Вопросы по франшизе что нужно узнать

10 правил покупки франшизы

Вы решили купить франшизу, но не знаете, как не прогадать с выбором? В этой статье мы расскажем, какую нужно анализировать информацию перед покупкой при проверке франшизы.

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

10 правил покупки франшизы

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.

Франшиза – удобный инструмент, позволяющий начать дело с минимальными рисками, использовать опыт и наработки другой компании и иногда даже сэкономить на старте. Главное помнить, что риски существуют везде.

Новые франшизы выглядят часто очень привлекательно и обещают новичку большую прибыль с полноценной поддержкой со стороны партнёров. Но реальность иногда сильно отличается, особенно если у вас опыта ведения бизнеса не было вообще. Как обезопасить себя и свои вложения?

Правила выбора франшизы

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

Правило №1. Необходимо собрать, проверить и провести анализ информации о франшизе

В презентациях и на сайтах данных для принятия взвешенного решения о покупке бывает недостаточно! Необходимо сделать запрос владельцу или продавцу франшизы на получение:

— франчайзингового договора и иных договоров, необходимых для сотрудничества,

— списка информации, передаваемой после заключения договора,

— контактов действующих франчайзи.

Правило №2. Проверить компанию – владельца франшизы

Рекомендуется использовать специализированные ресурсы для определения надежности контрагента, что он действительно является действующим юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем, добросовестным плательщиком всех установленных действующим законодательством налогов, сборов и пошлин, в его отношении не принято решение о ликвидации или о признании его несостоятельным (банкротом) и т.п.

Дополнительно можете воспользоваться рейтингом лучших франшиз, чтобы облегчить себе выбор.

Бесплатные инструменты, которые мы рекомендуем вам использовать:

Правило №3. Узнать возраст бизнеса, на основании которого создана франшиза

Бизнес-модель ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВЕРЕНА ВРЕМЕНЕМ! Хорошо, когда масштабируемому бизнесу три и более лет. Нельзя покупать франшизу на бизнес, возраст которого менее года, потому что в этом случае бизнес не прошел все сезоны и модель сама еще находится на этапе тестирования.

Правило №4. Изучить договор

У настоящей франшизы должен быть Договор Коммерческой концессии или Лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте. Вариации по типу Договор об оказании услуг, Партнерское соглашение, Дилерский договор и т.д. – говорят о том, что это НЕ франшиза. В договоре особое внимание следует уделить:

Нужно не только прочитать и осознать каждое условие договора, а также показать договор юристу, имеющему опыт работы с франчайзинговыми договорами.

Условия договора коммерческой концессии регламентируются статьей 1027 ГК РФ (глава 54), которую необходимо изучить всем, кто собирается покупать франшизу.

Правило №5. Изучить финансовую модель франшизы

Финансовая модель должна показывать:

Каждую цифру необходимо поставить под сомнение и проверить. Часто в финансовой модели занижены затраты на запуск бизнеса, а в прогнозном плане продаж завышены количество чеков и сумма среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса.

Правильно, когда финансовая модель выполнена динамической, в ней содержатся ячейки, позволяющие выбирать показатели и значения из списка или вносить данные рыночных показателей применительно к территории открытия бизнеса, таких как: арендная ставка, уровень заработной платы, выбор системы налогообложения и т.д.

Правило №6. Связаться с действующими франчайзи

Необходимо убедиться в том, что обещания франчайзера соответствуют действительности. Действующие франчайзи – это единственные люди, которые уже прошли путь запуска бизнеса и ведут операционную работу по франшизе. У них есть проверенная информация о том, сколько, например, на самом деле требуется инвестиций на запуск бизнеса и когда они окупятся.

Правило №7. Посетить действующие точки франшизы и провести анализ их работы.

Следует воспользоваться услугами, едой или товаром на себе лично. Посмотреть как работает бизнес, и определить для себя стоит ли работать с данной компанией. Пообщаться с сотрудниками и клиентами выбранной компании. Это позволит определить ценности, которыми живет компания, понять составляющие бизнес-процессов.

Правило №8. Проверить востребованность у потребителей

Правило №9. Проверить Интернет, соц.сети и СМИ

Проверьте есть ли данная компания в социальных сетях (Vk.com, Instagram), как ведут активность. Для проверки присутствия точек, о которых заявляет франчайзер, рекомендуем использовать 2ГИС, Google Maps и Яндекс.карты.

Не стоит игнорировать общедоступную информацию в СМИ и сети Интернет. Из этих ресурсов также можно почерпнуть много полезных знаний о компании, с которой вы планируете работать. Особе внимание следует обратить на аналитические статьи и финансовые обзоры.

Правило №10. Хотите ли вы заниматься эти бизнесом?

Откровенно решить для себя, что данный бизнес подходит вам? Будет ли вам нравится заниматься ежедневно данным бизнесом? Этот момент очень важный как для вас, так и для франчайзера.

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнатьИрина Ищенко,

Источник

19 вопросов, которые надо обязательно задавать франчайзору

Бывает так: вы купили франшизу, были уверены в её надежности и думаете, что готовы ко всему. Но тут всплывают трудности и нюансы, к которым вас не готовили. Вы ви н ите франчайзора, но деваться некуда: договор уже подписан, бизнес рабо тает.

Чтобы избежать неприятных неожиданностей и не наступить на грабли, надо до покупки франшизы подробно расспросить франчайзора обо всех нюансах, которые могут всплыть в будущем.

Что это за нюансы и какие вопросы надо ОБЯЗАТЕЛЬНО задать франчайзору перед тем, как принять решение о покупке франшизы, рассказывает глава компании EMTG, организатор крупнейшей международной выставки франшиз Buybrand Expo Екатерина Сойак.

Сейчас я расскажу о базовых вещах, о которых стоит спрашивать у франчайзора.

На начальном этапе, безусловно, важно знать историю франчайзора, насколько это возможно. Как правило, это открытая информация, поскольку добропорядочный предприниматель сам заинтересован в прозрачности.

Поинтересоваться также стоит историей компании, предыдущими руководителями и кредитной историей.

Не забудьте и об аффилированных лицах, выясните информацию о других франшизах, с которыми они могли быть связаны. И вообще, поймите: что это за люди?

Читайте не только интервью в журнале Forbes и РБК, но и что топ-менеджмент пишет на своих страницах в Facebook, это поможет вам лучше их понять.

Поинтересуйтесь, какие планы у франчайзора на ближайшие, скажем, 5 лет и какова стратегия развития сети?

Не стесняйтесь задавать эти вопросы, т.к. вы подписываете долгосрочный договор и вам надо понимать, какие планы у франчайзора.

Узнайте, сколько у франчайзора партнеров, возьмите их адреса и номера телефонов.

Если франчайзор отказывается предоставлять вам списки и контакты франчайзи – разворачивайтесь и уходите.

Вопрос, который не надо стесняться задавать. В конце концов, если он сам не может добиться успеха, то что он может предложить вам? Вместе с бухгалтером и юристом изучите финансовую отчетность, выясните, приносили ли компании франчайзора прибыль.

Франчайзоры делятся на два типа: те, кто четко понимают, из чего состоит паушальный взнос, и те, кто формирует его с оглядкой на конкурентов.

У самого франчайзора вы должны спросить, что именно он включает в озвученную сумму.

5. Что входит во франчайзинговый пакет?

Возможно, такую информацию. франчайзор не выдаст, и получить её из других источников будет достаточно сложно. Но можно узнать у действующих франчайзи, если вы будете общаться.

Паушальный взнос и заявленный объём инвестиций – это не все инвестиции, которые вам придется сделать для открытия бизнеса по франшизе. Поэтому обязательно уточните: сколько еще и за что придется заплатить.

Во-первых, как формируется роялти? Процент от оборота? Или от прибыли? (Роялти в виде процента от прибыли, стоит заметить, встречается крайне редко при классической форме взаимодействия между франчайзором и франчайзи.) Возможен вообще вариант с фиксированной платой. Тут важно понять, что из этого для вас будет наиболее удобно и выгодно. Многие считают, что фиксированная сумма наиболее понятна, однако, она может существенно превышать потенциальный процент от оборота. Об этом стоит задуматься заранее, а не в процессе работы, потому что условия, скорее всего, уже нельзя будет изменить.

Есть ли маркетинговые платежи? Какие еще будут платежи? Возможно, вам придется у франчайзора ежемесячно что-нибудь закупать? Вот, например, маски и перчатки для персонала, которые превышают рыночную стоимость процентов на 40%.

Если франчайзор говорит, что при вложениях в 3 миллиона рублей франшиза окупится ровно за год, то это не всегда работает именно так. Поэтому очень дотошно собирайте все цифры и внимательно считайте. Если вы не уверены в своих силах – привлекайте того, кто умеет работать с цифрами.

Имейте в виду, что некоторые франчайзоры будут уходить от предоставления подобных цифр. Или предоставлять слишком идеальную картину.

10. Попросите показать операционное руководство.

Это лучше сразу уточнять у франчайзора. Чаще всего у франчайзора есть постоянные партнеры, работа с которыми при идеальном раскладе должна пойти вам на руку. Но если их расценки наоборот существенно снизят вашу прибыль, то изучите лучше более выгодные предложения.

Это важный вопрос, которым многие франчайзи задаются уже после подписания договора. А сделать это нужно, конечно, заблаговременно. Пренебрежение этим вопросом может вылиться даже в расторжение договора не по вашей воле, так что будьте внимательны.

Вы должны сами четко понимать, что вам необходимо от франчайзора для успешного ведения бизнеса. Желательно составить список, с которым и отправляться к вашему будущему партнеру. Это поможет вам основательно понять, что именно предлагает франчайзор.

Обеспечивает ли обучение?

Постоянно или одноразово?

И как поведет себя франчайзор, если вам потребуется несколько больше, чем он готов предложить?

Помогает ли выбрать локацию или только утверждает?

Какую маркетинговую поддержку оказывает?

Запросите маркетинговый календарь, хорошо, если он будет на год или хотя бы на 6 месяцев.

Спросите, какими инструментами пользуется франчайзоер для контроля расходов и улучшению продуктивности?

Важно также обратить внимание на то, чтобы все было зафиксировано в договоре

Вопрос с территорией работы важен не меньше, чем добросовестность франчайзора и раскрученность бренда. Узнайте, планируется ли вблизи от вашего места появление новых точек: собственных или тоже по франшизе.

Вместе с франчайзором обозначьте радиус вашего места, который никто не будет пересекать.

Известный товарный знак – одно из основных преимуществ работы по франшизе. Но нельзя «вестись» только на хорошо звучащий бренд, нужно обязательно получить документальное подтверждение его существования. Если франчайзор может продемонстрировать только запрос о регистрации, то это еще ни о чем не говорит, потому что его могут как принять, так и отклонить по разным причинам.

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно уточнить политику компании, с которой вы хотите работать. Вполне возможно, что франчайзор будет настаивать на вашем личном участии в операционной деятельности. Чтобы это не стало для вас сюрпризом, лучше обговорить такие детали во время переговоров.

Что делать, когда срок договора закончится?

Если вы захотите продать франшизу родственникам, знакомым, друзьям?

Как, в конце концов, расторгнуть договор так, чтобы не разориться?

Чтобы ответить на эти и другие сопутствующие вопросы, необходимо тщательно изучать условия заключаемого договора. При идеальном раскладе вы сможете и наследникам франшизу передать, и третьим лицам с согласия франчайзора продать, и правовые формы предприятия менять. Но это все необходимо узнать заранее.

Нередко франчайзоры используют знаменитостей для рекламы своей франшизы. Если есть или планируется такой звездный партнер, то обязательно уточните ваши права на него. Можете ли вы его позвать на свою точку? Нужно ли письменное согласие франчайзора? Сколько это будет стоить? Как часто это можно делать? Такие детали тоже должны быть в договоре.

Соберите информацию о возможных доходах. Во-первых, попросите франчайзора ее предоставить. Во-вторых, обратитесь к франчайзи. В-третьих, сами или с помощью бухгалтера проанализируйте полученные данные: насколько это выгодно? Может, условия конкурентов лучше?

Это базовый перечень вопросов, который потенциальный франчайзи должен задать франчайзору, юристам, бухгалтерам и самому себе. Если ответы на них удалось получить, то это уже половина успеха. Вторая половина будет зависеть от того, как будет работать ваше франчайзинговая точка.

В следующем выпуске я расскажу, какие вопросы задавать действующим франчайзи выбранной вами сети.

Источник

Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег

На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.

Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.

Какой договор будем разбирать

Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.

Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.

Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.

Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.

Что в рекламе

Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.

Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.

Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.

Что написано в договоре

Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.

Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.

Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.

Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.

Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.

С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».

С этим разобрались, читаем дальше.

В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.

Идем дальше: права и обязанности сторон.

В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».

Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: « Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.

Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл

К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.

Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.

Что написано в соглашении о создании компании

Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.

Источник

15 вопросов, на которые нужно ответить франчайзи перед покупкой франшизы

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

Перед подписанием договора франшизы потенциальный франчайзи должен четко ответить на несколько основных вопросов, которые он должен задать не только головному офису компании, но и самому себе.

Франчайзинг – это оптимальный вариант открытия собственного бизнеса для людей, которые ранее не имели предпринимательского опыта. Помощь и опека франчайзера, его рекомендации, расчеты и советы позволят новичкам избежать многих серьезных ошибок, разочарований и финансовых потерь. Но все же, несмотря на уверения компаний, которые продают франшизы, эта бизнес-модель подходит далеко не всем.

Для того чтобы понять, как вам строить свой бизнес – с нуля или в качестве франчайзи, заручившись поддержкой головной компании, необходимо проанализировать степень ответственности, которую вы готовы взять на себя, ваши возможности и ресурсы, капитал, которым вы располагаете, опыт и знания, а также еще большое количество дополнительных факторов и условий. Готовы ли вы неукоснительно соблюдать правила франчайзинговой системы, частью которой вы станете? Согласны ли вы с ограничением самостоятельности и ответственности? Все ли условия франчайзингового договора вас устраивают? Итак, на какие 15 обязательных вопросов нужно ответить потенциальному франчайзи.

1. Хорошо ли вы знакомы с системой франчайзинга, знаете ли вы права и обязанности сторон?

Удивительно, но многие люди, которые собираются приобретать франшизу, имеют весьма смутное представление о самом франчайзинге. Кто-то считает предприятие-франчайзи филиалом головной компании, кто-то расценивает его как независимую фирму, которая работает полностью автономно. Не допускайте таких ошибок – тщательно изучите все особенности такой бизнес-модели, все ее преимущества и недостатки.

2. Подходят ли вам ограничения, предъявляемые франчайзером?

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Сможете ли вы строго соблюдать его требования и установленные им стандарты? Отвечать на этот вопрос следует не только с позиции «как есть сейчас», но и в перспективе. На первом этапе работы ограничения со стороны головной компании, как правило, не воспринимаются обременительными и не вызывают у ее партнеров недовольства. Однако после того как предприятие становится прибыльным, у его руководства рано или поздно возникают мысли об автономии. Владелец бизнеса хочет больше свободы, что вполне понятно. Более того, зачастую его идеи и инициативы разумны и могут привести к хорошему результату, ведь он лучше головной компании осведомлен о ситуации на своем региональном рынке.

Однако франчайзер не поощряет и даже более того – пресекает любые «вольнодумства». В этом случае франчайзи либо начинает неосмотрительно нарушать условия договора, что чревато его расторжением, либо прекращает работу с правообладателем и начинает создавать собственный бизнес с нуля. В последнем случае ему приходится выбирать для своей деятельности либо другой регион, либо иное направление – такое требование обычно прописывается в договоре франчайзинга. В любом случае при успешном развитии франчайзингового бизнеса у правополучателя может возникнуть желание освободиться от контроля и получить больше самостоятельности, а для этого придется возвращаться к исходной точке. Утешением в данной ситуации могут послужить ценный опыт, знания и связи, полученные и наработанные во время работы под крылом правообладателя.

