, легко и запросто. Молодые люди женились позже, но все равно, учитывая среднюю продолжительность жизни, по-нашему скорее рано. И при этом власть отца, реальная и юридическая, была несравненно больше, чем сейчас. Собственно, тогда эта власть была, а сейчас ее нет. Поэтому многие советы святых отцов о том, как сохранить ребенка в целомудрии (например, о ранних браках, в которых имеется в виду подростковый возраст), могут не работать сейчас, хотим мы этого или нет. И тем не менее многие мысли великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста явно «на все времена» и могут помочь современным родителям ничуть не меньше, чем они помогали полторы тысячи лет назад жителям востока Римской Империи. Между прочим, в тамошних мегаполисах ситуация была, пожалуй, повеселее нашего – не только добрачные связи как норма, не только разводы и измены, но и откровенная педерастия в школах была обычным и часто даже поощряемым делом… Пожалуй, даже «толерантный» Запад не дошел еще до того состояния, в котором были античный Рим или Афины эпохи упадка. И в Константинополе, и в Антиохии времен Златоуста ситуация была не лучше. Святитель обращался к жителям мегаполисов, по нравам не очень-то отличавшимся от современной Москвы или Нью-Йорка – та же жизнь в многоэтажках, то же смешение культур, та же распущенность нравов, и тогда и сейчас люди, хотя бы пытающиеся жить к Богу, были довольно малым стадом.

Можно выделить несколько методов воспитания ребенка в целомудрии (здесь преимущественно речь идет о сыновьях), которые мы находим в творениях святителя Иоанна Златоуста.

«Говорить о девстве» [21]

Учить словами.

Наши дети должны услышать о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак

Совсем недавно мне довелось столкнуться со страшной историей. Молодой человек, из верующей семьи и вроде бы сам считающий себя верующим, «испортил» девушку – просто «переспали», по взаимному желанию, конечно. Человек правда тянется к Церкви – и вот он почти случайно он узнал, дошло: чудовищную вещь совершил. Говорит: я же не думал, что это настолько важно. Молодой человек хороший, добрый, и сейчас он серьезно намерен воздерживаться до брака, сколько бы лет ни пришлось ждать. Поразительно то, что церковное детство и юность не показали ему, четко и однозначно, насколько это недопустимый поступок. Дело не в том, что «не утерпел», а в том, что «не собирался терпеть».

И с такими ситуациями я сталкивалась уже не однажды: когда человек даже исповедуется, причащается – но считает блуд чем-то «не очень хорошим». Не границей, которую нельзя переходить в принципе, не преступлением – а так, конфету на кухне у мамы стащил. Наши дети, мне кажется, должны четко, ясно, доходчиво услышать слова о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак, грех, который может быть омыт покаянием – но покаяние еще как понадобится. Услышать четко и определенно хотя бы о том, как называются отношения вне брака: все те нелицеприятные, полуцензурные выражения, которыми наша культура спокон веков ограждала девушек и молодых людей от падения. Далеко не всех слова ограждают – но все же это забор, через который еще перелезать придется.

Подготовка к браку

Начатая с отрочества подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака

И каждый молодой человек в моей жизни виделся мне как «возможно, мой будущий муж, отец тех самых пятерых детей, которых я себе придумала» – или «точно не мой будущий муж, не дам ему растить моих деток». На эту тему можно говорить много, но здесь не будем об этом. Скажу только, что начатая с отрочества серьезная подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака с любимыми и честными людьми. Так что – система работает, проверено многими молодыми людьми и девушками и в 1990-е, и в нулевые, теми, кто учился в светских вузах и вел вполне себе активную и со всех сторон интересную жизнь.

Еще много чего

Здесь и опыт воздержников-аскетов, которые немало сказали и написали на эти темы в последние пару тысяч лет. И живой опыт девушек и мужчин, которые честно живут в наше время – и это об отношениях с родителями, об отношениях с друзьями, об учебе, о работе, о развлечениях, о спорте… Это разговор отдельный, конечно.

