Во что объединяются предприятия
Discovered
О финансах и не только…
Объединение предприятий
С целью координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности функционирования предприятия могут на добровольных началах объединять производственную, научную, коммерческую и прочие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству.
Что такое объединение предприятий?
Объединение предприятий — это хозяйственная организация, образованная в составе двух и более предприятий с целью координации их производственной, научной и других видов деятельности для решения совместных экономических и социальных проблем.
Объединение предприятий осуществляется предприятиями на добровольных началах или же по решению органов, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право образовывать объединения предприятий. В состав объединения предприятий могут входить как предприятия-резиденты, так и нерезитенты.
Объединение предприятий может быть создано на неопределенный срок или действовать как временное объединение (на определенный срок, до достижения определенных целей и т.п.).
Объединение предприятий имеет статус юридического лица и для его учреждения требуется пройти процедуру государственной регистрации. Объединение предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава. При этом, все предприятия, которые входят в состав объединения, являются самостоятельными и сохраняют за собой статус юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.
Предприятие-участник хозяйственного объединения имеет право:
Предприятие, входящее в состав государственного или коммунального хозяйственного объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а также объединять на добровольных началах свою деятельность с другими субъектами хозяйствования и принимать решение о своем прекращении.
Объединение является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный и сводный балансы, расчетный и другие счета в учреждениях банка, а также печать с собственным наименованием.
Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом).
Основанием для создания объединений, как правило, являются:
Главные принципы формирования объединений предприятий:
Цели объединения предприятий
Основная цель объединения предприятий — это координация производственной, маркетинговой, научной, исследовательской, методологической и прочих видов деятельности предприятий-участников такого объединения для решения совместных экономических, экологических, социальных и иных проблем.
В результате объединения предприятий его участники могут получить ряд преимуществ:
Основными задачами формирования объединений являются:
Формы объединения предприятий
Различают следующие формы объединений.
Формы добровольных объединений предприятий и организаций
Рассмотрим их основные особенности.
Ассоциации
Ассоциации — это договорные объединения, создаваемые с целью постоянной координации хозяйственной деятельности их участников путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместного производства на основании объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. При этом ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.
Ассоциации также создаются с целью представления и защиты общих имущественных интересов, для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предприятий, вошедших в объединение.
Корпорации
Корпорации — это договорные объединения, создаваемые на основании согласования производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ними отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.
Формально, корпорация – это объединение нескольких крупных предприятий, которые связаны единой экономической целью. В отличие от концерна или холдинга, в корпорации управление организовано коллегиально, все решения принимаются советом директоров.
Консорциумы
Консорциумы — это временные объединения (соглашения) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Консорциум — одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка.
Более детально о консорциумах, их видах, особенностях и принципах функционирования читай в статье Консорциум.
Концерны
Концерны — это уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и других организаций на основании полной финансовой зависимости от одного или группы участников объединения с централизацией функций научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и других видов деятельности. Участники одного концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.
В концернах обычно создается координационный центр. Имеются общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединять предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях (см. Концерн).
Картели
Картели — это договорные объединения предприятий, как правило, одной отрасли, для осуществления совместной коммерческой деятельности. Соглашения заключаются о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами.
Участники картеля сохраняют независимость, согласовывают долю каждой компании на общем рынке и противостоят остальным производителям (см. Картель).
В последнее время картельные соглашения предусматривают патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информацией, ноу-хау и т.п. Ряд стран использует картель как форму, способную вывести из кризиса какую-либо отрасль.
Синдикаты
Синдикаты — это договорные объединения, действующие на основании разновидности картельного соглашения, предполагающей реализацию производимой участниками продукции через совместную сбытовую сеть или сбытовую сеть одного из участников. Эта форма объединения наиболее часто встречается в отраслях с массовым производством однородной продукции.
Синдикат проводит общее планирование в части сбыта и маркетинга. При этом сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, которая принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может закупать сырье по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг.
В настоящее время в мировой практике синдикат как форма объединения предприятий не имеет широкого распространения. Однако в банковской сфере данная форма находит свое проявление в виде синдицированного кредита.
Тресты
Тресты — это монополистические объединения в единый производственно-хозяйственный комплекс предприятий, ранее принадлежавших разным предпринимателям. Такие предприятия полностью утрачивают юридическую и хозяйственную самостоятельность, поскольку интегрируются все направления их деятельности. Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, а их предприятия подчиняются единому руководству треста.
Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, составляющих трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста — комбинат.
Холдинговые компании
Холдинговые компании — это основанные на объединении капиталов интегрированные общества, которые непосредственно не осуществляют производственной деятельности, а используют свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других предприятий с целью контроля их деятельности.
Холдинг (холдинговая компания) — корпорация или акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая по отношению к ним функции контроля и управления (см. также Банковская холдинговая группа, Финансовая холдинговая группа).
Промышленно-финансовые группы
Промышленно-финансовые группы — это интеграционные структуры, состоящие из различных субъектов хозяйствования всех форм собственности и создаваемые для реализации государственных программ развития приоритетных отраслей, а также структурной перестройки экономики. В составе промышленно-финансовой группы назначается головное предприятие, имеющее исключительное право действовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.
Финансово-промышленные группы (коммерческие, финансовые, консалтинговые) — объединения предприятий, осуществляющих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.
Прочие формы объединения предприятий
На практике встречаются и прочие формы объединения предприятий:
Зачем компании объединяются и как на этом заработать
Зачем компании объединяются
Прежде чем разобраться, как заработать на слияниях и поглощениях, посмотрим, как такие сделки вообще происходят. У компаний есть несколько основных причин, чтобы пойти на этот шаг.
Чтобы укрупнить бизнес и увеличить свою долю на рынке, компании покупают конкурентов. У многих это прописано в стратегии как основной двигатель развития. Ярким примером могут послужить розничные сети. Для них доля рынка и объем продаж — это основные критерии роста бизнеса.
Например, Х5 Retail Group регулярно открывает новые торговые точки и покупает сети магазинов других компаний. За время своего существования и развития компания поглощала сети магазинов «Копейка», «Патэрсон», «Корзинка», «365» и другие.
Другой пример — в конце июня 2019 года фармацевтическая компания AbbVie купила производителя ботокса Allergan. Для AbbVie это новое направление для развития бизнеса, она вышла на новый рынок.
Компаниям, которые добывают ресурсы, например газ и нефть, часто нужны дополнительные материальные источники.
Допустим, одна нефтяная компании обладает правами на разработку нескольких месторождений в труднодоступных районах с тяжелыми условиями труда. Чтобы эффективно работать в таких местах, ей не хватает продвинутого и нового оборудования.
Чтобы решить эту проблему, компания привлекает партнера, у которого это оборудование есть. Два бизнеса объединяют усилия и формируют совместное предприятие на взаимовыгодных условиях. Теперь у обеих компаний есть все необходимое для продуктивной работы.
Чтобы развиваться в современном мире, многим компаниям приходится перестраивать свой бизнес и адаптироваться к новым условиям. Компании нуждаются в новых технологиях и сервисах, им не хватает современных методов управления или компетенций сотрудников в работе с большими данными.
Первое, что приходит в голову в качестве примера, — Facebook и Google. Они покупают стартапы и небольшие компании в первую очередь для того, чтобы получить доступ к их уникальным разработкам. Финансовые и операционные показатели на момент покупки не являются решающим фактором для этих корпораций.
Ко всему прочему, чтобы выпустить облигации, компании потребуется заплатить организаторам, которые помогут ей разместить бумаги на бирже. А в будущем компания будет платить инвесторам проценты по купонам. Размещать облигации на маленькую сумму невыгодно. В таком случае все комиссии и будущие выплаты по купонам съедят деньги, которые компания получит от инвесторов, купивших ее облигации. Выходит, перед тем как размещать облигации на бирже, компаниям может быть выгодно объединиться.
Крупные корпорации имеют возможность фактически монополизировать определенные рыночные сегменты, даже несмотря на антимонопольное регулирование. Это позволяет им диктовать свои условия и получать сверхприбыль. Они могут скупать мелких конкурентов или мешать им. Это такие гиганты, как Google, Facebook или Microsoft.
Им сложно что-то противопоставить. Однако, когда регулирующие органы могут доказать факты злоупотребления доминирующим положением, на такие компании налагают штрафы. Что, впрочем, не особенно мешает их бизнесу.
К примеру, 20 декабря Google был оштрафован на €150 млн французским антимонопольным регулятором. Компанию обвиняют в том, что она ограничила рекламу для конкурентов с помощью своей платформы AdSense. А в марте 2019 года антимонопольный орган Евросоюза выписал штраф Google на €1,49 млрд по тому же делу. Всего за последние два года Google получил штрафы общей суммой около €8 млрд.