3. Готовы ли к соблюдению стандартов франчайзинговой системы?

На первый взгляд кажется, что этот вопрос повторяет предыдущий. Однако в этом случае речь идет несколько о другом. Никто не спорит, что стандарты качества, под которым понимают свод правил, процедур, норм и принципов работы сети, крайне важны во франчайзинге. Они помогают франчайзеру повышать лояльность клиентов к бренду и контролировать деятельность франчайзи. Многие компании, которые заботятся о своей репутации, прописывают в своих стандартах все до мельчайших подробностей, включая фразы приветствия каждого клиента. Но далеко не все компании могут соблюдать эти стандарты. Более того, в некоторых случаях определенные требования головной компании могут оказаться несостоятельными для отдельных регионов, условий, обстоятельств. Иногда франчайзи хочет ввести свои стандарты обслуживания или модифицировать уже имеющиеся. Все это противоречит условиями договора франчайзинга.

4. Готовы ли вы рисковать своими деньгами?

Франчайзинг позволяет несколько снизить риски, но не устраняет их полностью. Вам никто не даст гарантии, что ваше предприятие будет процветать, если вы будете неукоснительно выполнять все требования правообладателя. Все расчеты, которые он предоставляет, носят примерный характер. Не стоит безоговорочно им доверять. В вашем регионе, в определенное время под влиянием различных факторов вы получите совершенно иные результаты. Более того, по мере того как франчайзинг набирает популярность, на отечественном рынке появилось огромное количество предложений, которые хотя и называются франшизами, но не имеют к таковым никакого отношения. Они не имеют необходимых документов, не оказывают своим «франчайзи» никакой поддержки (правда, и контроля с их стороны, как правило, тоже нет) и приводят расчеты, которые не имеют никакого отношения к действительности. Поэтому так важно тщательно подходить к выбору партнера и не экономить на стоимости франшизы и на взносах. Если, конечно, вы не хотите потерять все свои деньги.

5. Готовы ли уделять своей работе все свое время?

Этот вопрос актуален для всех начинающих предпринимателей, неважно – будете ли вы работать самостоятельно или в качестве франчайзи. Работа по системе франчайзинга иногда воспринимается новичками как просто точное следование инструкциям строгое соблюдение всех требований правообладателя. Они относятся к франчайзинговому предприятию как к дочерней компании и уверены, что их рабочий день будет строго фиксирован, как при работе по найму. Конечно, с первых же дней работы эти иллюзии рассеиваются, и наступает разочарование. Впрочем, даже если вы четко представляете себе, что вас ждет, готовы посвящать своему детищу сутки напролет, работать дома и по выходным, спустя несколько месяцев может наступить полное выгорание. Поэтому необходимо обязательно выделять время на отдых, чтобы восстановить силы и не потерять запал.

6. Уверены ли вы в поддержке своих близких?

Семья обычно исключается из деловой жизни начинающего предпринимателя, однако она играет очень важную роль. Помощь близких, их поддержка и понимание позволят сосредоточить все внимание на бизнесе.

7. Не потеряете ли вы интерес к своему бизнесу спустя какое-то время?

На тему, может ли хобби стать полноценным бизнесом, постоянно ведутся споры. Мы не будем рассматривать экономические вопросы, но несомненно одно – дело, которым вы планируете заниматься, должно вызывать у вас интерес и энтузиазм. Разделять бизнес как средство заработка денег и увлечение как приятное времяпрепровождение не стоит, если их можно объединить. Мы не будем сейчас рассматривать вопросы прибыльности хобби как бизнеса. Дело тут вовсе не в спросе или масштабе работы. Просто когда ваше дело является исключительно потенциальным источником прибыли, но не представляет никакого личного интереса для владельца, велик шанс, что рано или поздно оно наскучит и даже будет вызывать отвращение. И вполне возможно, это случится даже до того, как вы сможете передать управление кому-то другому и посвятить все свое время любимому хобби. Если речь идет о франчайзинговом бизнесе, то стоит выбирать ту сферу, которая вам интересна

8. Знаете ли вы ключевые финансовые показатели вашей будущей франшизной точки?

Какой оборот планируется, какая прибыль ожидается и сколько составят сроки окупаемости расходов? Какие требования предъявляет франчайзер к помещению, и сможете ли вы их соблюсти? Все показатели рекомендуется проверять самостоятельно. Желательно также побеседовать с другими франчайзи, которые работают под этой торговой маркой. Так вы получите более реалистичные прогнозы и сможете оценить все преимущества и недостатки работы с этим правообладателем. Некоторые франчайзеры отказываются предоставлять контакты своих партнеры, что уже само по себе должно настораживать. Впрочем, найти все необходимые данные не составит труда – достаточно просто воспользоваться интернетом.

Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть фото Вопросы по франшизе что нужно узнать. Смотреть картинку Вопросы по франшизе что нужно узнать. Картинка про Вопросы по франшизе что нужно узнать. Фото Вопросы по франшизе что нужно узнать

Ответы на следующую группу вопросов вам нужно получить у франчайзера

9. Как долго франчайзер занимается этим видом бизнеса?

10. Сколько корпоративных точек было у головной компании к моменту начала продажи франшиз и сколько франшизных точек у нее есть сейчас?

Перед тем как «тиражировать» свой бизнес, сначала необходимо отработать его на практике. Некоторые компании, открыв 2-3 собственные точки, тут же начинают продавать франшизы. Но в скором времени эти точки могут закрыться по разным причинам, вплоть до убыточности. Вряд ли у франчайзи такой компании дела пойдут лучше.

11. Как изменялось количество франчайзи за последние три года по годам?

Ответ на этот вопрос поможет узнать, насколько успешны партнеры такого правообладателя. Если отмечается общая тенденция роста, то беспокоиться не о чем. Скорее всего, этот франчайзер, действительно, заинтересован в успехе своих франчайзи, оказывает им поддержку, а его франшиза пользуется популярностью. И напротив, если каждый год открывается и закрывается примерно равное количество точек, то, вполне возможно, вы имеете дело с недобросовестным правообладателем, для которого главная цель – продать как можно больше франшиз, а уж как его партнеры будут справляться с трудностями, его мало волнует. Также уточните, сколько всего партнеров работает в этой франчайзинговой системе и сколько вышли из нее. Это покажет положительную и отрицательную динамику и даст пищу для размышлений. Уточните, по каким причинам предприниматели покидают систему. Хотя шанс получить правдивый ответ на этот вопрос невысокий, но вы хотя бы определите, насколько ваш потенциальный франчайзер искренен.

12. Сильно ли отличается предложение вашего франчайзера от аналогичных по сумме первоначального взноса и ежемесячных платежей, по закупочным ценам, по норме прибыльности и другим условиям?

Не спешите с выбором, изучите сначала все предложения в этой сфере. Любые существенные отклонения в ту или иную сторону – повод задуматься о выборе другого партнера.

13. Какая репутация у франчайзера в деловых кругах?

Вы можете поискать аналитические обзоры в специализированных изданиях или обратиться к экспертам. Если что-либо из полученной информации вызывает смущение, не стесняйтесь спросить об этом у франчайзера.

14. Что именно вы получите от франчайзера?

Этот вопрос ключевой, хотя и вынесен в конец опросника. За что вы платите деньги? Готов ли ваш франчайзер предоставить максимально подробное руководство по ведению бизнеса, дать свои рекомендации? Проводит ли он обучение, в какой форме и как часто?

15. Разделяете ли вы ценности компании, под торговой маркой которой будете работать?

Вступая во франчайзинговую сеть, хотите вы того или нет, но вы становитесь ее частью. Вам придется соблюдать все требования и стандарты, руководствоваться теми же ценностями, что и головная компания. Как показывают опросы, около 30 % франчайзи, которые расторгают договор, мотивируют свое решение «расхождением взглядов» с франчайзером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *