Вода попадает в цветки по чему
Вода попадает в цветки по чему
Вода в растении находится в непосредственном контакте с водой в почве и водяным паром в окружающем воздухе. Как уже говорилось, она движется по градиенту водного потенциала от более высокого к более низкому. В растении этот потенциал снижается в направлении от почвы к воздуху. Водный потенциал умеренно сухого воздуха значительно ниже, чем растительных тканей, следовательно, вода будет стремиться перейти из них в атмосферу.
Большая часть воды поступает в растение через корневые волоски. От них она движется через кору корня в ксилему, поднимается по ней к листьям и там испаряется с поверхности клеток мезофилла, а затем диффундирует через устьица в атмосферу. Потеря воды с поверхности растения называется транспирацией, а ее движение от корней к устьицам — транспираци-онным током. По существующим оценкам, в среднем растение теряет более 99% поглощаемой воды.
Транспирация и движение воды по листьям
Обычно вода покидает растение в виде пара. Переход из жидкого состояния в газообразное требует дополнительной энергии, которую дает солнце. Именно эта энергия поддерживает общий поток воды через растение. В транспира-ции участвуют три основные структуры.
1. Устьица — поры, через которые диффундирует вода, испарившаяся с поверхности клеток. Такие поры есть в эпидермисе листьев и зеленых стеблей (через устьица теряется примерно 90% воды).
2. Кутикула — воскоподобный слой, покрывающий эпидермис листьев и стеблей; через него проходит вода, испаряющаяся с наружных стенок эпвдермальных клеток (около 10% потерь воды в зависимости от толщины кутикулы).
3. Чечевички — небольшие отверстия (участки рыхлой ткани) в опробковевшей коре деревьев и кустарников, служащие для газообмена (доля потерь воды минимальная, однако у листопадных деревьев после сбрасывания листвы через чечевички теряется основная масса воды).
Количество воды, теряемое растением за счет транспирации, бывает очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряют таким путем 1—2 л воды, а старый дуб — более 600 л.
Вода поступает в листья по сосудам ксилемы. Строение этих сосудов описано в нашей статье. Ксилема составляет часть проводящих пучков, которые пронизывают весь лист, образуя в нем сеть тонких жилок. Эти пучки оканчиваются одним или немногими слабо лигнифицированны-ми ксилемными сосудами, через которые вода легко проходит в окружающие клетки мезофилла. На рисунке показаны три пути ее дальнейшего движения: апопластный (по клеточным стенкам), симпластный (по цитоплазме и плазмодесмам) и вакуолярный (через вакуоли).
Роль воды в жизни растений
Состояние каждого живого организма напрямую зависит от правильности ухода за ним. Растения исключением не являются. Тепло, свет, воздух, питание – это основные условия для развития и роста зеленых представителей живого мира. Безусловно, важна и вода, ведь именно эта жидкость – источник жизни на нашей планете.
Роль воды в жизни растений
Растительный организм состоит из воды на 70-95 процентов от массы тела. Она является составной частью каждого его органа. Недостаток жидкости приводит к гибели растения.
Вода помогает выполнять 8 основных функций:
Даже самые стойкие растения, растущие в засушливых районах, должны регулярно получать воду. Недостаток жидкости или же полное ее отсутствие может привести к гибели организма.
Роль испарения воды
Вода из окружающей среды поступает через корни. Далее жидкость, содержащая минеральные и органические вещества, поступает по стеблю в листья. Биологически значимые элементы усваиваются, а после происходит отдача воды окружающей среде. Такое явление в биологии именуется испарением.
Испарение – необходимый процесс жизнедеятельности растительных организмов.
Жидкость, поступившая в листья, превращается в пар, в результате чего температура растения снижается. И чем крупнее лист, тем больше и быстрее испаряется влага.
В неблагоприятный период многие растения сбрасывают листья. Так деревья и кустарники спасают себя от обезвоживания, ведь количество испаряемой воды уменьшается.
Содержание воды в растениях
Молодые листья содержат в себе 90-95 % воды, тогда как одревесневшие органы получили всего 50 %. В листьях капусты содержится 90 % воды, в огурце – 96 %. Объем жидкости в созревших семенах составляет всего лишь 10-15 %.
Содержание жидкости зависит от:
Вода необходима для прорастания семян. Без неё зародышевый стебелек не сможет разорвать семенную кожуру. Чтобы зародыш был живым, важно регулярно поливать семена.
Какие растительные организмы нуждаются в частом и обильном поливе
Часто поливают цветки, растущие в глиняных горшках. Пористая глина испаряет воду.
Чтобы количество влаги, испаряемой глиняным горшком, уменьшилось, перед посадкой посуду оставьте на некоторое время в воде.
Обильно поливают растения с тонкими стеблями, крупными или свисающими листьями, с хорошо развитой корневой системой. Цветущие и активно растущие организмы тоже нуждаются в частом поливе.
В теплое время года, когда температура высока, в комнате от солнца ярко, воздух сухой, полив тоже должен быть частым и обильным.
Какие растения можно поливать реже
Растения с небольшим количеством листьев, цветы с мясистыми стеблями и листьями, а также организмы, пострадавшие от болезней или вредителей, не требуют частого полива.
В дождливую погоду, когда влажность повышена, когда в комнате темно, можно поливать реже.
Растительные организмы, пересаженные в горшки большего объема тоже можно поливать не часто. Важен и материал посуды, например, частый полив не нужен растениям, развивающимся в пластиковых или металлических горшках.
Какой водой поливать растения
Выносливые растительные организмы поливать можно водой из-под крана, но таких организмов очень-очень мало, потому для полива предпочтительно использовать мягкую воду с низким содержанием солей.
Самый простой способ очистить воду от вредных веществ – это отстоять ее в течение 1-2 дней. Хлор за это время улетучится, а жидкость станет мягкой.
Горячая вода содержит в себе смягчители, потому она изначально мягкая, в ней меньше растворенных газов. Такая жидкость тоже подойдет для полива растений. Однако и ей нужно дать отстояться несколько дней.
Во многих домах есть фильтры для очистки воды, которая тоже подойдет для полива растений. Этот вариант нельзя назвать самым быстрым, но плюс все, же есть. В сравнении со стоимостью воды, приобретенной в цветочном магазине, затраты на фильтр будут более низкими.
Размороженная вода мягкая, потому и она пригодна для полива растений. Однако важно помнить, что замораживать ее нужно правильно. Лед образуется не сразу, постепенно. И воду, которая не успела замерзнуть, нужно успеть вылить. Именно в этой жидкости содержатся вредные вещества для растительных организмов. Для полива пригоден только растаявший лед.
Торф поглощает тяжелые металлы. Он подходит для очистки воды. Этот природный фильтр можно найти в любом цветочном магазине. К примеру, на 5 литров вы потратите примерно 50 г торфа.
Кипячение тоже смягчает воду, но при этом из жидкости испаряется весь кислород, необходимый для развития растительных организмов. Высокая температура убивает вредные и полезные для организмов вещества. Поэтому кипяченой водой не советуют поливать растения.
Какой должна быть температура воды для полива
Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. Эксперты не советуют использовать прохладную воду. Например, тропические растения, привыкшие к теплу, от холода могут погибнуть.
Выводы и рекомендации
Роль воды для растительных организмов велика. С помощью неё они получают питательные вещества, осуществляют терморегулирование и фотосинтез. Не забывайте заботиться о растительных организмах, они лёгкие нашей планеты!
Эксперимент в подготовительной к школе группе «Окрашиваем цветы»
«Как вода попадает в растение? Окрашивание цветов»
Задачи. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.
Создать условия для формирования основного целостного мировидения детей средствами физического эксперимента. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам. Развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование. 5 прозрачных стаканчиков с водой, пищевые красители, 5 веточек белых хризантем, альбом для фиксации наблюдений.
Вода по стеблям будет подниматься к бутонам цветов. Примерно через 24 часа, цветы, помещенные в подкрашенную воду, начнут окрашиваться.
Вывод. Вода понимается к бутонам через стебель. Если вода окрашена, то бутоны поменяют цвет.
2 день
Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении
Урок 32. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении»
Растения примерно на 80% состоят из воды, которая поступает в растение из почвы через корневые волоски, и поднимается вверх ко всем органам и тканям растения по сосудам. Вода необходима для передвижения питательных веществ. Часть её используется на образование органических веществ. Главная же масса воды испаряется через устьица листьев в воздух.
Чтобы доказать, что листья испаряют воду, проведём небольшой эксперимент. Наклоним ветку с листьями и, не отрезая её от растения, поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Её испарили листья.
Можно определить количество воды, испаряемой растением. Возьмём три пробирки, нальём в них одинаковое количество воды, в две пробирки на поверхность воды нальём масло. Оно покроет воду и не даст ей испаряться с поверхности. Срежем ветку с листьями какого-нибудь растения и поставим в третью пробирку. Уже через сутки воды в пробирке без масла станет меньше, так как часть её испарится. В третьей пробирке воды станет меньше всего. Значит, вода поднялась вверх по растению и испарилась через листья.
Разные растения испаряют разные количества воды. Одно можно сказать точно, так это то, что растения испаряют очень много воды. Для примера одно растение подсолнечника испаряет за день от 3 до 4 стаканов воды, капуста – 5 стаканов, а берёза в жаркий день испаряет до 6 вёдер воды. Представляете, сколько воды может испариться, если этими растениями будет засеян целый гектар земли.
При разных условиях даже одно и тоже растение испаряет разные количества воды. Например, в тени воды испаряется меньше, чем при солнечном освещении; при сильном сухом ветре испарение идет сильнее, чем в тихую погоду.
Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. Если растениям достаточно воды, устьица открыты днём и ночью. У некоторых растений устьица открыты только днём, а на ночь закрываются. При недостатке воды устьица таких растений закрываются даже днём и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. Когда наступают благоприятные условия, устьица снова открываются.
Испарение играет в жизни растений большую роль. Ярко освещённые солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются и растение не перегревается. Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. С токами воды передвигаются и минеральные вещества. У растений испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц.
Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется воды. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт. Поставим в две одинаковые пробирки с водой по одной веточке комнатного растения с мелкими и крупными листьями. Уровень воды быстрее понизится в пробирке, в которой находится ветка с крупными листьями.
Органические вещества образуются в листьях в результате фотосинтеза. Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать во все его органы. Все растение пронизано проводящими тканями. По одним проводящим тканям движется вода с растворёнными минеральными веществами, по другим — раствор органических веществ. Проводящие ткани объединяются в сосудисто-волокнистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пучки проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.
Воду и минеральные вещества корень поглощает из почвы. Но эти вещества не остаются в корне, а поднимаются по сосудам вверх и поступают в стебель, листья, цветки, плоды и семена.
Разберёмся, каким путём вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения.
Рассмотрим срез побега с ветки, поставленной в окрашенную воду. Краска окрасила только древесину. В опыте краска как бы заменяла минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
Так же можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки. Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода и поступает в листья.
Как вы уже знаете, крахмал, образовавшийся в листьях, превращается в сахар и поступает во все органы растения. Рассмотрим, как это происходит.
На стебле комнатного растения осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим пакет с водой. Окольцованную ветку поставим в воду.
Через несколько недель на ветке выше кольца появляется утолщение в виде наплыва. На нём начнут развиваться придаточные корни. Видимо, в этом месте скопились какие-то вещества.
Вспомним строение стебля липы.
Он состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины. В лубе расположены ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения. Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки. Органические вещества, оттекающие из листьев, дошли до кольцевой вырезки и скопились там.
На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки. Итак, органические вещества передвигаются по лубу.
Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.
Не все органические вещества используются для питания растений и роста его молодых органов сразу. Часть веществ откладывается в запас в клетках плодов, семян, корней и стеблей. Вы уже знаете, что корнеплоды моркови, свёклы, репы и некоторых других растений — это своеобразные кладовые питательных веществ.
Все вы, конечно, бывали в осеннем лесу или парке. Листья многих растений стали жёлтыми и красными. Да и количество их на деревьях уменьшилось. И только ели и сосны выглядят почти так же, как летом. Это вечнозелёные растения. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряют воду и сохраняются под снегом. Называя некоторые растения вечнозелёными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и опадают, но не одновременно.
Осенью листья деревьев желтеют и краснеют из-за разрушения пигмента зелёного цвета — хлорофилла. Хлоропласты постепенно превращаются в хромопласты, что и придает листьям оранжево-бурую и красную окраски. Со временем жёлтые и красные листья опадают. Это явление называется листопадом. Листопад играет большую роль в жизни растений. Вместе с опадающими листьями из растений удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени. Перед листопадом питательные вещества, образовавшиеся в листьях, перемещаются к зимующим почкам.
Листопад — это ещё и приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой. С наступлением холодов корни многих растений перестают всасывать воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Когда же листья опадают, растения предохраняют себя от высыхания. Кроме того, зимой во время сильных снегопадов покрытые листьями ветки скорее всего обламывались бы под тяжестью снега.
Творческие проекты и работы учащихся
Ученицей 3 класса в ходе исследовательского творческого проекта по окружающему миру «Как пьют цветы?» была поставлена цель исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы, сравнить, какие из них поглощают больше воды и с чем это связано.
Подробнее о проекте:
Готовый проект по начальной школе «Как пьют цветы?» представляет собой подробное описание эксперимента, который провела учащаяся 3 класса начальной школы. Изучив особенности поглощения воды комнатными растениями в горшках и срезанными цветами, ученица 3 класса сделала выводы о том, как сохранить красоту и зелень домашних растений и срезанных цветов, а также объяснила, почему срезанные цветы, не имеющие корня, способны «пить» воду.
Оглавление
Введение
1. Как пьют растения?
2. Могут ли пить срезанные растения?
3. Практическая часть.
3.1. Эксперимент.
3.2. Пьют ли воду цветы из бумаги?
3.3. Движение воды и окрашивание лепестков
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Мне стало очень интересно, как цветок пьет воду? Если с помощью корней, то, как тогда вода попадает в цветок, когда он срезан? Мы с мамой решили поподробнее узнать об этом.
Гипотеза: Предположим, что цветы «пьют» воду. За счет этого они могут расти в горшках дома и даже тогда, когда их срезают.
Актуальность проблемы: Цветы украшают нашу жизнь, приносят уют в дом, очищают воздух и приносят радость. Как сохранить красоту и зелень домашних растений и срезанных цветов? Эта тема всегда актуальна, потому, что цветы любят и выращивают очень многие люди.
Цель исследовательской работы: Исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы.
Задачи исследовательской работы:
Как пьют растения?
У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества сверху вниз к корням.
На листьях растений мы часто видим жилки. По листу вода двигается по жилкам, они имеют ветвистую систему. Чем больше жилок имеется на листе, тем легче вода двигается по направлению к клеткам растения.
Сосущая сила позволяет передвигаться воде от одной клетки к другой. Устройство этой системы одинаково у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Таким образом, вода в живом, несрезанном и несорванном растении, движется под силой корневого давления.
Могут ли пить срезанные растения?
Благодаря этой способности растений, цветок, поставленный в воду, живёт и еще какое-то время радует нас своей красотой.
Эксперимент, обладает ли комнатный цветок сосущей силой
Через несколько дней количество воды в бутылке заметно уменьшилось.
Вывод: опыт показал, что растения действительно обладают сосущей силой и пьют воду.
Пьют ли воду цветы из бумаги?
Если учесть, что бумага сделана из дерева, а дерево, это растение, можно предположить, что бумажные цветы тоже обладают сосущей силой. Проведем опыт. Я сделала несколько бумажных цветков и загнула им лепестки, как будто цветок в бутоне. Затем опустила все цветы в воду. Удивительно, что цветы начали впитывать воду и медленно раскрываться.
Почему так происходит? Вода проникает через поры бумаги. Заполнив дно бумажного цветка, вода поднимается, давит на сгибы и заставляет лепестки открыться.
Вывод: бумага сделана из дерева, дерево-это растение, бумажные цветы могут «пить» воду, за счет этого они ведут себя, как живые, раскрывают бутоны, напитавшись водой.
Движение воды по срезанному цветку и окрашивание его лепестков
Чтобы наглядно убедиться, что цветок «пьет» воду даже после того, как его срезали, я провела опыт с цветной водой.
Для этого я наполнила стакан водой, добавила пищевой краситель синего цвета, поставила туда срезанный белый тюльпан и стала ждать.
Через некоторое время окрашенная вода поднялась по стеблю растения вверх и окрасила его лепестки голубым цветом, через 2 дня цветок окрасился интенсивнее.
Внимательно рассмотрев цветок, видно, как двигалась вода по растению, окрасились жилки.
Я решила посмотреть под микроскопом окрашенный лепесток. При увеличении четко видны синие жилки, а значит, цветок действительно впитал воду через сосуды-трубочки.
На основании изученной информации и проведенных экспериментов я сделала следующие выводы:
Заключение
В результате проведенного исследования, гипотеза подтвердилась, действительно, комнатные цветы в горшках и срезанные цветы умеют «пить» воду.
Используя это свойство, можно окрасить белые цветы в любой другой цвет и даже в несколько цветов сразу!
Свой необычный цветок я подарила маме, она очень удивилась и обрадовалась.
Так как вода движется по сосудам растений, повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Это очень интересный опыт, доказывающий, что растения не могут жить без воды, как и мы.
Домашние цветы теперь буду поливать сама, а деревья и растения на улице-беречь.