Отдельным блоком стоят недружественные поглощения компаний. Чаще всего основная цель таких сделок — это реструктуризация или разделение бизнеса. После того как одна компания поглощает другую, она получает доступ к технологиям, человеческим и интеллектуальным ресурсам.
После этого компания-агрессор имеет полное право продать бизнес по частям, уволить сотрудников или закрыть бренд поглощенной компании. На такое обычно приходится соглашаться убыточным предприятиям или предприятиям, у которых серьезные проблемы в бизнесе.
Как слияния и поглощения влияют на акции
Кроме прочего, сделки влияют на цену акций компании. Классическая реакция рынков обычно такая — акции покупаемой компании дорожают, акции покупателя снижаются. Рост первых происходит потому, что акционерам приобретаемой компании предлагают достаточно выгодный обмен на акции объединенной компании. Снижение котировок покупателя объясняется тем, что компании предстоят сопутствующие затраты на поглощение.
Но бывают яркие исключения из правил. Например, акции «Яндекса» резко упали, когда в новостях прошел слух о том, что «Сбербанк» может купить большую долю в технологическом гиганте. Это повлияло на цену акций «Яндекса» негативно — за день они упали в стоимости на 20%.
Государственное влияние на бизнес «Яндекса» инвесторы восприняли негативно. При этом сам «Яндекс» и его потенциал на рынке оценивается высоко. В такой ситуации можно было рискнуть и купить акции технологической компании по низкой цене. С расчетом на то, что сделка не случится, акции вырастут обратно и их можно будет продать с прибылью.
Такая цена предполагала существенную премию к акциям Luxoft на тот момент. Бумаги Luxoft немедленно подорожали и впоследствии торговались примерно на одном уровне вплоть до окончательного закрытия сделки в июне 2019 года. Акции DXC Technology также выросли в момент объявления сделки. В этом случае можно было купить акции компаний, если успеть оценить потенциал сделки сразу, понять, что он положительный, и купить акции в расчете на их рост.
На что обратить внимание инвестору
В первую очередь необходимо понимать предпосылки, цели и задачи, которые ставят перед собой компании, планирующие слияния и поглощения. Стоит посмотреть на условия и определить, какого типа эта сделка. Объединяются ли компании для того, чтобы улучшить бизнес на взаимовыгодных условиях. Или это недружественное поглощение и компанию, акции которой вам принадлежат, вот-вот распродадут по частям.
Кроме того, что стоит опасаться недружественных поглощений, также стоит уделить внимание ситуациям, когда сделка приводит к смене операционного контроля или руководства. Это может кардинально поменять бизнес, и не всегда в лучшую сторону.
Иногда компании раскрывают условия сделки, поэтому можно внимательно их изучить и предположить, насколько реальны задачи, которые перед собой ставят компании. А также совместимы ли у них структуры управления, команды, корпоративная культура, нет ли конфликта интересов.
Еще один важный момент — регуляторные риски и правовые тонкости. К этому относится согласование сделки с антимонопольными органами, нюансы лицензирования деятельности, доступа к ресурсам.
Как на этом заработать
Обычно компания, объявляя о сделке публично, может предложить инвесторам оферту. То есть выкупить у акционеров свои акции.
Существует правило, что цена выкупа должна быть одинакова для всех категорий акционеров, как для контролирующих, так и для обычных. И в большинстве случаев цена выкупа предполагает некую премию.
То есть у частных инвесторов появляется возможность продать свои акции за цену выше той, по которой акции на данный момент торгуются на бирже. Это дает обычным акционерам возможность неплохо заработать, продав свои акции в рамках оферты.
Когда всем становится известно о будущей сделке, цена акций компании начинает расти на бирже до предполагаемой цены продажи акций по оферте.
Подводя итог, делаем вывод, что инвестор может заработать на сделках слияний и поглощений тремя способами:
— продать свои акции по оферте;
— продать свои акции на бирже, когда их цена сильно вырастет после объявления о сделке;
— купить акции качественной компании, когда из-за неподтвержденных слухов цена ее бумаг упала. В будущем продать с прибылью, когда цена вернется к прежним значениям.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.
Формы объединений предприятий
Нестеров А.К. Формы объединений предприятий // Энциклопедия Нестеровых
Виды объединений предприятий
Быстрые изменения в рыночной конъюнктуре обуславливают проблематику адекватного реагирования со стороны предприятий. В качестве одной из мер реагирования выступает возможность повышения устойчивости отдельного предприятия за счет вступления в различные формы торгово-промышленных объединений.
С точки зрения экономической природы выделяют следующие виды объединений:
Универсальными формами объединений предприятий в современных условиях являются концерн, холдинг, корпорация.
Экономическая целесообразность объединения предприятий
Объединения предприятий создаются в рыночных условиях под влиянием различных факторов, поскольку само поведение экономических субъектов определяется данными факторами и естественной целью таких объединений является достижение успеха в коммерческой деятельности и получение приемлемой прибыли. Определяющим фактором является объективный факт, что объединение усилий нескольких экономических субъектов повышает их шансы на успех и устойчивость к негативным влияниям рынка.
Отдельно следует указать на характер объединений малых предприятий. Большинство малых предприятий после нескольких лет функционирования на рынке предпринимают попытку видоизменить свою деятельность и выступить на рынке в виде объединений. В зависимости от того, была ли эта попытка успешной или нет, формируется либо устойчивое объединение в форме холдинга, либо участники объединения прекращают совместную деятельность, продолжая действовать на рынке в одиночку.
Основной причиной объединения предприятий является повышение получаемой прибыли каждым экономическим субъектом из числа участников объединения.
Экономическая целесообразность любых форм объединений предприятий обуславливается за счет кооперирования усилий с другими участниками объединения, имеющими схожие экономические интересы. В результате, при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.
Другая причина создания объединений предприятий – повышение эффективности ведения коммерческой деятельности за счет объединения усилий экономических субъектов со схожими экономическими интересами.
Различные формы объединений предприятий позволяют создать систему взаимовыгодных отношений на основе интеграции нескольких субъектов, обладающих различными возможностями, для их использования в целях повышения уровня прибыли.
Третья причина объединения предприятий – создание качественно иного субъекта на рынке, обладающего большими возможностями за счет синергии участников.
Характерная черта: происходит объединение различных по своим характеристикам предприятий. Особенно перспективно данный вариант объединения выглядит в рамках межрегиональной кооперации нескольких предприятий для осуществления коммерческой деятельности на территории сопряженных регионов на условиях осуществления единой политики сбыта продукции и координации цен в рамках объединения. Это позволяет относительно небольшим предприятиям выдерживать конкуренцию с крупными предприятиями.
Экономическая целесообразность различных форм объединений предприятий обусловлена следующими преимуществами, которые предприятия получают, вступая в кооперацию с другими экономическими субъектами:
Следствием этого является совокупное увеличение прибыли каждого участника оптово-розничных объединений.
Основные формы объединений предприятий
Добровольное объединение предприятий из различных отраслей промышленности.
Складывается в форме промышленных групп (реже в форме финансово-промышленных групп). Предприятия, входящие в концерн, действуют на основе взаимного интереса и участвуют в деятельности концерна согласно своему профилю.
Для предприятий концерна характерна юридическая и хозяйственная самостоятельность, но деятельность координируется со стороны головной структуры (управляющей компании).
Формально, головная компания обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Формально, корпорация – это объединение нескольких крупных предприятий, которые связаны единой экономической целью.
В отличие от концерна или холдинга, в корпорации управление организовано коллегиально, все решения принимаются советом директоров.
С точки зрения законодательства, корпорация – это единое юридическое лицо в форме акционерного общества.
Это объединение нескольких предприятий, действующих как группа компаний, объединенных в единую организационно-управленческую систему.
Конгломерат имеет интересы в различных отраслях экономики, действует в разных сферах деятельности.
Формально, конгломерат является совокупностью самостоятельных компаний. Данная форма объединений предприятий образуется путем функциональных слияний нескольких компаний, связанных в процессе производства.
Характерной чертой объединения является его временный характер.
Предприятия временно объединяются в консорциум, сохраняя свою юридическую и хозяйственную независимость, с целью координации предпринимательской деятельности всех участников.
Объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности. Картель предполагает совместное регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.
Признаки картеля: договорной характер объединения; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться и на объемы ее закупок.
Картель – это добровольный союз на договорной основе нескольких предприятий, собственники которых сохраняют свои права на управление и владение предприятием и ведут свою деятельность, договариваясь о квоте – доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).
В сущности, пул представляет собой типичный картель, но с более жесткими условиями договора в отношении прав на доходы от ведения коммерческой деятельности.
Добровольное объединение юридических лиц с целью взаимного сотрудничества в области сбыта и реализации товарной продукции при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Данная форма объединения характерна для предприятий торговли.
Ассоциация представляет наиболее мягкую форму объединения для ведения совместных действий и осуществления взаимной помощи экономических субъектов в рамках торговых отношений. В общем виде в ассоциацию входят хозяйственные субъекты, расположенные на определенной территории, поэтому торговая деятельность и сфера коммерческих интересов ассоциации распространяется на эту территорию.
Объединение нескольких коммерческих организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей на договорной основе. Союз схож с ассоциацией и тоже характерен для торговых предприятий.
Торговые союзы являются организациями, занимающимися координацией деятельности всех участников союза с целью наибольшего благоприятствования ведению коммерческой деятельности. В отличие от ассоциации деятельность союза носит в большей степени информационно-консалтинговый характер и во многом служит для формирования у участников представления о текущем состоянии рыночной среды и динамике оптово-розничного рынка, на котором работают участники союза. Кроме того, одной из важных функций союза является постоянный обмен опытом между участниками.
Формы объединений торговых предприятий
Наиболее распространены объединения торговых предприятий в форме ассоциаций или союзов, они создаются в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. При этом такие ассоциации и союзы становятся некоммерческими организациями. Ассоциация и союз не являются вышестоящим органом по отношению к входящим в нее самостоятельным предприятиям. Они выполняют те функции и обладают теми полномочиями, которые добровольно делегировали ей участники.
Однако, с точки зрения эффективности объединения и реализации экономических интересов, для торговых предприятий наиболее привлекательной формой объединений является цепная торговая организация. Целесообразность создания оптово-розничных объединений в виде цепных торговых организаций заключается в их характерных особенностях.
Цепные торговые организации представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением [4].
Фактически, цепная торговая организация это объединение, в котором крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми и средними торговыми организациями, а они, в свою очередь, получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке. Цепные торговые организации могут создаваться в оптовой и в розничной торговле.
Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах обшей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Розничные торговые предприятия, входящие в цепь, имеют единое фирменное название, унифицированный ассортимент, общую сбытовую политику. Представляется естественным, что в современных условиях конкуренции малые и средние торговые предприятия стремятся объединиться с крупными партнерами в целях снижения риска, укрепления своих позиций. Эти объединения могут быть как горизонтальными, так и вертикальными.
Преимущества объединения предприятий
Входящие в объединение предприятия, сохраняя свои сильные стороны и возможности, дополнительно приобретают следующие преимущества:
Таким образом, каждое предприятие, которое входит в объединение, получает дополнительные возможности снижения цен закупок и цен продаж, что повышает ценовую конкурентоспособность, а также рост экономической и социальной эффективности. При этом различные формы объединений предприятий, как правило, не испытывают недостатка собственных оборотных средств и меньше зависят от кредитных организаций и других источников внешнего финансирования, что представляется наиболее важным экономическим преимуществом создания финансово-промышленных объединений.
Франчайзинг, как особая форма объединений предприятий
Франчайзинг – система, при которой один экономический объект предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем [1].
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии, по которому одна сторона передает другой право использовать в предпринимательской деятельности товарный знак, коммерческое обозначение, технологии производства и т.д. Владелец исключительных прав (франчайзер) на идею, фирменный стиль, технологию производства, уникальный продукт и т.п. на определенных условиях, которые оговариваются в договоре передает право их использовать своим компаньонам за вознаграждение.
Франчайзи – это участник франчайзинговых отношений, который за определенную плату франчазеру получает от него право на ведение определенного бизнеса, используя разработанную франчайзером бизнес-модель ведения данного бизнеса.
Франчайзи работают строго по договору с франчайзером с соблюдением территориальных условий, если они закреплены в договоре. Совокупность всех франчайзи в рамках одного франчайзингового объединения – это своего рода торговая сеть, стремящаяся работать по единой разработанной франчайзером методике.
Франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки, регулирует деятельность франчайзи с целью сохранения единообразного использования предмета франчайзинга, однако, все участники такой формы объединения сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность.
Таким образом, франчайзинговое объединение предприятий – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений.
Объединение предприятий в форме франчайзинга имеет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупной компании, которая выступает франчайзером, и малого предприятия, выступающим франчайзи, осуществляется на основе договора коммерческой концессии.
Франчайзинговое объединение является одной из наиболее перспективных форм торговой интеграции в условиях, когда небольшие фирмы испытывают сложности с организацией собственного бизнеса, ведением основной хозяйственной деятельности и желающие получить профессиональную поддержку.