Как мы научим своих детей и самих себя управлять своими желаниями? Как мы научим их – и себя – держать себя в руках? Как научимся сначала подумать, а потом говорить, сначала соразмерить – найти меру – а потом делать? И в полноте радости принимать те великие дары, которые нам Господь посылает – не в беспорядочном «хочу немедленно», а в порядке, в нужном месте, в установленное время, чтобы Податель благ благословил и эти дары, и нас самих? У каждого из нас могут быть разные пути получения такого образования – в зависимости от обстоятельств, здоровья, возраста. Живи не как хочется, а как Бог велит – освоить эту народную и библейскую мудрость непросто. Но ведь когда с любовью, нежной любовью, когда с Богом – тогда ведь возможно все. И даже больше.

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:

[1] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI, PG 62, 154; ПСТ 11,1,190. Здесь и далее ПСТ – Полное собрание творений, с указанием цифрами тома, книги и страницы).

[2] Словарь Вейсмана. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train.

[3] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train (A Greek-English lexicon / Сomplited by Henry George Liddell and Robert Scott. – New York: Oxford University Press, 1996).

[4] Τί γὰρ ἴσον τοῦ ῥυθμίσαι ψυχὴν, καὶ διαπλάσαι νέου διάνοιαν – искусство упорядочивания души и образования ума (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, PG 58, 584, перевод наш, в рус. переводе: ПСТ 7,1, 617: «образования души и просвещения ума»).

[5] На церковнославянский ῥυθμίζειν возможно, может быть «пересказано» как въздръжати (ср. Златоуструй: «подобаше ти его въздържати»; см. ОР РГБ Ф. 98 (фонд Егорова). № 240. Л. 250. Однако и И. Срезневский, и Г. Дьяченко славянское въ(о)здръжати не возводят к Ῥυθμίζω.

[6] Показательна мысль императора Константина Великого о том, что Моисей своей мудростью «настолько превосходил своих предшественников, что и главнейшие между язычниками люди, то есть мудрецы и философы, старались соревноваться с ним в мудрости. Подражая ей, Пифагор настолько прославился своим воздержанием, что и воздержаннейшему Платону служил образцом умеренности» (Евсевий Памфил. Жизнь Константина. М., 1998. С. 201).

[7] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23).

[8] Иоанн Златоуст, свт. In Acta apostolorum LII PG 60, 366; ПСТ 5,1, 455.

[9] Μαθέτωσαν γαστρὸς κρατεῖν, πολυτελείας ἀπέχεσθαι, οἰκονομικοί τινες εἶναι, φιλόστοργοι, μαθέτωσαν ἄρχεσθαι. (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 548; ПСТ 11, 2, 682).

[11] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, IX, PG 62, 362-363; ПСТ 11,1, 433.

[12] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis. §79; Русский перевод: О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья / Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 193.

[13] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2. О покаянии ниневитян // Иоанн Златоуст, свт. ПСТ, 12.

[14] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §63; Рус. Пер. С. 189.

[16] Ср. Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 949, 983, 1010.

[17] σωφροσύνην δὲ τὴν κοσμιότητα (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546). Кοσμιότης – «порядочность, благопристойность, скромность, умеренность», κόσμιος (κόσμος) – соблюдающий порядок и т.п.

[18] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Titum, IV, PG 62,682; ПСТ 11,2,861.

[19] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. Речь идет именно о юности – после того, как проходит «ранний возраст», наступает следующий период, юность, время действия «похоти» (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, X, PG 57, 185; ПСТ 7,1, 100).

[20] Иоанн Златоуст возлагает ответственность за то, как формируется сознание детей, в частности, за половую распущенность, на их отцов (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. С. 680, 681). Эта же мысль высказывается и другими авторами, например, в «Постановлениях апостольских»: если дети «уклонятся в бесчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то вина за их души будет лежать на родителях» (Постановления апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая сергиева лавра, 2006. С. 103. Книга 4.).

[21] «Я уже говорил вам, что если зло становится трудноискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве (παρθενίας), о целомудрии (σωφροσύνης), о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещано в Писании» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 262–266; рус. пер. C. 179).

[22] Родители должны показывать ребенку примеры людей, ведущих воздержанную жизнь: это может быть пример «того, кто стоит во главе Церкви» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §83; Рус. пер. С. 194), пример воздержанных «рабов»: «ибо неуместно, когда раб является воздержанным, свободный же оказывается ниже его» (Там же. С. 193 ).

[23] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681.

[24] Ср. также: Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §81–82.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *